Содержание
- 1 Аналитика
- 2 Изменения в законодательстве, вступившие в силу с 1 января 2016 г.
- 3 Изменения в экологическом законодательстве с 2019 года
- 4 Изменения в природоохранном законодательстве в 2018 году
- 5 XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
- 6 Изменения в экологическом законодательстве с
Аналитика
Публикации
23 октября |
Если нормативы по утилизации выпущенных товаров и упаковки предприятием не выполняются, начисляется экологический сбор. Сумма этого платежа должна соответствовать расходам на создание мощностей по утилизации товаров и упаковки. Постановление Правительства РФ от 29.12.2017 N 1690 «О внесении изменений в ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» Этим постановлением устанавливаются ставки платы за использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
Ставка для каждого водного объекта определяется в рублях за 1 тыс. кВт·ч электроэнергии. Постановление вступило в силу с 1 января 2018 г.
Изменения в природоохранном законодательстве в 2018 году
Новое в природоохранном законодательстве с 01.01.2018 г.
Наименование документа
Требования документа
Дата вступления в силу требований документа
Постановление Правительства РФ от 27.07.2017 г. N 886 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Установлены требования к применению риск — ориентированного подхода.
Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 г. N 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается»
Утверждается перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается .
Приказ Минприроды России от 06.06.2017 г. N 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе»
Обязательны к применению новые Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе .
РАСШИФРОВКИ ИЗМЕНЕНИЙ:
Постановлением Правительства РФ от 27.07.2017 г. N 886 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены дополнения в
а) дополнено пунктом 3_1, в котором установлено, что при осуществлении федерального государственного экологического надзора в части видов надзора, определенных пунктом 7 перечня видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, применяется риск-ориентированный подход»
б) дополнено пунктами 16-24. Краткое содержание представлено ниже:
Пункт 16. В целях применения Росприроднадзором риск-ориентированного подхода при осуществлении экологического надзора, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями объекты НВОС подлежат отнесению к одной из категорий риска.
Пункт 17. Отнесение объектов государственного надзора к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к категориям риска согласно приложению.
Таблица соответствия Категории риска объекта НВОС классам (категориям) опасности объектов НВОС
Классы
(категории)
опасности НВОС
Чрезвычайно высокий риск
за исключением объектов, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию отходов производства и потребления;
за исключением объектов, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию отходов производства и потребления;
а также объекты, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию отходов производства и потребления, за исключением объектов, которым при включении в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, присвоена IV категория;
Пункт18. Проведение плановых проверок в отношении объектов государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
Видео (кликните для воспроизведения). |
категории чрезвычайно высокого риска — один раз в год;
категории значительного риска — один раз в 3 года;
категории среднего риска — не чаще чем один раз в 4 года;
категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 5 лет.
В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Пункт 19. Отнесение объектов государственного надзора к одной из категорий риска и изменение категории риска осуществляется решением территориального органа Росприроднадзора.
Пункт 20. Территориальные органы Росприроднадзора ведут Перечни объектов государственного надзора, которым присвоены категории риска.
Пункт 21 устанавливает содержание Перечней
Новая методика расчета рассеивания
С 1 января 2018 года будут обязательны к применению новые Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденные Приказом Минприроды России от 06.06.2017 г. N 273.
Также, с 1 января 2018 года, утратит свою силу Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД — 86) (далее — Методика ОНД — 86), утвержденная Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 г. N 192.
Другие новости
Предприятия могут выбрасывать загрязняющие вещества в атмосферу только на основании разрешения. Для объектов НВОС 1 категории – это Комплексное экологическое разрешение, для объектов НВОС 2 категории – Декларация о воздействии, для объектов НВОС 3 категории – Программа производственного экологического контроля (ПЭК). Чтобы получить такие разрешения, необходимо провести процедуру инвентаризации выбросов в атмосферный воздух.
Производственный экологический контроль (далее – ПЭК) является одним из основных видов контроля, поскольку деятельность предприятий наносит значительный ущерб окружающей среде. В соответствии с п. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ основными целями ПЭК являются: Выполнение мероприятий по охране окружающей среды. Осуществление деятельности по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов. Соблюдение требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством. ПЭК осуществляют непосредственно природопользователи. Природоохранным законодательством установлено требование о наличии программы ПЭК и результатов проведения ПЭК, что проверяется надзорными органами при осуществлении проверок. Согласно п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I, II и III категорий НВОС обязаны: разработать и утвердить программу ПЭК; осуществлять ПЭК в соответствии с установленными требованиями; документировать информацию и хранить данные, полученные по результатам осуществления ПЭК
С 01.01.2019 г. природоохранное законодательство изменилось кардинально в части установления нормативов предельно-допустимых выбросов, сбросов и лимитов на размещение отходов. Категории ОНВ присваиваются всем объектам, деятельность которых наносит вред окружающей среде. По интенсивности и характеру этого воздействия законодательством были определены 4 категории для всех видов производств на территории России. С наступлением 2019 для каждой из категорий ОНВ установлены свои обязанности в области получения разрешений и отчетности:
© Инженерно-консалтинговый центр «ЭКСПРОМ», 2012
Копирование информации с сайта разрешено только с письменного согласия его администрации
XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
Изменения в Российском экологическом законодательстве , вступившие в силу в 2019 году
Каждое технологически развитое государство сильно загрязняет окружающую среду. Антропогенное загрязнение негативно сказывается на всех оболочках Земли, включая литосферу, атмосферу, гидросферу и биосферу. Деятельность человека по отношению к природе носит агрессивный характер. На сегодняшний день Россия остается одним из самых загрязненных государств мира и сталкивается с множеством серьезных экологических проблем. Большую опасность представляет высокий уровень загрязнения атмосферы в результате выброса промышленными объектами и автомобильным транспортом загрязняющих веществ. Также за последние десятилетия ухудшилось общее состояниеводных ресурсов.Это происходит под влиянием хозяйственной деятельности, вследствие чего исчезают малые реки, некоторые территории испытывают нехватку воды. Ежегодно в России образуется более 5000 млн. тонн [3] отходов производства и потребления, 96% из которых отправляют на полигоны отходов для захоронения.
Решение экологических проблем напрямую зависит от деятельности представителей государственной власти. Необходимо контролировать все направления экономики, чтобы все предприятия уменьшали свое негативное воздействие на окружающую среду. Также нужны разработка и внедрение экотехнологий. Их можно позаимствовать у передовых российских и иностранных разработчиков. Сегодня требуются кардинальные меры для решения экологических проблем.
Принципы экологической политики нашей страны определены в Конституции Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», указами Президента РФ «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» и от 01.04.1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской федерации от 31.08.2002 г. № 1225-р, а также Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 29.07.18) «Об отходах производства и потребления».
Основными направлениями политики России в области экологии являются [1]:
обеспечение устойчивого природопользования;
снижение загрязнения окружающей среды;
рациональное использование материальных и энергетических ресурсов
Ключевыми приоритетами «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», утвержденной указом Президента страны от 12.05.2009 г., являются обеспечение экологической безопасности и рациональное ресурсопользование.
В 2012 г. Президентом Российской Федерации утвержден ключевой документ, определивший основные направления деятельности в области охраны окружающей среды на долгосрочную перспективу – «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (от 30.04.2012 г. № 1102-пр.)
Реформа в экологической сфере началась еще в 2014 году, когда вышел Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В июле 2016 года вышла его новая редакция.
С 1 января 2019 года, это противоречие устранено, однако, объем работы еще велик. Введение Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014 № 219-ФЗ влечет за собой изменения 8 федеральных законов, а кроме того, требует принятия большого количества нормативных актов.
В случае если соблюдение нормативов выбросов загрязняющих веществ невозможно, на период поэтапного их достижения в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности предприятия. Срок ее реализации не может превышать семь лет и не подлежит продлению. Для градообразующих предприятий и производств, где заняты более пяти тысяч человек, срок реализации такой программы увеличен в два раза-до14 лет, но также не подлежит продлению [5].
Также в 2019 году вступает в силу новая редакция Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В статье 1 уточняются понятия «сбор отходов», «накопление отходов» и «отходы от использования товаров». Теперь термин «сбор отходов» относится только к лицам, осуществляющим обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов [7].
Согласно статье 18 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющим и хозяйственную деятельность на объектах I (в составе комплексного экологического разрешения) и II категорий (в составе декларации).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах III категории, представляют в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.
Для IV категории не требуется ни разработка нормативов и лимитов на размещение, ни представление отчетности [4]. Кроме того, с 2019 года в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах IV категории, плановые проверки не проводятся.
Порядок разработки и утверждения нормативов, лимитов и представления отчетности утверждает уполномоченный орган власти (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования).
Также вводятся изменения в механизм взимания платы за (НВОС) на объектах III категории. Объем или масса выбросов, сбросов, указанные в отчете об организации и о результатах проведения производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). То есть, повышающие коэффициенты в данном случае использоваться не будут. Что будет с веществами I, II класса опасности, которые довольно часто встречаются в выбросах, пока неясно.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ разрабатывает форму декларации о воздействии на окружающую среду. Ее обязаны сдавать юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на объектах II категории. Соответствующие законодательные нормы введены с 1 января 2019 года Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»[6].
Требования к местам накопления отходов выведены из определения в отдельную статью 13.4 «Требования к местам (площадкам) накопления отходов», которая включена в ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления». В соответствии с положениями данной статьи, накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов и допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства.
С 1 января 2019 года полностью меняется система обращения с отходами. Теперь оказана комплексная услуга «от бачка до полигона» и полностью ее будет контролировать региональный оператор [4]. Статья 24.6 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дополнена пунктами 7, 8, 9, 10, в соответствии с которыми зоны деятельности региональных операторов должны определяться в территориальной схеме обращения с отходами на основании соглашения, заключенного с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться. Предусматривается обязанность региональных операторов соблюдать схему потоков ТКО.
Шубов Л.Я. Технология твердых бытовых отходов. – М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2011. – 400 с.
Оценка результативности и эффективности. Информация и статистика // сайт Министерства экологии и природопользования Московской области.– http://mep.mosreg.ru/dokume№ty/i№formaciya-i-statistika. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 10.11.18 г.
Указ Президента Российской Федерации № 176 от 19 апреля 2017 года О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года.
Изменения в экологическом законодательстве с
П родолжается большая реформа природоохранного законодательства. Перечень новых законов и поправок в действующие нормативно-правовые акты, принятые в последние дни 2017 года, внесли существенные изменения в процесс проведения экологической экспертизы и обращения с отходами. Рассмотрим главные изменения в экологическом законодательстве 2018 года, о которых необходимо знать, чтобы избежать штрафов и санкций со стороны контролирующих органов.
Федеральный закон от 28.12.2017 N 422-ФЗ
Этот закон внес изменения в ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и ст. 12 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды». В соответствии с этими изменениями, объекты капитального строительства I категории и предприятия, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в воздух, получили год отсрочки на проведение экологической экспертизы проектной документации и разработку обоснования для получения экологического разрешения.
До принятия Федерального закона от 28.12.2017 N 422-ФЗ все компании, осуществляющие хозяйственную и производственную деятельность, связанную с загрязнением атмосферы, должны были до 1 января 2018 года установить системы измерения и учета выбросов в воздух вредных веществ. Этот закон касался в первую очередь стационарных источников загрязнения атмосферы — газодобывающих компаний, нефтеперерабатывающих комплексов, предприятий, производящих минеральные удобрения и т. д. В соответствии с принятыми изменениями, срок установки специального оборудования для учета выбросов отложился до 1 января 2019 года.
Еще одно изменение — отмена обязательного проведения экологической экспертизы при осуществлении капитального ремонта объектов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий. В соответствии с новым законом отменено требование передачи документов на экологическую экспертизу федерального и регионального уровня при планировании капитального ремонта.
Федеральный закон от 30.12.2017 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Этот законодательный акт меняет правила регулирующие оборот отходов на предприятиях и обращение твердых коммунальных отходов (ТКО). Также был изменен порядок расчета суммы экологических платежей, которые предприятие вносит в бюджет в качестве компенсации за негативное воздействие на окружающую среду.
Главное нововведение касается компаний, занимающихся деятельностью по обращению с отходами I-IV класса. Теперь можно получить лицензию на обращение сразу группы или подгруппы отходов, а не на один конкретный вид. Кроме того, принятый закон по-новому трактует термин «сбор отходов». Под эту категорию теперь подпадают только предприятия, занимающиеся обработкой, утилизацией, обезвреживанием и размещением отходов.
Федеральный закон N 503-ФЗ возлагает новые обязательства на органы местного самоуправления, которые теперь занимаются размещением площадок накопления ТКО. Также местные власти обязаны вести общий реестр всех мест накопления твердых коммунальных отходов. В этом документе указывается место расположения, информация о собственниках, общие технические характеристик ТКО и перечень источников отходов, которые используют площадку для складирования своих отходов.
В соответствии с ФЗ N 503 платежи за негативное воздействие на окружающую среду (ПНВОС) при размещении ТКО за 2016 и 2017 годы не взимаются.
Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств»
В этом распоряжении приводится перечень товаров и материалов для упаковки выпускаемой продукции, которые подлежат обязательной утилизации. Всем товарам присваивается код товара (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034−2014 (КПЕС 2008) и код по ТН ВЭД ЕАЭС.
Если нормативы по утилизации выпущенных товаров и упаковки предприятием не выполняются, начисляется экологический сбор. Сумма этого платежа должна соответствовать расходам на создание мощностей по утилизации товаров и упаковки.
Постановление Правительства РФ от 29.12.2017 N 1690 «О внесении изменений в ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности»
Этим постановлением устанавливаются ставки платы за использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии. Ставка для каждого водного объекта определяется в рублях за 1 тыс. кВт·ч электроэнергии. Постановление вступило в силу с 1 января 2018 г.
Приказ Минприроды России от 12.07.2017 N 403 «Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды»
В соответствии с этим приказом, каждый гражданин РФ, достигший совершеннолетия, может оказывать надзорным органам содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе в качестве общественного инспектора по охране окружающей среды. Приказ устанавливает порядок организации деятельности инспекторов и регламентирует особенности их взаимодействия с государственными органами экологического надзора.
Чтобы стать общественными инспектором, достаточно подать соответствующее заявление в территориальные органы Росприроднадзора, Рослесхоза или в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Каждый общественный инспектор получает соответствующее удостоверение, которое действительно в течение года. На основании этого удостоверения он может заниматься природоохранной деятельностью самостоятельно или совместно с общественными организациями и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В рамках реализуемой реформы природоохранного законодательства, каждый природопользователь должен внимательно следить за новыми законами и постановлениями, а также изменениями в действующих нормативно-правовых актах. Это позволит сохранить экологическое благополучие и избежать санкций со стороны государственных надзорных органов.
Источники
Гурвич, М.А. Советский гражданский процесс; М.: Высшая школа; Издание 2-е, испр. и доп., 2011. — 399 c.
Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 240 c.
Наумов, С.Г. Доверенность: часто задаваемые вопросы, образцы документов; М.: Юрайт, 2011. — 169 c.- Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.
- Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.