Правовая реформа рынка лизинга (законопроект)

Полная информация на тему: "Правовая реформа рынка лизинга (законопроект)" в помощь грамотному гражданину.

Минфин России предлагает оптимизировать правовое регулирование финансового лизинга

В соответствии с проектом Гражданский кодекс РФ дополняется новой главой «Финансовый лизинг», при этом параграф 6 главы 34 «Финансовая аренда (лизинг)» признается утратившим силу.

Согласно проекту по договору финансового лизинга лизингодатель обязуется предоставить финансирование лизингополучателю путем оплаты по договору, заключенному им с третьим лицом, стоимости предмета лизинга (лизингового имущества) либо его части, а лизингополучатель обязуется возвратить предоставленное финансирование, а также внести плату за пользование им (лизинговые платежи). Право собственности на предмет лизинга принадлежит лизингодателю в целях обеспечения исполнения обязательств лизингополучателя.

Проектом регулируется предмет лизинга, порядок пользования лизинговым имуществом, последствия утраты или повреждения предмета лизинга, лизинговые платежи, государственная регистрация и учет прав по договору финансового лизинга, страхование предмета лизинга, последствия распоряжения предметом лизинга, приостановление использования предмета лизинга, порядок досрочного исполнения договора финансового лизинга, порядок удовлетворения требований лизингодателя.

[2]

Реформа рынка лизинга: возможности и риски

Содержание

До конца 2017 года ожидается принятие закона о регулировании лизинговых компаний. Основные преобразования начнутся с 2018 года и будут направлены на улучшение качества риск-менеджмента и операционной среды лизинговых компаний. Введение регулирования, переход на новые стандарты отчетности и единый план счетов могут позитивно отразиться на транспарентности рынка, что повысит доверие инвесторов и улучшит условия привлечения средств для отрасли. Достижение целей реформы с высокой вероятностью окажет позитивное влияние на объемы лизингового рынка и, как следствие, сделает лизинг одним из драйверов экономического роста в 2020-е годы. Однако эффективность реформы во многом будет зависеть от синхронности нововведений, а также уровня взаимодействия регулятора с лизинговыми компаниями.

Ключевым вызовом для лизинговых компаний в ближайшие годы станет введение регулятивного надзора в рамках реформирования отрасли. Главные направления реформы будут связаны с повышением транспарентности рынка и введением требований по контролю рисков лизинговых компаний. В рамках реформы планируется решить проблему осуществления инкассовых поручений, снизить правовые и кредитные риски лизингодателей. В ближайшие годы основными нововведениями будут появление СРО, получение компаниями статуса некредитной финансовой организации, создание государственного реестра лизинговых компаний, совершенствование нормативно-правовой базы, переход с 2019 года компаний на отчетность по МСФО. Следующим этапом с 2020 года может стать введение Банком России пруденциальных нормативов для крупных игроков лизингового рынка. Стоит отметить, что с подобными регулятивными новациями ранее столкнулись лизингодатели из Китая, занимающего второе место в мире по объему лизингового рынка по итогам 2016 года.

Лишь у 5% участников анкетирования капитал не удовлетворяет минимальным требованиям по величине собственных средств в 20 млн рублей. Подготавливаемые изменения в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» должны разделить лизинговые компании на три класса в зависимости от их специализации с установлением дифференцированных требований по размеру собственных средств. Для универсальных лизинговых компании минимальная величина капитала составит 70 млн рублей, для компаний, специализирующихся на сделках с МСБ, – 20 млн рублей, для специализированных (по сути SPV) – 1 млн рублей. Согласно бухгалтерской отчетности лизингодателей, подавляющее большинство компаний превышает минимальные требования. Однако регулятивный капитал будет определяться по разрабатываемой методике Банка России, что затрудняет оценку влияния данного требования на лизинговый рынок в целом.

Реформа лизинговой отрасли окажет поддержку объемам нового бизнеса, а при достижении поставленных целей способна сделать лизинг одним из драйверов экономического роста. Решение традиционных проблем лизингового рынка, связанных с процедурами изъятия имущества и взаимодействия с ФНС, в рамках реформирования отрасли может оказать поддержку объемам нового бизнеса. Одной из ключевых задач реформы будет повышение диверсификации пассивной базы лизинговых компаний, в том числе за счет интенсивного использования оптового фондирования и секьюритизации активов. Реализация запланированных нормативно-правовых изменений может позволить потребительскому лизингу стать драйвером рынка в 2020-х годах. Вместе с тем при отсутствии комплексного и согласованного подхода к решению главных проблем отрасли реформа сопряжена с рисками ухудшения операционной деятельности лизингодателей. Однако агентство оценивает данные риски как невысокие, так как регулятор поддерживает постоянный диалог с участниками рынка.

«В результате реформы повысится финансовая устойчивость лизинговых компаний»

На вопросы «Ъ» о целях, методах и ожидаемых результатах реформы лизинговой отрасли в России ответил ее главный куратор советник первого заместителя председателя Банка России СЕРГЕЙ МОИСЕЕВ.

— Какие решения уже были приняты регулирующими органами в ходе реформирования лизингового рынка в РФ?

— Подготовка реформы рынка лизинга началась весной 2016 года после проведения Банком России его исследования и анализа. Для разработки предложений была сформирована межведомственная рабочая группа при Минфине, в ее структуре было создано несколько рабочих подгрупп, в которые вошли представители лизинговых компаний. Каждая подгруппа подготовила свои предложения, которые и были включены в пакет предложений по реформе отрасли.

К весне 2017 года Банк России согласовал разработанный совместно с Минфином план реформы рынка финансового лизинга. Этот план предусматривает подготовку законопроекта по регулированию рынка лизинга, переход лизинговых компаний на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), работу над законопроектами, вносящими изменения в Гражданский кодекс и Налоговый кодекс.

Минфин и Банк России разработали первый законопроект, который сейчас готовится к внесению в Госдуму. Его основные положения включают создание реестра лизинговых компаний, размер минимального капитала лизинговых компаний, обязательное содержание в фирменном наименовании слова «лизинг» или производных от него слов, запрет на осуществление лизинговыми компаниями некоторых видов деятельности, введение саморегулирования, перечень полномочий Банка России, включая установление формы, порядка и сроков представления отчетности, а также положения переходного периода.

— К каким позитивным изменениям приведут эти действия, как и когда проявится объективный результат?

— В результате реформы повысятся финансовая устойчивость лизинговых компаний, прозрачность их деятельности, укрепится доверие к ним со стороны кредиторов и инвесторов. Этому, в частности, будут способствовать требования к размеру минимального капитала, введение саморегулирования, предполагающего разработку и внедрение общих стандартов деятельности в части управления рисками и внутреннего контроля.

Изменения в бухгалтерском учете и отчетности позволят гармонизировать учет с МСФО. В результате должна снизиться стоимость привлечения лизинговыми компаниями финансовых ресурсов с рынка, в том числе на рынке облигаций. Это, в свою очередь, позволит снизить стоимость лизинга и увеличить сроки финансирования. Поправки в Гражданский кодекс призваны защитить имущественные права лизинговых компаний.

— Каковы основные риски в процессе реализации реформы и насколько они существенны?

— Компании, которые не могут или не желают соответствовать новым правилам, должны будут уйти с рынка лизинга. Они смогут заниматься смежным бизнесом — арендой или продажей имущества в рассрочку, то есть работать в другой юридической форме. Но при этом экономических и правовых преимуществ лизингодателей у них не будет. Кроме того, создание реестра лизинговых компаний позволит избавить рынок от серых лизингодателей, использующих механизм лизинга исключительно для уклонения от налогообложения или получения субсидий от государства.

Саморегулирование при установлении требований к системе управления рисками и внутреннему контролю может привести к затратам для тех компаний, которые пренебрегали внедрением лучших практик корпоративного управления, а переход на новый план счетов и учет потребует обучения персонала и расходов на IT. Внедрение вышеперечисленных новаций будет иметь положительный эффект как для самого рынка лизинга, так и для тех компаний, которые пользуются лизинговыми продуктами.

— Каким должен быть минимальный размер собственных средств у лизинговой компании?

— Предполагается, что минимальный размер собственных средств у лизинговой компании с активами до 500 млн руб. должен будет составлять 20 млн руб., а для компаний с активами от 500 млн руб.— 70 млн руб.

— Должны ли быть ограничения для иностранных игроков на российском лизинговом рынке?

— Реформа не предусматривает ограничений деятельности иностранных лизинговых компаний, которые предоставляют услуги российским организациям. Отечественные предприятия смогут привлекать лизинговое финансирование от нерезидентов.

Законопроект о регулировании лизинга внесен в Государственную Думу

Идея регулирования лизингового рынка появилась в Правительстве в конце 2016 года после банкротства Трансаэро, от которого пострадал ВЭБ-лизинг.

В феврале 2017 года Министерством финансов был подготовлен и внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Проект предусматривал полномочия ЦБ в отношении субъектов лизинговой деятельности, организацию СРО на рынке лизинга, устанавливал требования к наименованию и размеру собственных средств лизинговых компаний. Условием ведения лизинговой деятельности являлось обязательное вхождение в реестр с выполнением всех установленных законом требований.

Тогда участники рынка резко критиковали практически все положения законопроекта.

.. «Оставьте рынок лизинга в покое и регулируйте крупные лизинговые компании с госучастием» …

Больше всего участников тревожило введение единого плана счетов, ограничение деятельности лизинговой компании и способов привлечения денежных средств.

В сентябре 2018 года появилась версия законопроекта со значительными изменениями. В новой редакции проекта все непопулярные меры, такие как контроль Центрального Банка, введение единого плана счетов некредитных организаций и саморегулирование, касалось только лизинговых компаний, получающих или претендующих на меры государственной поддержки. Остальные компании включаются в реестр добровольно.

Теперь в Законе о лизинге, кроме лизинговых компаний, появятся специальные субъекты лизинговой деятельности.

«Специальными субъектами лизинговой деятельности являются: лизинговые компании, претендующие на допуск или получившие доступ к мерам государственной поддержки лизинговой деятельности; банки;»

Эти специальные субъекты, чтобы иметь доступ к мерам государственной поддержки, должны:

· вступить в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности, который ведет ЦБ;

· применять план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций;

· иметь минимальный размер собственных средств в размере 70 (20) млн.руб.;

· проводить обязательный аудит и передавать в ЦБ бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

· вступить в специально созданные СРО;

Таким образом, предполагается, что на рынке лизинга будут одновременно действовать лизинговые компании, включенные в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности, и не включенные в такой реестр.

Несмотря на очевидное послабление в виде добровольного вхождения в реестр для большинства лизинговых компаний (не связанных с мерами государственной поддержки), из слов и действий разработчиков реформы следует, что, на самом деле, регулятор предполагает, что впоследствии в реестр войдут все лизинговые компании.

Это, в частности, следует из того, что разработчики никаким образом не уточнили критерий отнесения к специальным субъектам лизинговой деятельности, который сформулирован максимально широко. В такой редакции любая субсидия, полученная лизингополучателем по договору лизинга, будет считаться мерой государственной поддержки и требует вхождения в реестр лизинговой компании.

Моисеев С.Р., советник первого заместителя председателя Центробанка, прямо говорит, что Центробанк ждет, что условия на рынке будут такие, что лизинговых компаний, которые не войдут в реестр, не останется. В пример им приводится реформа рынка микрофинансовых организаций, где постепенное введение регулирования привело к тому, что все микрофинансовые организации в настоящий момент подконтрольны Центральному Банку.

ЦБ определился с требованиями к лизинговым компаниям

Право осуществлять лизинговую деятельность в России получат компании, банки, микрокредитные компании и иностранные юрлица, внесенные в реестр ЦБ. При этом минимальный размер капитала лизинговых компаний будет установлен на уровне 70 млн или 20 млн рублей в зависимости от масштабов их деятельности, говорится в законопроекте, подготовленном Центробанком.

«Лизинговые компании, созданные в форме хозяйственных обществ и сведения о которых внесены в реестр субъектов лизинговой деятельности, получат статус некредитных финансовых организаций. Внесение Банком России сведений о компаниях в реестр субъектов лизинговой деятельности позволит определить периметр лизингового рынка, за которым планируется сохранить экономические преимущества, связанные с финансированием в форме лизинга», — сообщили в пресс-службе ЦБ.

Как и на других финансовых рынках, для лизинговых компаний будет введено саморегулирование. Это позволит частично унифицировать лизинговую деятельность, а также снизить риски лизингодателей за счет внедрения минимальных стандартов управления рисками и внутреннего контроля.

Кроме того, лизинговым компаниям предстоит перейти к финансовому учету и отчетности для некредитных финансовых организаций, гармонизированные с международными стандартами. Их финансовая отчетность будет подлежать обязательному ежегодному аудиту.

В целом изменения в учете и отчетности должны повысить прозрачность участников рынка и укрепить доверие к ним со стороны кредиторов и инвесторов, а также сформировать статистику рынка лизинга.

«Таким образом,законопроект, подготовленный в рамках реформы рынка лизинга, призван сформировать прозрачную и полноценную нормативно-правовую основу деятельности лизингодателей», — отмечают в ЦБ.

Реформа позволит повысить прозрачность лизинговой деятельности, что должно способствовать снижению премии за риск на лизинговые компании. Внедрение законодательных новаций предусматривает продолжительный переходный период.

Ожидается, что законопроект будет принят до конца текущего года.

О реформе лизинга в 2019 году

Программа вебинара

Этапы реформы рынка лизинга. Обзор проекта федерального закона №586986-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности».

Новые требования к размеру уставного капитала лизинговой компании.

Квалификация лизинговая компаний. Дифференцированный подход к регулированию рынка лизинга.

Саморегулируемые организации в сфере лизинга. Членство лизинговых компаний в СРО. Проверки СРО.

Регулирование и надзор деятельности лизинговых компаний со стороны Банка России. Государственный реестр субъектов лизинговой деятельности. Допуск на рынок лизинга.

Лизинговая компания как вид некредитной финансовой организации.

Правовые запреты в лизинговой деятельности: на совмещение лизинговой деятельности с торговой ‎и производственной деятельностью; на привлечение денежных средств физических лиц на основании договоров займа.

Организация внутреннего контроля и системы управления рисками в лизинговой компании.

О судьбе возвратного лизинга: запрет или трансформация.

Вопросы спикеру

Дата проведения: 18 сентября 2019 г. | Среда

Видео (кликните для воспроизведения).

Продолжительность: 10:00-12:00. (Перерыв: 10:50-11:00)

Стоимость: 2700 р. (1 участник). Для абонентов компании Ю-Питер Консалтинг стоимость составляет 1000 р.

Спикер: Харисов Игорь — руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг с многолетним опытом сопровождения проверок надзорных органов (включая ЦБ и Росфинмониторинга) лизинговых, факторинговых и некредитных финансовых организаций.

По данным Банка России* реформа лизинга стартует в 2019 году. К чему готовиться действующим лизинговым компаниям и что нужно знать предпринимателям, которые планируют создать лизинговую компании в России мы расскажем на нашем вебинаре 19 июня 2019 года.

2019-2020

Планируется принятие изменений сразу в три федеральных закона:
  • Федеральный закон от 29.10.1998 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»,
  • Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
  • Федеральный закон 13.07.2015 N 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка».

Также планируется внести изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) в целях повышения эффективности лизинговой деятельности:

  • закрепление определения договора финансового лизинга, позволяющего разграничить его со смежными правовыми институтами (аренда, продажа с удержанием правового титула, займа, кредита);
  • урегулирование дефолта (расчёт результата финансовой операции (сальдо) в случае досрочного расторжения договора);
  • открытый перечень оснований приобретения лизингового имущества;
  • расширение перечня объектов, которые могут выступать в качестве предмета лизинга;
  • временная приостановка пользования предметом лизинга;
  • закрытый перечень оснований изъятия лизингового имущества как меры, направленной на защиту интересов лизингодателей.

Законопроект предполагает введение государственного реестра субъектов лизинговой деятельности и саморегулирования согласно Федеральному закону «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка», а также требований к минимальному размеру собственных средств (капитала) лизинговых компаний.

Для обеспечения прозрачности планируется переход лизинговых компаний на МСФО, единый план счетов (ЕПС), отраслевые стандарты учёта (ОСБУ) и обязательный аудит отчетности.

2021-2022

В связи с переходом на новые правила бухгалтерского учета (МСФО) планируется внесение изменений в Налоговый Кодекс Российской Федерации в части определения выручки и базы налога на прибыль (МСФО 18) и НДС (стоимость оплаченного имущества и процентные доходы), формирования резервов на возможные потери (МСФО 9).

* Письмо Банка России от 1 марта 2019 г. N 03-40-7/1462 «О материалах к темам для обсуждения, вопросам и предложениям (к встрече в ОПК «БОР»)».

СКАЧАТЬ план реформы лизинга на период с 2019 по 2021

Госдума приступает к реформе лизингового рынка

Документом устанавливаются особые требования к лизинговым компаниям, связанным с государством и получающим господдержку. Они получат статус некредитных финансовых организаций. Предусмотрена их обязательная регистрация в специальном реестре субъектов лизинговой деятельности, который будет вести Банк России. Для компаний, включенных в реестр ЦБ, вводится саморегулирование. Для остальных участников лизингового рынка новые правила носят добровольный характер. Однако без регистрации в реестре они не смогут претендовать на получение государственных преференций.

Российский лизинговый рынок за двадцать лет развития достиг значительного размера и стал вторым по объему после банковского. По экспертным оценкам, так называемый лизинговый портфель, то есть все неполученные будущие платежи, составляет не менее 3,5 трлн руб. Государству принадлежит от 50 до 70% активов лизингового сектора. При этом анализ рынка, проведенный правительством совместно с ЦБ, показал что он является высоко нестабильным в сегменте малых и средних компаний и имеет признаки «теневого». Ежегодно в стране создается около пятидесяти и закрывается около сотни лизингодателей. Увеличивает системные риски низкая информационная прозрачность рынка.

Изменения направлены, в первую очередь, на повышение транспарентности финансового положения лизингодателей за счет перехода на отраслевые стандарты, отвечающие принципам МСФО (международные стандарты финансовой отчетности). Они также позволят унифицировать правила риск-менеджмента и внутреннего контроля. Что касается крупнейших лизингодателей, напрямую или косвенно связанных с государством, то новые правила позволят государству отслеживать качество их роста и при необходимости принимать своевременные меры по предотвращению несостоятельности.

Лизинговая реформа: что ждет отрасль

Сергей Моисеев, Советник Первого заместителя Председателя Банка России

Центробанк при поддержке Минфина готовит масштабную реформу лизинговой отрасли в России. Играть по новым правилам сектору придется научиться уже к 2021 году. Каким в итоге станет лизинг? Что ждет крупные и малые компании, и почему реформа так важна для отечественной экономики? На эти вопросы порталу BankNN.ru ответил Советник Первого заместителя Председателя Банка России Сергей Моисеев.

— К 2021 году планируется завершить реформу лизинга, запущенную Минфином и ЦБ РФ. Что в итоге получит отрасль? Какие фундаментальные цели ставятся перед реформой лизинга в России?

— Правительство России рассматривает лизинг как один из драйверов развития экономики. Учитывая, что в этот сектор вливаются значительные объемы государственных денег, необходимо обеспечить его прозрачность, надежность и устойчивость. Для этого необходимо вывести институт в отдельный сектор, сделать так, чтобы он стал самостоятельным, самодостаточным, необходимо определить его периметр.

Сейчас лизингодателем может стать любое юридическое или физическое лицо. Поэтому Минфин РФ совместно с Банком России разработали поправки в федеральное законодательство, которые касаются главным образом тех игроков лизингового рынка, которые каким-либо образом претендуют на получение субсидий из федеральных и региональных бюджетов, получают государственные деньги себе в капитал, либо пользуются другими государственными льготами. Все они в обязательном порядке получат статус «Лизинговая компания» — официальный юридический статус. Сведения о них будут внесены в специальный государственный реестр.

Это позволит определить периметр рынка. Будет понятен его размер, потому что сейчас официальная статистика по нему отсутствует – компании публикуют данные о своей деятельности на добровольной основе. Сейчас мы не знаем характер лизингового рынка в России. Только после того, как на рынке появится официальный перечень компаний, будет отчетность по международным стандартам (МСФО), будет статистика по отрасли, можно будет сказать, что на самом деле лизинг из себя представляет, куда надо двигаться в плане его развития для обеспечения экономического роста.

Не секрет, что некоторые компании опасаются реформы, потому что видели «зачистку» банковского сектора. Многие просто боятся не удержаться на плаву. Сколько компаний может уйти с рынка после завершения реформы?

— В ходе подготовки законопроекта мы поддерживали тесный контакт с рынком, были открыты для всех замечаний, предложений и ряд из них учли, поэтому сейчас законопроект стал более либеральным, чем во время начальной стадии его проработки.

Например, изначально мы планировали обязать абсолютно все лизинговые компании входить в реестр. Теперь же обязанность по вхождению в реестр и переходу на МСФО планируется возложить только на компании с госучастием или те организации, которые получают от государства субсидии.

Для остальных компаний это будет добровольное решение. Если они хотят, чтобы их контрагенты, клиенты и кредиторы думали о них, как о надежных партнерах, они будут заинтересованы в том, чтобы войти в государственный реестр. В этом смысле какого-то принуждения либо запрета нет. Эти опасения фактически сняты. Это раз.

Второй момент: для тех, кто будет зарегистрирован, появится требование о минимальном капитале. До этого можно было жить с отрицательным капиталом, фактически быть банкротом и продолжать наращивать свою деятельность. После принятия законопроекта это станет невозможно. Поэтому в реестр войдут только надежные компании.

— Почему так важно содержать государственные лизинговые компании в реестре и следить за показателями их деятельности?

— Прежде всего, так как все эти компании образуют госсектор, то фактически влияют на квазигосударственный долг, а это нагрузка на местный, региональный или федеральный бюджет. Если мы не обеспечим устойчивость в положительный капитал, нормальное эффективное управление риском в дочерних компаниях, связанных с государством, то это отразится на устойчивости местных бюджетов. Потому что фактически обязательства таких компаний – это обязательства местных правительств. В конечном счете это поможет более эффективно расходовать средства налогоплательщиков, то есть нас с вами.

В этом смысле реформа призвана повысить фискальную устойчивость.

— Почему лизинг для физических лиц не так популярен?

— Лизинг для физлиц – это, как правило, лизинг автомобилей. Есть несколько причин, почему лизинг не так популярен.

Во-первых, клиенту нужно понять стоимость, сравнить его с автокредитом. Он должен быть уверен, что лизингодатель надежен, что он не исчезнет через неделю, а к нему не придут и не заберут автомобиль.

Во-вторых, должна быть решена проблема налогообложения. Автокредит сейчас действительно в некоторых случаях дешевле, чем лизинг, несмотря на то, что лизингодатель может иметь скидки от дилеров, дополнительное сопровождение в виде скидок на бензин, ремонт, обслуживание и так далее.

В-третьих, лизинг ориентирован на юрлиц, так как его использование позволяет им пользоваться налоговыми льготами и субсидиями, для физлиц это не актуально.

— Что сейчас из себя представляет лизинговый сектор в России?

— Мы имеем самые приблизительные представления об этом рынке, потому что по нему отсутствует какая бы то ни было государственная статистика. Если считать по базе Росфинмониторинга, то мы имеем примерно три тысячи компаний, но это не означает, что лизинг для них основной вид деятельности, это могут быть и единичные договоры.

Профессиональных игроков, мы полагаем, порядка 300. Объемы рынка определяются на добровольных началах – анкетированием. Судя по анкетированию, лизинговый портфель сейчас примерно составляет 3,5 триллиона рублей. Это выводит лизинговый рынок по уровню кредитных требований на второе место после банковского сектора.

Несмотря на рост рынка, о котором говорит добровольное анкетирование, понять качество этого роста довольно сложно, потому что в секторе отсутствуют международные стандарты финансовой отчетности. Размеры и структуру рынка пока что еще предстоит выяснить.

— После банкротства «Трансаэро» многие лизинговые компании понесли значительные потери. Чему этот случай научил отрасль? Какие меры будут приняты, чтобы избежать повторения?

— Я думаю, что есть несколько уроков, они носят как общий, так и частный характер. Общий характер – это техническое состояние того имущества, которое было передано.

Поэтому первый вопрос – технический аудит, который был далеко не на высоком уровне у многих: компании не могли потом собрать по частям свои самолеты из-за перемешивания компонент разных лизингодателей.

Второй вопрос – финансовый. Были нарушены некоторые правила, которые являются основ риск-менеджмента. В том числе, концентрация на клиента, концентрация на виде деятельности.

Другие выявленные проблемы были связаны со структурой фондирования. Лизинг мог быть рублевый или валютный, а привлечение финансирования под эти сделки могло быть в другой валюте, отличной. Отсюда возникали валютные риски плюс процентные риски. Это все в комплексе говорит о качестве управления и риск-менеджмента.

— Каким образом можно было решить эту проблему?

— Нужно своевременно видеть финансовое положение – для этого вводится отчётность. Мы полагаем, что какие-то элементы разумного управления рисками могут быть введены через институт саморегулирования. Введение саморегулирования на этом рынке позволит в будущем избежать подобных дефолтов и потери денег налогоплательщиков.

— Валюта волатильна, и это отражается на компаниях. Как себя вести в таких непростых условиях небольшим лизинговым компаниям?

— Правила следующие: нужно, чтобы валюты в активе было столько же, сколько и валюты в пассиве. То есть, если у тебя валютный кредит в пассивах, чтобы сбалансировать риски, нужно иметь такой же валютный лизинг на такую же сумму. И желательно, чтобы сроки кредита и лизинга совпадали. Это первый способ. Еще один – не иметь валютных кредитов.

Валютой занимаются в основном крупные федеральные компании, как правило, это лизинг самолетов. Маленькие компании занимаются розницей, МСП, автомобилями разных типов. Поэтому маленьким компаниям лучше не иметь дело с валютными рисками.

Если компания имеет дело с импортными операциями, таким компаниям понадобится иметь валютный буфер. Это все правила финансового менеджмента. Разумное следование им позволит избежать вот таких нехороших историй.

— Строя прогнозы на 2018 год, лизинговые эксперты разошлись во мнении, решая, что станет драйвером роста лизинга. Одни говорили, что рынок вырастет за счет сегмента автотранспорта, другие делали ставку на операционный лизинг воздушных судов и железнодорожных вагонов. Кто окажется прав?

— Я думаю, что сам по себе рынок очень разный. Сделки операционного лизинга – удел крупных федеральных компаний, которые оперируют сотнями миллиардов рублей. И для них основные драйверы – вертолеты, самолеты и вагоны. И крупные сделки с самолетами создают большие темпы роста портфеля.

Малый и средний бизнес в лизинге живет по другим законам: они оперируют грузовыми и легковыми автомобилями, строительной техникой, иногда оборудованием. Для них основной источник дохода – МСП – малое и среднее предпринимательство. Говорить, что для рынка в целом есть один драйвер роста неправильно. Для крупных и малых компаний свои драйверы рынка, для крупных – другие

— И что в перспективе?

Я полагаю, что в долгосрочной перспективе будет расти именно лизинг для малого и среднего бизнеса: лизинг автотранспорта, оборудования. Рынок лизинга воздушных судов и железнодорожных вагонов очень цикличен и в высокой степени насыщен.

Читать ещё

Следить за новостями

Пресс-релизы

В тренде у российских путешественников — траты на электронику и здоровый образ жизни, а спрос на предметы роскоши и развлечения снизился.

Рынок лизинга растет без реформ

Улучшение показателей достигнуто за счет роста лизингового бизнеса в регионах и снижения концентрации рынка на госкомпаниях.

В прошедшем году рынок лизинга в России продемонстрировал резкий рост практически по всем основным показателям. Об этом свидетельствуют данные исследования рейтингового агентства «Эксперт РА» (RAEX), проведенного по итогам анкетирования крупнейших лизинговых компаний и опубликованного в конце марта. Объем стоимости имущества лизинговых компаний после двух лет падения внезапно вырос на 36% в сравнении с прошлогодним показателем и достиг 742 млрд руб., приблизившись к уровню 2011 года. Исследователи уточняют, что реальный рост рынка по итогам года мог достичь примерно 40%: ряд крупных сделок не был учтен в анализе, «так как не полностью соответствовал критериям методологии исследования». По данным агентства, лизинговых сделок совершено на 12% больше, чем в предыдущем году, что составляет не менее 145 тыс., средняя сумма сделки на рынке за прошедший год увеличилась более чем на 22% — с 6,7 млн руб. до 8,2 млн руб.

[1]

Наибольший прирост лизинговым компаниям принес четвертый квартал: за последние три месяца 2016 года объем корпоративных лизинговых сделок составил 292 млрд руб., это почти 40% общего объема рынка за весь год. Сумма новых лизинговых договоров по итогам прошлого года также выросла на 39% и достигла 1,2 трлн руб., лизинговый портфель российских компаний на 1 января 2017 года составил 3,2 трлн руб. против 3,1 трлн руб. годом ранее. Объем полученных лизинговых платежей в 2016 году достиг рекордных значений и вырос до 790 млрд руб. (рост за год — 5,3%). Специалисты RAEX отмечают, что «впервые с 2013 года доля лизингового бизнеса в ВВП на фоне его сокращения достигла 1,2%, что последний раз наблюдалось в докризисные 2011-2013 годы».

В структуре финансирования лизинговых сделок в 2016 году заметно увеличилась доля банковских кредитов — с 51,5% до 60,4%. Тем не менее значительно снизилась доля средств, привлекаемых под лизинговые сделки через инструмент облигаций: в прошлом году за счет этого источника профинансировано всего 3% денежного объема сделок, хотя еще год назад этот показатель достигал 13,9%. Активизация региональных сделок в 2016 году позитивно сказалась на розничном сегменте, который вырос на 33% (против сокращения на 12,5% годом ранее) и достиг примерно 375 млрд руб. за 2016 год, сообщило RAEX, в результате доля сегмента малого и среднего предпринимательства в новом бизнесе лизинговых компаний за прошлый год составила около 51%.

Наибольшее число новых лизинговых договоров в 2016 году подписала компания «ВТБ Лизинг», заключив свыше 22,8 тыс. сделок, а максимальные темпы прироста по количеству контрактов из топ-20 лидеров продемонстрировали компании «Альфа Лизинг», «Сбербанк Лизинг» и «Элемент Лизинг», сообщило RAEX. Лидером рынка по объему нового бизнеса стала Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), нарастившая свой портфель имущества более чем на 122,7 млрд руб. Следом за ней в рейтинге лизинговых компаний идет «Сбербанк Лизинг» и «ВТБ Лизинг».

[3]

В результате доля ГТЛК в новом бизнесе лизинговых компаний составила 17%, тогда как годом ранее на долю крупнейшего лизингодателя приходилось лишь 14%. В то же время общая концентрация лизингового рынка немного снизилась: на первые десять компаний-лидеров пришлось 63% нового бизнеса (в 2015 году — 67%).

Аналитики RAEX добавляют, что в целом снизилась и доля рынка государственных компаний, составив 51% против 53% годом ранее, что объясняется наращиванием сделок частных игроков, в том числе лизингодателей при банках и производителях. «Кроме того, некоторые госкомпании в прошлом году существенно снизили объемы лизингового бизнеса»,— отмечают специалисты агентства, очевидно имея в виду прежде всего «ВЭБ-Лизинг». Согласно материалам исследования, лизинговая «дочка» госкорпорации «Внешэкономбанк» сократила свое присутствие на рынке и по количеству сделок (на 23,5%), и по объему нового бизнеса (на 56%), что, впрочем, не помешало ей остаться в первой пятерке лидеров рынка по обоим показателям.

Лизинговый бизнес стал менее «столичным». Доля Москвы в новом бизнесе компаний снизилась на 17 процентных пунктов, до 31%, доли Санкт-Петербурга и Уральского федерального округа выросли до 14% и 12% соответственно. «Как правило, по мере восстановления лизингового рынка концентрация на столице продолжает падать, что также отмечалось в 2010 году»,— комментируют эти итоги в RAEX.

Крупнейшим сегментом лизингового рынка третий год подряд является лизинг легковых и грузовых автомобилей, доля которого по итогам 2016 года составила 35%, увеличившись в стоимостном выражении на 31%. Авиализинг остался вторым по объему нового бизнеса сегментом, сохранив с прошлого года свою долю на рынке на уровне 21%, но в абсолютном выражении сделки с авиатехникой выросли на 36%. Продолжил терять свои позиции железнодорожный сегмент, сократив долю с 18% до 13%, однако впервые с 2012 года он не показал существенного сокращения в абсолютном выражении. Стабилизацию в этом сегменте эксперты RAEX связывают с восстановлением арендных ставок на грузовые вагоны вследствие снижения профицита подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования.

Среди крупных сегментов, объем которых превышает 5% в структуре нового бизнеса российских лизинговых компаний, наибольший прирост показали сделки с морскими и речными судами: доля этого сегмента за год выросла с 1,5% до 7,1%, причем не менее 75% объема нового бизнеса с водным транспортом пришлось на клиентов всего двух компаний — «Сбербанк Лизинга» и ГТЛК. Значительный прирост, на 64%, показал сегмент строительной и дорожно-строительной техники, а объем сделок с сельскохозяйственными машинами почти утроился, свидетельствуют данные RAEX. Всего по рынку из 17 крупнейших отраслевых сегментов, выделенных в рамках исследования, положительные темпы прироста продемонстрировали 11, тогда как годом ранее рост наблюдался лишь в восьми отраслях.

Происходящее на рынке в 2016 году аналитики RAEX назвали в своем исследовании «реактивным восстановлением», они полагают, что рынок лизинга отреагировал на позитивную макроэкономическую динамику в России. По данным Росстата, снижение ВВП России в 2016 году замедлилось до -0,2% (годом ранее -2,8%), а объем промышленного производства показал прирост на 1,1% после падения на 3,4% в 2015 году. Минэкономики прогнозирует, что замедлившаяся в прошлом году отрицательная динамика инвестиций в основной капитал по итогам 2017 года сменится на положительную, что, в свою очередь, позитивно повлияет на планы предприятий по обновлению основных фондов и обусловит дальнейший рост лизингового рынка.

Видео (кликните для воспроизведения).

В 2017 году эксперты RAEX ожидают рекордных показателей роста за всю историю российского рынка лизинга: согласно базовому прогнозу агентства, в текущем году объем нового бизнеса лизинговых компаний может достичь 850 млрд руб., что будет соответствовать 15-процентному росту. Но ситуацию на рынке следующего года эксперты предвосхищать не торопятся ввиду грядущих системных преобразований в отрасли, анонсированных Минфином и Центробанком РФ. «С 2018 года на дальнейшую динамику и структуру нового бизнеса влияние начнет оказывать реформа регулирования финансового лизинга»,— говорится в аналитическом отчете RAEX.

Источники


  1. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.

  2. Юсуфов, А. Г. История и методология биологии / А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. — М.: Высшая школа, 2014. — 238 c.

  3. Практика адвокатской деятельности / Под редакцией Л.И. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 748 c.
  4. Лебедева, С. Н. Международный коммерческий арбитраж. Комментарий законодательства / Под редакцией А.С. Комарова, С.Н. Лебедева, В.А. Мусина. — М.: Редакция журнала «Третейский суд», 2014. — 416 c.
  5. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.
Правовая реформа рынка лизинга (законопроект)
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Читайте так же:  Заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения - бланк