Изменения в экологическом законодательстве с

Полная информация на тему: "Изменения в экологическом законодательстве с" в помощь грамотному гражданину.

Аналитика

Публикации

Эксперты: «Как построить объект и не нарушить экологическое законодательство»

Какие недостатки вы видите в экологическом законодательстве?

Среди недостатков экологического законодательства, в первую очередь, отмечают отсутствие гибкого порядка проведения проверок уполномоченными органами, что препятствует своевременному выявлению нарушений требований природоохранного законодательства. Соответствующие нарекания, в частности, учтены в рассматриваемом в настоящее время законопроекте №113578-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (16.06.2017 принят Государственной Думой ФС РФ в I чтении).

Законопроектом предполагается установить порядок организации и проведения проверок государственного экологического надзора при строительстве по аналогии с государственным строительным надзором. По новым правилам Росприродназор будет проводить проверки не на основании ежегодного плана, как это предусмотрено действующим законодательством, а на основании данных застройщика о начале или окончании строительства. При этом программы проверок будут формироваться Ростприроднадзором в отношении каждого строительного объекта в отдельности.

Таким образом, надзорные органы смогут контролировать соблюдение природоохранного законодательства застройщиками индивидуально, на всех этапах строительства, что должно значительно повысить эффективность такого надзора.

Важно также отметить, что Законопроект ужесточает ответственность за нарушение экологических требований, посредством внесения дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). В частности, за невыполнение в установленный срок предписания Росприроднадзора об устранении нарушений законодательства устанавливаются административные штрафы в зависимости от составов административных правонарушений в размере от 50 тыс. рублей до 1 млн рублей.

Это связано с тем, что в настоящее время размеры штрафных санкций за неисполнение предписаний надзорных органов являются крайне низкими (для юридических лиц суммы штрафных санкций составляют от 20 тыс. руб. до 30 тыс. руб.), что влечет низкую мотивацию застройщиков выполнять соответствующие требования.

Предполагается, что принятие указанных изменений позволит повысить эффективность мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований природоохранного законодательства при строительстве[1].

Бытует мнение, что за нарушения экологических требований, при строительстве капитальных объектов, практически невозможно привлечь к ответственности. Согласны ли вы с таким утверждением?

Прежде всего необходимо отметить, что действующее российское законодательство предусматривает гражданско-правовую, административную и уголовную ответственности за нарушение экологических требований при строительстве, а именно:

  • Гражданско-правовая, то есть имущественная ответственность за нарушение природоохранного законодательства предусмотрена как на этапе строительства, так и в процессе последующей эксплуатации объекта капитального строительства и предусмотрена ст. ст. 77, 78 ФЗ «Об охране окружающей среды».

По смыслу указанных норм, вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, подлежит возмещению нарушителем в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

  • Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования предусмотрена в гл. 8 КоАП РФ и предусматривает как наложение административного штрафа для граждан, юридических лиц и их должностных лиц, ответственность в виде штрафов, так приостановление деятельности юридического лица на срок до 90 суток. В частности, ответственность за несоблюдение экологических требований как на стадии осуществления строительства, так и на стадии эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ.

Кроме того, п. 1 ст. 8.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

  • В уголовном кодексе экологическим преступлениям посвящена глава 26 УК РФ, где ст. 246 предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил.

При этом, по всем трём перечисленным видам привлечение хозяйствующего субъекта (Застройщика, Подрядчика) к ответственности производится независимо от того, на каком этапе строительства и эксплуатации совершено соответствующее нарушение природоохранного законодательства, поскольку объективная сторона правонарушения во всех трех случаях охватывает действия (или бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований при осуществлении строительной деятельности и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

На практике наиболее распространенными являются споры об оспаривании предписаний надзорных органов, выданных в отношении строительных компаний (застройщиков и подрядчиков), а также споры о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, об ограничении, приостановлении размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, дела по заявлениям прокуроров в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

При этом последствия несоблюдения требований природоохранного законодательства на этапе строительства могут оказаться весьма существенными для компаний, как с точки зрения взыскания убытков, штрафов, так и применения к застройщику или подрядчику меры административной ответственности в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток, что в некоторых случаях может повлечь еще более серьезные убытки для бизнеса.

В качестве примера последствий привлечения к ответственности за подобного рода правонарушения можно привести свежее решение Троицкого районного суда от 17 апреля 2017 года по делу № 2-210/17 по иску прокурора Троицкого административного округа города Москвы о возмещении вреда, причинённого окружающей среде несанкционированным размещением строительных отходов в непредназначенном для этого месте.

Как следует из материалов данного дела, по жалобе местных жителей прокуратурой (вместе с Департаментом природопользования г. Москвы) была проведена проверка соблюдения экологических требований при строительстве. По результатам проверки прокуратурой установлено отсутствие 25 деревьев, факты навала грунта, а также наличие иного строительного мусора (бетонные плиты, блоки и прочее), что послужило поводом для обращения в суд с требованием о возмещении вреда.

В рамках данного дела прокурором был заявлен имущественный иск за нарушение природоохранного законодательства при строительстве объекта капитального строительства. Требования прокурора судом были удовлетворены. В бюджет города Москвы с 2 ответчиков – правообладателей земельных участков, в отношении которых были выявлены соответствующие нарушения, в общей сумме взыскано свыше 1 миллиарда рублей.

Практика оспаривания предписаний надзорных органов показывает, что такие предписания удается признать незаконными крайне редко (например, см. дела № А75-5871/2013, № А51-28139/2015). Возможно именно этим объясняется относительная немногочисленность судебных споров, связанных с экологическими правонарушениями в процессе строительства, поскольку застройщики и подрядчики, как правило, стремятся оперативно устранить выявленные надзорными органами нарушения во избежание указанных негативных последствий.

Таким образом, случаи привлечения к ответственности за нарушение требований природоохранного законодательства при строительстве являются не редкостью и допущение соответствующих нарушений влечет реальные имущественные, а также репутационные риски для бизнеса.

[1] Проект Федерального закона № 113578-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и усиления ответственности за нарушение установленных экологических требований»

Изменения в законодательстве, вступившие в силу с 1 января 2016 г.

С 1 января 2016 года вступили в силу новые положения Федеральных законов N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.12.2015 г.) и N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2015 г.), определившие ряд кардинальных изменений в экологическом законодательстве.

1. С 1 января 2016 года произошло перераспределение функций по утверждению нормативов образования отходов и приему отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Так, с 1 января данные функции в отношении объектов, подлежащих федеральному экологическому надзору, осуществляются федеральными органами исполнительной власти (Росприроднадзор), в отношении объектов, подлежащих региональному экологическому надзору, – органами исполнительной власти субъекта РФ (Министерство экологии и природных ресурсов субъекта РФ).
Перечень объектов, подлежащих федеральному учету, утвержден Приказом Минприроды России N 703 от 24.08.2011 г. «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Нижегородской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» (ред. от 21.01.2014 г.).

2. Исчерпывающе определен перечень видов негативного воздействия на окружающую среду, за которые природопользователи должны вносить плату (статья 16 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.12.2015 г.):

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • размещение отходов.

Плата за сброс на рельеф местности (ливневка) и за выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками не взимается.

3. С 1 января 2016 года, согласно ст. 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.12.2015 г.), отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС считается календарный год.

Если вы относитесь субъектам малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) на основании N 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (в ред. от 29.12.2015 г.), то вам нужно:

  • до 1 марта 2017 г. внести плату за НВОС за весь 2016 г.;
  • до 10 марта 2017 г. представить декларацию о плате за НВОС за весь 2016 год.

Если вы не относитесь к СМСП, то вам необходимо:

  • до 20 апреля 2016 г. внести квартальный авансовый платеж в размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, уплаченной за 2015 г.;
  • до 20 июля 2016 г. внести квартальный авансовый платеж;
  • до 20 октября 2016 г. внести квартальный авансовый платеж;
  • до 1 марта 2017 г. внести оставшуюся сумму платы, чтобы «закрыть» 2016 год;
  • до 10 марта 2017 г. представить декларацию о плате за НВОС за весь 2016 год.

4. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (ст. 16.1 N 7-ФЗ).
Несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, начиная со следующего дня после дня окончания срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.

5. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1029.

6. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ст. 4.2. Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.12.2015 г.).

Согласно ст. 8.46 КоАП РФ (в ред. от 30.12.2015 г.), невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих НВОС, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – от 5000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 30 000 до 100 000 рублей.

Бесплатную консультацию эколога Вы можете получить по телефонам:

Изменения в экологическом законодательстве с 2019 года

Специалистами Межрегиональной общественной организации «Эконадзор» подготовлен обзор актуальных изменений законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды и природопользования за январь 2018 года. Представляем перечень документов, вошедших в обзор. 1. Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 N 84-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.01.2018 Начало действия документа: 25.01.2018 Утверждена стратегия по формированию в России новой отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов.

Изменения в экологическом законодательстве в 2018 г.

Так, Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности автономного округа, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, за исключением земель населенных пунктов, утвержденный постановлением Правительства ХМАО от 17.02.2003 N 29-п, дополнен нормой, согласно которой размер арендной платы за использование земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, определяется в соответствии с пунктами 1 — 3 указанного Порядка, но не выше размера земельного налога. В случае превышения указанного предельного размера арендная плата устанавливается в размере, равном размеру земельного налога.

Главные изменения в экологическом законодательстве 2018 года

Минприроды России обращает внимание, что именно в рамках юридических действий по выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и одновременного установления нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) осуществляется факт правоприменения методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе. При этом срок оказания государственной услуги по установлению ПДВ, согласно Административному регламенту Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, утвержденному Приказом Миниприроды России от 29.09.2015 N 414, составляет 35 рабочих дней.

«горячие» документы — окружающая природная среда и природные ресурсы

Новая отрасль должна будет объединить в своей инфраструктуре: — хозяйствующие субъекты, реализующие деятельность по созданию, производству и выпуску техники, технологий, установок, оборудования для обработки, утилизации и обезвреживания отходов; — научно-исследовательские, опытно-конструкторские организации, учреждения, занятые в сфере разработки инновационных технологий ресурсосбережения, обработки, утилизации и обезвреживания отходов; — хозяйствующие субъекты одной или нескольких отраслей экономики, осуществляющие деятельность в области обработки, утилизации и обезвреживания отходов, производства продукции из вторичного сырья. В стратегии сценарные варианты развития отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов разработаны в 2 вариантах — консервативном и инновационном.

Обзор изменений природоохранного законодательства за январь 2018 года

Без вины виноватые В ушедшем году особое внимание уделялось охране окружающей среды, было поднято множество острых вопросов, некоторые из которых были успешно разрешены, но, к сожалению, не все. Одним из неурегулированных вопросов является постановка объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет. ВОПРОС — ОТВЕТ Можно ли доказать отнесение предприятия к III, а не ко II категории НВОС? Правомерно ли требование о пересчете платы за НВОС в 5-кратном размере? ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ Использование отходов для рекультивации карьерной выемки: нужна ли ГЭЭ? Несмотря на то что вопросы соблюдения требований, связанных с проведением государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), возникают в деятельности предприятий не так часто, споры с государственными органами по данным вопросам широко распространены.

Изменения в валютном законодательстве с 2018 года

Резиденты и нерезиденты в валютных правоотношениях), и упрощение некоторых операций в процессе валютного регулирования.

  • Законопроект № 276391-7. Предполагается введение еще одного основания для признания резидента исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки при получении им на свои банковские счета в уполномоченных банках валюты в рамках сделки, обеспечивающей исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому контракту в установленных законом случаях.

*** Итак, с 14.05.2018 ожидаются изменения в валютном законодательстве, касающиеся обязанностей резидентов и нерезидентов в части информирования уполномоченных банков о сроках исполнения сторонами обязательств в рамках контрактов (внешнеторговой деятельности).

Изменения в законодательстве по экологии с 1 января 2018г

01.01.2018 г. 2 Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 г. N 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается» Утверждается перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается. 01.01.2018 г. 3 Приказ Минприроды России от 06.06.2017 г.
Инновационный вариант предполагает комплексное сбалансированное эффективное развитие отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов с возвратом вторичного сырья в хозяйственный оборот, предусматривающее создание условий для инновационного развития отрасли, а также привлечение необходимого и достаточного объема финансирования. Инновационный сценарий является целевым, при этом переход к нему прогнозируется исключительно как поэтапный. Позитивная тенденция снижения количества образующихся и захораниваемых отходов, роста доли утилизируемых и обезвреживаемых отходов в случае реализации инновационного сценария может сложиться не ранее периода 2025 — 2030 годов.

Реализация стратегии предусматривает 2 этапа.

Изменения в экологическом законодательстве с 2018 года

Федерального закона от 07.05.2001 N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ — особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Такие территории относятся к особо охраняемым территориям федерального, регионального и местного значения. Таким образом, территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов являются особо охраняемыми территориями.

    Законопроект № 287822-7, воплощенный в законе «О внесении изменений» от 28.12.2017 № 427-ФЗ, вступивший в силу с 01.01.2018.
23
октября
Читайте так же:  Образец договора доверительного управления долей ооо

Если нормативы по утилизации выпущенных товаров и упаковки предприятием не выполняются, начисляется экологический сбор. Сумма этого платежа должна соответствовать расходам на создание мощностей по утилизации товаров и упаковки. Постановление Правительства РФ от 29.12.2017 N 1690 «О внесении изменений в ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» Этим постановлением устанавливаются ставки платы за использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Ставка для каждого водного объекта определяется в рублях за 1 тыс. кВт·ч электроэнергии. Постановление вступило в силу с 1 января 2018 г.

Изменения в природоохранном законодательстве в 2018 году

Новое в природоохранном законодательстве с 01.01.2018 г.

Наименование документа

Требования документа

[1]

Дата вступления в силу требований документа

Постановление Правительства РФ от 27.07.2017 г. N 886 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Установлены требования к применению риск — ориентированного подхода.

Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 г. N 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается»

Утверждается перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается .

Приказ Минприроды России от 06.06.2017 г. N 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе»

Обязательны к применению новые Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе .

РАСШИФРОВКИ ИЗМЕНЕНИЙ:

Постановлением Правительства РФ от 27.07.2017 г. N 886 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены дополнения в

а) дополнено пунктом 3_1, в котором установлено, что при осуществлении федерального государственного экологического надзора в части видов надзора, определенных пунктом 7 перечня видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, применяется риск-ориентированный подход»

Читайте так же:  Составляем отзыв на административное исковое заявление

б) дополнено пунктами 16-24. Краткое содержание представлено ниже:

Пункт 16. В целях применения Росприроднадзором риск-ориентированного подхода при осуществлении экологического надзора, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями объекты НВОС подлежат отнесению к одной из категорий риска.
Пункт 17. Отнесение объектов государственного надзора к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к категориям риска согласно приложению.

Таблица соответствия Категории риска объекта НВОС классам (категориям) опасности объектов НВОС

Классы
(категории)
опасности НВОС

Чрезвычайно высокий риск

за исключением объектов, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию отходов производства и потребления;

за исключением объектов, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию отходов производства и потребления;

а также объекты, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию отходов производства и потребления, за исключением объектов, которым при включении в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, присвоена IV категория;

Пункт18. Проведение плановых проверок в отношении объектов государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

Видео (кликните для воспроизведения).

категории чрезвычайно высокого риска — один раз в год;

категории высокого риска — один раз в 2 года;

категории значительного риска — один раз в 3 года;

категории среднего риска — не чаще чем один раз в 4 года;

категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 5 лет.

В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Пункт 19. Отнесение объектов государственного надзора к одной из категорий риска и изменение категории риска осуществляется решением территориального органа Росприроднадзора.

Пункт 20. Территориальные органы Росприроднадзора ведут Перечни объектов государственного надзора, которым присвоены категории риска.

[3]

Пункт 21 устанавливает содержание Перечней

Читайте так же:  Как действовать при автоматизированной проверке по ндс

Новая методика расчета рассеивания

С 1 января 2018 года будут обязательны к применению новые Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденные Приказом Минприроды России от 06.06.2017 г. N 273.

Также, с 1 января 2018 года, утратит свою силу Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД — 86) (далее — Методика ОНД — 86), утвержденная Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 г. N 192.

Другие новости

Предприятия могут выбрасывать загрязняющие вещества в атмосферу только на основании разрешения. Для объектов НВОС 1 категории – это Комплексное экологическое разрешение, для объектов НВОС 2 категории – Декларация о воздействии, для объектов НВОС 3 категории – Программа производственного экологического контроля (ПЭК). Чтобы получить такие разрешения, необходимо провести процедуру инвентаризации выбросов в атмосферный воздух.

Производственный экологический контроль (далее – ПЭК) является одним из основных видов контроля, поскольку деятельность предприятий наносит значительный ущерб окружающей среде. В соответствии с п. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ основными целями ПЭК являются: Выполнение мероприятий по охране окружающей среды. Осуществление деятельности по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов. Соблюдение требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством. ПЭК осуществляют непосредственно природопользователи. Природоохранным законодательством установлено требование о наличии программы ПЭК и результатов проведения ПЭК, что проверяется надзорными органами при осуществлении проверок. Согласно п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I, II и III категорий НВОС обязаны: разработать и утвердить программу ПЭК; осуществлять ПЭК в соответствии с установленными требованиями; документировать информацию и хранить данные, полученные по результатам осуществления ПЭК

С 01.01.2019 г. природоохранное законодательство изменилось кардинально в части установления нормативов предельно-допустимых выбросов, сбросов и лимитов на размещение отходов. Категории ОНВ присваиваются всем объектам, деятельность которых наносит вред окружающей среде. По интенсивности и характеру этого воздействия законодательством были определены 4 категории для всех видов производств на территории России. С наступлением 2019 для каждой из категорий ОНВ установлены свои обязанности в области получения разрешений и отчетности:

© Инженерно-консалтинговый центр «ЭКСПРОМ», 2012
Копирование информации с сайта разрешено только с письменного согласия его администрации

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

Изменения в Российском экологическом законодательстве , вступившие в силу в 2019 году

Каждое технологически развитое государство сильно загрязняет окружающую среду. Антропогенное загрязнение негативно сказывается на всех оболочках Земли, включая литосферу, атмосферу, гидросферу и биосферу. Деятельность человека по отношению к природе носит агрессивный характер. На сегодняшний день Россия остается одним из самых загрязненных государств мира и сталкивается с множеством серьезных экологических проблем. Большую опасность представляет высокий уровень загрязнения атмосферы в результате выброса промышленными объектами и автомобильным транспортом загрязняющих веществ. Также за последние десятилетия ухудшилось общее состояниеводных ресурсов.Это происходит под влиянием хозяйственной деятельности, вследствие чего исчезают малые реки, некоторые территории испытывают нехватку воды. Ежегодно в России образуется более 5000 млн. тонн [3] отходов производства и потребления, 96% из которых отправляют на полигоны отходов для захоронения.

Решение экологических проблем напрямую зависит от деятельности представителей государственной власти. Необходимо контролировать все направления экономики, чтобы все предприятия уменьшали свое негативное воздействие на окружающую среду. Также нужны разработка и внедрение экотехнологий. Их можно позаимствовать у передовых российских и иностранных разработчиков. Сегодня требуются кардинальные меры для решения экологических проблем.

Читайте так же:  Доминирующее положение на рынке - это

Принципы экологической политики нашей страны определены в Конституции Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», указами Президента РФ «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» и от 01.04.1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской федерации от 31.08.2002 г. № 1225-р, а также Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 29.07.18) «Об отходах производства и потребления».

Основными направлениями политики России в области экологии являются [1]:

обеспечение устойчивого природопользования;

снижение загрязнения окружающей среды;

рациональное использование материальных и энергетических ресурсов

сохранение и восстановление окружающей среды.

Ключевыми приоритетами «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», утвержденной указом Президента страны от 12.05.2009 г., являются обеспечение экологической безопасности и рациональное ресурсопользование.

В 2012 г. Президентом Российской Федерации утвержден ключевой документ, определивший основные направления деятельности в области охраны окружающей среды на долгосрочную перспективу – «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (от 30.04.2012 г. № 1102-пр.)

Реформа в экологической сфере началась еще в 2014 году, когда вышел Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В июле 2016 года вышла его новая редакция.

С 1 января 2019 года, это противоречие устранено, однако, объем работы еще велик. Введение Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014 № 219-ФЗ влечет за собой изменения 8 федеральных законов, а кроме того, требует принятия большого количества нормативных актов.

В случае если соблюдение нормативов выбросов загрязняющих веществ невозможно, на период поэтапного их достижения в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности предприятия. Срок ее реализации не может превышать семь лет и не подлежит продлению. Для градообразующих предприятий и производств, где заняты более пяти тысяч человек, срок реализации такой программы увеличен в два раза-до14 лет, но также не подлежит продлению [5].

Также в 2019 году вступает в силу новая редакция Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В статье 1 уточняются понятия «сбор отходов», «накопление отходов» и «отходы от использования товаров». Теперь термин «сбор отходов» относится только к лицам, осуществляющим обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов [7].

Согласно статье 18 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющим и хозяйственную деятельность на объектах I (в составе комплексного экологического разрешения) и II категорий (в составе декларации).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах III категории, представляют в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

Для IV категории не требуется ни разработка нормативов и лимитов на размещение, ни представление отчетности [4]. Кроме того, с 2019 года в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах IV категории, плановые проверки не проводятся.

Порядок разработки и утверждения нормативов, лимитов и представления отчетности утверждает уполномоченный орган власти (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования).

[2]

Также вводятся изменения в механизм взимания платы за (НВОС) на объектах III категории. Объем или масса выбросов, сбросов, указанные в отчете об организации и о результатах проведения производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). То есть, повышающие коэффициенты в данном случае использоваться не будут. Что будет с веществами I, II класса опасности, которые довольно часто встречаются в выбросах, пока неясно.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ разрабатывает форму декларации о воздействии на окружающую среду. Ее обязаны сдавать юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на объектах II категории. Соответствующие законодательные нормы введены с 1 января 2019 года Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»[6].

Требования к местам накопления отходов выведены из определения в отдельную статью 13.4 «Требования к местам (площадкам) накопления отходов», которая включена в ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления». В соответствии с положениями данной статьи, накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов и допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства.

С 1 января 2019 года полностью меняется система обращения с отходами. Теперь оказана комплексная услуга «от бачка до полигона» и полностью ее будет контролировать региональный оператор [4]. Статья 24.6 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дополнена пунктами 7, 8, 9, 10, в соответствии с которыми зоны деятельности региональных операторов должны определяться в территориальной схеме обращения с отходами на основании соглашения, заключенного с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться. Предусматривается обязанность региональных операторов соблюдать схему потоков ТКО.

Экологическое законодательство постоянно изменяется, отталкиваясь от реальных преобразований в промышленности, сельском хозяйстве и заканчивая образованием отходов. Угнаться за новшествами непросто, именно поэтому природопользователи, экологи, промышленники, юристы, экономисты, общественность и др. должны совместно обсуждать текущие тенденции и разрабатывать системно грамотные решения.

Шубов Л.Я. Технология твердых бытовых отходов. – М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2011. – 400 с.

Оценка результативности и эффективности. Информация и статистика // сайт Министерства экологии и природопользования Московской области.– http://mep.mosreg.ru/dokume№ty/i№formaciya-i-statistika. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 10.11.18 г.

Указ Президента Российской Федерации № 176 от 19 апреля 2017 года О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года.

Читайте так же:  Какой порядок взыскания предусматривает исключительная неустойка

Изменения в экологическом законодательстве с

П родолжается большая реформа природоохранного законодательства. Перечень новых законов и поправок в действующие нормативно-правовые акты, принятые в последние дни 2017 года, внесли существенные изменения в процесс проведения экологической экспертизы и обращения с отходами. Рассмотрим главные изменения в экологическом законодательстве 2018 года, о которых необходимо знать, чтобы избежать штрафов и санкций со стороны контролирующих органов.

Федеральный закон от 28.12.2017 N 422-ФЗ

Этот закон внес изменения в ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и ст. 12 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды». В соответствии с этими изменениями, объекты капитального строительства I категории и предприятия, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в воздух, получили год отсрочки на проведение экологической экспертизы проектной документации и разработку обоснования для получения экологического разрешения.

До принятия Федерального закона от 28.12.2017 N 422-ФЗ все компании, осуществляющие хозяйственную и производственную деятельность, связанную с загрязнением атмосферы, должны были до 1 января 2018 года установить системы измерения и учета выбросов в воздух вредных веществ. Этот закон касался в первую очередь стационарных источников загрязнения атмосферы — газодобывающих компаний, нефтеперерабатывающих комплексов, предприятий, производящих минеральные удобрения и т. д. В соответствии с принятыми изменениями, срок установки специального оборудования для учета выбросов отложился до 1 января 2019 года.

Еще одно изменение — отмена обязательного проведения экологической экспертизы при осуществлении капитального ремонта объектов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий. В соответствии с новым законом отменено требование передачи документов на экологическую экспертизу федерального и регионального уровня при планировании капитального ремонта.

Федеральный закон от 30.12.2017 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Этот законодательный акт меняет правила регулирующие оборот отходов на предприятиях и обращение твердых коммунальных отходов (ТКО). Также был изменен порядок расчета суммы экологических платежей, которые предприятие вносит в бюджет в качестве компенсации за негативное воздействие на окружающую среду.

Главное нововведение касается компаний, занимающихся деятельностью по обращению с отходами I-IV класса. Теперь можно получить лицензию на обращение сразу группы или подгруппы отходов, а не на один конкретный вид. Кроме того, принятый закон по-новому трактует термин «сбор отходов». Под эту категорию теперь подпадают только предприятия, занимающиеся обработкой, утилизацией, обезвреживанием и размещением отходов.

Федеральный закон N 503-ФЗ возлагает новые обязательства на органы местного самоуправления, которые теперь занимаются размещением площадок накопления ТКО. Также местные власти обязаны вести общий реестр всех мест накопления твердых коммунальных отходов. В этом документе указывается место расположения, информация о собственниках, общие технические характеристик ТКО и перечень источников отходов, которые используют площадку для складирования своих отходов.

В соответствии с ФЗ N 503 платежи за негативное воздействие на окружающую среду (ПНВОС) при размещении ТКО за 2016 и 2017 годы не взимаются.

Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств»

В этом распоряжении приводится перечень товаров и материалов для упаковки выпускаемой продукции, которые подлежат обязательной утилизации. Всем товарам присваивается код товара (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034−2014 (КПЕС 2008) и код по ТН ВЭД ЕАЭС.

Если нормативы по утилизации выпущенных товаров и упаковки предприятием не выполняются, начисляется экологический сбор. Сумма этого платежа должна соответствовать расходам на создание мощностей по утилизации товаров и упаковки.

Постановление Правительства РФ от 29.12.2017 N 1690 «О внесении изменений в ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности»

Этим постановлением устанавливаются ставки платы за использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии. Ставка для каждого водного объекта определяется в рублях за 1 тыс. кВт·ч электроэнергии. Постановление вступило в силу с 1 января 2018 г.

Приказ Минприроды России от 12.07.2017 N 403 «Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды»

В соответствии с этим приказом, каждый гражданин РФ, достигший совершеннолетия, может оказывать надзорным органам содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе в качестве общественного инспектора по охране окружающей среды. Приказ устанавливает порядок организации деятельности инспекторов и регламентирует особенности их взаимодействия с государственными органами экологического надзора.

Чтобы стать общественными инспектором, достаточно подать соответствующее заявление в территориальные органы Росприроднадзора, Рослесхоза или в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Каждый общественный инспектор получает соответствующее удостоверение, которое действительно в течение года. На основании этого удостоверения он может заниматься природоохранной деятельностью самостоятельно или совместно с общественными организациями и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Видео (кликните для воспроизведения).

В рамках реализуемой реформы природоохранного законодательства, каждый природопользователь должен внимательно следить за новыми законами и постановлениями, а также изменениями в действующих нормативно-правовых актах. Это позволит сохранить экологическое благополучие и избежать санкций со стороны государственных надзорных органов.

Источники


  1. Гурвич, М.А. Советский гражданский процесс; М.: Высшая школа; Издание 2-е, испр. и доп., 2011. — 399 c.

  2. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 240 c.

  3. Наумов, С.Г. Доверенность: часто задаваемые вопросы, образцы документов; М.: Юрайт, 2011. — 169 c.
  4. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.
  5. Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.
Изменения в экологическом законодательстве с
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here