Организационная структура цб рф и статус по конституции

Полная информация на тему: "Организационная структура цб рф и статус по конституции" в помощь грамотному гражданину.

Организационная структура и правовой статус ЦБ

ЦБ образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, в которую входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие подразделения, необходимые для осуществления деятельности ЦБ. Функциональная структура ЦБ предполагает существование обособленных подразделений, реализующих конкретные функции банка: департаменты и главные управления.

Высшим органом Банка России является Совет директоров — коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности и осуществляющий руководство и управление Банком России. Состав Совета директоров: Председатель Банка России и 12 членов, срок полномочий членов Совета директоров составляет 4 года. Председателя ЦБ РФ назначает Государственная Дума по представлению Президента РФ.

При Банке России действует Национальный банковский совет, состоящий из Председателя Банка России, представителей Государственной Думы, Президента РФ, Правительства РФ, всего 12 человек.

Административный департамент ЦБ анализирует происходящие изменения в направлениях использования денежных доходов населения, в источниках их формирования, причины этих изменений и их влияние на состояние наличного денежного оборота, производит расчеты объема наличной денежной массы в обороте.

Департамент эмиссионно-кассовых операций ЦБ готовит руководству ЦБ предложения о создании в учреждениях банка резервных фондов банкнот и монеты; осуществляет учет эмиссионных операций в учреждениях ЦБ; анализирует купюрное строение денег, находящихся в обращении и резервных фондах ЦБ; обеспечивает потребности наличного денежного оборота банкнотами и монетой необходимых достоинств, организует изъятие из обращения поврежденных и ветхих денежных знаков; составляет перспективные, годовые и квартальные планы изготовления банкнот и монеты, организует изготовление банкнот и монеты.

Департамент регулирования денежного обращения изучает состояние наличного денежного оборота, проходящего через кассы банков, и изменения его структуры в РФ; подготавливает предложения по совершенствованию банковского регулирования наличной денежной массы; анализирует происходящие изменения в направлениях использования денежных доходов населения, в источниках их формирования; производит расчеты объема наличной денежной массы в обороте, скорости обращения наличных денег и их возврата в кассы кредитных организаций.

Основные задачи Департамента иностранных операций – управление и проведение операций золотовалютными резервами ЦБ в целях регулирования курса рубля, внутреннего валютного рынка и рынка драгоценных металлов.

Департамент по организации банковского санирования ЦБ обеспечивает выполнение возложенных на Банк функций по работе с коммерческими организациями (КО), которые испытывают временные финансовые трудности или имеют признаки несостоятельности (банкротства). Главной задачей Департамента является организация работы по подготовке и осуществлению мер по восстановлению деятельности кредитных организаций, испытывающих финансовые трудности.

Департамент валютного регулирования и валютного контроля ведает организацией валютного регулирования и валютного контроля. От эффективности его деятельности во многом зависит выполнение ЦБ своих обязанностей как органа валютного контроля.

Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности осуществляет гос. регистрацию кредитных организаций и выдает лицензии кредитным организациям, а также организациям банковского аудита. Этот департамент рассматривает все документы, представленные учредителями в отношении вновь создающихся кредитных организаций, а также документы тех кредитных организаций, которые расширяют свою деятельность.

Департамент инспектирования КО организовывает проверки КО с выходом на места их расположения. Работа этих подразделений позволяет ЦБ получить и перепроверить информацию о соблюдении законодательства и финансовых нормативов, о финансовом положении КО, что очень важно для предотвращения кризисов в банковской системе.

Кроме того, в центральном аппарате ЦБ функционирует ряд других подразделений.

Несмотря на то, что главным признаком и основной функцией ЦБ является эмиссионная деятельность, в то же время центральный банк — это еще и основной субъект правоотношений, возникающих по поводу и в связи с регулированием денежного обращения и банковской системы. Выполнение функций по организации и управлению денежной системой государства, выработке основных направлений денежно-кредитной политики, пруденциальному регулированию, накладывает свой отпечаток на его правовой статус.

Практически во всех государствах на законодательном уровне установлена двухуровневая структура банковской системы, где на верхнем уровне находится центральный банк и надзорно-контрольные органы, а на нижнем – другие банки и кредитные учреждения, их ассоциации и союзы.

Основным законодательным актом, регулирующим деятельность национального банка, является закон о центральном банке страны, который устанавливает организационно-правовой статус банка, процедуру избрания руководящего состава банка, статус во взаимоотношениях с государственными органами и банковской системой страны в целом, основные полномочия банка. Одновременно с таким законом действует закон о банковской деятельности, в котором определены права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку. В ряде стран главная задача центрального банка закреплена в конституции.

Регулирование деятельности центрального банка стало одним из аспектов взаимоотношений центрального банка с органами государственной власти.

Центральные банки в странах Европы, например, создавались исключительно с целью установления контроля за кредитно-денежной политикой и обеспечения стабильности цен. Позже во многих странах стал устанавливаться контроль центрального банка над экономикой страны, что привело к недовольству со стороны правительства. В середине XX в. Большинство банков было национализировано, однако уже в 1980-1990-х гг. произошел отказ от тотального контроля правительства над центральными банками, и принцип независимости центральных банков стал одним из основополагающих принципов, определяющих их правовой статус.

Все основные принципы деятельности Центрального банка можно разделить на общие и специальные. Общими являются принципы организации и деятельности государственных органов в РФ. Специальные принципы – это принципы, непосредственно направленные на организацию и деятельность ЦБ.

Общие принципы закреплены в Конституции РФ:

· верховенство Конституции РФ и закона (ч. 2 ст. 4);

· приоритет прав и свобод личности (ст. 2);

· государственный суверенитет (ч. 1 ст. 4);

· государственная целостность (ч. 3 ст. 4);

· разделение властей (ст. 10);

· разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов (ч. 3 ст. 5).

Специальные принципы организации и деятельности Центрального банка также закреплены в Конституции РФ:

· принципы независимости (ч. 2 ст. 75);

· невмешательства органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в деятельность ЦБ;

· взаимодействия и согласованного сотрудничества, вытекающий из необходимости проведения единой и согласованной денежно-кредитной и финансовой политики на территории страны (ч. 1 ст. 8, п. «ж» ст. 71, п. «б» ст. 114).

При этом подразумевается, что принцип независимости ЦБ имеет отношение только к его деятельности, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Все остальные функции ЦБ выполняет совместно с другими органами федеральной власти и в выполнении этих функций должен быть им подотчетен. В противном случае существовала бы опасность злоупотреблений со стороны ЦБ.

Понятие «независимость центрального банка» включает в себя независимость политическую и экономическую. Политическая независимость характеризуется процедурой назначения руководства, степенью отражения в законодательстве целей, задач, функций и полномочий центрального банка.

Экономическая независимость предполагает самостоятельность центрального банка при определении денежно-кредитной политики страны, участие государства в капитале центрального банка, распределении прибыли банка и возможности финансирования государственных расходов центральным банком.

Таким образом, центральный банк страны является главным звеном банковской системы государства, посредником между государством и экономикой.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 4 | Нарушение авторских прав

Правовой статус Банка России и его организационная структура (стр. 1 из 5)

Учение о центральном банке – относительно молодая наука. В большинстве западных стран процессы формирования центрального банка завершились только в XIX в., а в ряде стран – лишь в начале XX в. Серьезные научные изыскания были редкостью. Разумеется, все это не могло не отразиться на эффективности управления денежным обращением.

История показывает, что за последние 100-150 лет государства так и не смогли выработать сколько-нибудь надежные механизмы, предотвращающие диспропорции в денежно-кредитной сфере. Гиперинфляция в Германии в 20-е годы, паника на фондовом рынке США в 30-е годы, сильнейшая инфляция в послевоенные годы в европейских странах существенно подрывали экономическое развитие. Банкротства банков и компаний обостряло социальные проблемы, в одночасье сокращали накопления не только отдельных граждан и предприятий, но и приводили к финансовому краху целых народов.

Финансовые кризисы, особенно заметные в первой половине XX в., довольно часто напоминают о себе в последнее время. Их особенность состоит в том, что они перестают носить локальный характер. В современном мире, когда национальные экономики отдельных стран тесно взаимосвязаны и процессы глобализации достаточно развиты, финансовые кризисы в некоторых странах начинают приобретать международный характер: возникнув в одном регионе, перешагивая национальные границы, они превращаются в планетарную проблему.

Не является исключением и Россия, где под влиянием распада прежних экономических отношений, разрыва хозяйственных связей между экономическим субъектами, существенного распада объемов производства и инвестиций, усиления политической нестабильности в 90-х годах положение в денежной сфере было особенно сложным; недостаточно отрегулированным оно остается и сегодня.

В стране пока сохраняется заметная инфляция, деятельность коммерческих банков не отвечает международным стандартам, а это требует от главного банка страны дополнительных усилий как в сфере регулирования денежного обращения, так и в области надзора за деятельность национальных денежно-кредитных институтов.

От доверия, которое испытывают экономические субъекты (предприятия и отдельные граждане) к национальному эмиссионному центру, во многом зависят инвестиционная и хозяйственная активность, устойчивость экономического развития и стабильность денежной единицы. Уровень доверия к центральному банку – это барометр деловой активности в стране , показатель эффективности денежно-кредитных и в целом экономических отношений в обществе.

Учение о центральном банке призвано упорядочить знания в области организации управления деятельностью эмиссионного института, обобщить отечественную и международную практику в сфере денежного оборота.

Цель настоящей работы – дать целое представление о сущности и функциях центрального банка, его роли в развитии экономики, содержании выполняемых операций.

    Правовой статус Банка России и его организационная структура

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР. 20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются:

· защита и обеспечение устойчивости рубля;

· развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

· обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции. Банк России не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Организационная структура Банка России.

1. Центральный аппарат:

В настоящее время в центральном аппарате Банка России функционируют следующие структурные подразделения:

· Сводный экономический департамент;

· Департамент исследований и информации;

· Департамент наличного денежного обращения;

· Департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России;

· Департамент регулирования расчетов;

· Департамент бухгалтерского учета и отчетности;

· Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций:

· Департамент банковского регулирования и надзора;

· Департамент финансовой стабильности;

· Главная инспекция кредитных организаций;

· Департамент операций на финансовых рынках;

· Департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках;

· Департамент финансового мониторинга и валютного контроля;

Банк России: правовой статус, цели деятельности, организационная структура

ЦБявляется юр. лицом с уставным капиталом в 3 млрд. руб. имущество ЦБ находится в федеральной собственности ЦБ осуществляет свои расходы за счет получаемых доходов. Часть прибыли в соответствии с законом перечисляется в федеральный бюджет, а оставшаяся часть зачисляется в фонд ЦБ и исполняется для развития и социального обеспечения раб-в ЦБ. Работает более 80 тыс. чел.

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля.Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Согласно Закону о Центральном банке, под задачами Банка России понимаются объективно обусловленные постоянные цели, которые должен преследовать Центральный банк.

Под функциями понимается тот набор конкретных проблем, решение которых означает выполнение указанных целей.

ЦБ представляет собой систему с вертикальной структурой управления. В ЦБ входят:

1) Центральный аппарат ЦБ (г. Москва).

2) Территориальное управление ЦБ (ГУЦБ по Нижегор. обл.).

3) Расчетно-кассовые центры (РЦК).

4) Прочие организации, входящие в систему ЦБ (вычислительные центры, полевые учреждения (обсл. воинск. ч.)).

Высшим органом управления ЦБ является совет директоров,который возглавляется председателем совета директоров банка россии. (Игнатьев), а также 12 членов совета директоров. Председатель совета директоров назначаетяс гОсударственной думой по предоставлению Президента РФ на срок 4 года. Нельзя этот пост занимать 3 срока подряд.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8324 —

| 7263 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Банк России: статус, функции, организационная структура. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» (Банке России)

В настоящее время Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Структура Банка России включает:

1) национальный банковский совет. В его компетенцию входят:
— утверждение общего объема административно-хозяйственных расходов и отчета об их исполнении, объема капитальных вложений, правил бухгалтерского учета;
— решение вопросов об участии ЦБР в капиталах кредитных организаций, назначение главного аудитора и определение аудиторской организации;
— внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности банка и его структурных подразделений;
— рассмотрение проекта и основных направлений кредитно-денежной политики;
-рассмотрение вопросов совершенствования деятельности банковской системы;

2) Председателя Банка России, который назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать данную должность более трех сроков подряд. Председатель Банка России несет полную ответственность за деятельность Банка;

3) совет директоров. Он разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений денежно-кредитной политики. В его компетенцию входят:
—принятие решений об определении лимитов операций на открытом рынке и об изменении процентных ставок БР;
— принятие решений о величине резервных требований и о применении прямых количественных ограничений;
— принятие решений о порядке формирования резервов кредитными организациями и об установлении им обязательных нормативов;
4) центральный аппарат включает 22 департамента, каждый из которых является функциональным подразделением по основным направлениям деятельности. Сотрудники центрального аппарата анализируют экономические события, состояние банковского сектора, прогнозируют влияние возможных изменений в денежно-кредитной политике, несут ответственность по выполнению решений совета директоров и председателя Банка России;
5) территориальные учреждения включают 60 главных управлений и19 национальных банков. Территориальные учреждения организуют денежное обращение, надзор и контроль, проводят экономический анализ;
6) расчетно-кассовые центры проводят межбанковские платежи и расчеты, осуществляют кассовое обслуживание банков и расчетно-кассовое обслуживание счетов

2. Банк России: статус, функции, организационная структура. Федеральный закон «о центральном банке Российской Федерации» (Банке России)

Центральный банк России (ЦБ РФ) — главный банк страны. ЦБ РФ является юридическим лицом. ЦБ РФ имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием. Местонахождение центральных органов ЦБ РФ — город Москва.

Статус ЦБ РФ регулируется Конституцией РФ, ФЗ «О Центральном банке РФ», ФЗ «О банках и банковской деятельности» и другими федеральными законами. Уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены ФЗ о ЦБ РФ, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом ЦБ РФ, включая золотовалютные резервы ЦБ РФ. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия ЦБ РФ не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Взаимоотношения ЦБ РФ и органов государственной власти. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и ФЗ «О Центральном банке РФ», ЦБ РФ осуществляет независимо от других федеральных органов госвласти, органов госвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления. ЦБ РФ подотчетен только ГосДуме Федерального Собрания, причем закон императивно устанавливает: ГосДума назначает Председателя Банка по представлению Президента РФ, членов Совета Директоров, рассматривает годовые отчеты и результаты аудиторской проверки.

ЦБ РФ участвует в разработке экономической политики государства, осуществляемой Правительством РФ, консультирует Минфин РФ по вопросам выкупа государственных ценных бумаг и погашения госдолга. ЦБ РФ осуществляет хранение средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, а в предусмотренных случаях осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ. По вопросам своей компетенции ЦБ РФ издает нормативные акты, которые обязательны для органов госвласти всех уровней, для органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.

Организационная структура ЦБ РФ представляет собой централизованную систему с вертикальной структурой управления. В нее входят: 1) центральный аппарат; 2) структурные подразделения; 3) территориальные учреждения; 4) расчетно-кассовые центры. Функции ЦБ РФ перечислены в ФЗ «О Центральном банке РФ»:

1.Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2.Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3.Утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

4.Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования; 5.Устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

6.Устанавливает правила проведения банковских операций;

7.Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов; 7.Осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами ЦБ РФ;

Читайте также:
  1. A. підприємство — це відокремлена економічна структура, яка займається виробництвом та реалізацією певних товарів та послуг з метою отримання доходу; Верно
  2. I. Дистрибутивный анализ. Дистрибутивная структура языка на фонемном уровне.
  3. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  4. I. Пражский структурализм.
  5. II. Копенгагенский структурализм.
  6. II. Основы правового статуса личности и взаимоотношения личности и государства
  7. II. СТРУКТУРА СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
  8. II. Структура уроков
  9. III. Американский структурализм.
  10. III. ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Видео (кликните для воспроизведения).

8.Принимает решение о госрегистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; 9.Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор);

10.Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11.Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций ЦБ РФ;

12.Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

13.Определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14.Утанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;

15.Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; 16.Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;

17.Устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты и т.д. и т.д

Правовой статус, организационная структура и подотчетность Центрального Банка РФ

Правовое положение Центрального банка РФ определяется:

· Федеральным законом от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят:

1) центральный аппарат;

2) территориальные учреждения;

3) расчетно-кассовые центры;

4) вычислительные центры;

5) полевые учреждения;

6) учебные заведения;

7) другие организации.

Основными целями деятельности Банка России являются:

· защита и обеспечение устойчивости рубля;

· развитие и укрепление банковской системы РФ;

· обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Однако, поскольку ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, прибыль он все же получает. Закон предписывает Банку России 50 % полученной по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с налоговым кодексом РФ, перечислять в федеральный бюджет. Банк России уплачивает налоги и сборы в соответствии с налоговым кодексом РФ.

Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд руб. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, включая золотовалютные резервы. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без согласия Банка России не допускаются.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства.

Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ и федеральными законами, независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его функций и полномочий.

Банк России подотчетен Государственной Думе, что выражается в следующем:

1) председатель Банка России назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой;

2) члены совета директоров Банка России назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной Думой по представлению председателя Банка России;

3) Государственная Дума направляет и отзывает своих представителей в Национальный банковский совет;

4) Госдума рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;

5) Госдума принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;

6) Председатель Банка России представляет Госдуме доклад о деятельности Банка России;

7) Госдума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;

8) Госдума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей.

Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 5 | Нарушение авторских прав

[3]

Организационная структура Банка России (стр. 1 из 7)

по дисциплине: «Организация деятельности центрального банка»

«Организационная структура Банка России»

1. Правовые и теоретические основы деятельности Банка России

2. Организационно-функциональная структура Банка России

2.1 Принципы современной opганизации ЦБ

2.2 Организации управления Банка России и их полномочия

2.3 Центральный аппарат Банка России

2.4 Территориальные учреждения и национальные банки в системе Банка России

2.5 Рассчетно-кассовые центры и другие организации, входящие в структуру Банка России

3. Организационная структура Банка России в свете нового федерального закона о Центральном банке

Список использованных источников

Представленная работа посвящена теме «Организационная структура Банка России».

В процессе управления любой организацией огромная роль принадлежит организационной структуре, поскольку именно с ее помощью структурируются и формализуются подходы и методы управления, определяются группы исполнителей, разрабатываются системы контроля и внутриорганизационных взаимоотношений, то есть осуществляются все необходимые действия, направленные на достижение поставленных целей. В настоящее время деятельность ЦБ РФ приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке. Таким образом, очевидно, что от правильного выбора организационной структуры Центрального банка, от ее успешного функционирования зависит вся экономика страны.

Так как роль организационной структуры ЦБ имеет жизненно важное значение для всего государства, то изучение ее формирования и изменений является актуальной темой при изучении Центрального банка.

Цель данного исследования – описание и анализ организационной структуры Центрального Банка Российской Федерации на современном этапе его развития.

При выполнении поставленной цели нами были поставлены и решены следующие задачи:

1. Изучить правовые и теоретические аспекты деятельности Центрального Банка Российской Федерации;

2. Выявить причины формирования его современной организационно-функциональной структуры;

3. Сказать об актуальности изучения организационной структуры Банка России;

4. Обозначить тенденции развития организационной структуры Центрального Банка Российской Федерации.

Объектом исследования является организационная структура Центрального Банка Российской Федерации. Предметом – отдельные её составляющие и особенности их деятельности, устройства, юридическое и экономическое положение по отношению друг к другу, а также роль в деятельности Банка России, их права и обязанности в процессе выполнения Центральным банком своих функций.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность темы Организационная структура Банка России определяют несомненную новизну данного исследования.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:

2. Изучение источников информации;

6. Дедуктивный метод.

Курсовая работа выполнена на 42 страницах машинописного текста и содержит:

1. Введение. Обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель, задачи, предмет и объект исследования, использованные методы, обозначены базовые источники информации.

2. Первый раздел. Раскрываются правовые и теоретические основы деятельности банка России.

3. Второй раздел. Подробно рассмотрены отдельные элементы организационно-функциональной структуры Банка России. Раздел состоит из трех глав.

4. Третий раздел. Описывается организационная структура Банка России на современном этапе, обозначены тенденции её развития.

5. Заключение. Подводятся итоги исследования, излагаются полученные выводы.

6. Список использованных источников. Содержит наименований.

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных экономистов: Лаврушина О.И., Фетисова Г.Г., Мамоновой И.Д, Коробовой Г.Г., Алпатова Г.Е. и др., а также законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации.

1. Правовые и теоретические основы деятельности Банка России

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР.[18 C. 178].

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» от 27 июня 2002 года и другими федеральными законами.

Основным элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, в пунктах 1 и 2.

Полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами.

Конституцией РФ (Статьей 75) установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (п. 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (п. 2).

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации).

Банк России не вправе участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млдр. рублей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются:

защита и обеспечение устойчивости рубля;

развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

К основным задачам Банка России можно отнести:

участие в разработке денежно-кредитной политики правительства;

поддержание стабильности денежного обращения;

обеспечение устойчивости курса рубля по отношению к иностранным валютам;

создание государственного фонда золотовалютных резервов;

использование методов денежно-кредитного управления банковской

системой для развития рыночной экономики.

Выполнение этих задач осуществляется на основе эмиссии денег, кредитования коммерческих банков, продажи и покупки золота и иностранных валют и поддержания внутренней и внешней покупательной способности национальной денежной единицы.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона, Банк России выполняет следующие 19 функций:

— во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;

— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

— является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

— устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

— устанавливает правила проведения банковских операций;

— осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;


Читайте также:
  1. A) структура рабочего стола
  2. I. Правовой обычай.
  3. I. Правосознание: понятие, структура, функции и виды.
  4. II. ПРАВОВОЙ РАЗДЕЛ
  5. II. Система культуры и её структура.
  6. II. СТРУКТУРА отчетА по Практике по профилю специальности
  7. II. СТРУКТУРА отчетА по УЧЕБНОЙ Практике
  8. II. Структура правовой нормы.
  9. II. Структура программы
  10. II. Цели и задачи правовой информатизации

Источники


  1. Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. — М.: Академия, 2008. — 208 c.

  2. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран; Юстицинформ — Москва, 2010. — 560 c.

  3. Семенова, Анастасия Дом — зеркало судьбы. Как приворожить удачу для всей семьи; СПб: Невский проспект, 2013. — 157 c.
  4. Прессман, Л.П. Кабинет литературы / Л.П. Прессман. — М.: Просвещение; Издание 2-е, доп., 2014. — 144 c.
  5. История и методология естественных наук. Выпуск XXX. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 200 c.
Читайте так же:  Определена методика составления графика оплаты работ по строительству для госконтрактов
Организационная структура цб рф и статус по конституции
Оценка 5 проголосовавших: 1