Минэкономразвития разъяснило принципы расчета арендной платы за землю в госсобственности

Полная информация на тему: "Минэкономразвития разъяснило принципы расчета арендной платы за землю в госсобственности" в помощь грамотному гражданину.

Содержание

При применении органами власти основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в госсобственности, рекомендовано учитывать экономические интересы арендаторов

Постановлением Правительства РФ от 05.05.2017 N 531 Минэкономразвития России было поручено разработать и утвердить методические рекомендации по применению утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

[2]

В частности, в целях применения принципа 1 (принципа экономической обоснованности) Минэкономразвития России рекомендует при установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в госсобственности и предоставленные в аренду без торгов, предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

В целях соблюдения интересов арендатора земельного участка при установлении ставок арендной платы целесообразно исходить из возможности арендатора земельного участка с учетом установленной на основании таких ставок арендной платы при существующем уровне налогообложения, государственном регулировании тарифов на соответствующие товары (работы, услуги) и производственных затратах получать сложившуюся норму прибыли для отрасли, в которой арендатор осуществляет свою деятельность.

При установлении ставки арендной платы рекомендовано, в том числе, учитывать:

положения документов, определяющих целевое назначение земельного участка;

наличие или отсутствие ограничений прав, установленных в отношении земельного участка (например, запреты и ограничения, связанные с установлением охранных и защитных зон);

возможность создания арендатором неотделимых улучшений земельного участка;

необходимость и объем затрат на подготовку или восстановление хозяйственной деятельности на земельном участке;

субсидии, предоставляемые арендатору за счет бюджета в целях поддержки деятельности, осуществляемой им на данном земельном участке;

обстоятельства, имеющие значение для развития субъекта РФ или муниципального образования.

Минэкономразвития разъяснило принципы расчета арендной платы за землю в госсобственности

Приказом Минэкономразвития от 29.12.2017 №710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 №582. Документ содержит 8 разделов, 7 из которых посвящены порядку применения принципов:

  • экономической целесообразности (в частности, рекомендовано исходить из возможности арендатора получать норму прибыли по отрасли);
  • предсказуемости расчета арендной платы (включение методики или формулы расчета в договор, возможность снижения арендной платы в целях возмещения стоимости неотделимых улучшений);
  • предельно допустимой простоты расчета (на основе кадастровой стоимости; при этом рекомендуется использование рыночной цены при застроенности участка и в других случаях);
  • недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и т.д.

Применение данного документа на практике может привести к существенному изменению действующих в настоящее время методик.

Министерство экономического развития Российской Федерации

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 установлены Основные принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Также постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации. Расчет арендной платы осуществляется с учетом как разрешенного использования земельных участков, так и категории арендаторов данных участков. При этом уделяется особое внимание тому обстоятельству, чтобы сохранились льготные условия платы за землю для организаций и граждан, традиционно освобождавшихся от земельных платежей, но в силу изменений земельного законодательства вынужденных стать арендаторами земельных участков.

При расчете арендной платы земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и являющиеся предметом договора, условно разделены на две группы.

К первой группе отнесены земельные участки, аренда которых связана с решением социальных, стратегических и экономических задач государства либо аренда которых является единственно возможной формой землепользования, например, для земельных участков, ограниченных в обороте. Для данной группы земельных участков устанавливается ставка арендной платы, рассчитанная из процентов от кадастровой стоимости.

Ко второй группе отнесены земельные участки, сдаваемые в аренду для обеспечения рационального распределения федеральных земель в целях их более эффективного использования. Арендная плата за такие земельные участки определяется по результатам торгов или на основании рыночной оценки стоимости земельного участка.

Минэкономразвития разъяснило принципы расчета арендной платы за землю в госсобственности

Рекомендуем оценочную компанию:

Справочники и нормативы / Нормативные акты / Письма


Министерство Экономического Развития Российской Федерации П и с ь м о
[ О порядке и размере ежегодного увеличения арендной платы за земельные участки ]

№ Д23-2129 11.06.2010

Вопрос: О порядке и размере ежегодного увеличения арендной платы за земельные участки.

Ответ: Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение о порядке и размере ежегодного увеличения арендной платы за земельные участки и в рамках своей компетенции сообщает.

Согласно п. 2 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее — Правила), размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее — земельные участки), в расчете на год (далее — арендная плата) определяется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом одним из следующих способов:
а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;
б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов);
в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Читайте так же:  Как оформить приказ о назначении директора ооо

В соответствии с п. 8 Правил при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя на размер коэффициента-дефлятора, ежегодно утверждаемого Министерством экономического развития Российской Федерации. Коэффициент-дефлятор применяется ежегодно по состоянию на начало очередного года начиная с года, следующего за годом, в котором принято решение о предоставлении земельного участка в аренду.

По договорам аренды, заключенным до принятия Правил и в которых отсутствует условие об одностороннем изменении размера арендной платы на коэффициент-дефлятор, арендаторам направляется соответствующее уведомление.

Также отмечаем, что п. п. 9 и 10 Правил установлены случаи, когда коэффициент-дефлятор не подлежит применению.

1. В соответствии с п. 9 Правил при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом коэффициента-дефлятора в году, в котором был произведен перерасчет, не проводится.

Согласно п. 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

Таким образом, при заключении договоров аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в которых расчет годовой арендной платы осуществляется на основании кадастровой стоимости земельного участка, коэффициент-дефлятор подлежит применению по истечении первого года, в котором кадастровая стоимость была изменена.

Также отмечаем, что коэффициент-дефлятор не применяется в отношении договоров аренды земельных участков, на которых расположены объекты, указанные в абз. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», независимо от сроков заключения договоров аренды.

2. При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании рыночной стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще чем 1 раз в год. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не позднее чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.

В случае изменения рыночной стоимости земельного участка коэффициент-дефлятор, указанный в п. 8 Правил, не применяется.

В соответствии с п. 26 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО N 1), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256, итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.

Таким образом, арендная плата, рассчитываемая на основании рыночной стоимости, ежегодно пересматривается либо в связи с переоценкой рыночной стоимости, произведенной во втором полугодии текущего года, либо изменением в одностороннем порядке на величину коэффициента-дефлятора.

3. При применении коэффициента-дефлятора следует учитывать пределы ставок арендной платы, установленные федеральными законами, а также принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки.

Одновременно сообщаем, что в настоящее время Минэкономразвития России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, в соответствии с которым размер арендной платы подлежит ежегодному изменению не на размер коэффициента-дефлятора, а на размер уровня инфляции, установленный в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ

Поделиться ссылкой в социальных сетях:

Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)

ПРИМЕНЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ИНФЛЯЦИИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ НА ОСНОВЕ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Данное изменение позволяет оперативно пересматривать кадастровую стоимость земельных участков и учитывать инфляционные процессы, происходящие в стране.

Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 19.08.2010 N Д23-3265.

Положениями п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ »О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Читайте так же:  Платится ли штраф за неуплату налога енвд в срок

В соответствии с п. 4 ст. 22 , п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 »Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее — Постановление N 582), которым установлены Основные принципы определения платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в федеральной собственности (далее — Правила).

При установлении порядка определения размера арендной платы органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны руководствоваться указанными Основными принципами .

В соответствии с п. 8 Правил при заключении договора аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. В настоящее время Минэкономразвития России разработан проект постановления о внесении изменений в Постановление N 582, в соответствии с которым арендная плата за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, ежегодно изменяется на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Департамент недвижимости Минэкономразвития России полагает целесообразным рекомендовать регионам Российской Федерации применять порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, аналогичный установленному Постановлением N 582 за федеральные земли.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 478 »О внесении изменения в Правила проведения государственной кадастровой оценки земель» было внесено изменение в п. 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, в части отмены нижней границы сроков проведения кадастровой оценки земель.

Минэкономразвития разъяснило принципы расчета арендной платы за землю в госсобственности

Дачная амнистия

Кадастровая палата разъяснила, кого коснется новая «дачная амнистия»

На сентябрьском земельном аукционе в Красноярске выставят 10 земельных участков

Путин утвердил основные принципы определения арендной платы за земли в госсобственности

Правительство РФ утвердило основные принципы определения размера платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Соответствующее постановление подписал премьер-министр РФ Владимир Путин.

Согласно постановлению, утверждаются «Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», а также «Правила определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Для земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, арендная ставка формируется исходя из принципов экономической обоснованности (доходность участка с учетом категории земель и их разрешенного использования), предельно допустимой простоты расчета (на основе кадастровой стоимости), а также принципа поддержи социально значимых видов деятельности (льготная аренда).

Кроме того, учитывается принцип предсказуемости расчета размера арендной платы (допускается возможность пересмотра ставки по требованию арендодателя), а также принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев (при переоформлении размер платы не может превышать земельный налог более чем в два раза).

Согласно постановлению, размер арендной платы на участки в собственности РФ определяется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество) одним из четырех способов.

«На основании кадастровой стоимости, по результатам торгов (конкурсов, аукционов, в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями, утвержденными Министерством экономического развития, и на основании рыночной стоимости земельных участков в соответствии с законодательством об оценочной деятельности», — поясняется в документе.

Министерству экономического развития (МЭР) поручено в течение года утвердить размер арендной платы или методические указанию по ее расчету для земельных участков, которые предоставлены для размещения автомобильных дорог, линий метрополитена, ЛЭП, линий связи, трубопроводов, гидроэлектростанций и тепловых станций, объектов космической инфраструктуры.

Кроме того, ставки аренды или методику их расчета МЭР должно установить и для объектов, расположенных в пределах особых экономических зон, аэродромов, вертодромов, аэропортов, инфраструктуры морских и речных портов, терминалов, нефтепроводов и газопроводов.

При этом арендная плата для некоторых категорий земель или арендаторов определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах — от 0,01% до 2%.

К примеру, ставка 0,01% от кадастровой стоимости установлена для земель, предоставленных для размещения дипломатических представительств и консульств иностранных государств, а ставка 2% — для земель, которые арендуются для ведения работ, связанных с использованием недр.

Видео (кликните для воспроизведения).

Наконец, по постановлению правительства, при заключении договора аренды земель федеральные органы госвласти должны предусматривать в нем случаи и периодичность изменения арендной платы, в том числе возможность изменения кадастровой стоимости земли.

Установлены новые правила расчета арендной платы за участки в публичной собственности со строениями на них

Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации

Правительство РФ внесло ряд изменений в порядок определения размера арендной платы за государственные и муниципальные земельные участки. В частности, изменилась формула расчета арендных платежей, а также приняты во внимание различия в правовом режиме сдаваемых в аренду участков — ограниченных и не ограниченных в обороте.

В начале мая Правительство РФ внесло ряд изменений в постановление от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее — постановление № 582, изменения внесены постановлением Правительства РФ от 05.05.2017 № 531, далее — постановление № 531).

Читайте так же:  Выплаты многодетным семьям вместо земли: размер, условия получения и порядок оформления - информация и советы

Размер аренды публичных земельных участков будет рассчитываться исходя из рыночной стоимости права аренды, а не стоимости самого участка

Постановление № 531 уточняет способ расчета размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности РФ. Теперь арендная плата для таких участков в расчете на год должна определяться на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, тогда как прежняя редакция документа предусматривала расчет арендной платы на основании рыночной стоимости самих участков.

В прежней редакции постановления № 582 арендная плата рассчитывалась как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной ‎в процентах ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на начало календарного года. Затем в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1340 к отношениям, регулируемым актами Правительства РФ, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, ‎с 1 января 2016 г. вместо ставки рефинансирования стала применяться ключевая ставка Банка России. При этом колебания значений ключевой ставки Банка России, которая является прежде всего инструментом денежно-кредитной политики ‎и не учитывает последствия для земельно-имущественных отношений, делали весь механизм расчета арендной платы ‎в отношении земельных участков нецелесообразным.

В связи с этим постановлением № 531 из постановления № 582 были исключены положения, предусматривавшие расчет арендной платы как произведение рыночной стоимости земельного участка и ключевой ставки Банка России. Вместо этого в постановление № 582 введены положения, ‎в соответствии с которыми размер арендной платы в отношении федеральных земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, должен рассчитываться по результатам оценки рыночной стоимости права аренды, определяемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и проводимой не чаще одного раза в пять лет. Соответственно, ежегодный размер арендной платы за участки должен определяться как частное, полученное в результате деления рыночной стоимости права аренды, рассчитанной за весь срок аренды участка, на общий срок договора аренды.

По мнению разработчиков этих поправок, такие изменения приведут к установлению экономически обоснованного размера арендной платы, который не будет меняться на протяжении длительного периода.

Размер арендной платы за участок, который нельзя приобрести в собственность, должен быть снижен по сравнению с платой за участки, приобрести которые можно

Согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Иными словами, земельные участки, расположенные в границах ограниченных в обороте земель, не могут являться полноценным объектом рыночных отношений. Между тем такие участки могут находиться в аренде у частных лиц — собственников расположенных на них зданий. При этом возможность исключения земельных участков из границ ограниченных ‎в обороте земель не зависит от волеизъявления собственников зданий, расположенных на данных земельных участках.

Получается, что собственники зданий, расположенных на земельных участках, ограниченных в обороте, вероятнее всего, никогда не смогут приобрести эту землю в собственность.

В связи с этим постановлением № 531 вводятся дополнительные гарантии экономической обоснованности определения арендной платы для лиц, арендующих земельные участки из состава ограниченных в обороте земель. В частности, утвержденные постановлением № 582 Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, дополнены принципом учета наличия предусмотренных законодательством ограничений права ‎на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения. В соответствии с данным принципом размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

Для рассматриваемого случая постановлением № 531 вводится льготная ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков, но не выше размера земельного налога, рассчитанного для сходных земельных участков без ограничений на их приобретение. Если же размер арендной платы, рассчитанный на основании льготной ставки в 1,5% от кадастровой стоимости участка, окажется выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, то размер арендной платы будет определяться в размере земельного налога.

Поправки, внесенные в постановление № 582 постановлением № 531, вступят в силу в августе 2017 г. — по истечении трех месяцев с даты опубликования документа.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (ред. от 26.10.2011) «ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ПРИ АРЕНДЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, И О ПРАВИЛАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА, УСЛОВИЙ И СРОКОВ ВНЕСЕНИЯ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В СОБСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Наименование документ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (ред. от 26.10.2011) «ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ПРИ АРЕНДЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, И О ПРАВИЛАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА, УСЛОВИЙ И СРОКОВ ВНЕСЕНИЯ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В СОБСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа постановление, правила
Принявший орган правительство рф
Номер документа 582
Дата принятия 04.08.2009
Дата редакции 26.10.2011
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 16.07.2009 — «Собрание законодательства РФ», 27.07.2009, N 30, ст. 3821)
Навигатор Примечания
Читайте так же:  Полномочия кассационной инстанции в арбитражном процессе

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ПРИ АРЕНДЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2011 N 697)

Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2011 N 697)

принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.

принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2011 N 697)

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 июля 2009 г. N 582

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПИСЬМО Минэкономразвития РФ от 18.09.2009 N Д06-2704
Наименование документ ПИСЬМО Минэкономразвития РФ от 18.09.2009 N Д06-2704
Вид документа письмо
Принявший орган минэкономразвития рф
Номер документа Д06-2704
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 18.09.2009
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

ПИСЬМО Минэкономразвития РФ от 18.09.2009 N Д06-2704

[3]

Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее — Департамент) рассмотрел обращение по вопросам кадастровой оценки и установления арендной платы за земельные участки и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Министерство не уполномочено давать разъяснения нормативных правовых актов, за исключением нормативных правовых актов, утвержденных Минэкономразвития России. В связи с этим Департамент вправе высказать только мнение по вопросам, изложенным в обращении.

1. По вопросу результатов проведения государственной кадастровой оценки земель отмечаем следующее.

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 » Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее — Правила), основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В соответствии с п. 3 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

Первый тур государственной кадастровой оценки земель поселений в различных регионах проводился в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337 (далее — Методика).

Второй тур государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов проводился в соответствии с иным порядком на основании Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 (далее — Методические указания).

Следует отметить, что порядок определения кадастровой стоимости земель, предусмотренный Методикой и Методическими указаниями, различный. В соответствии с действующими Методическими указаниями при расчете кадастровой стоимости земель используется исходная информация по состоянию на дату оценки.

Учитывая изложенное, результаты государственной кадастровой оценки земель первого и второго туров могут значительно различаться.

Обращаем внимание, что в соответствии с п. 13 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции » Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215, разъяснения в отношении результатов государственной кадастровой оценки конкретного земельного участка осуществляются Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.

В соответствии с п. 12 Правил споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

Следует также отметить, что в соответствии с п. п. 2 и 5 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в случае обнаружения органом кадастрового учета технической или кадастровой ошибки в сведениях или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 13.04.2009 N 125, указанные ошибки подлежат исправлению на основании решения органа кадастрового учета, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении таких ошибок.

Читайте так же:  В каких случаях правомерен вызов полиции для разговора

Если выявленная ошибка влияет на характеристики земельного участка и влечет за собой необходимость пересмотра его кадастровой стоимости, то в соответствии с п. 1 Правил оценщиком может быть проведена оценка земельного участка.

2. По вопросу установления арендой платы за пользование земельным участком сообщаем следующее.

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Пунктом 5 ст. 65 Кодекса установлено, что для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.

Следует отметить, что законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд случаев, когда арендная плата за пользование земельными участками определяется в зависимости от их кадастровой стоимости. Так, например, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) установлено, что размер арендной платы за использование земельных участков, указанных в п. 2 ст. 3 Федерального закона, на год устанавливается в определенных пределах кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.

Таким образом, определение размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, относится к компетенции соответствующих органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и зависит в том числе от устанавливаемой указанными органами ставки арендной платы за использование земельных участков.

Следует отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее — Постановление) утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее — Правила).

Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования;

принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.

В соответствии с п. 2 Постановления Минэкономразвития России по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих отраслях экономики, в течение 1 года необходимо утвердить ставки арендной платы или методические указания по ее расчету, касающиеся указанных в п. 5 Правил земельных участков.

В целях реализации указанного положения Минэкономразвития России ведется работа по разработке подходов к определению арендной платы, классификации объектов арендных отношений, по сбору информации существующих затрат арендаторов земельных участков и иной информации, влияющей на подготовку итоговых предложений.

Директор Департамента
корпоративного управления
И.В.ОСКОЛКОВ

На сайте «Zakonbase» представлен ПИСЬМО Минэкономразвития РФ от 18.09.2009 N Д06-2704 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПИСЬМО Минэкономразвития РФ от 18.09.2009 N Д06-2704 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом скачать ПИСЬМО Минэкономразвития РФ от 18.09.2009 N Д06-2704 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Источники


  1. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов); М.: Юристъ, 2012. — 384 c.

  2. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. — М.: Феникс, 2017. — 602 c.

  3. Краткий юридический справочник для профактива. — М.: Профиздат, 2012. — 432 c.
  4. Грудцына Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России; Деловой двор — М., 2012. — 352 c.
  5. Файкс, Г. Полиция возвращается. Из истории уголовной полиции ФРГ; М.: Юридическая литература, 2012. — 240 c.
Минэкономразвития разъяснило принципы расчета арендной платы за землю в госсобственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here