Содержание
- 1 Доверять, но проверять: как ФНС России контролирует достоверность сведений ЕГРЮЛ
- 2 Минфин требует ужесточить контроль достоверности адреса юридического лица
- 3 Минфин требует ужесточить контроль достоверности адреса юридического лица
- 4 Отмена ФНС Методических рекомендаций по проверке достоверности адресов
- 5 Процедура проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, закреплена в законодательстве
- 6 Новые требования ФНС к адресам и возможность ликвидации юридического лица
- 7 Новые меры ФНС по контролю юрадресов при регистрации
Доверять, но проверять: как ФНС России контролирует достоверность сведений ЕГРЮЛ
C 1 января 2016 года налоговые органы наделены правом в ряде случаев проверять достоверность сведений, уже содержащихся или подлежащих внесению в ЕГРЮЛ (п. 4.2-4.4 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – Закон № 129-ФЗ). По общему правилу, все данные, которые представляет организация для занесения в реестр, считаются достоверными. Однако в случае возникновения сомнений в их подлинности, в том числе в случае поступления возражений от заинтересованных лиц, регистрирующим органом проводится проверка достоверности этих сведений (п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).
Какие организации могут попасть под подозрение специалистов ФНС России как сообщившие о себе недостоверную информацию и как налоговые органы проверяют представленные при регистрации компаний сведения рассказал порталу ГАРАНТ.РУ начальник Управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России Виталий Колесников.
Виталий Григорьевич, что на практике чаще всего становится причиной проверки достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ?
В значительном количестве случаев основанием для проведения проверки сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, является наличие у нас информации о недостоверности таких сведений. Так, нередко, в ходе осуществления налогового контроля ФНС России получает информацию об отсутствии организации по указанному в ЕГРЮЛ адресу или о непричастности руководителя (участника) организации к ее деятельности. Однако нередки случаи, когда в налоговые органы поступают заявления либо возражения заинтересованных лиц. К примеру, участник организации, владеющий значительным количеством голосов, может подать возражения относительно внесения в ЕГРЮЛ изменений о руководителе организации, мотивируя это тем, что он не принимал соответствующего решения.
Отличаются ли основания для проведения проверки сведений, уже содержащихся в ЕГРЮЛ, и сведений, представленных заявителем при регистрации юрлица?
Да, напомню, что все эти основания перечислены в приказе ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@. Так, причиной проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, установлены п. 2 Оснований, условий и способов проведения мероприятий (далее – Основания проверки сведений), а для проверки достоверности сведений, уже включенных в ЕГРЮЛ, – п. 4 этого документа. При этом оснований для проверки сведений при их включении в реестр предусмотрено больше, чем в случае с уже имеющимися данными. К примеру, к ним относятся письменное возражение заинтересованного лица, несоответствие сведений, содержащихся в документах, имеющимся у территориальных органов ФНС России, представление в налоговый орган информации об адресе юрлица, являющийся адресом пяти и более юридических лиц и т. д. Во втором случае сведения подвергнутся проверке при наличии заявления заинтересованного лица об их недостоверности, а также несоответствие этих сведений данным, полученным территориальными органами ФНС России.
Следует также отметить, что проверка достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, при представлении документов в связи с созданием юридического лица (кроме случая создания организации путем реорганизации), осуществляется только посредством изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем (п. 8 Оснований проверки сведений).
Кроме того, указанные проверки отличаются и по срокам их проведения. Проверка достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, проводится в пределах срока, установленного для осуществления соответствующего вида государственной регистрации. В случае если этого срока недостаточно, регистрирующий орган может принять решение о приостановлении государственной регистрации на срок, не превышающий одного месяца. При этом следует учитывать, что решение о приостановлении государственной регистрации не принимается в случае представления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации юридического лица при создании (п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ, п. 7 Оснований проверки сведений).
В свою очередь, проверка включенных в ЕГРЮЛ сведений длится не более одного месяца после истечения 7 рабочих дней со дня получения заявления о недостоверности информации об юрлице. В случаях, установленных законом, указанный срок может быть увеличен до двух месяцев (п. 9 Оснований проверки сведений).
Однако п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ предусматривает помимо изучения документов также такую форму проверки сведений, как проведение осмотра объектов недвижимости. Что подразумевается под таким осмотром?
Осмотр объекта недвижимости регламентирован п. 14 Оснований проверки сведений. Он проводится территориальным органом ФНС России по месту нахождения объекта, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. По результатам мероприятия составляется протокол, в котором отражаются результаты проверки. Протокол осмотра подписывается должностным лицом территориального органа ФНС России, проводившим проверку, а также понятыми в случае, если при проведении осмотра не применялась видеозапись. О применении видеозаписи в протоколе делается отметка.
Следует также учитывать, что при проведении проверки достоверности сведений налоговые инспекторы имеют право получать объяснения любого физического лица, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ (п. 12 Оснований проверки сведений).
Помогают ли такие проверки обнаруживать «фирмы-однодневки«, зарегистрированные по адресу массовой регистрации?
Да, проводимая работа по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, позволяет выявлять значительное число юридических лиц, относительно которых в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения об адресе.
Какие вы можете привести самые распространенные нарушения, которые выявляются инспекторами при проверке предоставленных сведений?
Чаще всего выявляется недостоверность сведений об адресе юридического лица, что выражается в указании адреса без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
Что грозит юрлицам, если вдруг инспекторы выявят нарушения?
Следует учитывать, что если в ходе налоговой проверки будет подтверждена информация о недостоверности сведений, представленных в налоговый орган, то нами принимается решение об отказе в государственной регистрации (п. «р» ч. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Если же недостоверность сведений установлена в ходе проверки уже включенных в ЕГРЮЛ сведений, в данный реестр в порядке п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ может быть внесена запись о недостоверности таких сведений.
В этом году ФНС России отменены бланки свидетельств о госрегистрации и постановке на учет юрлиц и ИП. С чем были связаны такие нововведения, и что это дало в первую очередь бизнесу?
С 1 января 2017 года выдаваемые налоговыми органами свидетельство о постановке на учет российской организации и физического лица в налоговом органе оформляются без использования типографских бланков. При регистрации юридических лиц, ИП, крестьянских (фермерских) хозяйств теперь вместо свидетельства о госрегистрации выдается лист записи ЕГРЮЛ или лист записи ЕГРИП.
Дело в том, что в соответствии с п. 3 ст. 11 Закона № 129-ФЗ документы, подтверждающие факт внесения записи в государственный реестр, могут направляться заявителю или нотариусу в форме электронных документов. Таким образом, эти изменения приняты в целях повышения эффективности электронного взаимодействия заинтересованных лиц с налоговыми органами.
Чем отличается лист записи, выданный налоговым органом, от существующих ранее свидетельств?
Лист записи отличается от свидетельства о государственной регистрации по форме и содержанию В листе записи содержатся все сведения, которые были включены в ЕГРЮЛ, тогда как в свидетельстве такие сведения отсутствовали. В то же время следует учитывать, что как ранее выдаваемое свидетельство о государственной регистрации, так и выдаваемый в настоящее время лист записи являются документами, подтверждающими внесение записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), и обладают одинаковой юридической силой.
Какие нововведения планируются в сфере регистрации юрлиц и ИП в ближайшем будущем?
Законопроект также предусматривает, что независимо от способа представления документов в регистрирующий орган – непосредственно (лично либо через представителя), по почте, в электронном виде, через МФЦ либо через нотариуса, регистрирующий орган направляет соответствующий принятому решению документ (документы) в электронном виде по адресу электронной почты юридического лица или ИП (при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП) и адресу электронной почты, указанному в заявлении о государственной регистрации.
То есть, если документы поступили в ФНС России через МФЦ или их направил нотариус, регистрирующий орган направит соответствующий документ не только по адресу электронной почты заявителя, юрлица или ИП, но и в электронном виде в МФЦ либо нотариусу. По запросу заявителя налоговый орган выдаст ему или его представителю документы на бумажном носителе, подтверждающие содержание электронных документов.
Минфин требует ужесточить контроль достоверности адреса юридического лица
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности данных юридического лица (адрес юридического лица). Информация о недостоверности адреса юридического лица была получена из электронной выписки ЕГРЮЛ с сайта ФНС России, от налогового органа никаких писем и уведомлений не получалось, никакие изменения по заявлению юридического лица не регистрировались в ФНС России. 1. Какие необходимо совершить действия юридическому лицу в данной ситуации? 2. Какие последствия могут наступить для юридического лица в связи с внесением данной записи в ЕГРЮЛ? Предусмотрена ли административная ответственность за непредоставление ФНС России достоверных данных об адресе юридического лица? 3. Каков порядок исключения из ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице?
Специальная процедура (уведомление о недостоверности и представление дополнительных сведений и документов) предусмотрена лишь для ряда сведений о юридическом лице (пп. «в», «д», «л» п. 1 ст. 5, п. 6 ст. 11 Закона о госрегистрации, п. 18 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72), в том числе сведений об адресе юридического лица. При наличии предусмотренных законодательством о государственной регистрации оснований регистрирующий орган проводит проверку достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ независимо от даты их включения (письмо ФНС России от 06.03.2017 N ГД-4-14/3980@). Если выявлена недостоверность уже внесенных в ЕГРЮЛ сведений, то регистрирующий орган вносит туда же запись о недостоверности сведений о юридическом лице (абз. второй п. 6 ст. 11 Закона о госрегистрации, п. 18 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72, смотрите также письмо ФНС России от 02.09.2016 N ЕД-3-14/4045@).
2. Внесение записи о недостоверности сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ вызывает ряд неблагоприятных последствий как для самой организации, к которой относится запись, так и для связанных с этой организацией лиц. ФНС вправе отказать в государственной регистрации связанных с включением в ЕГРЮЛ сведений об участнике (учредителе) организации или о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации, если:
— данное лицо имеет право без доверенности действовать от имени такой организации, в отношении которой уже содержится запись о недостоверности сведений, предусмотренных подпунктами «в» или «л» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации. Указанная запись о недостоверности не влечет отказа в указанной государственной регистрации, если ей более трех лет (на момент подачи документов в ФНС) либо она была внесена по заявлению о недостоверности, то есть в порядке п. 5 ст. 11 Закона о госрегистрации без проверки (абзац четвёртый пп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации);
— данное лицо владеет 50% и более голосов от общего количества голосов в таком ООО, о котором в ЕГРЮЛ уже содержится запись о недостоверности сведений, предусмотренных подпунктами «в» или «л» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации. Указанная запись о недостоверности не влечет отказа в указанной государственной регистрации, если ей более трех лет (на момент подачи документов в ФНС) (абз. пятый пп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации).
С 01.09.2017 при наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи у регистрирующего органа будет право исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ в порядке ст. 21.1 Закона о госрегистрации. Соответствующие изменения вносятся Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Минфин требует ужесточить контроль достоверности адреса юридического лица
19 декабря 2017 г.
В опубликованных за последние дни письмах Минфин РФ расставил акценты по мерам, направленным на «зачистку» ЕГРЮЛ от организаций, указывающих недостоверный адрес при госрегистрации. В частности,
Согласно письму Минфина РФ от 14.11.2017 №03-12-13/75024, налоговым органам надлежит отказывать в госрегистрации юрлица при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений о его адресе, в частности, если это адрес большого количества (5 и более) иных юрлиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (основание отказа — подп.«р» п.1 ст.23 ФЗ от 08.08.2001 №129-ФЗ «О госрегистрации…»).
В письме Минфина РФ от 28.11.2017 №03-12-13/78712 дается указание по действиям налоговых органов после проверки адреса зарегистрированного юрлица. Эта процедура проводится в соответствии с приказом ФНС РФ от 11.02.2016 №ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований…».
Если в 30-дневный срок юрлицо не сможет подтвердить достоверность сведений об адресе, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице. Наличие таких сведений в течение более чем 6 месяцев — основание для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в соответствии с п.5 ст.21.1 закона №129-ФЗ.
Отмена ФНС Методических рекомендаций по проверке достоверности адресов
В своей статье «К вопросу о проверке «массовых» адресов», мной была предпринята попытка дать правовую оценку Методическим рекомендациям по организации работы налоговых органов при проверке достоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридических лиц. И вот чем этот спор закончился.
Сегодня из Минюста России мной было получено сопроводительное письмо с приложением письма ФНС РФ от 25.06.2014 г. №СА-4-14/12071@ (сканы упомянутых писем прилагаются).
В упомянутом письме ФНС РФ содержится указание нижестоящим налоговым органам, что письмо ФНС России от 02.12.2013 г. №СА-5-14/1214ДСП@ (приложением к которому являлись обжалуемые Методические рекомендации) более не подлежит применению.
На мой взгляд, сомнительно, что данная отмена прекратит практику осмотров помещений при миграции организаций, но, по моему мнению, дальнейшее проведение налоговыми органами данных процедур будет иметь более зыбкие правовые основания.
Процедура проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, закреплена в законодательстве
ФНС России анонсировала изменения, предлагаемые к внесению в законодательство. Речь идет о Федеральном законе, одобренном Советом Федерации (закон подписан 30.03.2015 N 67-ФЗ).
Сообщается, в частности, о следующих нововведениях:
- закреплены положения о проверке достоверности данных, включаемых (включенных) в ЕГРЮЛ в случае возникновения у регистрирующего органа обоснованных сомнений в их достоверности;
- установлена возможность внесения записи о недостоверности сведений о юридическом лице (в том числе об адресе, руководителе, учредителе (участнике)) регистрирующим органом без заявления юридического лица и вынесения судебных актов;
- дополнен перечень оснований для отказа в государственной регистрации ЮЛ (включено несоблюдение установленного порядка ликвидации или реорганизации юрлица);
- исключены пробелы в правовом регулировании государственной регистрации юридического лица при его ликвидации;
- введена процедура предварительного уведомления об изменении места нахождения юридического лица;
- усилена административная ответственность за представление заведомо ложных сведений для внесения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
- уточнены положения об уголовной ответственности за регистрацию юридических лиц через подставных лиц (скорректировано понятие подставного лица, преступлением будет считаться не только образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, но и любое последующее внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах).
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 27 марта 2015 г. N СА-4-14/5039@
Федеральная налоговая служба сообщает, что Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о достоверности реестров), текст которого был направлен письмом ФНС России N СА-4-14/4562@ от 23.03.2015. Данным законом внесены следующие основные изменения в законодательство:
1. Введена процедура проведения предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации проверки достоверности сведений, включаемых (до регистрации) или уже включенных в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). В случае выявления оснований для проведения проверки до государственной регистрации предусмотрена возможность приостановления государственной регистрации не более чем на один месяц. Для вновь создаваемых юридических лиц процедура приостановления государственной регистрации не применяется.
Основанием для проведения проверки является возникновение у регистрирующего органа обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ.
Изменения вступают в силу с 01.01.2016.
2. Установлена возможность внесения записи о недостоверности сведений о юридическом лице самим регистрирующим органом без заявлений юридического лица и вынесения судебных актов.
Изменения вступают в силу с 01.01.2016.
3. Введены дополнительные основания для отказа в государственной регистрации для определенных категорий лиц, задействованных ранее в деятельности юридических лиц, нарушивших законодательство.
Ограничения на три года для внесения в ЕГРЮЛ сведений о лице как о постоянно действующем исполнительном органе или участнике (учредителе) юридического лица будут применяться в случае наличия у данного лица подобного статуса в отношении юридического лица:
- исключенного из реестра как недействующее юридическое лицо с задолженностью перед бюджетом (также при ее списании по причине наличия у юридического лица признаков недействующего);
- по которому в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности;
- по которому не исполнено решение суда о принудительной ликвидации.
Введено основание для отказа в государственной регистрации общего характера — несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Изменения вступают в силу с 01.01.2016.
4. Исключены пробелы в правовом регулировании государственной регистрации юридического лица при его ликвидации.
Исключена возможность внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица до истечения двухмесячного срока со дня внесения записи в ЕГРЮЛ о начале ликвидации.
Введен запрет на государственную регистрацию при ликвидации юридического лица:
- до завершения судебного разбирательства по иску к такому юридическому лицу;
- до окончания выездной налоговой проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации и вступления решения по такой проверке в законную силу.
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования Закона о достоверности реестров.
5. Введена процедура предварительного уведомления об изменении места нахождения юридического лица. Представление документов для регистрации изменения места нахождения запрещено до истечения 20 дней с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Регистрация изменения места нахождения юридического лица будет осуществляться инспекцией по новому месту нахождения.
Изменения вступают в силу с 01.01.2016.
6. Усилена административная ответственность.
За представление заведомо ложных сведений для внесения в ЕГРЮЛ и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а также повторное непредставление или представление недостоверных сведений предусмотрена безальтернативная дисквалификация на срок от одного года до трех лет. Для однократного непредставления или представления недостоверных сведений установлена ответственность в виде штрафа от пяти до десяти тысяч рублей.
В отношении нарушений законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до одного года увеличен срок давности привлечения к административной ответственности.
Введена возможность привлечения к административной ответственности учредителей (участников) юридических лиц.
Введена возможность проведения административного расследования в отношении нарушений законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования Закона о достоверности реестров.
Видео (кликните для воспроизведения). |
7. Изменена уголовная ответственность за регистрацию юридических лиц через подставных лиц:
- изменено понятие подставного лица — оно применяется также в отношении лиц, которые являются органами управления юридического лица, при отсутствии у них цели управления юридическим лицом;
- преступлением будет считаться не только образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, но и любое последующее внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах;
- предоставление и приобретение документов для регистрации юридического лица через подставное лицо будет считаться преступлением в любом случае (ранее — только если лицо осознавало, какие преступления, связанные с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом будут впоследствии совершены с использованием такого юридического лица).
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования Закона о достоверности реестров.
- регистрирующий орган получил доступ к сведениям о совершенных нотариальных действиях;
- заявителем по подлежащим нотариальному удостоверению сделкам о переходе либо залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью будет являться нотариус;
- предусмотрена возможность представления документов в регистрирующий орган по просьбе заявителя нотариусом в электронном виде, а также получения через нотариуса документов, подтверждающих факт внесения записи в соответствующий государственный реестр или факт отказа в государственной регистрации.
Изменения вступают в силу с 01.01.2016.
ФНС России поручает в кратчайшие сроки провести организационные мероприятия, направленные на безусловную реализацию положений Закона о достоверности реестров после их вступления в законную силу.
Ответственность за исполнение настоящего поручения возлагается лично на начальников Межрегиональных инспекций ФНС России и руководителей Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации.
Новые требования ФНС к адресам и возможность ликвидации юридического лица
Екатерина Соловьева, заместитель руководителя отдела регистрации и ликвидации ЮЛ и ИП Юридического бюро »Константа» в г. Владимир
ФНС в начале декабря 2013 года утвердила методические рекомендации для своих органов, занимающихся государственной регистрацией и учетом ЮЛ по месту нахождения относительно работы с адресами при проверке достоверности сведений об адресе юридических лиц и принимаемых мер в случае выявления обратного.
На первый взгляд, ничего нового: для контроля достоверности планируется использовать сотрудников отдела оперативного контроля. Обычная ситуация: компания вносит изменения в устав, меняя адрес места нахождения на другой регион, регистрирующий орган направляет запрос в инспекцию этого региона, сотрудники отдела оперативного контроля делают обследование адреса, в регистрирующий орган направляется ответ, на основе которого принимается решение о регистрации/отказе в регистрации изменения адреса.
Однако, если прежняя методика регламентировала порядок взаимодействия налоговых органов при изменениях места нахождения ЮЛ (миграции), и проверка адресов при создании ЮЛ шла в инспекциях на местах в разнобой или вообще не проводилась, то теперь внимание уделяется контролю за достоверностью адресов не только при переездах, но и непосредственно при создании ЮЛ.
В первую очередь предписывается осуществлять в регистрирующем органе «визуальный контроль» – предполагается, что налоговики-регистраторы должны или знать наперечет или уметь проверять на наличие в натуре все адреса в сфере ведения своего регистрирующего органа. Задача – определить есть ли такой адрес в принципе, и может ли он быть использован для осуществления связи с юридическим лицом. Прежде всего, тут пригодятся территориальные познания регистраторов-местных жителей и данные собственной базы данных регистрирующего органа, в том числе о наличии запретов от собственников помещений на регистрацию по некоторым адресам и использовании адреса для регистрации несколькими юридическими лицами. Массовость адресов определяется количеством зарегистрированных юридических лиц на данном адресе. В некоторых ФНС количество таких юридических лиц не может превышать десяти.
Приводится перечень обстоятельств, так сказать, »индикаторов недостоверности адреса», при обнаружении которых контроль достоверности приобретает изощренную форму вереницы проверочных мероприятий. В случае обнаружения »индикаторов недостоверности», таких как:
1) наличие сведений об адресе в базе ИР »Ограничения». (Такие »ограничения» может создать собственник помещения, написав заявление в ФНС о запрете использования его адреса в регистрационных действиях);
2) использование адреса для регистрации несколькими юридическими лицами (по данным сервиса »Проверь себя и контрагента» сайта ФНС);
3) отсутствие адреса в федеральной информационной адресной системе;
4) »массовость» заявителя, участника, учредителя, руководителя ЮЛ. (Массовость такого лица определяется количеством зарегистрированных юридических лиц на данное лицо. Как правило, это число не может превышать десять ЮЛ.
Регистрирующему органу предписывается:
• проверять факт нотариального заверения подписи заявителя;
• сообщать об обнаруженных »индикаторах недостоверности адреса» в налоговый орган по месту нахождения адреса (с приложением представленных на регистрацию копий заявления о регистрации и документов, подтверждающих использование адреса для связи) для проведения проверочных мероприятий.
Получившему названный »сигнал» налоговому органу по месту учета (или соответствующему подразделению, чаще – отделу оперативного контроля, если регистрирующий орган и налоговый орган совпадают) следует провести проверочные мероприятия в форме:
• обследования помещения с составлением соответствующего акта (примечательно, что обсуждавшие сотрудники отметили, что в Рекомендациях акцент сделан на подписание акта обследования должностными лицами налогового органа, проводящими обследование, и указана лишь возможность подписания иными лицами, участвующими в обследовании. Это их обрадовало, »мол, извещать заявителя не обязательно»);
• проверки достоверности представленных заявителем доказательств, что связь с ЮЛ по данному адресу будет осуществляться;
• если адрес »массовый», то еще и оценивать имеющуюся в инспекции информацию о возврате корреспонденции предназначаемой прописанным по данному адресу ЮЛ – это для установления указанного в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. № 61 обстоятельства в виде »адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна».
Также указано предлагать собственнику и заявителю представлять заявления о включении в ИР »Ограничения» данных о запрете регистрации на адрес или персональные данные соответственно, а при невозможности опроса кого-либо из подлежащих лиц – составлять докладную записку с указанием причин »не опроса».
Еще обсуждавшие сотрудники отметили, что »хорошо, что не заставляют делать одно и то же», поскольку в Рекомендациях сказано, что:
• не нужно делать обследования и опросы, если в налоговом органе есть результаты ранее проведенных проверочных мероприятий, в ходе которых установлена невозможность получения доказательств недостоверности сведений об адресе места нахождения (то есть, если ранее адрес хорошо обосновали при сходных обстоятельствах, например, адрес управляющей компании, значит далее могут не проверять);
• не нужно делать опросы собственника и заявителя, если в ИР »Ограничения» есть сведения о наличии запретов относительно адреса и персональных данных.
По результатам проверки рекомендовано формировать заключение о достоверности / недостоверности сведений об адресе и направлять его в регистрирующий орган для использования информации при принятии решения о государственной регистрации. Если есть основания полагать недостоверность адреса, то отказывать в регистрации (с подробным обоснованием, как учит ВАС), если оснований недостаточно, то регистрировать.
При регистрации изменений сведений об адресе порядок идентичный, с тем отличием, что на налоговый орган по месту предполагаемого нового адреса не возлагается обязанность опрашивать заявителя (что и понятно, ибо они могут быть очень »далеки друг от друга»).
Далее интереснее. Если в отношении адреса создаваемого ЮЛ имелись названные выше »индикаторы недостоверности» за номерами 1-4, но результат проверочных мероприятий положительный и решение о регистрации было принято, то ФНС считает, что »точку ставить рано». Напротив, такую компанию нужно »брать на карандаш» и не позднее месяца провести проверочные мероприятия (не только обследование адреса, его – в обязательном порядке, но и опросы!) снова.
В случае получения доказательств недостоверности адреса рекомендовано возбуждать дела об административных правонарушениях по части 3 или 4 статьи 14.25 КРФоАП (что влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей), просить суд выдать представления в порядке, установленном ст. 29.13 КРФоАП – об устранении недостоверности адреса ЮЛ (за неисполнение таких представлений, кстати, можно налететь на дисквалификацию), при наличии сведений о подложности представленных документов и иных признаков уголовно наказуемых деяний – направлять материалы в правоохранительные органы и сообщать в банки об установлении недостоверности адресов ЮЛ, имеющих в них счета, для принятия банками мер в рамках »борьбы с легализацией».
Далее еще интереснее: повторные проверочные мероприятия предписано проводить и налоговым органом по новому месту учета, если государственная регистрация изменения места нахождения произведена регистрирующим органом:
• при наличии надлежащих доказательств признаков недостоверности адреса, названных в пункте 2 Постановления ВАС по адресам и отсутствии достоверных данных, подтверждающих возможность осуществления связи с ЮЛ по этому адресу;
• при направлении налоговым органом по новому месту нахождения до даты принятия решения о регистрации иной документально подтвержденной информации о недостоверности адреса.
Как может случиться регистрация по »недостоверному адресу», если регистрация изменения адреса проходит с ведома принимающей стороны?
В том-то и дело, что такие ситуации происходят регулярно и возможны, например, по таким причинам:
1) регистрирующий орган порой рад или заинтересован, когда кто-то уезжает, например, фирма с долгами по налогам;
2) на момент регистрации адрес проверили, его подтвердили (все денег заработали), а за подтверждение адреса, «за повторную проверку могут не заплатить (пока по незнанию о наличии такого смысла или по иным причинам).
И что ФНС указывает делать, если переехавшую »компанию через месяц после регистрации по новому адресу не нашли»? Обращаться в суд с требованием о признании незаконной регистрации или о ликвидации? Да, о возможности обращения с требованием о ликвидации сказано, но акцент относительно »мигрантов» сделан на другое.
Предписывается собрать материал и передать в вышестоящий налоговый орган для принятия им решения об отмене принятого ранее решения о государственной регистрации изменения места нахождения юридического лица как незаконного. Надо полагать, расчет тут на применение нормы ст. 9 Закона »О налоговых органах Российской Федерации». Эта статья предоставляет право вышестоящим налоговым органам отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.
Плюс, обсуждавшие сотрудники упомянули как в ФНС отметили, что качество работы региональных управлений ФНС с обращениями по таким отменам будет учитываться вышестоящим налоговым органом при распределении средств материального стимулирования, и сказали, что теперь при наличии любых сомнений в достоверности изменяемого адреса в регистрации изменений проще отказать.
Получается, что теперь факт регистрации изменений в устав при смене адреса места нахождения компании на другой регион приобретает меньшую достоверность, поскольку может быть умален в своем юридическом значении в подпольном административном порядке, когда о том, что »юридического лица по новому адресу» уже нет, могут не знать как само это ЮЛ и его владельцы, так и другие имеющие с ним отношения участники гражданского оборота.
Наверное, новый порядок контроля принесет пользу продавцам адресов, особенно при созданиях ЮЛ, поскольку вырастут в цене немассовые адреса, и появится возможность увеличить доход за счет предоставления клиентам дополнительного сервиса по подтверждению расположения при вторичном контроле достоверности адреса. Зато при »переездах», которые, как правило, делают »с билетом в один конец», исполнителям, а особенно заказчикам, теперь станет гораздо сложнее, если новый порядок станет активно применяться: ну зарегистрировали переезд, а вдруг спустя месяц-другой отменят?
Обращения налоговых органов в иные государственные органы (в том числе органы прокуратуры Российской Федерации) с предложением о предъявлении в суды требований о признании недействительными государственной регистрации юридического лица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица по мотиву недостоверности таких сведений не соответствуют указанным письмам ФНС России и допустимы только после согласования с ФНС России в каждом конкретном случае, с обоснованием необходимости такого обращения.
Если указанные обстоятельства выясняются в процессе производства по делу о ликвидации юридического лица, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Новые меры ФНС по контролю юрадресов при регистрации
На днях наш курьер в налоговой услышал разговор сотрудников, то ли отдела регистрации, то ли юристов, обсуждавших новые методические рекомендации ФНС относительно «работы по адресам» в целях борьбы с однодневками и незаконными миграциями. Он правильно сориентировался и сумел записать большую часть интересного разговора…
О чем речь
Вот что удалось узнать. ФНС в начале декабря 2013 г. утвердило методические рекомендации для своих органов, занимающихся государственной регистрацией и учетом ЮЛ по месту нахождения относительно работы с адресами при проверке достоверности сведений об адресе юридических лиц и принимаемых мер в случае выявления обратного.
На первый взгляд, ничего нового: для контроля достоверности планируется использовать сотрудников отдела оперативного контроля, обычная ситуация: компания вносит изменения в устав, меняя адрес места нахождения на другой регион, регистрирующий орган направляет запрос в инспекцию этого региона, сотрудники отдела оперативного контроля делают обследование адреса, в регистрирующий орган направляется ответ, на основе которого принимается решение о регистрации/отказе в регистрации изменения адреса.
Однако, если прежняя методика регламентировала порядок взаимодействия налоговых органов при изменениях места нахождения ЮЛ (миграции) и проверка адресов при создании ЮЛ шла в инспекциях на местах в разнобой или вообще не проводилась, то теперь внимание уделяется контролю за достоверностью адресов не только при «переездах», но и непосредственно при создании ЮЛ.
Как собираются контролировать
В первую очередь предписывается осуществлять в регистрирующем органе «визуальный контроль» — предполагается, что налоговики-регистраторы должны или знать наперечет или уметь проверять на наличие в натуре все адреса в сфере ведения своего регистрирующего органа. Задача – определить есть ли такой адрес в принципе, и может ли он быть использован для осуществления связи с юридическим лицом. Прежде всего, тут пригодятся территориальные познания регистраторов-местных жителей и данные собственной базы данных регистрирующего органа, в том числе, о наличии запретов на регистрацию по некоторым адресам и использовании адреса для регистрации несколькими юридическими лицами (эта та информация, которая доступна на сайте ФНС в сервисе «Проверь себя и контрагента»).
Приводится перечень обстоятельств, так сказать, «индикаторов недостоверности адреса» при обнаружении которых контроль достоверности приобретает изощренную форму вереницы проверочных мероприятий. В случае обнаружения «индикаторов недостоверности», таких, как:
- наличие сведений об адресе в базе ИР «Ограничения»;
- использование адреса для регистрации несколькими юридическими лицами (по данным сервиса «Проверь себя и контрагента» сайта ФНС);
- отсутствие адреса в федеральной информационной адресной системе;
- «массовость» заявителя, участника, учредителя, руководителя ЮЛ,
регистрирующему органу предписывается:
- проверять факт нотариального заверения подписи заявителя;
- сообщать об обнаруженных «индикаторах недостоверности адреса» в налоговый орган по месту нахождения адреса (с приложением представленных на регистрацию копий заявления о регистрации и документов, подтверждающих использование адреса для связи) для проведения проверочных мероприятий.
Состав проверочных мероприятий
Получившему названный «сигнал» налоговому органу по месту учета (или соответствующему подразделению, чаще – отделу оперативного контроля, если регистрирующий орган и налоговый орган совпадают) следует провести проверочные мероприятия в форме:
- обследования помещения с составлением соответствующего акта (примечательно, что обсуждавшие сотрудники отметили, что в Рекомендациях акцент сделан на подписание акта обследования должностными лицами налогового органа, проводящими обследование и указана лишь возможность подписания иными лицами, участвующими в обследовании – это их обрадовало, «мол, извещать заявителя не обязательно»);
- опроса собственника;
- опроса заявителя;
- опроса других лиц, например, из соседних помещений, зданий, работников почты;
- проверки достоверности представленных заявителем доказательств, что связь с ЮЛ по данному адресу будет осуществляться;
- если адрес «массовый», то еще и оценивать имеющуюся в инспекции информацию о возврате корреспонденции предназначаемой прописанным по данному адресу ЮЛ – это для установления указанного Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. № 61 обстоятельства в виде «адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна».
Также указано предлагать собственнику и заявителю представлять заявления о включении в ИР «Ограничения» данных о запрете регистрации на адрес или персональные данные соответственно, а при невозможности опроса кого-либо из подлежащих лиц – составлять докладную записку с указанием причин «не-опроса».
Еще обсуждавшие сотрудники отметили, что «хорошо, что не заставляют тупо делать одно и то же», поскольку в Рекомендациях сказано, что:
- не нужно делать обследования и опросы, если в налоговом органе есть результаты ранее проведенных проверочных мероприятий, в ходе которых установлена невозможность получения доказательств недостоверности сведений об адресе места нахождения (то есть если ранее адрес хорошо обосновали при сходных обстоятельствах, например, адрес управляющей компании, значит, далее могут не проверять);
- не нужно делать опросы собственника и заявителя, если в ИР «Ограничения» есть сведения о наличии запретов относительно адреса и персональных данных.
Итоги проверки
По результатам проверки рекомендовано формировать заключение о достоверности / недостоверности сведений об адресе и направлять его в регистрирующий орган для использования информации при принятии решения о государственной регистрации. Если есть основания полагать недостоверность адреса, то отказывать в регистрации (с подробным обоснованием, как учит ВАС), если оснований недостаточно, то регистрировать.
Для регистрации изменения адреса – такие же меры
При регистрации изменений сведений об адресе порядок идентичный, с тем отличием, что на налоговый орган по месту предполагаемого нового адреса не возлагается обязанность опрашивать заявителя (что и понятно, ибо, они могут быть очень «далеки друг от друга»).
Если делали проверочные мероприятия – должны проверить снова
Далее – интереснее. Если в отношении адреса создаваемого ЮЛ имелись названные выше «индикаторы недостоверности» за номерами 1-4, но результат проверочных мероприятий положительный и решение о регистрации было принято, то ФНС считает, что «точку ставить рано». Напротив, такую компанию нужно «брать на карандаш» и не позднее месяца провести проверочные мероприятия (не только обследование адреса, его – в обязательном порядке, но и опросы!) снова.
В случае получения доказательств недостоверности адреса рекомендовано возбуждать дела об административных правонарушениях по части 3 или 4 статьи 14.25 КРФоАП, просить суд выдать представления в порядке ст. 29.13 КРФоАП – об устранении недостоверности адреса ЮЛ (за неисполнение таких представлений, кстати, налететь дисквалификацию), при наличии сведений о подложности представленных документов и иных признаков уголовно наказуемых деяний – направлять материалы в правоохранительные органы и сообщать в банки об установлении недостоверности адресов ЮЛ, имеющих в них счета, для принятия банками мер в рамках «борьбы с легализацией».
Средство для борьбы с миграциями
Далее – еще интереснее: повторные проверочные мероприятия предписано проводить и налоговым органом по новому месту учета, если государственная регистрация изменения места нахождения произведена регорганом:
- при наличии надлежащих доказательств признаков недостоверности адреса, названных в пункте 2 Постановления ВАС по адресам и отсутствии достоверных данных, подтверждающих возможность осуществления связи с ЮЛ поэтому адресу;
- либо при направлении налоговым органом по новому месту нахождения до даты принятия решения о регистрации иной документально подтвержденной информации о недостоверности адреса.
Как может случиться регистрация по «недостоверному адресу»? Ведь регистрация изменения адреса проходит с ведома принимающей стороны?
В том-то и дело, что такие ситуации происходят регулярно и возможны, например, по таким причинам:
- регорган порой рад или заинтересован, когда кто-то уезжает, например, фирма с долгами по налогам;
- на момент регистрации адрес проверили, его подтвердили (все денег заработали), а за подтверждение адреса «на повторную проверку», могут не заплатить (пока — по незнанию о наличии такого смысла, или по иным причинам).
И что ФНС указывает делать, если переехавшую «компанию через месяц после регистрации по новому адресу не нашли»? Обращаться в суд с требованием о признании незаконной регистрации или о ликвидации? Да, о возможности обращения с требованием о ликвидации сказано, но акцент относительно «мигрантов» сделан на другом.
Предписывается собрать материал и передать в вышестоящий налоговый орган для принятия им решения об отмене принятого ранее решения о государственной регистрации изменения места нахождения юридического лица как незаконного. Надо полагать, расчет тут на применение нормы ст. 9 Закона «О налоговых органах Российской Федерации», которая предоставляет право вышестоящим налоговым органам отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции федеральным законам и иным нормативным правовым актам.
Плюс, обсуждавшие сотрудники упомянули, что ФНС отметило — качество работы вышестоящих налоговых органов (управлений ФНС по субъектам) с обращениями по таким отменам будет учитываться ФНС-ом при распределении среди управлений средств материального стимулирования и сказали, теперь при наличии любых сомнений в достоверности изменяемого адреса в регистрации изменений проще отказать.
Резюме
Получается, что теперь факт регистрации изменений в устав при смене адреса места нахождения компании на другой регион приобретает меньшую достоверность, поскольку может быть умален в своем юридическом значении в подпольном административном порядке, когда о том, что «юридического лица по новому адресу» уже нет, могут не знать как само это ЮЛ и его владельцы, так и другие имеющие с ним отношения участники гражданского оборота.
Наверное, новый порядок контроля принесет пользу продавцам адресов, особенно при созданиях ЮЛ, поскольку вырастут в цене немассовые адреса и появится возможность увеличить доход за счет предоставления клиентам дополнительного сервиса по подтверждению расположения при вторичном контроле достоверности адреса. Зато при «переездах», которые, как правило, делают «с билетом в один конец», исполнителям, а особенно заказчикам, теперь станет гораздо сложнее, если новый порядок станет активно применяться: ну зарегистрировали переезд, а вдруг спустя месяц-другой отменят?
Конечно, открытыми остаются вопросы, насколько устойчивы в арбитражных судах окажутся решения вышестоящих налоговых органов об отмене произведенных регистраций и насколько хватит сил сотрудникам регистрирующих органов «за всеми уследить», чтобы как следует выполнять новые директивы.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Повод для размышлений, выводов и принятия мер имеется. Как говорится, кто предупрежден, тот вооружен. Желаю успехов!
Источники
Брэбан, Г. Французское административное право; М.: Прогресс, 2012. — 488 c.
Миронов Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн; Книжный мир — М., 2015. — 672 c.
Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. — М.: Норма, 2004. — 442 c.- Ивакина, Н.Н. Культура судебной речи / Н.Н. Ивакина. — М.: БЕК, 2017. — 334 c.
- Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 2016. — 608 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.