Получение взятки — каковы виды и состав преступления

Полная информация на тему: "Получение взятки — каковы виды и состав преступления" в помощь грамотному гражданину.

Состав преступления предусмотренный ст. 290 УК РФ «Получение взятки»

Объект и объективная сторона ст.290 УК РФ «Получение взятки»

Объектом данного преступления, является — совокупность общественных отношений, которая обеспечивает нормальную деятельность органов государственной власти. Это вытекает из названия разд. X УК РФ — «Преступления против государственной власти».

Что касается непосредственного объекта, то им является совокупность общественных отношений, регламентирующих нормальную деятельность органов государственной власти, государственной службы, а также органов местного самоуправления.

Для такого преступления, как получение взятки, важен такой признак преступления, как его предмет

Пленум Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» указал, что предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.).

Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами.

В современных условиях предметом взяточничества может быть и приватизация определенных объектов государственной собственности, «обналичивание» денежных средств с банковских счетов, сдача в аренду либо безвозмездное пользование квартирами или дачными участками.

Кроме того, на практике возможно столкновение с такими формами взятки, как открытая или завуалированная. При открытой форме взяткодатель непосредственно передает предмет взятки взяткополучателю или посреднику. Эта форма взятки известна очень давно, и правоохранительные органы выработали определенные меры борьбы с ней. При завуалированной форме выявить взятку гораздо сложнее, так как ее передача оформляется внешне законными формами. В качестве примера можно назвать оформление договора займа без процентов на очень длительный срок, выплату по договору подряда, который реально не выполнялся.

Объективная сторона получения взятки выражается:

  • а) в действиях (бездействии) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц; если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица;
  • б) в способствовании указанным действиям (бездействию) в пользу тех же лиц со стороны должностного лица в силу его должностного положения;
  • в) в общем покровительстве или попустительстве по службе по отношению к взяткодателю и представляемым им лицам;
  • г) в совершении должностным лицом незаконных действий либо в его противоправном бездействии в пользу указанных лиц.

Таким образом, особенность данного состава преступления состоит в том, что взятка может быть получена как за незаконные действия (бездействие) должностного лица, так и за действия (бездействие), которые входят непосредственно в его компетенцию, и должностное лицо было вправе в установленном порядке выполнить в пользу взяткодателя или представляемых им лиц то или иное действие либо, напротив, не принимать никаких мер.

Объективная сторона получения взятки представляет собой получение лично должностным лицом или посредником взятки за определенные действия (бездействие) в интересах взяткодателя. Следовательно, ст.290 УК РФ предусматривает ответственность и в случае получения взятки не самим должностным лицом, а посредником.

В пункте 8 постановления Пленума ВС РФ N 6 определено, что уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст.33 УК РФ « Виды соучастников преступления».

Таким образом, можно сделать вывод — посредником может являться лицо, которое действует по поручению взяткодателя или взяткополучателя и непосредственно передает предмет взятки, а значит, для квалификации действий посредника по ст.291 УК РФ («Дача взятки») не имеет значения, получил ли посредник от взяткодателя или взяткополучателя вознаграждение за посредничество.

При анализе ст.290 УК РФ можно прийти к выводу, что в основном составе получения взятки возможны несколько форм использования должностным лицом своего служебного положения. Наиболее распространенной формой являются действия (бездействие), которые входят в круг служебных полномочий должностного лица, например внесение в акт ревизии данных, необходимых взяткодателю, решение кадровых вопросов, распоряжение кредитными и денежными ресурсами.

Другой формой использования служебных полномочий законодатель называет способствование в силу своего должностного положения определенным действиям (бездействию) других должностных лиц. Здесь используется, в основном, возможность должностного лица воздействовать на тех лиц, от которых зависит нужное для взяткодателя решение. Как правило, у взяткополучателя возможность воздействия возникает в силу определенного положения в иерархической структуре.

Например: начальник вышестоящего органа может требовать от должностных лиц нижестоящего органа совершения определенных действий в пользу взяткодателя.

В статье 290 названо также общее покровительство и попустительство по службе. Данная форма использования служебного положения может выражаться в незаслуженных денежных поощрениях, способствовании карьерному росту, в непринятии мер при нарушениях трудового законодательства и дисциплинарных проступках.

Пункт 9 постановления Пленума ВС РФ N 6 определяет, что ответственность за взяточничество наступает независимо от того, когда вручена взятка — до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя, и на квалификацию содеянного не влияет. Следовательно, такой признак преступления, как время его совершения, значения для состава преступления не имеет.

Согласно ст.290 действия должностного лица должны быть совершены им в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Следовательно, состав преступления налицо, когда интересы взяткодателя или представляемых им лиц удовлетворены.

Получение взятки имеет конструкцию преступления с формальным составом. Оно считается законченным с момента получения взятки должностным лицом. Если обусловленная взятка не получена по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткополучателя, то содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки. При этом не требуется, чтобы должностное лицо выполнило какое-либо действия (бездействие) в пользу взяткодателя. Достаточно того, чтобы оно осознавало, что получает взятку в обмен на совершение определенных действий и могло их совершить. В случае если должностное лицо получает взятку за действия, которые не входят в круг его служебных полномочий, и оно не в состоянии их совершить, содеянное необходимо квалифицировать как мошенничество.

Читайте так же:  Взыскание алиментов по-новому - из имущества родственников и по средней зарплате в регионе

Получение взятки. Состав преступления

Новый УК определяет это преступление как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия или бездействие в пользу взяткодателя, если они входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно покровительство или попустительство по службе.

[2]

Взятка — любая незаконная выгода имущественного характера. Безвозмездность получения взятки может быть полной или частичной.

Новые виды взяток: приобретение или аренда помещений или квартир, дачных участков, перевод денежных средств с банковских счетов в наличные, приватизация предприятий, торговых организаций. За совершение должностными лицами действий им открываются счета в зарубежных банках, приобретают на их имя или их близких недвижимость как в России, так и за ее пределами, организуются выезды за рубеж с выдачей валюты под видом «специалистов».

Новый УК законодательно уточнил понятие взятки, определив ее как деньги, ценные бумаги, иные имущественные выгоды. Такими выгодами могут быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, производство ремонтных, реставрационных, строительных и иных работ (см. п. 4 постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 г.).

Открытая и завуалированная формы получения взяток. ГК РФ в ст. 575 установил запрет дарения государственным служащим, служащим муниципальных учреждений и ряду других лиц подарков, сумма которых превышает пять минимальных размеров оплаты труда. Из этого делается вывод, что пять минимальных размеров оплаты труда — это та граница, которая отличает подарок от взятки. На самом деле вопрос о размере взятки гражданским законодательством не разрешается. Так, Верховный Суд РФ, рассматривая в порядке надзора уголовное дело по обвинению в даче взятки признал бесплатное обслуживание в ресторане взяткой (БВС РФ N 5-1998, стр. 8-9.)

Взятка получается должностным лицом за совершение или несовершение каких-либо действий в пользу взяткодателя либо другого лица, которое представляет взяткодатель, в том числе членов его семьи. Действия, совершаемые за взятку, могут быть четырех видов: а) эти действия могут входить в обычные служебные полномочия должностного лица; б) эти действия могут не входить в непосредственные полномочия этого должностного лица, но в силу своего авторитета, влияния лицо, получившее взятку, может способствовать совершению действий или их несовершению в пользу взяткодателя или представляемого им лица; в) должностное лицо за взятку может оказывать общее покровительство, например необоснованно, без каких-либо заслуг продвигать взяткодателя по службе, представлять его к премиям, наградам и т. п.; г) за взятку должностное лицо может оказывать попустительство, т. е. скрывать допущенные взяткодателем ошибки и упущения по службе.

Объективная сторона характеризуется:

— действия, входящие в круг полномочий;

— способствование таким действиям с использованием служебного положения;

— общее покровительство или попустительство по службе.

Преступление налицо и тогда, когда за взятку удовлетворяются интересы как самого взяткодателя, так и тех, кого он представляет.

Если за взятку должностное лицо совершает действие (бездействие), содержащее состав какого-либо преступления, то его действия подлежат квалификации по ч. 2 рассматриваемой статьи. Термин «незаконные», употребленный законодателем, следует трактовать как «преступные». Таким образом, УК 1996 г. по сути дела возродил деление взяточничества на мздоимство и лихоимство, известное дореволюционному русскому уголовному законодательству. Однако выделение этого признака в качестве квалифицирующего обстоятельства не исключает необходимости в соответствующих случаях квалифицировать действия виновного должностного лица по совокупности со ст.ст. 285, 286 или другой статьей УК, предусматривающей ответственность за эти преступления. К такому выводу приводит сопоставление санкций, предусмотренных в ч. 2 комментируемой статьи, с мерами наказания, установленными законом за злоупотребление служебным положением и превышение служебных полномочий.

Под неоднократностью понимается получение взятки не менее двух раз или одновременное получение взятки от двух лиц, если в интересах каждого из них совершается отдельное действие. Не образует неоднократности получение взятки в несколько приемов за выполнение одного действия. Не будет неоднократности и при получении взятки от нескольких лиц за выполнение одного действия.

Вымогательство состоит в требовании должностного лица дать взятку под угрозой ущемить правоохраняемые интересы взяткодателя либо в поставлении последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку для предотвращения или прекращения нарушения его законных интересов.

Отсутствует вымогательство взятки в ситуации, когда виновный требует взятку, угрожая совершить законные действия в отношении взяткодателя. Нет вымогательства и в случаях, когда должностное лицо требует взятку, не подкрепляя ее угрозой нарушить законные интересы взяткодателя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9826 —

| 7407 — или читать все.

Юридический анализ состава преступления предусмотренной статьёй №430 Уголовного Кодекса

Объект и предмет получения взятки

Объект взяточничества по-разному определяется в научной литературе.

В качестве непосредственного объекта взяточничества А.С.Мещерский выделяет конкретные общественные отношения с конкретными же субъектами, однако содержательно указанный объект оказался не столь конкретен: «Непосредственным объектом получения взятки являются те конкретные общественные отношения, которые составляют содержание нормальной работы отдельного органа государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также определяющие порядок оплаты труда должностных лиц» [23, c.19]. Из родового объекта преступления (интересы службы) выведен непосредственный, но не путем конкретизации содержания общественного отношения, а путем указания на отдельных субъектов. Обратим внимание также на то обстоятельство, что «порядок оплаты труда должностных лиц» назван в числе всех прочих отношений, «которые составляют содержание нормальной работы отдельного органа». В свете изложенного возникает вопрос: какова же действительная роль в составе преступления порядка оплаты труда как дополнительного объекта? Между тем, как будет показано далее, роль эта гораздо более значительна.

Читайте так же:  Минфин обосновал неизменность цен госконтрактов после повышения ндс

Непосредственным объектом взяточничества являются общественные отношения, обеспечивающие соответствующую интересам службы деятельность государственного, общественного и хозяйственного аппарата управления (независимо от формы собственности и публично-правовых или частноправовых по содержанию функций управления).

«Объект преступления общий для всех должностных преступлений: интересы службы, т.е. общественные отношения, обеспечивающие соответствующие интересам службы содержание деятельности государственного, общественного и хозяйственного аппарата управления. В более краткой форме непосредственный объект определён авторами одного из учебных пособий как «интересы службы» [20, c.846].

С.М. Будатаров в диссертационном исследовании утверждает следующее: Получение взятки причиняет вред интересам государственной и муниципальной власти. Кроме того, это преступление причиняет вред правам и законным интересам частных лиц. Поэтому непосредственный объект получения взятки следует определить как «безвозмездность публично-властной деятельности должностных лиц по отношению к частным лицам.

С.И. Вейберт определила, что «непосредственным объектом получения взятки являются общественные отношения, составляющие основу организации и деятельности государственного аппарата, а также основанная на законе деятельность государственного аппарата и авторитет органов власти и управления» [10, с. 13].

Многоаспектное содержание в понятие непосредственного объекта получения взятки вкладывает А.М. Клим: «Непосредственный объект получения взятки, в и отличие от видового представляет собой конкретное отношение, которое нарушаемся и сфере государственного управления, на которое посягает и взяткополучатель, и взяткодатель. Оба они стремятся обойти конкретный закон, и взяткополучатель совершает действия, которые приводят к заведомо неверному результату его должностной деятельности.

Недостаточно внимательное отношение к точному установлению объекта взяточничества приводит к тому, что возникают серьезные сложности в определении признаков состава соответствующих преступлений в целом. Для иллюстрации таких затруднений приведем следующие рассуждения С.Иванова:

“Более сложен вопрос об объекте преступлений, совершенных должностными лицами государственных предприятий в сфере экономики. А поскольку экономика Республики Беларусь многоукладна, на практике часто возникает проблема разграничения общественных отношений, которым причиняется вред лицами, имеющими статус должностных, на предприятиях государственной и иной формы собственности.

В качестве примера можно привести уголовное дело в отношении К., главного инженера транспортного предприятия, зарегистрированного как закрытое акционерное общество, участниками которого являлись его работники, т.е. частные лица. Упомянутый К., принял от представителя другого частного предприятия денежное вознаграждение на условии заключения договора купли-продажи именно с этим субъектом хозяйствования.

Уголовное дело было возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ст. 430 УК. Но так как получение взятки есть частный случай злоупотребления властью или служебными полномочиями, в ходе расследования возник вопрос, обладает ли совершенное К. деяние всеми признаками родового состава, предусмотренного ст. 424 УК. Налицо были лишь признаки субъективной стороны (умысел) и субъекта преступления (К. был наделен полномочиями, связанными с исполнением организационно-распорядительных функций).

Следствие установило, что указанное деяние не содержит двух основных признаков объективной стороны злоупотребления служебными полномочиями. Так, предприятию, которое представлял К., принятие им денежного вознаграждения ущерба не причинило. Более того, автомобиль, служивший предметом купли-продажи, был реализован по цене, намного превышавшей его балансовую стоимость. Получается, что К. действовал в интересах своего предприятия, а не вопреки им, что необходимо для наличия состава злоупотребления служебными полномочиями» [15, с. 22].

Между тем правильное установление непосредственного объекта преступления позволило бы прямо ответить на вопрос, нужны ли для ответственности за получение взятки все признаки «родового состава, предусмотренного ст. 424 УК». Попутно следует I заметить, что понятия «родовой объект» и «родовой состав» не одно и то же и что | специальный формальный состав преступления не может быть частью материального родового состава, если, конечно, речь не идет об усеченном составе преступления, каковым получение взятки не является [7, c. 275 — 295].

С.Иванов также полагает целесообразным использовать законодательный опыт России и разделить ответственность публичных и частных должностных лиц. В обоснование своей позиции указанный автор приводит следующие аргументы: «Злоупотребление, совершенное должностным лицом государственного предприятия, посягает на порядок осуществления экономической деятельности, основные принципы государственного управления, нормальную деятельность всего аппарата власти, поскольку такое предприятие представляет на рынке государство. Напротив, сходное с объективной стороны деяние, совершенное представителем частного предприятия, посягает лишь на принципы управления конкретным предприятием, может нанести вред интересам собственников, т.е. ограниченному кругу лиц, и подрывает правила корпоративности, установленные владельцем отдельного субъекта хозяйствования. Основной вред такое деяние наносит отношениям, связанным с нормальным осуществлением экономической деятельности, принципам рыночной экономики» [15, с.23].

Обратимся к характеристике предмета взяточничества.

Статья 430 УК Республики Беларусь определяет в качестве предмета получения взятки материальные ценности либо выгоды имущественного характера.

Следует отметить, что некоторую почву для существования разночтений дает признаваемое большинством авторов определение непосредственного объекта взяточничества как интересов службы. При такой интерпретации материальное вознаграждение выступает не признаком объекта — предметом, а признаком объективной стороны состава преступления — средством, с помощью которого осуществляется «повреждение» интересов службы.

Следует, однако, заметить, что, каким бы ни было отношение к теоретической конструкции предмета преступления, отношение к его законодательному описанию должно быть предельно аккуратным, что весьма проблематично обнаружить в описании предметов имущественных преступлений:

Рассмотрим, например, определение корысти в статье 4 УК Республики Беларусь. Указание на выгоду имущественного характера наряду с избавлением от материальных затрат означает, что выгода имущественного характера не включает в себя избавление от материальных затрат. Должно ли это положение распространяться на все статьи Особенной части УК Республики Беларусь? Несомненно. Но что это будет означать на практике? Как избавление от материальных затрат расценивается прощение долга, и если должностному лицу за совершение им действий по службе «спишут» его долги, то это не будет получением взятки? Можно, конечно, возразить, что прощение долга является не избавлением от материальных затрат, а приобретением материальной выгоды. Но тогда, что такое избавление от материальных затрат, если любое невзыскание причитающихся с должностного лица сумм рассматривается как имущественная выгода? Очевидно, следовало указать, что корыстными являются побуждения незаконно приобрести или сберечь имущество.

Читайте так же:  Валютный контроль - функции и принципы регулирования

Таким образом, понятие «имущественная выгода» может использоваться как собирательное, включающее в себя получение имущества, получение права на имущество, избавление от затрат и любые иные возможные формы безвозмездного обретения имущественного дохода.

Получение взятки — каковы виды и состав преступления?

Нормативная база по составу получения взятки и видам данного преступления

Видео (кликните для воспроизведения).

Получение взятки — состав преступления, относящегося к группе коррупционных. Оно посягает на основы равноправия граждан и принципы свободы конкуренции во всех сферах. Таким образом, первый нормативный акт, относящий получение взятки к противозаконным действиям, — Конституция РФ. Второй и главный основополагающий акт в области уголовного права — УК РФ.

Не все нормы УК, касающиеся взяточничества, изложены предельно ясно, поэтому большое значение для их правильного применения имеет постановление Пленума ВС от 09.07.2013 № 24. В нем можно найти разъяснения относительно понятийного аппарата, используемого в нормах УК, применения норм о взяточничестве к преступлениям, совершенным в соучастии, и некоторые другие важные аспекты правоприменения.

Нормативная база по своим масштабам сопоставима с размахом самого преступного явления, с которым она призвана бороться. Так, успешной реализации норм УК способствует ряд федеральных законов, например:

  • «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ;
  • «О запрете отдельным категориям лиц хранить деньги в зарубежных банках» от 07.05.2013 № 79-ФЗ;
  • «Об антикоррупционной экспертизе…» от 17.07.2009 № 172-ФЗ;
  • «О контроле за соответствием расходов госслужащих их доходам» от 3.12.2012 № 230-ФЗ.

Существует и целый ряд разнообразных указов Президента и постановлений Правительства. Они не предусматривают отдельных мер уголовно-правового воздействия, но дают работникам правоохранительных органов возможность с большей эффективностью предотвращать коррупционные преступления и выявлять их как на этапе совершения, так и по прошествии значительного времени.

Получение взятки: виды данного преступления

Ст. 290 УК РФ содержит возможные составы получения взятки: основной и квалифицированные. Основной представляет собой получение российскими или иностранными должностными лицами материальных благ, имущественных прав или услуг в обмен на совершение таким лицом действий или бездействия, входящих в его служебные полномочия, в интересах лица, дающего такие блага, или тех, кого оно представляет.

Аналогичные действия, совершенные при наличии квалифицирующих признаков, формируют квалифицированные, то есть отягченные составы получения взятки:

  • в значительном размере;
  • за незаконные действия или бездействие;
  • должностными лицами на государственной службе или службе органов местного самоуправления;
  • по предварительному сговору или в составе организованной группы;
  • сопряженные с вымогательством;
  • в крупном и особо крупном размере.

Так как предметом взятки не всегда являются деньги, то для правильной квалификации действий субъекта необходимо оценить стоимость предмета преступления. Для определения вида преступления установлены значения размера взятки:

  • значительный — эквивалентный более чем 25 000 руб.;
  • крупный — эквивалентный более чем 150 000 руб.;
  • особо крупный — эквивалентный более чем 1 млн руб.

Очевидно, что квалифицированные составы преступления предусматривают более строгую ответственность по сравнению с основным. Так, основной состав получения взятки (ч. 1 ст. 290 УК) предусматривает максимальный срок лишения свободы 3 года, тогда как уже ч. 2, указывающая на квалифицированный состав, удваивает этот срок.

Получение взятки: состав преступления

Под составом преступления понимается единство 4 основных взаимосвязанных элементов: объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон преступления. Каждый из них имеет определяющее значение при квалификации действий обвиняемого.

Получение взятки отличается большим количеством возможных объектов посягательства и самого предмета преступления.

В стремлении скрыть преступление или придать ему законный вид субъекты прибегают к значительным ухищрениям, совершая иные противоправные деяния, которые могут формировать смежные составы, например превышение должностных полномочий по ст. 285 УК РФ.

Субъект получения взятки

Состав получения взятки предусматривает совершение преступления исключительно специальным субъектом, а именно:

  • российскими должностными лицами;
  • иностранными должностными лицами;
  • должностными лицами международных публичных организаций.

Понятие должностного лица дается в примечании к ст. 285 УК. Под ним понимается физическое лицо, которое по спец. распоряжению либо на постоянной или временной основе выполняет распорядительные или административно-хозяйственные функции:

  • в государственных органах;
  • органах местного самоуправления;
  • государственных или муниципальных учреждениях;
  • Вооруженных силах и воинских формированиях РФ;
  • хозяйствующих субъектах с доминирующей долей государственного или муниципального участия.

Ст. 290 УК сформулирована таким образом, что преступление может быть совершено исключительно специальным субъектом. На практике же возможно привлечение к нему для соучастия лиц, не обладающих специальными признаками. В своем постановлении от 09.07.2013 № 24 Пленум ВС разъяснил, что преступные действия соучастника получения взятки, не обладающего признаками специального субъекта, могут быть квалифицированы по ст. 290 УК, но со ссылкой на ст. 33 УК. Квалифицируя действия соучастников, крайне важно отделять ст. 290 УК от смежного состава ст. 291.1 УК о посредничестве во взяточничестве, которое предусматривает только непосредственную передачу предмета преступления либо участие в достижении согласия между субъектами или исполнении преступления. Понятие соучастия шире. Например, это вовлечение специальным субъектом в обмен на часть вознаграждения в исполнение незаконных действий в интересах взяткодателя лиц, не имеющих признаков спецсубъекта.

Объект и субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ

Под субъективной стороной понимается совокупность характеристик отношения субъекта к совершаемому деянию: осознание возможных последствий и наличие желания их наступления, цели и мотивы, движущие преступником.

Читайте так же:  Для регистрации прав на недвижимость предоставлять выписку из егрн не нужно

Получение взятки — преступление, совершаемое исключительно с прямым умыслом. Субъект понимает преступность своих действий, желает наступления их последствий. В большинстве случаев субъектом движут корыстные мотивы.

Объектом такого рода преступлений могут стать самые разнообразные общественные отношения, но в первую очередь ущерб причиняется интересам государственной муниципальной службы, а также имиджу должностного лица и служащего. Их можно считать родовым объектом преступления.

Непосредственно могут затрагиваться и иные общественные отношения, например:

  • отношения, складывающие при отправлении правосудия и судопроизводстве;
  • справедливое распределение материальных благ;
  • свобода конкуренции и т. д.

С развитием общества растет количество общественных отношений, в которые вступают его члены, а потому потенциальные объекты коррупционной преступности в целом и получения взятки в частности непрерывно множатся.

Объективная сторона и предмет преступления

Объективная сторона получения взятки выражается в присвоении специальным субъектом хотя бы части предмета преступления. При этом не имеет значения, сумел он им воспользоваться или был застигнут с поличным в момент передачи материальных благ или оказания услуги.

ВАЖНО! Действия или бездействие должностного лица, совершаемые за вознаграждение (взятку), не входят в объективную сторону преступления. Они могут совершаться как до, так и после передачи вознаграждения. При этом факт их совершения не влияет на квалификацию деяния, если речь не идет о совершении противозаконных действий. Если же за вознаграждение субъект планирует совершить незаконные действия, это станет признаком для квалификации взяточничества по ч. 3 ст. 290 УК, предусматривающей большие размеры ответственности, нежели общий состав.

Вне зависимости от того, какая часть от оговоренной заранее суммы взятки была передана, преступление квалифицируется исходя из того, какой она должна была стать в итоге. Так, если была передана только часть обещанной взятки в особо крупном размере, то преступление все равно квалифицируется по ч. 6 ст. 290 УК РФ.

Получить деньги субъект может путем как действий, так и бездействия, например позволив передающему лицу самостоятельно положить деньги в ящик стола.

Сам факт согласия на получение взятки при не случившейся передаче предмета преступления по причинам, не зависящим от субъекта, должен быть квалифицирован как покушение на получение взятки.

Остается сделать вывод, что получение взятки относится к группе умышленных коррупционных деяний, имеющих как основной, так и квалифицированный составы. Для правильной квалификации таких преступлений особенно важно учитывать особенности субъекта и предмета преступления.

Получение взятки – каковы виды и состав преступления?

С какой суммы можно говорить о преступлении?

Что такое дача взятки? Законодательно не обоснована сумма, но используется следующее разделение:

  • Общая величина – до 10 000 рублей.
  • Значительный размер – сумма от 25 000 рублей и выше.
  • Крупный размер – больше 150 000 рублей.
  • Особо крупный размер – от одного миллиона и выше.

Если же объектом незаконной передачи денег является что-либо материальное, но не денежные знаки, то проводят специальную оценочную экспертизу, которая и дает ответ на данный вопрос.

Нормативная база по составу получения взятки и видам данного преступления

Получение взятки – состав преступления, относящегося к группе коррупционных. Оно посягает на основы равноправия граждан и принципы свободы конкуренции во всех сферах. Таким образом, первый нормативный акт, относящий получение взятки к противозаконным действиям, — Конституция РФ. Второй и главный основополагающий акт в области уголовного права — УК РФ.

Не все нормы УК, касающиеся взяточничества, изложены предельно ясно, поэтому большое значение для их правильного применения имеет постановление Пленума ВС от 09.07.2013 № 24. В нем можно найти разъяснения относительно понятийного аппарата, используемого в нормах УК, применения норм о взяточничестве к преступлениям, совершенным в соучастии, и некоторые другие важные аспекты правоприменения.

Нормативная база по своим масштабам сопоставима с размахом самого преступного явления, с которым она призвана бороться. Так, успешной реализации норм УК способствует ряд федеральных законов, например:

  • «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ;
  • «О запрете отдельным категориям лиц хранить деньги в зарубежных банках» от 07.05.2013 № 79-ФЗ;
  • «Об антикоррупционной экспертизе…» от 17.07.2009 № 172-ФЗ;
  • «О контроле за соответствием расходов госслужащих их доходам» от 3.12.2012 № 230-ФЗ.

Существует и целый ряд разнообразных указов Президента и постановлений Правительства. Они не предусматривают отдельных мер уголовно-правового воздействия, но дают работникам правоохранительных органов возможность с большей эффективностью предотвращать коррупционные преступления и выявлять их как на этапе совершения, так и по прошествии значительного времени.

Ст. 290 УК РФ содержит возможные составы получения взятки: основной и квалифицированные. Основной представляет собой получение российскими или иностранными должностными лицами материальных благ, имущественных прав или услуг в обмен на совершение таким лицом действий или бездействия, входящих в его служебные полномочия, в интересах лица, дающего такие блага, или тех, кого оно представляет.

Аналогичные действия, совершенные при наличии квалифицирующих признаков, формируют квалифицированные, то есть отягченные составы получения взятки:

  • в значительном размере;
  • за незаконные действия или бездействие;
  • должностными лицами на государственной службе или службе органов местного самоуправления;
  • по предварительному сговору или в составе организованной группы;
  • сопряженные с вымогательством;
  • в крупном и особо крупном размере.

Так как предметом взятки не всегда являются деньги, то для правильной квалификации действий субъекта необходимо оценить стоимость предмета преступления. Для определения вида преступления установлены значения размера взятки:

[1]

  • значительный — эквивалентный более чем 25 000 руб.;
  • крупный — эквивалентный более чем 150 000 руб.;
  • особо крупный — эквивалентный более чем 1 млн руб.

Очевидно, что квалифицированные составы преступления предусматривают более строгую ответственность по сравнению с основным. Так, основной состав получения взятки (ч. 1 ст. 290 УК) предусматривает максимальный срок лишения свободы 3 года, тогда как уже ч. 2, указывающая на квалифицированный состав, удваивает этот срок.

Под составом преступления понимается единство 4 основных взаимосвязанных элементов: объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон преступления. Каждый из них имеет определяющее значение при квалификации действий обвиняемого.

Читайте так же:  Что такое твердая цена договора согласно гк рф

Получение взятки отличается большим количеством возможных объектов посягательства и самого предмета преступления.

В стремлении скрыть преступление или придать ему законный вид субъекты прибегают к значительным ухищрениям, совершая иные противоправные деяния, которые могут формировать смежные составы, например превышение должностных полномочий по ст. 285 УК РФ.

[3]

Состав получения взятки предусматривает совершение преступления исключительно специальным субъектом, а именно:

  • российскими должностными лицами;
  • иностранными должностными лицами;
  • должностными лицами международных публичных организаций.

Понятие должностного лица дается в примечании к ст. 285 УК. Под ним понимается физическое лицо, которое по спец. распоряжению либо на постоянной или временной основе выполняет распорядительные или административно-хозяйственные функции:

  • в государственных органах;
  • органах местного самоуправления;
  • государственных или муниципальных учреждениях;
  • Вооруженных силах и воинских формированиях РФ;
  • хозяйствующих субъектах с доминирующей долей государственного или муниципального участия.

Ст. 290 УК сформулирована таким образом, что преступление может быть совершено исключительно специальным субъектом. На практике же возможно привлечение к нему для соучастия лиц, не обладающих специальными признаками. В своем постановлении от 09.07.2013 № 24 Пленум ВС разъяснил, что преступные действия соучастника получения взятки, не обладающего признаками специального субъекта, могут быть квалифицированы по ст.

290 УК, но со ссылкой на ст. 33 УК. Квалифицируя действия соучастников, крайне важно отделять ст. 290 УК от смежного состава ст. 291.1 УК о посредничестве во взяточничестве, которое предусматривает только непосредственную передачу предмета преступления либо участие в достижении согласия между субъектами или исполнении преступления.

Под субъективной стороной понимается совокупность характеристик отношения субъекта к совершаемому деянию: осознание возможных последствий и наличие желания их наступления, цели и мотивы, движущие преступником.

Получение взятки — преступление, совершаемое исключительно с прямым умыслом. Субъект понимает преступность своих действий, желает наступления их последствий. В большинстве случаев субъектом движут корыстные мотивы.

Объектом такого рода преступлений могут стать самые разнообразные общественные отношения, но в первую очередь ущерб причиняется интересам государственной муниципальной службы, а также имиджу должностного лица и служащего. Их можно считать родовым объектом преступления.

Непосредственно могут затрагиваться и иные общественные отношения, например:

  • отношения, складывающие при отправлении правосудия и судопроизводстве;
  • справедливое распределение материальных благ;
  • свобода конкуренции и т. д.

С развитием общества растет количество общественных отношений, в которые вступают его члены, а потому потенциальные объекты коррупционной преступности в целом и получения взятки в частности непрерывно множатся.

Объективная сторона получения взятки выражается в присвоении специальным субъектом хотя бы части предмета преступления. При этом не имеет значения, сумел он им воспользоваться или был застигнут с поличным в момент передачи материальных благ или оказания услуги.

ВАЖНО! Действия или бездействие должностного лица, совершаемые за вознаграждение (взятку), не входят в объективную сторону преступления. Они могут совершаться как до, так и после передачи вознаграждения. При этом факт их совершения не влияет на квалификацию деяния, если речь не идет о совершении противозаконных действий.

Вне зависимости от того, какая часть от оговоренной заранее суммы взятки была передана, преступление квалифицируется исходя из того, какой она должна была стать в итоге. Так, если была передана только часть обещанной взятки в особо крупном размере, то преступление все равно квалифицируется по ч. 6 ст. 290 УК РФ.

Получить деньги субъект может путем как действий, так и бездействия, например позволив передающему лицу самостоятельно положить деньги в ящик стола.

Сам факт согласия на получение взятки при не случившейся передаче предмета преступления по причинам, не зависящим от субъекта, должен быть квалифицирован как покушение на получение взятки.

Какова ответственность?

Ответственность за такое нарушение регламентируется статьей 291 УК РФ. Так, согласно данному нормативно-правовому акту, предусмотрена следующая ответственность:

  • Штраф в размере от 500 000 до 1,5 миллионов рублей.
  • Исправительные работы сроком до двух лет.
  • Принудительные работы сроком до 3 лет.
  • Лишение свободы сроком до 8 лет.

Также могут применять дополнительное наказание в виде:

  • Конфискации имущества.
  • Запрета занимать определенные должности сроком до пяти лет.

При получении взятки в особо крупном размере наказание становится более жестким:

  • Лишение свободы сроком до 15 лет.
  • Материальное взыскание в размере до 4 миллионов рублей.
  • Запрет занимать определенные должности сроком до 10 лет.
Видео (кликните для воспроизведения).

Следует отметить, что уголовная ответственность имеет место не только за получение взятки, но и за ее дачу. В последнем случае ответственность наступает с 16 лет.

Источники


  1. ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. — 616 c.

  2. Ошо Зрелость. Ответственность быть самим собой / Ошо. — М.: СПб: Весь, 2013. — 185 c.

  3. Гуцол, В. В. Правовые основы Российского государства / В.В. Гуцол. — М.: Феникс, 2006. — 448 c.
  4. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 3. — Москва: РГГУ, 2014. — 621 c.
  5. Правоведение. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 432 c.
Получение взятки — каковы виды и состав преступления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here