Содержание
- 1 Вопрос: Какова ответственность за несвоевременную постановку на учет в налоговом органе обособленного подразделения? Кто несет эту ответственность? («Консультант бухгалтера», N 9, сентябрь 2008 г.)
- 2 Могут ужесточить ответственность за несообщение в налоговую инспекцию о создании обособленного подразделения
- 3 Не постановка на учёт обособленного подразделения влечёт налоговую ответственность только за непредставление документов
- 4 Чем грозит непостановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения (Верещагин С.)
- 5 Ответственность за нарушение порядка постановки на учет ОП
- 6 Штраф за непредоставление декларации по налогу на прибыль по месту нахождения обособленного подразделения
- 7 Штраф за непостановку обособленного подразделения на учет
- 8 Штраф за обособленное подразделение
- 9 Ответственность за непредставление, несвоевременное представление сведений в налоговые органы и внебюджетные фонды (Сильвестрова Т.)
Вопрос: Какова ответственность за несвоевременную постановку на учет в налоговом органе обособленного подразделения? Кто несет эту ответственность? («Консультант бухгалтера», N 9, сентябрь 2008 г.)
Какова ответственность за несвоевременную постановку на учет в налоговом органе обособленного подразделения? Кто несет эту ответственность?
В соответствии с пунктом 4 статьи 83 НК РФ в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения организация обязана подать в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения заявление о постановке на учет по форме N 1-2-Учет, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826 (если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным НК РФ, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение).
За несвоевременную подачу заявлений о постановке на налоговый учет и ведение деятельности через обособленное подразделение без регистрации предусмотрена административная и налоговая ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 107 НК РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ под организациями понимаются, в частности, юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ. Обособленные подразделения российских организаций не являются самостоятельными юридическими лицами, в связи с чем не могут признаваться субъектами налоговой ответственности. Арбитражная практика указывает на то, что привлечение к ответственности обособленного подразделения организации неправомерно (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 21 ноября 2001 г. N А42-4728/01-26, ФАС Северо-Кавказского округа от 30 мая 2006 г. N Ф08-2292/06-937А, ФАС Западно-Сибирского округа от 13 октября 2004 г. N Ф04-7259/2004(5348-А46-37)).
Таким образом, неблагоприятные последствия в виде привлечения к налоговой ответственности относятся к организации, а не к ее обособленным подразделениям.
Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет за собой взыскание с организации штрафа в размере 5000 руб. (пункт 1 статьи 116 НК РФ). Нарушение указанного срока более чем на 90 дней повлечет за собой штраф в размере 10 000 руб. (пункт 2 статьи 116 НК РФ). Кроме того, согласно части 1 статьи 15.3 КоАП РФ должностным лицам грозит административный штраф в размере от 500 до 1000 руб. Под должностными лицами в данном случае следует понимать руководителя организации. Ведь только он имеет право действовать от лица компании без доверенности (статья 2.4 КоАП РФ). Если обязанность подать от имени организации заявление в налоговый орган возложена на сотрудника обособленного подразделения, то в случае задержки ее исполнения у руководства организации будет возможность наказать сотрудника лишь в рамках трудовых отношений и в соответствии с трудовым законодательством.
Статьей 117 НК РФ предусмотрена ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе, т.е. осуществление организацией деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения такого подразделения. Работа обособленного подразделения, не зарегистрированного в налоговой инспекции должным образом, влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате его деятельности, но не менее 20 000 тыс. руб. Если нарушение длится более 90 календарных дней, размер взыскиваемого штрафа составит 20% от полученных в период деятельности без постановки на учет доходов, но не менее 40 000 руб. На должностных лиц в этом случае в соответствии с частью 2 статьи 15.3 КоАП РФ налагается штраф в размере от 2000 до 3000 руб.
Кроме того, обращаем внимание на то, что организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, в течение одного месяца со дня создания соответствующего обособленного подразделения (подпункт 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ). Сообщение представляется в налоговый орган по форме N С-09-3, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 17 января 2008 г. N MM-3-09/11. За непредставление налоговому органу сообщения о создании обособленного подразделения в установленный срок организация может быть привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (пункт 1 статьи 126 НК РФ). Одновременно руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 300 до 500 руб.
эксперт службы Правового консалтинга Гарант,
1 сентября 2008 г.
«Консультант бухгалтера», N 9, сентябрь 2008 г.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.
Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал «Консультант бухгалтера»
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Могут ужесточить ответственность за несообщение в налоговую инспекцию о создании обособленного подразделения
Elnur_ / Depositphotos.com |
В госдуму был внесен законопроект, который предусматривает внесение изменений в статью 126 Налогового кодекса с целью усиления ответственности налогоплательщиков за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов о создании обособленного подразделения организации 1 . За такое нарушение предлагается предусмотреть штраф в размере 40 тыс. руб. Сведения о создании подразделения, согласно законодательству, должны быть предоставлены в течение одного месяца со дня его образования. При изменении сведений сообщить в налоговую инспекцию нужно еще раньше – в течение трех дней (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).
В настоящее время также предусматривается налоговая ответственность за непредставление в срок информации об обособленных подразделениях. Но штраф составляет всего 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ). Как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, существующий на сегодняшний день размер административного штрафа несоизмерим с финансовым оборотом организаций, нарушающих требования постановки на учет обособленного подразделения. Также стоит учесть, что если созданные подразделения являются территориально обособленными, то они обязаны уплачивать налоги и сборы в регионах своего расположения. А значит, если такое обособленное подразделение не зарегистрировано в налоговой инспекции, то оно не уплачивает налоги в бюджеты субъектов РФ (например, НДФЛ).
Поэтому законодатель и предложил увеличить размер штрафов до 40 тыс. руб., сделав его сопоставимым с штрафом за ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе. Напомним, в настоящее время за такое деяние предусмотрен штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
Напомним, что для постановки на учет обособленного подразделения нужно заполнить соответствующую форму (Форма № С-09-3-1, утв. приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@).
1 С текстом законопроекта № 723363-7 «О внесении изменений в статью 126 Налогового кодекса Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Не постановка на учёт обособленного подразделения влечёт налоговую ответственность только за непредставление документов
В ходе выездной налоговой проверки Общества (ООО) было установлено, что ООО не поставило на налоговый учёт 2 своих обособленных подразделения. Налоговая инспекция оштрафовала общество за эти правонарушения в соответствии с нормой п.2 ст.116 Налогового кодекса РФ. Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд. Решением суда 1-ой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа, в удовлетворении заявленного обществом требования было отказано. Далее дело было рассмотрено в Верховном суде.
Для справки: Ведение деятельности организацией или ИП без постановки на налоговый учёт образует состав правонарушения (ч.2 ст.116 НК) и влечёт штраф в размере 10% от дохода (но не менее 40 000 руб.). Непредставление в срок налоговому органу сведений о налогоплательщике образует другой состав правонарушения (ч.2 ст.126 НК) и влечёт штраф с организации или ИП в размере 10 000 рублей. Обязанность сообщать об образованных обособленных подразделениях возложена на юрлица и ИП нормой подпункта 3 п.2 ст.23 НК.
ВС РФ указал (определение от 26.06.2017 № 303-КГ17-2377 по делу № А04-12175/2015), что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учёт в налоговых органах и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ. Когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учёт выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных на территории РФ обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по ст.126 НК.
Предусмотренное в п.2 ст.116 НК изъятие части дохода организации или ИП сопряжено с отсутствием возможности идентифицировать налогоплательщика и определить, какие налоги и в каком размере он должен уплатить в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности. Когда у налогового органа имеется возможность определить размер налоговой обязанности организации или ИП, лицо подлежит ответственности, предусмотренной ст.122 НК за неуплату налогов.
В рамках налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных налогоплательщиком через обособленные подразделения, при этом обществом не было допущено неполной уплаты налогов от деятельности, осуществляемой обособленными подразделениями. ВС отменил решения нижестоящих инстанций и признал недействительным решение налогового органа о привлечении ООО к ответственности по п.2 ст.116 НК.
Чем грозит непостановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения (Верещагин С.)
Дата размещения статьи: 22.05.2015
Организация должна состоять на учете в налоговых органах по месту нахождения всех своих обособленных структурных подразделений. Поскольку определение данного понятия в НК РФ не достаточно ясное, на практике возникают споры. Рассмотрим, чем грозит уклонение от постановки на учет по месту возникновения подразделения, кто за это может наказать и как налоговики могут это обнаружить.
Непонятное понятие
На откуп регионам
Как Минфин России в своих письмах, так и арбитражные суды иногда признают вышеуказанные доводы, иногда — нет. Чаще финансовое ведомство задачу признавать ли работу сотрудников вне места нахождения организации обособленным подразделением либо нет изящно перекладывает на налоговые инспекции: «В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом» (Письма Минфина России от 12.10.2012 N 03-02-07/1-250, от 12.10.2012 N 03-02-07/1-249).
Таким образом, вопрос о возникновении обособленного подразделения и о необходимости постановки его на налоговый учет отдан на откуп регионам. В каждом из них он решается по-разному. Где-то (на уровне Управления ФНС России по региону) принимается решение, согласно которому у подрядчиков возникают обособленные подразделения по месту выполнения работ, где-то — нет.
Естественно, организации конкретных областей далеко не всегда в курсе подобных позиций.
Ответственность: быть или не быть
Ответственность за нарушение порядка постановки на учет ОП
Непредставление сообщения об обособленном подразделении влечет ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 рублей
Об этом в письме от 17.04.2013 N 03-02-07/1/12946 сообщает Минфин.
Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ утверждена форма С-09-3-1 «Сообщение о создании на территории РФ обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях». Но ответственность за несоблюдение формы сообщения не установлена.
Трехлетний срок давности по этому налоговому правонарушению исчисляется со дня, следующего за последним днем месячного срока, отведенного для подачи сообщения.
Более существенная ответственность установлена п. 2 ст. 116 НК РФ. Ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения наказывается штрафом в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. Для расчета штрафа под доходом понимаются доходы от реализации. Если полученный доход не подтвержден или меньше 40 тысяч, то штраф будет предъявлен исходя из минимального размера в 40 тыс. руб.
Уплата налогов организацией в связи с созданием обособленного подразделения
Частью второй НК РФ предусмотрены особенности уплаты (перечисления) налогов для организаций, в состав которых входят обособленные подразделения.
Уплата налога на прибыль организаций производится налогоплательщиками — российскими организациями в соответствии со ст. 288 НК РФ по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.
Ст. 226 НК РФ налоговым агентам — российским организациям, имеющим обособленные подразделения, предписано перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
Вместе с тем, если налог уплачен в полном объеме, ответственность за нарушение порядка его перечисления в разные бюджеты не применяется.
Виды услуг от «AAA-Investments LLC»
- Регистрация компаний (ООО/ИП; ПАО/АО)
- Регистрация некоммерческих организаций
- Регистрация изменений
- Купля-продажа доли
- Изменения УК
- Изменения в видах деятельности общества (ОКВЭД)
- Приведение устава в соответствие с ФЗ N 312-ФЗ
- Смена названия, юридического адреса
- Ликвидация и реорганизация ООО/ПАО/АО (ЗАО)
- Прекращение деятельности в качестве ИП
- Прочие услуги
- Внесение в реестр малого предпринимательства г. Москвы
Мы рады видеть Вас среди наших Клиентов!
Штраф за непредоставление декларации по налогу на прибыль по месту нахождения обособленного подразделения
Возникает ли у общества в данном случае обязанность по уплате:
- штрафа за непредоставление декларации по налогу на прибыль по месту нахождения обособленного подразделения;
- пени за неперечисление авансовых платежей по налогу на прибыль по месту нахождения обособленного подразделения, принимая во внимание, что ст.75 НК РФ не содержит положений, предусматривающих зависимость начисления пеней от порядка распределения сумм налогов между бюджетами разных уровней, налог на прибыль является федеральным налогом и направление части средств в один муниципальный бюджет вместо другого свидетельствует лишь о нарушении порядка его уплаты?
В силу п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организация подлежит постановке на учет в налоговых органах, в частности, по месту ее нахождения, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества.
В то же время неясно, какой день считать днем создания обособленного подразделения, ведь законодательством это не установлено. Более того, согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленное подразделение считается созданным и в том случае, если факт его создания не отражен ни в одном организационно-распорядительном документе.
По мнению некоторых судов, обособленное подразделение можно считать созданным с того момента, когда оборудовано стационарное рабочее место (постановления ФАС Московского округа от 10.04.2008 № КА-А40/2751-08 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 31.07.2008 № 9752/08), ФАС Дальневосточного округа от 13.10.2009 № Ф03-5338/2009).
При этом по общему правилу в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения необходимо сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения самой организации (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).
В течение 5 рабочих дней со дня получения сообщения о создании обособленного подразделения (с даты внесения записи в ЕГРЮЛ — при создании филиала или представительства) налоговый орган обязан осуществить постановку организации на учет и выдать соответствующее уведомление (абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ).
Таким образом, зарегистрированным в целях налогообложения ОП будет считаться с момента поставки его на учет по месту нахождения.
Следовательно, принимая во внимание указанные нормы, организация должна представлять в налоговый орган декларацию по налогу на прибыль в отношении ОП с того периода, когда оно будет поставлено на учет в налоговых органах.
Особенности представления налоговых деклараций и уплаты налога на прибыль налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, установлены ст. 288 и 289 НК РФ.
На основании п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.
Налогоплательщики налога на прибыль организаций независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периодов представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 289 НК РФ, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном ст. 289 НК РФ.
При этом согласно п. 5 ст. 289 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периодов представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.
Исходя из изложенного, мы делаем вывод, что поскольку в рассматриваемом случае обособленное подразделение поставлено на учет в налоговые органы только в II квартале, то у организации не было обязанности по уплате налога на прибыль и подачи налоговой декларации соответствующего налога по месту нахождения обособленного подразделения.
Соответственно, у организации и не возникает обязанность по уплате штрафа за непредоставление декларации по налогу на прибыль по месту нахождения обособленного подразделения и обязанность по уплате пени за неперечисление авансовых платежей по налогу на прибыль по месту нахождения обособленного подразделения.
Штраф за непостановку обособленного подразделения на учет
Автор: М. В. Подкопаев
Журнал «Бухгалтер Крыма» №8/2017
По какой статье налогоплательщику назначается штраф за непостановку обособленного подразделения на учет? Что по этому поводу решил ВС РФ?
Налоговые органы придают большое значение учету налогоплательщиков, их своевременной регистрации как плательщиков налогов. Только так налоговый контроль эффективен, никакой налогоплательщик не избежит своих обязанностей.
Налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Каждый из них пополняет соответствующий бюджет. Поэтому если налогоплательщик работает на территории, подведомственной иному налоговому органу, нежели тот, в котором он зарегистрировался первоначально, то он должен встать на учет и там, заявив об открытии обособленного подразделения.
Нередко налогоплательщики забывают об этой обязанности. Какое наказание их ждет? Ведь по месту нахождения обособленного подразделения бюджет может недополучить положенных ему налогов.
Данная ситуация стала предметом рассмотрения ВС РФ.
О СОЗДАНИИ ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЯЕТСЯ СООБЩЕНИЕ.
Ответственность за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе обозначена в ст. 116 НК РФ. Данная статья содержит два основания для взыскания штрафа за нарушение указанного порядка, и размеры соответствующих штрафов существенно различаются:
Вид нарушения | Штраф |
---|---|
Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 116 НК РФ) | 10 тыс. руб. |
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 2 ст. 116 НК РФ) | 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. |
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом.
В подпункте 3 п. 2 данной статьи отдельно указана обязанность налогоплательщика сообщить[1] в налоговый орган обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств).
Видео (кликните для воспроизведения). |
То есть во втором случае речь не идет о том, что организация должна осуществить какую-либо постановку на учет. Это совершает сам налоговый орган по сообщению организации.
В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.
В пункте 4 ст. 83 НК РФ сказано, что постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.
Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно.
Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении[2], представляемом российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.
МОЖНО ОГРАНИЧИТЬСЯ ШТРАФОМ В 200 РУБ.
В Письме ФНС России от 27.02.2014 № СА-4-14/3404 была отражена благоприятная для налогоплательщиков позиция, из которой следовало, что, по мнению налоговиков, за непредставление сведений о создании обособленного подразделения организация подлежит ответственности всего лишь по п. 1 ст. 126 НК РФ, то есть в виде штрафа в размере 200 руб., что, конечно, намного меньше, чем санкция, предусмотренная п. 1 ст. 116 НК РФ.
В Постановлении АС УО от 28.12.2015 № Ф09-10484/15 по де-лу № А60-4800/2015 отмечено, что положения ст. 23, 83 и 84 НК РФ предусматривают информирование налогового органа лишь о создании обособленного подразделения, а не о действиях налогоплательщика по постановке обособленного подразделения на налоговый учет. Несообщение о создании обособленного подразделения диспозицией ст. 116 НК РФ не охватывается, и указанное нарушение образует состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ (см. также Постановление АС УО от 19.10.2015 № Ф09-7309/15 по делу № А76-2261/2015[3]).
Отметим, что в Постановлении АС МО от 30.10.2014 № Ф05-11191/14 по делу № А40-130227/2013 судьи, не согласившись с применением в данном случае ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ, сочли, что налогоплательщик должен быть оштрафован по п. 1 ст. 129.1 НК РФ, то есть за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, – в размере 5 тыс. руб.
НО ЕСТЬ РИСК ГОРАЗДО БОЛЬШЕГО УЩЕРБА.
Однако на практике территориальные налоговые органы, озабоченные, очевидно, пополнением, прежде всего, местного бюджета, часто квалифицируют данное нарушение по п. 2 ст. 116 НК РФ. Более того, нередко их в этом до сих пор поддерживали и суды.
Так, в Постановлении АС ЗСО от 27.01.2017 № Ф04-5897/2016 по делу № А70-2645/2016 указывается, что объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, характеризуется неисполнением налогоплательщиком установленной законом обязанности представить налоговому органу документы, необходимые для налогового контроля, тогда как налогоплательщик привлечен к ответственности именно за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений.
Суд согласился с налоговиками и определил, что в таком случае применяется п. 2 ст. 116 НК РФ. Из чего, собственно, следует, что за несообщение о создании обособленного подразделения только эту норму и можно применять, ведь обособленное подразделение для того и создается, чтобы через него вести деятельность.
Именно в соответствии с этой логикой и принимались аналогичные решения в ряде других случаев[4] (см., например, Постановление АС ЗСО от 10.05.2017 по делу № А70-6845/2016). Один из примеров – Постановление АС ДВО от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016 по делу № А04-12175/2015.
Налоговая инспекция установила, что организация фактически создала вне места своего нахождения два обособленных подразделения, осуществляла деятельность через них, но не встала на налоговый учет по месту их нахождения, поскольку не считала, что у нее появились обособленные подразделения.
Контролеры привлекли организацию к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ, с чем судьи согласились. Они подтвердили, что обособленные подразделения были созданы.
Арбитражный суд заявил также, что наличие признаков правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ (за не представление сведений (сообщения) о создании обособленных подразделений), не свидетельствует об отсутствии признаков другого вмененного налогоплательщику правонарушения – ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом (п. 2 ст. 116 НК РФ).
СПРАВЕДЛИВОСТЬ ВОСТОРЖЕСТВОВАЛА.
Налогоплательщик оспорил этот вывод в ВС РФ, и такой шаг оказался правильным. ВС РФ в Определении от 26.06.2017 № 303-КГ17-2377 по делу № А04-12175/2015 изложил более обоснованную позицию, которой теперь и должны руководствоваться суды.
Судебная коллегия по экономическим спорам признала, что п. 2 ст. 116 НК РФ установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе как за один из видов нарушений порядка постановки на налоговый учет.
Но при этом арбитры установили: взаимосвязанные положения пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ.
Непредставление же налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ.
То есть когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных на территории РФ обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по ст. 126 НК РФ.
Что касается предусмотренного в п. 2 ст. 116 НК РФ изъятия соответствующей части дохода налогоплательщика, то оно сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, соответственно, определить, какие налоги и в каком размере должен уплатить налогоплательщик в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности.
Судьи подчеркнули, что, конечно, в рамках налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных налогоплательщиком через обособленные подразделения, но при этом организацией не было допущено неполной уплаты налогов от деятельности, осуществляемой через названные обособленные подразделения.
Поэтому у налоговиков не было оснований для применения санкции в виде изъятия части дохода налогоплательщика, как это предусмотрено п. 2 ст. 116 НК РФ. ВС РФ отменил это решение налоговиков.
То есть, по сути, налогоплательщик избежал каких-либо санкций за то, что не сообщил налоговикам о создании обособленных подразделений. Поэтому пока понятно, что в этом случае нельзя применять п. 2 ст. 116 НК РФ, но остается неясным, какая санкция должна быть вместо этой (а она должна быть, ведь нарушение налицо) – по п. 1 ст. 116, п. 1 ст. 126 или п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
[1] Сообщение подается по форме С-09-3-1, утв. Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.
[2] Форма 1-6-Учет, утв. Приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.
[3] Определением ВС РФ от 17.02.2016 № 309-КГ15-19568 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.
[4] В Постановлении АС СКО от 21.07.2015 № Ф08-4287/2015 по делу № А32-29169/2014 судьи согласились с налоговиками, которые привлекли налогоплательщика к ответственности за данное нарушение одновременно по п. 1 и 2 ст. 116 НК РФ. Более того, ВС РФ не нашел оснований, чтобы отменить такое решение и передать его на рассмотрение в коллегию по экономическим спорам (Определение от 02.11.2015 № 308-КГ15-13591).
Штраф за обособленное подразделение
Штраф за обособленное подразделение
Похожие публикации
Если фирма в предусмотренном порядке не зарегистрирует созданное подразделение, она будет привлечена к административной ответственности. Расскажем в статье, какой штраф за обособленное подразделение грозит фирме, и как его избежать.
Штраф за неоткрытие обособленного подразделения
В соответствии с положениями ст. 116 НК РФ, если компания нарушит порядок процедуры регистрации обособленных подразделений, то она привлекается к административной ответственности и обязана выплатить штраф в размере 10 тыс. руб. Кроме того, если фирма или ИП будут вести экономико-хозяйственную деятельность без оформления на учете в налоговой службе, штраф будет взыскан в объеме 10% от прибыли (не меньше 40 тыс. руб.).
Так, штраф за неоткрытие обособленного подразделения будет наложен, если компания не совершает следующие действия:
- Не подает в инспекцию ФНС заявления о постановке на учет обособленного подразделения. Пакет документации считается поданным, если полностью соответствует требованиям законодательства.
- Не уведомляет в письменной форме об открытии обособленного подразделения в установленный срок.
- Не уведомляет и не заявляет о постановке на учет по адресу расположения обособленного подразделения (до 30 дней включительно – пп. 3 п. 2 ст. 23 НК).
Штрафные санкции будут применены по каждому подразделению, в отношении которого были совершены предусмотренные нарушения. Таким образом, если обособленных подразделений 11, будет начислен штраф в размере 110 000 рублей (11 х 10 000).
В том случае, когда обособленное подразделение расположено на территории той же инспекции ФНС, что и головная фирма, административная ответственность в связи с нарушением положений ст. 116 НК РФ может быть не применена. В такой ситуации компания может быть оштрафована на сумму 200 рублей, согласно ст. 126 НК РФ. Нарушением будет признано не пропуск сроков или несоблюдение правил подачи заявления, а непредоставление документов для осуществления фискального контроля.
Дополнительно, за нарушение сроков и ведение деятельности без прохождения регистрации в ФНС может быть оштрафован руководитель фирмы. Штрафные санкции будут применены на основании ст. 15.3 КоАП РФ. Размер штрафа варьируется от 500 до 3000 рублей.
Как избежать штрафа за обособленное подразделение?
По общепринятому определению обособленным подразделением признается какое-либо отделение фирмы, который территориально удален от ее расположения и оснащен стационарным местом трудоустройства. Наличие такого стационарного подразделения может быть как прописано в учредительных документах фирмы, так и нет.
Чтобы не возникло требования уплатить штраф за обособленное подразделение, требуется уведомить налоговиков о его образовании. Это нужно сделать в течение месяца со дня создания ОП.
Кроме того, фирма должна встать на учет в инспекции ФНС по местонахождению каждого из своих обособленных подразделений. Когда отдельные подразделения располагаются в одном городе, но на различных подотчетных территориях, компания может выбрать одну инспекцию ФНС по расположению какого-либо из филиалов (п. 4 ст. 83 НК РФ).
Для регистрации подается уведомление о создании подразделения по форме С-09-3-1 и документацию, подтверждающую факт его образования. Новому подразделению будет присвоен собственный КПП. ИНН будет аналогичным головной фирме. Постановка на учет проводится в течение пяти рабочих дней.
Ответственность за непредставление, несвоевременное представление сведений в налоговые органы и внебюджетные фонды (Сильвестрова Т.)
Дата размещения статьи: 30.03.2015
Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган:
— в установленные законодательством о налогах и сборах сроки по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) (п. 4 ст. 80 НК РФ);
— по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету) (п. 3 ст. 80 НК РФ).
В этой статье автор рассматривает вопросы привлечения налогоплательщика к ответственности за непредставление, несвоевременное представление налоговой декларации, расчета по налогам, справки 2-НДФЛ в налоговые органы, а также формы РСВ-1 ПФР в ПФР.
Обратите внимание! Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности (п. 2 ст. 80 НК РФ).
Непредставление, несвоевременное представление налоговой декларации
Непредставление, несвоевременное представление расчета авансового платежа по налогу
Непредставление, несвоевременное представление налоговым агентом справки 2-НДФЛ
Непредставление, несвоевременное представление налоговым агентом в налоговую инспекцию сведений о невозможности удержать НДФЛ
Непредставление налоговым агентом в налоговые органы в установленные сроки сведений о невозможности удержать НДФЛ влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ на основании п. 1 ст. 126 НК РФ. Кроме того, в отношении должностных лиц, допустивших такое правонарушение, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Налоговый агент, который не удержал и не перечислил в бюджет сумму НДФЛ, может быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа на основании ст. 123 НК РФ. Данной статьей установлено, что неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в предусмотренный НК РФ срок суммы налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от этой суммы.
Непредставление, несвоевременное представление расчета РСВ-1 ПФР в ПФР
Непредставление плательщиком страховых взносов в срок, установленный Федеральным законом N 212-ФЗ , расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за их уплатой по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. (п. 1 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ).
———————————
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Обратите внимание! За несвоевременное представление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на должностное лицо организации может быть наложен и административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ).
Несоблюдение формата представления декларации
Если налогоплательщик представил декларацию в налоговый орган в бумажной форме, тогда как НК РФ устанавливает обязанность по представлению декларации в электронном виде, то в этом случае налогоплательщик привлекается к ответственности по ст. 119.1 НК РФ. Согласно нормам данной статьи несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.
Пример. Налогоплательщик послал в налоговый орган по почте декларацию по НДС на бумажном носителе 13.04.2015, а 29.04.2015 по телекоммуникационным каналам связи направил декларацию в электронном виде. Срок представления декларации в электронном виде — 20.04.2015. По нормам законодательства РФ налогоплательщик обязан сдавать декларацию в электронном виде.
С 1 января 2014 г. плательщики НДС (в том числе являющиеся налоговыми агентами) в установленный законодательством срок обязаны представлять декларации по налогу на добавленную стоимость по установленному формату только в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Представление налогоплательщиком декларации по НДС на бумажном носителе квалифицируется как нарушение порядка представления налоговой декларации, за что предусмотрена налоговая ответственность по ст. 119.1 НК РФ (штраф в размере 200 руб.).
За несвоевременное представление декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщик привлекается к ответственности по ст. 119 НК РФ (Письмо ФНС России от 11.04.2014 N ЕД-4-15/6831).
В завершение приведем данные о нарушениях и размере ответственности, предусмотренной НК РФ в отношении налогоплательщиков и налоговых агентов за непредставление, несвоевременное представление налоговой декларации, расчета по налогам, справок 2-НДФЛ, формы РСВ-1 ПФР.
Непредставление в установленный законодательством срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета
Штраф в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании налоговой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. (ст. 119 НК РФ)
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде
Штраф в сумме 200 руб.
Непредставление, несвоевременное представление налоговым агентом справки 2-НДФЛ
Штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ)
Непредставление, несвоевременное представление налоговым агентом в налоговую инспекцию сведений о невозможности удержать НДФЛ
Штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ)
Непредставление расчета РСВ-1 ПФР в ПФР
Штраф в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления расчета РСВ-1 ПФР, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. (п. 1 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ)
Видео (кликните для воспроизведения). |
Несоблюдение формата представления декларации
Источники
Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.
Жилина, Е. А. Юридическая служба предприятия: cоздание и управление / Е.А. Жилина. — М.: КноРус, 2010. — 168 c.
Графский, В.Г. Бакунин; Юридическая литература, 2013. — 144 c.- Широкунова, О. В. Как открыть свое дело. Создание юридического лица / О.В. Широкунова. — М.: Феникс, 2005. — 384 c.
- Дмитриев, О. В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования / О.В. Дмитриев. — М.: ЮРИСТЪ, 2005. — 400 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.