Содержание
- 1 Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ отменяется по мотивированному требованию кредитора: позиция ВС
- 2 Что будет с долей в УК, если ее владелец/компания исключены из ЕГРЮЛ?
- 3 Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ отменяется по мотивированному требованию кредитора: позиция ВС
- 4 Компанию должника исключают из ЕГРЮЛ. Действия кредитора
- 5 Приостановление исключения юридического лица из ЕГРЮЛ
- 6 Возражения по поводу исключения юрлица из ЕГРЮЛ, практика ВС РФ
- 7 Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ — пошаговая инструкция
Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ отменяется по мотивированному требованию кредитора: позиция ВС
Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ может быть результативно оспорено кредитором за пределами установленного срока и при отсутствии документального обоснования заявления — это вытекает из определения ВС РФ от 12.02.2019 № 304-КГ18-18451 по делу № А46-24009/2017.
Согласно ст. 21.1 закона «О государственной регистрации юридических лиц…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ) в течение 3 месяцев после публикации решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ юридического лица, бездействующего в течение 12 месяцев, кредиторы вправе представить мотивированные заявления с возражениями, на основании которых решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.
ВС выступил против формальной оценки соблюдения срока для представления заявления
По обстоятельствам дела заявление кредитора поступило в налоговый орган за пределами 3-месячного срока, однако до вынесения решения об исключении из ЕГРЮЛ.
ВС РФ указал следующее:
- 3-месячный срок для представления возражений не является пресекательным;
- законом не установлен предельный срок для принятия решения регистрирующим органом;
- кредитором обоснованы причины нарушения срока.
Мотивированность заявления — достаточное основание для непринятия решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ или отмены такого решения
Суды нижестоящих инстанций указали, что нарушение прав кредитора отсутствует, поскольку он вправе претендовать на удовлетворение требований из стоимости любого обнаруженного имущества исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица.
ВС РФ привел следующие мотивы непринятия этого довода:
- обязанность регистрирующего органа по непринятию решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ является одной из гарантий, направленных на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и защите своих прав и законных интересов в судебном порядке;
- заявление заинтересованного лица должно быть мотивированным, что, однако, не предполагает обязательного документального обоснования.
Приведенные аргументы ВС РФ посчитал достаточными для отмены судебных актов и направления дела на повторное рассмотрение судом первой инстанции.
Обратите внимание! В соответствии с п. 8 ст. 22 закона № 129-ФЗ срок для обжалования исключения юридического лица из ЕГРЮЛ составляет 1 год.
Что будет с долей в УК, если ее владелец/компания исключены из ЕГРЮЛ?
Положения ст. 64.2 Гражданского Кодекса РФ об исключении юридических лиц из ЕГРЮЛ (прекращении недействующего юридического лица) действуют с 2014 г. Их введение было продиктовано необходимостью урегулирования ситуации с брошенными, «спящими» компаниями, а также усилением борьбы с нелегальными финансовыми потоками.
Согласно статистике ФНС РФ только за период с 01.01.2018 г. по 01.06.2018 г. количество юридических лиц, прекративших деятельность в связи с исключением юридического лица по решению регистрирующего органа составляет 241 434 штук, из них ООО составляют 231 943 штук, АО – 5 977 штук.
Общее количество юридических лиц, прекративших свою деятельность в связи с исключением юридического лица по решению регистрирующего органа из Единого государственного реестра, составляет 4 461 637 штук, из них ООО составляет 3 587 947 штук, АО – 279 925 штук.
Как видим, организационно-правовая форма ООО является доминирующей формой ведения бизнеса, что влечет за собой наличие подавляющего большинства юридических лиц этой организационно-правовой формы в статистике по исключению из ЕГРЮЛ.
Вполне естественно, что на практике возникают ситуации, при которых юридическое лицо, являющееся участником другого юридического лица, в частности, ООО либо АО, исключается из ЕГРЮЛ.
Что делать участникам исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица либо их кредиторам?
Ответ дается в п. 5.2 ст. 64 ГК РФ, в соответствии с которой в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из единого государственного реестра юридических лиц, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право.
В отличие от акции, определение которой дается в ст. 142 ГК РФ, конкретизируется положениями ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ст. 2) и «Об акционерных обществах» (ст. 25), и которая является имуществом в соответствии со ст. 128 ГК РФ, законодательного определения того, что такое доля в ООО, к сожалению, до сих пор не дано. В теории по этому поводу давно ведутся споры, однако на практике сформировался доминирующий подход, согласно которому доля – это, упрощенно говоря, имущество, в контексте открытого перечня ст. 128 ГК РФ, которое может быть объектом гражданского оборота. В силу направленности тематики данной статьи мы не будем углубляться в обсуждение этого вопроса и примем в качестве презумпции тот практический факт, что доля в ООО – имущество.
Таким образом, представляется, что равно как акция, так и доля в ООО, в силу п. 5.2 ст. 64 ГК РФ могут находиться в собственности юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, в силу чего на данные виды имущества могут распространяться положения указанного п. 5.2 ст. 64 ГК РФ, а именно:
- заинтересованное лицо в праве обратиться в суд с требованием о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право;
- заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении юридического лица;
- процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц;
- процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица осуществляется по правилам ГК РФ о ликвидации юридических лиц.
Заинтересованность лица по отношению к исключенному из ЕГРЮЛ обществу определяется прежде всего наличием имущественного либо иного права по отношению к исключенному обществу. Иными словами, это либо участник исключенного общества либо его кредитор.
В соответствии со ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Соответственно, ожидаемо, что лицо заинтересованное (участник исключенного юридического лица либо кредитор) воспользуется предоставленными п. 5.2 ст. 64 ГК РФ правами в целях обращения в свою собственность долей/акций компании, которыми владело исключенное из ЕГРЮЛ лицо. Эти действия могут привести к возникновению новых владельцев акций/долей при соблюдении соответствующих норм специальных законов (ФЗ «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.) и учредительных документов компаний, чьи доли/акции будут распределяться, либо к иным последствиям, если речь идет об обращении взыскания кредитора на долю в ООО либо в ООО установлен порядок получения согласия общества на отчуждение доли третьим лицам (ст.ст. 25, 21 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Более сложная ситуация
П. 5.2 ст. 64 ГК РФ не дает ответа на этот вопрос. Предоставляя право заинтересованному лицу обратиться с заявлением о распределении имущества исключенного из ЕГРЮЛ общества, рассматриваемая статья обуславливает введение процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица возможностью распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.
Имеет ли право сама компания обратиться в суд с заявлением о распределении ее доли между участниками/кредиторами исключенного юридического лица? Полагаю, что нет, поскольку право на обращение в суд обуславливается по общему правилу нарушенным правом конкретного субъекта со стороны другого субъекта. В рассматриваемом случае эта связь теряется.
Представляется возможным обращение в суд с целью восстановления правоспособности исключенного юридического лица. Однако положительный исход данного обращения, при соблюдении регистрирующим органом всех необходимых для исключения из ЕГРЮЛ формальностей, не всегда гарантирован.
Стоит отметить, что существует возможность подать мотивированное заявление на стадии принятия регистрирующим органом решения об исключении компании из ЕГРЮЛ (п.п.3-4 ст. 21.1. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Однако данный механизм имеет превентивную форму и не решает проблемы распределения доли исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица.
Полагаю, что возможен вариант рассматривать пассивное поведение участников исключенного юридического лица как злоупотребление правом с последствиями, предусмотренными п. 4 ст. 10 ГК РФ, однако это не решает проблему нераспределенных долей/акций.
На практике встречаются попытки исключения ликвидированного общества из состава участников, однако, на мой взгляд, такая конструкция некорректна с точки зрения того, что ответчиком в этом случае является лицо, правоспособность которого прекращена.
Таким образом, можно сделать вывод, что законодатель не предусмотрел четкого механизма для подобной ситуации, что приводит к возникновению неопределенности в действиях участников гражданского оборота.
По сути, мне представляется, данная проблема является порождением «административного» подхода со стороны законодателя к регулированию гражданско-правовых отношений, что априори некорректно и влечет множество вопросов гражданско-правового характера. В попытке зачистить ЕГРЮЛ от «спящих» компаний отдан приоритет административной функции регистрирующего органа, который ради облегчения работы государственных структур фактически вычеркивает юридические лица без надлежащего привлечения всех заинтересованных лиц к процессу. Действительно, созданный законодателем механизм заставляет всех участников гражданского оборота постоянно контролировать сведения о предстоящих исключениях своих контрагентов из ЕГРЮЛ, что на практике затруднительно и не дает должного эффекта.
Полагаю, законодателю необходимо осуществлять дальнейшее развитие положений о принудительной ликвидации юридических лиц с учетом соблюдения интересов всех участников гражданского оборота.
Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ отменяется по мотивированному требованию кредитора: позиция ВС
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федеральной налоговой службы от 2 апреля 2019 г. № ГД-18-14/208@ Об обеспечении возможности оперативного получения заинтересованными лицами содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, а также сведений об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, поступившее письмом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 февраля 2019 г. N 73/1-381-2019, в части вопросов, относящихся к своей компетенции, сообщает следующее.
В силу пункта 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 указанной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (далее — решение о предстоящем исключении).
Вместе с тем следует учитывать, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа осуществляется с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.
В силу упомянутых норм права решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее — заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 вышеуказанного Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.
Согласно пункту 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. N САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».
При этом в целях обеспечения возможности оперативного получения заинтересованными лицами содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, в том числе сведений о принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, а также сведений об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, ФНС России в системе межведомственного электронного взаимодействия размещен вид сведений, позволяющий получать вышеуказанную информацию. Возможность получения содержащихся в ЕГРЮЛ сведений обеспечена также посредством использования электронных сервисов, размещенных на сайте ФНС России.
Таким образом, заинтересованные лица могут отслеживать информацию, касающуюся исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, в журнале «Вестник государственной регистрации», а также посредством обращения к сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, и направлять возражения относительно предстоящего исключения.
Какого-либо иного взаимодействия по вопросам, связанным с наличием у юридического лица признаков недействующего юридического лица, законодательство о государственной регистрации не предусматривает.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса |
Д.Ю. Григоренко |
Обзор документа
— как принимается решение о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ;
— в каких случаях эта процедура не совершается;
— как публикуются решение и сведения о порядке и сроках направления заявлений организацией, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением из ЕГРЮЛ;
— где можно отслеживать информацию, касающуюся исключения недействующих юрлиц из ЕГРЮЛ.
Заинтересованные лица вправе направлять возражения относительно предстоящего исключения.
Компанию должника исключают из ЕГРЮЛ. Действия кредитора
За все время своей работы налоговики исключили из ЕГРЮЛ более 3,5 млн компаний. Пока они борются таким способом с однодневками, страдают другие организации. Распространенной стала ситуация, когда за контрагентом числится долг, у него даже есть какое-то имущество, а потом вдруг выясняется, что должника исключили из реестра. Без процедуры ликвидации или банкротства. Ситуация для кредитора непростая, но не безнадежная.
Налоговики вправе исключить компанию из ЕГРЮЛ, если она последние 12 месяцев не подавала налоговую отчетность и не осуществляла операции хотя бы по одному банковскому счету. В этом случае общество признается фактически прекратившим свою деятельность, то есть недействующим. Никакие решения от учредителей или их согласие не нужны. Налоговый орган сам исключает компанию из реестра. Правда, этим летом вступили в силу поправки, принятые еще в конце прошлого года Федеральным законом от 28.12.2016 No 488-ФЗ . Эти изменения появились в том числе для защиты кредиторов, которые столкнулись с исключением задолжавшего контрагента из ЕГРЮЛ.
Налоговики исключают компанию из ЕГРЮЛ
Порядок исключения компаний из ЕГРЮЛ таков: налоговый орган принимает решение о предстоящем исключении. В течение трех дней он должен опубликовать его в «Вестнике государственной регистрации». Решения размещают еще в электронном виде на сайте ФНС РФ (сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента»). Кредиторы вправе возразить против исключения должника в течение трех месяцев. Такое же право предусмотрено и для самой исключаемой компании, а также других лиц, например ее участников ( ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 No 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей », далее — Закон No 129-ФЗ).
Если кредитор не успеет заявить возражения, он вправе обжаловать решение налоговиков об исключении. На это у него есть один год со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав ( ст. 21.1 Закона No 129-ФЗ ). На самом деле важно все-таки подать возражения в срок, это может повлиять на решение суда. Одни суды отказывают в иске, полагая, что раз кредитор не воспользовался своим правом возразить, то исключение законно. Другие же встают на сторону кредиторов. Они указывают, что сведения о рассмотрении судебного дела или об исполнительном производстве находятся в общем доступе в интернете, значит, налоговики не могли не знать, что компания все-таки действует (см. таблицу).
Анализ судебной практики по оспариванию решений налогового органа
Положительная судебная практика
Отрицательная судебная практика
от 27.03.2017 по делу No А40-142049/2016,
от 02.02.2017 по делу No А40-81595/16,
АС ПО
от 28.01.2016 по делу No А72-3389/2015,
решение АС Свердловской области от 20.10.2016 по делу No А60-28068/2016
ЗСО от 23.12.2016 по делу No А45-9789/2016,
9ААС от 02.12.2016 по делу No А40-136483/2016
Новые основания для исключения из ЕГРЮЛ
- Если ликвидация компании невозможна из-за того, что у нее нет денег на расходы для ее ликвидации, и их нельзя возложить на учредителей.
- Если в отношении юрлица в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности (например, при массовом адресе) и эта запись находится в реестре более 6 месяцев ( п. 5 ст. 21.1 Закона No 129-ФЗ ).
Как пострадали кредиторы
Встречались еще более абсурдные ситуации. К примеру, кредитор мог подать на банкротство должника, но затем выяснялось, что должника исключили из реестра. Суд прекращал дело о банкротстве юридического лица.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Аналогичную ситуацию рассмотрел КС РФ в постановлении от 18.05.2015 No 10-П . По заявлению кредитора суд возбудил дело о банкротстве должника. Дело дошло до конкурсного производства, но налоговый орган исключил должника из ЕГРЮЛ в административном порядке. Арбитражный суд прекратил конкурсное производство в связи с исключением компании из ЕГРЮЛ. Кредитор возмутился и попытался оспорить решение налоговиков в суде. Но попытки оказались безуспешными — все по закону. И только КС РФ указал, что ситуация получилась несправедливой. Он признал незаконными нормы по поводу исключения компаний как недействующих, в отношении которых суд по заявлению кредитора ввел процедуру банкротства.
Интерфакс предоставляет сведения регистрационному органу
- о введении каждой из стадий банкротства (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, признания корпорация налоговиков в суде. Но попытки оказались безуспешными — все по закону. И только КС РФ указал, что ситуация получилась несправедливой. Он признал незаконными нормы по поводу исключения компаний как недействующих, в отношении которых суд по заявлению кредитора ввел процедуру банкротства. должника банкротом и открытия конкурсного производства);
- дате введения соответствующей процедуры;
- прекращении производства по делу о банкротстве;
- об утвержденных внешнем или конкурсном управляющем (фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, его ИНН) и об изменении таких сведений.
Поправки защитили кредиторов
Именно из-за позиции КС РФ в некоторые законы внесли поправки, направленные на защиту кредиторов исключенных компаний. Вот основные.
- В ЕГРЮЛ вносят отметки о банкротстве. Арбитражный суд как только вынесет определение о принятии заявления о признании должника банкротом, сразу направит его в регорган в электронном виде. Регорган обязан сделать отметку в ЕГРЮЛ о том, что компания банкротится ( п. 4 ст. 5 Закона No 129-ФЗ ).
- Сведения о банкротстве в регорган должен направлять оператор ЕФРСФДЮЛ. Сейчас это «Интерфакс». Предоставлять такую информацию он обязан в виде электронных документов не позднее трех дней со дня ее внесения в данный реестр (см. вынос на полях).
- Нельзя исключить банкротящуюся компанию. Если у регоргана имеются сведения о проводимых в отношении него процедурах банкротства (то есть если эти сведения попали в ЕГРЮЛ), то он не вправе принимать решение о предстоящем исключении ( подп. и.2 п. 1 ст. 5, п. 2 ст. 21.1 Закона No 129-ФЗ ).
В постановлении КС РФ сказал только о запрете исключать компанию, в отношении которой введена процедура банкротства по заявлению кредитора. А в новом законе такого ограничения нет. То есть независимо от того, кто инициировал дело о банкротстве, исключить из ЕГРЮЛ такое общество с признаками недействующего нельзя.
С 1 сентября недостаточно отправить только возражение на решение предстоящем исключении. По новым правилам такое заявление должно быть мотивированным. Да еще и по определенной форме. Она, правда, пока не утверждена ( п. 4 ст. 21.1 Закона No 129-ФЗ ).
Недобросовестных контролирующих компанию лиц можно привлечь по долгам исключенного общества. Для этого понадобится доказать, что они действовали недобросовестно или неразумно ( п. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 года No 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» ).
203 тыс. юрлиц налоговики исключили из ЕГРЮЛ в качестве недействующих за первые пять месяцев 2017 года
Доля исключенной компании в другом ООО
Бывают случаи, когда у исключенной компании была доля в другом ООО. Может ли ее участник переоформить долю на себя? В некоторых случаях это возможно. В деле No А45-6522/2015 суд рассматривал такую ситуацию: ООО «Экодат» было одним из участников ООО «ТЕМП» (доля 84,27%). ООО «Экодат» исключили из ЕГРЮЛ. Тогда единственный участник ООО «Экодат» потребовал признать за ним долю в ООО «Темп».
На первом круге суды отказали в иске, а на втором — удовлетворили. Суды решили, что участников исключенного юрлица нельзя лишить предусмотренных законом гарантий. В законодательстве и уставе нет ограничений перехода прав на долю прекратившего свою деятельность общества к его участнику в виде необходимости получения согласия других участников. Это позволило признать истца — единственного участника ООО «Экодат» — универсальным правопреемником ООО «Экодат» на долю в ООО «Темп».
В другом деле была аналогичная ситуация ( постановление АС Московского округа от 18.04.2016 по делу No А41-879/2014 ), но суды отказались признать за участником исключенной компании долю в «дочке» этой компании. Причем кассация даже указала, что в этом случае истец вправе был инициировать процедуру, предусмотренную п. 5.2 ст. 64 ГК РФ (о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юрлица).
Что делать если контрагента исключили из ЕГРЮЛ
Проверьте, не исключен ли контрагент из ЕГРЮЛ как недействующая компания:
- на www.nalog.ru, сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», раздел «Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении »;
- в журнале «Вестник государственной регистрации» (налоговики обязаны опубликовать в нем решение о предстоящем исключении);
- в выписке из ЕГРЮЛ (в том числе на www.nalog.ru) — в разделе «Сведения о прекращении» будет ссылка на п. 2 ст. 21.1 Закона No 129-ФЗ .
Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.
Приостановление исключения юридического лица из ЕГРЮЛ
Добрый день, в отношении ООО Регистрирующим органом принято
решение о предстоящем исключении
юридического лица из ЕГРЮЛ дата решения 16.07.2018, предполагаем, что это из-за юридического адреса, как правильно составить заявление с возражениями?
Ответы юристов ( 1 )
Согласно пункту 3 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Таким образом, в случае представления в установленный срок мотивированного заявления, решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не должно приниматься.
Что касается того, что именно нужно указывать в подобном заявлении, то, в первую очередь, необходимо обосновать отсутствие самих оснований для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
В силу пункта 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» фактически прекратившим свою деятельность признаётся юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчётности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счёту.
То есть для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ необходимо одновременное наличие сразу двух условий: 1) непредставление налоговой отчётности в течение последних 12 месяцев; 2) отсутствие операций по банковскому счёту (счетам) в течение последних 12 месяцев.
Исходя из этого, Вам необходимо обосновать причины отсутствия операций по банковским счетам, если их действительно не было. Если у Вашей организации вообще нет счёта в банке, то можно указать, что в силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» ООО вправе, но не обязано иметь банковские счета.
ООО может вести хозяйственную деятельность и без использования счёта в банке, используя, например, расчёты наличными, ценными бумагами и так далее. Если ООО при ведении расчётов наличными нарушало требования Указания ЦБ РФ от 07.10.2013 года №3073-У «Об осуществлении наличных расчётов», Федерального закона от 22.05.2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации» и/или иные требования, предъявляемые к порядку ведения наличных расчётов, то это может служить основанием для возможного привлечения организации к административной ответственности, но не может служить основанием для вывода о неведении организацией хозяйственной деятельности.
Поэтому Вы можете в заявлении ссылаться на осуществление организацией наличных расчётов и расчётов ценными бумагами в течение последних 12 месяцев, предшествовавших принятию регистрирующим органом решения о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ.
Непредставление организацией налоговой отчётности также служит основанием для возможного привлечения организации к ответственности, но само по себе не может быть признано достаточным для прекращения её деятельности, если юридическое лицо фактически вело хозяйственную деятельность.
Что касается отсутствия ООО по его юридическому адресу, то это обстоятельство может служить основанием для принудительной ликвидации компании. Но в этом случае порядок будет иным — регистрирующий орган должен будет обратиться в суд.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 года №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица в порядке пункта 2 статьи 61 ГК РФ и пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В Вашем случае речь идёт о принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении ООО из ЕГРЮЛ. Учитывая это, судя по всему, дело не в отсутствии по юридическому адресу, а в непредставлении налоговой отчётности и отсутствии операций по банковским счетам в течение последних 12 месяцев.
Возражения по поводу исключения юрлица из ЕГРЮЛ, практика ВС РФ
Интересный вывод дал Верховный суд в прошлом месяце по поводу возражений юридического лица о предстоящем его исключении из ЕГРЮЛ как недействующего. Они должны быть обоснованы, но при этом нет нужды подтверждеть их документально. Определение Верховного Суда РФ от 12 февраля 2019 г. № 304-КГ18-18451 есть в приложенном файле.
Верховный Суд РФ, рассмотрев кассационную жалобу кредитора общества, исключенного из ЕГРЮЛ в порядке ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пришел к выводу, что нижестоящие суды ошиблись. И разъяснил, почему.
Заявитель является ликвидируемом по упрощенной процедуре банкротом. ООО же, которое собирались исключить — должник этого заявителя. Как всегда, банкроты — творцы судебной практики.
Заявитель пытался возразить о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ компании-должника. ИФНС эти доводы не приняла, и внесла в ЕГРЮЛ соответствующую запись. Данное действие рег. органа было оспорено, однако в трех инстанциях суды поддержали действия ИФНС.
Суды руководствовались следующими доводами:
- на основании статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, у регистрирующего органа имелись законные основания для признания должника фактически прекратившим свою деятельность;
- инспекцией соблюдена процедура исключения общества как недействующего юридического лица;
- от общества и иных заинтересованных лиц, в том числе от кредитора, в трехмесячный срок со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ заявления в инспекцию не поступило;
- то, что до принятия инспекцией решения об исключении из ЕГРЮЛ сведений о должнике, заявителем были направлены возражения (21.09.2017), не принято судами первой и апелляционной инстанций во внимание в связи с их представлением после истечения установленного Законом N 129-ФЗ трехмесячного срока%;
- также суды сослались на недоказанность заявителем того, что должник осуществляет деятельность и является фактически действующим юридическим лицом.
Суд округа поддержал позицию кредитора в том, что указанный трехмесячный срок не является пресекательным, но при этом не нашел оснований для отмены судебных актов судов нижестоящих инстанций, поскольку кредитор не указал, какие конкретно права заявителя нарушены исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Более того, кассация указала, что
«. в результате исключения из ЕГРЮЛ права , не будут нарушены, поскольку в случае обнаружения им имущества ликвидированного юридического лица, заявитель вправе требовать назначения процедуры распределения такого имущества среди лиц, имеющих на это право».
В итоге, заявитель дошел до Верховного суда РФ.
В суде представитель инспекции не оспаривал утверждение предыдущей инстанции, что трехмесячный срок на внесение возражений не является пресекательным, но вместе с этим указал, что заявитель не подтвердил документально свои возражения касаемо исключения должника из ЕГРЮЛ.
По мнению Экономической Коллегии ВС РФ,
«. в Законе N 129-ФЗ указано на то, что заявление заинтересованного лица должно быть мотивированным, что однако не предполагает обязательного документального обоснования; не установлен предельный срок, в который инспекция обязана принять решение об исключении из реестра недействующего юридического лица».
А также, указал, что кредитор-то как раз указал, какие именно его права были нарушены (чего не заметил суд округа).
В итоге, дело отправлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ — пошаговая инструкция
Институт исключения из ЕГРЮЛ и его правовое регулирование
Исключение из ЕГРЮЛ представляет собой строго регламентированную административную процедуру, в результате которой юридическое лицо утрачивает правоспособность.
Обратите внимание! Исключение из ЕГРЮЛ — принудительная процедура, которую инициируют не участники юрлица, а государственные органы.
Основные цели введения в российском законодательстве процедуры исключения из ЕГРЮЛ:
- уменьшение числа «мертвых» фирм, не ведущих деятельность;
- обеспечение достоверности сведений в ЕГРЮЛ;
- разрешение вопроса о долгах таких организаций (в этом смысле данная процедура имеет отдаленное сходство с банкротством, но гораздо более проста в реализации).
Институт исключения является относительным новшеством в российском законодательстве. Впервые нормы о нем были внесены в 2005 году в ст. 49 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) и ст. 21.1 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон о регистрации юрлиц). Затем ГК РФ был дополнен ст. 64.2, посвященной процедуре исключения.
Кроме того, существует немалое количество разъяснений и писем ФНС, которые не имеют законодательного значения, однако важны для понимания сути процедуры и тонкостей ее осуществления. По данному вопросу также сложилась достаточно богатая судебная практика, в том числе на уровне высших судов.
Рассмотрим подробнее все нюансы данной процедуры.
Основания для исключения
Важно! Единственным основанием для принудительного исключения из ЕГРЮЛ является решение регистрирующего органа.
Такое решение может быть принято в случае, если юридическое лицо в течение 1 года одновременно не осуществляет следующих действий (п. 1 ст. 64.2 ГК РФ, п. 1 ст. 21.1 закона о регистрации юрлиц):
- не сдает налоговую и бухгалтерскую отчетность;
- не производит банковских операций ни по одному из своих счетов.
Тогда организация признается фактически недействующей, что дает регистрирующему органу право вычеркнуть ее из реестра.
Кроме названных формальных критериев, законодатель предусмотрел еще 2 ситуации, когда регистрирующий орган вправе прибегнуть к механизму исключения из ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 21.1 закона о регистрации юрлиц):
- организация не может быть ликвидирована ввиду нехватки средств на ликвидацию как у нее самой, так и у ее учредителей;
- в ЕГРЮЛ были внесена запись о недостоверности сведений о юрлице более чем 6 месяцев назад.
Обратите внимание! Полномочия регистрирующего органа по исключению из ЕГРЮЛ ограничены только ситуацией банкротства юрлица (абз. 2 п. 2 ст. 21.1 закона о регистрации юрлица). Исключение невозможно на любой стадии банкротства.
Иное нарушало бы права кредиторов исключаемого лица и противоречило бы Конституции РФ (см. постановление Конституционного суда РФ от 18.05.2015 № 10-П).
Обратите внимание! Исключить юрлицо из ЕГРЮЛ можно и в том случае, если оно было создано до вступления в силу норм закона о регистрации юрлиц, предусматривающих данную процедуру (п. 3 ст. 3 закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ).
Порядок исключения из ЕГРЮЛ
Поскольку любые реестровые действия непосредственным образом затрагивают права зарегистрированных юридических лиц, процедура исключения из ЕГРЮЛ четко регламентирована и не допускает произвольных действий. Процедуру можно разделить на 4 основных последовательных этапа (пп. 2–4 ст. 21.1 закона о регистрации юрлиц):
- Принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении при наличии указанных выше оснований.
- В течение 3 дней с даты принятия решения — публикация решения, а также информации о порядке и сроках направления заявлений заинтересованными лицами (самим исключаемым юрлицом, его кредиторами и др.) Публикация осуществляется в «Вестнике государственной регистрации» (см. приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@).
- В течение 3 месяцев после публикации — прием заявлений от заинтересованных лиц. Заявления должны быть обоснованными и мотивированными и могут направляться различными способами: почтой с обязательным нотариальным удостоверением подписи заявителя; представляться непосредственно с предъявлением документа, удостоверяющего личность и нотариальной доверенности; в электронном виде с обязательной ЭЦП (п. 6 ст. 9 закона о регистрации юрлиц).
- Исключение организации из ЕГРЮЛ при отсутствии возражений и заявлений.
Оспаривание исключения из ЕГРЮЛ
Обратите внимание! Основной спорный вопрос в данном случае: достаточно ли формальных признаков для исключения из ЕГРЮЛ? Четкого ответа судебная практика пока не дает, руководящих разъяснений нет.
Арбитражный суд Московского округа занимает достаточно жесткую позицию. Он полагает, что при наличии всех формальных признаков недействующего юрлица, а также соблюдении порядка данной процедуры исключение законно, несмотря на наличие у организации имущества, участие в судебных процессах, наличие каких-либо причин, по которым ею не были поданы возражения в трехмесячный срок (см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 31.08.2018 по делу № А40-218922/2017).
Между тем Верховный суд РФ в определении от 26.12.2018 № 301-КГ18-8795 указывает на то, что наличие формальных признаков отсутствия деятельности юрлица далеко не всегда означает ее действительное прекращение. Участие организации в судебных процессах, например, свидетельствует о продолжении ею деятельности и препятствует исключению из ЕГРЮЛ. Кроме того, подлежат выяснению обстоятельства и причины, по которым юрлицо не представило свои возражения в трехмесячный срок или представило их с нарушением срока.
В определении Верховного суда РФ от 12.02.2019 по делу № 304-КГ18-18451 разъяснено, что трехмесячный срок, установленный для подачи заявлений от заинтересованных лиц, не является пресекательным. Заявления, поданные с нарушением этого срока, также могут служить основанием для отмены решения об исключении из ЕГРЮЛ.
Вывод. Самым перспективным основанием для оспаривания исключения представляется нарушение процедуры регорганом. Кроме того, можно опираться на фактическое ведение деятельности и обязательно следует подать заявление от заинтересованного лица (даже с пропуском трехмесячного срока).
Правовые последствия исключения
Важно! Главным юридическим последствием исключения из ЕГРЮЛ является утрата юрлицом правоспособности.
Организация перестает существовать как фактически, так и юридически, то есть не может совершать какие-либо юридически значимые действия. Таким образом, последствия исключения аналогичны последствиям ликвидации юрлица (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).
Кроме того, в результате исключения из ЕГРЮЛ закономерно встает вопрос о долгах организации. Что происходит с ними?
Рекомендуем. Кредиторы исключенного юрлица вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения имущества должника при наличии такового с целью погашения задолженности (п. 39 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 № 50, письмо Минфина России от 21.02.2018 № 03-12-13/11023).
Кроме того, п. 3 ст. 64.2 ГК РФ устанавливает возможность привлечения к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих юрлицо. К таковым относятся лица, которые могут выступать от имени юрлица или влиять на его действия (ст. 53.1 ГК РФ). Указанная возможность введена для исключенных из реестра юрлиц в 2014 году.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Таким образом, исключение из ЕГРЮЛ представляет собой административную процедуру по прекращению юридического лица. Оно возможно только при наличии оснований и осуществляется строго в порядке, предусмотренном законом.
Источники
ред. Никифоров, Б.С. Научно-практический комментарий уголовного кодекса РСФСР; М.: Юридическая литература; Издание 2-е, 2011. — 574 c.
Ванская, Г.П. Библиотечно-библиографическая классификация. Средние таблицы. Практическое пособие. Выпуск 2: 65/68 У/Ц Экономика. Экономические науки; Политика. Политология; Право. Юридические науки; Военное дело. Военная наука / Г.П. Ванская. — М.: Либерея, 2017. — 883 c.
Евецкий, А.А. О юридических лицах / А.А. Евецкий. — М.: ООО PDF паблик, 2009. — 879 c.- Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.
- Аношко, В. С. История и методология почвоведения / В.С. Аношко. — М.: Вышэйшая школа, 2013. — 340 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.