Что представляет собой система государственных закупок

Полная информация на тему: "Что представляет собой система государственных закупок" в помощь грамотному гражданину.

Что представляет собой система государственных закупок?

Система управления гос закупками представляет собой очень сложный и, в тоже время, слаженный механизм. Конечно, любой механизм никак не может быть идеальным, и в нем находятся ржавые, а порой, и устаревшие детали. Законодательный орган Российской федерации, государственная дума, отвечающая за законодательный аспект системы государственных и муниципальных закупок на протяжении семи лет, пытается подлатать этот механизм, заменяя старые детали на новые и проводя чистку ржавчины с федерального закона о гос. закупках номер девяносто четыре, и к тому же, придумывает новое «устройство», так сказать, новый механизм — это федеральную контрактную систему.

Что же из себя представляет система государственных закупок, и какие основные процессы она реализует и поддерживает на должном уровне?

Система государственных закупок — это система, которая реализует государственную программу по закупке товаров, выполнению услуг, выполнению работ для нужд государственных и муниципальных заказчиков. Без непосредственного участия этой системы в нашей стране нельзя приобрести или выполнить какие-либо услуги для бюджетной организации. Также система представляет собой незаменимый инструмент для снижения издержек при выполнении работ и поставке товара, так как торги, проходящие в ней, направлены на удешевление закупаемых товаров или выполняемых работ.

В данной системе работают десятки тысяч сотрудников, которые на протяжении всего календарного и финансового года размещают торги, проводят их и на их же основании заключают государственные и муниципальные контракты (договора), а сам заказчик непосредственно следит за его исполнением.

Основные особенности системы управления государственными закупками

Также важно учесть, что через систему гос закупок проходит огромное количество бюджетных средств и, следовательно, не говоря утайками, можно сказать, что находятся недобросовестные чиновники, которые, пользуясь своим положением и своей информацией, расходуют бюджетные деньги в своих целях либо проводят хитроумные схемы их отмывания.

Предположим, есть государственный контракт на уборку помещений в здании, например, суда, в ТЗ пишутся заведомо завышенные квадратуры площади уборки и цены на них, по итогам торгов выигрывает подложная компания, которая выполняет работы на двадцать процентов от положенных ста, остальные деньги делаться между чиновниками и директорами подставных фирм.

Таких примеров можно привести десятки и, к сожалению, на сегодняшний день, можно однозначно сказать, что существующий механизм системы государственных и муниципальных закупок прогнил и заржавел до такой степени, что латать его или менять отдельные детали себе дороже станет, легче создать новую систему, которая могла бы учесть все дыры старой и работать более продуктивно.

Подводя итоги, хочется верить, что механизм системы закупок ждет какое-либо обновление, потому что в том виде, в котором он существует на сегодняшний день, он не отвечает всем требованиям и стандартам которые возлагались на него при его создании.

Преимущества системы управления закупками

Как известно в наш просвещённый и, в то же время, быстро меняющийся мир, идущий по ступеням информатизации восьмимильными шагами, системы управления различными информационными и рабочими процессами вошли в направление любых сфер нашей жизнедеятельности. Не стало исключением и такое направление как государственные и не государственные закупки. Подобных систем управления достаточно много, и они различаются по своим функциональным возможностям, и нередко выполняют отдельно поставленные задачи повышенной сложности.

Из основных возможностей и неоспоримых плюсов систем управления закупочной деятельностью можно выделить следующие:

  • Многократное повышение эффективности в процессах при размещении закупок.
  • Минимизация рисков при составлении конкурсных аукционных документаций, что зачастую является главной головной болью всех специалистов в сфере размещения заказа: одна неточность может привести к невозвратимым последствиям.
  • Ощутимое сокращение затрат как временного, так и материального характера. С подобными системами временной фактор процесса опубликования и размещения закупок сократится в несколько раз.
  • Обычно в информационных системах управления гос закупками предусмотрено постоянно правовое и юридическое сопровождение, а также вы всегда будете в курсе любых изменений законодательства в сфере размещения заказа.
  • Система управления закупочной деятельностью обеспечивает постоянный контроль за размещением заказа, Вы всегда и в любой момент можете получить огромное количество различных стандартных отчетов, а некоторые системы предоставляют возможность самому специалисту составлять необходимый ему в работе аналитический отчет.

Различные системы могут предложить услугу и так называемого ведения вашего закупочного процесса от самого рождения его — опубликования извещения, до самого конца – исполнения контракта его закрытие. Очень важно, чтобы такой функционал присутствовал в системе управления закупками, так как он просто необходим за контролем и информационной осведомленностью.

Итоги обзора систем управления закупками

Подводя итоги к выше сказанному, хочется посоветовать всем организациям, решившим приобрести систему управления закупочной деятельностью, не скупиться, приобретать проверенный и подходящий вам продукт, не вызывающий сомнений. Тщательно изучить все возможности приобретаемого продукта, все слабые и сильные стороны. Если это возможно, но нужно посмотреть, как работает система закупок у других организаций, которые уже внедрили данную систему и плотно с ней работаю, уж они-то точно вам расскажут и покажут все основные нюансы эксплуатации системы в рабочем режиме. Также необходимо уделить внимание вопросу обучения персонала, так как это является важным фактором использования системы управления закупочной деятельностью на все сто процентов.

Контрактная система – новая парадигма закупок

Федеральная контрактная система начала функционировать с вступлением в силу 44-ФЗ. В основу ФКС положен опыт США. Контрактная система США доказала свою эффективность, ей уже более 70 лет. Творчески применены последние версии типового закона о закупках, который создавался всем законодательным сообществом мира с 1974 года, то есть, использован глобальный опыт всего содружества стран о наиболее эффективных методах закупок.

Читайте так же:  Суд по интеллектуальным правам — полномочия и практика

Под парадигмой мы понимаем совокупность теоретических и методологических положений, используемых в качестве модели для постановки проблем, их решения и оценки реальности. Почему контрактная система является новой парадигмой госзакупок? Почему именно с ФКС связаны наши ожидания не только реальной возможности по уму распорядиться бюджетными средствами, но и, главное, осуществить прорывы в экономике: информационные, технические, технологические, социальные. Почему столь серьезная ставка в возможности модернизации и новых перспектив для развития нашей страны делается на ФКС?

В последние годы государство в России наращивало масштабные бюджетные инвестиции – выросли их объемы, был создан Инвестиционный фонд, реализовывались целевые программы. Государственные инвестиции были призваны обеспечить выполнение функций государства по управлению общественными процессами. Однако многие из инициатив, связанных с бюджетными расходами, не оправдали ожиданий. Сегодня это общепризнанный факт: несмотря на значительное увеличение объемов бюджетных расходов, качественного прорыва в развитии российской экономики, и даже государственного сектора, так и не произошло. Низкий уровень правосознания, отсутствие отлаженных механизмов повышения отдачи от государственных расходов, недостаточные стимулы к эффективному использованию бюджетных средств – таковы, по мнению экспертов, причины неэффективности бюджетных инвестиций.

Объективно цели и задачи государства по управлению обществом должны быть эффективными.Именно, благодаря роли государства в экономике, обеспечиваются важные общественные блага: правопорядок, развитие бизнеса, энергоснабжение и водоснабжение, проверка качества лекарств, здравоохранение, образование, культура .

Экспертное и профессиональное сообщество пришло к выводу, что можно повысить эффективность государственных расходов через изменение организационной модели госзакупок, совершенствование процедур и инструментов управления бюджетными расходами. Переход к ФКС связан со стремлением государства решить эти давно назревшие проблемы. Несомненно, стоит отметить значительную роль гражданского общества, потребовавшего навести порядок в механизме госзакупок.

Федеральная контрактная система представляет собой новую модель государственных (муниципальных) закупок, концепция которой выстроена на основе системного подхода. Система закупок включает в себя новую идеологию, законодательную, экономическую, управленческую, технологическую, кадровую и информационную основу.

На сегодняшний день учеными и практиками, сотрудниками Института управления закупками и продажами им. А.Б.Соловьева ГУ-ВШЭ разработаны дорожная карта ФКС, «План мероприятий по реализации федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Дорожная карта – это наглядное представление пошагового сценария развития процессов.

Дорожная карта применяется управленцами для того, чтобы определить стратегию и план развития и выстроить во времени основные шаги этого процесса по принципу «прошлое – настоящее – будущее». Дорожные карты позволяют просматривать не только вероятные сценарии, но и их потенциальную эффективность, а также выбирать оптимальные пути.

Дорожная карта ФКС определяет этапы достижения цели по принципу: «Планируй – Действуй – Проверяй – Корректируй». При разработке дорожной карты применялся четкий и строго структурированный подход «Цель – диагностика – планирование – реализация – совершенствование».

Построение дорожной карты позволяет государственным и муниципальным заказчикам провести анализ прошлого и настоящего действующей закупочной системы, оптимизировать ее, доработать ее механизмы, нормы и регламенты и разработать процессы и процедуры, которые необходимы для эффективного функционирования и развития закупочной системы.

Новая идеология закупок

Новая парадигма госзакупок состоит в том, что ФКС призвана обеспечить в этом сегменте экономики переход к современным постиндустриальным экономическим отношениям и поднять государственное и муниципальное управление на уровень инновационных задач. Технологическим содержанием трансформации станут развитие информатизации и автоматизации основных контрактных процессов и стимулы для расширения инноваций.

Инструменты ФКС создадут предпосылки для повышения качества и экономической целесообразности закупок, модернизации экономики и технологического обновления

Законодательная основа закупок

Закон 44-ФЗ обеспечивает реализацию всех этапов единого закупочного цикла. Закон 44-ФЗ вводится постепенно, с длительным переходным периодом (до 2017г.) и обеспечивается системой подзаконных актов, на основе которых будет создана методическая база закупок, будет совершенствоваться правоприменительная практика. Закон 44-ФЗ допускает необходимую гибкость правовых норм, например, в вопросах учета особенностей объекта закупок.

Экономическая основа закупок

Стадия планирования нужна для того, чтобы проверить нужды на адекватность – что и сколько нужно купить для общества и организаций, обслуживающих общество. Стадия аудита и контроля позволит определить что и зачем купили, своевременно ли и с какими издержками, адекватно ли качество реальным потребностям, правильно ли выбрали способ определения поставщика. Инвестиционный потенциал госзакупок будет использоваться для решения задач модернизации экономики через проведение единой технологической, энергосберегающей, экологической, социальной стратегий в закупках, централизацию закупок по отдельным видам продукции, оптимизацию структуры заказа, стандартизацию закупаемой продукции, учет и снижение расходов. Предполагается добиться фактического привлечения малого бизнеса к поставкам для государственных (муниципальных) нужд.

Управленческая основа закупок

Управление госзакупками будет включать механизмы мониторинга, аудита, контроля за заключением и исполнением контрактов, снижения издержек на обеспечение основных закупочных процессов. Управленческой основой закупок станет организационная структур, органы управления и контроля, контрактные службы. Централизация позволит уменьшить издержки и сделать систему и более продуманной и управляемой.

Кадровая основа закупок

Кадровая политика в закупках основана на принципе профессионализации заказчиков и контрольных органов, персональной ответственности за контрактные результаты. Кадровое обеспечение ФКС необходимо выращивать, оберегать от соблазнов и рисков, защищать.

Технологическая и информационная основа закупок:

Единая информационная система с сопряженными ресурсами обеспечит развитие информатизации и автоматизации основных контрактных процессов.

Создание ФКС по Закону №44 ФЗ позволит:

  • Планировать закупки, исходя из задач обеспечения государственных потребностей, в рамках бюджетных параметров.
  • Нацелить государственные закупки на решение задач развития, а не просто освоения бюджетных средств.
  • Снизить коррупцию.
  • Повысить самостоятельность и ответственность заказчиков.
  • Обеспечить добросовестное исполнение заказов, управлять контрактными рисками.
  • Систематизировать результаты закупок, регулярно проводить анализ эффективности госзаказа.

Сейчас, когда ФКС становится новой экономической и правовой реальностью, важно понимать сильные и слабые стороны госзакупок по 94-ФЗ, чтобы извлечь необходимые уроки, преодолеть недостатки, продолжить положительный опыт, накопленный прежней системой закупок.

Читайте так же:  Образец заявления на отпуск авансом

Несомненным фактом является то, что Закон 94-ФЗ подготовил условия для перехода к новым контрактным отношениям, и то, что необходимо сохранить преемственность лучших практик, выработанных в ходе реализации 94-ФЗ.

Каковы сильные стороны прежней модели госзакупок?

  • Были установлены единые для всей страны конкурсные процедуры определения поставщиков.
  • Заказчики ориентировались на выработанные государством нормы, определяющие механизм размещения госзаказа.
  • ФАС обеспечивала процедуры обжалования результатов торгов.
  • Был создан Общероссийский сайт, реализующий принцип прозрачности размещения госзаказа.
  • Функционировала система обучения и повышения квалификации участников закупок.

Каковы недостатки прежней модели госзакупок?

1. Ресурс госзаказа крайне слабо использовался в целях модернизации и технологического обновления российской экономики

  • отсутствовала согласованная технологическая политика;
  • правила поставок технически сложной, уникальной, инновационной продукции были несовершенны;
  • на инновационные закупки приходилась минимальная доля;
  • участие инновационных предприятий в госзаказе было недостаточным;
  • отсутствовали правила размещения и администрирования долгосрочных контрактов.

2. Недостатки правового регулирования

  • частое и несистемное изменение норм закона;
  • процедурный и формальный подход к размещению заказа.

3. Дефицит регулирования на предконтрактной стадии

  • отсутствовали выражение и защита публичных интересов;
  • не регулировалась стадия подготовки контрактов;
  • отсутствовала политика планирования закупок, что не давало возможности предпринимателям заранее планировать развитие своего производства под определенные нужды муниципальных и государственных заказчиков .

4. Слабые стороны закупочной практики:

  • излишнее доминирование аукционного способа размещения заказа;
  • сужение параметров оценки предложения до одного критерия наименьшей цены;
  • низкая вариативность процедур закупки различных товаров, услуг, работ;
  • не регулировалась постконтрактная стадия;
  • отсутствовала ответственность за результаты закупки.

Какие органы будут обеспечивать функционирование ФКС?

Правительство РФ — выработка политики в сфере закупок, согласование интересов

Минфин России — бюджетные ориентиры и ограничения, определение финансовой политики, финансовый контроль

МЭР России — нормативное правовое регулирование, выработка общих правил реализации процессов ФКС, развитие методик ФКС, выработка режимов закупок: социальных,технологических, экологических, обеспечение публичных интересов, координация действий заказчиков, выработка отраслевых стратегий

ФАС России — контроль за соблюдением законодательства.

Существующие и формируемые элементы ФКС:

Прогнозирование госнужд (МЭР, Госзаказчики)

Подготовка планов обеспечения госнужд (Госзаказчики)

Размещение заказа (Госзаказчики, МЭР)

Реестр госконтрактов (Госзаказчики, Минфин)

Исполнение госконтрактов (Госзаказчики)

Приемка результатов (Госзаказчики)

Оценка удовлетворения госнужд (МЭР, Госзаказчики)

Что предстоит сделать в ближайшее время?

Государственные органы и заказчики должны создать условия, которые обеспечат запуск ФКС. К ним относится следующие:

Политические условия

Преодолеть инерционность общественной системы, опираясь на потенциал государства и гражданского общества.

Обеспечить согласованные действия всех ответственных органов особенно в переходный период.

Правовые условия

Осуществить модернизацию правовой базы (50 подзаконных актов, внесение изменений в действующее законодательство).

Разработать методические документы по сопровождению контрактных процессов.

Осуществить нормативное обеспечение планирования и прогнозирования.

Экономические условия

Сформировать прогноз госнужд.

Осуществлять системный экономический анализ.

Разработать технологические режимы закупок.

Проводить политику, способствующую включению малого и среднего бизнеса в закупочные процессы.

Распространять лучшие закупочные зарубежные и отечественные практики.

[1]

Анализировать и сопоставлять контрактные результаты.

Методические условия

Создать каталог товаров, работ и услуг.

Разработать стандарты закупаемой продукции.

Разработать рекомендации по определению начальной цены контракта.

Осуществить классификацию и нормирование объектов закупок.

Подготовить типовые контракты.

Предложить типовые контракты.

Регламентировать приемку и учет результатов закупок.

Информационные условия

Обеспечить функционирование Единой информационной системы (подготовить базы данных).

Кадровые условия

Обеспечить условия для реализации принципа профессионализации закупок.

Решать проблему дефицита профессиональных кадров.

Заказчикам предстоит:

Научиться разрабатывать план закупок и план-график закупки.

Реализовать принцип профессионализации закупок.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вести учет и управлять контрактными рисками.

Анализировать контрактные результаты.

Для подготовки статьи использованы материалы:

Что представляет собой система государственных закупок?

Система закупок для нужд государства представляет собой огромный «живой организм» с множественными жизненными процессами, проходящими внутри него, эту систему можно сравнить разве что с кровеносной системой человека, где каждый капилляр — это отдельный заказчик мелкого звена, предположим, муниципальная школа или городская больница, а крупные артерии — это заказчики федерального уровня.

Как и во всяком живом организме, все действующие лица системы закупок связанны между собой «ниточками» и не один из них не может существовать по отдельности. Давайте рассмотрим данный организм в отдельности в некой экосистеме госзаказа, и обозначим всех действующих лиц. Заказчик — это один, и, пожалуй, самый главный организм в экосистеме госзаказа, без которого нельзя представить данную систему.

Заказчиков можно поделить на следующие несколько уровней:

  • Федеральные
  • Региональные
  • Муниципальные
  • Муниципальные заказчики — это маленькие заказчики, которым перепадают лишь крохи бюджета и вследствие этого, размещением заказа они занимаются редко.

    Региональные же заказчики — достаточно крупные «особи», которые уже имеют неплохую часть делимых бюджетных средств и нужды их уже более крупные по сравнению с муниципальными заказчиками.

    Федеральные заказчики — это «Мамонты» государственного заказа, через их руки проходит большая часть бюджета, но и их потребности в разы выше всех остальных заказчиков. В системе государственного заказ также присутствуют и другие участники экосистемы — это поставщики. Поставщики, как и государственные заказчики, делаться на крупных, средних и мелких. Крупные поставщики обычно нацеливаются на большие и долгосрочные заказы, которые могут принести им баснословные прибыли, в основном это большие проекты строительства, поставка больших партий товара и т.д.

    Средним поставщикам не приходится рассчитывать на выполнение крупных проектов, вследствие чего, они довольствуются всеми теми проектами, за которые не захотели взяться другие заказчики.

    Ну а про мелких заказчиков и говорить не приходится, поскольку это низшее звено в иерархии поставщиков, только на крохи и объедки от всех остальных они могут рассчитывать.

    Есть и третья сторона этой системы, это, конечно же, закон, который описывает все взаимодействие внутри системы государственных закупок и по которому вынуждены жить все ее представители, этот закон носит номер сорок четвертый и имеет статус федерального.

    Система государственных закупок — подводим итоги

    Подводя итоги вышеизложенного, можно сказать одно: система государственных закупок — очень сложная и многогранная система, в которой существуют свои представители, подчиняющиеся одному и единственному закону, но, в то же время, чем крупнее система закупок, тем она и слабее, поскольку еще не существует идеальной системы. Вследствие этого продуманно достаточно много лазеек и ухищрений для того, чтобы обойти закон, по которому эта система живет и развивается.

    Читайте так же:  Имеет ли право банк продать долг коллекторам

    Система госзакупок – определение и ключевые проблемы

    Удовлетворение государственных нужд методом приобретения товаров, работ и услуг на деньги из бюджета — есть определение понятия госзакупки. Делая акцент на словосочетании «удовлетворение государственных нужд», необходимо понять, что система госзакупок нацелена на непосредственное удовлетворение наших с вами потребностей. Дороги и страхование автомобилей, больницы, приобретение медицинских препаратов и оборудования, госучреждения и ремонт помещений – всё это и многое другое, без чего не может обойтись человек, обеспечивает государство, реализуя чётко отлаженную и регламентированную систему госзакупок.

    Система госзакупок: подходы и принципы

    Сущность системы госзакупок проявляется в её принципах. Система госзакупок в целом осуществляется по определённым стандартам и правилам. Она основывается на равном и справедливом отношении ко всем участникам проводимых торгов. Все поставщики, подающие свои заявки на официальный сайт госзакупок для участия в конкурсах, имеют равные права, одинаковое количество информации о тендере на госзакупки, а также равные возможности участия в конкурсе на госзакупки, независимо от формы собственности и национальности. Эффективная система госзакупок предполагает прозрачность и открытость процесса закупок.

    Тема 1.2. Участники контрактной системы и способы закупок

    1.2.1 Участники контрактной системы

    Участниками контрактной системы являются государственные и муниципальные заказчики, уполномоченный орган по размещению заказа, специализированная организация, эксперт или экспертная организация комиссии по размещению заказа и участники закупок.

    Структура состава участников закупочного процесса представлена на рисунке 1 и представляет собой достаточно сложную схему функционального взаимодействия государственных и негосударственных институтов и организаций. Рассмотрим каждого из участников закупочного процесса более подробно.

    Государственными заказчиками являются осуществляющие закупки юридические лица, которые действуют от имени РФ или субъекта РФ и уполномочены принимать от их имени бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ, а именно:

    1) государственные органы (в том числе органы государственной власти);

    2) Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;

    3) органы управления государственными внебюджетными фондами;

    4) государственные казенные учреждения.

    Муниципальными заказчиками признаются осуществляющие закупки юридические лица, которые действуют от имени муниципального образования и уполномочены принимать от его имени бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ, а именно:

    1) муниципальные органы;

    2) муниципальные казенные учреждения.

    Государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять все виды закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг согласно требованиям, установленным в 44-ФЗ.

    К государственным и муниципальным заказчикам относят:

    государственные органы (в том числе органы государственной власти) всех трех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной. Система органов государственной власти включает два уровня — федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ.

    Государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. К государственным органам, не являющимся органами государственной власти, относятся: на федеральном уровне — Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, органы прокуратуры РФ; на региональном уровне — контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ, избирательные комиссии субъектов РФ и т.д.

    -органы управления государственными внебюджетными фондами,которые подразделяются на федеральный уровень, к которому относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также региональный уровень, к которому относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

    муниципальные органы определены ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    казенные учреждениявключены с 1 января 2011 г. вместо указания на бюджетные учреждения Законом 2010 г. N 83-ФЗ, принятым в рамках совершенствования правового положения государственных и муниципальных учреждений. Согласно этому закону государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

    Бюджетные учреждения относятся к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями 44-ФЗ, если такие закупки производятся за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств.

    Однако если бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, либо в целях привлечения третьих лиц для исполнения контракта, по которому бюджетное учреждение является исполнителем, то оно вправе осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Федеральным закономот 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

    Автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия являются заказчиками и обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном 44-ФЗ, в следующих случаях:

    — закупки осуществляются за счет средств, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности;

    — государственные или муниципальные заказчики передали указанным лицам свои полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе на основании договоров, соглашений.

    [3]

    Уполномоченный орган, уполномоченное учреждение— государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков.

    Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).

    Уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, на которые возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, вправе осуществлять полномочия уполномоченных органов, уполномоченных учреждений муниципальных образований на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основании соглашений между субъектами Российской Федерации и находящимися на их территориях муниципальными образованиями.

    Читайте так же:  Процессуальные сроки - понятие, виды, порядок исчисления

    Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей.

    Специализированная организация — юридическое лицо, привлекаемое заказчиком для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона, в том числе для разработки конкурсной документации, документации об аукционе, размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или электронного аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или в закрытом аукционе, выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе и подписание контракта осуществляются заказчиком.

    Заказчик несет солидарную ответственность за вред, причиненный физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей заказчиком на основе контракта и связанных с определением поставщика (подрядчика, исполнителя), при осуществлении ею указанных выше функций от имени заказчика.

    Специализированная организация не может быть участником закупки, в рамках которой эта организация осуществляет функции.

    [2]

    Эксперт, экспертная организация— обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо, которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам.

    К проведению экспертизы не могут быть допущены:

    1) физические лица:

    а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

    б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;

    в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;

    2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;

    3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик прямо и/или косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

    Эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы.

    Комиссии по осуществлению закупок создаются заказчиком для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

    Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.

    Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.

    Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

    Членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

    Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.

    Участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

    Что представляет собой система государственных закупок?

    Рационализация государственных расходов и снижение затрат и издержек на государственные закупки по праву занимают приоритетные позиции в списке целей любого государства в последние годы. Как известно, государственные закупки составляют существенную часть общей экономической деятельности, поскольку государство является крупнейшим игроком на рынке, и для реализации своей деятельности нуждается в товарах, услугах и работах так же, как и любой другой представитель рыночной экономики. Так, общая стоимость сделок по государственным закупкам в среднем развитых странах составляет от 10% до 25% ВВП. Стоимость сделок в сфере частных предприятий достигает более высоких показателей и продолжает расти посредством передачи непрофильных для предприятий направлений деятельности на аутсорсинг.

    Таким образом, эффективные закупки являются необходимым условием для обеспечения надлежащего функционирования государственных и муниципальных органов, а также частных предприятий и производств. Повышение эффективности ведет к улучшению социальной и экономической обстановки в стране, за счет краткосрочного определения стоимости и качества объектов закупочной деятельности, и в целом готовности поставщиков инвестировать в научные разработки в долгосрочной перспективе.

    Читайте так же:  Законодательно закреплено право проведения административного расследования в отношении коллекторов

    Управление государственными закупками представляет собой, безусловно, сложный процесс. Это обусловлено тем, что проблемы выбора поставщика, в том числе, связаны и с управлением рисками. Поскольку, в краткосрочной перспективе закупки динамичны и цикличны, то есть проводятся государством периодически, такая политика часто идет вразрез с долгосрочными целями государства, так что упускаются стратегические приоритеты в будущих отношениях между закупщиками и поставщиками. В данном случае следует подчеркнуть важность роли деловой репутации в сфере государственных закупок, особенно в свете публичных скандалов последних лет в отношении легитимности проводимых в России закупочных процедур, а также качества и цены поставляемой продукции.

    В мире не существует универсального подхода к построению лучшей модели системы государственных закупок. Для приближения к таковой следует исследовать не только правовые, но и стратегические практики организации закупочных систем в мире.

    Н. Димитри, Г. Пига и Дж. Спаньоло отмечают, что правовые и стратегические вопросы организации государственных закупок необходимы для успешной организации государственных закупок на практике. Они также отмечают, что юридический профессионализм в сфере государственных закупок развивался быстрей, чем экономический и практический. Но при этом вопросы эффективности и стратегии закупок авторы считают более важными, чем вопросы правового сопровождения.

    Многие авторы указывают, что в сфере государственных закупок отсутствует единая терминология, что приводит к тому, что одинаковые или похожие ситуации в разных странах и регионах описываются разными терминами. К. Кузнецов отмечает, что некоторыми исследователями ведется работа по созданию понятийного аппарата для государственных закупок.

    Согласно исследованию Н. Димитри, Г. Пига и Дж. Спаньоло, особенно данный факт заметен в терминологии процедур конкурентных торгов. Различия возникают из-за разной среды использования терминов. В экономике торги имеют одно значение (sealed bid), в сфере закупок это могут быть как аукционы на понижение цены (descending-in-price), так и закрытые конкурентные торги (sealed-bid tendering) и т.д. И. Кузнецова отмечает, что в отечественном законодательстве закрытые торги — это торги, на которые приглашаются не все участники рынка, а только те, кому направлено специальное приглашение, тогда как за рубежом закрытыми торгами называются конкурентные процедуры, на которые поставщики подают заявки в закрытом виде — в конвертах. Таким образом, sealed-bid tendering в России является открытым конкурсом, а понятие «тендер» в российском законодательстве вообще отсутствует. Каждая мировая организация, будь то конкретная страна, объединение стран или финансовый институт, может иметь собственную терминологию, что осложняет поиск единых практик для организации систем государственных закупок.

    Управление системой государственных закупок включает в себя правовые и стратегические вопросы организации закупочной системы. Согласно мнению К. Кузнецова, элементами прокьюремента как системы государственных закупок являются планирование закупок, правовая основа (регламентирование) закупок, осуществление закупочных процедур, мониторинг, контроль и оценка эффективности закупок. И. Кузнецова выделяет центральные процессы закупок, такие как планирование, размещение заказа и управление контрактом, а также процессы управления, которые включают создание нормативной базы, организацию управления закупками, в том числе распределение полномочий и ответственности, а также мониторинг и аудит закупок. Кроме того, центральные процессы закупок не могут быть реализованы без процессов обеспечения, в том числе финансового, материально-технического, информационного, кадрового, методического и научного.

    В учебном модуле «Государственные закупки: принципы, законодательные нормы и институциональные схемы», составленном коллективом авторов в составе В. Малочко, Е. Береснева и В. Житковского для центра ILO определены функции закупочной деятельности (Таблица 2):

    Таблица 2 — Функции закупочной деятельности [7]

    Планирование и развитие закупочной организации и инфраструктуры;

    Обеспечение наилучшего использования кадров и ресурсов в сфере закупок;

    Разработка и совершенствование политики и практики;

    Установление стандартов функционирования;

    Формирование механизмов контроля и отчетности;

    Формирование бюджета государственной организации.

    Изучение тенденций рынка;

    Анализ потребностей организации в закупках;

    Организация эффективной работы закупочного персонала;

    Планирование и кодификация закупок для обеспечения эффективности;

    Анализ результативности закупочной деятельности.

    Разработка спецификаций для конкретных закупок;

    Изучение возможностей рынка по предложению товаров и услуг;

    Оценка конкурсных заявок и квалификации поставщиков;

    Управление контрактами и проектами.

    Обработка и оформление заказов;

    Выписка актов приемки при доставке товаров и выполнении работ/услуг;

    Получение и проверка счетов;

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Повышение эффективности управления государственными закупками в последние годы включало в себя попытку создания условий для свободной конкуренции, построение максимально прозрачной и открытой системы закупок, борьбу с коррупцией. Решая проблему оптимизации государственных расходов, государственные закупки должны быть как можно более эффективными. Достижение такой цели возможно за счет построения системы закупок, имеющей в своей основе следующие основополагающие принципы: открытости и прозрачности, ответственности и подотчетности, конкурентности и экономичности.

    Источники


    1. Образцов, В.А. Криминалистика. Курс лекций; М.: Право и закон, 2011. — 448 c.

    2. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: Инфра-М, РИОР, 2014. — 480 c.

    3. Под редакцией Дмитриевой И. К., Куренного А. М. Трудовое право России. Практикум; Юстицинформ — Москва, 2011. — 792 c.
    4. Теория государства и права. — М.: Статут, 2007. — 128 c.
    5. Теория государства и права в вопросах и ответах:Учебно-методическое пособие. -5-е изд. исп. — Москва: ИЛ, 2015. — 725 c.
    Что представляет собой система государственных закупок
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here