Государственный контроль за экономической концентрацией

Полная информация на тему: "Государственный контроль за экономической концентрацией" в помощь грамотному гражданину.

Глава 6. Функции и полномочия антимонопольного органа (ст.ст. 22 — 26)

Глава 6. Функции и полномочия антимонопольного органа

>
Функции антимонопольного органа
Содержание
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Глава 7. Государственный контроль за экономической концентрацией (ст.ст. 27 — 35)

Глава 7. Государственный контроль за экономической концентрацией

Об установлении величин активов кредитных организаций в целях осуществления антимонопольного контроля см. постановление Правительства РФ от 30 мая 2007 г. N 335

>
Создание и реорганизация коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа
Содержание
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Глава 7. Государственный контроль за экономической концентрацией (ст.ст. 26.1 — 35)

Глава 7. Государственный контроль за экономической концентрацией

Об установлении величин активов финансовых организаций, поднадзорных ЦБ РФ, в целях осуществления антимонопольного контроля см. постановление Правительства РФ от 18 октября 2014 г. N 1072

>
Сделки, иные действия, подлежащие государственному контролю
Содержание
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ

экономическая концентрация — сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции;

Государственный контрольза экономической концентрацией, осуществляемый антимонопольными органами, является одной из форм государственного контроля за экономической деятельностью хозяйствующих субъектов. Важно отметить, что антимонопольный контроль не преследует цели запретить хозяйственную интеграцию и экономическую концентрацию, а направлен на предотвращение ограничения конкуренции, возникновения и усиления монополистической деятельности.

Гражданское законодательство (п.3, ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации) применительно к интеграционным бизнес-процессам устанавливает, что реорганизация юридических лиц признается возможной только с согласия уполномоченных государственных органов, в том числе и антимонопольных. Обусловлено это тем, что процессы экономической концентрации могут сопровождаться усилением доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов или созданием организаций, занимающих монопольное положение на рынке.

Государственный контроль за экономической концентрацией подразделяется на два основных типа: предварительный и последующий.

Предварительный контроль осуществляется до момента совершения сделок и/или процессов, выступающих в качестве объектов антимонопольного контроля или обстоятельств, которые могут приводить к увеличению экономической концентрации. Данный тип контроля осуществляется в форме рассмотрения антимонопольным органом ходатайств о даче согласия на совершение действий, указанных в ходатайстве, в соответствии с требованиями ФЗ «О защите конкуренции». В данном случае согласие антимонопольного органа на совершение действий, указанных в ходатайстве выступает необходимым условием для совершения действия, что означает установление разрешительного порядка осуществления подлежащих государственному контролю действий.

Второй тип государственного контроля за экономической концентрацией — последующий контроль, служит для проверки законности уже совершенных юридических действий субъектов и осуществляется в форме рассмотрения антимонопольным органом уведомлений хозяйствующих субъектов об уже свершившихся фактах. Уведомление должно быть направлено в 45-дневный срок с момента совершения соответствующих юридических действий.

Особенностью государственного контроля за экономической концентрацией является то, что согласно ч.2 ст. 30 ФЗ «О защите конкуренции» в случае, если осуществление сделок, иных действий подпадает под критерии как предварительного контроля, так и последующего, указанные сделки (действия) должны быть совершены с согласия антимонопольного органа.

Объектами предварительного антимонопольного контроля или обстоятельствами, которые могут приводить к увеличению экономической концентрации, согласно ФЗ «О защите конкуренции» являются:

— слияние, присоединение, создание (в случае оплаты уставного капитала акциями (долями) и/или имуществом другой организации) коммерческих организаций;

— сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций.

Соответственно основаниями для осуществления контроля за экономической концентрацией выступает как сама сделка по отчуждению акций (долей) хозяйственных обществ, так и процедура реорганизации либо иные действия, которые в соответствии с законодательством рассматриваются как объект контроля за экономической концентрацией.

Также в качестве оснований для осуществления контроля за экономической концентрацией Федеральный закон «О защите конкуренции» содержит перечень экономических критериев (пороговых значений), при превышении которых сделки по слиянию, присоединению, созданию обществ, приобретению акций, долей, имущества, а также прав в отношении хозяйственных обществ должны осуществляться с предварительного согласия антимонопольного органа.

Данные критерии носят комплексный характер и позволяют контролирующим органам более детально определять круг лиц и перечень сделок, осуществляемых с предварительного согласия антимонопольного органа.

Одним из таких критериев, закрепленных в ст. 27 Закона, а также в преамбуле части 1 статьи 28 Закона, является размер суммарной стоимости активов по бухгалтерским балансам на последнюю отчетную дату. Суммарная стоимость активов в данном случае должна превышать три миллиарда рублей.

Другим экономическим критерием может являться суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год, превышающая шесть миллиардов рублей.

При наличии хотя бы одного из вышеназванных экономических критериев с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие виды реорганизации коммерческих организаций:

— слияние коммерческих организаций;

— присоединение коммерческих организаций;

Что касается слияний и/или присоединений финансовых организаций, то здесь экономическим критерием, при превышении которого необходима процедура предварительного согласования, выступает суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации).

Читайте так же:  Составляем договор на ликвидацию ооо - образец

Создание коммерческих организаций также является предметом предварительного контроля, однако в отношении данной процедуры Законом установлены дополнительные критерии.

С предварительного согласия антимонопольного органа осуществляется создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации), при этом создаваемая коммерческая организация приобретает в отношении данных акций (долей) и (или) имущества права, предусмотренные статьей 28 ФЗ «О защите конкуренции», и суммарная стоимость активов по последнему балансу учредителей создаваемой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает три миллиарда рублей, либо если суммарная выручка учредителей создаваемой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, от реализации товаров за последний календарный год превышает шесть миллиардов рублей, либо если организация, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%.

При осуществлении сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, необходимо соответствие одному из вышеупомянутых экономических критериев (превышение порогового значения) в совокупности с третьим экономическим критерием.

Таким критерием, обуславливающим необходимость получения предварительного согласия антимонопольного органа при осуществлении сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций является требование о том, что стоимость активов по последнему балансу лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, превышает сто пятьдесят миллионов рублей, либо если одно из указанных лиц включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9592 — | 7567 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понятие и виды государственного контроля за экономической концентрацией на товарном рынке. Порядок рассмотрения ходатайств и уведомлений антимонопольным органом

Понятие и виды государственного контроля за экономической концентрацией на товарном рынке

Экономическая концентрация — сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Рыночная (экономическая) концентрация – сосредоточение экономически значимых признаков или характеристик в собственности незначительного количества хозяйствующих субъектов (единиц), или носителей информации.

Соотнесение теоретического понятия с официальным понятием экономической концентрации помогает уловить вектор применения этого понятия в антимонопольном (конкурентном) праве. С понятиями объема рынка, доли на рынке, экономической концентрации тесно связано понятие рыночной власти. Его нет среди легальных определений, но оно используется в доктрине и имеет частое практическое употребление и важное значение в конкурентном регулировании.

Основной формой предупреждения злоупотреблений доминирующим положением, используемой в мировой практике и отечественном антимонопольном законодательстве, является институт контроля экономической концентрации хозяйствующих субъектов. Помимо пресечения злоупотреблений хозяйствующих субъектов своим доминирующим положением на рынке в рамках института контроля экономической концентрации существуют и иные формы реализации пресечения, в частности, посредством проведения специальных административных, уголовных расследований или судебного рассмотрения уголовных, административных или гражданских дел о нарушениях антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением на рынке, и применение к этим виновным лицам соответствующих мер ответственности, в том числе уголовной, административной, гражданской.

Процедуры контроля экономической концентрации – согласование антимонопольным органом ряда сделок и действий, предусмотренных в гл. 7 Закона о защите конкуренции в соответствии с определенными критериями, указывающими, какие виды сделок и действий и в каких случая подлежат согласованию, а в каких нет.

Цель контроля экономической концентрации:

    • предупреждение возникновения на рынке в результате таких сделок и действий ситуаций, характерных наличием условий и предпосылок к удобному злоупотреблению хозяйствующим субъектами своим доминирующим положением, а также пресечение таких злоупотреблений.

Задача контроля экономической концентрации:

    • недопущение возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке, если это может привести к ограничению или устранению конкуренции.

Однако бывают случаи, когда в силу положительного эффекта и для потребителей, и для экономики в целом появление или усиление доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке может быть оправдано. В этом случае посредством процедур контроля экономической концентрации реализуется контроль ФАС России в отношении деятельности, поведения данного хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке. Согласовывая сделки и действия таких хозяйствующих субъектов, выдавая им при необходимости обязательные для исполнения предписания и контролируя их исполнение, ФАС России тем самым осуществляет контроль поведения данных хозяйствующих субъектов на рынке, предупреждая, а при необходимости пресекая такое поведение, которое угрожает публичным интересам.

Виды государственного контроля за экономической концентрацией на товарном рынке:

    1. предварительный (предшествующий совершению сделки или действия);
    2. последующий (реализуемый после того, как сделка или действие уже совершены).

Предварительный контроль реализуется посредством рассмотрения ходатайства заинтересованного лица о совершении сделки или действия.

В порядке предварительного контроля с предварительного согласия антимонопольного органа совершаются сделки, указанные ст. 27-29 Закона о защите конкуренции:

    • Статья 27. Создание и реорганизация коммерческих организаций, заключение между субъектами-конкурентами соглашений о совместной деятельности .
    • Статья 28. Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций.
    • Статья 29. Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций.

Последующий контроль реализуется посредством рассмотрения уведомления заинтересованного лица о совершенной сделке или действии.

Случаи согласования сделок и действий в порядке последующего контроля определены рядом статей и норм гл. 7 Закона о защите конкуренции, а именно в ч. 2 ст. 27, ч. 2 ст. 28, ч. 2 ст. 29, ст. 31. Анализируя положения данных норм, следует выделить два правовых механизма определения случаев согласования сделок и действий в уведомительном порядке :

Читайте так же:  Знак охраны авторского права - особенности использования

1) в соответствии с ч. 2 ст. 27, ч. 2. ст. 28, ч. 2 ст. 29, т.е. действия осуществляются

    • лицами, входящими в одну группу лиц ( п. 1 ч. 1 ст. 9 ФЗ о защите конкуренции ), или
    • с соблюдением условий, предусмотренных ст. 31, либо
    • если их осуществление предусмотрено актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации;

2) в соответствии со ст. 31:

    • возможность замены предварительного порядка согласования уведомительным, если сделки совершаются внутри группы лиц.

Статья 31 устанавливает возможность замены для хозяйствующих субъектов, обязанных согласовывать свои сделки или действия, предварительного порядка согласования уведомительным, если сделки совершаются внутри группы лиц при соблюдении ими условий, указанных в этой статье. Такое право группам лиц предоставляется Законом о защите конкуренции не просто так, а как бы в обмен на информационную открытость и прозрачность их деятельности в известных пределах. Закон устанавливает: для того чтобы воспользоваться возможностью согласовать свои сделки или действия в уведомительном порядке, а не предварительном, необходимо представить в антимонопольный орган перечень своей группы лиц по установленной форме для последующего размещения в открытом доступе в сети «Интернет» на сайте антимонопольного органа.

Сделки, иные действия, требующие предварительного согласия антимонопольного органа, осуществляются без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением об их осуществлении в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия (ч. 1 ст. 31):

    1. сделки, иные действия, указанные в ст. 27-29 Федерального закона, осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;
    2. перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;
    3. перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц.

Порядок рассмотрения ходатайств и уведомлений антимонопольным органом

См. также Приказ ФАС России от 28.07.2016 N 1081/16 «Об утверждении Порядка представления в антимонопольный орган ходатайства или уведомления в электронной форме» Зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2016 N 43483.

Основные требования к подаче и содержанию ходатайств и уведомлений, к перечню и содержанию прилагаемых к ним документов установлены в гл. 7 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» , а также в подзаконных нормативных правовых актах антимонопольного органа, детализирующих вопросы процедуры контроля экономической концентрации в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции.

Ст. 33 ФЗ «О защите конкуренции» регламентирует порядок принятия антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства, и выдачу антимонопольным органом предписания лицу, представившему уведомление.

В течение 30 дней с даты получения ходатайства , предусмотренного статьей 32 настоящего Федерального закона, антимонопольный орган обязан рассмотреть это ходатайство и сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении с указанием мотивов его принятия.

По результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, антимонопольный орган принимает следующее решение:

    1. об удовлетворении ходатайства , если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, не приведут к ограничению конкуренции;
    2. о продлении срока рассмотрения ходатайства (в связи с необходимостью его дополнительного рассмотрения, а также получения дополнительной информации, а также, если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, подлежат предварительному согласованию);
    3. об отказе в удовлетворении ходатайства , если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, приведут или могут привести к ограничению конкуренции, а также если в отношении сделки, иного действия, заявленных в ходатайстве, в соответствии с Федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» принято решение об отказе в их предварительном согласовании.

Указанный в части 1 срок может быть продлен не более чем на 2 месяца . В случае принятия такого решения антимонопольный орган на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещает сведения о сделке, об ином действии, заявленных в ходатайстве о даче согласия на осуществление сделки, иного действия. Заинтересованные лица вправе представить в антимонопольный орган сведения о влиянии на состояние конкуренции таких сделки, иного действия.

Решение о продлении срока рассмотрения ходатайства принимается антимонопольным органом в случае:

  1. если слияние коммерческих организаций, присоединение к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций либо
  2. создание коммерческой организации

приведет или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения лица (группы лиц), которое будет создано в результате осуществления таких действий.

В целях обеспечения конкуренции в решении о продлении срока рассмотрения ходатайства указываются условия, которые могут содержать:

    • порядок доступа к производственным мощностям, инфраструктуре или информации, которыми распоряжается заявитель;
    • порядок предоставления другим лицам прав на объекты охраны промышленной собственности, которыми распоряжается заявитель;
    • требования к заявителю, а также к иным лицам, участвующим в слиянии коммерческих организаций, присоединении к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, создании коммерческой организации, о передаче имущества другому лицу, не входящему в одну группу лиц с указанными заявителем и (или) иными лицами, об уступке прав требований и (или) обязательств указанных заявителя и (или) иных лиц другому лицу, не входящему в одну группу лиц с указанными заявителем и (или) иными лицами;
    • требования к составу группы лиц, в которую входит заявитель, а также иные лица, участвующие в слиянии коммерческих организаций, присоединении к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, создании коммерческой организации.

После выполнения условий, указанных выше, заявитель представляет в антимонопольный орган документы, подтверждающие их выполнение. В течение тридцати дней с момента получения указанных документов в случае подтверждения на их основании выполнения в установленный срок таких условий антимонопольный орган принимает решение об удовлетворении ходатайства либо на осуществление сделки, в ином случае — решение об отказе в удовлетворении ходатайства.

Решение антимонопольного органа о даче согласия на осуществление сделок, иных действий прекращает свое действие, если такие сделки, иные действия не осуществлены в течение года с даты принятия указанного решения.

Читайте так же:  Договор купли-продажи доли в квартире - образец

Лица, на которых статьей 31 настоящего Федерального закона возложена обязанность уведомлять антимонопольный орган об осуществлении действий, подлежащих государственному контролю, до осуществления таких сделок, иных действий вправе представить вместо уведомления ходатайство о даче согласия на их осуществление в антимонопольный орган, который обязан рассмотреть это ходатайство в порядке, установленном настоящей статьей.

В случае, если предусмотренные статьей 31 настоящего Федерального закона сделки, иные действия привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта, заявитель или группа лиц, в которую входит заявитель, обязаны осуществить действия, направленные на обеспечение конкуренции, по предписанию антимонопольного органа.

Антимонопольный орган по заявлению лица, которому в предусмотренных настоящей статьей случаях выдано предписание, а также по собственной инициативе может пересмотреть содержание или порядок его исполнения в связи с возникновением существенных обстоятельств, которые наступили после его вынесения и исключают возможность и (или) целесообразность исполнения предписания полностью или его части.

К существенным обстоятельствам относятся:

    • изменение продуктовых или географических границ товарного рынка,
    • изменение состава продавцов или покупателей, утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения. Заявление о пересмотре предписания должно быть рассмотрено антимонопольным органом в течение одного месяца со дня его поступления. Порядок пересмотра предписания устанавливается антимонопольным органом. Изменение предписания не может ухудшать положение лица, которому выдано такое предписание.

Государственный контроль за экономической концентрацией

Порядок и случаи контроля предусмотрены гл.7 закона о защите конкуренции, а также соот.регламентами ФАС:

1. Регламент, утв.Приказом ФАС от 20.09.2007г. № 294 с изм. – порядок согласования сделок, в порядке ст.28 закона о защите конкуренции.

2. Регламент, утв.Приказом ФАС от 20.09.2007 № 293 – порядок согласования создания и реорганизации коммерческих орг-ций в порядке ст.27 закона о защите конкуренции.

3. Регламент, утв.Приказом ФАС от 28.12.2007г. № 457 – осуществление контроля за эконом.концентрацией, осущ-мой группой лиц (ст.31 закона о защите конкуренции).

1. Гос.контроль за созданием и реорганизацией коммерческих орг-ций (ст.27 закона о защите конкуренции)

2. Гос.контроль за сделками с акциями, долями, основными производственными средствами, нематериальными активами, их правами в отн-и коммерческих орг-ций (ст.28 закона о защите конкуренции)

3. Гос.контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хоз.субъектов (ст.35 закона о защите конкуренции)

1. Предварительный: осущ-ся в форме подачи ходатайства в антимонопольный орган о дачи согласия на совершение сделки или действия

2. Последующий: осущ-ся в форме подачи уведомления в антимонопольный орган после совершения сделки или действия

Критерии для предварительного контроля:

— стоимость активов лиц, участвующих в действии (в реорганизации)

— суммарная выручка таких организаций превышает 10 млрд руб.

— наличие в составе лиц, участвующих в сделке, действии, субъекта, включенного в реестр

[2]

— стоимость активов лица, в отношении которого совершаются сделки или приобретаются права в порядке ст.28 закона о защите конкуренции

— если стоимость активов фин.орг-ции превышает величину, установленную Правительством РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Критерии для последующего контроля – ст.30 закона о защите конкуренции.

Случаи для предварительного и последующего контроля перечислены в ст.27,28,29 закона о защите конкуренции.

Порядок осуществления контроля предусмотрен ст.32 закона о защите конкуренции.

Специфика – субъекты контроля:

1-заинтересованные лица в совершении сделок

2-лица, обязанные подать ходатайство или уведомление в антимонопольный орган

По общему правилу обязанным лицом являются: приобретатели акций, долей, имущеста, прав, и вновь созданные организации в порядке ст.27 закона о защите конкуренции. Ответственность за неподачу ходатайства или уведомления– ст.19.8 КОАП.

Ст.32 устанавливает исчерпывающий перечень документов и сведений, предоставляемых с ходатайством и уведомлением. Формы предоставление сведений и документов установлены антимонопольным органом.

Виды решений, принимаемых по результатам контроля по согласованию сделок и действий:

1. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства (формальное основание – предоставление искаженных или недостоверных сведений)

2. Решение о продлении срока рассмотрения ходатайства (2 условия: 1-если действия либо сделка может повлечь ограничение конкуренции, 2-необходимость получения доп.информации; сначала первое основание, и только уже потом второе; также если по первому условию все ясно, то можно и не запрашивать доп.информацию, т.е. иногда не обязательно выполнение второго условия)

3. Решение о продлении срока рассмотрения ходатайства с выставлением требований, направленных на восстановление конкуренции. Примерный перечень требований содержится в п.5 ст.33 закона о защите конкуренции:

Статья 33. Принятие антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства, выдача антимонопольным органом предписания лицу, представившему уведомление

5. В целях обеспечения конкуренции условия, предусмотренные пунктом 3 части 2 настоящей статьи, в том числе могут содержать:

[3]

1) порядок доступа к производственным мощностям, инфраструктуре или информации, которыми распоряжается заявитель, а также иные лица, участвующие в слиянии коммерческих организаций, присоединении к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, создании коммерческой организации;

2) порядок предоставления другим лицам прав на объекты охраны промышленной собственности, которыми распоряжается заявитель, а также иные лица, участвующие в слиянии коммерческих организаций, присоединении к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, создании коммерческой организации;

3) требования к заявителю, а также к иным лицам, участвующим в слиянии коммерческих организаций, присоединении к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, создании коммерческой организации, о передаче имущества другому лицу, не входящему в одну группу лиц с указанными заявителем и (или) иными лицами, об уступке прав требований и (или) обязательств указанных заявителя и (или) иных лиц другому лицу, не входящему в одну группу лиц с указанными заявителем и (или) иными лицами;

4) требования к составу группы лиц, в которую входит заявитель, а также иные лица, участвующие в слиянии коммерческих организаций, присоединении к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, создании коммерческой организации.

Срок исполнения таких требований не может превышать 9 мес. После исполнения данных требований заявитель предоставляет документы, подтверждающие исполнение этих требований, и антимо.орган в 30-дневный срок принимает соот.решение.

4. Решение об удовлетворении ходатайства с вынесением предписания, направленного на предотвращение ограничения конкуренции. Предписание выдается в порядке ст.23 закона.

Читайте так же:  Каковы последствия результатов проведения аттестации

5. Решение об удовлетворении ходатайства. Сделка, в отношении которой вынесено положительное решение антимон.органа, должна быть совершена в течение 1 года.

Последствия невыплнения требований по гос.контролю. В основе ст.34 закона о защите конкуренции:

1. Подача антимон.органом иска о ликвидации или принудит.реорганизации вновь созданной организации (если ее создание привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.)

2. Обращение антимон.органа с иском о признании сделки недействительной (если такие сделки привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.)

3. Возбуждение антимон.органом дела об админ.правонарушении в соот. со ст.19.8 КоАП: Непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля

Дата добавления: 2015-08-18 ; просмотров: 538 | Нарушение авторских прав

Статья 31. Особенности государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц

1. Сделки, иные действия, указанные в статьях 27 — 29 , осуществляются без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением об их осуществлении в порядке, предусмотренном статьей 32 , в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

1) сделки, иные действия, указанные в статьях 27 — 29 , осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;

2) перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;

3) перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц.

2. Федеральный антимонопольный орган в течение четырнадцати дней со дня получения перечня лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, направляет заявителю одно из следующих уведомлений о:

1) получении такого перечня и размещении его на официальном сайте федерального антимонопольного органа в сети «Интернет», если такой перечень был представлен в форме, утвержденной федеральным антимонопольным органом;

2) нарушении формы представления такого перечня и несоблюдении условий, указанных в части 1 настоящей статьи.

3. Антимонопольный орган должен быть уведомлен о сделках, об иных действиях, осуществляемых с соблюдением условий, предусмотренных настоящей статьей, лицом, которое было заинтересовано в осуществлении указанных в статьях 28 и 29 сделок, иных действий, или лицом, которое было создано в результате осуществления сделок, иных действий, указанных в статье 27 , — не позднее чем через сорок пять дней после даты осуществления таких сделок, иных действий.

4. Федеральным антимонопольным органом утверждается форма представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу.

5. В случае установления факта недостоверности представленных сведений о лицах, входящих в одну группу лиц, такие сведения, размещенные на официальном сайте федерального антимонопольного органа в сети «Интернет», федеральный антимонопольный орган снимает с указанного сайта.

После того как антимонопольный орган получает необходимый пакет документов по ходатайству или уведомлению, он рассматривает данные документы, исследует рынок, определяет как изменятся доли субъектов.

Дата добавления: 2015-08-18 ; просмотров: 206 | Нарушение авторских прав

§ 1. Природа государственного контроля за экономической концентрацией

(Напомним, что согласно п. 7 ст. 4 Закона конкуренция — это сопер­ничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возмож­ность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.)

Определение в Законе о защите конкуренции термина «экономиче­ская концентрация» есть скорее правовая дефиниция, нежели точное описание явления, которое обозначает этим термином экономиче­ская наука[189]. В экономической науке под концентрацией понимается характеристика товарного рынка, которая соответствует доле одного (крупнейшего) участника товарного рынка[190] (или суммарной доле несколь­ких крупнейших участников, конкурирующих друг с другом[191]). Рост эконо­мической концентрации свидетельствует о возможности появления на товарном рынке хозяйствующего субъекта, который будет занимать до­минирующее положение.

Экономическая концентрация может увеличиваться в следующих случаях:

• присоединения к участнику рынка иного (иных) участника рын­ка — его непосредственного конкурента (конкурентов);

• слияния двух или нескольких участников рынка — конкурентов;

• приобретения участником рынка у иного участника производ­ственного имущественного комплекса (функционирующего предприя­тия) по выпуску товара, обращающегося на соответствующем рынке;

• получения участником рынка контроля над одним или нескольки­ми своими конкурентами, что ведет к экономическому объединению их деятельности при сохранении каждого в качестве отдельного юридиче­ского лица;

• «естественного» увеличения доли крупнейшего участника рынка за счет развития собственного производства товара, расширения сбы­товой сети, удачного маркетинга, рекламы и иных подобных меропри­ятий.

[1]

Контроль за экономической концентрацией вносит элементы государ­ственного регулирования в увеличение размера доли (долей) крупней­ших участников рынка и направлен на предотвращение возникновения на товарном рынке хозяйствующего субъекта, который бы мог в одно­стороннем порядке определять условия обращения товара на рынке. Контроль не распространяется только на указанный выше случай «есте­ственного» увеличения доли крупнейшего участника рынка. Поэтому в общем случае объектами экономического контроля должны являться:

• сделки, которые ведут к установлению контроля одного участника рынка над другим;

• сделки, в результате которых между участниками рынка перерас­пределяются производственные имущественные комплексы (функцио­нирующие предприятия) по выпуску товара;

• слияния участников рынка и присоединение одного участника рынка к другому.

Указанные выше сделки, иные действия, которые совершаются кон­курентами на одном товарном рынке, принято называть собиратель­ным экономическим термином «горизонтальные слияния»[192]. Уточним, что экономическое содержание термина «слияние» в данном случае предполагает:

• установление высокой степени организационного и экономиче­ского единства хозяйствующих субъектов;

• нерыночные условия экономического обмена между ними в слу­чае, если слияние не ведет к ликвидации юридических лиц — хозяй­ствующих субъектов (а осуществляется, например, в форме приобрете­ния одним хозяйствующим субъектом значимого пакета акций другого хозяйствующего субъекта);

Читайте так же:  Изменение размера процентов по вкладу: что нужно знать и о чем стоит помнить

• действия хозяйствующих субъектов в едином экономическом ин­тересе на любом товарном рынке после осуществленного слияния.

Однако легальное определение экономической концентрации не сводится только к горизонтальным слияниям. На состояние конку­ренции могут влиять сделки, иные действия, которые совершаются хо­зяйствующими субъектами, состоящими в отношениях «покупатель — продавец». Ктаким сделкам, инымдействиям относятся:

• сделки, которые ведут к установлению контроля покупателя това­ра (продавца товара) над продавцом товара (покупателем товара);

• сделки, в результате которых между покупателем и продавцом то­вара перераспределяются производственные имущественные комплек­сы (функционирующие предприятия) по выпуску товара, производи­мого покупателем либо продавцом;

• слияния покупателя и продавца товара и присоединение покупа­теля (продавца) товара к продавцу (покупателю) товара.

Перечисленные выше сделки, иные действия, которые соверша­ются покупателем и продавцом товара, принято называть собиратель­ным экономическим термином «вертикальные слияния». Примером вертикального слияния может быть, например, приобретение компа­нией, производящей автомобили, 100% акций хозяйственного обще­ства — поставщика двигателей для автомобилей, или приобретение сетевой организацией розничной торговли 100% акций хозяйственного общества — производителя молочных продуктов, предназначенных для розничной продажи, или, например, приобретение киностудией сети кинотеатров.

Опасные для конкуренции последствия вертикального слияния:

1) оно может устранить существовавшую ранее потенциальную кон­куренцию между покупателем и продавцом, т.е. реалистичную угрозу появления на рынке нового конкурента. Например, до слияния ком­пания — владелец сети кинотеатров может основать собственную ки­ностудию и начать производить кинофильмы, а компания — владелец киностудии может выйти на рынок услуг кинотеатров за счет самостоя­тельного создания их сети ипр.;

2) оно может привести к тому, что конкуренты компаний, осуще­ствивших вертикальное слияние, окажутся устранены с рынка опре­деленного товара. Такая ситуация может возникнуть, например, если компания — оптовый торговец нефтепродуктами приобретает компа­нию, владеющую сетью бензоколонок: владельцы иных бензоколонок могут лишиться поставок нефтепродуктов от компании-приобретателя, поскольку теперь они становятся прямыми конкурентами компании- приобретателя на рынке розничной реализации нефтепродуктов.

Негативные последствия для конкуренции в результате вертикаль­ного слияния возникают, как правило, если одна из компаний обладает существенной рыночной властью (занимает доминирующее положе­ние) на каком-либо товарном рынке.

Наконец, принято выделять так называемые конгломератные слия­ния, т.е. сделки, иные действия, которые приводят к объединению эко­номической деятельности двух прежде независимых друг от друга ком­паний, не являвшихся конкурентами и не состоявших в отношениях покупателя и продавца товара. Конгломератное слияние устраняет воз­можность (или факт) потенциальной конкуренции на товарном рынке.

Таким образом, данное в Законе о защите конкуренции определе­ние экономической концентрации выходит за рамки понимания этого явления в экономической науке и включает в себя также случаи вер­тикальных и конгломератных слияний, которые не изменяют степень экономической концентрации товарных рынков, но могут негативно повлиять на конкуренцию[193].

Приведенные выше случаи экономической концентрации (т.е. пере­численные сделки, иные действия) должны рассматриваться в контек­сте групп лиц, в которых состоят хозяйствующие субъекты — участники товарного рынка. Например, в случае горизонтального слияния сторо­нами сделки или участниками иного действия могут быть не непосред­ственно конкурирующие на товарном рынке хозяйствующие субъекты, а управляющие компании, выполняющие функции единоличных испол­нительных органов хозяйствующих субъектов — конкурентов. Слияние таких управляющих компаний по своему экономическому значению является горизонтальным слиянием, хотя участники рынка — конку­ренты сохранили юридическую обособленность друг от друга. Если управляющие компании конкурирующих хозяйствующих субъектов являются акционерными обществами, то приобретение одним лицом контрольных пакетов акций в каждой из управляющих компаний по своему экономическому значению также тождественно горизонтально­му слиянию. С учетом многообразия форм отношений внутри группы лиц круг сделок, иных действий, которые приводят к горизонтальным, вертикальным или конгломератным слияниям, неограниченно широк и не может быть описан в виде закрытого перечня.

Широкое понимание экономической концентрации позволяет кон­кретизировать понятие государственного контроля за этим экономи­ческим процессом. Цель государственного контроля за экономической концентрацией — предотвращение антиконкурентных последствий го­ризонтальных, вертикальных или конгломератных слияний, для осущест­вления такого контроля необходимо:

• установить наиболее общие разновидности контроля за экономи­ческой концентрацией (контроль ex ante и контроль ex post);

• установить объекты контроля:

а) предварительно определить сделки, иные действия, которые с высокой вероятностью соответствуют горизонтальному, вертикальному или конгломератному слиянию;

б) указать экономические критерии, позволяющие выделить из круга сделок, иных действий, указанных выше, те, которые с высокой вероятностью оказывают негативное воздействие на состояние конку­ренции в масштабах рынка в целом;

• установить процедуру контроля:

а) определить лиц (заявителей), которым вменяется в обязанность запрашивать решение антимонопольного органа по сделке, иному действию, а также иные обязанности заявителей, налагаемые на них в связи с осуществлением государственного контроля за экономической концентрацией;

б) определить сроки, основания и виды решений антимонопольно­го органа по запросу заявителя;

• определить последствия нарушения установленной процедуры контроля:

а) установить ответственность за неисполнение обязанности запра­шивать решение антимонопольного органа;

Видео (кликните для воспроизведения).

б) определить судьбу сделок, иных действий, совершенных с нару­шением правил контроля за экономической концентрацией.

Источники


  1. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.

  2. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.

  3. Толчеев Н. К. Справочник судьи и адвоката по гражданским делам; ТК Велби, Проспект — М., 2014. — 262 c.
  4. Под редакцией Дмитриевой И. К., Куренного А. М. Трудовое право России. Практикум; Юстицинформ — Москва, 2011. — 792 c.
  5. Хутыз, М.Х. Римское частное право; М.: Былина, 2011. — 170 c.
Государственный контроль за экономической концентрацией
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here