Предлагается исключить из числа иностранных инвесторов субъектов, контролируемых российскими лицами

Полная информация на тему: "Предлагается исключить из числа иностранных инвесторов субъектов, контролируемых российскими лицами" в помощь грамотному гражданину.

Предлагается исключить из числа иностранных инвесторов субъектов, контролируемых российскими лицами

Госдума приняла в третьем чтении внесенный Правительством РФ законопроект № 350175-7, направленный на предотвращение злоупотреблений правами иностранных инвесторов со стороны российских юрлиц и физлиц в отношении инвестиционных проектов, фактически реализуемых этими лицами с использованием зарегистрированных за рубежом компаний, что создает им необоснованные преимущества, предусмотренные для иностранных инвесторов.

С целью пресечения подобной практики из числа «иностранных инвесторов» (ст. 2 закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ) хотят исключить иностранных лиц и иностранные организации, не являющиеся юрлицами, контролируемые российскими юрлицом или гражданином РФ либо гражданином другого государства, имеющим второе российское гражданство.

В закон № 160-ФЗ предложено ввести понятие «контролируемого лица», под которым понимается иностранный субъект, имеющий один из следующих признаков:

  1. Контролирующее лицо вправе распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица.
  2. Контролирующее лицо вправе определять решения, принимаемые контролируемым лицом.
  3. Контролирующее лицо вправе назначать директора и (или) более чем 50% состава правления контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избирать более чем 50% состава директоров контролируемого лица.
  4. Контролирующее лицо имеет право распоряжаться менее чем 50% общего количества голосов, при условии что соотношение количества голосов позволяет контролирующему лицу определять решения, принимаемые контролируемым лицом.

Контролирующее лицо осуществляет полномочия управляющей компании контролируемого лица.

Кроме того, проектом вносится изменение в понятие «иностранная инвестиция», определяемое как самостоятельное и непосредственное вложение иностранным инвестором своих средств. Эта норма позволит исключить случаи осуществления инвестиционной деятельности через трастовые или иные доверительные институты.

Публикации

Марк Ровинский,заместитель руководителя налоговой практики адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

18 марта Министерство финансов РФ опубликовало долгожданный проект закона о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний и повышения эффективности налогового администрирования иностранных организаций.

Законопроект стал первым шагом, который предпринят непосредственно в налоговой сфере в рамках реализации программы по деофшоризации российской экономики. Основная идея законопроекта сводится к тому, что прибыль иностранных компаний, контролируемых российскими налоговыми резидентами, должна облагаться в России на уровне контролирующих лиц.

Контролируемые иностранные компании

К числу контролируемых иностранных компаний (далее — КИК) законопроект относит два типа субъектов: иностранные организации (юридические лица в терминологии Налогового кодекса РФ) и структуры без образования юридического лица (далее — Структуры).

Иностранная организация признается контролируемой компанией, если одновременно отвечает всем нижеперечисленным критериям:

В качестве примера Структур (т.е. форм деятельности, которые по смыслу законопроекта не предполагают образования юридического лица) законопроект приводит товарищества, фонды, партнерства, которые, кроме того, рассматриваются проектом в качестве форм осуществления коллективных инвестиций. Подобный подход не вполне отвечает тому, что законодательство многих иностранных юрисдикций, знакомых с фондами, товариществами и партнерствами, вкладывает в содержание данных образований, т.к. указанные образования, как правило, представляют собой юридические лица, обладающие правоспособностью.

Кроме того, товарищества и партнерства, как правило, не используются в качестве формы коллективных инвестиций – эта функция более свойственна фондам. При этом в странах континентальной правовой системы фонды также часто используются для управления и владения частными активами и капиталом (аналогично трастам в странах англосаксонской правовой семьи), не являясь средством коллективного инвестирования.

Контролирующие лица

По общему правилу, контролирующим проект называет лицо, которое либо самостоятельно, либо совместно с другими лицами осуществляет контроль над организацией или структурой (КИК). Осуществление контроля означает оказание влияния или возможность оказывать «определяющее влияние» на решения организации о распределении прибыли организации или на решения лица, управляющего активами Структуры.

По смыслу законопроекта, публично обсуждаемая 10%-ная доля прямого/косвенного участия в организации (в мировой практике, как правило, эта доля составляет 50%), которая считается кумулятивно с долями супруга и несовершеннолетних детей, представляет собой частный случай, но не является универсальным критерием для признания лица контролирующим.

Для администрирования правил на всех российских налоговых резидентов возлагается обязанность уведомлять налоговую службу об участии в иностранной организации (если доля прямого или косвенного участия составляет не менее 1%) или участии в структуре, если налогоплательщик имеет фактическое право на доход от этой структуры при его распределении. Вне зависимости от данных критериев уведомление должно направляться в налоговую службу в том случае, если налогоплательщик является контролирующим лицом. Непредставление уведомления будет наказываться штрафом в размере 100 тыс. рублей за каждую КИК, в отношении которой уведомление представлено не было.

Предлагаемые законопроектом основания для направления уведомлений нельзя назвать определенными. Так, в частности, не ясно, что понимается под фактическим правом на доход, что понимается под распределением дохода (прибыли), является ли распределением дохода выплата за счет имущества, не являющегося доходом КИК (например, базовое имущество, переданное в управление фонду или трасту).

Очевидно, что при сохранении указанных формулировок, споры с налоговой службой на предмет наличия или отсутствия у российского налогового резидента контроля в отношении КИК станут регулярным явлением.

Налогообложение прибыли КИК

[2]

По смыслу проекта прибыль контролируемой иностранной компании должна облагаться налогом (НДФЛ / Налог на прибыль) в России на уровне контролирующего его физического или юридического лица – российского налогового резидента.

Прибыль КИК будет определяться по правилам 25 главы НК РФ (налог на прибыль организаций), а сумма прибыли должна быть подтверждена финансовой отчетностью КИК. Указанные положения приводят к выводу, что финансовая отчетность КИК должна учитывать положения 25 главы НК РФ, что объективно невозможно.

Читайте так же:  Фз о валютном регулировании и валютном контроле

Прибыль будет облагаться налогом пропорционально доле участия контролирующего лица в КИК, за минусом выплаченных за счет этой прибыли дивидендов. Для налогообложения прибыли будут применяться стандартные налоговые ставки 13 % или 20 % в зависимости от субъекта (физические / юридические лица). Таким образом, проект не рассматривает доходы от КИК в качестве дивидендного дохода, что исключает возможность применения к таким доходам специальных правил налогообложения и де-факто создает стимул для контролирующих лиц к распределению накопленной в КИК прибыли путем выплаты дивидендов, т.к. это будет более выгодно с налоговой точки зрения (ставка налога на дивиденды для российских налоговых резидентов составляет 9 %).

Внимания заслуживает правило, регулирующее порядок налогообложения в тех случаях, когда нет возможности установить долю участия конкретного контролирующего лица в КИК. В такой ситуации вся прибыль КИК облагается налогом на уровне контролирующего лица, в то время как сам уровень контроля не поддается определению. В справедливости подобного подхода можно усомниться, т.к. на практике во многих случаях будет сложно определить долю участия лица в КИК (например, в случае использования траста). При этом нельзя исключать, что подобное правило было специально интегрировано с тем, чтобы стимулировать контролирующих лиц самостоятельно раскрывать долю участия в КИК.

Налоговое резидентство для юридических лиц

Законопроект вводит понятие налогового резидентства для юридических лиц, что, как уже было отмечено ранее, требуется для полноценной реализации / администрирования правил КИК.

В соответствии с законопроектом к числу налоговых резидентов будут относиться не только российские, но и иностранные организации, которые признаются налоговыми резидентами РФ в соответствии с международными договорами в области налогообложения или местом фактического управления которых является РФ. К иностранным организациям – российским налоговым резидентам будут применяться все правила 25 главы НК РФ (налог на прибыль).

Выполнение одного из перечисленных ниже условий достаточно для признания России местом фактического управления иностранной организацией:

заседания совета директоров / руководящего органа проводятся на территории Российской Федерации;
руководящее управление обычно осуществляется из Российской Федерации;
главные (руководящие) должностные лица осуществляют свою деятельность в Российской Федерации;
бухгалтерский учет организации ведется в Российской Федерации;
архивы организации хранятся в Российской Федерации.

Предложенные проектом основания для признания иностранной организации российским налоговым резидентом можно назвать достаточно агрессивными с фискальной точки зрения (например, определение места управления только по территории нахождения архива). Кроме того неопределенные в юридическом смысле формулировки проекта предоставляют правоприменителям достаточно широкую степень усмотрения в вопросе определения места фактического управления («обычно осуществляется» или «главные должностные лица»), что также свидетельствует о намерении фискальных органов активно бороться за российскую налоговую базу.

[1]

Переходные положения

На данном этапе подготовленный Министерством финансов РФ законопроект не содержит ни специальных переходных положений, ни специальных положений о его ретроспективном действии. Учитывая это, стоит полагать, что в сферу применения попадут все КИК, имеющие нераспределенную прибыль на дату вступления закона в силу (ожидается, что закон вступит в силу с 1 января 2015 года). Однако нельзя исключать того, что подобные положения появятся в более поздних редакциях законопроекта.

***
Во всем мире правила КИК направлены в первую очередь на борьбу со случаями, когда прибыль, получаемая от операционной деятельности в стране, куда направлены инвестиции, искусственно экранируется от государства, в котором инвестор является налоговым резидентом (outbound investments).

Для России этот случай не является типичной формой инвестиции, т.к. в основном Россия принимает иностранные или квази-иностранные инвестиции (т.е. инвестиции российского капитала, структурированные через иностранные юрисдикции).

С этой точки зрения новые правила не являются идеальным инструментом для российского налогового ландшафта. С другой стороны, это дает понятное объяснение тому, почему законопроект рассчитан на более широкую сферу применения по сравнению с классической сферой применения подобных правил во всем мире.

Очевидно, что в России КИК в первую очередь будут использоваться для борьбы с другими негативными налоговыми явлениями и, в частности, случаями, когда офшорные компании/структуры, де-факто принадлежащие физическим лицам — российским налоговым резидентам, накапливают нераспределенную прибыль, полученную от деятельности в России, и распоряжаются ей в частных интересах своего бенефициара. Подобные структуры позволяют искусственно экранировать прибыль КИК от российского налогового суверенитета. С этой точки зрения принятие законопроекта должно существенно отразиться на практике использования офшоров в целях уклонения от уплаты налогов, привести к сокращению этого рынка, усложнению структур владения, изменению требований к уровню наполнения (substance) офшорных и других иностранных компаний.

Новые правила не начнут работать автоматически с момента получения ими силы закона. Возможность эффективного использования правил будет напрямую зависеть от того, будет ли и насколько качественно будет организован обмен информацией с налоговыми ведомствами других юрисдикций (в т.ч. классических офшорных юрисдикций), наличия в соответствующих юрисдикциях необходимой информации (например, реестр бенефициаров трастов) и права доступа национальных налоговых ведомств к такой информации для целей обмена с налоговыми органами других стран.

Налоговая практика бюро

Являясь одной из ключевых практик Бюро, мы консультируем по налоговым аспектам российских и международных сделок, сопровождаем бизнес клиентов по текущим налоговым вопросам и осуществляем защиту их интересов в споре с налоговыми органами.

В основе нашей работы — знания и навыки, полученные в ходе работы за рубежом, глубинное понимание российских особенностей и судебной практики, а также международные стандарты клиентского сервиса.

Наши юристы не консервативны и готовы предложить смелые и нестандартные решения. Что важно, они также готовы к имплементации этих решений, а, при необходимости, и к их защите перед правоприменителем. Внутри практики не существует узкого разделения по видам налогов, что позволяет каждому ее специалисту комплексно оценивать любые налоговые вопросы.

Специалисты Бюро предоставляют услуги в области налогового планирования, налогового сопровождения и разрешения налоговых споров.

Предлагается конкретизировать понятия «иностранный инвестор» и «иностранная инвестиция»

В Госдуму внесен правительственный законопроект № 350175-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения понятия „иностранный инвестор“)», конкретизирующий понятия «иностранный инвестор» и «иностранная инвестиция».

Читайте так же:  Пошаговая инструкция ликвидации юридического лица

Проектом, в частности, предлагается исключить из понятия «иностранный инвестор»:

  • иностранных юридических лиц или организации, не являющиеся юридическими лицами, находящимися под прямым или косвенным контролем (контролируемыми) юридических лиц или граждан Российской Федерации;
  • иностранных граждан, имеющих также гражданство Российской Федерации.

Законопроектом также предлагается дать определение понятию «контролируемое лицо», внести изменение в понятие «иностранная инвестиция», определив его как самостоятельное и непосредственное вложение иностранным инвестором своих средств. По мнению авторов инициативы, эта норма «позволит исключить случаи осуществления инвестиционной деятельности через трастовые или иные доверительные институты».

Кроме того, законопроектом вносятся изменения в Закон о недрах в целях нераспространения понятия «иностранный инвестор» на деятельность, связанную с пользованием участками недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр федерального значения.

В пояснительной записке к документу говорится, что предлагаемые изменения «будут способствовать предотвращению оттока капитала из Российской Федерации, а также выявлению реальных данных о привлечении иностранных инвестиций в Российскую Федерацию».

Пресс-центр

Комментарии экспертов

Подписан закон, уточняющий ключевые термины, связанные с иностранными инвестициями

Президент РФ Владимир Путин подписал закон от 31 мая № 122-ФЗ, которым уточняются ключевые понятия, связанные с иностранными инвестициями.

Так, законом уточняется понятие «иностранный инвестор», из которого исключены иностранные юридические лица или организации, не являющиеся юридическими лицами, находящимися под прямым или косвенным контролем (контролируемыми) юридических лиц или граждан Российской Федерации. Кроме того, исключено понятие иностранных граждан, имеющих гражданство РФ. Вместе с тем закон определил понятие «контролируемое лицо», которым выступает иностранное юридическое лицо или организация, не являющаяся юридическим лицом, находящиеся под контролем гражданина РФ и (или) российского юридического лица – контролирующего лица, которое имеет определенные признаки. Также вводятся понятия «контроль» и «контролирующее лицо».

Кроме того, законом изменено понятие «иностранная инвестиция», которая определена как самостоятельное и непосредственное вложение иностранным инвестором своих средств.

В целях исключения влияния нового определения «иностранный инвестор» на осуществление контроля над иностранными инвестициями в хозяйствующие общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, установлено, что в Законе о порядке осуществления иностранных инвестиций данный термин остается в предыдущей редакции. Это же относится к Закону о недрах.

Кроме того, скорректировано положение Закона о приватизации государственного и муниципального имущества. Уточняется, что его покупателями не могут быть юридические лица, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Минфином РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций и которые не осуществляют раскрытия и предоставления информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах.

Авторы проекта закона отмечали, что основными его целями являются создание действенного механизма пресечения получения российскими юридическими лицами и гражданами необоснованных преимуществ, предусмотренных для иностранных инвесторов, а также совершенствование норм инвестиционного законодательства.

Юрист корпоративной практики VEGAS LEX Никита Толкачев пояснил, что в целом новый федеральный закон, уточняющий понятие иностранного инвестора, вписывается в тренд развития законодательства, заданный не так давно произошедшими изменениями в налоговом законодательстве в рамках деофшоризации (например, введение норм о контролируемых иностранных компаниях).

Эксперт отметил, что предлагаемый в законе механизм направлен на дестимулирование использования российскими гражданами и юридическими лицами при инвестировании на территории Российской Федерации подконтрольных иностранных структур и юридических лиц. «На первый взгляд, предлагаемый механизм будет способствовать деофшоризации российской экономики, однако он также может негативно повлиять непосредственно на размер инвестиций, привлекаемых в РФ», – указал юрист.

Видео (кликните для воспроизведения).

Он пояснил, что зачастую использование российскими гражданами и юридическими лицами иностранных компаний для инвестирования в Российскую Федерацию было обусловлено гарантиями защиты инвестиций. Данные гарантии были предоставлены иностранным инвесторам Законом об иностранных инвестициях в Российской Федерации. «В результате вносимых в законодательство изменений они будут утрачены. Кроме того, негативно на инвестиционную привлекательность экономики может повлиять и внесение изменений в понятие “иностранная инвестиция”: исключено осуществление иностранных инвестиций через трасты и иные доверительные институты», – отметил Никита Толкачев.

Юрист положительно оценил изменения, вносимые в Закон о порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, поскольку введение нового термина «иностранные инвесторы, не предоставляющие информацию» позволяет избежать общего запрета офшорным компаниям осуществлять инвестиции в стратегические направления деятельности. «Теперь у офшорных компаний, зарегистрированных в юрисдикциях, которые предусматривают льготный режим налогообложения или не предусматривают раскрытия информации, а также включены в специальный перечень Минфина, есть возможность добровольно предоставить информацию о своих выгодоприобретателях, бенефициарах и контролирующих лицах и затем осуществлять инвестирование на общих началах», – заключил Никита Толкачев.

Контроль иностранных инвестиций

Деятельность ФАС России по контролю за сделками, которые могут повлечь за собой установление контроля над российскими хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, со стороны иностранных государств, международных организаций, в том числе созданных на территории Российской Федерации.

Помощник по ходатайствам — это программа, которая через ряд вопросов помогает определиться с необходимостью подачи ходатайства по закону о порядке осуществления иностранных инвестиций.

Артур Зурабян: «Понятие иностранного инвестора конкретизировано таким образом, чтобы исключить злоупотребления российских граждан и организаций путем прикрытия офшорами»

Подписан закон, уточняющий ключевые термины, связанные с иностранными инвестициями

Президент РФ Владимир Путин подписал закон от 31 мая № 122-ФЗ, которым уточняются ключевые понятия, связанные с иностранными инвестициями.

Так, законом уточняется понятие «иностранный инвестор», из которого исключены иностранные юридические лица или организации, не являющиеся юридическими лицами, находящимися под прямым или косвенным контролем (контролируемыми) юридических лиц или граждан Российской Федерации. Кроме того, исключено понятие иностранных граждан, имеющих гражданство РФ. Вместе с тем закон определил понятие «контролируемое лицо», которым выступает иностранное юридическое лицо или организация, не являющаяся юридическим лицом, находящиеся под контролем гражданина РФ и (или) российского юридического лица – контролирующего лица, которое имеет определенные признаки. Также вводятся понятия «контроль» и «контролирующее лицо».

Читайте так же:  За сколько дней до отпуска выплачиваются отпускные

Кроме того, законом изменено понятие «иностранная инвестиция», которая определена как самостоятельное и непосредственное вложение иностранным инвестором своих средств.

В целях исключения влияния нового определения «иностранный инвестор» на осуществление контроля над иностранными инвестициями в хозяйствующие общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, установлено, что в Законе о порядке осуществления иностранных инвестиций данный термин остается в предыдущей редакции. Это же относится к Закону о недрах.

Кроме того, скорректировано положение Закона о приватизации государственного и муниципального имущества. Уточняется, что его покупателями не могут быть юридические лица, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Минфином РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций и которые не осуществляют раскрытия и предоставления информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах.

Авторы проекта закона отмечали, что основными его целями являются создание действенного механизма пресечения получения российскими юридическими лицами и гражданами необоснованных преимуществ, предусмотренных для иностранных инвесторов, а также совершенствование норм инвестиционного законодательства.

Руководитель практик разрешения споров и международного арбитража ART DE LEX Артур Зурабян в комментарии указал, что законодательство России об иностранных инвестициях было принято сравнительно давно и долгое время не подвергалось корректировкам в части ключевых категорий. Он пояснил, что зачастую конструкция «иностранного инвестора» использовалась недобросовестными участниками оборота для получения необоснованных налоговых и иных преимуществ.
«То есть российский субъект права, используя подконтрольную ему иностранную компанию (преимущественно в офшорных юрисдикциях), заводил через нее в качестве “иностранных инвестиций” собственные денежные средства, зачастую при этом ранее выведенные этим же российским субъектом. Классический пример такой ситуации – дело ЮКОСа, по которому было смоделировано несколько таких “инвесторов”, пытавшихся потом защитить свои “инвестиции” в третейских судах», – указал Артур Зурабян.
Он отметил, что государственный суд такое третейское решение отменил (так называемое дело о 50 миллиардах), сославшись в том числе на то, что никакого иностранного инвестора в этой ситуации в действительности не было. Само это решение третейского суда было отменено в июне 2016 г.
«Соответственно, как следует из изменений, понятие иностранного инвестора конкретизировано таким образом, чтобы исключить злоупотребления российских граждан и организаций путем прикрытия офшорами. При этом понятия “контроль”, “контролируемое лицо” и “контролирующее лицо”, вводимые в закон, аналогичны одноименным понятиям, успешно используемым в корпоративном законодательстве, что видится вполне логичным», – отметил эксперт.
Артур Зурабян указал, что уточнение понятия «иностранная инвестиция», по мнению авторов документа, позволит исключить случаи осуществления инвестиционной деятельности через трастовые и иные доверительные институты, однако не очевидно, почему такие виды инвестирования рассматриваются в качестве «нежелательных».
«Очевидно, что зачастую трасты используются для обхода ограничений, но такой институт служит определенной учредителем траста цели, а не конкретным лицам, при этом она вполне может соответствовать интересам, защищаемым российским законодательством», – добавил он.
Эксперт пояснил, что закон направлен в первую очередь не столько на устранение каких-либо недостатков или лакун в праве, сколько на развитие экономики и достижение более четкого понимания реальной ситуации с инвестированием в экономику РФ. «Вместе с тем нерешенным останется вопрос о том, как определять контролирующее лицо в тех случаях, когда речь идет об офшорах, учрежденных в странах, не раскрывающих в принципе информации о бенефициарах», – заключил Артур Зурабян.

Юрист корпоративной практики VEGAS LEX Никита Толкачев пояснил, что в целом новый федеральный закон, уточняющий понятие иностранного инвестора, вписывается в тренд развития законодательства, заданный не так давно произошедшими изменениями в налоговом законодательстве в рамках деофшоризации (например, введение норм о контролируемых иностранных компаниях).

Эксперт отметил, что предлагаемый в законе механизм направлен на дестимулирование использования российскими гражданами и юридическими лицами при инвестировании на территории Российской Федерации подконтрольных иностранных структур и юридических лиц. «На первый взгляд, предлагаемый механизм будет способствовать деофшоризации российской экономики, однако он также может негативно повлиять непосредственно на размер инвестиций, привлекаемых в РФ», – указал юрист.

Он пояснил, что зачастую использование российскими гражданами и юридическими лицами иностранных компаний для инвестирования в Российскую Федерацию было обусловлено гарантиями защиты инвестиций. Данные гарантии были предоставлены иностранным инвесторам Законом об иностранных инвестициях в Российской Федерации. «В результате вносимых в законодательство изменений они будут утрачены. Кроме того, негативно на инвестиционную привлекательность экономики может повлиять и внесение изменений в понятие “иностранная инвестиция”: исключено осуществление иностранных инвестиций через трасты и иные доверительные институты», – отметил Никита Толкачев.

Юрист положительно оценил изменения, вносимые в Закон о порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, поскольку введение нового термина «иностранные инвесторы, не предоставляющие информацию» позволяет избежать общего запрета офшорным компаниям осуществлять инвестиции в стратегические направления деятельности. «Теперь у офшорных компаний, зарегистрированных в юрисдикциях, которые предусматривают льготный режим налогообложения или не предусматривают раскрытия информации, а также включены в специальный перечень Минфина, есть возможность добровольно предоставить информацию о своих выгодоприобретателях, бенефициарах и контролирующих лицах и затем осуществлять инвестирование на общих началах», – заключил Никита Толкачев.

Предлагается исключить из числа иностранных инвесторов субъектов, контролируемых российскими лицами

Распоряжение от 23 декабря 2017 года №2917-р. Цель законопроекта – создание действенного механизма пресечения получения российскими юридическими лицами и гражданами необоснованных преимуществ, предусмотренных для иностранных инвесторов, совершенствование инвестиционного законодательства. Законопроектом предлагается в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» уточнить понятия «иностранный инвестор», «иностранная инвестиция», ввести понятие «контролируемое лицо».

Читайте так же:  Заявление на отпуск с последующим увольнением

Распоряжение от 23 декабря 2017 года №2917-р

Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения понятия «иностранный инвестор»)» (далее – законопроект) внесён Минэкономразвития России.

Цель законопроекта – создание действенного механизма пресечения получения российскими юридическими лицами и гражданами необоснованных преимуществ, предусмотренных для иностранных инвесторов, совершенствование норм инвестиционного законодательства.

Федеральным законом от 9 июля 1999 года №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №160-ФЗ), а также международными договорами Российской Федерации с правительствами иностранных государств о поощрении и защите капиталовложений предусмотрены дополнительные льготы и гарантии прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории России.

При этом нередки случаи злоупотребления правами иностранных инвесторов со стороны российских юридических лиц и граждан в отношении инвестиционных проектов, фактически реализуемых этими лицами с использованием зарегистрированных за рубежом компаний.

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон №160-ФЗ, которыми будут уточнены понятия «иностранный инвестор», «иностранная инвестиция», а также будет дано определение понятию «контролируемое лицо».

В целях исключения влияния нового определения «иностранный инвестор» на контроль над иностранными инвестициями в хозяйствующие общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, предлагается предусмотреть понятие «иностранный инвестор» в Федеральном законе от 29 апреля 2008 года №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Также законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-I «О недрах» в целях нераспространения понятия «иностранный инвестор» на деятельность, связанную с пользованием участками недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр федерального значения.

Предлагаемые изменения позволят в том числе получать более точные данные о привлечении иностранных инвестиций.

Новые правила: налогообложение контролируемых иностранных компаний

Законопроект стал первым шагом, который предпринят непосредственно в налоговой сфере в рамках реализации программы по деофшоризации российской экономики. Основная идея законопроекта сводится к тому, что прибыль иностранных компаний, контролируемых российскими налоговыми резидентами, должна облагаться в России на уровне контролирующих лиц.

К числу контролируемых иностранных компаний (далее — КИК) законопроект относит два типа субъектов: иностранные организации (юридические лица в терминологии Налогового кодекса РФ) и структуры без образования юридического лица (далее — Структуры).

Контролируемые иностранные компании

Иностранная организация признается контролируемой компанией, если одновременно отвечает всем нижеперечисленным критериям:

В качестве примера Структур (т.е. форм деятельности, которые по смыслу законопроекта не предполагают образования юридического лица) законопроект приводит товарищества, фонды, партнерства, которые, кроме того, рассматриваются проектом в качестве форм осуществления коллективных инвестиций. Подобный подход не вполне отвечает тому, что законодательство многих иностранных юрисдикций, знакомых с фондами, товариществами и партнерствами, вкладывает в содержание данных образований, т.к. указанные образования, как правило, представляют собой юридические лица, обладающие правоспособностью.

Кроме того, товарищества и партнерства, как правило, не используются в качестве формы коллективных инвестиций – эта функция более свойственна фондам. При этом в странах континентальной правовой системы фонды также часто используются для управления и владения частными активами и капиталом (аналогично трастам в странах англосаксонской правовой семьи), не являясь средством коллективного инвестирования.

Контролирующие лица

По общему правилу, контролирующим проект называет лицо, которое либо самостоятельно, либо совместно с другими лицами осуществляет контроль над организацией или структурой (КИК). Осуществление контроля означает оказание влияния или возможность оказывать «определяющее влияние» на решения организации о распределении прибыли организации или на решения лица, управляющего активами Структуры.

По смыслу законопроекта, публично обсуждаемая 10%-ная доля прямого/косвенного участия в организации (в мировой практике, как правило, эта доля составляет 50%), которая считается кумулятивно с долями супруга и несовершеннолетних детей, представляет собой частный случай, но не является универсальным критерием для признания лица контролирующим.

Для администрирования правил на всех российских налоговых резидентов возлагается обязанность уведомлять налоговую службу об участии в иностранной организации (если доля прямого или косвенного участия составляет не менее 1%) или участии в структуре, если налогоплательщик имеет фактическое право на доход от этой структуры при его распределении. Вне зависимости от данных критериев уведомление должно направляться в налоговую службу в том случае, если налогоплательщик является контролирующим лицом. Непредставление уведомления будет наказываться штрафом в размере 100 тыс. рублей за каждую КИК, в отношении которой уведомление представлено не было.

Предлагаемые законопроектом основания для направления уведомлений нельзя назвать определенными. Так, в частности, не ясно, что понимается под фактическим правом на доход, что понимается под распределением дохода (прибыли), является ли распределением дохода выплата за счет имущества, не являющегося доходом КИК (например, базовое имущество, переданное в управление фонду или трасту).

Очевидно, что при сохранении указанных формулировок, споры с налоговой службой на предмет наличия или отсутствия у российского налогового резидента контроля в отношении КИК станут регулярным явлением.

Налогообложение прибыли КИК

По смыслу проекта прибыль контролируемой иностранной компании должна облагаться налогом (НДФЛ / Налог на прибыль) в России на уровне контролирующего его физического или юридического лица – российского налогового резидента.

Прибыль КИК будет определяться по правилам 25 главы НК РФ (налог на прибыль организаций), а сумма прибыли должна быть подтверждена финансовой отчетностью КИК. Указанные положения приводят к выводу, что финансовая отчетность КИК должна учитывать положения 25 главы НК РФ, что объективно невозможно.

Прибыль будет облагаться налогом пропорционально доле участия контролирующего лица в КИК, за минусом выплаченных за счет этой прибыли дивидендов. Для налогообложения прибыли будут применяться стандартные налоговые ставки 13 % или 20 % в зависимости от субъекта (физические / юридические лица). Таким образом, проект не рассматривает доходы от КИК в качестве дивидендного дохода, что исключает возможность применения к таким доходам специальных правил налогообложения и де-факто создает стимул для контролирующих лиц к распределению накопленной в КИК прибыли путем выплаты дивидендов, т.к. это будет более выгодно с налоговой точки зрения (ставка налога на дивиденды для российских налоговых резидентов составляет 9 %).

Читайте так же:  Образец написания жалобы и заявления в прокуратуру

Внимания заслуживает правило, регулирующее порядок налогообложения в тех случаях, когда нет возможности установить долю участия конкретного контролирующего лица в КИК. В такой ситуации вся прибыль КИК облагается налогом на уровне контролирующего лица, в то время как сам уровень контроля не поддается определению. В справедливости подобного подхода можно усомниться, т.к. на практике во многих случаях будет сложно определить долю участия лица в КИК (например, в случае использования траста). При этом нельзя исключать, что подобное правило было специально интегрировано с тем, чтобы стимулировать контролирующих лиц самостоятельно раскрывать долю участия в КИК.

Налоговое резидентство для юридических лиц

[3]

Законопроект вводит понятие налогового резидентства для юридических лиц, что, как уже было отмечено ранее, требуется для полноценной реализации / администрирования правил КИК.

В соответствии с законопроектом к числу налоговых резидентов будут относиться не только российские, но и иностранные организации, которые признаются налоговыми резидентами РФ в соответствии с международными договорами в области налогообложения или местом фактического управления которых является РФ. К иностранным организациям – российским налоговым резидентам будут применяться все правила 25 главы НК РФ (налог на прибыль).

Выполнение одного из перечисленных ниже условий достаточно для признания России местом фактического управления иностранной организацией:

заседания совета директоров / руководящего органа проводятся на территории Российской Федерации;
руководящее управление обычно осуществляется из Российской Федерации;
главные (руководящие) должностные лица осуществляют свою деятельность в Российской Федерации;
бухгалтерский учет организации ведется в Российской Федерации;
архивы организации хранятся в Российской Федерации.

Предложенные проектом основания для признания иностранной организации российским налоговым резидентом можно назвать достаточно агрессивными с фискальной точки зрения (например, определение места управления только по территории нахождения архива). Кроме того неопределенные в юридическом смысле формулировки проекта предоставляют правоприменителям достаточно широкую степень усмотрения в вопросе определения места фактического управления («обычно осуществляется» или «главные должностные лица»), что также свидетельствует о намерении фискальных органов активно бороться за российскую налоговую базу.

Переходные положения

На данном этапе подготовленный Министерством финансов РФ законопроект не содержит ни специальных переходных положений, ни специальных положений о его ретроспективном действии. Учитывая это, стоит полагать, что в сферу применения попадут все КИК, имеющие нераспределенную прибыль на дату вступления закона в силу (ожидается, что закон вступит в силу с 1 января 2015 года). Однако нельзя исключать того, что подобные положения появятся в более поздних редакциях законопроекта.

***
Во всем мире правила КИК направлены в первую очередь на борьбу со случаями, когда прибыль, получаемая от операционной деятельности в стране, куда направлены инвестиции, искусственно экранируется от государства, в котором инвестор является налоговым резидентом (outbound investments).

Для России этот случай не является типичной формой инвестиции, т.к. в основном Россия принимает иностранные или квази-иностранные инвестиции (т.е. инвестиции российского капитала, структурированные через иностранные юрисдикции).

С этой точки зрения новые правила не являются идеальным инструментом для российского налогового ландшафта. С другой стороны, это дает понятное объяснение тому, почему законопроект рассчитан на более широкую сферу применения по сравнению с классической сферой применения подобных правил во всем мире.

Очевидно, что в России КИК в первую очередь будут использоваться для борьбы с другими негативными налоговыми явлениями и, в частности, случаями, когда офшорные компании/структуры, де-факто принадлежащие физическим лицам — российским налоговым резидентам, накапливают нераспределенную прибыль, полученную от деятельности в России, и распоряжаются ей в частных интересах своего бенефициара. Подобные структуры позволяют искусственно экранировать прибыль КИК от российского налогового суверенитета. С этой точки зрения принятие законопроекта должно существенно отразиться на практике использования офшоров в целях уклонения от уплаты налогов, привести к сокращению этого рынка, усложнению структур владения, изменению требований к уровню наполнения (substance) офшорных и других иностранных компаний.

Видео (кликните для воспроизведения).

Новые правила не начнут работать автоматически с момента получения ими силы закона. Возможность эффективного использования правил будет напрямую зависеть от того, будет ли и насколько качественно будет организован обмен информацией с налоговыми ведомствами других юрисдикций (в т.ч. классических офшорных юрисдикций), наличия в соответствующих юрисдикциях необходимой информации (например, реестр бенефициаров трастов) и права доступа национальных налоговых ведомств к такой информации для целей обмена с налоговыми органами других стран.

Источники


  1. Мурадьян, Э. М. Ходатайства, заявления и жалобы (обращения в суд) / Э.М. Мурадьян. — М.: Юридический центр Пресс, 2015. — 446 c.

  2. Зайков, Д.Е.; Звягинцев, М.Г. 100 распространенных вопросов по оформлению земли; Издательский дом Ра’, 2011. — 192 c.

  3. Воробьев, А. В. Теория адвокатуры / А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов. — М.: Грантъ, 2015. — 496 c.
  4. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов; М.: Юриспруденция; Издание 3-е, 2012. — 528 c.
  5. История политических и правовых учений / Н.М. Азаркин и др. — М.: Норма, 2007. — 900 c.
Предлагается исключить из числа иностранных инвесторов субъектов, контролируемых российскими лицами
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here