Содержание
- 1 Как проходит проверка кассы налоговой инспекцией
- 2 Проверки ККТ: как это происходит на самом деле
- 3 К кому придет налоговая полиция для проверки применения онлайн‑касс?
- 4 Что и как проверяет налоговая по поводу онлайн-касс?
- 5 Что и как проверяет налоговая по поводу онлайн-касс?
- 6 Кто осуществляет проверку кассовой дисциплины на предприятии – контроль налоговыми органами и банками
- 7 Интервью с чиновником: как налоговики проверяют ККТ
- 8 ККТ-проверки: новые полномочия ФНС
Как проходит проверка кассы налоговой инспекцией
До 2012 года проверка касс осуществлялась банковскими учреждениями. Однако с 2012 года процедура ужесточилась. Теперь ответственность за нее несет налоговая инспекция. Проверяется больший перечень документов.
Законодательное обоснование
Документ, регулирующий проверки, – это Положение о порядке ведения кассовых операций №373-П, утвержденное ЦБ от 12 октября 2011 года. Актуальными также являются акты:
- ФЗ №54 «О применении ККТ» от 22 мая 2003 года.
- Приказ Министерства финансов №132н от 17 октября 2011 года (в дальнейшем – Регламент).
- ФЗ №943-1 «О налоговых органах» от 21 марта 1991 года.
- Постановление №506 от 30 сентября 2004 года.
- Постановление №359 от 6 мая 2008 года.
В пункте 2 статьи 7 ФЗ №54 прописано, что представители налоговой осуществляют следующие действия в ходе проверки:
- Мониторинг расчетов, при которых применялись ККТ.
- Анализ сведений, полученных в ходе мониторинга.
- Проверку эксплуатации ККТ.
- Проверку операторов фискальных данных.
- Проверку правильности оформления и выдачи чеков и прочих бумаг, подтверждающих операцию.
- Формирование предписания о том, что выявленные нарушения должны быть ликвидированы.
Итогом мероприятия считается выявление фактов выполнения или невыполнения правил использования КТТ. Если будут обнаружены нарушения, ищутся причастные к ним. После этого накладывается административная ответственности.
Права проверяющих и пользователей
Проверка КТТ полностью основывается на нормативных актах. Последние наделяют правами как представителей налоговой, так и владельцев касс.
Полномочия проверяющих
В пункте 7 Регламента указано, что представители налоговой имеют следующие права в рамках проверки:
- Запрос и получение всей нужной информации посредством подачи запроса в кабинет ККТ.
- Свободный доступ к кассам и данным, которые хранятся на фискальном накопителе.
- Получение бумаг по использованию касс.
- Контрольные закупки для выявления правильности выдачи чеков.
- Возможность взаимодействия с органами внутренних дел.
- Вынесение предписание о том, что пользователям касс нужно ликвидировать обнаруженные нарушения.
Представители налоговой имеют также право привлекать пользователей ККТ к административной ответственности.
Права владельцев ККТ
Права владельцев касс перечислены в статьях 21-24 ФЗ №294 «О защите прав ЮЛ» от 26 декабря 2008 года. Однако это общие полномочия. Права в рамках контрольного мероприятия оговорены в пункте 9 Регламента. Рассмотрим их перечень:
- Личное присутствие при проведении процедуры.
- Возможность пояснить и объяснить обнаруженные нарушения.
- Получение актуальных сведений о предмете и сроках контрольного мероприятия.
- Получение итогов проверки, акта, составленного по ее итогам.
- Выражение несогласия с итогами мероприятия и действиями сотрудников.
- Обжалование действий представителей налоговой.
Обжалование может проводится как в судебном, так и в досудебном порядке.
Проверка ККТ пошагово
Рассмотрим все этапы контрольного мероприятия:
При осуществлении проверки представители налоговой должны придерживаться установленных сроков. На проверку КТТ предоставляется 5 рабочих дней со дня получения решения от руководителя инспекции. Если выполняется контроль над полнотой учета выручки, срок составляет 20 дней.
Особенности проверки использования касс
Проверка использования касс предполагает эти действия:
- Проверку предоставления чеков и подтверждающих бумаг. Для достижения поставленных целей обычно проводится контрольная закупка. Приобретенный товар оплачивается или наличными, или картой. Закупка нужна для того, чтобы проверить выдачу чеков. Это мероприятие должно быть осуществлено в определенный срок. В частности, это 1 рабочий день. Процедура регламентируется статьей 16.1 ФЗ №294 «О защите прав ЮЛ и ИП» от 26 декабря 2008 года.
- Изучение документов на КТТ. Документы запрашиваются после закупки.
- Контроль над соблюдением правил использования касс. Подтверждается соответствие КТТ, чеков существующим правилам.
ВАЖНО! Представители налоговой не имеют права просить о нотариальном заверении копий бумаг.
Оформление итогов проверки
По результатам контрольного мероприятия оформляется акт. Составляется он в двух экземплярах. В акте указывается информация:
- Дата.
- Наименование проверяющей компании, ИНН, КПП, адрес.
- ФИО проверяющих.
- Перечень документов, которые изъяты в ходе мероприятия.
- Даты начала и завершения проверки.
- Запись о выявленных нарушениях. Необходимо сделать ссылку на те положения законов, которые были нарушены.
Документ подписывается представителями налоговой, а также пользователем ККТ. Последний может указать свои примечания в акте или в приложенном к нему документе.
Как часто осуществляется проверка
Число и периодичность контрольных мероприятий не ограничиваются. То есть проверка может быть выполнена в любую дату. Соответствующее указание есть в Письме ФНС №АС-4-2/15195 от 12 сентября 2012 года. Средняя периодичность проверки – раз в год. План мероприятий формируется УФНС. Если фирма не попала в этот план, она все равно может столкнуться с проверяющими. Однако мероприятия, не включенные в план, проводятся только в том случае, если на фирму есть жалобы. Рассмотрим основания для внеплановой проверки:
- Вышел срок ранее выданного предписания об устранении нарушений.
- Пришли жалобы. К примеру, они могут касаться того, что при покупке товара покупателем ему не выдали чек.
- Жалобы на выплату «черных» ЗП.
Основанием для проверки могут быть убытки. Внезапно возникшие убытки в больших объемах могут вызвать подозрение в том, что фирма укрывается от налогов.
Проверки ККТ: как это происходит на самом деле
В связи с очередным этапом перехода на онлайн-кассы у организаций и ИП возникает немало вопросов по поводу правильности и законности применения проверок. На самые актуальные из них мы попросили ответить Селянину Ж.С., советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса.
Ответ: проверки ККТ не регламентируются НК РФ. Они проводятся на основании административного регламента, утвержденного Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 132н. В этом документе и прописаны порядок, законность и суть таких проверок. Также нарушения и штрафные санкции, предусмотренные за эти нарушения, установлены ст. 14.5 КоАП РФ. В связи с переходом на онлайн-кассы все нарушения, штрафы и проверки регулируются с учетом последних изменений.
Ответ: административным регламентом, указанным выше, функции по контролю за правильностью и законностью применения ККТ возложены на ФНС РФ. Только сотрудники налоговой инспекции имеют право проводить проверки ККТ. Никакие другие контролирующие организации не могут этого делать. Они могут задать вам вопрос о наличии ККТ и сообщить информацию об отсутствии или неприменении онлайн-кассы в налоговую инспекцию, но проверять правильность применения ККТ, а уж тем более налагать штрафные санкции они не имеют права. Никто, кроме сотрудников налоговой инспекции, не располагает информацией о том, обязаны вы применять ККТ или нет.
Исключение составляют только силовые структуры, такие как Прокуратура РФ, МВД, ОРЧ, СК. Сотрудники этих ведомств вправе изымать ККТ в рамках совместных выездных налоговых либо самостоятельных проверок. Изъятие ККТ может произойти, если установлены факты грубейшего нарушения налогового законодательства либо сокрытие выручки в больших размерах. Больше никаких действий с ККТ сотрудники данных ведомств проводить не могут.
Ответ: невозможно где-либо ознакомиться с планом проверок ККТ, так как его попросту нет. Есть планы по количеству проверок в месяц или квартал, которые назначает вышестоящий налоговый орган той или иной инспекции. Количество проверок напрямую зависит от количества ККТ, зарегистрированных в налоговых инспекциях. Плана с конкретными налогоплательщиками, назначенными на проверку, не существует.
Ответ: в каждой налоговой инспекции создан отдел оперативного контроля, сотрудники которого и занимаются проверками, регистрацией ККТ, снятием их с учета. Проверки могут проходить в здании инспекции. При таких мероприятиях анализируются все данные поступающий с онлайн-касс информации о налогоплательщике, имеющейся в федеральных базах. Если сотрудники выявляют нарушения или какие-либо несоответствия в этих данных, то налогоплательщики приглашаются для дачи пояснений или привлечения к административной ответственности в виде штрафа. Также проводятся проверки на местах установки ККТ.
К вам в офис, магазин, торговую точку приходят сотрудники налоговой инспекции для проверки законности применения ККТ. Такие проверки могут совершаться визуально: проверяющие наблюдают со стороны, применяется ли ККТ, при этом вероятна фото- или видеосъемка. Также проверяющие могут приобрести у вас товар либо услугу за наличные денежные средства и проследить, будет ли применена ККТ. Денежные средства для проведения проверок выделяются сотрудникам инспекций из бюджета, поэтому после окончания проверки товар, как правило, возвращается продавцу, а деньги — проверяющему. Есть еще один вид проверок ККТ, их называют перекрестными. Это когда сотрудники одной налоговой инспекции приезжают на территорию другой инспекции и проверяют ее налогоплательщиков. В основном это практикуется в небольших городах, где, как говорится, все друг друга знают в лицо. По закону никто не обязан оповещать вас о начале проверки. При таких рейдах как раз и срабатывает эффект неожиданности.
Ответ: сотрудники налоговой инспекции такие же люди, как и вы, которые выполняют свою работу. Не нужно разговаривать на повышенных тонах, оскорблять проверяющих. Не стоит препятствовать доступу инспекторов на территорию, где установлена ККТ. Силой они вламываться не будут, у них нет таких полномочий, но они придут с сотрудниками ведомств, у которых такие полномочия есть, и результат от такой проверки может быть плачевным. Ведите себя спокойно, факт установления нарушений еще не означает, что к вам будут применены штрафные санкции. Штраф накладывает только начальник налоговой инспекции и от вас, ваших действий или бездействия, будет зависеть его размер.
Ответ: законом не установлены временные рамки проверок ККТ. Вас могут проверять ежедневно. Если были допущены грубые нарушения в применении ККТ, проверки будут проходить до полного устранения этих нарушений.
Ответ: в 90 процентах таких ситуаций виновны вы. Это происходит в том случае, если вы занимаетесь деятельностью, которая не заявлена вами при регистрации организации или ИП. То есть в ЕГРЮЛ или в ЕГРИП у вас внесены одни виды деятельности, которые должны применять онлайн-кассы, а по факту вы занимаетесь другими, которые получили отсрочку в их применении. Таким образом, вы считаете, что не должны применять ККТ, а инспектор уверен в обратном. Чтобы избежать разногласий и штрафных санкций, необходимо оперативно внести все изменения по видам деятельности в регистрирующие документы.
Ответ: однозначно можно. Это четко прописано в законах о ККТ. Если налогоплательщик самостоятельно обнаружил, что допустил ошибки или совершил правонарушение при применении или неприменении ККТ, в письменном виде сообщил об этом в налоговую инспекцию и предпринял все действия по устранению этих нарушений, то в данном случае никакие штрафные санкции не применяются. Не применяются штрафы, если нарушения произошли не по вашей вине и по причинам, от вас не зависящим. Если нарушение совершено впервые, вы признали свою вину и дали четкие, грамотные объяснения, выносится предупреждение, а не штраф. Вот почему нельзя игнорировать приглашение на рассмотрение ваших нарушений в налоговой инспекции, а надо обязательно на них присутствовать. К тому же если к вам применены штрафные санкции, а вы с этим не согласны, можно обратиться в суд. Очень много судебной практики, когда суд или полностью снимает штрафные санкции, или значительно снижает их.
Вопросов очень много. Особенно часто их задают ИП, так как очередной этап перехода на онлайн-кассы в основном затронул их. Как правило, небольшие ИП экономят не только на бухгалтерах, считая, что они им не нужны, но и не хотят лишний раз получить грамотную, квалифицированную консультацию. Отсюда нарушения законодательства, штрафные санкции и затраты на оплату этих штрафов.
Задавайте больше вопросов, обращайтесь в свои территориальные налоговые инспекции, звоните на горячую линию ФНС РФ, знакомьтесь с информацией на сайте ведомства. Чем больше данных вы получите, тем меньше нарушений будет допущено, соответственно, меньше штрафов начислено.
К кому придет налоговая полиция для проверки применения онлайн‑касс?
Что представляют собой новые формы кассовых проверок?
В части применения ККТ контроль и надзор имеют следующие формы:
Мониторинг. Это контроль за расчетами посредством онлайн-касс и анализ поступающих в ФНС данных.
Удаленная проверка. Подразумевается проверка того, как субъекты бизнеса применяют кассовую технику, насколько полно они отражают свою выручку. Сюда же относится проверка деятельности ОФД на основе имеющейся в распоряжении налогового органа информации. В рамках удаленной проверки инспекторы могут запрашивать необходимые пояснения, справки, документы и так далее.
Наблюдение. Вид контроля, подразумевающий мероприятия по месту торговли. Проверяющие смотрят за тем, как субъект бизнеса применяет кассовую технику при отпуске товаров. При этом могут привлекаться свидетели и понятые.
Контрольная закупка. Применяется для того, чтобы установить, насколько правильно продавец оформляет кассовый чек или бланк строгой отчетности.
Проверка полноты учета выручки. Может проводиться как в налоговом органе на основании всех имеющихся данных (то есть носить удаленный характер), так и по месту нахождения компании или предпринимателя.
Как налоговый орган решает, проводить ли проверку в инспекции или направлять представителя в офис или магазин?
Как инспекторы запрашивают документы по кассе при проведении проверки по месту нахождения объекта?
Закон 54-ФЗ предусматривает ведение документооборота между пользователями и ФНС через Личный кабинет пользователя кассовой техники. Причем на предоставление документов налогоплательщикам дается три рабочих дня с того момента, как они запрошены. Как инспекторы запрашивают документы по кассе при проведении проверки по месту нахождения объекта? В какие сроки они должны быть представлены?
Упомянутые нормы закона о контрольно-кассовой технике не действуют в отношении проверки ККТ по месту нахождения субъекта. Существует приказ ФНС от 29 мая 2017 года № ММВ-7-20/483@, в котором установлен перечень случаев, когда документооборот происходит через кабинет ККТ. В нем же указано, что запрашиваемые документы и информация могут быть представлены не только в электронном виде, но и на бумаге.
Что же касается порядка и сроков запроса информации либо документов при проведении проверок по месту ведения бизнеса, равно как и сроков и порядка ответа налогоплательщиков на эти запросы, то они определяются регламентом проверки. В настоящее время он еще до конца не разработан.
Предположим, в организации проходит выездная налоговая проверка. Могут ли инспекторы в ее рамках проверить применение кассы и кассовые документы?
Выездные налоговые проверки проводятся с целью контроля правильности применения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, а применение контрольно-кассовой техники нормами законодательства не контролируется. Поэтому в рамках проведения выездной проверки инспекторы не могут проверять правильность применения контрольно-кассовой техники. Однако запросить кассовые документы они могут, если это необходимо для проверки по налогам.
Инспекторы пришли в магазин с контрольной закупкой. Каковы их полномочия? Могут ли они, помимо чека, проверить кассовые документы, книги?
Да, в рамках контрольной закупки инспекторы могут проверить любые документы, которые относятся к кассовой дисциплине, в том числе и КУДиР.
По каким параметрам налоговые органы отбирают претендентов для проверки?
Сейчас для этого принят риск-ориентированный подход. Существует ряд параметров, на основе которых разработан алгоритм оценки компании или предпринимателя. На основании имеющихся у налогового органа сведений проводится анализ налогоплательщика. Для него используются в том числе и фискальные данные, а также сигналы от покупателей, сведения, поступившие из других органов власти, и так далее. На основе этих сведений субъекту присваивается определенный уровень риска. Если он высокий, то вероятность проверки резко повышается.
Сейчас, когда процесс перехода на онлайн-кассы еще не завершен, налоговые органы больше ориентированы на информационно-разъяснительную работу с налогоплательщиками, чем на проверки и штрафование.
Как самостоятельно оценить уровень риска?
Есть ли какие-то критерии, по которым компания может самостоятельно оценить вероятность проверки? Например, если порой случается сбой связи, и фискальная информация передается в ФНС нерегулярно?
Вероятность того, что в компанию придут инспекторы с проверкой, в большей степени зависит от нее самой. Если субъект грешит тем, что периодически не пробивает чеки, рано или поздно кто-то из клиентов может сообщить об этом в налоговый орган. Это может быть сигналом для проведения проверки.
А вот нерегулярность поступления данных с онлайн-кассы сама по себе поводом для проверки не является. Ведь она может быть обусловлена деятельностью. Например, в случае развозной торговли в некоторых местностях интернет может отсутствовать. При отборе кандидатов для проверки учитываются разные параметры, в том числе и специфика видов деятельности.
Не стоит забывать, что даже если субъект допустил нарушение, он может быть освобожден от ответственности. В конце статьи 14.5 КоАП, в соответствии с которой налагаются штрафы за неприменение контрольно-кассовой техники, содержится примечание. В нем указаны условия, при которых ответственность с нарушителей может быть снята.
Итак, в отношении организации решено провести проверку по кассовой технике. Должны ли инспекторы уведомить ее руководство об этом?
Нет, ведь суть проверки как раз и заключается в ее внезапности. Уведомление о проведении такой проверки не предусмотрено законом 54-ФЗ либо какими-то другими нормами права.
Отметим, что существует закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля, который предполагает предупреждение о проверке как минимум за три дня. Однако на проверки по ККТ этот закон не распространяется.
Каковы полномочия представителей ФНС при проведении контрольной закупки? Например, может ли она проводиться при отсутствии руководителя организации?
Для проведения проверки этого типа факт присутствия либо отсутствия руководителя роли не играет. Если руководителя нет, инспектору следует:
Ознакомить с поручением на проведение проверки кассира или иное лицо, которое проводит операции с наличностью. Указанный специалист должен поставить свою подпись.
В документах – поручении на осуществление проверки, протоколе, акте проверки – сделать отметку о том, что руководитель отсутствует.
Если руководитель присутствует, но не желает ставить подпись, следует также отметить это в документах.
Направить поручение, акт проверки, протокол в адрес организации или предпринимателя по почте.
Иногда налогоплательщики пытаются оспорить в суде решение ФНС по результатам проверки, проведенной в отсутствие директора. Однако обычно суды встают на сторону Налоговой службы. Выводы таковы: проводить проверку можно и без руководителя, главное, чтобы он либо его законный представитель был ознакомлен с актом проверки. В этом случае права субъекта не нарушены, поскольку, ознакомившись с актом, руководитель может изложить свои возражения либо дать пояснения.
Какова периодичность и продолжительность таких проверок?
Закон не предусматривает какой-либо периодичности. Что касается продолжительности, существуют регламенты, утвержденные приказами № 132н и № 133н, в которых определены сроки проверок:
проверка по кассовой технике не может длиться более 5 рабочих дней с момента выписки поручения на ее проведение до дня составления акта по результатам;
проверка полноты учета выручки не может длиться более 20 дней с момента предъявления поручения на ее проведение до дня составления акта.
Отметим, что упомянутые регламенты были разработаны до вступления в силу новых правил применения кассовой техники. Сейчас они пересматриваются. Пока не утверждены новые, ориентироваться следует на эти сроки.
За какой период может быть проведена кассовая проверка?
В настоящее время срок давности привлечения к административной ответственности в части нарушения порядка применения кассовой техники составляет один год. Соответственно, кассовая проверка охватывает этот период.
Допустим, у компании два магазина. Как это отражается в поручении на проверку? Должны ли они оба быть упомянуты в нем? Может ли по ним составляться один акт проверки?
Если проверке подлежат две торговые точки, то и поручений должно быть два. То есть в данном случае проводятся две самостоятельные проверки и оформляются два отдельных акта.
Что и как проверяет налоговая по поводу онлайн-касс?
Что и как проверяет налоговая по поводу онлайн-касс?
Инспекторы проверяют: корректность применения ККТ, соблюдение закона 54-ФЗ и требований оприходования выручки.
Контролировать исполнение норм закона о применении онлайн-касс налоговая может с помощью:
- анализа расчетов через автоматизированную систему ФНС. Она же позволяет анализировать приходящие фискальные данные;
- удаленной проверки работы ККТ, полноты учета выручки, проверки деятельности ОФД по месту нахождения налоговых органов и запроса пояснений, справок, сведений и документов;
- наблюдения за применением ККТ при продаже товаров, услуг, работ покупателям с привлечением свидетелей;
- контрольной закупки, для проверки оформления и выдачи кассовых чеков и иных документов, которые подтверждают оплату. Закупку проводят инспекторы. Они покупают товар, приобретают услугу или работу, совершают платеж наличными и электронными деньгами.
5 этапов проверки
Контроль и надзор за соблюдением требований к ККТ, порядком и условиями регистрации и применения проходит 5 этапов.
- Проверка выдачи чеков и БСО, а также квитанции, электронного чека и любого другого документа по требованию покупателя, который подтверждает оплату.
- Предъявление организации или ИП поручения на исполнение проверки за соблюдением требований к ККТ.
- Анализ необходимых для проверки документов инспекторами.
- Проверка соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения.
- Оформление результатов проверки.
При проверке онлайн-касс инспекторы смотрят на выдачу клиентам фискальных документов, наличие обязательных реквизитов. Они обращают внимание на соблюдение правил передачи данных в ФНС, на соответствие кассового оборудования техническим требованиям и закону. Инспекция может вести удаленный контроль, анализируя сведения из ОФД. Таким образом можно найти подозрительные факты и нарушения и направить проверку.
Проверка на объекте
При посещении предприятия инспекторы должны предъявить решение о проверке, подписанное первым руководителем. Решение должно содержать полный перечень вопросов, которые подлежат проверке.
Полномочия налоговых инспекторов:
Сотрудники проверяемого предприятия не имеют права препятствовать налоговикам в выполнении законных полномочий. Лучшее поведение в таких ситуациях – сразу исправлять выявленные недочеты.
Полномочия предпринимателей
- Присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам инспекторов.
- Получать от инспекторов информацию, предоставление которой предусмотрено регламентом N 132н.
- Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки об ознакомлении с ними.
- Соглашаться или не соглашаться с результатами проверки и действиями или бездействием инспекторов.
- Обжаловать действия или бездействие инспекторов при проведении проверки, в досудебном или судебном порядке.
При нарушении прав, не стоит бояться отстаивать их, если на то есть основания. Мешать действиям инспекторов тоже не стоит. С жалобой можно обратиться в ФНС через сайт. Предприниматель получит ответ по обращению. Обжаловать выводы проверки можно в течение 10 дней в суде.
В конце проверки инспекторы составляют два экземпляра актов. Один из них остается у предпринимателя. Любое исправление в акте должно быть заверено подписью и печатью. Там же указываются нарушения и штрафы.
Если штрафы наложены справедливо, то следует их оплатить и в минимальные сроки исправить все выявленные недочеты. Через несколько недель инспекторы могут прийти с проверкой снова, чтобы убедиться в исправлении описанных в акте замечаний.
Кто осуществляет проверку кассовой дисциплины на предприятии – контроль налоговыми органами и банками
Кассовая дисциплина на предприятии предполагает строгое соблюдение его сотрудниками правил выполнения кассовых транзакций, установленных российским законодательством.
Помимо общеобязательных норм, работники организации, имеющие отношение к обороту наличных денег, должны руководствоваться в своей деятельности внутренними регламентами, которые утверждаются и вводятся в действие приказами директора.
Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:
+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ
+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ
+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ
Это быстро и бесплатно!
Видео (кликните для воспроизведения). |
Таким образом, совершение компанией приходно-расходных операций с денежной наличностью регулярно контролируется как государственными органами, так и самим руководством хозяйствующего субъекта, осуществляющего кассовые транзакции.
Одним из наиболее эффективных способов такого контроля является проверка, порядок проведения которой также регламентируется нормативно-правовыми актами.
Кто проверяет соблюдение на предприятии?
Все сотрудники организации, непосредственно осуществляющие кассовые транзакции (операции), обязаны контролировать корректность своих действий при работе с наличностью.
Главный бухгалтер компании отвечает за деятельность бухгалтерского подразделения, к компетенции которого относится ведение операционной кассы.
Общий контроль хозяйственной деятельности предприятия, принимающего и расходующего наличные средства, выполняет его руководитель.
Индивидуальный предприниматель самостоятельно контролирует свою деятельность, что подразумевает его личную ответственность за правильность ведения всех кассовых операций.
Налоговая служба осуществляет внешний контроль кассовой дисциплины хозяйствующего субъекта, работающего с наличностью.
Одним из способов реализации надзорных функций является проверка субъекта предпринимательства, которая проводится фискальным органом (налоговой службой) согласно Административному регламенту, утвержденному и введенному в действие Приказом Минфина РФ, зарегистрированным 17.10.2011 под номером 133н.
Все проверочные действия совершаются инспектором данного подразделения.
Налоговая проверка юридического лица (организации, предприятия) или индивидуального предпринимателя, работающего с наличностью, имеет конкретную цель – выявление фактов несоблюдения нормативных правил кассовой дисциплины, регламентированных законодательством РФ.
В чем заключается контроль операций налоговым органом?
Налоговая проверка соблюдения хозяйствующим субъектом общеобязательных норм/правил кассовой дисциплины проводится на основании соответствующего решения руководства налоговой инспекции.
Оформляется специальное поручение, которое инспекторы предъявляют проверяемому лицу вместе со своими служебными удостоверениями.
Общий порядок выполнения
Налоговая проверка подразумевает выполнение уполномоченным инспектором следующих административных процедур:
- Хозяйствующему субъекту, подлежащему проверке, предъявляется поручение на исполнение проверочных действий.
- Изучение инспекторами документации, предоставленной хозяйствующим субъектом.
- Проверяются полнота и корректность учета денежной наличности.
- Итоги проведенной проверки оформляются надлежащим образом.
Какие документы изучаются специалистами?
Специалисты налоговой службы вправе затребовать у хозяйствующего субъекта документы, необходимые для проверки соблюдения нормативных правил кассовой дисциплины.
К числу таких документов относятся:
Как проверяется использование онлайн-касс?
Контроль использования онлайн-касс осуществляется налоговой службой следующим образом:
- Мониторинг и изучение сведений о наличной выручке хозяйствующего субъекта.
- Проверка применения ККТ.
- Дистанционная проверка операторов, обрабатывающих фискальные данные.
- Контроль предоставления покупателям (плательщикам) кассовых чеков или БСО. Один из способов – контрольная покупка.
- Отправка налогоплательщику запроса на предоставление дополнительных данных. Такой запрос может формироваться через персональный кабинет ККТ.
- Получение неограниченного доступа к сведениям кассовой отчетности в информационной базе оператора фискальных данных.
- Получение неограниченного доступа к аппарату ККТ хозяйствующего субъекта с целью выведения данных, содержащихся на фискальном накопителе.
Какие нарушения обычно выявляются?
Осуществляется ли банками?
Банк вправе проверить кассовую дисциплину обслуживаемого хозяйствующего субъекта.
Обычно подобные проверки осуществляются финансовыми учреждениями раз в два года.
Как правило, контролю подлежат заполнение кассовой книги и соблюдение ограничения по остатку наличности.
Кроме того, ответственные сотрудники организации – кассиры, главный бухгалтер, руководитель – самостоятельно контролируют правильность совершения и учета наличных операций.
Целью подобных проверок является своевременное выявление нарушений, допускаемых в сфере ведения кассы, а также их скорейшее устранение и профилактика.
Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:
+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ
+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ
Интервью с чиновником: как налоговики проверяют ККТ
Правильность применения ККТ и полноту учета выручки проверяют налоговые органы. О том, как это происходит на практике и какая ответственность грозит нарушителям, мы поговорили с советником государственной гражданской службы РФ 3 класса, Селяниной Жанной Сергеевной.
Ответ: Проверки техники и БСО проводят сотрудники налоговой инспекции, в частности, отдел оперативного контроля, отдел камеральных проверок, отдел выездных проверок.
Ответ: Данные проверки могут проводиться ежедневно, отделом оперативного контроля. Отделами выездных и камеральных проверок проводятся при назначении той или иной проверки для сопоставления выручки, указанной налогоплательщиком в отчетности.
Ответ: Поводом для проверки, могут послужить: назначение выездной или камеральной проверки, жалобы от покупателей товаров или услуг о том, что им не выдали чек или квитанцию.
Ответ: При выездных и камеральных проверках снимаются показания со всей контрольно кассовой техники, зарегистрированной у организации или индивидуального предпринимателя, за период проверки. Также запрашиваются вторые экземпляры бланков строгой отчетности. Полученные данные сверяются с данными указанными в декларациях проверяемого налогоплательщика. Если выявляются расхождения, то уточняются их причины. Если налогоплательщик намеренно занижает данные показатели, то доначисляются налоги в бюджет и соответственно пени и штрафы. Отделом оперативного контроля данные проверки проводятся посредством контрольной закупки. Сотрудники данного отдела приходят в магазин или предприятие оказывающие услуги, как обычные покупатели. Контролеры производят покупку товара или услуги, если при получении товара или оказания услуги продавец не выдает на руки чек или квитанцию, то составляется протокол об административном правонарушении.
Ответ: При выявлении данных нарушений директор организации или индивидуальный предприниматель вызываются к руководителю налоговой инспекции, для дачи пояснений по данному факту. Руководителем ИФНС налагается штраф на директора или на ИП.
Ответ: Размер штрафов за нарушения правил применения ККТ и бланков строгой отчетности не регламентируется НК РФ. Данные нарушения прописаны в Федеральном законе № 54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и регламентированы КоАП РФ. В зависимости от вида нарушений штрафы составляют от 1,5 тыс. рублей до 4 тыс. рублей для должностных лиц и ИП и от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей для юридических лиц. Но хочу заметить, что 3 июля 2016 года внесены поправки в Федеральный Закон 54 –ФЗ. Эти новшества кардинально меняют саму систему применения ККТ и БСО, а также размер штрафов и виды нарушений. Взыскания начались уже с 1 февраля 2017 года. Размер санкции: от 3 тыс. рублей, до запрета торговли.
Также с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2017 года предприятия переходят на онлайн — кассы в добровольном порядке, а следовательно штрафные санкции за выявленные нарушения при работе с контрольно-кассовой техникой будут носить предупредительный характер. Но это не будет относиться к организациям, в деятельности которых будет скрыт намеренный умысел в данных нарушениях. С 1 июля 2017 года большая часть компаний и ИП обязаны перейти на работу с онлайн-кассами и соответственно штрафные санкции будут взыскиваться в полном объеме согласно новой редакции закона.
ККТ-проверки: новые полномочия ФНС
С появлением требований по использованию онлайн-касс у налоговых органов появились новые полномочия в части проведения кассовых проверок. Так, например, теперь к их компетенции относится контрольная закупка. Об этих и других «проверочных» новшествах 54-ФЗ журналу Главкнига рассказала Юлия Куковская, Управление оперативного контроля ФНС РФ.
Юлия Александровна, в Законе № 54-ФЗ появились новые формы кассовых проверок. Поясните, пожалуйста, вкратце, что они из себя представляют.
— Контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ происходит в следующих формах: мониторинг, удаленная проверка, наблюдение, контрольная закупка, проверка полноты учета выручки.
Мониторинг — это проведение контроля за расчетами через онлайн-ККТ с помощью автоматизированной информационной системы ФНС, анализ поступающих фискальных данных.
Удаленная проверка — это проверка применения ККТ, полноты учета выручки в организациях (у ИП), проверка деятельности операторов фискальных данных по месту нахождения налоговых органов на основе имеющейся информации, а также запрос необходимых пояснений, справок, сведений и документов.
Наблюдение — визуальный контроль проверяющих за применением ККТ при продаже товаров (оказании услуг, проведении работ) покупателям (клиентам) с привлечением свидетелей, понятых.
Контрольная закупка — проводится для проверки оформления и/или выдачи (направления) кассовых чеков, БСО и иных документов, подтверждающих оплату. Закупку проводят путем приобретения товаров (работ, услуг), их оплаты, совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных и/или электронных денег.
Получается, что проверка полноты учета выручки — это только удаленная проверка?
— Не обязательно. Полнота учета выручки может проверяться и по месту нахождения организации (ИП), и удаленно — по месту нахождения налоговых органов (на основании имеющихся документов, сведений, информации, данных).
От чего зависит, придет ли инспектор в офис организации или проверка будет происходить в инспекции?
— В большинстве случаев это зависит от вменяемого нарушения и наличия доказательственной базы. Приведу пример: неприменение ККТ и отсутствие в кассовом чеке обязательного реквизита. В первом случае для доказывания нарушения требуется провести контрольную закупку либо привлечь свидетеля или понятых. А это возможно только при проверке на месте совершения правонарушения. Во втором случае проверка может быть проведена как в ИФНС (ведь при использовании онлайн-кассы неправильный чек имеется в распоряжении налогового органа), так и на территории пользователя ККТ (в большинстве случаев при применении ККТ в автономном режиме).
Законом № 54-ФЗ предусмотрено, что документооборот между пользователями и налоговиками должен происходить через кабинет ККТ. А если кассовая проверка проводится по месту нахождения компании (ИП), то как проверяющие должны запрашивать кассовые документы? В какие сроки компании (ИП) обязаны представить эти документы (можно ли это сделать на следующий день)? Ведь для представления ответа через кабинет ККТ у пользователей есть 3 рабочих дня с момента поступления запроса.
— Указанная норма Закона № 54-ФЗ не распространяется на случай кассовой проверки по месту нахождения организации (ИП). Перечень случаев для документооборота через кабинет ККТ установлен Приказом ФНС от 29.05.2017 № ММВ-7-20/483@, в котором сказано, что информация и документы могут быть представлены не только через кабинет ККТ, но и на бумажном носителе.
Сроки и порядок запроса налоговым органом документов (информации), а также сроки и порядок представления налогоплательщиками документов (информации) устанавливаются административным регламентом, который сейчас находится в процессе разработки.
Могут ли налоговики проконтролировать применение ККТ, а также проверить кассовые документы при проведении обычной выездной налоговой проверки?
— Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Тогда как применение ККТ не относится к налоговому законодательству. Поэтому проконтролировать применение ККТ в рамках выездной налоговой проверки налоговые органы не могут.
Вместе с тем это не означает, что при проведении выездной налоговой проверки не могут быть запрошены кассовые документы.
А могут ли при контрольной закупке, кроме выдачи чеков, проверить наличие кассовой книги и других кассовых документов?
— Да, могут проверить любые документы, относящиеся к кассовой дисциплине, в том числе КУДиР и др. Иных ограничений законодательством о применении ККТ не предусмотрено.
А как отбираются организации для проведения проверок? Существуют ли критерии такого отбора?
— Отбор претендентов для проведения кассовых проверок основан на риск-ориентированном подходе. То есть с помощью разработанных налоговыми органами алгоритмов происходит автоматический анализ поступающих в налоговые органы сведений, в том числе фискальных данных, сообщений (жалоб) от покупателей, информации от других органов госвласти и т. д.
При этом следует отметить, что в настоящее время в целях поэтапного перехода на онлайн-ККТ налоговыми органами проводится очень мало проверок, поскольку акцент с контрольного направления сместился на информационно-разъяснительный.
Может ли компания сама оценить риск проверки? Например, если данные через онлайн-ККТ поступают непостоянно — это повод для проверки?
— Риск проверки зависит от самих компаний (ИП) и их деятельности. К примеру, если организация периодически не пробивает и не выдает кассовые чеки покупателям, то высока вероятность того, что один из покупателей (клиентов) на это пожалуется. И в результате налоговый орган может инициировать проверку.
Что касается второго вопроса, то это не всегда повод для проверки. Например, развозная торговля часто ведется в местностях, где имеются перебои в работе Интернета. Поэтому характер деятельности также учитывается при риск-ориентированном подходе при отборе кандидатов для проверки.
Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с примечанием к ст. 14.5 КоАП компания (ИП) может быть освобождена от ответственности при соблюдении определенных условий.
Должны ли налоговые органы заранее ставить в известность компанию (ИП) о начале кассовой проверки?
— Нет, не должны. Это не предусмотрено законодательством РФ, в том числе Законом № 54-ФЗ. К примеру, на кассовую проверку не распространяется Закон о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля, где предусмотрено обязательное предупреждение о дате начала проверки не позднее чем за 3 рабочих дня.
Могут ли проводить проверку при отсутствии руководителя компании?
— Контрольная закупка (проверка полноты учета выручки) может проводиться как в присутствии, так при отсутствии руководителя проверяемой организации или индивидуального предпринимателя. Налоговый инспектор должен:
— ознакомить с поручением на проведение проверки того работника, который работает с наличными, и получить его подпись об ознакомлении;
— сделать в поручении (акте проверки, протоколе) отметку об отсутствии директора (ИП);
— само поручение (акт проверки, протокол) отправить в адрес организации (ИП) по почте.
Кстати, оспорить в суде штраф из-за того, что проверку начали в отсутствие директора (ИП), обычно не удается. Общий смысл судебных решений таков: достаточно, чтобы директор (ИП) или законный представитель был ознакомлен с актом проверки и присутствовал при подписании протокола либо был надлежащим образом извещен о месте и времени его подписания. Тогда права организаций (ИП) не нарушены, так как у них есть возможность представить свои объяснения и возражения.
Если же директор (ИП) присутствует, но отказывается ставить подпись в поручении, инспекторы должны в нем сделать отметку об этом.
Как часто могут проводиться кассовые проверки? Ограничена ли их периодичность законом?
— Никаких ограничений по частоте проведения проверок по соблюдению законодательства о применении ККТ не существует.
А продолжительность кассовой проверки также не ограничена?
— Регламенты проведения проверок № 132н и № 133н устанавливают следующие сроки:
— по проверкам ККТ — 5 рабочих дней с даты выписки поручения до дня составления акта по результатам проверки;
— по проверкам полноты учета выручки — 20 рабочих дней с даты предъявления поручения до дня составления акта по результатам проверки.
Однако оговорюсь, что эти регламенты составлены в соответствии со старым порядком применения ККТ и будут изменены в соответствии с новым порядком. А пока этого не произошло, следует руководствоваться вышеназванными сроками.
Какой период времени охватывает проверка?
— Год, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства РФ о применении ККТ составляет 1 год.
Если у организации есть несколько торговых точек, то в поручении на проверку должны быть перечислены все эти точки. Правомерно ли составление одного акта проверки по двум торговым точкам одного юрлица?
— Если у юрлица проверяются две торговые точки, расположенные по разным адресам, то должно быть два поручения на проверку, а значит, проводятся две проверки. И соответственно, по каждому адресу оформляется свой акт проверки.
Узнать больше о привлечении к административной ответственности за неприменение или нарушение в применении ККТ, а также о том, как оспаривать такое привлечение к ответственности по ст.14.5 КоАП РФ вы можете на вебинаре, который Мерката.Умная касса проводит 12 апреля 2018 года. Узнать больше о вебинаре и зарегистрироваться можно здесь. Участие бесплатное.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Подпись
Пресс-служба Меркаты
Источники
Ушаков, Н.А. Международное право; Institutiones, 2011. — 304 c.
Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2014. — 885 c.
Омельченко, О. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве; М.: Эксмо, 2011. — 576 c.- Инструкции о подоходном налоге с физических лиц и дорожные фонды в 1993 году. — М.: СПб: Метроном, 1993. — 110 c.
- Яблочков, Т. Гражданская ответственность дуэлянтов / Т. Яблочков. — М.: Типо-лiтография Т-ва Владимиръ Чичеринъ в Москве, 2018. — 686 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.