Налоговики не обязаны консультировать налогоплательщиков и помогать им

Полная информация на тему: "Налоговики не обязаны консультировать налогоплательщиков и помогать им" в помощь грамотному гражданину.

Налоговая инспекция должна консультировать бесплатно

Минфин России в письме от 3 октября 2013 года № 03-11-11/41098 сообщил, что налогоплательщики имеют полное право получать от налоговой инспекции по месту постановки на учет бесплатную информацию, в том числе письменно, по частным вопросам о порядке расчета и уплаты налогов и сборов, о своих правах и обязанностях и о полномочиях налоговых органов и должностных лиц.

Соответственно, инспекции обязаны консультировать налогоплательщиков в конкретных хозяйственных ситуациях по вопросам уплаты налогов и предоставления отчетности бесплатно. Также налоговые службы должны предоставлять формы налоговых деклараций и разъяснять порядок их заполнения.

В полномочия Минфина разъяснение частных вопросов не входит, задача министерства разъяснять налоговое законодательство в целом и как его применять на практике.

Добросовестные налогоплательщики не должны бояться отстаивать свои права

О том, как воспринимается налоговая оптимизация в России и развитых странах, а также о том, с какими еще проблемами приходится сталкиваться отечественным налогоплательщикам при ведении бизнеса Российскому налоговому порталу рассказала Екатерина Костромина, генеральный директор Юридической компании «НАФКО-Консультанты».

— Какие наиболее острые проблемы во взаимоотношениях налогоплательщиков с налоговыми органами сегодня Вы бы отметили?

— Основная проблема, с которой в последнее время мы сталкиваемся все чаще, заключается в том, что налоговые органы перестали разбираться в специфике налогообложения тех или иных операций налогоплательщика, фактически они перестали приводить должное правовое обоснование доначислениям налогов и отказам в подтверждении льготы. Как правило, имеет место слепое следование разъяснениям вышестоящих органов и противоречивым письмам Минфина, а также игнорирование не только доводов налогоплательщика, но зачастую и сложившейся судебной практики.

Еще более негативная тенденция – активное привлечение налоговыми органами сторонних экспертов и специалистов, на которые налоговики перекладывают свои обязанности по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком факта налогового правонарушения. Причем зачастую сторонним экспертам предлагается решить вопросы правового характера, выходящие за рамки их компетенции. Очевидно, инспекция рассчитывает на получение исключительного доказательства и последующую снисходительность к этому доказательству суда в силу того факта, что исследования проводилось на бюджетные средства, следовательно, его результаты, исходя из психологии чиновника, должны быть оценены по достоинству.

— То есть в целом подход налоговых органов к доказыванию налоговых правонарушений стал менее профессиональный?

— Не совсем так. В налоговых органах всегда работало много профессионалов, нельзя всех сотрудников инспекций оценивать исключительно с негативной стороны. Однако текучка кадров в последнее время достигает катастрофических показателей, что не может не сказываться на результатах.

Опять же при наличии противоречивого подхода в судебной практике к разрешению того или иного вопроса, очевидно, что налоговый орган в лице конкретного исполнителя будет занимать «пробюджетную» позицию. Поэтому мы часто наблюдаем поверхностное исследование обстоятельств хозяйственной деятельности налогоплательщика, игнорирование значимых доказательств, а иногда и просто формальный подход к проведению проверки. Все чаще приходится сталкиваться и с тем, что сотрудники инспекций не учитывают специфику отрасли, в которой занят налогоплательщик.

— Каковы причины проблем? Насколько проблемные взаимоотношения с налоговыми органами связаны с возможностью двойственной трактовки тех или иных норм закона?

— На мой взгляд, основная причина крайне банальна – это дефицит бюджета. Поэтому налоговые органы пытаются максимально наполнить бюджет с помощью налоговых поступлений, а в ситуации, когда налогоплательщик заявляет о своем праве на возмещение крупных сумм, стараются предпринять все возможное, чтобы этогоне допустить. Неоднозначность правовых норм также не способствует нахождению общего языка между сторонами налоговых правоотношений — налогоплательщиками и налоговыми органами – и заставляет переводить правовой спор в русло судебного разбирательства.

— По Вашим оценкам, насколько сегодня актуальны вопросы налоговой оптимизации для российских компаний?

— Так уж сложилось, что в нашей стране налоговая оптимизация рассматривается как крайне негативное понятие, практически равнозначное уклонению от уплаты налогов. Между тем, во всем мире налоговая оптимизация – это использование законодательно закрепленных механизмов для эффективного выстраивания бизнес-процесса, попытка добиться законными способами максимального финансового результата с минимально возможными затратами.

Большинство компаний и сегодня активно используют свое право на применение налоговых льгот, исключение имущества из состава объектов налогообложения и пр. Многие прибегают к услугам консультантов для получения рекомендаций относительно грамотного структурирования сделок. Добросовестные налогоплательщики не должны бояться отстаивать свои права, однако должны быть готовы представить в налоговый орган все необходимые документы, подтверждающие свою добросовестность.

— Какие проблемные моменты налогового законодательства Вы бы отметили?

— Первая проблема – противоречивость. Российское налоговое законодательство по традиции содержит много отсылочных норм, а зачастую и положений, прямо противоречащих друг другу.

Еще одна проблема – отсутствие четкого перечня требований и документов для подтверждения права налогоплательщика на получение льгот. Большую роль играет судебная практика, которая пытается восполнить существующие пробелы в правовом регулировании. Все это приводит к правовой неопределенности и неоднозначному толкованию различных норм налоговыми органами и налогоплательщиками.

— Как же можно эти проблемы решить?

— Единственное решение, как бы банально это не звучало, заключается в совершенствовании налогового законодательства, исключении коллизий и пробелов в правовом регулировании. Для этого законодателю необходимо оперативно отслеживать основные проблемы правоприменения, прислушиваться к мнению предпринимательского сообщества, активно вовлекая его в обсуждение предстоящих изменений и предлагаемых законопроектов.

Принимаемые изменения в налоговом законодательстве, в том числе и увеличивающие налоговое бремя, будут эффективны и действенны только при условии соблюдения баланса интересов бизнеса и государства.

— Если мы будем говорить о налоговых льготах и практике их применения, какие проблемы Вы бы отметили в этом направлении?

— Практику применения налоговых льгот на сегодняшний день однозначно нельзя назвать безпроблемной. Налогоплательщикам приходится отстаивать свои права на все льготы, причем даже те, которые благополучно реализовывались ими на протяжении многих лет. Доходит даже до парадоксов. Например, многие налогоплательщики на протяжении многих лет активно применяли льготу по налогу на имущество, предусмотренную п. 11 ст. 381 НК РФ. Напомню, что перечень имущества, к которому можно применять эту льготу, установлен Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 504. Что в последнее время стали делать налоговые органы: они отказывают в подтверждении права на применение льготы к объектам, прямо поименованным в перечне, по совершенно надуманным основания, фактически оспаривая правомерность действий Правительства РФ по включению этих объектов в число неподлежащих налогообложению.

Читайте так же:  Как правильно внести поправки в брачный договор: советы от экспертов

Или еще один пример. Речь идет не о льготе, но также наглядно показывает направленность действий налоговых органов. Недавно вступило в силу изменение в Налоговый кодекс об исключении из объектов обложения налогом на имущество движимого имущества, принятого к учету после 1 января 2013 г. И к какому результату это привело? Налоговые органы пытаются признать некоторые объекты движимого имущества недвижимым и доначислить по ним налог.

Так что налогоплательщикам приходится бороться за свое право на применение льгот. Однако пугаться не стоит. Мы настоятельно рекомендуем своим клиентам при наличии на то оснований активно отстаивать свои права на применение льгот, предусмотренных действующим налоговым законодательством.

— Приведите в пример несколько интересных дел последнего времени, в которых компания «Нафко» выступала в качестве профессионального участника.

— Поскольку налоговая практика – одно из приоритетных направлений деятельности нашей компании, то дел интересных с профессиональной точки зрения и значимых у нас довольно много.

В прошлом году специалисты компании представляли интересы крупной энергетической компании в судебном споре, результатом которого стало заключение мирового соглашения между налогоплательщиком и налоговым органом в суде кассационной инстанции. Подобный результат урегулирования спора с участием налогового органа является вторым случаем в российской судебной практике.

Если говорить о налоговых льготах, то в текущем году нам удалось подтвердить на досудебной стадии право налогоплательщика на применение льготы по налогу на имущество (п. 11 ст. 381 НК РФ) в размере более 900 млн. руб.

[3]

Много выездных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков сопровождается специалистами налоговой практики в настоящее время. В рамках каждого акта есть эпизоды, которые было бы интересно осветить, но, безусловно, после того, как будут процедуры по их досудебному и судебному обжалованию.

— Нельзя ли об этих делах поподробнее?

— Информация о выявленных налоговых резервах клиента составляет коммерческую тайну, могу лишь сказать, что данный проект мы оцениваем как значимый для нас и в целом для энергетической отрасли. Как я уже отметила ранее, многие компании сегодня испытываю трудности с применением льготы, предусмотренной п. 11 ст. 381 НК РФ (хотя раньше эта льгота применялась активно многими налогоплательщиками и особых проблем никогда не возникало). Прецедентным и значимым для других компаний является тот факт, что при наличии исключительно отрицательной практики по вопросу применении указанной льготы к генераторам, нам удалось обосновать правомерность льготировании этой категории основных средств.

Что касается второго дела – то здесь совершенно открытая информация (дело № А40-41103/12-91-228), более того этот судебный спор активно освещался в прессе. Предметом спора являлось оспаривание результатов выездной налоговой проверки, однако особенность дела заключается не в самом предмете спора, а в том, как он был разрешен. В процессе рассмотрения дела в суде кассационной инстанции между налогоплательщиком и налоговым органом было подписано мировое соглашение. В России это второй случай подписания мирового соглашения с налоговым органом, а также единственный случай подписания подобного рода соглашения в рамках «горизонтального мониторинга». Напомню, что стороной по делу является одна из пяти компаний, которые на тот момент подписали соглашение о «горизонтальном мониторинге» – расширенном информационном взаимодействии между фискальными органами и крупными налогоплательщиками.

— Расскажите об услугах, которые компания «Нафко» оказывает в сфере защиты интересов налогоплательщиков во взаимоотношениях с налоговыми органами?

— Налоговая практика представляет собой ключевое направление деятельности компании с момента ее создания. Наши специалисты оказывают полный спектр услуг в рамках взаимоотношений клиентов с налоговыми органами: от консультирования на стадии проведения налоговых проверок и представления интересов при обжаловании актов и решений налоговых органов, до защиты интересов в рамках судебных разбирательств.

Здесь хотелось особо отметить необходимость привлечения специалистов в области налогообложения еще на стадии планирования заключения сделок, подачи налоговых деклараций. Зачастую детальная проработка налоговых рисков на первоначальных этапах помогает в дальнейшем избежать претензий со стороны налоговых органов и вообще не доводить до судебных разбирательств. Именно поэтому мы на постоянной основе консультируем наших клиентов по сложным случаям налогового и бухгалтерского учета, проводим налоговый аудит приобретаемых активов, а также оказываем помощь в разрешении любых налоговых вопросов.

Обязана ли налоговая консультировать налогоплательщиков

Сдача налоговой отчетности – неотъемлемый аспект ведения бизнеса независимо от его организационно-правовой формы. Налоговая отчетность представляет собой совокупность различных документов и бланков, содержащих сведения о налоговой базе, способе исчисления и объеме уплаты налогов тем или иным субъектом налогообложения. Подготовка отчетности и ее сдача в налоговую службу вменяется в обязанность всем индивидуальным предпринимателям и любым организациям, зарегистрированным на территории РФ.

Налоговая отчетность тесно взаимосвязана с бухгалтерской отчетностью. Они характеризуют финансовое состояние предприятия, однако цели их составления несколько различаются.

  • Бухгалтерская отчетность иллюстрирует экономическое положение и отражает результаты хозяйственной деятельности организации, ее основные документы – бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. В бухгалтерской отчетности можно найти данные об активах и обязательствах предприятия, задолженностях, движении денежных средств, причитающихся налогах, чистой прибыли, суммах выплат акционерам и пр.
  • Налоговая отчетность показывает информацию о финансовой деятельности и экономических результатах компании сквозь призму налогового законодательства. В нее включаются сведения, которые влияют на размер налоговой базы, способы налогового учета, истории исчисления и уплаты налогов.

Ведение бухгалтерской и налоговой отчетности происходит параллельно. Сдача бухгалтерской отчетности в налоговую инспекцию осуществляется вместе с подачей налоговой декларации.

Несмотря на то, что обе они призваны характеризовать финансовое состояние одного и того же предприятия, содержащиеся в них данные могут отличаться. Это зависит от структуры бизнеса, применяемой системы налогообложения, политики бухгалтерского учета и ряда неочевидных факторов, которые может контролировать только опытный, талантливый бухгалтер. В большинстве же случаев бухгалтерская и налоговая отчетность должны показывать полную идентичность цифр. В противной ситуации расхождения будут говорить о допущенных ошибках.

Налоговая отчетность: нормативное регулирование и ключевые моменты

Законодательную базу для подготовки и сдачи налоговой отчетности составляют Налоговый кодекс РФ, различные нормативно-правовые акты, изданные и разработанные ФНС России, а также их письма и разъяснения.

Читайте так же:  Образец завещания с завещательным возложением

Принято выделять несколько типов налоговой отчетности:

  • Налоговая отчетность физического лица
  • Налоговая отчетность индивидуального предпринимателя
  • Налоговая отчетность организации

Налоги в РФ делятся на федеральные, региональные, местные и отраслевые. Общую налоговую систему дополняют несколько видов специальных налоговых режимов.

  1. К федеральным относятся прямые налоги (НДФЛ и налог на прибыль организации), НДС, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и водный налог.
  2. Региональные состоят из налога на имущество организаций, на игорный бизнес и транспортного.
  3. Местные формируются земельным налогом, на имущество физических лиц и торговым сбором.
  4. Отраслевые налоговые сборы и платежи: сборы за пользование объектами животного мира, платежи за пользование недрами и объектами водных биологических ресурсов.
  5. Специальные налоговые режимы представлены четырьмя системами налогообложения: УСН (упрощенная система налогообложения), ЕНВД (единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности), ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог) и ПСН (патентная система налогообложения).

Ст. 23 НК РФ гласит, что налогоплательщик обязан своевременно и регулярно предоставлять на проверку налоговые декларации. Базовый отчетный период составляет один год, по его итогам подается годовая налоговая декларация. В ряде случаев заполняются и промежуточные декларации – за три, шесть и девять месяцев работы организации. Некоторые отчеты сдаются ежемесячно (например, налоговая карточка по форме 1-НДФЛ).

Регулярная сдача отчетности в налоговые органы вменяется в обязанность всем налогоплательщикам. Составление отчетности и ее предоставление в ИФНС должно происходить независимо от того, ведется ли предприятием финансово-хозяйственная деятельность или нет. Даже если на расчетном счету за отчетный период не зафиксировано движения средств, не зарегистрировано ни одного факта поступлений в кассу, на предприятии нет наемных работников, не происходит заключения новых договоров и выполнения обязательств по старым – декларация все равно заполняется!

Чтобы избежать штрафных санкций, следует строго соблюдать сроки сдачи налоговой отчетности. В случае, если отчетность не поступит в ИНС в течение 10 рабочих дней после официальной даты окончания приема деклараций, расчетный счет опоздавшей организации будет заблокирован.

Подготовка отчетности: что нужно предусмотреть до подачи декларации

Грамотное составление налоговой отчетности базируется на правильно построенном налоговом учете. Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет обобщает информацию, определяющую налоговую базу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Соответственно подготовка налоговой отчетности начинается с превентивной меры – с создания адекватного налогового учета на предприятии. Если налоговый учет ведется своевременно и верно, то составление отчетности значительно упрощается.

[1]

Ст. 80 НК РФ относит к налоговой отчетности налоговую декларацию и налоговый расчет авансового платежа.

  • Налоговая декларация – это официальное заявление налогоплательщика, которое содержит сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, о сумме налога подлежащего уплате и о других данных, служащих основанием для исчисления налога.
  • Налоговый расчет авансового платежа – это официальное заявление налогоплательщика, которое содержит сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, о сумме авансового платежа подлежащего уплате и о других данных, служащих основанием для исчисления авансового платежа.

Это два основных отчетных документа, которые в зависимости от применяемой системы налогообложения и вмененных налогов могут сопровождаться всевозможными формами учета и поясняющими документами. Стандарты отчетных бумаг и инструкции по их заполнению утверждает Минфин РФ. Все формы и бланки, сдаваемые в налоговую инспекцию, должны быть заполнены в соответствии с официальными требованиями.

Отчетность в ИФНС подается на бумажном носителе или в электронном виде. Если численность сотрудников организации составляет более 100 человек, налоговая отчетность предоставляется строго посредством электронных средств связи. Это правило не распространяется на налогоплательщиков, использующих НДС. Они могут сдать отчетную декларацию только в электронной форме, независимо от числа нанятых сотрудников.

Вид и состав налоговой отчетности организации зависит от применяемой системы налогообложения.

Налоговая отчетность для ООО при ОСНО включает декларацию по налогу на прибыль, декларацию по НДС, декларацию по налогу на имущество предприятия. Предприятия, владеющие зарегистрированными транспортными средствами, предоставляют декларацию по налогу на транспорт. Компании, обладающие правом собственности или бессрочной аренды земельного участка, подают также декларацию по налогу на землю. В обязательном порядке сдается отчет по 2-НДФЛ.

Если фирма на обшей системе налогообложения ведет какую-либо специфическую деятельность, то налоговая отчетность для ООО дополняется рядом специальных налогов – оплатой акцизов, налогом на игорный бизнес, налогом на добычу полезных ископаемых, отчислениями за использование биологических ресурсов и недр и пр.

Организации на УСН не платят НДС, налог на прибыль и имущество. ООО на упрощенной системе налогообложения подают упрощенную налоговую декларацию по выбранной налоговой ставке. Однако, предприятия на «упрощенке» не освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц по форме 2-НДФЛ.

Состав налоговой отчетности ИП также зависит от выбранной системы налогообложения.

ФНС разъяснила различия информирования и консультирования по налогам для налогоплательщиков.

В налоговом законодательстве неопытному предпринимателю разобраться подчас практически невозможно. Налоговые режимы, ставки, ограничения, льготы — даже сами инспекторы ФНС иногда путаются в хитросплетениях поправок и условий и отказываются давать консультации, когда к ним обращаются за помощью растерянные налогоплательщики.

Но действительно ли налоговая обязана давать подробные разъяснения тем, кто испытывает трудности? ФНС рассказала налогоплательщикам, какую информацию обязана предоставлять бесплатно, а что не входит в компетенцию и обязанность инспекторов (письмо от 27.12.2018 № ГД-4-19/[email protected]). Рассмотрим список подробнее.

Информирование и консультирование

Налоговый кодекс, а именно п. 4 ст. 32, определяет обязанность ИФНС предоставлять услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков. В частности, налоговая должна предоставлять информацию следующего характера:

1. о действующих в настоящее время налогах и сборах и регулирующих их законах, а также о нормах, касающихся порядка применения ставок и уплаты налогов и сборов;

2. о правах и обязанностях различных категорий налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;

3. о правах и обязанностях налоговых служб и их должностных лиц;

4. о приеме налоговой документации.

Подробное рассмотрение отдельно взятой ситуации, поиск решений и разъяснений последствий этих решений, предоставление рекомендации по ситуации является уже не информированием, а консультированием, подчеркнули в письме.

Читайте так же:  Как правильно оформить декларацию соответствия

А такие обязанности в налоговом законодательстве для работников ИФНС не установлены.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить важные новости, касающихся жизни в России.»

Должны ли налоговые инспекторы консультировать налогоплательщиков

Риски: у налоговых инспекторов нет обязанности консультировать налогоплательщиков, они предоставляют лишь услуги бесплатного информирования.

В Письме от 27.12.2018 N ГД-4-19/25766@ ФНС разъяснила, в чем отличие предоставления услуг по бесплатному информированию налогоплательщиков (данная обязанность возложена на сотрудников налоговых органов ст.32 НК РФ) от оказания консультационных услуг.

В рамках бесплатного информирования ответственный сотрудник ИФНС предоставляет полную, достоверную, актуальную информацию по интересующему заявителя вопросу. Порядок предоставления данной услуги определен Административным регламентом от 02.07.2012 N 99н.

В отличие от информирования, консультирование представляет собой разъяснение заявителю всех возможных вариантов решения проблемной ситуации, последствий каждого из них и представление рекомендаций наиболее оптимального варианта решения.

Из вышесказанного налоговое ведомство делает вывод, что налоговые инспекторы не обязаны:

  • оказывать консультационные услуги;
  • заполнять за заявителей налоговые декларации (расчеты);
  • трактовать законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.

На заметку: в отличии от налоговых инспекторов Центр оперативного консультирования компании «ЭЛКОД» оказывает консультационные услуги. При подготовке ответов наши эксперты предлагают альтернативы решений, что позволяет Клиенту лучше оценить риски в ситуации/вопросе и принять для себя верное решение.

Воспользуйтесь удобным каналом для обращений:

Разъяснение ФНС: налоговая не обязана предоставлять консультации плательщикам

ФНС обязана информировать налогоплательщиков, но не консультировать их. В своем письме ФНС привела отличия информирования от консультирования.

В число обязанностей налоговой входит информирование плательщиков. Но что именно входит в эту услугу? ФНС отметила в одном из своих последних писем то, что информирование и консультирование – это различные услуги. И налоговая не обязана оказывать консультации.

Отличие информирования от консультирования

Информирование предполагает предоставление полных и достоверных сведений о предмете, интересующем заявителя. Консультация, в свою очередь, – это разъяснение касательно конкретной ситуации, поиск решения проблемы заявителя, подача рекомендаций, относящихся к определенному вопросу. То есть, информирование – это предоставление общей информации. Консультация отличается индивидуальным характером.

К консультационным услугам налоговая относит и предоставление рекомендаций по заполнению деклараций, расчетов, разъяснение положений налоговых законов. Из письма можно сделать вывод о том, что ФНС может оказать консультацию, но она вовсе не обязана это делать.

Источник: письмо ФНС №ГД-4-19/25766@ от 27 декабря 2018 года.

Налоговая не обязана консультировать бухфирмы по вопросам их клиентов

У налоговых органов отсутствует обязанность консультировать организации, занимающиеся оказанием услуг по информированию в сфере налогообложения, по вопросам финансово-хозяйственной деятельности их клиентов, заявила ФНС РФ в письме № ОА-4-17/7931 от 04.05.2016 г.

По мнению ФНС, на налоговые органы возложена обязанность бесплатно информировать о действующем налоговом законодательстве только налогоплательщиков в каждом конкретном случае возникновения налоговых правоотношений. Поэтому в случае обращения организации или физического лица в налоговые органы за разъяснениями по вопросам налогообложения деятельности, не связанной с основной деятельностью этого лица как налогоплательщика, а также по вопросам о правоотношениях, действиях и объектах, которые могут возникнуть в будущем, налоговые органы не обязаны предоставлять информацию такому лицу.

Видео (кликните для воспроизведения).

С такой же мотивировкой ФНС отказывает и средствам массовой информации обращаться за разъяснениями по вопросам, связанным с информированиям своих читателей. Право на получение информации, согласно закону о СМИ, распространяется на сведения о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Когда налоговики могут отказаться дать разъяснения налогоплательщику

Согласно НК, организации, ИП и физлица вправе получать в налоговых органах бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, а также разъяснения по налоговым вопросам. Однако, как сообщает ФНС, это право распространяется только на случаи, когда заданный вопрос непосредственно связан с деятельностью налогоплательщика.

Разъяснение налогового законодательства на смоделированном (нереальном) примере не входит в обязанности налоговиков. Т.е. гарантированно получить ответ на свой вопрос налогоплательщик может лишь в случае, когда он сам является участником ситуации, по которой запрашиваются разъяснения.

В прочих случаях, например, когда вопрос, возникший у налогоплательщика, касается правоотношений, действий и объектов, которые теоретически могут возникнуть в будущем, налоговики имеют право отказаться дать ответ по существу.

Новостная рассылка для бухгалтера

Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.

Получайте бесплатную рассылку бухгалтерских новостей на электронную почту.

Налоговики заявили, что не обязаны консультировать по налогам

В обязанности налоговой инспекции входит консультирование на бесплатной основе людей, организаций о том, как нужно заполнять декларации, платить налоги и правильно оформлять отчетность.

Но сотрудники ФНС заявили, что не обязаны решать проблемы налогоплательщиков. Они поясняют свои обязанности совсем иначе.

Мы даем информацию, а не консультируем

Действительно грань между информированием и консультацией достаточно тонкая. Даже юристы не всегда различают эти понятия.

Многие налогоплательщики жалуются, что сотрудники территориальных филиалов ФНС отказываются давать подробные консультации по оформлению налоговых платежей.

Сами сотрудники ФНС поясняют, что это относится к консультированию, а консультировать они никого не обязаны. Информация, которая подлежит информированию, находится на официальном сайте ФНС и к ним никаких претензий быть не должно.

Какая разница между консультацией и информированием?

Под понятием «информирование» стоит понимать передачу данных об каком-то событии или сведения о мероприятии.
Консультирование — это переработка и выдача знаний для решения конкретного вопроса.

К примеру, к информированию относятся материалы, которые находятся на официальном сайте ФНС. Плательщик обращается к сотруднику ФНС для решения конкретного вопроса в частном порядке или просит совета, как ему поступить – это относится к консультированию.

Кому больше надо?

В своевременной оплате налогов и правильно оформленной отчётности, заинтересовано как раз государство и налоговая инспекция. Логично, что сотрудники ФНС должны быть заинтересованы в том, чтобы всё оформлялось вовремя и без ошибок.

Именно для государства будет лучше, если налогоплательщик своевременно получит актуальную информацию и может с ней оперативно работать. В результате пополнение бюджета будет регулярно без сбоев возвратом и существенных задержек.
На практике работникам ФНС это не нужно, они работают за зарплату, как и большинство сотрудников компаний, поэтому не хотят брать на себя лишние обязанности и ответственность.

Что делать если вам отказали в консультации?

Если вам отказали в консультации по налоговым делам лучше обратиться к юристу, который объяснит все нюансы и поможет разобраться конкретно с вашим вопросом.

Читайте так же:  Кто может оформить опеку над ребенком: правила и процедура

Оплата консультации обойдется намного дешевле, чем просрочка по оплате налогов или неправильно оформленная отчетность. Если говорить о бизнес-процессах, то под рукой всегда должен быть компетентный юрист. Это позволит обеспечить стабильность работы и сохранит ваши деньги.

Рекомендуем к прочтению :

Налоговики не обязаны консультировать налогоплательщиков и помогать им заполнять декларации

В последнее время участились обращения налогоплательщиков в ИФНС по вопросу предоставления консультационных услуг, сообщает ФНС.

Налогоплательщики жалуются за неисполнения налоговиками своих обязанностей в части предоставления консультационных услуг, заполнения за заявителей налоговых деклараций (расчетов) или трактования норм налогового законодательства.

Между тем следует различать консультирование и информирование.

В рамках бесплатного информирования сотрудник ИФНС, ответственный за предоставление услуги по бесплатному информированию, предоставляет налогоплательщику полную, достоверную, актуальную информацию по интересующему заявителя вопросу.

В отличие от информирования, консультирование представляет собой разъяснение заявителю всех возможных вариантов решения проблемной ситуации, последствий каждого из них и представление рекомендаций наиболее оптимального варианта решения.

Законодательством РФ не предусмотрено предоставление налоговыми органами консультационных услуг налогоплательщикам (заполнение деклараций (расчетов), трактование законодательства РФ о налогах и сборах).

ФНС напоминает, что ответы налоговых органов на запросы налогоплательщиков в рамках предоставления услуги по бесплатному информированию не являются нормативными правовыми актами, не влекут изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержат норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц и носят информационный характер.

Такие разъяснения даны в письме ФНС № ГД-4-19/25766@ от 27.12.2018.

Как будут проверять налогоплательщиков: новые рекомендации ФНС

Зачем понадобились рекомендации

Доказать факт виновного уклонения от уплаты налогов бывает непросто. Подобные действия, как правило, тщательно маскируются и в их совершении бывает задействовано множество подставных лиц. Распутать всю цепочку удается не всегда. Действия проверяющих носят несистемный характер, а результаты проверок оформляются не должным образом.

Между тем, раскрытие таких действий и привлечение виновных лиц к ответственности имеет большое практическое значение. Во-первых, это помогает избавляться от нечистых на руку компаний и руководителей. Успешны будут те, кто правильно выстроил бизнес-процессы, а не те, кто не боится обманывать государство. Во-вторых, позволяет пополнять бюджет. Так, если невиновная неуплата налога влечет штраф в размере 20% от суммы долга, то за умысел виновные лица платят штраф в размере 40% от величины неуплаченного налога (п. 3 ст. 122 НК РФ).

В связи с этим ФНС рассказала, чем отличается умышленная неуплата налогов (применение незаконных схем) от невиновной (арифметическая ошибка), как необходимо проводить проверки налогоплательщиков, и каким образом оформлять их результаты.

Кроме того, в приложении к рекомендациям приводится перечень вопросов, которые станут задавать инспекторы в руководителям компаний и сотрудникам для установления умысла на уход от уплаты налогов. Рекомендуем ознакомиться с этими вопросами, чтобы встретить возможную проверку во всеоружии.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. ФНС РФ подготовила методические рекомендации по проверке налогоплательщиков, которые вызывают у контролирующих органов подозрения в умышленном уклонении от уплаты налогов. Рекомендации предназначены как для налоговых инспекторов, так и следователей, которые ведут разработку злостных неплательщиков.

2. Проверка начнется с установления признаков подозрительных с точки зрения НК РФ сделок. На этом этапе будет понятно, имеет ли дело перспективу и стоит ли его доводить до суда и передавать материалы в следственные органы.

3. Все необычные схемы, которые не встречаются в рамках обычной деятельности, автоматически попадут в поле зрения налоговиков и следователей. Также о незаконных схемах с участием однодневок говорят общий персонал налогоплательщика и его контрагентов, общее имущество, общий штат юристов, консультантов, бухгалтеров, средств связи, договоров с провайдерами, IP-адресов и др.

4. Умысел на неуплату налогов будут доказывать путем получения пояснений налогоплательщика, допросов, истребования документов (информации), осмотров, выемки и направления запросов в банки.

[2]

5. Виновность действий не может строиться на предположениях и подозрениях. В составляемых актах инспекторы обязаны будут детально описать, какие именно действия (бездействие) должностных лиц организации либо ее представителей обусловили совершение налогового правонарушения.

6. Инспекторам теперь рекомендуется писать акты просто, доходчиво, логично и убедительно, легко воспринимаемыми фразами. Изложение доказательств в акте налоговой проверки должно создавать устойчивое представление о том, что деяние налогоплательщика совершено не в результате тех или иных ошибок при ведении бухгалтерского или налогового учета, а в результате целенаправленных, осознанных действий налогоплательщика и его представителей.

Подозрительные сделки и их признаки

Проверка начнется с установления признаков подозрительных с точки зрения НК РФ сделок.

На этом этапе будет понятно, имеет ли дело перспективу и стоит ли его доводить до суда и передавать материалы в следственные органы.

О подозрительности сделки будут свидетельствовать следующие обстоятельства:

  • отсутствие у контрагента основных средств, материальных активов, сотрудников и специалистов, которые могут оказать спорные услуги, выполнить работы, или поставить товар;
  • регистрация контрагента после совершения сделки;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном в документах учета.

Если какие-то признаки подтверждаются, далее нужно будет собрать доказательства того, что действия налогоплательщика и его контрагентов носили согласованный характер.

Например, в делах, где замешаны фирмы-однодневки, потребуется доказать, что руководство компании непосредственно участвовало в деятельности таких организаций и оказывало воздействий на принятие ими решений.

Связь с однодневками

В рекомендациях ФНС приводит сразу несколько признаков того, что организация сотрудничает с однодневками в целях получения незаконной налоговой выгоды. В частности, об этом будет свидетельствовать сложный, запутанный и повторяющийся характер действий налогоплательщика в рамках налоговой схемы.

Все необычные схемы, которые не встречаются в рамках обычной деятельности, автоматически попадут в поле зрения налоговиков и следователей. Также о незаконных схемах с участием однодневок говорят общий персонал налогоплательщика и его контрагентов, общее имущество, общий штат юристов, консультантов, бухгалтеров, средств связи, договоров с провайдерами, IP-адресов и др.

ФНС рекомендует при установлении признаков сотрудничества с однодневками незамедлительно информировать об этом следственные органы для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Окончательные сомнения в добросовестности плательщика будут развеяны в ходе осмотра/обыска офисов и опроса/допроса сотрудников. При этом осмотры помещений будут проводить с привлечением IT-специалистов, которые смогут не допустить уничтожения улик на цифровых носителях.

К прямым уликам противоправной деятельности относят, в частности, наличие «черной» бухгалтерии, обнаружение печатей и документации фирм-однодневок на территории.

Читайте так же:  Как составить договор поставки с предоплатой - образец

Кроме того, в качестве отягчающего обстоятельства налоговикам рекомендуют трактовать обнаружение в офисах дебетовых карт. Карты, по мнению налоговиков, — лишнее свидетельство того, что налогоплательщик занимается незаконным обналичиванием средств.

Наличие вышеуказанных обстоятельств имеет реальную перспективу для привлечения к ответственности. Останется только доказать наличие умысла на реализацию незаконной налоговой схемы.

Как будут доказывать вину

Умысел на неуплату налогов будут доказывать путем получения пояснений налогоплательщика, допросов, истребования документов (информации), осмотров, выемки и направления запросов в банки. В качестве доказательств могут быть использованы вступившие в силу приговоры в отношении должностных лиц контрагентов. В то же самое время ФНС не допускает в целях установления виновности, в том числе наличия умысла, назначения экспертизы.

Вину организаций будут доказывать через вину их должностных лиц. В первую очередь – директора и главного бухгалтера. Если будет установлено, что эти сотрудники имели умысел на неуплату налогов, автоматически будет установлена вина самой организации. При этом организация несет ответственность исключительно за действия именно должностных лиц, а не рядовых сотрудников.

Налоговики должны будут подтвердить, что сотрудник имел полномочия на подписание документов и принятие решений, которые повлекли неуплату налогов. Для этого чиновники должны будут проверить несколько документов: штатное расписание и приказы о назначении на должность. За действия, скажем, менеджеров или секретарей компании ответственности не несут. Поэтому, если будет установлено, что виновный сотрудник не был уполномочен на совершение действий, влекущих налоговые последствия, организация ответственности не понесет.

Но такие случаи носят характер исключения. В основном в спорных делах фигурируют именно уполномоченные на совершение юридически значимых действий сотрудники (директоры и главбухи), которые действуют с вполне понятным умыслом (незаконная оптимизация налогообложения).

Поэтому ФНС рекомендует инспекторам и следователям крайне скептически относиться к разного рода стандартным отговоркам, таким, например, как:

  • неосведомленность директора о фиктивном характере документов, использованных для уменьшения налоговой базы;
  • заблуждение, обусловленное доверием главному бухгалтеру или иному лицу, ответственному за подготовку налоговых деклараций;
  • исполнение роли номинального руководителя, введенного в заблуждение «теневым» руководителем, фактически контролировавшим деятельность организации;
  • исполнение незаконного приказа или распоряжения руководителя организации.

Если в ходе проверки будет установлена совокупность обстоятельств, которые свидетельствуют об умысле на неуплату налогов, подобные отговорки не сработают. Не сработает и имитация проявления должной осмотрительности, когда организации заблаговременно направляют в госорганы запросы на сбор информации о контрагентах. Налоговики хорошо знакомы с такими уловками и не придают им серьезного значения.

Одновременно ФНС обращает внимание, что виновность действий не может строиться на предположениях и подозрениях. В составляемых актах инспекторы обязаны будут детально описать, какие именно действия (бездействие) должностных лиц организации либо ее представителей обусловили совершение налогового правонарушения. В противном случае дело не будет иметь перспектив в суде.

Изменение стиля налоговых актов на более «агрессивный»

Отдельное место в рекомендациях занимают требования к стилю написания и составления налоговых актов. ФНС отмечает, что налоговики могут собрать все необходимые доказательства по делу, но оно может с легкостью рассыпаться в суде.

Банальная причина – использование налоговиками невнятных формулировок, из которых непонятно, идет ли речь об умышленной неуплате налога или же неумышленной. В ФНС полагают, что инспекторы недостаточно уделяют внимание яркой и однозначной интерпретации и словесному комментированию деяния налогоплательщика как умышленного.

В связи с этим инспекторам рекомендуется писать акты просто, доходчиво, логично и убедительно, легко воспринимаемыми фразами. Выводы в отношении налогоплательщика должны излагаться точным и строгим языком, отличаться определенностью, четкостью стиля и постоянством терминологии, сопровождаться иллюстративным материалом (схемами).

Изложение доказательств в акте налоговой проверки должно создавать устойчивое представление о том, что деяние налогоплательщика совершено не в результате тех или иных ошибок при ведении бухгалтерского или налогового учета, а в результате целенаправленных, осознанных действий налогоплательщика и его представителей.

При этом налоговикам поручено ориентироваться на стиль изложения, принятый при составлении обвинительных заключений в рамках уголовного процесса.

Таким образом, ФНС довольно детально описала алгоритм действий налоговиков при проведении проверок. Налогоплательщикам остается только принять во внимание эти рекомендации, чтобы лишний раз не привлекать внимания фискалов, а тем более следователей.

Сервисы 1С, которые могут помочь избежать претензий налоговиков при проверках

Быстрая проверка информации о контрагентах, автоматическое заполнение реквизитов контрагентов в различных документах и другие полезные функции.

Оценка надежности и мониторинг контрагентов в программах 1С для принятия взвешенных решений о сотрудничестве и минимизации налоговых рисков.

Самый полный информационный ресурс для людей, которые работают с программами «1С» — справочники, методики, руководства, консультации по программам и законодательству.

Быстрая и удобная подготовка и отправка регламентированной отчетности прямо из программ «1С», а также поддержка других видов электронного документооборота с контролирующими органами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Автоматическая сверка счетов-фактур с контрагентами непосредственно в программе 1С в любое удобное время – как в процессе ведения учета, так и перед отправкой декларации в ФНС.

Источники


  1. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.

  2. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство в жизни человека. Конкретно-социологические исследования искусства в России конца XIX — первых десятилетий XX века. История и методология / Ю.У. Фохт-Бабушкин. — М.: Алетейя, 2016. — 788 c.

  3. Лебедева, С. Н. Международный коммерческий арбитраж. Комментарий законодательства / Под редакцией А.С. Комарова, С.Н. Лебедева, В.А. Мусина. — М.: Редакция журнала «Третейский суд», 2014. — 416 c.
  4. Файфер, Боб Удвойте ваши прибыли; М.: Юнити, 2011. — 143 c.
  5. Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.
Налоговики не обязаны консультировать налогоплательщиков и помогать им
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here