Действие закона № 223-фз планируется ограничить (проект)

Полная информация на тему: "Действие закона № 223-фз планируется ограничить (проект)" в помощь грамотному гражданину.

Из-под действия Закона N 223-ФЗ предлагается вывести заключение ряда сделок

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект N 225227-6 «О внесении изменений в часть 4 статьи 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Законопроект). В нем предлагается вывести из-под действия Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) заключение ряда сделок.

Из сферы действия Закона N 223-ФЗ планируется вывести операции с производными финансовыми инструментами и покупку драгметаллов

Предполагается, что субъекты, осуществляющие закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ, смогут без соблюдения его требований совершать, в частности, следующие сделки:

— купля-продажа драгоценных металлов;

— заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами. При этом планируется не распространять действие Закона N 223-ФЗ на такие сделки только при условии, что они заключены на бирже. Договоры на внебиржевом рынке, исполнение обязательств по которым предусматривает поставку товаров, будут заключаться в общем порядке.

Как указывают разработчики Законопроекта, названные виды сделок предполагают их заключение в режиме реального времени и по ценам, постоянно изменяющимся в соответствии с конъюнктурой внутреннего и внешних рынков. Отсутствие у заказчика обязанности при совершении этих сделок соблюдать требования Закона N 223-ФЗ позволит заключать их на рыночных условиях.

Отметим, что в соответствии с действующей редакцией ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ заказчик в своем положении о закупке может предусмотреть любой способ ее осуществления. В том числе упомянутым Законом не запрещено использовать способы, предусматривающие осуществление закупок в сжатые сроки. Однако установленные в Законе N 223-ФЗ требования об обязательном размещении плана закупок не менее чем на год, а также информации о каждой закупке на сайте www.zakupki.gov.ru могут затруднить совершение сделок в режиме реального времени. В то же время отсутствие такой возможности, как указывают авторы Законопроекта, приводит к повышению ценовых рисков для кредитных организаций.

Межбанковские и лизинговые операции предлагается совершать без соблюдения требований Закона N 223-ФЗ

[1]

В Законопроекте предложено исключить из-под действия Закона N 223-ФЗ осуществление заказчиком — кредитной организацией межбанковских и лизинговых операций.

Напомним, что на основании ст. 28 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» под межбанковскими операциями понимаются привлечение и размещение на основе договоров кредитными организациями друг у друга средств в форме вкладов, кредитов, а также совершение других взаимных операций. В настоящее время в сферу действия Закона N 223-ФЗ включаются, например, операции по открытию корреспондентского счета кредитной организации — заказчику по Закону N 223-ФЗ другой кредитной организацией.

Согласно действующей редакции Закона N 223-ФЗ его положения могут применяться также и к лизинговым операциям заказчиков. В частности, соблюдать установленную процедуру закупок обязаны заказчики-лизингодатели, приобретающие в собственность имущество для предоставления его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за плату. Разработчики Законопроекта предлагают исключить из-под действия Закона N 223-ФЗ лизинговые операции заказчиков, являющихся кредитными организациями. Для иных заказчиков-лизингодателей Законопроектом исключений не предусмотрено.

ФАС России намерена усовершенствовать Закон № 223-ФЗ

vectorfusionart / Depositphotos.com

Сегодня антимонопольная служба анонсировала на своем официальном сайте начало работы по совершенствованию Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

Необходимость внесения изменений в систему закупок в рамках Закона № 223-ФЗ эксперты связывают с отсутствием достаточной регламентации таких закупок. «Заказчики и контролирующие органы сейчас полностью свободны в своих действиях и каждый из них понимает, как правильно надо делать по-своему – правил же нет», – подчеркнул заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев. Проблемы регулирования системы подтверждают и данные мониторинга – в прошлом году среднее количество заявок на участие в закупке составило 1,64 заявки. Всего за 2018 год в рамках Закона № 223-ФЗ заключено договоров на сумму более 16,7 трлн руб. При этом самыми распространенными способами определения поставщика являлись закупки иными способами (60% от стоимостного объема) и закупки у единственного поставщика (35% от стоимостного объема). «Эти данные свидетельствуют о том, что существенных изменений в сфере закупок госкомпаний не происходит. Во многих случаях при проведении торгов мы наблюдаем отсутствие конкуренции, контракты заключаются с единственными поставщиками», – отметил начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Артём Лобов.

С общими требованиями к порядку проведения конкурентных закупок по Закону № 223-ФЗ ознакомьтесь в одноименном материале «Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки» в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Кроме того, выделены ключевые проблемы, которые приводят к снижению эффективности закупочных процедур в рамках Закона № 223-ФЗ. В их числе – отсутствие единых требований к участникам закупок, требований к составу заявок, а также единых требований к порядку оценки заявок. Также указывается на неограниченное право осуществления закупок у единственного поставщика и изменение условий договора.

Предполагается, что спасти ситуацию сможет установление четких правил для проведения закупок в рамках Закона № 223-ФЗ, в т. ч. введение регламентации заключения договора. Это позволит внедрить в рассматриваемую сферу механизмы здоровой конкуренции и снизить издержки по закупкам, считают в антимонопольной службе.

Поправки в 223-ФЗ: какие закупки могут вывести из-под действия закона?

Представляем обзор изменений закона № 223-ФЗ и разъяснений от регулирующих органов за последнее время. Часть закупок могут вывести из-под действия закона, но добавить запрет на участие из-за конфликта интересов. Кроме того, ФАС запретил заказчикам устраивать выездные проверки поставщиков, а суд подтвердил их право закупать товары конкретного производителя.

Часть закупок могут вывести из-под действия 223-ФЗ

[3]

По проекту Закон № 223-ФЗ не нужно будет применять в следующих случаях:

  • если заключаются сделки с недвижимостью. Исключение — аренда или купля-продажа воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов;
  • приобретаются финансовые услуги, к примеру, берется кредит;
  • осуществляются закупки у юридических лиц, взаимозависимых с заказчиком. Перечень таких лиц определяется в положении о закупке и должен обосновывать включение в него каждой компании в соответствии с НК РФ.
Читайте так же:  Какие действия соседей могут стать угрозой для вашего здоровья

Сейчас уже есть перечень случаев, когда заказчик не применяет 223-ФЗ. Среди них — купля-продажа ценных бумаг, приобретение биржевых товаров на товарной бирже.

ФАС: заказчик не может оценивать достоверность сведений в заявке с помощью выездных проверок.

Подобное мнение ведомство высказывало и ранее.

В новом решении ФАС подчеркивает: участники могут не допускать представителей заказчика на свою территорию. Такое поведение не означает, что в заявке есть недостоверная информация.

Если заказчик предусмотрит в документации выездные проверки, он нарушит Закон № 223-ФЗ, считает ФАС. В этом случае антимонопольный орган может вынести предписание и обязать заказчика изменить документацию.

Документ: Решение ФАС России от 24.04.2017 N 223ФЗ-353/17.

В 223-ФЗ может появиться запрет на участие из-за конфликта интересов

Конфликтом интересов будут считаться брак руководителя заказчика и гендиректора участника, а также близкое родство, отношения усыновления. В проекте перечислены и другие случаи конфликта интересов.

В Законе № 223-ФЗ, в отличие от Закона № 44-ФЗ, пока нет запрета на участие в закупках при подобных обстоятельствах.

Суд напомнил: заказчики по 223-ФЗ могут требовать поставки товара конкретных производителей

Закон № 223-ФЗ не запрещает указывать в документации наименование производителя товара, подчеркнул АС Западно-Сибирского округа.

В рассмотренной ситуации заказчик предложил поставщикам на выбор двух производителей. Это было обусловлено потребностями заказчика и допускалось положением о закупке.

Кассационные суды нередко приходят к подобному выводу. На уровне апелляции же высказывалось мнение, что требовать поставки товара конкретного производителя можно, только если предмет закупки уникален.

Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 25.07.2017 по делу N А75-13243/2016.

Подготовлено на основе материалов Консультант Плюс.

Центр развития конкурентной политики и государственного заказа

Обзор актуальных Законопроектов в рамках работы по 223-ФЗ в августе 2019 года.

1. Заказчики по Закону №223-ФЗ будут обосновывать начальные (максимальные) цены договоров.

Стадия: проходит стадию общественного обсуждения, дата начала общественного обсуждения – 05 августа 2019 года (размещено уведомление о начале разработки без текста законопроекта).

Суть: законопроект направлен на установление обязанности заказчиков обосновывать начальные (максимальные) цены договоров при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Заказчики по 223-ФЗ будут реализовывать программы по развитию субъектов МСП в целях их участия в закупках.

Стадия: проходит стадию общественного обсуждения, дата начала общественного обсуждения – 26 августа 2019 года.

Суть: законопроект предлагает предоставить право заказчикам реализовывать программы по развитию субъектов МСП в целях их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг, предусматривающие мероприятия по оказанию финансовой, правовой, методической, информационной и иной поддержки субъектам МСП. Такие мероприятия будут реализовываться заказчиками при участии АО «Корпорация «МСП», организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП и заинтересованных органов (организаций).

Перечень заказчиков, которые будут вправе обеспечивать реализацию программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), будет утверждать Правительство РФ из числа конкретных и отдельных заказчиков, определяемых Правительством РФ в соответствии с пунктом 2 части 82 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

Законопроектом определены основные требования к содержанию программ развития, а также выделяются этапы их реализации. Корпорация развития МСП будет осуществлять ведение реестра программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и проводить мониторинг реализации программ развития с составлением ежегодного отчета о результатах их реализации. Вступление федерального закона в силу планируется по истечении 120 дней после дня его официального опубликования.

3. Предлагается утвердить формы заявлений для формирования реестра российской радиоэлектронной продукции, а также порядок проведения выездной проверки для экспертизы такого оборудования на территории заявителя.

Стадия: проходят стадию общественного обсуждения, дата начала общественного обсуждения –23 августа 2019 г.

Суть: участникам закупок радиоэлектронной продукции, предлагающих к поставке продукцию, включенную в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, предоставляется приоритет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 N 925.

Минпромторг РФ начал вести такой реестр с 1 сентября 2019 года. В целях его формирования проектами приказов Минпромторга РФ предлагается утвердить:

-форму заявления о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и включении телекоммуникационного оборудования в реестр;

— форму заявления о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения;

— порядок проведения выездной проверки в целях экспертизы телекоммуникационного оборудования на территории заявителя.

Проверка будет осуществляться межведомственным экспертным советом, образуемым Министерством промышленности и торговли РФ с привлечением при необходимости независимых экспертов. Срок проведения одной проверки (от даты начала проверки до даты составления акта по результатам проверки) будет составлять не более чем 5 календарных дней.

По результатам проверки Экспертный совет будет утверждать заключение о соответствии телекоммуникационного оборудования требованиям или о его несоответствии требованиям, предъявляемым для присвоения статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения.

Принятые изменения в 223- ФЗ.

1. С 7 августа 2019 года заказчики направляют для включения в реестр договоров договор в форме электронного документа.

7 августа 2019 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 27 июля 2019 г. № 973 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ и признании утратившими силу отдельных решений Правительства РФ», которым внесены, в том числе, изменения в Правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки.

В частности, уточнено, что информация и документы, подлежащие включению в реестр, формируются в виде электронного образа бумажного документа, созданного в том числе посредством его сканирования, или в форме электронного документа, если документ сформирован в электронном виде (п.11 Правил).

Таким образом, если документ сформирован в электронном виде (договор, заключенный с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки), то он направляется заказчиками в Федеральное казначейство в форме электронного документа.

2. Закупки у субъектов МСП будут планировать не менее чем на 3 года.

С 1 ноября 2019 года это коснется заказчиков, определенных Правительством РФ в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

Читайте так же:  Договор займа между физическим и юридическим лицом - образец

План закупки товаров, работ, услуг таких заказчиков должен содержать раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов. Такой раздел в соответствии с законопроектом должен формироваться на срок не менее чем три года.

Изменения вступают в силу только 1 ноября 2019 года, их нужно учитывать при планировании закупок на 2020 и дальнейшие годы.

3. С 1 января 2020 года увеличится минимальный объем закупок у субъектов МСП

[2]

увеличен минимальный годовой объем закупок у субъектов МСП – с 18 до 20% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, увеличен минимальный совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами МСП по результатам закупок только у субъектов МСП, – с 15 до 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.

Соответственно, планируемый годовой объем закупок, указываемый в проекте плана закупки или утвержденном плане закупки, который заказчик планирует осуществить по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, увеличен с 15 до 18 % совокупного годового стоимостного объема закупок, планируемых к осуществлению в соответствии с проектом плана закупки или утвержденным планом закупки.

Постановление вступает в силу с 1 января 2020 г.

4. Независимый регистратор будет фиксировать действия и бездействие участников электронных конкурсов и аукционов среди МСП

02 августа 2019 года подписано Постановление Правительства РФ N 1009 «О внесении изменений в некоторые акты
Правительства Российской Федерации», которым уточнено, что ГИС «Независимый регистратор» будет осуществлять фиксацию действий, бездействия участников закупок, оператора электронной площадки при осуществлении конкурса или аукциона в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты МСП.

Срок начала работы ГИС «Независимый регистратор» перенесен с 1 октября 2019 года на 1 января 2020 года.

Внутригрупповые закупки, закупки финансовых услуг и сделок с недвижимостью могут исключить из под действия Закона №223-ФЗ

Минэнерго на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен текст проекта закона с идентификационным номером 02/04/07-17/00068423, соисполнителями которого являются Минфин России, Минэкономразвития России и ФАС России.

В пояснительной записке к тексту проекта федерального закона указано, что данный документ разработан с целью исключения из сферы регулирования Федерального закона от 18.07.2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» отношений, связанных с внутригрупповыми закупками, закупками финансовых услуг и сделок с недвижимостью, ввиду ряда объективных причин.

Закупки компаний, обладающих сложной вертикально интегрированной структурой, имеют значительный объем внутригрупповых закупок, направленных на обеспечение исполнения единого производственного цикла. При том, такие закупки осуществляются у компаний, входящих в консолидированную группу, а не у сторонних организаций, а значит движение денежных средств происходит внутри одной группы компаний, что является скорее перераспределением активов, нежели закупкой.

По этой причине, авторы законопроекта предлагают исключить из под действия Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ, внутрикорпоративные закупки. Такое изменение должно способствовать более скорому заключению сделок и повышению оперативности финансирования приоритетных проектов.

Для введения необходимых изменений, часть 4 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», (устанавливающая перечень закупочных процедур, которые данный закон не регулирует), прирастет пунктом 12.

пункт 12 части 4 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ
12) осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц, признаваемых взаимозависимыми лицами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, перечень которых определен правовыми актами, предусмотренными частью 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и регламентирующими правила закупки. В таком перечне указывается обоснование включения в него каждого юридического лица в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

Механизмы, предусмотренные Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ не позволяют обеспечить должную оперативность совершения заказчиками финансовых сделок.

Учитывая волатильность финансовых рынков, проведение закупочных процедур по заключению сделок не может быть спланировано загодя, а значит и заблаговременное размещение открытого предложения в публичных источниках не представляется возможным.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, для участников рынка финансовых услуг, не подпадающих под действие Закона №223-ФЗ и кредитных организаций, заранее проинформированных о таких финансовых сделках (и имеющие возможность оптимизировать условия своих финансовых операций), имеют необоснованное конкурентное преимущество перед заказчиками, которые должны работать в соответствии с нормами Закона №223-ФЗ.

«Введение экономических санкций в отношении ряда российских финансовых компаний накладывает дополнительные ограничения на выбор финансовых организаций для оказания целого ряда финансовых услуг, особенно в рамках организации привлечения внешнего финансирования и проведения международных расчетов»

, — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Также, отмечают авторы документа, ряд финансовых услуг, таких как: использование систем электронного документооборота, консолидация и финансирование с мастер-счета и другие, — являются сопутствующими услугами, которые может оказывать только финансовая организация, с которой уже имеется соответствующее соглашение.

Исключение таких сделок из под действия Закона №223-ФЗ будет закреплено в пункте 13 части 4 статьи 1.

пункт 13 части 4 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ
13) закупкой финансовых услуг, в том числе размещением денежных средств во вклады (депозиты) в форме неснижаемых остатков и иных формах, привлечением любых видов финансирования (займы, кредиты), организацией выпуска и размещения ценных бумаг, доверительным управлением ценными бумагами, услугами по размещению биржевых облигаций, осуществлением срочных сделок на финансовых рынках, расчетно-кассовым обслуживанием, включая открытие и ведение банковского счета, осуществлением расчетов по этим счетам, услугами по инкассации, выпуском и обслуживанием банковских карт, использованием систем электронного документооборота, а также услугами по консолидации и финансированию с мастер-счета.

Кроме прочего, перечисленного выше, процедуры, предусмотренные Федеральным законом от 18.07.2011 года №223-ФЗ, не позволяют в должной мере обеспечить оперативное совершение сделок закупки недвижимости заказчиками.

В качестве своих доводов, Минэнерго РФ указывает, что:

«Объекты недвижимости, в том числе земельные участки, являются объектами с уникальными характеристиками. Ценность и важность конкретного участка либо здания, строения, сооружения с определенными заказчиком характеристиками, включая его местоположение, не могут быть компенсированы объектом с другим месторасположением либо приобретены на принципах состязательности у лиц, не являющихся их собственниками».

Читайте так же:  Разъяснения фнп о действиях нотариусов как эскроу-агентов

Если речь заходит об объектах капитального строительства, геологоразведке и обустройстве месторождений и иных линейных производственных объектах, выбор места их размещения основывается на проектных решениях, и непременно связан с различными требованиями:

  • санитарно-эпидемиологическими,
  • экологическими,
  • градостроительных регламентов,
  • государственной охраны объектов культурного наследия,
  • пожарной и промышленной безопасности,

а также разумеется, с границами зон и особыми условиями территорий.

В связи с этим, как уже не сложно догадаться, в часть 4 статьи 1 Закона №223-ФЗ будет добавлен пункт 14, которым такие закупки будут исключены из под действия данного закона.

пункт 13 части 4 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ
14) совершением сделок с объектами недвижимого имущества, в том числе с земельными участками, за исключением аренды либо купли-продажи воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов.

На момент написания данной статьи, законопроект проходит стадии публичных обсуждений текста и антикоррупционную экспертизу, которые будут завершены к 28 августа 2017 года.

Ограничение конкуренции по 223-ФЗ (нюансы)

Запрет дискриминации в законе № 223-ФЗ

Общее положение о поддержке нормальной конкуренции отражено в п. 2 ч. 1 ст. 3 закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ) в виде принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции.

Нарушение этого принципа можно раскрыть через определение, содержащееся в ч. 1 ст. 17 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон № 135-ФЗ):

  • согласование действий организатора закупки и участника (участников);
  • создание организатором преимуществ для одного или нескольких участников;
  • нарушение порядка определения победителя закупки в пользу одного из участников;
  • участие организатора торгов, заказчика или их работников.

Первое из этих нарушений трудно доказуемо и практически не встречается. Кроме того, оно всегда имеет внешнее выражение во втором или третьем. Четвертое нарушение очевидно, поэтому также встречается редко. Далее мы более подробно остановимся на самом распространенном виде нарушений — это создание преимуществ для одних участников в ущерб другим.

Отметим, что суды не всегда считают возможным применение к закупке по закону № 223-ФЗ норм закона № 135-ФЗ, несмотря на то что в его ст. 17 прямо говорится о 3 способах закупки (см. постановление АС СЗО от 03.12.2015 № А56-83413/2014).

Чтобы избежать в будущем отказа в иске, можно воспользоваться способом административного обжалования в соответствии с нормами закона № 223-ФЗ — в случаях, указанных в п. 10 ст. 3. Следует также учитывать, что в суде можно обжаловать действия организатора или заказчика по любым нарушениям закона.

Ограничение конкуренции по 223-ФЗ и перспектива применения к закупкам 44-ФЗ

Способы закупки устанавливаются положением о закупке, утвержденным высшим органом заказчика. В соответствии с ч. 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ могут быть установлены любые, в том числе неконкурентные способы закупки. Обязательным является только установление соответствующего порядка. Неконкурентные способы применяются очень часто. Суды следуют норме о свободе установления способов закупки и редко применяют принцип недопущения ограничения конкуренции.

Так, в упомянутом постановлении АС СЗО отказано в жалобе на правило о заказе услуг мобильной связи у единственного поставщика. Верховный суд РФ в определении от 08.09.2015 № 305-ЭС15-12265 признал соответствующей закону закупку в виде открытого запроса предложений, в условиях которой было указано, что комиссия принимает решение на основании ранжирования заявок, однако она может принять любое самостоятельное решение. При этом оно будет только предложением о переговорах с победителем.

В течение длительного времени обсуждалась возможность введения более строгих требований к закупкам, сближение с законом №44-ФЗ. ФАС предложены свои меры, о которых можно узнать из нашей статьи Стандарт осуществления закупочной деятельности – ФАС.

ВАЖНО! С 01.01.2017 в закон №223-ФЗ внесены изменения. Основная масса сделок государственных и муниципальных предприятий переводится под действие закона №44-ФЗ. По закону №223-ФЗ будут совершаться сделки, перечисленные в п.5 ч.2 ст.1 закона №223-ФЗ (закупки за счет грантов, для исполнения заключенных контрактов).

Дискриминация при установлении параметров закупки

Регулирование закупки осуществляется определенным положением, и закупочная документация должна ему соответствовать. Ограничивающими конкуренцию положениями считаются:

  • установление заказчиком требований, которые невозможно выполнить, например установление окончание срока приема заявок на участие в запросе предложений через 1 день после размещения извещения о проведении конкурентной процедуры (п. 8 Обзора судебной практики, утв. ВС РФ 16.05.2018, далее — Обзор);
  • избрание способа закупки, ведущего к ограничению круга потенциальных участников. Примером может служить отсутствие в положении о закупке критериев и случаев осуществления закупки у единственного поставщика, что позволяет заказчику без ограничений осуществлять выбор поставщика и устранять конкуренцию на рынке (п. 9 Обзора).
  • включение в закупочную документацию требований о поставке товара определенного товарного знака без достаточных оснований также является ограничением конкуренции (п. 10 Обзора).
  • порядок закупки, создающий преимущество для участников, являющихся плательщиками НДС, по сравнению с участниками, применяющими УСНО (определение от 22.07.2015 № 303-КГ15-7460).
  • включение в 1 лот услуг, технологически между собой не связанных, оказываемых на разных удаленных территориях в разное время года (п. 9 Обзора практики, утв. ФАС России от 03.10.2018 № 10).

Документацию следует обжаловать своевременно, до проведения торгов, поскольку нередко встречается довод о том, что участник не оспорил в установленном порядке документацию и принял участие в торгах на предложенных условиях (пример: постановление АС СЗО от 04.02.2016, дело № А56-22969/2015).

Обжалование в ФАС требований документации

Практика показывает, что обращение с жалобой на требования документации заказчика, ограничивающие конкуренцию, в территориальные органы ФАС РФ во многих случаях результативно.

Так, ФАС признаются в качестве ограничительных следующие требования к участникам:

  1. Установление заказчиком в документации обязательного требования к участникам конкурса об отсутствии задолженности по налогам и иным обязательным платежам более 1 000 руб. и необходимости представления в составе заявки соответствующей справки из ФНС России, полученной не ранее даты размещения в ЕИС извещения и документации (решение ФАС РФ от 06.07.2016 № 223ФЗ-326/16).
  2. Установление в документации обязательных требований о наличии в штате участника аукциона 200 работников (решение ФАС РФ от 30.06.2016 № 223ФЗ-306/16).
  3. Предоставление банковской гарантии только банками из перечня (решение ФАС РФ от 29.04.2016 № 223ФЗ-173/16).
  4. Обладание производственными мощностями (решение ФАС РФ от 27.04.2016 № 223ФЗ-165/16).
  5. Установление требований об отсутствии негативного опыта (решение ФАС России от 26.04.2016 № 223ФЗ-164/16).
  6. Неизмеряемые требования и т. д.
Читайте так же:  Нотариальная контора по месту жительства: как выбрать лучшую по оказанию услуг нотариуса в вашем регионе

Поэтому таким способом обжалования документации, как обращение в территориальные органы ФАС РФ, пренебрегать не рекомендуем.

Итак, дискриминирующие условия закупки встречаются нередко, поэтому с 01.01.2017 законодатель сузил сферу действия закона №223-ФЗ. Во всех случаях установления ограничительных, неясных, нецелесообразных требований рекомендуется рассматривать возможности обжалования закупочной документации, действий заказчика, конкурсной или аукционной комиссии в территориальных органах ФАС РФ и в судебном порядке.

Стремление к совершенству. Закон N 223-ФЗ в очередной раз хотят изменить (Симонов Д.)

Дата размещения статьи: 28.02.2017

Как реформировать Федеральный закон N 223-ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц»? Ответ на этот вопрос искали на IV Всероссийской практической конференции-семинаре «Корпоративные закупки — 2016: практика применения Федерального закона N 223-ФЗ», которая состоялась 17 — 18 марта в Москве.

ПРИЗНАКИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

ВАЖНЫЕ ПОПРАВКИ

ПОДДЕРЖАТЬ СВОИХ

Из-под действия 223 ФЗ планируется вывести самозанятых

Федеральный закон, регламентирующий закупку товаров, услуг или работ юридическими лицами, больше не будет распространяться на субъектов предпринимательской деятельности, если род их занятий основан на личном трудовом участии. Исключат из положений нормативно-правового акта граждан, не зарегистрированных индивидуальными предпринимателями.

Соответствующее предложение внесло Министерство финансов в ходе совещания с первым заместителем председателя высшего органа исполнительной власти. Общественное слушание по указанному вопросу будет длиться до семнадцатого июля 2019 года.

Новые запреты: как изменятся госзакупки по 223-ФЗ

Первого июля вступили в силу значительные изменения в закон № 223-ФЗ, который регулирует закупки госкорпораций, унитарных предприятий и прочих коммерческих организаций с участием государства более 50%. Главное нововведение в том, что закупки будут поделены на конкурентные и неконкурентные. В конкурентных извещение, как правило, будет размещаться в единой информационной системе (ЕИС), а сами такие закупки станут по умолчанию электронными. Исключение – если заказчик указал другой порядок в документации. Если в закупке могут принимать участие только субъекты малого и среднего предпринимательства, то электронная форма становится обязательной, говорится в новом законе. Он впервые предусмотрел правила, по которым заказчики должны подготавливать техническое задание, приравнял запрос котировок и предложений к формам торгов и определил общие требования к ним. Также регламентированы особенности проведения аукционов и конкурсов.

Электронные площадки: почему никто не готов

Закон определил порядок проведения конкурентных закупок в электронной форме. Предприниматели должны будут пройти аккредитацию на новых электронных площадках. Чтобы внести денежные средства в качестве обеспечения, поставщику придется открыть специальный счет в банке, который уполномочен Правительством. По словам Калининой, закупки у малого и среднего бизнеса заработают не с 1 июля 2018 года, а только после того, как начнут функционировать новые операторы площадок (ориентировочно осенью). Как сообщали «Ведомости», Правительство продлило банкам срок для заключения договоров с площадками до 1 января 2019 года. Подготовиться не успевают и крупные заказчики: на круглом столе в Совете Федерации они просили дать еще несколько месяцев, чтобы состыковать свои программы с ЕИС. Поставщикам, в свою очередь, нужно время, чтобы открыть банковские спецсчета, писал «Коммерсант». Несмотря на задержку, заказчикам уже сейчас надо учитывать предстоящие изменения, предупреждает Калинина.

В конце апреля «Ведомости» сообщали, что проект требований Правительства к спецсчетам может заблокировать малому и среднему бизнесу доступ к закупкам. Как следовало из публикации, проект предусматривал, что предприниматель может одновременно открыть спецсчет только в одном банке, который привязан к одной площадке. Но в итоговом тексте постановления, опубликованном 4 июня 2018 года, такого положения нет. «Спецсчета можно будет открывать в разных банках», – успокаивает Калинина.

Конкурентные закупки: новые ограничения

Кроме того, заказчикам теперь запрещено требовать обеспечение заявок, если начальная цена договора в конкурентной закупке составит меньше 5 млн руб. Это облегчит жизнь малому бизнесу, но, с другой стороны, недобросовестным поставщикам будет легче заниматься демпингом и закупочным рейдерством, оценивает партнер DS Law Мария Калинина. Порядок проведения конкурентной закупки предусматривает права и обязанности сторон. Участники могут направлять запросы о разъяснении положений документации. Заказчик обязан разместить ответ в ЕИС в течение трех рабочих дней. Конкурентную закупку он может отменить лишь тогда, когда еще не истек срок подачи заявок.

Что же касается закупок у единственного поставщика, заказчик должен привести в положении о закупках закрытый перечень случаев, когда это возможно, а также способ и порядок их проведения. Такой исчерпывающий перечень, от которого нельзя отклоняться, должен помочь сделать закупки более конкурентными, надеется Анна Большакова из Art De Lex.

Раньше большинство положений о закупках содержало открытый перечень случаев закупок у единственного поставщика. В результате госкомпании проводили в этой форме треть закупок. Закрытый перечень должен улучшить ситуацию.

Юрист Art De Lex Анна Большакова

Помимо этого, появились правила описания товаров, работ или услуг в конкурентных закупках:

  • нужно указать функциональные характеристики (потребительские свойства) объекта, а также технические, качественные и при необходимости эксплуатационные;
  • в большинстве случаев нельзя указывать товарные знаки, фирменные наименования, страну изготовителя и т. д., поскольку это необоснованно ограничивает количество участников закупки;
  • если назвать товарный знак все-таки необходимо, нужно предусмотреть возможность эквивалента. В законе называются исключения, например, требуется запчасть или расходный материал к машине и производитель требует именно оригинал.

Вместо начальной (максимальной) цены договора можно будет установить цену единицы товара и максимальную цену договора. Еще один вариант – формула определения цены договора и ее максимальное значение.

По мнению Калининой, 223-ФЗ перестал быть рамочным законом, который определяет лишь общие принципы и передает большинство вопросов на откуп заказчика. Теперь свобода заказчика существенно ограничена.

Главная тенденция – сближение правил 223-го и и более строгого 44-го законов. Новые ограничения в 223-ФЗ в значительной степени механически списаны с закона о госзакупках 44-ФЗ, но у него совсем другой предмет регулирования.

Партнер DS Law Мария Калинина

Тенденция видна на примере новых правил описания предметов закупки. Они списаны из 44-ФЗ, но не адаптированы к специфике корпоративных закупок, продолжает партнер DS Law. Но в целом она выступает за ограничение прав корпоративных заказчиков: «До сих пор это был очень неконкурентный рынок, где было принято ловить рыбу в мутной воде».

Читайте так же:  Надзорная жалоба по административному делу (образец)

Поставщикам надо уже сейчас подготовить новые положения о закупках, которые бы отвечали всем требованиям новой редакции 223-ФЗ. «Наши юристы помогают акционерным обществам, автономным учреждениям и другим корпоративным заказчикам, чтобы успеть к 1 июля, – поделилась Калинина. – Но далеко не все этим занимаются. В этом случае их подстегнут жалобы поставщиков, когда изменения вступят в силу».

Вступил в силу новый закон № 223-фз о закупках

Андрей Пауков,
ООО «Электронный экспресс»

С 1 января 2012 года вступает в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – 223-ФЗ), устанавливающий общие принципы и требования к закупкам товаров, работ, услуг компаниями, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Что нового принесет закон?

Новый закон важен как для заказчиков, так и для поставщиков с точки зрения организации закупочных процессов в госкомпаниях. По данным экспертов, закупки для нужд государства – это 6 триллионов рублей ежегодно, которые из бюджета напрямую направляются в нашу экономику. Объем закупок государственных компаний и естественных монополий еще выше, около 7 триллионов рублей. 223-ФЗ призван обеспечить такие механизмы регулирования, при которых бюджетные деньги будут расходоваться наиболее рационально для государственных предприятий и приоткроют завесу тайны для общества, создавая тем самым благоприятную конкурентную среду для поставщиков.

Минэкономразвития России начало масштабную реформу всего закупочного законодательства, состоящую из двух главных компонентов:

1) Реформа закупок для государственных нужд.

Разработан и внесен в правительство закон о Федеральной контрактной системе, который должен заменить 94-ФЗ. Переход к Федеральной контрактной системе планируется начать с 1 июля 2012 года с некоторыми переходными положениями, чтобы субъекты экономической деятельности могли адаптироваться к новым условиям регулирования.

2) Реформа закупок гос-сектора.

В настоящее время закупки компаний с долей государственного имущества практически не регулируются. В результате, только некоторым компаниям удалось построить собственные эффективные закупочные системы. Ситуация должна измениться с вступлением в силу 1 января закона о закупках госсектора.

С 1 января 2012 года субъекты регулирования закона обязаны публиковать информацию о своих закупках на собственных сайтах. С 1 июля 2012 года планируется интеграция с госзакупками в единой информационной системе. Госкомпании должны будут разработать свои положения о закупках, публиковать планы закупок и извещения о проведении торгов.

Согласно новому закону каждому автономному учреждению, унитарному (казенному) предприятию, государственной компании и корпорации, субъекту естественной монополии необходимо разработать, утвердить и опубликовать внутреннее положение о закупках, соответствующее Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Помимо прочей обязательной документации заказчику понадобится обнародовать извещение о закупке, исходя из которого желающим принять участие в торгах станут известны: предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ / оказываемых услуг, место поставки, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), а также способ закупки и контакты заказчика. Покупателя обяжут установить требования к качеству, техническим характеристикам товара, содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. Все это делается для того, чтобы обезопасить как самих заказчиков от возможных рисков потери качества выполняемых заказов, так и поставщиков от необоснованных отклонений их заявок на ­
торгах.

Как подготовиться к работе на электронной площадке по 223-ФЗ?

Одна из главных целей законопроекта – сделать равным для всех доступ к участию в государственных закупках. Согласно новому закону участниками закупок могут стать юридические, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке. Одним из наиболее прогрессивных и удобных способов проведения закупки является аукцион в электронной форме. Важно, что место нахождения участника не регламентируется, а это значит, что в торгах могут принимать участие все субъекты РФ. Механизм участия в электронных торгах остается прежним – потребуется наличие электронной подписи и аккредитация на электронной торговой площадке. К тому же участники торгов могут повысить эффективность пребывания на электронных площадках и свести к минимуму временные затраты на поиск новых заказов за счет развития электронных ­сервисов.

Еще одной немаловажной новостью для участников торгов стала возможность привлечь к ответственности за действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в оговоренных законом случаях. Новшество должно повлиять на соблюдение со стороны заказчиков всех норм и регламентов о порядке полного информирования участников торгов о требованиях к товару, услуге или выполняемой работе, сроке выполнения и минимальной стоимости заказа.

Видео (кликните для воспроизведения).

И, наконец, все данные о закупках в госсекторе планируется собирать на едином ресурсе – официальном сайте госзакупок. Размещение информации на этом сайте возможно только при наличии электронной цифровой подписи.

Источники


  1. Новое в судебном законодательстве Российской Федерации. — М.: Омега-Л, 2017. — 128 c.

  2. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.

  3. Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.
  4. Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.
  5. Воробьев, А. В. Теория адвокатуры / А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов. — М.: Грантъ, 2015. — 496 c.
Действие закона № 223-фз планируется ограничить (проект)
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here