Новые сроки проведения камеральных проверок и другие нововведения

Полная информация на тему: "Новые сроки проведения камеральных проверок и другие нововведения" в помощь грамотному гражданину.

За какой период может быть проведена налоговая проверка

Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).

Камеральная проверка

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ). Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2015 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2015 года. При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки? По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет).

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.

В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).

[2]

Выездная проверка

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды. По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

Периоды, охватываемые выездной проверкой

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?

Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки. Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).

Проверка текущего года может затрагивать:

  • налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
  • налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).

Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился. Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.

Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012, Московского округа от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/3000-09-П, Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195).

Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам. Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст. 75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г. № ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г. № Ф09-11127/10-С2).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет. Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г. № Ф09-1805/09-С3).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?

В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок. Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см. Когда проводятся повторные налоговые проверки .

Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).

Читайте так же:  Расчет и взыскание неустойки за просрочку поставки товара

Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.

Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.

Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).

В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.

Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать. В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).

Проверка правопреемника

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.

Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).

Новые правила налоговых проверок по ФЗ №302

Изменения частях 1 и 2 НК РФ, вступающие в действие согласно ФЗ №302 от 03-08-18 г., широко обсуждаются налогоплательщиками. Не удивительно: спектр поправок значителен, затронуты интересы различных категорий налоговых агентов.

[3]

Налоговые проверки – один из инструментов контроля фискальных органов. Порядок их проведения, согласно документу, меняется кардинально. По мнению законодателя, указанные меры призваны совершенствовать налоговое администрирование, снизить административную нагрузку при проверке. Так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.

[1]

ФЗ №302 и изменения в Налоговом кодексе

Все изменения так или иначе связаны с налоговыми проверками организаций. Рассмотрим их обзорно.

Заявительный порядок возмещения НДС: уменьшены суммы совокупных выплат в бюджет по налогу на добавленную стоимость, на прибыль и др., согласно ст. 176.1 НК РФ. Раньше он составлял 7 млрд руб. за 3 года, а сейчас 2 млрд руб. Напомним, что такой порядок предусматривает возврат налога только на основе предоставленной декларации, до окончания камеральной проверки ИФНС. В иных случаях проверка является обязательной, только после ее завершения производится возврат.

  • отменяются пониженные ставки по налогу на прибыль;
  • сокращается число контролируемых сделок;
  • ужесточается контроль ФНС в отношении консолидированных групп налогоплательщиков (КГН);
  • расширяется список налогоплательщиков НДС, уточнен его расчет по авансам в отношении имущественных прав, закреплена ставка 0% для товаров, ввозимых в ЕАЭС;
  • отменяется налог на движимое имущество, упраздняется понятие как таковое.

В правилах проведения налоговых проверок, согласно ФЗ №302, меняется многое: от сроков до процедуры оформления контрольных действий ФНС. Это касается камеральных проверок по НДС и выездных проверок, а также встречных.

Выездная проверка

Выездная проверка проводится представителями ИФНС, как и раньше, на основании ст. 89 НК РФ, на территории организации. Однако формулировки указанной статьи существенно изменились.

Так, если плательщик налога подал декларацию с уточненными данными и сумма налога в ней – к уменьшению, ранее выездная проверка могла проводиться повторно строго по периоду предоставления декларации (п. 10 ст. 89). Теперь же, согласно п.п. 2, предметом проверки является «правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка)».

Если отвлечься от некоторой расплывчатости новой формулировки, то выводы такие:

  • ранее повторная выездная проверка могла вылиться, по сути, в новую проверку всех показателей за период;
  • теперь чиновники имеют право проверять только откорректированные показатели.

Еще один важный нюанс: ранее налогоплательщик имел право по умолчанию не отсылать документы в инспекцию повторно. Теперь он может поступить также, однако, обязан в срок 10 дней уведомить контролирующий орган, что уже выполнил свои обязанности. При этом в уведомлении подробно указываются все реквизиты переданных ранее в инспекцию документов. Правило касается любых проверок, в том числе и выездных.

Читайте так же:  Уточнен порядок использования доходов фондами капремонта

Камеральная проверка по НДС

«Камералка» по НДС – частое явление для организаций, применяющих ОСНО. Такая процедура проводится в общем случае, если заявлена сумма НДС к возмещению либо у ФНС есть подозрения в том, что налогоплательщик недобросовестно исчисляет и уплачивает НДС в бюджет. В качестве компенсации за повышение ставки налога законодатель сократил сроки проведения камеральных проверок.

Ранее они проводились в течение трехмесячного срока, теперь же налоговики должны уложиться в два месяца после получения декларации, иных документов о деятельности организации. При этом никакого специального распоряжения руководителя службы не требуется.

Двухмесячный срок применяется только к компаниям среднего или низкого уровня налогового риска (декларация не противоречит данным контрагентов, отсутствуют признаки необоснованной выгоды компании; если сумма предъявляется к возмещению, она сравнивается с общей суммой налогов за 3 года, и т.д.). Имеет место так называемый риск-ориентированный подход.

Если в ходе проверки обнаружены признаки, указывающие на нарушения, ИФНС, руководствуясь решением ее руководителя, вправе продлить «камералку» до трех месяцев с момента получения декларации. «Признаками» формально могут считаться и незначительные расхождения в расчетах НДС, образующиеся за счет арифметических недочетов.

На заметку. В общем случае камеральная проверка может проводиться в течение трех месяцев после получения декларации или расчета (ст. 88 п. 2). Если иностранная компания оказывает услуги по сети интернет, то срок ее проверки по НДС может достигать полугода (ст. 83 НК РФ, п. 4.6).

Встречная проверка

При проведении проверок контрагентов организации в рамках встречной проверки ФНС может требовать предоставления документов, касающихся определенной сделки (а не деятельности самой организации!).

Срок предоставления документов в рамках встречной проверки увеличен до 10 рабочих дней, вместо 5-дневного срока, по старому порядку. При этом в требовании должна фигурировать именно ст. 93.1 п. 2 НК, а не другие статьи или пункты. Срок отправки документов в налоговую при обычной проверке остался прежним – 5 дней. Нарушение его грозит организации штрафами.

Что еще изменилось

Дополнительные доказательства налоговых нарушений могут быть получены (ст. 101-6, 93, 93.1 НК РФ) с санкции руководства ФНС путем предъявления требования о предоставлении документов, допроса свидетелей. Теперь в ст. 101 прописано, как оформляются результаты этих мероприятий – Дополнением к акту налоговой проверки. В нем указывается:

  • дата начала и дата окончания контрольной процедуры;
  • какие именно действия производились со стороны проверяющих лиц;
  • факты нарушений или их отсутствие;
  • рекомендации по устранению нарушений, если таковые были выявлены;
  • ссылки на нормативные документы, регламентирующие дополнительные контрольные процедуры.

Дополнение и подтверждающие его содержание документы вручаются представителю организации контролирующими лицами любым способом, подтверждающим его получение, не позднее 5-ти дней от даты документа. Подписать же документы они обязаны в течение 15 дней после окончания контрольных действий.

Участнику КГН такой документ вручается в десятидневный срок, а юридическому лицу – иностранцу направляется почтой, и на 20-й день после отправки документ считается полученным.

Возражения на факты, изложенные в документе, теперь можно отсылать не в десятидневный срок, а в течение 15-дневного срока, считая по рабочим дням.

На заметку. Согласно ст. 101, п. 2,4 налогоплательщик должен быть до начала проверки ознакомлен с доказательствами своих налоговых нарушений. Если представители ИФНС не сочли нужным провести процедуру ознакомления, то формально можно говорить о ничтожности доказательств.

Срок проведения камеральной проверки в 2019 году

После сдачи налоговой отчетности в ФНС стартует этап проверки, в течение которой инспекция определяет достоверность информации, правильность подсчетов. Этот процесс носит название – камеральная проверка. Сроки проведения 2019 года отличаются от прошлогодних.

Что такое камеральная проверка

Процедура проводится непосредственно в налоговом органе.

Предметом проверки считаются декларации, и другие налоговые бумаги.

Субъектом, подающим декларацию возможны, как организация, так и физ. лицо.

Отчетный период – год, за который оформлена декларация.

Дата начала мероприятия – следующие рабочие сутки после сдачи пакета документов в ФНС.

Как проходит проверка

Требования к проведению камеральной проверки в налоговых организациях определяет ст. 88 НК РФ

И проходит она в несколько этапов:

  • налогоплательщик определяет пакет документов в налоговый орган;
  • инспектор заносит цифры из декларации в электронную базу ФНС;
  • программа обрабатывает данные, сверяет цифры, выверяет расчеты, подводит итоги;
  • если нет замечаний – то камеральная проверка считается успешно завершенной
  • если система выявила расхождения или недостаток информации, то инспекторы уполномочены запросить дополнительную информацию — уточненную налоговую декларацию. Если обновленные цифры неудовлетворительны, то налоговики инициируют углубленную камеральную проверку.

Изменения в законодательстве касаемо налогов

С 2019 года введены два главных новшества:

  • повышение НДС с 18 до 20%, льготные ставки по налогу остались неизменными;
  • сокращение срока камеральной проверки документов в налоговых органах.

Время сверки по законодательству

На основании поправок в Налоговом кодексе от 03.08.2018 № 302-ФЗ, срок проведения камеральной проверки в 2019 году снижен теперь с трех, до двух месяцев.

Начало срока мероприятия начинает отсчет с завтрашнего дня, после регистрации документов в ФНС (п. 2 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Декларацию в налоговый орган возможно выслать через почту РФ. Срок проверки в этом случае исчисляется с завтрашнего дня, после прибытия декларации в инспекцию.

Если срок истекает в выходной/праздничный день, то по факту сверка заканчивается в первый будний день после (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

(Например, декларация подана.1.03, два месяца проверки истекают 1.05, но это праздничный день, значит, о результате будет обвялено не позднее 2 или 3.05. В зависимости от количества выходных дней, установленных Правительством на майские праздники соответствующего года).

Когда же срок оканчивается в день месяца, которого нет в календаре то решение по результатам выносится в последний день текущего месяца.

(например, декларация подана 31.03, то окончание проверки состоится не позднее 30.06.).

Если обнаружены ошибки или расхождения в цифрах, то процедура может быть продлена до 3-х месяцев, без уведомления налогоплательщика.

При необходимости подачи уточненной декларации, срок проверки предыдущей обнуляется, проверка запускается снова. (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Как обстоят дела с проверкой на самом деле

Сколько длится камеральная налоговая проверка в 2019 году на практике?

По возможности продления срока или преждевременного окончания в законе оговорок не предусмотрено.

Но в судебном порядке задержки сроков выше установленного не определены, как нарушения.

Результаты могут быть озвучены и раньше срока. На продолжительность косвенно влияют:

  • объемы проверки, например, когда проверяются декларации сразу за три года;
  • отсутствие ошибок в заполнении;
  • а также программа лояльности к добросовестным налогоплательщикам.

Как отследить процесс камеральной проверки

В настоящее время объем проверяемой документации вырос, в частности от физ. лиц, которым положено возмещение подоходного налога, в рамках предусмотренных законодательством.

Для облегчения получения информации о ходе проверки, разработана электронная система ФНС. Любой желающий теперь имеет возможность зарегистрироваться в электронной базе налоговиков. При обращении в налоговую, на основании паспорта и ИНН инспектор зарегистрирует в системе и выдаст временный пароль к личному кабинету налогоплательщика, который в дальнейшем, самостоятельно необходимо поменять на постоянный.

Чтобы проверить статус декларации, нужно в личном кабинете открыть вкладку «Статус проверки 3НДФЛ» там можно найти данные о номере декларации, дате ее подачи и ходе проверки. По окончании будет соответствующая запись.

Читайте так же:  Фнс разъяснила, как оформить отмену налога при утрате имущества

Изменение порядка проведения налоговых проверок в 2018 году

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 87 Налогового кодекса РФ определяет два вида налоговых проверок: камерные и выездные. Порядок проведения камеральных налоговых проверок регламентирован статьей 88 Налогового кодекса РФ. Она же дает определение термину «камеральная налоговая проверка» – это проверка, осуществляемая по месту нахождения соответствующего органа ФНС, на основании налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также иных данных, имеющихся у налогового органа. Данный вид налоговой проверки проводится не требует решения руководителя налогового органа. Что касается выездных налоговых проверок, порядок их проведения установлен 89 Налогового кодекса РФ.

Для проведения выездной налоговой проверки, налоговому инспектору необходимо получить специальное разрешение руководителя (его заместителя) налоговой инспекции. Выездная налоговая проверка осуществляется на территории налогоплательщика. Федеральным законом от 18.07.2017г. № 163-ФЗ была дополнена статья 82 Налогового кодекса РФ, которая определяет правила проведения налоговых проверок и налогового мониторинга. Об этом и пойдет речь в настоящей статье.

Изменения в порядке проведения камеральных налоговых проверок в 2018 году

Особенности и порядок проведения камеральных налоговых проверок регламентированы статьей 88 Налогового кодекса РФ. Согласно налоговому законодательству РФ все налогоплательщики в зависимости от применяемого налогового режима и видов осуществляемой деятельности должны формировать и представлять налоговую отчетность. Соблюдение указанных норм предполагает своевременную сдачу налоговых отчетов в инспекцию ФНС по месту регистрации (налогового учета) налогоплательщика. В свою очередь, все документы, поступившие в инспекцию от налогоплательщиков, подлежат проверке отделом камеральных проверок.

В 2018 году в статью 88 Налогового кодекса РФ внесены изменения в части проведения камеральных налоговых проверок. Теперь срок проведения камеральных проверок ограничен одним месяцем (см. Письмо ФНС России от 13 июля 2017 года № ММВ-20-15/[email protected] «Об ускоренном возмещении НДС добросовестными налогоплательщиками»). Решение о возмещении НДС в отношении налогоплательщиков, которым был присвоен низкий или средний уровень риска, налоговые инспекторы будут принимать в течение двух месяцев. Напомним, что ранее, до внесения указанных изменений в статью 88 Налогового кодекса РФ, максимальный срок проведения камеральной налоговой проверки составлял три месяца.

Изменения в порядке проведения выездных налоговых проверок в 2018 году

Особенности и порядок проведения камеральных налоговых проверок регламентированы статьей 88 Налогового кодекса РФ. При проведении выездных налоговых проверок налоговые органы руководствуются следующими нормативными актами:

  • на Налоговый кодекс РФ;
  • Приказ ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/[email protected] (в нем приведены формы документов о приостановлении выездной налоговой проверки и порядок продления сроков проведения выездной налоговой проверки);
  • Приказ ФНС России от 07 мая 2007 года № ММ-3-06/[email protected];
  • Письмо ФНС России от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622.

Что же касается сроков проведения выездных налоговых проверок, в 2018 году они не изменились:

  • общий (стандартный) срок – до двух месяцев (п. 6 ст. 89 Налогового кодекса РФ);
  • при наличии веских оснований – до четырех месяцев;
  • максимальный срок выездной налоговой проверки – до шести месяцев;
  • при выполнении соглашений о разделе продукции – шесть месяцев (см. п. 3 ст. 346.42 Налогового кодекса РФ).

Важно! В срок проведения выездной налоговой проверки не включаются периоды, в которые выездная налоговая проверка не проводилась – была приостановлена. Исключения составляют случаи обоснованной необходимости в увеличении срока проверки, а именно:

  • большое количество материалов для выездной налоговой проверки;
  • большое число уплачиваемых налогов, наличие обособленных подразделений у проверяемого налогоплательщика;
  • иные аналогичные причины.

С конца 2017 года в каждой территориальной налоговой инспекции подготавливается график налоговых проверок на 2018 год, который содержит перечень подлежащих проверке организаций, а также сроки, с соблюдением которых каждая из них должна быть проведена. С 01 июня 2018 года начнет свою работу новый сервис – «Прозрачный бизнес». Данный сервис позволит получить о контрагенте еще больше информации, в том числе:

  • о долгах по налогам, пеням и штрафам;
  • о налоговых правонарушениях и ответственности за них (с 02 июня 2016 года и позже);
  • о специальных налоговых режимах, которые применяют компании;
  • об участии компании в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • о среднесписочной численности работников компании за год;
  • о доходах и расходах по бухгалтерской отчетности за год;
  • об уплаченных за год налогах и сборах.

Сведения из первых четырех пунктов налоговые органы будут обновлять каждый месяц, остальные сведения будут размещаться раз в год (первая информация появится 01.06.2018г.). Общий срок хранения данных о компаниях данный сервис будет хранить не менее трех лет. После запуска сервиса «Прозрачный бизнес» все без исключения налогоплательщика смогут ознакомиться с потенциальными поставщиками товаров или услуг, чтобы сделать собственные выводы о том или ином потенциальном контрагенте, что так же позволит оценить возможный риск от работы с конкретным контрагентом.

  • ранее в отношении них выносилось постановление об административном правонарушении, приостановлении деятельности либо дисквалификации;
  • ранее в отношении них на основании проверки выносилось решение об аннулировании / приостановлении лицензии на осуществление деятельности, если с момента окончания такой проверки прошло менее трех лет.

Таким образом, с помощью применения риск-ориентированного подхода можно прогнозировать периодичность проведения налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, поскольку именно от степени риска налогоплательщика и будет зависеть частота их проведения. Принцип довольно прост: чем выше уровень риска налогоплательщика – тем чаще он будет подвержен проверкам, и соответственно наоборот. Поэтому приходим к выводу, что каждый налогоплательщик должен и может стремиться самостоятельно минимизировать свой уровень риска, тем более что изменения и нововведения налогового законодательства предоставляют такую возможность. Можно сделать вывод, что, несмотря на довольно положительный акцент внесенных в 2018 году в Налоговый кодекс РФ изменений, риск ущемления прав налогоплательщиков со стороны налоговых органов все же остается. Как на практике будут работать нововведения, покажет лишь время.

Новшества в порядке проведения налоговых проверок

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Бухгалтер (Бухгалтерское приложение)». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

ЭЖ-Бухгалтер

Бухгалтерское приложение газеты «Экономика и Жизнь» — рассчитано на практикующих бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых органов. Представляет актуальные комментарии специалистов, оперативные ответы на вопросы читателей, а также законы, постановления, инструкции, письма и разъяснения министерств и ведомств.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем:12 полос.

Новые сроки проведения камеральных проверок и другие нововведения в 2019 году

Что меняется с 01.04.2019?

В соответствии с новой редакцией п.20 ст.165 НК РФ, для подтверждения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС в налоговый орган могут быть представлены по ТКС транспортные, перевозочные документы, составленные в электронной форме при международной железнодорожной перевозке в рамках таможенного экспорта – при оказании услуг перевозчиком, экспедитором.

Таким образом, в рамках камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе будет истребовать от налогоплательщиков, представивших документы в электронной форме, какие-либо дополнительные документы (п.7 ст.88 НК РФ).

Срок камеральной проверки по НДС сокращен, но продлевается без уведомления

Срок камеральной налоговой проверки по НДС с 03.09.2018 был сокращен до 2 месяцев и может быть продлен решением, принятым по установленной форме (абз. 4,5 п. 2 ст. 88 НК РФ).

В связи с этим, письмом от 07.11.2018 №ММВ-20-15/146 ФНС РФ отменила свое письмо от 13.07.2017 №ММВ-20-15/[email protected], в котором сообщалось о возможности сокращения срока проверки при присвоении низкого/среднего уровня риска при применении риск-ориентированного подхода, с помощью программных средств.

Читайте так же:  Работа с кадрами для госслужбы будет проводиться в электронной форме

Важно! Минфин РФ в письме от 02.10.2018 №03-02-07/1/70615 разъяснил, что обязанность налоговых органов уведомлять налогоплательщика о продлении срока проведения камеральной проверки НК РФ не предусмотрена.

Перекрестная камеральная налоговая проверка по НДС проводится автоматически

ФНС РФ направила информационное письмо от 03.12.2018 № ЕД[email protected] с разъяснениями об автоматизированной перекрестной камеральной проверке по НДС (см. приказ ФНС РФ «О вводе в промышленную эксплуатацию…» от 10.02.2017 №ММВ-7-15/[email protected]). В этом случае налогоплательщик может получить по ТКС требование о представлении пояснений с перечнем операций, по которым выявлены расхождения, в соответствии с которым он обязан:

  • В 6-дневный срок передать в ФНС квитанцию о приеме требования в электронной форме по ТКС;
  • Проверить правильность заполнения налоговой декларации и реквизиты, по которым обнаружены расхождения;
  • В 5-дневный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ) представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию либо представить пояснения с указанием уточненных сведений. Если ошибки не выявлены, об этом необходимо уведомить налоговый орган путем дачи пояснений.

ФНС также напомнила, что в соответствии с подп. 1.1, подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ в случае уклонения от отправки квитанции или необеспечения получения сообщений от налогового органа по ТКС расчетные счета будут заблокированы.

Какие новые формы документов по камеральным налоговым проверкам применяются в 2019 году?

ФНС РФ письмом от 07.11.2018 № ЕД-4-15/[email protected] направила налоговым органам рекомендуемые новые формы документов:

  • Решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки (приложение № 1) и уведомление о ранее представленных документах (информации) (приложение № 2). В соответствии с новой редакцией п. 5 ст. 93, п. 10 ст. 165, п. 13 ст. 198 НК РФ, налогоплательщик, ранее направивший документы в налоговый орган, вправе, не представляя их повторно, направить в ответ на запрос уведомление об этом.
  • Дополнение к акту налоговой проверки (приложение №3). В соответствии с п. 6.1 ст. 101 НК РФ, после проведения дополнительных мероприятий должен составляться именно такой документ.

Рекомендованные формы действуют до утверждения ФНС форм документов в установленном порядке.

Обратите внимание! Некоторые из форм, используемых как при выездных, так и при камеральных налоговых проверках, утверждены приказом ФНС РФ от 15.01.2019 №ЕД-4-2/[email protected] «О направлении рекомендуемых форм…» (в частности, касающиеся назначения экспертизы).

Какие доказательства могут быть использованы по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля?

ФНС РФ 19.10.2018 разместила на своем официальном сайте информацию о том, что налоговая инспекция при составлении акта по результатам проведения налоговой проверки или дополнительных мероприятий налогового контроля вправе использовать доказательства, полученные после проведения проверки и завершения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, если они были запрошены в течение проверки или срока проведения дополнительных мероприятий.

При этом приводится случай из судебной практики, когда заключение эксперта, полученное уже после завершения дополнительных мероприятий, было использовано инспекцией как одно из доказательств выявленных нарушений. По результатам проверки организация была привлечена к ответственности. Налогоплательщик обжаловал это решение налогового органа со ссылкой на получение доказательства за пределами срока проверки. Однако определением ВС РФ от 23.04.2018 №305-КГ18-3300 была подтверждена законность решения налогового органа.

Что может быть указано в дополнении к акту камеральной налоговой проверки?

Новый п.6 ст. 101 НК РФ предусматривает составление дополнения к акту налоговой проверки по результатам дополнительных мероприятий.

ФНС РФ в письме от 19.10.2018 № ЕД-4-2/[email protected] разъяснила, что в этом документе не могут указываться нарушения, которые ранее не были отражены в акте налоговой проверки.

Важно! Вместе с тем ФНС ссылается на то обстоятельство, что имеется судебная практика, не признающая указанием на новое нарушение выявление ранее сокрытых объектов налогообложения (охватываемых перечисленными в акте нарушениями), что влечет увеличение сумм доначисления налогов, штрафов и пеней.

Обратите внимание! Камеральная проверка по транспортному и земельному налогам может уйти в прошлое в случае принятия законопроекта №607168-7, предусматривающего отмену по этим налогам деклараций. 19.02.2019 законопроект был принят Госдумой в 1-м чтении.

Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2019 году

Камеральная налоговая проверка по НДС: определение и предмет

Камеральная проверка налоговой декларации по НДС — это форма контроля. С ее помощью представители налоговой службы выявляют расхождения и ошибки в отчетности, представляемой плательщиком соответствующего налога (ст. 82, 87 НК РФ).

Проводится такая проверка на территории налогового органа, в общем случае посещение офиса проверяемой компании не предусмотрено (ст. 88 НК РФ). При необходимости документы и пояснения запрашиваются через телекоммуникационные каналы связи (ТКС). В тоже время с 01.01.2015 у налоговиков появилось право в ходе камеральной проверки проводить осмотр помещений налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка по НДС — это проверка информации, которую представил налогоплательщик в виде декларации. Последняя выступает предметом проверки.

Срок, отпущенный на проведение необходимых процедур, составляет 3 месяца (ст. 88 НК РФ). Отсчитываться срок камеральной проверки по НДС начинает с даты (дня), когда декларация была получена налоговой службой.

С 01.07.2017 для добросовестных налогоплательщиков срок камеральной проверки декларации по НДС с суммой налога к возмещению может быть сокращен с 3 до 2 месяцев. Подробнее об этом расскажем в следующем разделе нашего материала.

Срок камеральной проверки по НДС и подачи декларации по НДС

Крайний срок подачи декларации по НДС — 25 число месяца, наступившего за налоговым периодом, который истек (п. 5 ст. 174 НК РФ).

При этом срок камеральной проверки декларации по НДС составляет 3 месяца со дня представления налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

С июля 2017 года камеральная проверка декларации по НДС с суммой налога к возмещению может сокращаться до 2 месяцев (письмо ФНС «Об ускоренном возмещении НДС добросовестным налогоплательщикам» от 13.07.2017 № ММВ-20-15/[email protected]).

Налоговикам предписано завершать камеральные проверки по истечении 2 месяцев со дня представления декларации по НДС при одновременном соблюдении следующих условий:

  • в декларации отсутствуют противоречия, и содержащиеся в ней сведения соответствуют сведениям об операциях, представленным другими налогоплательщиками (либо не устраненные расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога к уплате в бюджет);
  • отсутствуют признаки нарушений налогового законодательства, приводящие к занижению налога к уплате (либо завышению заявленного к возмещению налога), и информация, свидетельствующая о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

При этом налогоплательщик должен соответствовать одному из условий, перечисленных в п. 1 письма ФНС № ММВ-20-15/[email protected]

С особенностями камеральной проверки к возмещению вас познакомит публикация.

Форма декларации по НДС

Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/[email protected] утверждены:

  • форма декларации;
  • порядок ее заполнения;
  • формат представления отчетности в налоговые органы.

Узнать детальнее о составе декларации, скачать ее бланк и образец вы можете из материалов рубрики «Какой порядок заполнения декларации по НДС (пример, инструкция и правила)».

Если фирма начисляет НДС, а затем предъявляет налог к вычету, ей придется указать соответствующие данные о счетах-фактурах, которые явились основанием для расчетов. Для этого в декларации предусмотрены разделы для отражения данных из книги покупок, книги продаж, журнала учета счетов-фактур.

Кто сейчас обязан заполнять журнал учета счетов-фактур, узнайте здесь.

В настоящее время налоговые инспекторы получили возможность сравнивать данные, отраженные в книге продаж и книге покупок фирмы-продавца и фирмы-покупателя. Это позволяет выявлять в ходе камеральной проверки по НДС недобросовестных лиц, которые налоги в бюджет не платят, но претендуют на получение вычета по НДС.

Читайте так же:  Получаем выписку из банка для шенгена

Ответственность за нарушение формы подачи декларации

Большинство плательщиков НДС обязаны подавать декларацию в электронном виде. Если же вместо электронной декларации будет представлена бумажная, организацию ждет штраф.

В п. 5 ст. 174 НК РФ сказано, что декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не является представленной. В результате и последствия стали серьезнее: штраф вырос, возможно и привлечение к административной ответственности.

Кроме этого, счет вашей организации могут заблокировать (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Подробнее о приостановлении операций по счетам см. в нашем материале «Опоздали с декларацией? Готовьтесь к блокировке счета».

Получение электронных документов от налоговой нужно подтвердить

В п. 5.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ сказано, что каждый налогоплательщик, пересылающий в налоговую службу электронную декларацию, обязан обеспечить получение от инспекции в электронной форме по ТКС документов, высылаемых налоговой в ходе контроля. Что же может затребовать ваша налоговая инспекция? Здесь подразумевается:

  • уведомление о вызове налогоплательщика (ст. 31 НК РФ);
  • требование о представлении пояснений (ст. 88 НК РФ)/документов в отношении поданной отчетности (ст. 93 и 93.1 НК РФ).

Список могут дополнять и другие документы, необходимые для проведения камеральной проверки.

Когда уведомление или требование получено, налогоплательщик обязательно отправляет в налоговую службу квитанцию, подтверждающую прием. На это законодательством отводится не более 6 суток от даты, когда налоговики запросили документацию или пояснения по отчетности.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Неисполнение обязанности по передаче означенной квитанции будет иметь серьезные последствия (ст. 76 НК РФ). Так, налоговая служба наделена правом заморозить все операции по счетам фирмы-нарушителя — от банковских операций до переводов денег по электронным каналам.

Отмена такого решения возможна на основании ст. 76 НК РФ. Разблокировка замороженных счетов производится при условии, что налогоплательщик:

  • передал квитанцию, подтверждающую прием документов, которые были направлены налоговой инспекцией;
  • представил документы/пояснения, затребованные изначально налоговым органом.

Тогда отмена постановления о блокировке счета должна произойти не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из указанных дат.

Когда налоговики могут истребовать документы

Налоговые органы имеют право требовать в ходе камеральной проверки представления налогоплательщиком счетов-фактур, первичных и иных документов, относящихся к операциям, отраженным в поданной декларации (ст. 88 НК РФ). Ниже перечислены случаи, когда данное право подлежит реализации:

  1. Если данные, представленные двумя разными налогоплательщиками по одной и той же операции, не соответствуют друг другу.
  2. Если информация, указанная в декларации, не соответствует данным из журнала учета счетов-фактур.
  3. Если в поданной декларации выявлены противоречия.

ВАЖНО! Намерение истребовать документацию у налогоплательщика должно иметь под собой веские основания. То есть выявленные фискальной службой «неровности» в отчетности должны говорить о стремлении налогоплательщика занизить размер суммы налога к уплате и попытке завысить размер возмещения из бюджета.

О том, какие моменты могут влиять на возникновение вопросов при проверке, читайте в материале «Налоговики обобщают ошибки: проверьте свою декларацию по НДС».

Любые пояснения по НДС налоговики принимают только в электронном виде. Узнайте об этом здесь.

Камеральная проверка НДС: территорию — к осмотру!

У представителей налоговой службы в ходе камеральной проверки есть право проводить осмотр территорий организации, занимаемых ею помещений, а также иного имущества (ст. 92 НК РФ).

То есть камеральная проверка НДС — это работа, проводимая фискалами не только в пределах рабочего кабинета, но и на территории налогоплательщика.

Осмотр возможен не только у проверяемого лица, но и у его контрагентов. См. материал «При проверке контрагента осмотр могут провести у вас».

Когда допускается проведение осмотра? Осмотр возможен в следующих случаях (п. 1 ст. 92, п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ):

  • представление декларации, в которой заявлена к возмещению сумма НДС;
  • выявление противоречий и несоответствий, которые дают основания считать, что хозяйствующий субъект пытается занизить размер налога к уплате или завысить сумму налога к возмещению.

Постановление контролирующего лица, проводящего проверку, — достаточное основание для осмотра территорий, помещений и иного имущества юридического лица. При этом оно должно обладать следующими признаками:

  • во-первых, иметь мотивацию;
  • во-вторых, быть утвержденным руководителем налогового органа либо же его заместителем.

В полной мере соответствующее этим требованиям постановление является основанием для доступа фискальной службы на территорию/в помещения проверяемой компании. Кроме того, представители налоговой службы обязаны иметь служебные удостоверения.

Налоговый мониторинг и камеральная проверка НДС: точки соприкосновения

Начиная с 2015 года некоторых налогоплательщиков может заинтересовать новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг.

Предметом налогового мониторинга выступает правильность расчета налогов, а также соблюдение сроков их уплаты в бюджет, в частности это касается и проверки НДС (ст. 105.26 НК РФ).

Налоговики не имеют права проводить камеральные (кстати, и выездные тоже) проверки в рамках временного периода, который подпал под мониторинг.

Правда, законодатель предусмотрел для этого правила несколько исключений. Например, если в периоде, подвергнутом мониторингу, представители налоговой инспекции выявят, что сумма налога, которая должна бы поступить в бюджет, не соответствует той, которую указало предприятие в своей декларации, проверка будет проведена обязательно.

Заметим, что налоговый мониторинг может быть проведен исключительно добровольно. Обязательным основанием для него выступает решение, принятое по факту рассмотрения заявления, поданного организацией, инициирующей его проведение. Более того, это не единственное, что потребуется. Заявление нужно дополнить определенными документами и сообщить об организации ряд данных.

В приказе ФНС от 21.04.2017 № ММВ-7-15/[email protected] утверждены новые формы документов, используемые при проведении налогового мониторинга. Узнайте о них по ссылке.

Камеральная проверка декларации по НДС проводится в налоговой инспекции. При необходимости инспекторы могут запросить документы или прийти к налогоплательщику для осмотра помещений и территорий.

Видео (кликните для воспроизведения).

Срок камеральной проверки декларации по НДС в общем случае составляет 3 месяца. Этот срок может быть сокращен до 2 месяцев, если в декларации заявлен НДС к возмещению из бюджета и заявитель, по данным налоговиков, является добросовестным налогоплательщиком.

Источники


  1. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 304 c.

  2. Осиновский, А.Д. Акционер против акционерного общества; СПб: ДНК, 2013. — 352 c.

  3. Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.
  4. Ведерников, А. Н. Конституционное право личности на судебную защиту в законодательстве и судебной практике России / А.Н. Ведерников. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2017. — 152 c.
  5. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 1. — Москва: Высшая школа, 2016. — 251 c.
Новые сроки проведения камеральных проверок и другие нововведения
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here