Определение кадастровой стоимости — что изменится

Полная информация на тему: "Определение кадастровой стоимости — что изменится" в помощь грамотному гражданину.

Разъяснено, с какого момента применяется новая кадастровая стоимость недвижимости

wavebreakmedia / Shutterstock.com

Минфин России разъяснил, что в случаях, когда изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода вносится в ЕГРН на основании акта субъекта Федерации об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, то правовые последствия для налогоплательщиков следуют со дня официального опубликования таких актов и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом, если такие акты улучшают положение налогоплательщиков, то они могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 ноября 2017 г. № 03-05-05-01/76792).

Напомним, что налоговая база в отношении объектов недвижимости определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 2 ст. 375 Налогового кодекса). В общем случае изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Однако это правило не применяется, если изменение кадастровой стоимости связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда. Таким образом, в случае внесения в ЕГРН сведений об изменении кадастровой стоимости по основаниям, не связанным с принятием акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, сведения о такой кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций в этом и предыдущих налоговых периодах (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).

Узнать, какие изменения ждут плательщиков налога на имущество организаций в 2018 году, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы»

интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

При этом в тех случаях, когда изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода вносится в ЕГРН на основании акта субъекта Федерации об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, необходимо учитывать правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации (постановление КС РФ от 2 июля 2013 г. № 17-П). В данной позиции закреплено правило, согласно которому нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Федерации об утверждении результатов определения кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен ст. 5 НК РФ. В этой статье предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Определение кадастровой стоимости — что изменится в 2019 году

Минэкономразвития подготовлен ряд поправок в закон «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016 № 237-ФЗ и ряд других нормативных актов. Цель поправок — сделать кадастровую оценку близкой к реальной стоимости участка.

Какие признаки будут учитываться при определении кадастровой стоимости

Помимо общих характеристик (адреса, площади, категории земель) для расчета кадастровой стоимости будут учитываться ранее проигнорированные законодателем признаки:

  1. Аварийное или ветхое состояние.
  2. Материал стен, год постройки.
  3. Нахождение в зоне с особыми условиями использования и другие.

Важно! Внесение такого изменения позволило бы избежать неадекватных результатов определения кадастровой стоимости, когда рыночная стоимость имущества значительно ниже его кадастровой оценки.

Ужесточение требований к организациям, проводящим кадастровую оценку

Законопроектом также предъявляются особые требования к бюджетным учреждениям, осуществляющим кадастровую оценку. Так, в число их обязанностей разработчики документа включили сбор максимального объема информации об объектах недвижимости перед проведением их оценки.

Важно! Ужесточается также ответственность руководителя бюджетного учреждения за некачественные результаты оценки: трудовой договор с ним подлежит расторжению, если 20% решений учреждения об определении кадастровой стоимости за календарный год работы были признаны незаконными в судебном порядке.

Обязательный пересмотр и изменение кадастровой оценки по инициативе собственника

Законопроект предполагает также обязательный пересмотр кадастровой стоимости объектов недвижимости при снижении величины индекса рынка недвижимости более чем на 30% по сравнению с индексом, существовавшим на момент проведения последней государственной кадастровой оценки.

Обратите внимание! В новом документе также закрепляется право владельца объекта недвижимости по собственному желанию установить кадастровую стоимость в размере его рыночной цены. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в бюджетное учреждение.

Таким образом, нормы законопроекта направлены на повышение качества результатов государственной кадастровой оценки.

Подробнее о действующем порядке определения кадастровой стоимости читайте в наших материалах:

Разница между кадастровой и инвентаризационной стоимостью

Инвентаризационная стоимость

Прежде всего инвентаризационная стоимость имущества применяется при расчёте имущественного налога. Посредством этой оценки определяется налоговая база для домов, квартир и других видов недвижимости. Исключением является лишь земля.

Бюро технической инвентаризации или проектно-инвентаризационное бюро производят оценку объектов на основании себестоимости материалов, из которых они построены, а также учитывая их износ. Таким образом, инвентаризационная стоимость представляет собой восстановительную цену недвижимости за вычетом износа. Эта схема была разработана в шестидесятые годы двадцатого века и считается устаревшей, так как при её применении не учитываются современные нюансы и способы оценки.

Читайте так же:  Образец ходатайства по административному делу

После инвентаризации определённая стоимость объекта вносится в его технический паспорт, а также в инвентаризационную справку. Эта система особенно выгодна для владельцев старой недвижимости, потому что её износ вместе с устаревшими материалами значительно уменьшает базу налогообложения. Кроме того, такая оценка имущества в десять раз ниже рыночной цены.

Необходимо отметить, что с января 2015 года объекты, которые должны облагаться налогом на имущество, переводят на кадастровую оценку. Инвентаризационная цена постепенно исключается из налогового законодательства и практического применения.

Кадастровая цена

В отличие от инвентаризационной стоимости, кадастровую цену любой недвижимости формирует множество различных параметров. К ним относятся:

  • количество этажей здания или сооружения;
  • удобство;
  • местоположение;
  • категория объекта;
  • срок эксплуатации;
  • инфраструктура;
  • наличие парковки и охраны;
  • другие параметры.

Эта цена очень сходна с рыночной, а потому увеличивает базу налогообложения и, как следствие, имущественный налог. Хотя при этом она остаётся ниже рыночных цен почти в два раза.

Главными отличиями такой оценки от других считаются:

  1. Применение для определения налогооблагаемой базы.
  2. Процедура оценки разработана Росреестром. Она отличается от схемы подсчёта рыночной цены объекта недвижимости, так как рыночная стоимость зависит от соотношения таких экономических понятий, как спрос и предложение.
  3. Оценить объект имеют право только уполномоченные сотрудники Росреестра.
  4. Информация о цене, определённой по технологии кадастра, является доступной. Чтобы её узнать, необходимо воспользоваться услугой, предоставляемой Росреестром, которая заключается в предоставлении информации из Единого государственного реестра недвижимости. А инвентаризационную и рыночную оценку сообщают лишь собственникам недвижимого имущества, а также сторонам при заключении различных договоров.

Таким образом, оценка по кадастру применяется при формировании информации ЕГРН, а также для исчисления налога на имущество по новой системе. При совершении различных сделок с объектами её не используют.

Разница между видами оценок

Ранее налогооблагаемая база высчитывалась по цене инвентаризации. Её особенностью являлось то, что при расчёте учитывалась следующая информация:

  • дата сдачи объекта в эксплуатацию;
  • стоимость строительства, то есть всех проведённых работ и использованных материалов.

Но полученная в результате цена недвижимости значительно уступает рыночной. Это, в свою очередь, ведёт к некорректному формированию налога.

Правительство приняло решение о замене неэффективного метода расчётов, чтобы получаемое оценочное значение было более приближено к уровню рынка. Результатом такой политики стало то, что инвентаризационную стоимость вытеснила цена по кадастру. Теперь в Российской Федерации размер налога на имущество определяется на основании кадастровой стоимости, а не оценки БТИ.

Значительная разница между двумя ценами объясняется тем, что при расчёте по технике кадастра учитывается гораздо больше факторов, нежели при оценивании, проводимом Бюро технической инвентаризации. Но следует помнить о том, что государственные службы каждый год производят переоценку недвижимости, а потому владельцам недвижимого имущества настоятельно рекомендуется раз в пять лет обновлять кадастровые документы.

В Налоговом кодексе Российской Федерации установлено, что земля, за которую нужно платить земельный налог, должна получать кадастровую оценку, а для объектов, попадающих под обложение имущественным налогом для физических лиц, необходима инвентаризационная цена. Но осуществляется это лишь в том случае, когда в регионе нет законодательного акта, закрепляющего кадастровую оценку.

Изменение имущественного налога

Внесение изменений в Налоговой кодекс было вызвано несколькими факторами. А именно:

  • Фискальная причина — новый вид оценивания превысил инвентаризационную цену минимум в пять раз, тем самым увеличив налоговую базу и, как следствие, поступление в бюджет местных органов управления. Хотя имущественный налог для физических лиц бюджетообразующим не считается, всё же он имеет определённую часть в казне муниципалитетов.
  • Реформа по недвижимости — в течение нескольких лет государство принимает меры для объединения информации по всем недвижимым объектам в единой системе для унификации платежей, связанных с имуществом. Целью такой реформы является приведение стоимости всей недвижимости к одной, а также ведение учёта по единым формам.
  • Справедливый налог — главная причина всех изменений заключается в принятии одного имущественного налога, так называемого налога на роскошь. Платёж получил в народе такое название за то, что правительство планирует дифференцировать шкалу ставок в зависимости от стоимости имущества по кадастру, а при установлении цены будет учитываться уровень привилегированности объектов. В результате обложение разных слоёв общества будет более справедливым, так как большая часть бремени ляжет на собственников дорогой недвижимости.

Введение оценки имущества по кадастру обусловлено необходимостью более справедливого налогообложения. Кроме того, эта мера позволяет лучше контролировать учёт разных объектов недвижимости.

Когда новый платёж выше

После нововведений владельцы недвижимости стали волноваться о том, что кадастровая стоимость может быть больше инвентаризационной, ведь когда налог основывался на оценке БТИ, он был настолько маленьким, что на него практически никто не обращал внимания. Сейчас же ситуация сильно изменилась.

В отдельных регионах, перешедших на новую форму исчисления налога, плательщики получили уведомления, в которых указаны суммы, значительно превышающие прежние. Но следует иметь в виду, что в некоторых случаях имущественный налог стал меньше, чем раньше.

Такая ситуация связана с тем, что по этому виду платежа есть площади, не подлежащие обложению:

  • 20 м² для квартиры;
  • 50 м² для дома;
  • 10 м² для жилого помещения.

Кроме того, некоторые собственники имеют налоговые льготы. Из этого следует, что большая налоговая сумма будет лишь у владельцев особняков, а также собственников недвижимости в престижных районах.

Процедура оценивания

Системы оценивания недвижимости по кадастру и инвентаризации отличаются не только по учитываемым параметрам. Существует разница и в алгоритме действий специалистов БТИ и сертифицированной организации, занимающейся расчётом кадастровой стоимости.

Определение инвентаризационной цены объекта недвижимости включает такие действия:

Читайте так же:  Кто имеет право на субсидию при оплате жкх

  1. Установление восстановительной стоимости недвижимости.
  2. Перерасчёт суммы с учётом расценок текущего года посредством особых коэффициентов.
  3. Определение уровня и стоимости фактического износа.
  4. Расчёт реальной оценочной стоимости.
  5. Расчёт налоговой суммы посредством умножения полученной цены на поправочный коэффициент, который определяется в определённом промежутке.

Такой вид установления стоимости занимает много времени и требует особенной аккуратности и тщательности. Установление цены объекта по кадастру происходит значительно быстрее.

Этот процесс состоит из следующих этапов:

  1. Администрация муниципалитета решает провести переоценку.
  2. Составляется перечень недвижимости, которая подлежит переоценке.
  3. Посредством конкурса определяется независимая организация, имеющая право устанавливать стоимость по кадастру.
  4. Проводится оценка согласно действующим коэффициентам и нормативным документам.
  5. Отчёт, составленный оценщиками, проходит экспертизу.
  6. Сведения передаются в органы местного самоуправления и публикуются.
  7. Новая информация вносится в единую базу.

Такой метод оценивания недвижимости позволяет получить цены, наиболее приближенные к рыночным. Кроме того, с его помощью происходит обновление данных в едином государственном реестре.

Переоценка и недостатки

На специалистов БТИ возложена обязанность ежегодно в срок до 1 марта предоставлять сведения об инвентаризационной оценке недвижимых объектов по состоянию на 1 января текущего года. Переоценка кадастровой стоимости проводится раз в пять лет.

Необходимо отметить, что инвентаризационная цена должна быть известна собственникам жилплощади. Кроме того, информация о каждой оценке даёт возможность узнать реальную стоимость недвижимости.

Но всё же у обоих способов оценивания есть свои недостатки. Так, инвентаризационная система сильно устарела, и к тому же она учитывает меньше параметров, чем следовало бы. Кадастровый метод, в свою очередь, также несовершенен. Цена, определённая с его помощью, часто требует пересмотра в связи с тем, что её актуальность постоянно изменяется.

Оспаривание и сроки

Всем собственникам недвижимого имущества даётся право на оспаривание обоих видов цен. К примеру, для того чтобы оспорить стоимость инвентаризации, необходимо:

  1. Подать иск в судебный орган того муниципалитета, где находится недвижимость. Ответчиком в этой ситуации будет сторона, которая проводила оценивание.
  2. Юридическим лицам следует подавать иск в арбитражный суд.
  3. Приложить к иску инвентаризационный паспорт имущества, а также документы, подтверждающие права на него, и акт об экспертизе, проведённой независимой организацией.

А также можно оспорить кадастровую стоимость имущества, если владелец считает произведённый налоговой инспекцией расчёт необоснованным либо завышенным. Обычно подозрения возникают в тех случаях, когда:

  • новая цена недвижимости превышает рыночную;
  • стоимость по кадастру установлена в то же время, что и рыночная.

Для обжалования физическим лицам следует обратиться в территориальную комиссию Росреестра или в суд. Организации же должны сначала попытаться оспорить цену в комиссии, и если ответ их не удовлетворит, то подавать иск в судебный орган. По этому иску ответчиком также будет фирма, проводившая оценку.

К исковому заявлению нужно приложить:

  • кадастровый паспорт;
  • документы на собственность, заверенные у нотариуса;
  • бумаги, подтверждающие, что цена недостоверна;
  • отчёт об оценке рыночной стоимости объекта.

Для обжалования инвентаризационной цены имущества сроки не установлены. А вот для того, чтобы оспорить стоимость по кадастру, владельцу недвижимости даётся шесть месяцев от даты внесения информации в ЕГРН.

Каждому собственнику необходимо знать, чем отличается инвентаризационная стоимость от кадастровой. Разница как для квартиры с маленькой площадью, так и для большого дома может быть значительной. Кроме того, не стоит забывать о том, что именно цена по кадастру определяет, какую сумму имущественного налога будет нужно заплатить.

Новые правила кадастровой оценки недвижимости с 2017 года: что изменится

В России радикально меняются правила оценки недвижимости. Новый закон об оценке имущества и правилах кадастровой оценки вступает в силу с 2017 года, но реально система перестроится и заработает к 2018 году. Об этом рассказал на пресс-конференции в медиацентре «Российской газеты» руководитель Московского областного бюро технической инвентаризации Владислав Мурашов. О том как рассчитать кадастровую оценку своей квартиры читайте в нашем материале>>

Видео (кликните для воспроизведения).

Суть в том, что проводить кадастровую оценку земельных участков, имущественных комплексов, торговых центров, квартир и дач будут не независимые оценщики, как сейчас, а специалисты бюджетных учреждений. Так называемые асессоры государственного кадастра. Они будут бесплатно уточнять и исправлять ошибки, допущенные предшественниками, накапливать и анализировать базы данных. А значит, станет меньше неточностей при расчете налоговой базы и жалоб, с которыми граждане обращаются сегодня в комиссии по спорам при территориальных управлениях Росреестра. Эти комиссии постепенно исчезнут, по новому закону они не обязательны, говорит Мурашов. А оспаривать результаты оценки можно будет только в судах. Но государственные оценщики для того и нужны, чтобы не доводить дело до судебных конфликтов. Внедрение системы начнется с создания специальных учреждений в каждом регионе.

При этом необходимо будет дополнять методику для формирования данных по безупречной государственной оценке. Например, включить в нее процент износа домов. До сих пор этот параметр не учитывался.

Уже этой осенью россиянам, физлицам, придут платежки с новым налогом на имущество физлиц. Налог будет рассчитан из кадастровой стоимости, основанной на массовой кадастровой оценке недвижимости, проведенной в регионах независимыми оценщиками в 2012-2014 годах. По словам Владислава Мурашова, если сумма налога, предъявленного к оплате, будет «зашкаливать», то в кадастровую оценку точно вкралась ошибка. И налогоплательщик вправе заявить об этом. Для этого заказать о своем объекте недвижимости выписку из Государственного Кадастра недвижимости и обратиться в уполномоченный орган, сообщив об ошибке.

Если вам кажется, что кадастр завышен, тогда — прямая дорога в комиссию по оспариванию

И что самое главное, исходя из этих данных рассчитывается налог, который никому не хочется переплачивать. В итоге жители двух подмосковных городов — Домодедово и Королева — серьезно от такой «размытой» оценки пострадали», — рассказывает Мурашов. Речь, по его словам, идет о десятках тысячах случаев, когда целые деревни оказывались «многоквартирными домами», в итоге земельные участки получали стоимость в 5-10 раз выше рынка. Сейчас ошибка исправлена. Что касается переплаты налога, то налоговики его людям пересчитают и зачтут при уплате в следующий раз.

Читайте так же:  Каков срок возврата товара ненадлежащего качества

А как быть, если ошибку не нашли, но вам все равно кажется, что кадастр завышен? Тогда — дорога в комиссию по оспариванию, которая работает при Росреестре, а если и там не помогут — в суд. Причем с отчетом независимого оценщика. Стоимость этой работы в Подмосковье варьируется от 5 до 100 тысяч рублей. Ситуация, несомненно, будет лучше, когда в регионе появится бюджетное учреждение. Там проще будет отрабатывать исправления.

Один из вопросов, который волнует граждан, — пересмотр кадастровой стоимости, применение понижающих коэффициентов в случае кризисного падения рыночных цен на недвижимость?

По словам Владислава Мурашова, периодичность проведения кадастровой оценки не изменилась — не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. А она в России по закону может проходить только начиная с 1 января 2020 года при снижении индекса рынка недвижимости в конкретном субъекте на тридцать и более процентов со дня проведения последней государственной кадастровой оценки. Пока ни в одном регионе столь серьезного падения не произошло, констатировал Владислав Мурашов.

Установлено, как в разных случаях учитывается изменение кадастровой стоимости для расчета налога

В Налоговый кодекс включили положения о новом расчете налога на имущество, а также о перерасчете налога в случае изменения кадастровой стоимости. Соответствующие поправки предусмотрены Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Принят закон об изменении требований к расчету налогов с учетом кадастровой стоимости (Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», далее – Закон № 334-ФЗ).

По новым правилам с 2019 г. для расчета налогообложения недвижимости будет использоваться только кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости.

Перерасчет налога будет возможен не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. При этом запрещено пересчитывать ранее исчисленный налог на имущество и земельный налог, если это повлечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов. То есть перерасчет возможен, только если в результате налог для налогоплательщика уменьшится.

Если изменятся качественные или количественные характеристики объекта (например, площадь или назначение), налог на имущество организаций и физических лиц рассчитают по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН. В ряде случаев сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости. В частности:

в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения из-за исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости,

в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости.

Если кадастровая стоимость объекта налогообложения изменилась на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, то сведения о кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

При налогообложении имущества физических лиц больше не будет применяться временный коэффициент, предусматривающий постепенное увеличение суммы налога, рассчитанного по кадастровой стоимости.

Закон № 334-ФЗ вступил в силу 03.08.2018. Но многие изменения начнут действовать только с 2019 г. Новые положения Налогового кодекса, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, будут применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 2019 г.

С 1 января 2020 года во всех регионах определять и оспаривать кадастровую стоимость будут согласно закону о государственной кадастровой оценке

.shock / Depositphotos.com

Кадастровая оценка и оспаривание кадастровой стоимости пока могут осуществляться согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ). Но с 1 января 2020 года во всех субъектах РФ эти вопросы должны будут регулироваться Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»(далее – Закон № 237-ФЗ). В течение переходного периода, который начался с 1 января 2017 года, государственная кадастровая оценка (ГКО) может проводиться в соответствии с обоими законами. При этом ГКО, начатая в соответствии с Законом № 135-ФЗ, должна быть завершена до 1 января 2020 года. Точная дата начала применения к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, исключительно Закона № 237-ФЗ определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта (ч. 1-3, ч. 5 ст. 24 Закона № 237-ФЗ).

Согласно «новому» порядку определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о ГКО, а не оценочной организацией, отбираемой на основе конкурса (ч. 1 ст. 14 Закона № 237-ФЗ). Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости – то есть вступления в силу соответствующего акта уполномоченного органа субъекта РФ, считается 1 января года, следующего за годом проведения ГКО. Но в любом случае акт вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (ч. 4 ст. 15 Закона № 237-ФЗ). Убытки, причиненные в результате нарушений при определении кадастровой стоимости, возмещаются в полном объеме за счет бюджетного учреждения (ч. 4 ст. 7 Закона № 237-ФЗ).

Читайте так же:  Договор бригадного подряда с физическим лицом - образец

На практике нередко кадастровая стоимость объектов оказывается завышенной. А правообладатели, конечно, заинтересованы в справедливой оценке, поскольку кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физлиц. Главный юрисконсульт ООО НКЦ «Эталон» Александр Попов на круглом столе «Кадастровая оценка и налогообложение объектов недвижимости. Вопросы, возникающие на стыке бизнеса и власти», состоявшемся в МТПП, обозначил ключевые шаги, которые следует, как правило, предпринять для оспаривания кадастровой стоимости: подготовка отчета об оценке рыночной стоимости, оспаривание кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия), подготовка и подача соответствующего административного искового заявления (п. 15 ч. 1 ст. 20, глава 25 Кодекса административного судопроизводства), разбирательство в суде первой инстанции и затем в апелляции (чаще всего дело уходит в апелляционную инстанцию и на этом процесс завершается). Эксперт обратил внимание на то, что в отличие от порядка, предусмотренного ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ, досудебная процедура оспаривания в комиссии для юрлиц согласно Закону № 237-ФЗ не является обязательной, можно сразу обращаться в суд (ч. 1 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).

Ключевыми документами, которые необходимо представить в суд при обращении с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости являются:

  • правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на объект недвижимости;
  • выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта;
  • отчет о рыночной стоимости объекта (ч. 2 ст. 246 КАС РФ, ч. 9 ст. 22 Закона № 237-ФЗ, ч. 16 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Может ли требование установления кадастровой стоимости в размере рыночной рассматриваться как оспаривание императивно установленного налогового платежа? Узнайте ответ в «Энциклопедии судебной практики. Закон об оценочной деятельности. Кадастровая оценка« интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Александр Попов напомнил о том, что в случаях, когда удовлетворение требований административного истца сводится к реализации в судебном порядке его права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, судебные расходы относятся на заявителя. Решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем юридических интересов (п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»). Между тем, правило, обозначенное ВС РФ, расходится с позицией по этому вопросу Конституционного Суда Российской Федерации, о нюансах котрой можно узнать из авторской колонки управляющего партнера правового бюро «Тимофеев и партнеры» Александра Тимофеева, подготовленной специально для ГАРАНТ.РУ.

Напомним также, что с 1 января 2019 года будет изменен порядок применения кадастровой стоимости при налогообложении недвижимости. Стоит отметить, что измененная после указанной даты кадастровая стоимость должна учитываться при налогообложении с даты начала применения изначальной стоимости.

Лента новостей

Онлайн-версии

  • Категория:Закон

Новые правила кадастровой оценки недвижимости

С 2020 года во всех субъектах Российский Федерации государственная кадастровая оценка будет проводиться по новым правилам. Почему это важно? На основе кадастровой оценки объекта недвижимости – квартиры, дома, земельного участка – рассчитывается налог на имущество физических лиц, который платят все собственники. «Всё о новостройках» узнал, какие новеллы содержит новая редакция закона.

В 2015 году в России вступил в силу закон, который устанавливал новые правила расчета налога на имущество – с учетом кадастровой оценки объекта недвижимости. Ранее для этих целей применялась инвентаризационная стоимость. Соответствующие данные хранились в БТИ. И уже с 2016 года пилотные регионы начали платить налог, рассчитанный по новым правилам. Суммы налогов за конкретные квартиры и дома в большинстве своем выросли. Хотя были и обратные случаи, когда налог стал меньше.

От инвентаризационной стоимости – к кадастровой оценке

Дело в том, что кадастровая оценка по сути своей – это рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная на конкретный момент времени. Например, на 1 января того или иного года. Следующая кадастровая оценка должна быть проведена в регионе не менее чем через 3 года и более чем через 5. Весь период между кадастровыми оценками для налогообложения применялась существующая оценка вне зависимости от изменения реальной рыночной стоимости недвижимости. Это особенно ярко проявилось во время кризиса, когда цена недвижимости упала, а кадастровая оценка сохранилась на прежнем уровне. Более того, в соответствии с законом ежегодно налог повышался на 20 %, поскольку применялись так называемые повышающие коэффициенты, которые должны были облегчить для россиян переход от инвентаризационной стоимости к кадастровой оценке. В итоге стоимость недвижимости падала. А налог рос. Парадокс. Кроме того, в кадастровой оценке объектов недвижимости допускались многочисленные ошибки.

Так, в июле 2018 года Росреестр обнародовал статистику оспаривания кадастровой стоимости. По подсчетам ведомства за 6 месяцев 2018 года комиссии по пересмотру кадастровой стоимости приняли 61 % решений в пользу граждан.

Если быть совсем точным, то комиссии по пересмотру кадастровой стоимости, созданные при Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрели 12 882 заявления граждан, и касались они 20 256 объектов.

Читайте так же:  Что проверяет роспотребнадзор при плановой проверке

Напомним, в случае несогласия с оценкой оспорить ее результаты можно в суде или в специальных комиссиях по оспариванию, созданных при управлениях Росреестра во всех регионах России. А заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца.

Дело в том, что ранее кадастровую стоимость объектов недвижимости определяли независимые оценщики. Итоги их деятельности утверждали региональные и местные органы власти. Но многочисленные обращения граждан за пересмотром кадастровой стоимости показали, что система работает далеко не безупречно и ее надо менять. Кроме того, применение такого порядка исчисления налога на имущество физлиц привело к существенному увеличению налоговой нагрузки на граждан. На ситуацию обратил внимание президент Владимир Путин в ежегодном послании президента Федеральному Собранию.

«Когда некоторые коллеги убеждали нас, и меня в том числе, использовать рыночную стоимость недвижимости при расчете этого налога, они говорили, что старые, устаревшие оценки БТИ – это анахронизм. Однако в реальности оказалось, что кадастровая стоимость, которая вроде бы должна соответствовать рыночной, часто значительно ее превышает. Мы так не договаривались, и люди от нас этого не ожидали», – указал Владимир Путин.

Глава государства поручил уточнить механизм расчета налога и определения кадастровой стоимости недвижимости – в любом случае она не должна превышать реальную рыночную стоимость.

[3]

Кадастровая оценка по-новому

В новой редакции федерального закона «О государственной кадастровой оценке» предусматривается применение на всей территории страны единой методики кадастровой оценки, основанной на принципах единообразия и обоснованности. Этот механизм кадастровой оценки направлен на недопущение ошибок и, как следствие, на сокращение количества обращений о пересмотре кадастровой стоимости.

В настоящее время Росреестр не проводит государственную кадастровую оценку. Новая система государственной кадастровой оценки предусматривает передачу полномочий по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждениям, которые будут заниматься этой деятельностью на постоянной основе. Ими могут быть как вновь созданные, так и уже существующие учреждения, наделенные соответствующими полномочиями. Ответственность за их работу возложена на региональные органы власти.

[2]

Одним из ключевых изменений проведения работ по определению кадастровой стоимости стало появление нового понятия «подготовка к проведению государственной кадастровой оценки». Считается, что это самое главное, так как в рамках подготовительных работ проводится уточнение сведений об объектах оценки, а также сбор полной рыночной информации и сведений о ценообразующих факторах.

Также бюджетные учреждения уполномочены предоставлять разъяснения в части определения кадастровой стоимости, рассматривать обращения об исправлении ошибок.

Закон о кадастровой оценке вводит новое понятие «федеральный государственный надзор за проведением государственной кадастровой оценки».

Росреестр будет осуществлять надзор за деятельностью бюджетных учреждений. При этом в задачи Росреестра входит проведение мероприятий, направленных на недопущение ошибок в деятельности таких учреждений, а не на их выявление. В частности, ведомство планирует установить постоянное наблюдение за порядком действий бюджетных учреждений и органов власти в части проведения кадастровой оценки, и при наличии возможных недопустимых отклонений оперативно указывать на их наличие. Такие надзорные полномочия ведомства предусмотрены новым законом наравне с внутренним контролем качества оценки на региональном уровне. Таким образом, в законе предусмотрены механизмы для предупреждения возникновения ошибок, а также устранения их последствий максимально безболезненно для граждан. Росреестр, как и сейчас, будет вносить в Единый государственный реестр недвижимости кадастровую стоимость объектов, полученную в результате государственной кадастровой оценки.

Также новым законом сохранен механизм оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде либо в комиссиях по рассмотрению споров, которые будут создаваться уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.

В Новосибирской области определять кадастровую стоимость объектов недвижимости в соответствии с законом о кадастровой оценке будет государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Новосибирский центр кадастровой оценки и инвентаризации», созданное распоряжением правительства Новосибирской области от 04.05.2018 № 163-рп «О реорганизации областного государственного унитарного предприятия «Технический центр учета объектов градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области»».

Ответственность за работу государственного бюджетного учреждения возложена на региональные органы власти, в Новосибирской области – на департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области.

В Новосибирской области государственная кадастровая оценка по новым правилам будет проводиться с 2019 года.

Видео (кликните для воспроизведения).

В числе первоочередных работ на территории Новосибирской области планируется проведение государственной кадастровой оценки земельных участков категорий земель особо охраняемых территорий и объектов и земель водного фонда.

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: Форум, Инфра-М, 2008. — 624 c.

  2. Подведомственность и подсудность дел судам и арбитражным судам. Судебная практика. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2017. — 144 c.

  3. Фаградянц, И. Немецко — русский словарь — справочник. Переписка с официальными лицами и учреждениями: структура письма, образцы обращений, примеры писем; М.: ЭТС & Polyglossum, 2011. — 208 c.
  4. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов); М.: Юристъ, 2012. — 384 c.
  5. Кузин, Ф.А. Делайте бизнес красиво; М.: Инфра-М, 2012. — 286 c.
Определение кадастровой стоимости — что изменится
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here