Меняются правила пересмотра дел по новым обстоятельствам в гпк и кас рф (законопроект)

Полная информация на тему: "Меняются правила пересмотра дел по новым обстоятельствам в гпк и кас рф (законопроект)" в помощь грамотному гражданину.

Содержание

В Госдуму внесен законопроект, направленный на реализацию правовой позиции Конституционного Суда РФ о пересмотре гражданских дел по новым обстоятельствам

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.10.2017 N 24-П «По делу о проверке конституционности пункта 5 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.А. Абрамова, В.А. Ветлугаева и других» пункт 5 части четвертой статьи 392 ГПК РФ был признан не противоречащим Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования он не предполагает возможности отмены вступивших в законную силу судебных постановлений по новым обстоятельствам в связи с определением (изменением) практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в определении судебной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенном по итогам рассмотрения другого дела в кассационном порядке. Федеральному законодателю при этом было поручено внести, в частности, следующие изменения в законодательство:

предусмотреть возможность пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам только при условии, что в соответствующем постановлении Пленума Верховного Суда РФ или Президиума Верховного Суда РФ содержится прямое указание на придание сформулированной в нем правовой позиции обратной силы применительно к делам со схожими фактическими обстоятельствами;

закрепить недопустимость придания обратной силы толкованию правовых норм, ухудшающему положение граждан в их правоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями (их должностными лицами), по сравнению с тем, как оно было определено в пересматриваемом судебном постановлении;

установить процессуальный срок, в течение которого допускается пересмотр вынесенного по конкретному делу и вступившего в законную силу судебного постановления в связи с таким новым обстоятельством, как определение (изменение) практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ или в постановлении Президиума Верховного Суда РФ, принятом по итогам рассмотрения другого дела в порядке надзора.

Настоящим законопроектом в этой связи предполагается:

установить в ГПК РФ шестимесячный срок, в течение которого допускается пересмотр вынесенного по конкретному делу и вступившего в законную силу судебного постановления в связи с новым обстоятельством, аналогичный сроку, установленному в АПК РФ и КАС РФ;

закрепить в ГПК РФ и КАС РФ недопустимость придания обратной силы толкованию правовых норм, ухудшающему положение граждан в их правоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями (их должностными лицами), по сравнению с тем, как оно было определено в пересматриваемом судебном постановлении.

Проект поправок в ГПК РФ, уточняющий основания пересмотра судебных постановлений по новым обстоятельствам, принят в первом чтении

AllaSerebrina / Depositphotos.com

19 марта 2019 года Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, предусматривающий изменения в Гражданский процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства в части уточнения оснований пересмотра и последствий отмены судебных постановлений по новым обстоятельствам.

Так, планируется скорректировать п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, предусмотрев в нем, что определение либо изменение в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации или Президиума ВС РФ практики применения правовой нормы, может быть новым обстоятельством, являющимся основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных решений, только если в таком постановлении содержится указание на то, что сформулированная в нем правовая позиция имеет обратную силу применительно к делам со схожими фактическими обстоятельствами.

Также предполагается установить, что подача в суд заявления о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений в связи с таким новым обстоятельством, как изменение практики применения правовой нормы в постановлении Пленума или Президиума ВС РФ, допускается в срок, не превышающий 6 месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного постановления, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу, если исчерпана возможность для обращения в суд апелляционной и кассационной инстанций.

Кроме того, планируется дополнить ст. 397 Гражданского кодекса новыми положениями, предусматривающими, что:

  • в случае отмены судебного постановления в связи с таким новым обстоятельством, как изменение практики применения правовой нормы в постановлении Пленума или Президиума ВС РФ, новым судебным актом, принятым в результате повторного рассмотрения дела, права и обязанности граждан в их отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями (их должностными лицами), устанавливаются со дня вступления такого судебного акта в силу;
  • новым судебным актом, принятым в результате повторного рассмотрения дела, при отсутствии установленных фактов недобросовестности (противоправности) со стороны самого заинтересованного лица не допускается обратное взыскание с граждан денежных средств или иного имущества, полученных ими на основании пересмотренного судебного постановления.

А в ст. 351 КАС РФ планируется закрепить, что судебный акт, принятый в результате повторного рассмотрения дела, не может ухудшать положения граждан, организаций и иных лиц, которые подали административное исковое заявление или в интересах которых подано административное исковое заявление по сравнению с судебным актом, отмененным по новым обстоятельствам

Напомним, что законопроект 1 направлен на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2017 г. № 24-П, в котором КС РФ пришел к выводу о том, что вынесенные в кассационном порядке определения судебных коллегий ВС РФ, изменяющие практику применения правовой нормы, основанием для пересмотра других дел по новым обстоятельствам не являются, и предписал внести некоторые изменения в законодательство.

Читайте так же:  Какие критерии продолжаемого преступления предусмотрены законом

В ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ внесены масштабные поправки

AntonMatyukha / Depositphotos.com

Президент РФ подписал закон, который вносит существенные изменения в процессуальное законодательство и корреспондирующие – в ряд иных законодательных актов. Он вступит в силу со дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции (напомним, что решение о дне начала деятельности этих судов примет Пленум ВС РФ с официальным извещением не позднее 1 октября 2019 года).

Выделим некоторые из нововведений.

Аналогичное требование к наличию высшего юридического образования у представителей, уже сейчас содержащееся в Кодекс административного судопроизводства, дополнено уточнением – «или ученую степень по юридической специальности».

Соответственно, в КАС РФ закрепили порядок рассмотрения указанных категорий дел.

Предусмотрено множество иных изменений.

[3]

Ряд из них обусловлен созданием в системе судов общей юрисдикции структурно обособленных кассационных и апелляционных судов, а также кассационного и апелляционного военных судов.

Отметим, что часть нововведений, содержащихся в первоначальном варианте проекта рассматриваемого федерального закона, в итоговый текст закона не вошла. Так, при подготовке законопроекта ко второму чтению из него были исключены положения, вызвавшие ранее наибольшее количество обсуждений и критики в профессиональном сообществе: об отказе от обязательного составления «мотивировки» по большинству дел, о запрете изменения договорной подсудности, о введении института поверенного, об изменении правил извещения участников гражданского процесса и некоторые другие.

Меняются правила пересмотра дел по новым обстоятельствам в ГПК и КАС РФ (законопроект)

Правительство внесло в ГД РФ законопроект № 448690-7 об изменении ГПК РФ и КАС РФ в части пересмотра судебных решений по вновь открывшимся и новым обстоятельствам:

  1. П. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ будет предусматривать, что изменение практики применения нормы постановлением Пленума или Президиума ВС РФ рассматривается в качестве нового обстоятельства для целей пересмотра только в случае, если ему будет придана обратная сила непосредственно в тексте постановления.
  2. Ст. 394 ГПК РФ будет дополнена 2 частями: о возможности восстановления срока для подачи заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам (в течение не более 6 мес. с их открытия) и установлении 6-месячного срока для обращения за пересмотром по п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ. Этот срок составит 3 месяца в случае опубликования постановления ВС РФ в процессе рассмотрения надзорной жалобы (п. 7 ст. 395 ГПК РФ).
  3. Ст. 397 ГПК РФ дополняется ч. 4: при пересмотре по п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ права и обязанности граждан в отношениях с госорганами будут устанавливаться со дня вынесения нового судебного акта по делу. При этом не допускается обратное взыскание полученного гражданином добросовестно на основании пересмотренного решения.
  4. Ч. 5 ст. 351 КАС РФ будет предусматривать недопустимость поворота к худшему в отношениях между гражданами и госорганами при пересмотре по аналогичному основанию.

Изменения вносятся в соответствии с указаниями КС РФ (постановление КС РФ от 17.10.2017 № 24-П).

На нашем сайте вопросам производства по ГПК РФ и КАС РФ посвящены материалы раздела «Гражданские дела».

Правила пересмотра дел по новым обстоятельствам планируют поменять

Правительство РФ подготовило поправки в ГПК РФ, которые уточнят основания пересмотра и отмены судебных постановлений по новым обстоятельствам. Проект соответствующего федерального закона внесен в нижнюю палату российского парламента и зарегистрирован в электронной базе данных Госдумы под № 448690-7.

Проект федерального закона № 448690-7 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части уточнения оснований пересмотра и последствий отмены судебных постановлений по новым обстоятельствам» направлен на реализацию правовой позиции Конституционного суда РФ, высказанную им в октябре прошлого года. Тогда, напомним, высшая судебная инстанция рассматривала жалобы сразу нескольких граждан на практику судов общей юрисдикции, которые пересматривали дела, ссылаясь на определения коллегий ВС РФ как на новое обстоятельство. В результате истцы были вынуждены вернуть страховые выплаты, которые ранее получили по решению суда (например, выплаты после увечья на работе). Такой пересмотр дел ухудшил положение граждан.

Оспариваемую норму КС РФ признавать неконституционной не стал, но назвал критерии, по которым акт ВС РФ, меняющий практику применения нормы, может быть основанием для пересмотра уже вступивших в силу решений судов. Первый критерий — окончательность акта. Второй — акт должен исходить от такого органа ВС РФ, который по своему составу предназначен для формирования и отражения единого подхода ВС РФ. Этим критериям соответствуют акты Президиума или Пленума ВС РФ.

Конституционный суд РФ дал указание законодателю внести соответствующие поправки в ГПК РФ, по которым пересмотр возможен только в случае указания об обратной силе позиции в постановлении Пленума или Президиума ВС РФ. Также КС РФ потребовал уточнить в ГПК РФ срок для подачи заявления о пересмотре в связи с таким постановлением ВС РФ (постановление КС РФ от 17.10.2017 № 24-П).

Согласно проекту в Гражданский процессуальный кодекс вносятся следующие изменения.

Изменена редакция п. 5 ч. 4 ст. 392. Теперь в ней предусматривается возможность пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам только при условии, что в соответствующем постановлении Пленума или Президиума Верховного суда РФ содержится прямое указание на придание сформулированной в нем правовой позиции обратной силы применительно к делам со схожими фактическими обстоятельствами.

Статья 397 Кодекса дополнена положением, закрепляющим недопустимость придания обратной силы толкованию правовых норм, ухудшающему положение граждан в их правоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями (их должностными лицами), по сравнению с тем, как оно было определено в пересматриваемом судебном постановлении. Аналогичное положение вносится и в ст. 351 Кодекса административного судопроизводства.

Читайте так же:  Отличие размеров площадей этажа здания и суммы помещений на этаже не является основанием приостановл

Также проект устанавливает четкий срок, в течение которого сторонами, прокурором и другими участвующими лицами может быть подано заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам на основании п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ. Он составит шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного постановления, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу, если исчерпана возможность для обращения в суд апелляционной и кассационной инстанций. Это изменение предполагается внести в ст. 394 ГПК РФ.

О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части уточнения оснований пересмотра и последствий отмены судебных постановлений по новым обстоятельствам

Внести в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4532; 2010, № 50, ст. 6611) следующие изменения:

1) пункт 5 части четвертой статьи 392 изложить в следующей редакции:

«5) определение либо изменение в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации или постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, если в таком постановлении содержится указание на то, что сформулированная в нем правовая позиция имеет обратную силу применительно к делам со схожими фактическими обстоятельствами.»;

2) статью 394 изложить в следующей редакции:

«Статья 394. Подача заявления, представления о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам

1. Заявление, представление о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам подаются сторонами, прокурором, другими лицами, участвующими в деле, в суд, принявший эти постановления. Указанные заявление, представление могут быть поданы в срок, не превышающий трех месяцев со дня появления или открытия обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра судебного акта.

2. По ходатайству лица, обратившегося с заявлением о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, пропущенный срок подачи заявления, представления о пересмотре может быть восстановлен судом, если ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня появления или открытия обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра, и суд признает причины пропуска срока уважительными.

Заявление о восстановлении срока подачи заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам рассматривается судом в порядке, установленном статьей 112 настоящего Кодекса.

3. В случае, предусмотренном пунктом 5 части четвертой статьи 392 настоящего Кодекса, заявление, представление о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений могут быть поданы в срок, установленный настоящей статьей, но не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного постановления, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу, если исчерпана возможность для обращения в суд апелляционной и кассационной инстанций.»;

3) пункт 7 статьи 395 дополнить предложением следующего содержания: «В случае, если наличие обстоятельства, предусмотренного пунктом 5 части четвертой статьи 392 настоящего Кодекса, выявлено при рассмотрении жалобы, представления о пересмотре судебного постановления в порядке надзора, трехмесячный срок подачи жалобы, представления исчисляется со дня опубликования постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации или постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».»;

4) статью 397 дополнить частью четвертой следующего содержания:

«4. В случае отмены судебного постановления в силу обстоятельства, предусмотренного пунктом 5 части четвертой статьи 392 настоящего Кодекса, новым судебным актом, который принят
в результате повторного рассмотрения дела, права и обязанности граждан в их отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями
(их должностными лицами), устанавливаются со дня вступления такого судебного акта в силу.

Новым судебным актом, принятым в результате повторного рассмотрения дела, при отсутствии установленных фактов недобросовестности (противоправности) со стороны самого заинтересованного лица не допускается обратное взыскание с граждан денежных средств или иного имущества, полученных ими на основании пересмотренного судебного постановления.».

Внести в статью 351 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 10, ст. 1391; 2017, № 31, ст. 4823) следующие изменения:

1) в абзаце первом части 1 слова «вступивших в законную силу решения, определения, постановления суда» заменить словами «вступившего в законную силу судебного акта»;

2) дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. В случае отмены судебного акта в силу обстоятельства, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 350 настоящего Кодекса, судебный акт, принятый в результате повторного рассмотрения дела,
не может ухудшать положения граждан, организаций и иных лиц, которые подали административное исковое заявление или в интересах которых подано административное исковое заявление по сравнению
с судебным актом, отмененным по новым обстоятельствам.».

Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам. Изменения.

Проект Федерального закона N 448690-7 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части уточнения оснований пересмотра и последствий отмены судебных постановлений по новым обстоятельствам»

В Госдуму внесен законопроект, направленный на реализацию правовой позиции Конституционного Суда РФ о пересмотре гражданских дел по новым обстоятельствам.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.10.2017 N 24-П «По делу о проверке конституционности пункта 5 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.А. Абрамова, В.А. Ветлугаева и других» пункт 5 части четвертой статьи 392 ГПК РФ был признан не противоречащим Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования он не предполагает возможности отмены вступивших в законную силу судебных постановлений по новым обстоятельствам в связи с определением (изменением) практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в определении судебной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенном по итогам рассмотрения другого дела в кассационном порядке. Федеральному законодателю при этом было поручено внести, в частности, следующие изменения в законодательство:

предусмотреть возможность пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам только при условии, что в соответствующем постановлении Пленума Верховного Суда РФ или Президиума Верховного Суда РФ содержится прямое указание на придание сформулированной в нем правовой позиции обратной силы применительно к делам со схожими фактическими обстоятельствами;

Читайте так же:  Должностная инструкция помощника генерального директора

закрепить недопустимость придания обратной силы толкованию правовых норм, ухудшающему положение граждан в их правоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями (их должностными лицами), по сравнению с тем, как оно было определено в пересматриваемом судебном постановлении;

установить процессуальный срок, в течение которого допускается пересмотр вынесенного по конкретному делу и вступившего в законную силу судебного постановления в связи с таким новым обстоятельством, как определение (изменение) практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ или в постановлении Президиума Верховного Суда РФ, принятом по итогам рассмотрения другого дела в порядке надзора.

Настоящим законопроектом в этой связи предполагается:

установить в ГПК РФ шестимесячный срок, в течение которого допускается пересмотр вынесенного по конкретному делу и вступившего в законную силу судебного постановления в связи с новым обстоятельством, аналогичный сроку, установленному в АПК РФ и КАС РФ;

Видео (кликните для воспроизведения).

закрепить в ГПК РФ и КАС РФ недопустимость придания обратной силы толкованию правовых норм, ухудшающему положение граждан в их правоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями (их должностными лицами), по сравнению с тем, как оно было определено в пересматриваемом судебном постановлении.

Госдума поправит нормы ГПК и КАС о пересмотре дел по новым обстоятельствам

Этот документ разработан по предписанию Конституционного суда РФ. Минувшей осенью КС постановил поправить ГПК по итогам рассмотрения жалоб ряда граждан, решения по искам которых были отменены из-за принятия коллегией по гражданским делам Верховного суда РФ определений по аналогичным делам с противоположным подходом (подробнее читайте на Legal.Report здесь и здесь).

Законопроектом вносятся изменения в п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК, которыми предусматривается, что пересмотр по новым обстоятельствам вступившего в силу судебного постановления возможен только на основании постановления Пленума или Президиума ВС РФ и лишь в том случае, если в нем содержится прямое указание на придание правовой позиции обратной силы применительно к делам со схожими фактическими обстоятельствами.

Одновременно в ч. 2 ст. 394 ГПК устанавливается шестимесячный срок, в течение которого допускается пересмотр вступившего в силу судебного постановления в связи с новым обстоятельством, предусмотренным п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК. Он аналогичен сроку, предусмотренному ч. 3 ст. 312 Арбитражного процессуального кодекса и ч. 5 ст. 346 КАС.

Кроме того, в ст. 397 ГПК и ст. 351 КАС закрепляется положение о недопустимости придания обратной силы толкованию правовых норм, ухудшающему положение граждан в их правоотношениях с органами госвласти, местного самоуправления или организациями, наделенными отдельными государственными или другими публичными полномочиями.

ВС РФ внес в Госдуму проект поправок в АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ

sebra / Shutterstock.com

Законопроект 1 , предусматривает масштабную реформу процессуального законодательства. Суть преобразований, как следует из пояснительной записки к нему, заключается в дальнейшем сближении и модернизации положений Гражданского процессуального кодекса, Арбитражного процессуального кодекса, Кодекса административного судопроизводства, регулирующих порядок рассмотрения дел в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах.

Выделим ключевые моменты предлагаемых изменений.

Из процессуальных кодексов планируется исключить термин «подведомственность». Законопроектом предусмотрено, что суд общей юрисдикции или арбитражный суд, ошибочно возбудившие производство по делу, не отнесенному к их компетенции, самостоятельно передадут дело в суд, к подсудности которого оно отнесено законом. Если же отсутствие компетенции на рассмотрение дела выявлено на стадии принятия заявления, заявление вернут заявителю в связи с неподсудностью.

Планируется признать утратившими силу ст. 32 ГПК РФ и ст. 37 АПК РФ, устанавливающие правила о договорной подсудности. При этом законопроектом предусмотрено, что условия договоров об изменении территориальной подсудности споров, заключенных в соответствии указанными нормами до дня вступления рассматриваемых поправок в силу, сохранят свое действие и после того, как названные нормы утратят силу.

[2]

В ГПК РФ и АПК РФ предлагается закрепить положение о том, что помимо адвокатов представителями в суде могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование (на законных представителей это требование распространяться не будет). Аналогичное требование к представителям уже содержится в настоящее время в КАС РФ.

Также законопроектом предусмотрена возможность участия в деле, рассматриваемом по правилам ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ, наряду с представителем поверенного. Объем полномочий последнего будет существенно меньше, чем у представителя, поэтому требование о наличии высшего юридического образования к нему не предъявляется.

Планируется увеличить предельное значение денежных сумм, требования о взыскании которых рассматриваются в порядке упрощенного производства: в судах общей юрисдикции – до 500 тыс. руб.; в арбитражных судах – до 1 млн руб. для юрлиц и 500 тыс. руб. для ИП. Сейчас цена таких исковых требований составляет 100 тыс. и 500 (250) тыс. руб. соответственно.

Предлагается установить в качестве общего правило о несоставлении судом мотивированного решения по делу. Так, например, согласно законопроекту, судебные решения, принятые по делам, рассмотренным в порядке гражданского судопроизводства, по общему правилу будут состоять из вводной и резолютивной частей. В полном объеме они будут изготавливаться по заявлению участвующих в деле лиц, их представителей, в случае подачи апелляционной жалобы, а также в случаях, установленных законом. Кроме того, мотивированное решение может быть составлено по инициативе самого суда.

Помимо этого составление мотивированного решения будет обязательным по определенным, наиболее значимым с точки зрения социальной и экономической направленности, категориям дел. Это, в частности, дела, связанные с защитой прав детей; возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью, о выселении граждан из жилых помещений без предоставления других жилых помещений, о восстановлении на работе (службе) и ряд других.

Читайте так же:  Нужна ли отработка при увольнении на испытательном сроке

Планируется уточнить, что в качестве нового обстоятельства, в связи с которым вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в соответствующем процессуальном порядке, выступает определение либо изменение практики применения правовой нормы, содержащееся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановлении Президиума ВС РФ, вынесенном по результатам рассмотрения конкретного дела в порядке надзора, или в обзоре судебной практики ВС РФ, утвержденном Президиумом ВС РФ, если в соответствующем акте содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства.

Законопроектом предусмотрена пороговая сумма, определяющая подсудность дел по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей, которые рассматриваются мировыми судьями, -– до 100 тыс. руб.

[1]

В ГПК РФ планируется закрепить правило о необходимости принятия лицами, участвующими в деле, самостоятельных мер по получению информации о движении дела.

Положения ГПК РФ и КАС РФ, посвященные содержанию судебных актов судов разных инстанций, предлагается дополнить требованием об указании в них номера дела (административного дела), присвоенного судом первой инстанции.

В ГПК РФ планируется включить отдельную главу «Примирительные процедуры, мировое соглашение».

Законопроект предусматривает ряд иных изменений и дополнений в ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ. Корреспондирующие поправки планируется внести также в ряд федеральных законов.

Отметим, что ранее Правительство РФ высказало целый ряд замечаний к рассматриваемому законопроекту.

Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам в гражданском процессе Изменения 2018

Проект Федерального закона N 448690-7 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части уточнения оснований пересмотра и последствий отмены судебных постановлений по новым обстоятельствам»

В Госдуму внесен законопроект, направленный на реализацию правовой позиции Конституционного Суда РФ о пересмотре гражданских дел по новым обстоятельствам.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.10.2017 N 24-П «По делу о проверке конституционности пункта 5 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.А. Абрамова, В.А. Ветлугаева и других» пункт 5 части четвертой статьи 392 ГПК РФ был признан не противоречащим Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования он не предполагает возможности отмены вступивших в законную силу судебных постановлений по новым обстоятельствам в связи с определением (изменением) практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в определении судебной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенном по итогам рассмотрения другого дела в кассационном порядке. Федеральному законодателю при этом было поручено внести, в частности, следующие изменения в законодательство:

предусмотреть возможность пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам только при условии, что в соответствующем постановлении Пленума Верховного Суда РФ или Президиума Верховного Суда РФ содержится прямое указание на придание сформулированной в нем правовой позиции обратной силы применительно к делам со схожими фактическими обстоятельствами;

закрепить недопустимость придания обратной силы толкованию правовых норм, ухудшающему положение граждан в их правоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями (их должностными лицами), по сравнению с тем, как оно было определено в пересматриваемом судебном постановлении;

установить процессуальный срок, в течение которого допускается пересмотр вынесенного по конкретному делу и вступившего в законную силу судебного постановления в связи с таким новым обстоятельством, как определение (изменение) практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ или в постановлении Президиума Верховного Суда РФ, принятом по итогам рассмотрения другого дела в порядке надзора.

Настоящим законопроектом в этой связи предполагается:

установить в ГПК РФ шестимесячный срок, в течение которого допускается пересмотр вынесенного по конкретному делу и вступившего в законную силу судебного постановления в связи с новым обстоятельством, аналогичный сроку, установленному в АПК РФ и КАС РФ;

закрепить в ГПК РФ и КАС РФ недопустимость придания обратной силы толкованию правовых норм, ухудшающему положение граждан в их правоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями (их должностными лицами), по сравнению с тем, как оно было определено в пересматриваемом судебном постановлении.

Глава 37 КАС РФ. ПРОИЗВОДСТВО ПО ПЕРЕСМОТРУ ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ СУДЕБНЫХ АКТОВ ПО НОВЫМ ИЛИ ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ

[ действующая редакция ]

Задайте вопрос юристу:

Кодексы РФ

Популярные материалы

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по КАС РФ

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)

«О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции»

«О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законы Российской Федерации по КАС РФ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по КАС РФ

«Об утверждении требований к форматам исполнительных документов, вынесенных и (или) направляемых для исполнения в форме электронного документа»

Пересмотр судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в Кодексе административного судопроизводства (Терехова Л.А.)

Дата размещения статьи: 08.07.2016

Пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов, вступивших в законную силу, теперь предусмотрен в четырех процессуальных кодексах: ГПК, АПК, УПК и КАС. В данной работе не ставится цель сравнения с УПК ввиду специфики последнего. Имеет смысл остановиться на регулировании данного института в судах гражданской юрисдикции. Известно, что АПК и ГПК в этой части между собой различаются. Как отмечалось в литературе, в ГПК процедура описана поверхностно, в отличие от положений АПК . Добавим к этому, что АПК более четко прописывал процедуру принятия заявления и его рассмотрения, в то время как в ГПК подобные нормы отсутствуют. Предусмотренная частью 4 ст. 1 ГПК аналогия закона позволяла судам общей юрисдикции заимствовать «недостающие» положения из норм АПК. Что касается оснований для пересмотра, необходимо отметить, что в конечном итоге оба кодекса в этой части были унифицированы.
———————————
Султанов А.Р. Некоторые проблемы применения процедуры пересмотра по вновь открывшимся и новым обстоятельствам в арбитражном суде // Вестник гражданского процесса. 2012. N 5. С. 79.

Читайте так же:  Определены размеры судебных госпошлин для некоторых случаев

Как уже было отмечено выше, недостатком ГПК является отсутствие процедур принятия и рассмотрения заявления. С введением в действие Кодекса административного судопроизводства ситуация, на наш взгляд, меняется. Применять КАС предстоит судьям судов общей юрисдикции, которые также применяют и нормы ГПК. Учитывая, что ч. 4 ст. 1 ГПК допускает аналогию закона, практически можно говорить о том, что этим судам предложена новая процедура пересмотра судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам и необходимость «заимствования» норм из АПК в настоящее время отпадает.

Литература

1. Султанов А.Р. Некоторые проблемы применения процедуры пересмотра по вновь открывшимся и новым обстоятельствам в арбитражном суде // Вестник гражданского процесса. 2012. N 5. С. 79.
2. Терехова Л.А. Система пересмотра судебных актов в механизме судебной защиты. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 118, 298 — 300.

Статья 349. Рассмотрение заявления, представления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам

Ст. 349 КАС РФ

1. Заявление, представление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам рассматриваются судом в судебном заседании в срок, не превышающий одного месяца со дня их поступления в суд. В случае истребования административного дела указанный в настоящей части срок исчисляется со дня поступления административного дела в суд.

2. Заявитель и другие лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для рассмотрения заявления, представления.

Комментарий к Статье 349 Кодекса административного судопроизводства РФ

Комментарий к части 1

1. В ч. 1 к.с. прямо закреплен срок рассмотрения в судебном заседании судом заявления, представления о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он не может быть более одного месяца. Поэтому, полагаем, на административное судопроизводство нельзя распространять изложенное в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 31 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов» разъяснение, касающееся аналогичной ситуации для гражданского судопроизводства. Иначе говоря, указанные выше заявления, представления и в Верховном Суде РФ рассматриваются в срок, не превышающий одного месяца. Хотя в гражданском процессе они могут быть рассмотрены в течение двух месяцев.

2. О порядке исчисления процессуальных сроков см. содержание и комментарий к ст. ст. 92, 93 КАС РФ.

Комментарий к части 2

1. Рассмотрение заявлений, представлений о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов осуществляется по правилам производства в суде соответствующей инстанции с учетом положений главы 37 КАС РФ.

2. После принятия заявления, представления суд назначает время и место судебного заседания и извещает об этом участвующих в деле лиц. Неявка лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в силу положений ч. 2 к.с. не является препятствием для его проведения.

3. Суд рассматривает указанные заявление, представление в судебном заседании, исследует доказательства, представленные в подтверждение наличия новых или вновь открывшихся обстоятельств по административному делу, заслушивает объяснения участвующих в деле лиц, совершает иные необходимые процессуальные действия, которые должны быть отражены в протоколе судебного заседания .
———————————
По аналогии с толкованием гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 31 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. N 2.

4. Порядок пересмотра дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам такой же, каков был порядок судопроизводства, в процессе которого принято проверяемое решение, определение, постановление. Когда по новым или вновь открывшимся обстоятельствам проверяется решение, определение суда первой инстанции, судебное заседание осуществляется по правилам разбирательства административных дел первой инстанцией. Если пересматривается решение (определение, постановление) апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, то применяются правила проведения судебного заседания, присущие апелляционному, кассационному и, соответственно, надзорному производству.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. См. также комментарий к ст. ст. 97, 310, 328, 346, 348 КАС РФ.

Источники


  1. Баршев, Я. Историческая записка о содействии Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии развитию юридических наук в России / Я. Баршев. — Москва: СИНТЕГ, 2011. — 245 c.

  2. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.

  3. Васильева, Вера Как судили Алексея Пичугина. Судебный репортаж / Вера Васильева. — М.: Human Rights Publishers, 2013. — 621 c.
  4. Основы права; Академия — Москва, 2010. — 256 c.
  5. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 128 c.
Меняются правила пересмотра дел по новым обстоятельствам в гпк и кас рф (законопроект)
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here