Методические рекомендации по применению профессиональных стандартов

Полная информация на тему: "Методические рекомендации по применению профессиональных стандартов" в помощь грамотному гражданину.

Содержание

Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»

Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584
«Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, применяются государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов (далее — планы), содержащих в том числе:

а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;

б) сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;

в) этапы применения профессиональных стандартов;

г) перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

2. Реализацию мероприятий планов завершить не позднее 1 января 2020 г.

3. Органы и организации, осуществляющие функции и полномочия учредителей организаций, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящего постановления, а также осуществляющие контроль и координацию деятельности таких организаций, обеспечивают:

а) внесение изменений в установленном порядке в соответствующие нормативные правовые акты и документы, требующие учета положений профессиональных стандартов, подлежащих применению;

б) осуществление контроля за реализацией мероприятий планов.

4. Применение новых профессиональных стандартов осуществлять с учетом положений, предусмотренных пунктами 1 — 3 настоящего постановления.

5. Рекомендовать федеральным государственным органам, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, организациям направлять предложения по актуализации профессиональных стандартов (при наличии) в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в целях организации их рассмотрения в установленном порядке в Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

6. Реализация настоящего постановления осуществляется государственными внебюджетными фондами Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов, федеральными государственными учреждениями — в пределах средств, предусмотренных бюджетными сметами получателя средств федерального бюджета и планами финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, федеральными государственными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в собственности Российской Федерации, — за счет собственных средств.

7. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения настоящего постановления.

8. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2016 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Установлены особенности применения профессиональных стандартов в государственных внебюджетных фондах, государственных и муниципальных учреждениях, унитарных предприятиях, в госкорпорациях, госкомпаниях и хозяйственных обществах, более 50% процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.

Указанные структуры утверждают с учетом мнения представительного органа работников планы по организации применения профстандартов.

В них определяется список профстандартов, подлежащих применению. Устанавливается потребность в профессиональном образовании (обучении) и (или) дополнительном профобразовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профстандартах. Также в плане приводится перечень локальных нормативных актов и других документов организации, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению с учетом требований профстандартов.

Читайте так же:  Бартерная сделка в гражданском праве

Реализацию плановых мероприятий необходимо завершить до 1 января 2020 г.

Органам и организациям рекомендуется направлять предложения по актуализации профессиональных стандартов (при наличии) в Минтруд России для организации их рассмотрения в Национальном совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

Постановление вступает в силу с 1 июля 2016 г.

Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»

Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2016 г.

Минтрудом России предложены разъяснения по применению профессиональных стандартов

Профессиональные стандарты содержат информацию о современных требованиях к квалификации работников и могут применяться работодателем с учетом особенностей применяемых технологий и организации труда в качестве основы при определении трудовых функций, требований к квалификации работников, в том числе при приеме на работу, организации подготовки и дополнительного профессионального образования работников.

Согласно Трудовому кодексу РФ, если указанным кодексом или другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Проектом уточняется, что под иными нормативными правовыми актами имеются в виду нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, Банка России, иных органов и организаций, имеющих исключительные права регулирования, которыми установлены требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности.

[3]

Сообщается также, что если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.

В иных случаях положения профессиональных стандартов носят рекомендательный характер.

При определении обязанностей работника работодатель может включать в них трудовые функции и (или) трудовые действия, содержащиеся как в одном, так и в нескольких профессиональных стандартах, распределять трудовые действия, предусмотренные одним профессиональным стандартом, между работниками, занимающими различные должности, имеющими различные профессии или специальности, с учетом применяемых технологий и организации труда.

Об утверждении методических рекомендаций по применению профессиональных стандартов

В соответствии с пунктом 2 Комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 – 2016 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 487-р, (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 14, ст. 1682), приказываю:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по применению профессиональных стандартов.

Методические рекомендации по применению профессиональных стандартов

1.Методические рекомендации по применению профессиональных стандартов (далее — Рекомендации) разработаны в соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» в целях оказания помощи работодателям и работникам по использованию профессиональных стандартов в практической деятельности.

2. При разработке Рекомендаций использованы приказы Минтруда России:

от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта», зарегистрирован Минюстом России 24 мая 2013 г. № 28489 (далее — макет);

от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки профессиональных стандартов», зарегистрирован Минюстом России 27 мая 2013 г. № 28534 (далее — уровни квалификации);

от 29 апреля 2013 г. № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» (не нуждается в государственной регистрации, письмо Минюста России от 23 июля 2013 г. № 01/66036-ЮЛ).

Профессиональный стандарт представляет собой документ, содержащий в соответствии со статьей 195.1 Кодекса характеристику профессиональных навыков, опыта, умений и знаний, необходимых для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, описывающих в соответствии с макетом содержание конкретных трудовых функций, ранжированных по уровням квалификации в зависимости от сложности и ответственности выполняемой работы, в соответствии с которой работнику устанавливается трудовая функция.

Применение профессиональных стандартов: методические рекомендации

Что представляют из себя методические рекомендации по применению профессиональных стандартов? В отношении каких организаций и категорий работников они действуют? На эти и другие вопросы ответим в материале.

Этапы создания профстандартов

Напомним, что система профстандартов введена в действие с июля 2016 года. Трудовым кодексом оговорены следующие принципы их применения:

  • обязательность общегосударственных нормативов характерна для ситуаций, когда работник в связи со спецификой деятельности вправе претендовать на компенсационные выплаты, льготы;
  • обязательными профстандарты являются в отношении должностей, по которым законодательно предусмотрены особые ограничения по реализации трудовой деятельности;
  • при отсутствии двух указанных выше критериев обязательности применения профессиональных стандартов работодатель может использовать квалификационные нормативы в добровольном порядке.
Читайте так же:  Как выглядит бланк формы т-3 штатного расписания

Квалификационные нормативы разрабатываются отдельно для каждой должности. Все действующие стандарты включаются в единый государственный реестр, ведением которого занимается Минтруд. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов регламентируются Правительством РФ. Действующая схема ввода в действие профстандартов состоит из следующих этапов:

  • создание проекта стандарта;
  • вынесение чернового варианта документа на обсуждение;
  • сбор и систематизация замечаний к формуляру (пожелания и рекомендации могут вноситься представителями экспертных объединений в режиме онлайн);
  • доработка стандарта и направление его на рассмотрение в профильное ведомство;
  • создание окончательного варианта документа, который утверждается Минтрудом, после чего стандарт передается в Минюст;
  • регистрация правового акта Минюстом (на эту процедуру отводится не более 10 дней). После внесения документа в единую реестровую базу по профстандартам он считается действующим;
  • осуществляется передача данных о новом профстандарте в Министерство образования для уточнения программ подготовки специалистов в обозначенной сфере.

Как пользоваться стандартами

Профстандарты могут быть ориентиром для работодателя на стадии разработки должностных обязанностей для отдельных специалистов, при формировании положения об оплате труда.

Нормы стандартов могут использоваться для отбора претендентов на переподготовку и переобучение. Применение профессиональных стандартов к уже работающим лицам может стать основанием для пересмотра трудовых функций или для инициирования внутренних кадровых перестановок.

Положения профстандартов могут стать базой рабочих инструкций и других локальных документов, которыми регламентируются правила реализации трудовых обязанностей работниками предприятия. Применение профессиональных стандартов с 2018 года остается обязательным для небольшого числа работодателей, остальные вправе формировать набор квалификационных требований к персоналу самостоятельно.

Утвержденные Минтрудом профстандарты состоят из трех разделов. Рекомендуемые должностные обязанности систематизированы в последнем информационном блоке. Именно третий раздел стандарта может быть положен в основу должностной инструкции.

При добровольном применении профстандартов наниматель самостоятельно разрабатывает локальный акт, которым оговаривается порядок внедрения квалификационных нормативов в кадровую политику. При разработке квалификационных требований к кандидатам на вакантные должности работодатель может использовать готовые нормативы:

  • по знаниям, касающимся выбранной специализации;
  • установление нанимателями ограничений по должностям в отношении уровня квалификации соискателей может предусматриваться правилами применения профессиональных стандартов;
  • отдельно оговаривается набор трудовых навыков;
  • для приема на должности руководящего типа обязательным является выполнение требования по минимальному стажу по специальности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Применение профессиональных стандартов

С 01.07.2016 применение профессиональных стандартов стало обязательным для работодателей, если законодательством предусмотрены компенсации и льготы работникам либо установлены ограничения в отношении выполнения работ по определенным должностям, профессиям и специальностям. Подробнее остановимся на рекомендациях по применению профстандартов.

Методические рекомендации: в планах

Согласно Комплексному плану мероприятий по разработке профстандартов (Распоряжение Правительства от 31.03.2014 № 487-р ) до конца 2014 года Минтруд должен был разработать Методические рекомендации по применению профессиональных стандартов. Цель этих рекомендаций – оказать работодателям и работникам помощь по использованию профстандартов в практической деятельности.

Однако по состоянию на 25.08.2016 методические рекомендации Минтрудом не утверждены.

Проект методических рекомендаций

Проект Методических рекомендаций по применению профессиональных стандартов (от 02.09.2014) предусматривает использование профстандартов на следующих основных этапах:

  • определение трудовой функции работника, заключение, изменение трудового договора;
  • разработка должностной инструкции;
  • установление оплаты труда;
  • подготовка, переподготовка, дополнительное профессиональное образование, аттестация работников.

Профессиональные стандарты для кадровиков в 2016 году

Так, применение профессиональных стандартов к уже работающим сотрудникам при разработке и уточнении их должностных инструкций предполагает, в частности, следующее:

  • профессиональные стандарты для кадровиков в 2016 году, а также для других ответственных лиц организаций могут служить основой для разработки должностных инструкций, рабочих инструкций, рабочих карт и других документов, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников. При этом при написании должностных инструкций рекомендуется использовать информацию из разделов II и III профессионального стандарта;
  • в должностных обязанностях работника рекомендуется указывать выбранные из раздела III профстандарта трудовые действия, относящиеся к определенной трудовой функции из соответствующей обобщенной трудовой функции. Перечень трудовых действий по трудовой функции конкретного профстандарта является минимально необходимым и может быть дополнен трудовыми действиями из другой обобщенной трудовой функции;
  • при указании в должностной инструкции необходимых знаний и умений работника работодатель руководствуется подразделами «Трудовая функция» и блоками «Необходимые умения», «Необходимые знания», «Другие характеристики», содержащимися в разделе III профстандарта.

[2]

В целях оказания помощи работодателям и работникам разработаны рекомендации по использованию профессиональных стандартов в практической деятельности

Профессиональные стандарты применяются в том числе для:

определения трудовой функции работника;

разработки локальных нормативных актов, в том числе штатного расписания, должностных инструкций;

использования при оценке сложности труда при дифференциации размеров окладов (должностных окладов) работников при повременной системе оплаты труда, а также определении расценок при сдельной системе оплаты труда;

организации подготовки и дополнительного профессионального образования работников.

В основных положениях по применению профессиональных стандартов предусматривается, в частности, что:

принятие работодателем решения о наименовании должности (профессии, специальности) работника, а также определение квалификационных требований к ней на основе профессионального стандарта не могут являться основанием для отказа от предоставления работнику льгот, гарантий, компенсаций либо соблюдения в отношении работника ограничений, установленных федеральными законами;

Читайте так же:  Порядок применения ккт в законе о кассовых аппаратах

при прочих равных условиях расценки при сдельной системе оплаты труда для работ, отнесенных к более высокому уровню квалификации, рекомендуется устанавливать выше, чем расценки, устанавливаемые для работ, отнесенных к более низкому уровню квалификации;

при повременной системе оплаты труда дифференциация размеров окладов (должностных окладов) в пределах одного уровня квалификации может производиться с учетом объема работ разной сложности;

требования к образованию и обучению, опыту практической работы работника, а также особые условия допуска к работе, установленные профессиональными стандартами, являются обязательными в случаях, предусмотренных законодательством.

Методические материалы по применению профстандартов

Скачано: 208 раз

Скачано: 116 раз

Скачано: 112 раз

  • Адрес: УР, 426011, Ижевск, ул.
    В. Сивкова, 120
  • Тел.: (3412) 919-501, 919-502
  • Факс: (3412) 919-555
  • Сайт: udmapk.ru
  • E-mail: [email protected]

Интернет-приемная

Телефоны отделов

Новые документы

Скачано: 2 473 раза

Скачано: 5 425 раз

© 2008-2015 Министерство сельского
хозяйства и продовольствия УР

Внедряем систему профстандартов в учреждении

Автор: Д. Ю. Панина

Внедрение системы профстандартов в части требований к квалификации для бюджетников обязательно. Оно должно проходить поэтапно по плану, разработанному учреждением, и завершиться в 2020 году[1]. Официальных методичек по внедрению системы профстандартов пока нет. Как же составить план правильно?

Методические рекомендации по применению профстандартов должен разработать Минтруд. На момент написания статьи документ находился в стадии проекта (№ 00/04-18047/09-14/28-13-5) Читайте также

Регламент – технический документ, который фиксирует перечень правил, обязательных для использования в определенном проекте, ситуации, отрасли и т. д. – конкретизирует определенные вопросы. Регламент более конкретный документ, он может раскрывать отдельные условия положения, чтобы не было двойного толкования. Регламент описывает алгоритм конкретных действий, максимально допустимые значения и т. п. Например, если в положении указано, что рабочая группа создается в организации на период внедрения профстандартов, то регламент фиксирует процедуру создания этой группы: кто ответственный, когда группа должна быть создана, как зафиксировать ее состав и пр. Обычно регламент создается на базе положения, проясняя алгоритм выполнения включенных в положение задач.

Составляем план.

Созданная комиссия начинает работу над планом.

Унифицированного образца плана-графика внедрения профстандарта нет, поэтому составлять его можно в свободной форме.

Однако требования к плану существуют – они перечислены в ч. 1 Постановления № 584. План по внедрению системы профстандартов в учреждении должен содержать:

Видео (кликните для воспроизведения).

список профстандартов, подлежащих применению;

сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профобразовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профстандартах, и кадрового состава учреждения, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;

этапы применения профстандартов;

перечень локальных нормативных актов и других документов учреждения, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению с учетом положений профстандартов, подлежащих применению.

В план могут быть включены и другие пункты – для удобства перехода на систему профстандартов. Каждый работодатель составляет план под свои потребности. Одни прописывают подробно все мероприятия. Другие – только переход на конкретные профстандарты.

Можно вносить в план все мероприятия списком – по мере выполнения. Но лучше разделить их на следующие блоки:

Организационно-правовое обеспечение и информационное сопровождение.

Актуализация нормативно-правовой базы.

Определение соответствия профессионального уровня работников требованиям стандарта.

Развитие профессиональных компетенций. Обучение персонала.

План-график профстандартов удобнее оформить в виде таблицы с конкретными задачами, сроками выполнения и ответственными лицами. При составлении можно взять за основу как Разработку Минобрнауки[5], так и Методические рекомендации соцзащиты[6].

Образец плана, разработанный для учреждений соцзащиты:

План по организации применения профстандартов

Составление списка профстандартов, подлежащих применению, в том числе:

Перечень профстандартов, подлежащих применению

Изучение и анализ профстандартов

Составление Перечня ЛНА и документов, подлежащих изменениям в связи с применением профстандартов:

Анализ наименований должностей работников на соответствие профстандартам

Анализ должностных инструкций на соответствие профстандартам

Внесение изменений в ЛНА и другие документы:

Корректировка должностных инструкций в части трудовых функций, наименования должностей, уровня образования и квалификации

Корректировка штатного расписания в части наименования должности (профессии)

Внесение изменений в трудовые договоры работников и заключение в установленном порядке допсоглашений к трудовому договору

Корректировка Положения о проведении аттестации на соответствие занимаемой должности в части уровня образования, квалификации, стажа работы и др.

Внесение изменений в другие документы (какие)

Разработка методики определения потребности в профобразовании, профобучении и дополнительном профобразовании (далее – обучение)

Сбор сведений о потребности в обучении работников и анализ полученных сведений

Внесение изменений в коллективный договор в части обучения работников

Разработка ЛНА, регулирующего обучение работников, и его утверждение

Разработка плана обучения работников на соответствующие календарные годы (например, три года) и его утверждение в установленном порядке

Другие мероприятия по обучению работников (при необходимости)

Разработка приказа об установлении этапов применения профстандартов

Другие мероприятия по применению профстандартов

Этапы применения профстандартов

Образец плана, разработанный для образовательных учреждений:

План по организации применения профстандартов

Список профстандартов, подлежащих применению

Сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профбразовании работников

Этапы применения профстандартов

Перечень ЛНА и других документов, подлежащих изменению в связи с учетом положений профстандартов, подлежащих применению

Читайте так же:  Правительство установило новые правила выдачи льготных автокредитов: что изменилось и как это повлияет на потребителей

Профстандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный Приказом Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н

Петров П. П., педагог-психолог – потребность в высшем образовании по профильному направлению

Внесение изменений в ЛНА и другие документы (1 января – 1 июня 2017 года); осуществление работодателем мероприятий по подготовке (профобразованию) работника (1 июня 2017 года – 1 января 2020 года)

ЛНА, определяющий формы подготовки и дополнительного профобразования работников, перечень необходимых профессий и специальностей; договоры с работниками о реализации их права на подготовку и дополнительное профобразование

Профстандарт «Специалист в области воспитания», утвержденный приказом Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н

Сидорова С. С., социальный педагог – потребность в дополнительном профобразовании по направлению профессиональной деятельности в организации

Внесение изменений в ЛНА и другие документы (1 января – 1 июня 2017 года); осуществление работодателем дополнительного профобразования работников (1 января 2017 года – 1 января 2020 года)

Мы ознакомились с первыми этапами внедрения системы профстандартов в организации: формирование комиссии и работа по составлению плана. В следующем номере продолжим тему.

[1] Требование п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее – Постановление № 584).

[2] Проект создан 02.09.2014, находится на сайте по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=29346.

[3] Порядок учета мнения первичной профсоюзной организации при принятии ЛНА установлен ст. 372 ТК РФ – так недостижение согласия, разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять приказ.

[4] Состав комиссии с указанием должностей (председатель, заместитель, секретарь), но без персональных данных (эта информация отражается в приказе).

[5] «Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах» (приложение к Письму Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 № 122).

[6] Методические рекомендации по организации работы, связанной с разработкой планов по организации применения профессиональных стандартов в государственных учреждениях социальной защиты Санкт-Петербурга, утв. Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 21.11.2016 № 361-р.

Методические рекомендации по применению профессиональных стандартов

Методические рекомендации по применению профессиональных стандартов разработаны компетентными органами власти. Однако формального следования им может быть недостаточно — изучим, почему.

Кому могут понадобиться методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов?

Разработчиками профстандартов могут быть (п. 3 правил, введенных постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23, далее — правила):

  • объединения компаний-работодателей;
  • отдельные предприятия;
  • профессиональные объединения и СРО;
  • НКО.

Принимать участие в разработке профстандартов могут образовательные учреждения и иные заинтересованные субъекты.

Координировать работу над созданием профстандартов обязано Минтрудсоцзащиты РФ. Разработка профстандартов должна осуществляться в соответствии с методическими рекомендациями, также издаваемыми Минтрудсоцзащиты РФ (п. 6 правил).

Методические рекомендации, о которых идет речь в этой публикации, утверждены приказом Минтрудсоцзащиты РФ от 29.04.2013 № 170н.

Рассмотрим, какие из положений данного приказа заслуживают особого внимания.

[1]

Методические рекомендации Минтрудсоцзащиты РФ: на что обратить внимание

Любой профстандарт, соответствующий критериям, которые установлены Минтрудсоцзащиты РФ, должен включать:

1. Перечень обобщенных трудовых функций по должности, для которых устанавливаются:

  • возможное наименование должности, которая соответствует обобщенной трудовой функции;
  • требования по образованию, опыту работы специалиста, которые нужны для выполнения соответствующей функции;
  • особые условия допуска к работе;
  • прочие значимые характеристики.

Только в том случае, если квалификация сотрудника соответствует требованиям по уровню образования и опыту, он получает право работать по профессии, для которой разработан стандарт (при условии обязательного его применения).

2. Перечень конкретных трудовых функций — в рамках обобщенной функции, для каждой из которых устанавливаются:

  • перечень трудовых действий (фактически — функциональных обязанностей человека на рабочем месте);
  • перечень знаний, умений сотрудника;
  • прочие значимые характеристики.

Таким образом, главные задачи разработчика профстандарта:

  • выстроить оптимальный баланс между требованиями по образованию, опыту (при определении ключевой, обобщенной трудовой функции) как условиями допуска человека к работе по профессии, для которой установлен профстандарт;
  • осуществить эффективную группировку схожих или близких по существу трудовых действий в рамках конкретных трудовых функций.

Главная задача профессионального стандарта — стимулирование повышения производительности труда за счет эффективного распределения трудовых действий между сотрудниками предприятия при условии наличия у них достаточной квалификации. Некачественная проработка профстандарта способна привести к обратному результату.

Пока профессиональные стандарты не приобрели повсеместной распространенности, у законодателя и иных заинтересованных лиц есть время на то, чтобы обратить внимание на ряд очевидных проблемных нюансов внедрения стандартов на практике.

Дело в том, что качество профстандартов, разработанных в соответствии с рекомендациями Минтрудсоцзащиты РФ и принятых, таким образом, в виде федеральных нормативных актов, оценивается экспертами неоднозначно. Рассмотрим, в чем могут заключаться недоработки компетентных ведомств в данном направлении их деятельности.

Проблемные нюансы при разработке профстандартов: дефицит регламентов

На текущий момент эксперты выявляют следующие проблемные нюансы:

1. Отсутствие законодательных регламентов, определяющих порядок применения трудовых функций из разных профстандартов.

На многих предприятиях есть специалисты, выполняющие работу, по сути соответствующую трудовым функциям из нескольких стандартов. Например, бухгалтер, кроме деятельности по своему профстандарту (утвержденному приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 № 1061н), также может решать задачи, связанные с управлением кадрами, для которого также принят отдельный профстандарт (утвержден приказом Минтруда РФ от 06.10.2015 № 691н). Как в таком случае внедрять трудовые функции, законодатель пока не разъяснил.

Читайте так же:  Ходатайство о приобщении документов к материалам дела

2. Отсутствие законодательных регламентов, определяющих порядок выбора конкретных трудовых функций из числа зафиксированных в профстандарте.

В структуре профстандартов предусмотрено 2 типа трудовых функций:

  • «обычные»;
  • обобщенные (объединяющие в себе «обычные»).

С учетом отмеченной особенности законодательного регулирования неясно, какие трудовые функции прописывать в должностной инструкции (ДИ) сотрудника — обобщенные или «обычные». Если фиксировать в инструкции сотрудника первые, то соответствующий им объем работы может оказаться фактически невыполнимым для работника. В свою очередь, отражение в ДИ только одной «обычной» трудовой функции делает крайне сложной организацию работы в фирме, так как в этом случае на каждую «обычную» функцию придется нанимать отдельного сотрудника.

Проблемные нюансы: практика внедрения профстандартов

Есть также ряд проблемных нюансов, характеризующих практику внедрения профстандартов:

1. Недостаточная сбалансированность соотношения профессионального разряда по должности и стажа работы во многих профстандартах.

Например, получение 5-го разряда монтажником опалубочных систем исходя из структуры соответствующего профстандарта (утвержденного приказом Минтруда РФ от 16.01.2015 № 17н) возможно, только если человек сможет последовательно приобрести разряды с 1-го по 4-й в течение стажа работы, составляющего порядка 10 лет.

На практике совсем немного специалистов готовы проделать данный карьерный путь, в то время как молодые и даже имеющие средний по меркам отрасли опыт монтажники по логике соответствующего профстандарта смогут рассчитывать разве что на не самую высокую зарплату по младшим разрядам. В случае если данный профстандарт будет обязательным для всех предприятий, возможно возникновение резкого дефицита кадров в соответствующем сегменте вследствие массового устремления монтажников перепрофилироваться под более высокооплачиваемые профессии.

2. Отсутствие разграничений по квалификационным требованиям для руководящих должностей в некоторых сферах хозяйства, которые могли бы устанавливаться исходя из правового статуса предприятия, а также масштабов бизнеса.

Так, руководителем любого строительного предприятия по соответствующему профстандарту (утвержденному приказом Минтруда РФ от 26.12.2014 № 1182н) может быть только человек с высшим образованием, имеющий опыт работы в строительстве не менее 5 лет, на руководящей должности — не менее 2 лет. Если применение такого стандарта будет обязательным для всех фирм, это может значительно осложнить вход в сегмент для молодых квалифицированных менеджеров, а также предпринимателей, не имеющих большого опыта в строительной сфере: при недостаточном практическом опыте владелец бизнеса не сможет возглавить свою же организацию, и ему придется нанимать стороннего менеджера.

3. Наличие в ряде профстандартов чрезмерно строгих требований к стажу работы, что делает крайне затруднительным или практически невозможным начало карьеры молодого специалиста.

В числе таких профстандартов — «Гидротехник в строительстве» (утвержден приказом Минтруда РФ от 22.04.2015 № 237н). Данным стандартом предусмотрена единственная обобщенная трудовая функция, для которой вне зависимости от уровня образования человека установлен минимальный стаж работы в 3 года по направлению профессиональной деятельности. Молодой выпускник среднего учебного заведения и, возможно, исключительно квалифицированный гидротехник может не иметь законной возможности устроиться на работу по своей же профессии, если стандарт будет обязательным.

Можно с уверенностью говорить об исключительной значимости обращения компетентными органами внимания на указанные проблемные нюансы, а также принятия ими практических мер по совершенствованию подходов к разработке профессиональных стандартов.

Минтрудсоцзащиты РФ издало отдельные Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов. В соответствии с ними профстандарты должны структурироваться и наполняться по существу — как источники норм, призванные повышать производительность труда на российских предприятиях. При этом, как показывает практика внедрения профстандартов, данные рекомендации, как и сами профстандарты, пока еще не являются четко сбалансированным источником норм и вызывают много вопросов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Узнать больше об особенностях применения профстандартов на практике вы можете в статьях:

Источники


  1. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.

  2. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2015. — 154 c.

  3. Васильева, Вера Как судили Алексея Пичугина. Судебный репортаж / Вера Васильева. — М.: Human Rights Publishers, 2013. — 621 c.
  4. Чашин А. Н. Квалификационный экзамен на адвоката; Дело и сервис — М., 2010. — 544 c.
  5. Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.
Методические рекомендации по применению профессиональных стандартов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here