Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Полная информация на тему: "Право хозяйственного ведения и оперативного управления" в помощь грамотному гражданину.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Кроме права собственности, в гражданских правоотношениях существуют и ограниченные вещные права – когда лицо имеет возможность пользоваться имуществом, принадлежащим другому лицу. К таким ограниченным правам относятся право хозяйственного ведения и право оперативного управления. В таких правоотношениях всегда два участника – пользователь недвижимого имущества (юридическое лицо) и собственник указанного имущества, который закрепил его за пользователем.

Возникли такие ограниченные вещные права в период Советского Союза, когда вся собственность была закреплена за публичным субъектом власти (государством), а управляли ей доверенные юридические лица. Поэтому субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления являются только юридические лица, образованные в форме учреждения или предприятия. Круг лиц, участвующих в правоотношениях, и принципы, на которых держатся права хозяйственного ведения и оперативного управления, очень схожи между собой, однако существуют фундаментальные отличия, разграничивающие между собой указанные ограниченные вещные права.

Право хозяйственного ведения – право владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, но только в пределах границ, установленных законодательством и нормативными актами. Например, унитарное предприятие не может распоряжаться недвижимым имуществом собственника, но не ограничена в плане движимых объектов. Также такие организации вправе распоряжаться полученной ими прибылью. Собственник имущества сохраняет за собой право на получение части прибыли, а так же на изменение формы созданного юридического лица, и контроля за использованием своего имущества.

Право оперативного управления – это право владения и пользования имуществом собственника только в пределах, установленных законом, а также только в целях деятельности и по его назначению. Распоряжаться таким имуществом можно только с согласия собственника, который может изъять доверенное имущество в случае его нецелевого использования.

Субъектами права хозяйственного ведения должны быть только государственные (муниципальные) предприятия, а оперативного управления – только учреждения и казенные предприятия. Различаются между собой указанные субъекты объемом прав, которым их наделило законодательство. Некоторые из них могут извлекать прибыль и распоряжаться ей по своему усмотрению.

Круг субъектов указанных правоотношений представлен ниже:

  • учреждение и казенное предприятие (распоряжаются с согласия собственника; владеют и пользуются в установленных пределах и в соответствии с целевым назначением);
  • частное учреждение (вправе заниматься деятельностью, приносящую прибыль и распоряжаться этой прибылью, но ограничены в отношении распоряжения имуществом собственника);
  • автономное учреждение (не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом собственника);
  • бюджетное учреждение (также как и автономное учреждение, не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом собственника).

Указанные ограничения вещных прав являются обременением недвижимого имущества. Но такие понятия, как хозяйственное ведение и оперативное управление касается юридических лиц и органов власти, а потому частные лица редко пересекаются с подобными обременениями.

Поселок современных и удобных таунхаусов со всеми необходимыми коммуникациями.

Для тех, кто хочет иметь собственную квартиру недалеко от города по доступным ценам.

Избежать рисков приобретения квартиры в новостройке. Фиксированный срок, возможность обратного выкупа или готовая квартира.

Хозяйственное ведение и оперативное управление

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления составляют особую разновидность вещных прав, неизвестную развитому законодательству. Это — вещные права юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Они призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц несобственников, что невозможно в обычном, классическом имущественном обороте.

Появление и сохранение этих вещных прав в российском праве связано с существованием планово-регулируемой, государственной экономики. Государство как собственник основной массы имущества, будучи не в состоянии непосредственно хозяйствовать с принадлежащими ему объектами и одновременно не желая утратить на них право собственности, объективно было вынуждено выпускать в имущественный оборот самостоятельные юридические лица, предприятия и учреждения, закрепляя за ними свое имущество на ограниченном вещном праве. С 60-х годов это право стало именоваться в СССР правом оперативного управления, а впоследствии в законах о собственности было разделено на более широкое по содержанию право полного хозяйственного ведения, предназначенное для производственных предприятий, и более узкое право оперативного управления — для госбюджетных и аналогичных им учреждений.

Участниками нормальных рыночных отношений всегда являются собственники, самостоятельно распоряжающиеся своим имуществом, граждане, включая индивидуальных предпринимателей, товарищества и общества, кооперативы и т. д. Сохранение в нашем имущественном обороте предприятий и учреждений, не являющихся собственниками имущества, свидетельствует о его переходном характере, обусловленном, в свою очередь, переходным характером самой экономики, неизбежно, но временно и в модифицированном виде сохраняющей определенные элементы прежней, государственной хозяйственной системы. К числу таких элементов относятся и вещные права, такие как право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть только юридические лица и притом не любые, а лишь существующие в специальных организационно-правовых формах предприятия и учреждения.

Субъектом права оперативного управления могут быть как унитарные (казенные) предприятия (ст. 115 ГК), принадлежащие к категории коммерческих организаций, так и учреждения (ст. 120 ГК), относящиеся к некоммерческим структурам, а также предприятия, принадлежащие частным собственникам. При этом учреждения могут создаваться как государственными и муниципальными образованиями, так и другими, например, частными собственниками — гражданами и юридическими лицами. Они в определенных рамках могут заниматься и приносящей доходы деятельностью, что влечет появление у них особого права на полученное таким образом имущество, которое также можно определить как право хозяйственного ведения в соответствии с п. 2 ст. 298 ГК.

Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме правомочий, которые они получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию как коммерческой организации, либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям.

Согласно ст. 295 ГК собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя), предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Читайте так же:  Образец заявления об открытии обособленного подразделения

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества в соответствии со ст. 296 ГК осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им в соответствии со ст.297 ГК:

— Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

— Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Порядок распоряжения имуществом учреждения определяется в ст. 298 ГК. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

В соответствии со ст. 299 ГК Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

В соответствии со ст. 300 ГК при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8268 —

| 7905 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления– это вещные права юридических лиц по использованию чужого имущества. В возникающих при этом отношениях участвуют: пользователь чужого имущества (юридическое лицо) и собственник, закрепивший свое имущество за пользователем. Назначение этих вещных прав – оформить имущественное положение юридических лиц, не являющихся собственниками, в целях создания возможности для их самостоятельного участия в гражданском обороте.

Субъекты(носители) этих прав – только юридические лица, существующие в форме предприятия и учреждения. Субъекты правахозяйственного ведения– государственные и муниципальные предприятия, а субъекты права оперативного управления – казенные предприятия и учреждения.

Различия между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления:в содержании и объеме правомочий, которые их обладатели получают от собственника на закрепленное за ними имущество.

Право хозяйственного ведения– это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения не может самостоятельно распоряжаться имеющейся у него недвижимостью, но при этом оно может самостоятельно распоряжаться движимым имуществом. При этом праве собственник имущества (учредитель предприятия), закрепивший свое имущество за предприятием, сохраняет право на создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, право осуществления контроля за имуществом, право на получение части прибыли.

Право оперативного управления– это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник (учредитель предприятия) вправе изъять у субъекта права оперативного управления свое имущество, закрепленное за ним, и распорядиться им по своему усмотрению, если имущество: используется не по назначению; оказалось лишним.

Особенности полномочия распоряженияимуществом у субъектов этого права различны. Казенное предприятие не имеет права распоряжаться любым закрепленным за ним имуществом (движимым и недвижимым) без согласия собственника. Собственник казенного предприятия самостоятельно устанавливает порядок распоряжения доходами казенного предприятия. Учреждение не имеет права распоряжаться закрепленным за ним имуществом. За него по его просьбе это делает собственник учреждения.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом собственника возникаюту предприятия и учреждения лишь с момента фактической передачи имущества.Этот момент определяется датой утверждения баланса предприятия или датой поступления имущества по смете. Право хозяйственного ведения и оперативного управления сохраняется за их обладателями и в случае смены собственника, т. е. действует право следования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Разница между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления

Использование имущества государственных предприятий может осуществляться в порядке хозяйственного ведения или оперативного управления. В чем особенности обоих механизмов?

Читайте так же:  Образец ходатайства о переоформлении патента

Факты о праве хозяйственного ведения

Под правом хозяйственного ведения понимается механизм, в рамках которого менеджмент государственного предприятия способен использовать имущество соответствующей фирмы в пределах, установленных законодательством и иными нормативными источниками. Например, руководству предприятия может быть разрешено задействовать недвижимое имущество, но запрещено — движимое. Собственник компании, в которой действует механизм хозяйственного ведения — государство, имеет право:

  1. осуществлять контроль над тем, как менеджмент фирмы реализует право хозяйственного ведения;
  2. назначать руководство государственной компании;
  3. осуществлять реорганизацию предприятия;
  4. использовать часть прибыли от применения активов.

Если собственник обнаружит, что имущество в порядке хозяйственного ведения используется не по назначению, то может изъять его из основных фондов предприятия.

Факты о праве оперативного управления

Под правом оперативного управления понимается механизм, в рамках которого распоряжение государственным имуществом осуществляется следующими основными типами субъектов:

  1. казенными предприятиями;
  2. частными организациями;
  3. автономными и бюджетными учреждениями.

Данные субъекты вправе распоряжаться государственным имуществом:

  1. в пределах, которые установлены законодательством РФ;
  2. в соответствии с задачами, поставленными собственником;
  3. с учетом специфики имущества.

Собственник госпредприятия вправе:

  • изымать из основных фондов имущество, используемое не по назначению;
  • распределять доходы фирмы;
  • осуществлять прочие правомочия, что определены законом.

к содержанию ↑

Главное отличие права хозяйственного ведения от права оперативного управления в том, что субъектом первого механизма является руководство государственного предприятия. Во втором случае круг возможных участников правоотношений, связанных с управлением имуществом, значительно более широкий.

Рассмотрев, в чем разница между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, зафиксируем выводы в таблице.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления

Право хоз-го ведения и право оперативного управления – это вещные права юр/лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника, чаще всего публичного. Они призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юр/лиц – не собственников, что невозможно в обычном, классическом имущественном обороте.

Право хоз-го ведения: гос/муниц-ое унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хоз/ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законодательством (ГК).

Субъектами права хоз/ведения могут быть только гос/муниц-ные унитарные предприятия. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям. Имущество, переданное предприятию на праве хоз/ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. Это имущество становится «распределенным», обособленным от имущества др/лиц, в т.ч. и собственника, и служит базой самостоятельной имущественной ответ-сти предприятия.

Собственник имущества, находящегося в хоз/ведении решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деят-ти, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования данного имущества.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хоз/ведения недвиж/имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хоз-ных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, в соответствии с законодательством.

Право оперативного управления

Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве опер/управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деят-сти, назначением этого имущества, распоряжаются (отчуждать) имуществом с согласия собственника этого имущества.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Собственник вправе распорядиться изъятым имуществом по своему усмотрению. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, в соот-ии с закон-вом. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Распоряжение имуществом учреждения:

1. Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деят-сть, если такое право предусмотрено в его учред/документе, при этом доходы, полученные от такой деят-сти, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение част/учреждения. Не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника.

2. Автономное учреждение без согласия собст-ка не вправе распоряжаться недвиж/имуществом и особо ценным движ/имуществом, закрепленными за ним собст-ком или приобретенными учреждением за счет средств собст-ка. Остальным имуществом, находящимся у него на праве операт/управления, учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если…

Автон/учреждение вправе осуществлять коммер/деят-сть, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, и если такая деят-сть указана в его учред/документах. Доходы, полученные от такой деят-сти, и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

3. Бюджетное учреждение без согласия собст-ка не вправе распоряжаться особо ценным движ/имуществом, закрепленным за ним собст-ком или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств собственника такого имущества, а также недвиж/имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве опер/управ-ия, учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если.

Бюджучреждение вправе осуществлять комм/деят-сть если это служит достижению целей, ради которых оно создано, и такая деят-сть указана в его учред/документах. Доходы и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюдж/учреждения.

4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Может осуществлять комм/деят-сть в соответствии со своими учред/документами. Доходы, полученные от такой деят-сти, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.
Право хоз/ведения или право операт/управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом или решением собственника.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хоз/ведении или операт/управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное данными орг-ми по договору или иным основаниям, поступают в хоз/ведение или операт/управление предприятия или учреждения в соотв-ии с закон-вом для приобретения права собственности.

Право хоз/ведения и право операт/правления имуществом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным закон-вом для прекращения права собственности или по решению собственника.

При переходе права собст-сти на гос/муниц-ное предприятие как имущественный комплекс к др/собственнику гос/муниц-го имущества такое предприятие сохраняет право хоз/ведения или право операт/управления на принадлежащее ему имущество. При переходе права собст-сти на учреждение к др/лицу это учреждение сохраняет право операт/управления на принадлежащее ему имущество.

Читайте так же:  Образец возражения на исковое заявление

Вещно-правовые иски

Гражданский закон традиционно закрепляет два классических вещно-правовых иска, служащих защите права собственности и иных вещных прав:

— виндикационный (об истребовании имущества из чужого незаконного владения);

— негаторный (об устранении препятствий в пользовании имуществом, не связанных с лишением владения вещью).

В обоих случаях речь идет о таких способах защиты, которые защищают вещное право на сохраняющийся в натуре имущественный объект. В случае его утраты или невозможности возвращения собственнику речь может идти только о компенсации причиненных убытков, относящейся уже к числу обязательственных, а не вещных способов защиты. Поэтому вещно-правовые способы защиты имущественных интересов управомоченных лиц имеют своим объектом только индивидуально-определенные вещи, но не иное имущество.

Виндикационный иск — иск не владеющего вещью собст-ка к незаконно владеющему ею несобственнику.

Субъектом права на является собст-ик (или иной законный владелец), который, должен доказать свое право на истребуемое имущество. Ответчик — незаконный владелец, фактически обладающий вещью на момент предъявления требования. Если к этому моменту вещи у ответчика не окажется, то Винд/иск к нему не предъявляется. Можно предъявить к нему иск о возмещении причиненных им собственнику убытков (ст. 15 и 1064 ГК).

Объектом всегда является индивидуально-определенная вещь, сохранившаяся в натуре. Невозможно предъявить Винд/иск в отношении вещей, определенных родовыми признаками или не сохранившихся в натуре (когда спорное строение капитально перестроено, по сути стало новой недвиж/вещью). Т.к. содержание такого иска — возврат конкретной вещи, а не ее замена др/вещью или вещами того же рода и качества.

От добросовестного приобретателя имущество можно истребовать в двух случаях.

Во-первых, если такое имущество было им получено безвозмездно, поскольку такое изъятие не нанесет ему имущественных убытков (п. 2 ст. 302 ГК). Во-вторых, в случае возмездного приобретения вещи добросовестным приобретателем имеет значение способ выбытия вещи у собст-ка.

Если имущество первоначально выбыло у собст-ка по его воле (отдано им в аренду, а затем незаконно продано арендатором 3 лицу), он не вправе истребовать его у добросовестного приобретателя. Ведь последний действовал субъективно безупречно в отличие от самого собст-ка, допустившего неосмотрительность в выборе контрагента. Собст-ик имеет права требовать возмещения убытков, причиненных ему недобросовестным партнером.

Но если имущество выбыло из владения собст-ка помимо его воли (утеряно им или лицом, которому имущество было передано собст-ком во владение), оно может быть истребовано даже и у добросовестного приобретателя. В этой ситуации за добросовестным приобретателем сохраняется право на возмещение убытков, причиненных ему отчуждателем вещи.

Видео (кликните для воспроизведения).

Негаторный иск — «отрицающий иск». Негаторный иск — требование об устранении препятствий в осуществлении права собст-сти, которые не связаны с лишением собст-ка владения его имуществом (ст. 304 ГК). Н-р, выражаться в возведении строений или сооружений, препятствующих доступу света в окна соседнего дома или создающих различные помехи в нормальном использовании соседнего зем/участка.

Субъектом является собст-ик или иной владелец, сохраняющий вещь в своем владении, но испытывающий препятствия в ее использовании. Ответчик — нарушитель прав собст-ка.

Объект требований по иску составляет устранение длящегося правонарушения (противоправного состояния), сохраняющегося к моменту предъявления иска. Т.о., отношения по иску не подвержены действию исковой давности — требование можно предъявить в любой момент, пока сохраняется правонарушение. При устранении нарушителем противоправного состояния к нему может быть предъявлен лишь иск о возмещении причиненных этим убытков.

Виндикационный и негаторный иски в защиту своих прав и интересов могут предъявлять не только собств-ки, но и субъекты иных прав на имущество — все законные (титульные) владельцы (ст. 305 ГК). При этом титульные (законные) владельцы, владеющие чужим имуществом в силу закона или договора, могут защищать свое право владения имуществом даже против его собст-ка. Именно поэтому, например, унитарное предприятие как субъект права хозяйст/ведения гос/муниц-ным имуществом может виндицировать его даже от собственника-учредителя в случае его незаконного изъятия, а арендатор вправе предъявлять негаторный иск к арендодателю-собственнику, пытающемуся незаконно лишить его права владения арендованным имуществом до истечения срока договора путем отключения электричества и отопления или создания иных препятствий в его нормальном использовании.

Глава 19. ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ, ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Статья 294 ГК РФ. Право хозяйственного ведения

Комментарий к статье 294

  1. Право хозяйственного ведения представляет собой ограниченное вещное право, которое в настоящее время характерно лишь для государственных и муниципальных унитарных предприятий. Ограниченный характер данного права обусловлен тем, что реализация правомочий собственника казенным предприятием осуществляется исключительно с согласия собственника данного имущества, который одновременно реализует и контрольные полномочия в отношении собственного имущества.
  2. Судебная практика:

– Постановление ФАС Центрального округа от 30.06.2014 по делу N А64-4877/2012;

– Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 по делу N А41-42160/13;

– Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 N 17АП-5825/2014-ГК по делу N А60-38124/2013;

– Определение Арбитражного суда Московской области от 01.07.2014 по делу N А41-28960/12;

– решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 10.06.2014 по делу N 2-1407/2014.

Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении

Комментарий к статье 295

  1. Собственник имущества осуществляет контрольные полномочия не только в отношении передаваемого унитарному предприятию имущества, ему одновременно принадлежит право образования предприятия и определения наиболее важных и значимых аспектов его деятельности. Наряду со специальными правомочиями собственника, ему в полной мере присущи и полномочия, характерные для учредителя юридического лица любой организационно-правовой формы, в первую очередь право на получение части прибыли от деятельности предприятия, связанной с использованием предоставленного ему имущества.
  2. Распоряжение имуществом, переданным предприятию на праве хозяйственного ведения, допускается исключительно с согласия собственника данного имущества. Такое согласие оформляется распоряжением уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления.
  3. Судебная практика:

– Постановление ФАС Уральского округа от 30.06.2014 N Ф09-2982/14 по делу N А76-19410/2010;

– Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.07.2012 по делу N А79-6416/2011;

– Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2014 N 15АП-2357/2014 по делу N А32-18953/2013;

– решение Арбитражного суда Красноярского края от 07.07.2014 по делу N А33-6632/2014;

Читайте так же:  Запись в трудовой книжке по совместительству - образец

– решение Сосновоборского городского суда Красноярского края от 23.06.2014 по делу N 12-20/2014.

Статья 296. Право оперативного управления

Комментарий к статье 296

  1. Право оперативного управления также носит ограниченный характер по объему полномочий и кругу субъектов, которым имущество может быть передано на данном праве. Имущество на праве оперативного управления может быть передано учреждениям или казенным предприятиям, т.е. субъектам, имеющим неразрывную связь с государством, которое является их учредителем.

Право оперативного управления ограничивает правомочия его обладателя возможностью владения и пользования имуществом в соответствии с его целевым назначением и направлениями деятельности учреждения или предприятия. Распоряжение имуществом допускается лишь при наличии специального законодательного предписания и надлежащим образом оформленного согласия собственника имущества.

  1. Имущество на праве оперативного управления передается учреждению (предприятию) в количестве и объеме, необходимом для осуществления его деятельности. В случае изменения объемов деятельности и высвобождения части имущества, оно может быть изъято собственником. Закон не предусматривает обязанности пользователя в части принятия решения о передаче избыточного имущества его собственнику. В отношении возвращенного имущества правомочия собственника реализуются в полном объеме и не могут быть ограничены.
  2. Судебная практика:

– Постановление ФАС Поволжского округа от 02.07.2014 по делу N А12-20843/2013;

– Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 N 06АП-2676/2014 по делу N А73-2808/2014;

– Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 по делу N А65-28902/2013;

– решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.07.2014 по делу N А12-17242/2014;

– решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.06.2014 по делу N А13-5221/2014;

– решение Володарского районного суда Нижегородской области от 09.06.2014 по делу N 2-552/2014.

Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия

Комментарий к статье 297

  1. Обязательным условием распоряжения имуществом, переданным казенному предприятию, является получение согласия собственника данного имущества. Сделка по распоряжению имуществом, совершенная без согласия собственника, является недействительной. Основной целью передачи казенному предприятию имущества является его использование для достижения целей образования казенного предприятия – производства продукции, выполнения работ и т.п.

В соответствии с общими правилами ГК РФ собственником продукции является само предприятие, в связи с чем оно по собственному усмотрению реализует результаты своей деятельности, если иное не установлено нормативными актами. При этом полномочия предприятия ограничиваются лишь подбором рынка сбыта продукции и ее реализации. Распределение и расходование полученной прибыли не входит в компетенцию предприятия, распределение прибыли осуществляется по решению собственника имущества казенного предприятия, что аналогично правовой позиции участника хозяйственного общества или товарищества, внесшего соответствующий вклад в образованное им юридическое лицо.

– Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 N 18АП-286/2014 по делу N А07-18126/2013;

– Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 по делу N А72-9437/2012;

– решение Арбитражного суда Иркутской области от 27.06.2014 по делу N А19-6833/2014;

– решение Арбитражного суда Амурской области от 13.05.2012 по делу N А04-613/2013;

– решение Ленинского районного суда Тульской области от 15.05.2014 по делу N 2-906/2014.

Статья 298. Распоряжение имуществом учреждения

Комментарий к статье 298

  1. ГК РФ выделяет четыре основных вида учреждений, осуществляющих деятельность на территории РФ: частное, автономное, бюджетное и казенное. Являясь учреждениями, все они обладают общими и особыми чертами, реализующимися в их деятельности.

Общим для всех видов учреждений является ограничение в части распоряжения имуществом, переданным им собственником или приобретенным на средства собственника. Независимо от вида учреждения обязательным условием осуществления ими распорядительных действий является наличие согласия собственника имущества. Однако виды имущества, в отношении которого требуется получение согласия, различаются:

– для автономного учреждения согласие требуется на распоряжение недвижимым или особо ценным имуществом;

– для бюджетного – только в отношении особо ценного имущества, переданного собственником или приобретенного за счет его средств;

– для казенного учреждения получение согласия собственника является обязательным условием для совершения распорядительных действий в отношении любого переданного ему имущества или имущества, приобретенного за счет средств собственника;

– для частного учреждения необходимость получения согласия не предусмотрена, запрет совершения распорядительных действий в отношении переданного или приобретенного имущества является императивным и действует независимо от наличия согласия собственника.

– Постановление ФАС Московского округа от 23.04.2014 по делу N А40-66125/13-85-641;

– Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 N 06АП-2676/2014 по делу N А73-2808/2014;

– Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2014 по делу N А40-79178/2013;

– решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2014 по делу N А43-2429/2014;

– решение Арбитражного суда Приморского края от 25.06.2014 по делу N А51-26333/2013;

– Постановление судьи Нолинского судебного района Кировской области по делу об административном правонарушении от 23.05.2014 по делу N 5-125/2014.

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Комментарий к статье 299

– ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”.

– Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22;

– Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21;

– Постановление Пленумов ВАС РФ и ВС РФ от 01.07.1996 N 6/8;

– Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.06.2014 по делу N А13-12264/2013;

– Постановление ФАС Центрального округа от 30.06.2014 по делу N А64-4877/2012;

[2]

– Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 N 09АП-18401/2014-ГК по делу N А40-93071/2013;

– Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 по делу N А14-13639/2013;

– решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.06.2014 по делу N А65-8330/2014;

– решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.06.2014 по делу N А65-8330/2014;

– решение Нерехтского районного суда Костромской области от 20.06.2014 по делу N 12-59/2014.

Статья 300. Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику

Комментарий к статье 300

  1. Переход права собственности на государственное или муниципальное предприятие или учреждение к иному лицу не может выступать основанием для прекращения права оперативного управления или хозяйственного ведения. Ранее принятые решения о предоставлении собственником имущества на праве оперативного управления или хозяйственного ведения сохраняют свою юридическую силу вплоть до принятия собственником иного решения, например, об изъятии излишнего имущества и т.п.
  2. Судебная практика:

– Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.04.2014 по делу N А22-1758/2013;

– Постановление ФАС Поволжского округа от 01.04.2014 по делу N А72-6831/2013;

Читайте так же:  Заявление о расторжении договора оказания услуг - образец

– Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 по делу N 06АП-2572/2014;

– Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 по делу N А26-6429/2013;

[3]

– решение Арбитражного суда Амурской области от 04.04.2014 по делу N А04-600/2014;

– решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.05.2014 по делу N А73-2746/2014;

– решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 03.07.2014 по делу N 2-499/2014.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – это вещные праваюридических лиц по использованию чужого имущества. В возникающих при этом отношениях участвуют: пользователь чужого имущества (юридическое лицо) и собственник, закрепивший свое имущество за пользователем. Назначение этих вещных прав – оформить имущественное положение юридических лиц, не являющихся собственниками, в целях создания возможности для их самостоятельного участия в гражданском обороте.

Субъекты (носители) этих прав – только юридические лица, существующие в форме предприятия и учреждения. Субъекты права хозяйственного ведения – государственные и муниципальные предприятия, а субъекты права оперативного управления – казенные предприятия и учреждения.

Различия между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления: в содержании и объеме правомочий, которые их обладатели получают от собственника на закрепленное за ними имущество.

Право хозяйственного ведения – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения не может самостоятельно распоряжаться имеющейся у него недвижимостью, но при этом оно может самостоятельно распоряжаться движимым имуществом. При этом праве собственник имущества (учредитель предприятия), закрепивший свое имущество за предприятием, сохраняет право на создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, право осуществления контроля за имуществом, право на получение части прибыли.

Право оперативного управления – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник (учредитель предприятия) вправе изъять у субъекта права оперативного управления свое имущество, закрепленное за ним, и распорядиться им по своему усмотрению, если имущество: используется не по назначению; оказалось лишним.

Особенности полномочия распоряжения имуществом у субъектов этого права различны. Казенное предприятие не имеет права распоряжаться любым закрепленным за ним имуществом (движимым и недвижимым) без согласия собственника. Собственник казенного предприятия самостоятельно устанавливает порядок распоряжения доходами казенного предприятия. Учреждение не имеет права распоряжаться закрепленным за ним имуществом. За него по его просьбе это делает собственник учреждения.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом собственникавозникают у предприятия и учреждения лишь с момента фактической передачи имущества. Этот момент определяется датой утверждения баланса предприятия или датой поступления имущества по смете. Право хозяйственного ведения и оперативного управления сохраняется за их обладателями и в случае смены собственника, т. е. действует право следования.

Право муниципальной собственности

Право муниципальной собственности относится к публичному праву. Это самостоятельная форма права собственности. Три полномочия собственника в данной форме права собственности осуществляются представительным органом с учетом мнения населения муниципального образования и в его интересах. Муниципальное образование – образование, в котором имеется орган самоуправления (города, районы в городах, поселки, деревни и др.).

Субъекты права муниципальной собственности – муниципальные образования. Управление муниципальной собственностью осуществляется органами:

представительными (выборными органами);

органами местного самоуправления;

муниципальными предприятиями и учреждениями, за которыми закреплена муниципальная собственность на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Объекты права муниципальной собственности – средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и т. д.

Особенности муниципального имущества.

1. Муниципальное имущество делится на две части: одна часть закреплена за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, вторая – составляет казну муниципального образования, включающую в себя средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.

2. Ряд объектов является исключительно муниципальной собственностью, т. е. объекты изъяты из гражданского товарооборота (муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта).

[1]

3. Объекты муниципальной собственности предназначены для решения вопросов местного значения: для удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных потребностей населения данной территории (целевой характер).

Видео (кликните для воспроизведения).

Основания возникновения права муниципальной собственности: общегражданские и специальные. Специальные – поступление денежных средств от приватизации; денежные суммы, уплаченные в виде налогов и штрафов; плата за пользование природными ресурсами; государственное имущество, переданное в муниципальный фонд; денежные средства, отчисленные РФ от собранных налогов, и денежные средства, выделенные ей для реализации отдельных государственных полномочий и др.

Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: передача муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим лицам или отчуждение ее (т. е. совершение сделок); создание муниципальных предприятий и учреждений; определение целей, условий, порядка деятельности предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности; распоряжение средствами местного бюджета; приватизация.

Источники


  1. Левенфельд, Л. Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения (особенно в медицине и юриспруденции) / Л. Левенфельд. — М.: Типография «Саратовского Дневника», 2016. — 438 c.

  2. CD-ROM. Теория государства и права. Учебник для вузов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 991 c.

  3. Миронов, Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Иван Миронов. — М.: Книжный мир, 2015. — 672 c.
  4. Лившиц, Р.З.; Чубайс, Б.М. Трудовой договор; М.: Наука, 2011. — 174 c.
  5. . Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. — Москва: Огни, 2000. — 192 c.
Право хозяйственного ведения и оперативного управления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here