Изменения о банковской гарантии в закупках и иные нововведения в законе № 44, вступившие в силу с 1

Полная информация на тему: "Изменения о банковской гарантии в закупках и иные нововведения в законе № 44, вступившие в силу с 1" в помощь грамотному гражданину.

Масштабные изменения в закон № 44-ФЗ вступят в силу с 1 июля 2019 года

Что изменится в отношении планов-графиков

Согласно ч. 1 ст. 16 закона № 44-ФЗ в действующей редакции планирование закупок осуществляется посредством планов закупок и планов-графиков. В законе № 71-ФЗ сохранится только один вариант — план-график.

Важно! С 01.07.2019 план-график закупок по закону № 44-ФЗ останется единственной формой планирования закупок. План закупок больше применяться не будет, а предусматривающая его ст. 17 закона № 44-ФЗ утратит силу.

Обратите внимание! Также изменяются сроки между размещением извещения о закупке и изменением плана-графика. Такой период будет сокращен существенно: с 10 до 1 дня. Внесение изменений в план-график позже чем за день до размещения извещения не допускается (ч. 9 ст. 16 закона № 44-ФЗ в новой редакции).

Что изменится для операторов при оформлении участия на электронной площадке

Участие на электронной площадке будет сопряжено с ведением оператором реестров участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

В соответствии с ч. 4.1, которой дополняется ст. 24.2 закона № 44-ФЗ, в реестре будет указана следующая информация об участниках:

  • если участник — юрлицо, его наименование (фирменное наименование — при наличии);
  • если участник — физлицо (в том числе ИП), его фамилия, имя и отчество;
  • ИНН;
  • дата аккредитации на электронной площадке;
  • иная необходимая информация в соответствии с законодательством.

Как изменятся требования к начальной цене контракта, при которой может проводиться электронный аукцион с сокращенным сроком подачи заявок

Частями 2, 3 ст. 63 закона № 44-ФЗ устанавливаются два срока извещения о проведении электронного аукциона: 15 дней до окончания срока подачи заявок при повышенных суммах контрактов и 7 дней, если суммы контрактов меньше.

В отношении денежного порога, разграничивающего общие и сокращенные сроки извещения, произошли следующие изменения:

Действующая редакция закона № 44-ФЗ

Закон № 44-ФЗ с изменениями, внесенными законом № 71-ФЗ

Сокращенные сроки извещений применяются, если начальная (максимальная) цена контракта не более 3 млн руб.

Сокращенные сроки извещений применяются, если:

  • начальная максимальная цена контракта не превышает 300 млн руб.;
  • начальная максимальная цена закупки не превышает 2 млрд руб. — в отношении работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства

Какие новые антидемпинговые меры вводятся законом № 71-ФЗ

Законом № 71-ФЗ запрещается выплачивать аванс, если победил участник, который предложил цену контракта ниже начальной на 25% и более (ч. 13 ст. 37 закона № 44-ФЗ в редакции закона № 71-ФЗ).

Какие еще нововведения предусмотрены законом № 71-ФЗ

Помимо изложенного, законом № 71-ФЗ, в частности, вносятся следующие изменения:

  • изменения относительно подтверждающих документов, когда проводятся закупки с дополнительными требованиями к участникам (изменения ст. 24.2 закона № 44-ФЗ);
  • возможность заключения контракта с участником, следующим за победителем, при расторжении контракта с изначальным контрагентом (изменения ст. 95 закона № 44-ФЗ);
  • возможность изменения существенных условий контракта (включая увеличение цены) при возникновении непредвиденных обстоятельств, когда контракт был заключен на строительство, сохранение объектов культурного наследия и пр. (ст. 95 закона № 44-ФЗ в редакции закона № 71-ФЗ).

Также об организации и проведении закупок читайте в наших материалах по ссылкам:

Изменились дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Закона № 44-ФЗ

alexraths / Depositphotos.com

В частности, в соответствии с внесенными в документ изменениями, обязательному закреплению в банковской гарантии подлежит условие о праве заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения контрагентом гарантийных обязательств, обеспеченных гарантией, представлять гаранту на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате соответствующей денежной суммы.

При этом в число недопустимых к включению в банковскую гарантию положений отнесены также положения о праве гаранта отказывать в удовлетворении требования заказчика о платеже в случае непредоставления гаранту заказчиком уведомления о нарушении контрагентом гарантийных обязательств, требований о предоставлении заказчиком гаранту отчета об исполнении гарантийных обязательств.

Указанные изменения вступили в силу с 30 июля.

Напомним, с 1 июля в соответствии с новой редакции ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ при необходимости заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантийных обязательств, а именно требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара. Если такие требования установлены, то в извещении, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения гарантийных обязательств (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Гарантийные обязательства в соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ обеспечиваются теми же способами, что и исполнение контракта:

— предоставлением банковской гарантии. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть ей обеспечены, не менее чем на 1 месяц;

— внесением денежных средств на указанный заказчиком счет.

Госдума приняла в III чтении закон об упрощении госзакупок.

Москва. 18 апреля. ИНТЕРФАКС — Госдума РФ приняла в III чтении первый комплексный закон об упрощении ряда норм закона «О контрактной системе» (44-ФЗ).

Всего к третьему чтению в документ было включено около 126 поправок. То есть в дополнение к 76 поправкам, включенным в законопроект по результатам рассмотрения во втором чтении, было добавлено еще 50 поправок.

По словам депутата Антона Гетты, принятие этого закона позволит госзаказчикам сократить время проведения закупочных процедур приблизительно на 30%.

«Этот законопроект носит комплексный характер, — заявлял заместитель министра финансов Алексей Лавров при представлении документа в Госдуме в апреле. — С него начинаем системную работу по модернизации закупочного законодательства».

Этот правительственный законопроект изначально был ориентирован на упрощение госзакупок в строительной сфере. В ходе его подготовки он был дополнен рядом норм, затрагивающих госзакупки в целом.

К основным нововведениям можно отнести, в частности, нормы, значительно упрощающие процедуру планирования госзакупок. Они предусматривают, что планирование закупок будет осуществляться на основании только одного документа — плана-графика (сейчас заказчики должны готовить и регулярно актуализировать два документа — план закупок и план-график). Сам план-график должен готовиться в соответствии с трехлетним циклом формирования бюджета — на очередной финансовый год и плановый период.

Форму и правила подготовки плана-графика должно будет определить правительство РФ. При этом оговаривается, что изменения в план-график могут вноситься за один день до публикации извещения о проведении соответствующей закупки (в настоящее время — за 10 дней).

Читайте так же:  Бланк анкеты на шенгенскую визу

Еще одно положение принятого закона значительно повышает порог для так называемых «коротких аукционов» (со сроком подачи заявки в семь дней). Изначально предполагалось увеличить этот порог с нынешних 3 млн до 50 млн рублей для всех аукционов и до 500 млн рублей — для строительных аукционов. Но по предложению председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, которое он сделал в ходе отчета правительства в Госдуме в среду, эти значения были увеличены, соответственно, до 300 млн рублей и до 2 млрд рублей.

Другие положения закона корректируют антидемпинговые меры, которые могут применяться госзаказчиками. Они, в частности, вводят запрет на выплату аванса тем поставщикам, которые снизили стоимость контракта более чем на 25%. Более того, при таком снижении цены при закупках товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой помощи, лекарственные средства, топливо), участник закупки должен будет представить заказчику обоснование предлагаемой цены. Для этого поставщики смогут использовать, например, гарантийные письма производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки и т.п.

Также новым законом предусмотрено, что в тех случаях, когда определить объем необходимых товаров, работ, услуг на момент закупки невозможно, заказчик вправе осуществлять соответствующие закупки из расчета за единицу товара, работы, услуги.

Помимо этого закон упрощает вопрос обоснования закупок. При этом правительство РФ теряет право определять порядок обоснования закупок а обоснованной будет признаваться закупка, осуществляемая в соответствии с правилами нормирования и определения начальной (максимальной) цены контакта, установленными в 44-ФЗ.

Еще одно положение нового закона повышает порог для закупок малого объема, которые заказчики могут осуществлять без осуществления закупочных процедур с любым участником рынка — до 300 тыс. рублей со 100 тыс. рублей. Соответствующую поправку в тогда еще законопроект также предложил внести Д.Медведев. Он же предложил освободить малый бизнес от обеспечительных мер (залог, банковские гарантии), если соответствующая компания или предприятие имеет положительный опыт исполнения госконтрактов.

Значимая часть нововведений касается закупок в области строительства — поскольку изначально закон был направлен на упрощение закупочных процедур именно в этой сфере. В их числе возможность поставщикам в первой части заявки на участие в строительных аукционах, содержащих проектную документацию, указывать только свое согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных закупочной документацией, предоставление заказчикам права при нарушении сроков исполнения строительных контрактов по вине подрядчика однократно продлевать срок действия таких контрактов, а при одностороннем расторжении контракта — заключать новый контракт со вторым участником закупки без повторного проведения закупочной процедуры.

Еще одно нововведение оговаривает возможность изменения существенных условий контрактов (стоимость, сроки исполнения), заключенных с единственным поставщиком.

Также закон устанавливает компромиссный срок введения в эксплуатацию нового функционала ГИС «Независимый регистратор» — 1 января 2020 года. Депутаты полагали, что он может быть запущен уже с 1 октября текущего года, а не с 1 июля 2020 года, как это предлагали регуляторы.

Основная часть новых норм вступает в силу с 1 июля текущего года.

Изменения в 44 фз с 1 июля 2019 года

В 2019 году 44-ФЗ претерпел сильные изменения. Часть из них вступает в силу только с 1 июля. На данный момент они в большей степени затрагивают интересы поставщиков, однако в Правительстве идёт активное обсуждение новых инициатив, которые могут вновь существенно изменить систему работы с госзакупками.

Банковские гарантии

Перевод закупок в электронную форму и новая система предоставления обеспечения исполнения заявок привела к технической невозможности использования поставщиками банковских гарантий. Поэтому согласно пункту 52 статьи 112 до 30 июня 2019 года вносить обеспечение можно только в виде денежных средств.

С 1 июля 2019 года эта проблема будет решена. Поставщики, как и прежде, смогут использовать банковские гарантии. Технически это будет выглядеть следующим образом:

  1. Вместе с заявкой участник предоставляет уникальный номер БГ из официального реестра, размещенного в ЕИС.
  2. Оператор торговой площадки проверяет наличие документа с таким номером в реестре.
  3. Если все в порядке, заявка передается на рассмотрение заказчику. Если БГ не числится в реестре, предложение поставщика отклоняется.
  4. Сведения о предоставленной банковской гарантии направляются оператором заказчику.

В 44-ФЗ появится пункт 30 статьи 34. В нем говорится об обязанности поставщика предоставить новое обеспечение исполнения контракта, если у банка, выдавшего гарантию, в период проведения закупки была отозвана лицензия. Новое обеспечение должно быть передано в течение 1 месяца со дня получения поставщиком соответствующего уведомления. Это требование должно быть обязательно прописано в контракте. В случае неисполнении его поставщиком, ему начисляется пени за каждый день просрочки.

В статье 45 появится новый пункт 3.1. Он гласит, что уменьшение размера обеспечения исполнения контракта в виде БГ в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляется заказчиком путем отказа от части своих прав на эту гарантию. Датой отказа признается день включения соответствующей информации в реестр банковских гарантий.

Обеспечение исполнения контракта

Будут внесены корректировки и в пункт 7 статьи 96. Согласно новым правилам поставщик в процессе исполнения договорных обязательств может изменить способ обеспечения контракта.

Размер обеспечения может быть уменьшен в случае направления заказчиком в реестр контрактов информации об исполнении поставщиком обязательств по поставке товара, оказанию услуг или о выполнении им отдельного этапа, предусмотренного договором. При этом уменьшение обеспечения производится пропорционально объему выполненных обязательств. Важно учесть, что приемка товара или работ должна быть произведена в установленные контрактом сроки.

Если обеспечение вносилось в форме банковской гарантии, то требовать выплаты по ней заказчик может в размере, не превышающем суммы, рассчитанной на основании информации об исполненной части договора, отраженной в ЕИС. Когда обеспечение предоставлялось в виде денежных средств, по заявлению поставщика заказчик обязан вернуть в установленные законом сроки сумму соответствующую исполненным обязательствам.

Снижение размера обеспечения контракта возможно только при условии отсутствия неисполненных поставщиком требований о выплате штрафов, пеней и неустоек, предъявленных заказчиком в соответствии с нормами действующего законодательства. Уменьшить обеспечение невозможно, если речь идет о контрактах, заключенных с целью поддержания безопасности и обороноспособности государства, защиты здоровья и законных интересов граждан. Эти правила будут прописаны в пункте 7.2 статьи 96.

Независимый регистратор

С 1 октября 2019 года в силу вступают постановления Правительства Российской Федерации № 881, 882 и 883. В них идет речь о правилах мониторинга доступности ЕИС и фиксации всех действия участников закупок. С этой целью ещё в конце 2014 года было разработано специальное программное обеспечение под названием «Независимый регистратор», которое позволяет совершать следующие действия:

  1. В режиме реального времени записывать все действия участников закупки, осуществляемые на электронной торговой площадке.
  2. Удостоверяться в доступности ЭТП, правильной настройке компьютера и подключении к интернету.
  3. Передавать все собранные программой данные в зашифрованном виде в контролирующие органы для последующего рассмотрения поступивших жалоб.

Скачать программу можно в ЕИС. Там же размещена подробная инструкция по ее установке и эксплуатации.

Закупки для нужд обороны

Приобретение товаров и услуг, необходимых для обеспечения безопасности и обороны страны, проводится в соответствии с нормами постановления Правительства №1428 от 27.11.2017 года. Изначально подразумевалось, что этот документ будет действовать до начала 2019 года.

Читайте так же:  Бланк заявления на гражданство рф

В конце декабря 2018 года правительство издало Постановление №1687, которым вносятся поправки в Постановление №1428. Согласно им установленные правила закупок для обороны будут действовать до 1 июля 2019 года.

Планы правительства

С начала 2019 года началось активное обсуждение поправок, которые планируется внести в систему государственных закупок. Среди наиболее значимых из них выделяют:

  1. Минпромторг предлагает расширить перечень товаров, на которые установлен запрет на допуск иностранной продукции. На обсуждение вынесены такие позиции, как хлебопекарные печи, тестомесы, посудомоечные машины, газовые плиты и так далее.
  2. Услуги по оздоровлению и отдыху детей разрешат закупать исключительно с помощью конкурса с ограниченным участием. При этом к потенциальным поставщикам планируется предъявлять ужесточенные требования в части наличия опыта оказания подобных услуг.
  3. По мнению Минэкономразвития, регламентировать проведение электронных торгов необходимо отдельным законом. Такие процедуры должны быть унифицированы, к участникам могут предъявляться только стандартные требования. В феврале 2019 года состоялся первый этап обсуждения этой идеи.
  4. Премьер-министр выказал недовольство по поводу возросшего количества случаев проведения закупок у единственного поставщика. Он приказал подготовить проект изменений в 44-ФЗ, которые сократят перечень оснований для приобретения товаров и услуг таким способом.

Таким образом, с июля 2019 года 44-ФЗ претерпит серьезные изменения в части банковской гарантий и порядка уменьшения размера обеспечения контрактов. Но судя по всему на этом правительство не остановится и продолжит модернизировать систему. По мнению экспертов, велика вероятность того, что планируемые поправки в законодательство будут приняты.

Изменения о банковской гарантии в закупках и иные нововведения в законе № 44, вступившие в силу с 1 по 7 июля 2019 года

Последствия отзыва лицензии у банка, выдавшего банковскую гарантию, обязательно указываются в контракте

Обеспечение закупок банковскими гарантиями проводится по новым правилам.

Согласно нововведениям контракт с обеспечением должен содержать нормы об урегулировании ситуации отзыва лицензии у банка-гаранта (ч. 30 ст. 34 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ) в редакции закона от 27.12.2018 № 502-ФЗ).

В частности, в контракте указывается следующее:

  • поставщик (подрядчик/исполнитель) обязан предоставить новое обеспечение;
  • срок для предоставления нового обеспечения — 1 месяц;

Обратите внимание! Месячный срок исчисляется с даты уведомления заказчиком поставщика (подрядчика/исполнителя) о необходимости предоставления нового обеспечения.

  • размер нового обеспечения может быть уменьшен пропорционально исполненным обязательствам;
  • по общему правилу за просрочку предоставления нового обеспечения взыскиваются пени в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы контракта, уменьшенной на сумму исполненных обязательств.

Перечень «горячих» изменений в госзакупках с 1 по 7 июля 2019 года

Помимо требований к контрактам, обеспеченным банковской гарантией, в сфере закупок произошли и другие изменения:

О чем изменения

Нормативный правовой акт

Ограничения допуска иностранных товаров к закупкам распространены на вина

Постановление Правительства РФ «О внесении изменений…» от 25.05.2019 № 660

Закупка автотранспортных средств, бумаги, картона, офисной мебели и ряда иных товаров должна осуществляться с применением типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности

Приказ Минпромторга РФ «О внесении изменений…» от 28.03.2019 № 998

Утвержден типовой контракт на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования

Приказ Минпромторга РФ «Об утверждении…» от 28.03.2019 № 997

Установлены новые требования при закупках услуг о перевозке детей автобусами

Постановление Правительства РФ «О внесении изменений…» от 15.06.2019 № 772

Уточнены позиции товаров иностранного происхождения при допуске к закупкам

Приказ Минфина РФ «О внесении изменений…» от 22.01.2019 № 10н

Расширен перечень иностранных товаров со специальными условиями допуска к закупкам

Приказ Минфина РФ «О внесении изменения…» от 30.04.2019 № 64н

Обратите внимание! С 01.07.2019 вступили в силу изменения, внесенные в законодательство о закупках законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ. Обзор этих нововведений приведен в нашем материале «Масштабные изменения в закон № 44-ФЗ вступят в силу с 1 июля 2019 года».

Также об изменениях в сфере закупок читайте в наших статьях:

С 1 июля 2018 г. вступили в силу изменения в 44-ФЗ

С 1 июля 2018 года в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2018 N 174-ФЗ, вступили в силу новые изменения в 44-ФЗ.

Среди существенных изменений:

  • Новые требования к содержанию извещений: запреты, ограничения и условия допуска; информация о закупке по государственному оборонному заказу
  • Обеспечение заявок: заказчик не вправе требовать обеспечить заявку, когда проводит конкурс или аукцион с НМЦК до 1 млн руб.; казенные учреждения в случае, если являются участниками закупки освобождаются от обеспечения заявки.
  • Новые размеры обеспечения при НМЦК выше 1 млн руб (ПП РФ от 12.04.2018 № 439)
  • Новые электронные формы закупок: конкурс, запрос предложений, запрос котировок
  • Сокращенные сроки размещения извещений (для повторных закупок), после публикации плана-графика

Ежедневно на форуме — ответы специалистов на сотни вопросов о закупках.

Новшества в обеспечении заявки в 2018 году

    On 04.04.2018 0 Комментарии 44-ФЗ, Закупки у единственного поставщика, Конкурс, НМЦК, Электронные закупки, Электронный аукцион, ЭТП

В текущем году вступают в силу изменения, которые коснутся обеспечения закупки по закону 44-ФЗ. Они обусловлены поправками, которые были приняты в конце 2017 года. Расскажем об этих изменениях более подробно.

Перечень изменений

Новшества сразу три:

  1. Изменены правила установления обеспечения заявки. Изменения в пункт 1 статьи 44 внесены законом № 504-ФЗ от 31 декабря 2017 года. Например, недорогие закупки полностью освобождены от обеспечения.
  2. Способ обеспечения заявки изменен. Сегодня деньги блокируются на ЭТП, однако с 1 июля 2018 года сумма обеспечения заявки будет блокироваться на специальном банковском счете, открытом поставщиком в уполномоченном банке. Изменение в пункт 10 статьи 44 внес упомянутый выше закон № 504-ФЗ.
  3. Установлены новые критерии для банков, которые смогут выдавать банковские гарантии в рамках госзаказа. Поправки в положения пунктов 1 и 1.1 статьи 44 закона № 44-ФЗ внес закон от 29.07.2017 № 267-ФЗ.

Далее обо всем по порядку.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Новые правила установки обеспечения заявки

Требование об обеспечении заявки станет обязательным элементом документации, если:

  • НМЦК превышает 5 млн рублей;
  • поставщик определяется путем проведения конкурса или аукциона.

Также в законе прописано, что Правительство может установить исключение из этого правила. 12 апреля 2018 года было принято постановление № 439, в котором определено, что обеспечение необходимо устанавливать при НМЦК 1 млн рублей и выше.

То есть для закупок стоимостью меньше 1 млн рублей законодательного требования на установление обеспечения заявки не будет.

В соответствии с измененными положениями пункта 16 статьи 44, сумма обеспечения заявки составит:

  • при начальной цене контракта от 5 до 20 млн рублей — 0,5-1% от НМЦК;
  • при начальной цене контракта свыше 20 млн рублей — 0,5-5% от НМЦК;
  • при начальной цене свыше 20 млн рублей, если участвуют организации инвалидов или уголовно-исправительной системы — 0,5-2% от НМЦК.

Казенные учреждения, участвующие в определенных процедурах, будут освобождены от обеспечения заявки. Более подробно об этом говорится в новой редакции пункта 6 статьи 44 закона 44-ФЗ.

Читайте так же:  Центробанк рф снизил ключевую ставку

Порядок внесения обеспечения

После 1 июля 2018 года начнется переход к электронным закупкам, а к июлю 2019 года все процедуры должны быть переведены на ЭТП. Вместе с этим изменится порядок обеспечения заявок.

В настоящее время обеспечение участников электронных процедур блокируется на ЭТП. Эти средства площадки размещают на вкладах в кредитных организациях, тем самым получая прибыль. По сути, это единственный источник заработка ЭТП.

По новым правилам обеспечение заявок будет реализоваться совсем иначе. Денежные средства, из которых будет блокироваться сумма обеспечения заявки, поставщики должны будут размещать не на ЭТП, а на специальных счетах в банках. Причем список банков будет ограничен — в него войдут лишь кредитной организации, удовлетворяющие определенным критериям. Площадки лишаются дохода от размещения средств участников, поэтому вводят плату за свои услуги.

Видео (кликните для воспроизведения).

Каждая ЭТП должна будет заключить договор с каждым из уполномоченных банков, а участники закупок — открыть в каком-либо из них специальный счет. С этими счетами банки смогут проводить такие операции:

  • блокировать средства в сумме обеспечения заявки;
  • в случаях, установленных законом, переводить эти средства на счет заказчика или в бюджет.

Вполне возможно, что будет изменен список ЭТП, которые смогут проводить закупки по 44-ФЗ.

Изменения в части банковской гарантии

Пункт 2 статьи 44 закона 44-ФЗ в новой редакции, которая вступит в силу в середине года, предусматривает такое положение: обеспечить заявку на конкурс или аукцион можно будет банковской гарантией. По действующим сегодня правилам участник электронного аукциона может обеспечить свою заявку только перечислением средств на ЭТП.

Однако обеспечить заявку банковской гарантией для участия в электронном аукционе или конкурсе можно будет лишь с 1 июля 2019 года. До 30 июня 2019 года обеспечивать такие заявки будут только денежными средствами.

Требования к банкам, которые смогут выдавать гарантии в рамках госзакупок, пересмотрены. Как и прежде, их перечень будет публиковаться Минфином на сайте.

Главные изменения в 44-ФЗ, которые вступят в силу в июле 2018 года

    On 06.06.2018 0 Комментарии 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Конкурс, НМЦК, СМП, Электронная подпись, Электронные закупки, Электронный аукцион, ЭТП

Система госзаказа претерпевает существенные изменения. До вступления в силу многих из них осталось совсем немного времени — большой пакет поправок заработает с 1 июля 2018 года. Готовиться к этому следует и заказчикам, и поставщикам. В преддверии грядущих перемен еще раз напомним об основных новшествах.

Введение новых понятий

Основные понятия, которые используются в законе 44-ФЗ, приведены в статье 3. С 1 июля она пополнится новыми частями. В них будет дано определение понятия электронной площадки и специализированной электронной площадки (для проведения закрытых процедур), а также операторов ЭТП обоих типов.

Единый реестр участников закупки

В части 3 статьи 4 закона появится подпункт 6.1. В соответствии с ним, в ЕИС будет вестись единый реестр участников закупок. Отвечать за него будет Федеральное казначейство.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Изменения в обеспечении заявок

Эти изменения коснутся всех участников закупочной деятельности. С 1 июля поставщики должны будут вносить обеспечение в специальные банки, соответствующие установленным Правительством критериям.

В действующей редакции закона устанавливаются преференции в размере обеспечения заявки для СМП и СОНО, учреждений уголовно-исправительной системы, организаций инвалидов. С 1 июля из этого списка субъекты малого бизнеса и социально ориентированные некоммерческие организации будут исключены.

Вместе с тем закон в новой редакции обязывает заказчиков устанавливать обеспечение только в конкурсах и аукционах при НМЦК более 5 млн рублей. При этом оговорено, что Правительство имеет право установить иные требования. И таким правом оно воспользовалось — в постановлении № 439 от 12 апреля 2018 года указано, что заказчик обязан устанавливать обеспечение заявки в конкурсах и аукционах с НМЦК более 1 млн рублей.

[1]

Электронные процедуры

Пожалуй, главное изменение заключается в том, что все типы закупок будут проводиться на ЭТП в электронной форме. В связи с этим в новой редакции 44-ФЗ появится статья 24.1, в которой будут определены особенности проведения электронных процедур, в том числе закрытого характера. Кроме того, вносятся изменения в действующие стати, а также вводятся новые статьи закона, описывающие каждый тип электронных процедур.

Список единых требований к участникам

В части 1 статьи 31 закона появится новый пункт 11. В соответствии с ним, заказчик должен дополнить перечень единых требований к участникам пунктом об отсутствии у него ограничений для участия в закупках, которые установлены законодательством РФ.

Смена ставки рефинансирования на ключевую

С 1 июля при нарушении заказчиком условий контракта поставщик может взыскивать с него пени, которые будут рассчитываться исходя из ключевой ставки. Если же сроки поставки нарушит исполнитель контракта, аналогичные санкции может применить к нему заказчик. Такие изменения внесены в статью 34.

Уточнение про Каталог ТРУ

В действующей редакции 44-ФЗ упоминались каталоги товаров, работ и услуг. С 1 июля вместо них будет фигурировать понятие «каталог» (в единственном числе). Подразумевается Каталог ТРУ, который ведется в ЕИС.

Электронная подпись

По действующим правилам для визирования документов в закупках заказчики могут применять квалифицированную электронную подпись, а поставщики — неквалифицированную. С 1 июля это изменится — поставщики также должны будут применять квалифицированную ЭЦП.

Обеспечение заявки только деньгами

Банковские гарантии в качестве обеспечения заявки с 1 июля 2018 года приниматься не будут. Все участники будут обязаны вносить обеспечение только денежными средствами.

Приоритет конкурса отменяется

В действующей редакции 44-ФЗ открытый конкурс являлся приоритетным способом определения поставщика. Прибегать к нему заказчики должны, если иное не установлено законом — например, товар входит в аукционный перечень или должен закупаться через конкурс с ограниченным участием. С 1 июля это положение утрачивает свою силу, то есть конкурс по 44-ФЗ теряет звание приоритетной процедуры.

Новые сроки конкурентных процедур

Многие сроки проведения конкурсов, аукционов и запросов изменены. В частности, первая и вторая части заявок на электронный аукцион будут рассматриваться заказчиком быстрее. Электронный запрос котировок также будет занимать меньше времени, чем его бумажный аналог, в том числе за счет сокращения срока рассмотрения заявок. Для каждой процедуры будут введены свои этапы и временные рамки на тот или иной из них.

Нововведения с 1 января 2019 года в госзакупках

Очередные изменения в 44-ФЗ вступят в силу с начала следующего 2019 года. Мы ранее писали о целом блоке нововведений, часть которых уже действуют.

Сейчас рассмотрим те из них, которые вступят в силу в 2019 году.

Электронные процедуры закупок

Одно из главных нововведений: с января 2019 года заказчики должны использовать следующие виды конкурентных процедур:

открытый конкурс в электронной форме, двухэтапный конкурс в электронной форме, конкурс с ограниченным участием в электронной форму;

Все эти процедуры заказчики могли использовать уже с 1 июля 2018 года наравне с бумажной формой.

Читайте так же:  Составляем гарантийное письмо для регистрации ооо - образец

Однако, 44-ФЗ предусматривает случаи, когда можно будет проводить тендеры и в бумажной форме. Это относится к закупкам проводимым согласно статьям: 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1.

По решению Правительства РФ некоторые закрытые закупки также могут быть проведены в электронной форме.

На общих же основаниях – бумажная формат будет отменена.

В связи с этим всем участникам будет необходимо пройти аккредитацию на электронных торговых площадках. Об особенностях этой процедуры мы расскажем ниже.

Регистрация в ЕИС и аккредитация на ЭТП

Начиная с 1 января 2019 года все участники госзакупок должны будут зарегистрироваться в единой информационной системе. По этим данным будет формироваться ЕРУЗ – единый реестр участников закупок. За его ведение отвечает Федеральное казначейство.

В связи с этим упрощается процесс получения аккредитации на государственных электронных площадках – она будет активирована автоматически в течение 1 дня после попадания участника в ЕРУЗ. Пройти же аккредитацию на ЭТП без регистрации в ЕИС – с 1 января 2019 будет невозможно.

Если участник уже аккредитован на всех федеральных площадках, то зарегистрироваться в ЕИС ему надо будет в течение 2019 года.

Исходя из этого можно сказать, что единый реестр участников закупок облегчит работу поставщиков с площадками, т.к. не придется по несколько раз заполнять заявления и прикреплять документы.

Инструкцию по прохождению аккредитации в ЕИС Вы можете посмотреть ниже. Обращаем Ваше внимание, что руководитель компании должен быть зарегистрирован и авторизован на портале Госуслуг.

Обеспечение заявки в форме банковской гарантии

Изменения в 44-ФЗ с 2019 года очередной раз коснулись обеспечения заявки: с 1 июля 2019 года банковскую гарантию для обеспечения участия можно использовать в таких видах закупок как электронный аукцион, открытый конкурс в электронной форме, двухэтапный конкурс в электронной форме и в конкурсе с ограниченным участием.

[3]

Участник сам будет выбирать – внести ему денежные средства или предоставить банковскую гарантию. Оформить гарантию на обеспечение заявки так же, как и раньше надо будет в банках, перечень которых установил Минфин.

Рассмотрение заявки на БГ будет занимать в банке некоторое время: от нескольких дней до недели. Поэтому необходимо учесть этот момент и определить какой вариант для будет наилучшим: внести собственные денежные средства, воспользоваться тендерным займом или получить банковскую гарантию.

С учетом того, что процент за банковскую гарантию будет приблизительно равен стоимости использования займа, то удобнее второй вариант, т.к. срок рассмотрения заявки и перечисление денежных средств будет быстрее, по сравнению с выпуском БГ.

Тендерный займ на любую площадку за 2 часа

переводим на специальный счет участника

Отчетность по закупкам у субъектов малого предпринимательства

С 1 января 2019 года изменяется расчет объема закупок у субъектов малого предпринимательства: заказчикам разрешат включать в расчет СГОЗ закупки у единственного поставщика из СМП или СОНКО, которые осуществляются в случае признания конкурентного способа определения поставщика (среди СМП) несостоявшимся.

Согласно ч. 4 ст. 30 44-ФЗ, заказчик также сможет отменить ограничение на участие в закупке только представителей СМП и СОНКО в том случае, если первоначальная конкурентная процедура была признана несостоявшейся либо по причине отклонения всех заявок, либо в случае отсутствия заявок на участие (или окончательных предложений).

На данный момент в совокупный объем закупок у СМП и СОНКО не включаются контракты, заключенные с единственным поставщиком, даже если он является представителем субъектов малого предпринимательства.

Это нововведение с января 2019 года упростит жизнь заказчикам, т.к. в обязательном порядке не менее 15% контрактов должно быть заключено именно с представителями СМП, СОНКО. А с учетом закупок у единственного поставщика, которые начнут учитываться в СГОЗ, достичь планки в 15% станет проще.

Создание государственной информационной системы (ГИС)

С 1 октября 2019 года должна начать функционирование ГИС, которая будет обеспечивать мониторинг и фиксацию действий, а также бездействий участников в ЕИС и на ЭТП. А именно:

Отслеживать и хранить информацию о работоспособности ЕИС и ЭТП.

Фиксацию действий и бездействий участников на ЭТП и в ЕИС.

Хранение информации о действиях/бездействиях участников закупок, а также о сформированных документах.

Правительством РФ устанавливается федеральный орган, отвечающий за ГИС, порядок ведения данной системы и устанавливаются технические требования к ее функционированию и взаимодействию с ЕИС.

Об изменениях уже вступивших в силу, Вы можете прочитать в этой статье.

Изменения о банковской гарантии в закупках и иные нововведения в законе № 44, вступившие в силу с 1 по 7 июля

Эксперты Кредитно-страхового агентства постоянно отслеживают финансовые новости, чтобы быть в курсе изменений, произошедших в финансовой сфере. В этом разделе сайта мы обеспечиваем наших клиентов самой актуальной информацией о госзакупках, банковских гарантиях, банках, правовой информацией. Будьте и Вы в курсе финансовых новостей!

«Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Майер Амшель Ротшильд)

Изменения в 44-ФЗ. Банковские гарантии

С 1 июля 2019 года вступил в силу очередной пакет изменений в федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». Изменения затронут практически все разделы закона. Сегодня мы расскажем об изменениях, касающихся использования банковских гарантий.

Итак, об изменениях. На самом деле их не так уж и много, всего три:

1. С 1 июля 2019 года можно обеспечивать банковской гарантией заявку на участие в электронных закупочных процедурах. До этой даты закон «О контрактной системе» (часть 52 ст. 112) запрещал использование банковской гарантии для обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием и двухэтапном конкурсе, проводимых в электронной форма, а также в электронных аукционах.

Эксперты Кредитно-Страхового агентства положительно оценивают данное нововведение. Размер комиссии банка за выпуск БГ ниже, чем стоимость займов, предоставляемых на обеспечение заявок. Одновременно, получение банковской гарантии для обеспечения заявки означает, что банк готов выдать гарантию и для обеспечения исполнения контракта в случае победы в закупке. Это позволяет облегчить доступ к закупкам небольшим компаниям и исключает возможные проблемы с получением гарантий победителями закупок.

2. У исполнителя закупки с 1 июля 2019 года появилась обязанность в случае отзыва лицензии у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, предоставить новое обеспечение не позднее одного месяца со дня получения уведомления от заказчика. При этом размер такого обеспечения может быть уменьшен в связи с исполнением поставщиком части обязательств по контракту. За каждый день просрочки исполнения поставщиком уведомления о замене гарантии будет начисляться пеня.

Это вполне понятное и логичное требование. Если предусмотрено обеспечение исполнения контракта, то в случае отзыва лицензии у банка-гаранта, должно быть предоставлено новое обеспечение. В данном случае просто устранен имевшийся ранее пробел в законодательстве.

3. Победитель закупки с 1 июля 2019 года получил право самостоятельно определять срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, не менее чем на один месяц. При этом исполнитель закупки должен принимать во внимание, что в отдельных случаях срок исполнения обязательств по контракту может быть изменен (увеличен) в соответствии со ст. 95 закона «О контрактной системе».

Читайте так же:  Доверенность на перевозку груза водителю - скачать бланк

В случае увеличения сроков исполнения обязательств по госконтрактам предусмотрительные заказчики, увеличившие срок действия банковской гарантии сверх установленного законом минимума, будут избавлены от необходимости получать новую банковскую гарантию или изыскивать денежные средства для обеспечения контракта. Но, по нашему мнению, такие ситуации на практике будут встречаться достаточно редко. Есть серьезные сомнения в том, что уже на стадии заключения контракта исполнитель сможет спрогнозировать необходимость увеличения сроков его исполнения и, соответственно, увеличения срока действия банковской гарантии.

Банковские гарантии, кредиты, страхование и факторинг

для исполнителей госконтрактов

Вот такие вот изменения. Вроде бы ничего сложного. Да и в целом процесс выдачи банковских гарантий уже давно отработан. Но у части клиентов Кредитно-Страхового агентства, особенно недавно начавших работать на рынке госзакупок, периодически появляются вопросы, связанные с выдачей гарантий. Считаем целесообразным привести в данной статье ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы.

1. Наша компания использует упрощенную систему налогообложения. Бухгалтерская отчетность сдается в налоговую инспекцию 1 раз в год. При подаче заявки на БГ банк требует предоставить ежеквартальную отчетность. Как быть в этой ситуации?

Предоставление поквартальной отчетности за 4-5 отчетных периодов это стандартное требование большинства банков. Такая отчетность необходима банкам для проведения анализа финансового состояния компании заемщика. С этим придется смириться. Бухгалтерские программы позволяют формировать управленческую отчетность за любой период. Банки готовы принимать такую отчетность.

2. Заказчику не понравился текст банковской гарантии обеспечения исполнения контракта и он отказывается ее принимать. Как избежать подобной ситуации ?

Ситуация действительно неприятная, но начнем с того, что закон «О контрактной системе» не предусматривает обязанность поставщика согласовывать текст банковской гарантии с заказчиком. По закону банковская гарантия должна соответствовать требованиям статьи 45 федерального закона 44-ФЗ. Банки хорошо знакомы с этими требованиями и сами тексты банковских гарантий тщательно отработаны и многократно проверены на самых различных заказчиках.

Закон предусматривает только 3 основания для отказа в приеме гарантии:

— отсутствие информации о банковской гарантии в реестрах банковских гарантий;

— несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 федерального закона 44-ФЗ;

— несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик обязан проинформировать об этом победителя закупки в письменной форме или в форме электронного документа с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

При желании Вы можете убедиться, отвечает ли предложенный банком проект банковской гарантии требованиям законодательства, и насколько законны претензии заказчика. И если Вы полностью уверены в своей правоте, не бойтесь отстаивать свои интересы. Хотя лучше все же попробовать договориться с заказчиком. Вполне возможно, что Ваши аргументы его убедят.

Банковские гарантии для поставщиков по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 185-ФЗ

Быстро, просто, высокий процент одобрения

3. Получили отказ в предоставлении банковской гарантии во всех банках, куда обращались. Можно ли на этом основании отказаться от подписания контракта и вернуть обеспечение заявки ?

К сожалению, этого сделать не удастся. Если банки отказали в банковской гарантии можно попробовать обеспечить исполнение контракта денежными средствами. Если конечно они имеются. Альтернатива безрадостна – включение в реестр недобросовестных исполнителей со всеми вытекающими последствиями для Вашего бизнеса.

Рекомендуем до подачи заявки на участие в закупочных процедурах оценить возможность получения банковской гарантии на необходимую сумму. Основными стоп-факторами в большинстве банков являются:

— наличие убытков в официальной отчетности;

— отрицательное значение собственного капитала компании в ф. 1 бухгалтерской отчетности;

— расхождения между представленной в банк бухгалтерской отчетностью и отчетностью, сданной в налоговые органы или органы статистики.

— явное несоответствие размера обеспечиваемого контракта текущим финансовым показателям деятельности компании;

— негативный опыт исполнения госконтрактов (судебные разбирательства или РНП).

Кроме того, причинами отказа в предоставлении банковской гарантии могут также стать:

— отсутствие опыта исполнения госконтрактов на сопоставимые суммы;

— малый срок существования компании-заемщика;

— наличие судебных разбирательств или исполнительных производств на крупные суммы;

— наличие задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Есть немало банков, которые готовы рассматривать заявки клиентов и выносить предварительные решения о выдаче гарантии, не дожидаясь проведения торгов. При необходимости Вы всегда можете заблаговременно обратиться в банк или к банковским брокерам, которые знакомы с требованиями различных банков. Главное, не откладывать вопрос получения банковской гарантии на самый последний момент.

4. Обязан ли банк по требованию клиента отправлять ему оригинал банковской гарантии в бумажном виде ?

Закон «О контрактной системе» не предусматривает обязанность банка предоставлять клиенту или заказчику банковскую гарантию на бумажном носителе. Часть 8 статьи 45 обязывает банк в течение 1 рабочего дня после включения информации о выпущенной гарантии в реестр банковских гарантий направить принципалу (поставщику) выписку из реестра банковских гарантий.

В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

В то же время в Постановлении Правительства РФ от 8 ноября 2013 года № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» говорится, что банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

[2]

Таким образом, выпуск банковской гарантии на бумажном носителе является правом, а не обязанностью банка. При желании найти банк, выпускающий гарантии в бумажном виде достаточно несложно. Правда надо учитывать, что некоторые банки высылают по требованию клиента оригинал банковской гарантии только при условии оплаты клиентом услуг по доставке.

Специалисты Кредитно-Страхового агентства желают Вам удачных торгов !

Видео (кликните для воспроизведения).

Хотите больше актуальных и интересных новостей о госзакупках. Новости, аналитические статьи, видеоматериалы и юмор — все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь, не пожалеете.

Источники


  1. Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Т.Н. Радько. — М.: Проспект, 2015. — 776 c.

  2. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки. Учебное пособие. Гриф МО РФ / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 773 c.

  3. ред. Кофанов, Л.Л. Институции Юстиниана; М.: Зерцало, 2013. — 400 c.
  4. Файкс, Г. Полиция возвращается. Из истории уголовной полиции ФРГ; М.: Юридическая литература, 2012. — 240 c.
  5. Руденко, Р. А. Р. А. Руденко. Судебные речи и выступления / Р.А. Руденко. — М.: Юридическая литература, 2016. — 368 c.
Изменения о банковской гарантии в закупках и иные нововведения в законе № 44, вступившие в силу с 1
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here