Предлагается привлекать юрлиц к административной ответственности за дачу взятки в интересах других ю

Полная информация на тему: "Предлагается привлекать юрлиц к административной ответственности за дачу взятки в интересах других ю" в помощь грамотному гражданину.

Содержание

Круг юрлиц, привлекаемых к административной ответственности за дачу взяток, может быть расширен

Yganko / Shutterstock.com

С инициативой о расширении диспозиции ч. 1 ст. 19.28 КоАП, предусматривающей ответственность за незаконное вознаграждение от имени организации, выступило правительство. Соответствующий законопроект 1 внесен на рассмотрение Госдумы.

Так, за передачу, обещание или предложение должностному лицу взятки за совершение им определенных действий, связанных с занимаемым должностным положением, предлагается наказывать организации, в том числе, если это правонарушение совершено в интересах других организаций, которыми могут являться аффилированные лица, дочерние общества и т. д.

Кроме этого, законопроект предусматривает уточнение круга лиц, выступающих на стороне взяткополучателя. Под действие обновленной нормы могут попасть также организации, в случае передачи ими вознаграждения иным физическим и юрлицам по поручению указанного должностного лица.

При этом предложения об изменении санкции за совершение данного правонарушения в законопроекте отсутствуют. Напомним, сейчас организациям – нарушителям за дачу взятки, в соответствии с ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ грозит штраф в размере до трехкратной суммы переданного вознаграждения, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией взятки.

Разработчик документа связывает предложенные поправки в том числе с необходимостью приведения законодательства в соответствие с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ). Отметим, что в соответствии с указанным законом под коррупцией понимается в том числе дача взятки от имени или в интересах юридического лица (подп. «б» п. 1 ст. 1 Закона № 273-ФЗ). Между тем действующая редакция ст. 19.28 КоАП РФ предусматривает возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности за взяточничество исключительно от имени или в интересах данного юридического лица, подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту.

Разработаны правовые основы уголовной ответственности юридических лиц

Предлагается ввести в УК РФ институт уголовной ответственности юридических лиц. Соответствующий законопроект 1 , подготовленный депутатом Александром Ремезковым, внесен в Госдуму.

Документом определены основания уголовной ответственности юридических лиц, круг организаций, подлежащих уголовной ответственности, виды наказаний, применяющихся в отношении виновных организаций, основания освобождения их от наказаний, а также правовые последствия осуждения юридических лиц.

В частности, юридическое лицо планируется признавать виновным в преступлении и привлекать к уголовной ответственности в случаях:

  • виновного (умышленно или по неосторожности) совершения наказуемого деяния действиями (бездействием), осуществляемыми от имени юридического лица лицом, уполномоченным совершать такие действия (бездействие);
  • совершения наказуемого деяния заведомо в интересах юридического лица лицом, занимающим должность в его органах управления или контроля;
  • совершения наказуемого деяния заведомо в интересах юридического лица лицом, имеющим право давать обязательные для этого юрлица указания либо иным образом определять его действия (бездействие) или решения в силу прямого или косвенного участия в уставном капитале этого юридического лица, закона, иных правовых актов или договора;
  • умышленного совершения наказуемого деяния иными лицами по указанию, с ведома либо одобрения вышеуказанных лиц, действовавших заведомо в интересах юридического лица.

При этом привлечение организаций к ответственности предусмотрено только по тем составам Особенной части УК РФ, в санкциях которых будут установлены наказания для юридических лиц. В число таких составов могут войти: принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации; торговля людьми; использование рабского труда; легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных в результате совершения преступления; коммерческий подкуп; преступления террористической и экстремистской направленности; массовые беспорядки; неправомерный доступ к компьютерной информации; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля; насильственный захват власти или насильственное ее удержание; вооруженный мятеж; диверсия; незаконное участие в предпринимательской деятельности; дача взятки; организация незаконной миграции и ряд других.

Также законопроектом сформирован перечень видов наказаний, назначаемых юридическим лицам. В него включены предупреждение, штраф, лишение лицензии, квоты, преференций или льгот, лишение права заниматься определенным видом деятельности, запрет на осуществление деятельности на территории России, принудительная ликвидация.

При этом, если в качестве наказания предусмотрено предупреждение либо штраф в максимальном размере не более 3 млн руб., то преступления планируется относить к категории небольшой тяжести, если штраф не превышает 8 млн руб. – к категории средней тяжести. В свою очередь, к категории тяжких будут относиться преступления, наказываемые принудительной ликвидацией или запретом на осуществление деятельности на территории России и максимальным штрафом не более 15 млн руб., а к категории особо тяжких – при штрафе более 15 млн руб. и запрете на осуществление деятельности на территории России или принудительной ликвидации.

Автор законопроекта подчеркивает, что предлагаемый вид ответственности (уголовная ответственность юридических лиц) существует во многих странах – в Англии, Шотландии, Ирландии, США, Канаде, Австралии, во всех государствах Евросоюза, в бывших республиках СССР (Грузия, Казахстан, Латвия, Литва, Молдова, Украина, Эстония).

Предполагается, что введение уголовной ответственности юридических лиц в нашей стране позволит создать эффективный механизм противодействия преступности юридических лиц и привести российское законодательство в соответствие с международными стандартами в области противодействия транснациональным преступлениям.

Дача взятки юрлицом в интересах другой фирмы будет наказываться административным штрафом

На рассмотрение в Государственную Думу поступил правительственный законопроект о внесении изменений в статью 19.28 КоАП в части обеспечения возможность привлечения к ответственности юридических лиц в случаях совершения ими правонарушений в интересах других юридических лиц.

Согласно действующей редакции статьи 19.28 КоАП к административной ответственности привлекаются юридические лица за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом действия, связанного с занимаемым им служебным положением.

Читайте так же:  Доплата за выслугу лет военнослужащим по контракту: как и когда ее получить?

Законопроектом предлагается расширить диспозицию данной нормы и привлекать к административной ответственности юридических лиц в случае, когда указанные противоправные деяния совершаются не только от их имени или в их интересах, но и в интересах юридических лиц, связанных с ними.

В пояснительной записке разъясняется, что связанными с юридическим лицом – нарушителем, могут являться аффилированные лица или дочерние общества.

Также законопроектом уточняется круг лиц, выступающих на стороне взяткополучателя. К ним могут быть отнесены иные физические или юридические лица, которым по поручению должностного лица передаются деньги или иное имущество.

Административная ответственность юридического лица за дачу взятки и основания от ее освобождения

При даче взятки в размере не превышающем 1 млн.руб. административная ответственность предусмотрена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

При даче взятки в крупном размере (свыше 1 млн.руб. до 20 млн. руб.) предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц до тридцатикратного размера суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее двадцати миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

[2]

При даче взятки на сумму свыше двадцать миллионов рублей наказание влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее ста миллионов рублей с конфискацией денег,ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Федеральным закон от 03.08.2018 N 298-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в примечания к ст. 19.28 КоАП РФ внесены изменения.

Так, в соответствии с п. 5 примечаний к ст. 19.28 КоАП РФ юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.

Согласно п. 6 указанных примечаний Положение, предусмотренное примечанием 5 к настоящей статье, не распространяется на административные правонарушения, совершенные в отношении иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций при осуществлении коммерческих сделок.

Таким образом, при наличии соответствующих оснований юридическое лицо может быть освобождено от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.28 КоАП РФ.»

Порядок привлечения иностранных юрлиц к ответственности за коррупцию предложили усовершенствовать

В Госдуму внесли правительственный законопроект, направленный на совершенствование порядка и механизма привлечения работающих в России иностранных юрлиц к административной ответственности за незаконное вознаграждение.

Изменения предлагаются в Кодекс об административных правонарушениях. Предлагается установить, что срок проведения административного расследования по делам о незаконном вознаграждении от имени юрлица может быть продлён до 12 месяцев в случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи в другие страны.

Разработчик отмечает, что иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на территории России, а также юрлица, которые за пределами РФ совершили коррупционные преступления, направленные против интересов России, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

При этом в некоторых случаях проводится административное расследование, в том числе предполагающее запросы к чиновникам или в органы власти других стран. Вместе с тем срок проведения административного расследования по КоАП не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении, что недостаточно для указанных случаев.

«Принятие законопроекта позволит увеличить срок, необходимый для проведения полного, всестороннего и объективного административного расследования в целях выявления всех обстоятельств соответствующих административных правонарушений, их фиксирования, юридической квалификации и процессуального оформления», — говорится в пояснении к документу.

Предложение или обещание незаконного вознаграждения в интересах юридического лица (статья 19.28 КоАП РФ) (Багаутдинов Ф.Н.)

Дата размещения статьи: 06.01.2018

[1]

Федеральными законами от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ и от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ Российской Федерацией были ратифицированы соответственно Конвенция ООН против коррупции 2003 г. , вступившая в действие в Российской Федерации 8 июня 2006 г., и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. , которая в Российской Федерации вступила в действие 1 февраля 2007 г.
———————————
URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml.
URL: https://www.coe.int/en/web/conventions/full-list/-/conventions/rms/090000168007158c.

МОСКВА, 20 авг — РАПСИ. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, обеспечивающий применение ответственности иностранных юридических лиц за подкуп, если он направлен против интересов России, сообщило РИА Новости со ссылкой на информацию, размещенную на сайте кабмина.

По информации кабмина, законопроектом предлагается дополнить Кодекс РФ об административных правонарушениях положением, согласно которому юрлицо за незаконное вознаграждение за пределами РФ подлежит административной ответственности в случае, если это правонарушение направлено против интересов России, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если это юрлицо не было привлечено за соответствующие действия к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве.

Сообщается, что также статью КоАП предлагается дополнить новой частью, устанавливающей, что иностранное юрлицо, совершившее подкуп, направленный против интересов России, за пределами РФ, подлежит административной ответственности на общих основаниях.

«Реализация законопроекта позволит обеспечить применение КоАП во всех случаях совершения за пределами России административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП и затрагивающего интересы России», — говорится в сообщении.

Читайте так же:  Стаж для больничного листа (нюансы)

Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании правительства 13 августа 2015 года. Он был разработан Минюстом во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы, утвержденного указом президента РФ.

Круг юрлиц, привлекаемых к административной ответственности за дачу взяток, может быть расширен

Yganko / Shutterstock.com

С инициативой о расширении диспозиции ч. 1 ст. 19.28 КоАП, предусматривающей ответственность за незаконное вознаграждение от имени организации, выступило правительство. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение Госдумы.

Так, за передачу, обещание или предложение должностному лицу взятки за совершение им определенных действий, связанных с занимаемым должностным положением, предлагается наказывать организации, в том числе, если это правонарушение совершено в интересах других организаций, которыми могут являться аффилированные лица, дочерние общества и т. д.

Кроме этого, законопроект предусматривает уточнение круга лиц, выступающих на стороне взяткополучателя. Под действие обновленной нормы могут попасть также организации, в случае передачи ими вознаграждения иным физическим и юрлицам по поручению указанного должностного лица.

При этом предложения об изменении санкции за совершение данного правонарушения в законопроекте отсутствуют. Напомним, сейчас организациям – нарушителям за дачу взятки, в соответствии с ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ грозит штраф в размере до трехкратной суммы переданного вознаграждения, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией взятки.

Разработчик документа связывает предложенные поправки в том числе с необходимостью приведения законодательства в соответствие с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ “О противодействии коррупции” (далее – Закон № 273-ФЗ). Отметим, что в соответствии с указанным законом под коррупцией понимается в том числе дача взятки от имени или в интересах юридического лица (подп. “б” п. 1 ст. 1 Закона № 273-ФЗ). Между тем действующая редакция ст. 19.28 КоАП РФ предусматривает возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности за взяточничество исключительно от имени или в интересах данного юридического лица, подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту.

Единороссы предложили освободить от наказания юрлиц, которые сознались в даче взятки

Освободить юридические лица от административной ответственности за дачу взятки, если те сознались и помогают расследованию, предложили единороссы Елена Николаева и Рафаэль Марданшин. Депутаты 22 мая внесли в Госдуму соответствующий законопроект.

Согласно документу, поправки должны быть внесены в статью 19.28 Кодекса об административных правонарушениях.

Сообщившие о вымогательстве взятки и помогавшие привлечь взяткополучателей к ответственности физлица нередко освобождаются от уголовной ответственности, при этом юридические лица, от имени которых они действовали, всё равно привлекаются к административной ответственности: их штрафуют на сумму до ста раз больше взятки, отмечают авторы законопроекта. «При этом у правоохранительных органов не остаётся выбора, так как законом на данный момент не предусмотрено, что содействие может быть фактором, исключающим ответственность», — говорится в пояснительной записке.

Из-за того, что административная ответственность предусматривает серьезные наказания, это препятствует свободному содействию юридических лиц раскрытию коррупционных правонарушений, поясняют Николаева и Марданшин. Они считают, что предлагаемое изменение в законодательстве «позволит более эффективно реализовывать государственную политику в области противодействия коррупции, поскольку исключит риски привлечения к административной ответственности юридического лица, должностные лица которого были освобождены от уголовной ответственности за коррупционные преступления в связи с содействием их раскрытию».

Незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица — проблемы правоприменения (Багаутдинов Ф.Н., Латыпов Р.Н.)

Дата размещения статьи: 06.02.2018

Полагаем, что в законе должна быть предусмотрена и возможность прекращения административного дела по ст. 19.28 КоАП РФ — например, в случаях активного содействия следствию представителями юридического лица.
На заседании Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции в апреле 2017 года Генеральный прокурор РФ Ю.И. Чайка предложил освобождать юридические лица от наказания за коррупционные правонарушения, если компании сами будут сообщать правоохранителям о фактах дачи взяток .
———————————
Егоров И. Вежливые взятки // Российская газета. 2017. 19 апреля. С. 4.

Пристатейный библиографический список

1. Бессчасный С., Скорик В. Административная ответственность юридических лиц, от имени или в интересах которых совершаются коррупционные правонарушения // Законность. 2015. N 6.
2. Егоров И. Вежливые взятки // Российская газета. 2017. 19 апреля.

Предлагается расширить административную ответственность для должностных лиц за взятки в интересах аффилированных лиц и дочерних обществ

Правительство внесло на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона № 233781-7 «О внесении изменения в статью 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях » ( КоАП ), направленный на совершенствование законодательства в сфере противодействия совершения административных правонарушений коррупционной направленности.

К таким нарушениями относятся: злоупотребление служебным положением; дача взятки и её получение; злоупотребление полномочиями; коммерческий подкуп; незаконное использование физлицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства для получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, имущественных прав для себя или для третьих лиц; незаконное предоставление выгоды должностному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Статьей 19.28 КоАП установлена ответственность юрлиц за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юрлица должностному лицу, в том числе иностранному, денег, ценных бумаг, имущества, за совершение действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением. Вместе с тем действующая редакция статьи предусматривает возможность привлечения юрлиц к административной ответственности за совершение вышеуказанных деяний исключительно от имени или в интересах данного юридического лица.

Законопроектом предлагается расширить диспозицию статьи 19.28 КоАП в целях обеспечения возможности привлечения юридических лиц к административной ответственности в случае, когда противоправные деяния совершаются не только от имени или в интересах данного юрлица, но и в интересах аффилированных лиц, дочерних обществ и т.п. Также документ предусматривает уточнение круга лиц, выступающих на стороне взяткополучателя, в целях гармонизации положений уголовного и административного законодательства.

В пояснительной записке отмечается, что принятие законопроекта «позволит восполнить пробелы правового регулирования в данной сфере», а также «обеспечить дальнейшую реализацию рекомендаций по результатам оценки Российской Федерации в рамках 2-й фазы мониторинга выполнения Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок ( Париж , 17 декабря 1997 г.)».

Читайте так же:  Порядок рефинансирования долга по кредиту

Реализация закона не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей госпрограмм.

Для предварительного рассмотрения законопроект направлен в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству.

[3]

Последствия дачи взятки для Вашей фирмы или как избежать административной ответственности юридического лица по ст. 19.28 КоАП в виде крупного многомилионного штрафа.

Последствия дачи взятки для Вашей фирмы или как избежать административной ответственности юридического лица по ст. 19.28 КоАП в виде крупного многомилионного штрафа.

Руководитель или представитель Вашей компании привлекается к уголовной ответственности за дачу взятки (ст.291 УК РФ) или коммерческий подкуп (ст.204 УК РФ)?
Помимо личной, персональной уголовной ответственности сотрудников и руководителей компании, в целях борьбы с коррупцией, с 2009 года правоохранительные органы стали дополнительно привлекать к административной ответственности и юридические лица.
Это может повлечь серьезные проблемы, в том числе банкротство Вашего бизнеса из-за многомиллионных штрафов по ст.19.28 Кодекса об административных правонарушениях «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».
В соответствии с данной статьей последствие дачи взятки будет в виде штрафа, который может начинаться от 1 000 000 рублей (за взятку в размере до 1 000 000 рублей или, даже, например, в виде бутылки вина), и превышать 20 000 000 рублей, и даже 100 000 000 рублей (в случае взятки в крупном или в особо крупном размерах). Ситуация осложняется еще и тем, что в соответствие с законом, даже судья не вправе заменить такой штраф – предупреждением.

Правоохранительные органы должны привлекать юридические лица к ответственности по ст.19.28 КоАП только после вступления в силу приговора за взятку и коммерческий подкуп по ст.ст.291 и 204 Уголовного Кодекса РФ, если же они поспешили, то их действия и решение необходимо обжаловать и добиться отмены.

Важно запомнить, что ответственность по данной статье должна возникать только в случае дачи взятки или коммерческого подкупа от имени или в интересах юридического лица, например, в связи с привлечением конкретного ООО к административной ответственности за нарушение правил противопожарной безопасности.

Соответственно, чтобы избежать многомиллионного штрафа Вам важно найти доказательства и грамотно отстаивать в суде позицию, что взятка передавалась исключительно в личных интересах руководителя или представителя компании. Например, чтобы избежать персональной уголовной ответственности генерального директора, а не компании в целом.

По таким административным делам желательно запросить копию вступившего в силу приговора и другие материалы уголовного дела, которые могут помочь в защите и оправдании, что уже случалось в успешной практике автора.

Даже если избежать ответственности невозможно — есть правовые пути и аргументы для снижения размера штрафа ниже 1 000 000 рублей. Ведь особенно обидно платить миллионный штраф за бутылку вина или маленькую пятитысячную взятку какому-либо государственному инспектору. Уголовный штраф по ч.1 ст.291.2 УК РФ «Мелкое взяточничество» при хорошей работе адвоката может составить всего 30 000 – 50 000 рублей. А последствия для Вашей фирмы — юридического лица, серьезные: грозит административный штраф по ст.19.28 КоАП в размере не менее 1 000 000 рублей – явно несоразмерно нарушению.

В этом случае нужно обратиться к ч.3 ст.3.5 КоАП «Административный штраф», которая гласит, что в случае, предусмотренном статьей 19.28 настоящего Кодекса размер штрафа не может превышать стократный размер суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица. Соответственно при сумме взятки 5 000 рублей – сумма административного штрафа не должна превышать 500 000 рублей, а это уже неплохая экономия в размере не менее полумиллиона рублей. Об этом положении закона не все знают, иногда упускают из вида и теряют значительные денежные суммы.

Кроме того, для снижения размера штрафа можно ссылаться на постановление Конституционного суда РФ от 25.02.2014 г. №4-П, конкретно на: предшествующее правомерное поведение юридического лица; своевременную уплату им налогов и сборов; высокую значимость деятельности юридического лица в области социального обслуживания; чрезмерную обременительность выплаты назначенного штрафа и риск банкротства для предпринимателей малого и среднего бизнеса; потерю работы значительным числом граждан. К примеру штраф был снижен с 1 млн до 100 тыс. руб. (решение Кущевского районного суда Краснодарского края от 06.05.2014 по делу № 12-8/2014) и с 1 млн до 300 тыс. руб. (решение Ленинского районного суда г. Кирова от 06.08.2014 по делу № 12-649/2014).

Содействие правоохранительным органам представителей юридического лица в качестве основания для снижения размера назначенного наказания по ст. 19.28 КоАП РФ отсутствует.

В крайнем случае, особенно если грозит штраф до 100 000 000 рублей, возможно еще во время следствия по коррупционному уголовному делу провести процедуру превентивного банкротства, чтобы избежать последующей значительной материальной ответственности юридического лица по административному делу по ст.19.28 КоАП РФ.

Если Вы хотите узнать больше о последствиях дачи взятки, сохранить нервы, время, денежные средства и получить юридические услуги высшего качества по защите от необоснованных обвинений обращайтесь к адвокату Леонтьеву.

Если у Вас есть вопросы и комментарии пишите – буду рад ответить.

С фирмой взятку не повяжут

Для этого предлагается освобождать от ответственности за дачу взятки не только физических лиц, заявивших об этом, но и юридических — коммерческие компании, фирмы, организации.

Сегодня граждане, сообщившие о вымогательстве взятки и помогавшие привлечь взяткополучателей к ответственности, освобождаются от уголовной ответственности. Есть даже специальное примечание по этому поводу в статье 291-й Уголовного кодекса.

Однако юридические лица, от имени которых, а зачастую и в чьих интересах взяткодатели действовали, все равно привлекаются к ответственности. Им вменяют административное правонарушение и присуждают штрафы суммой до 100-кратного размера взятки.

При этом силовики обязаны так поступить. «У правоохранительных органов не остается выбора, так как законом на данный момент не предусмотрено, что содействие может быть фактором, исключающим ответственность по статье 19.28 Кодекса об административных правонарушениях», — поясняют разработчики поправок в КоАП. По их словам, такое серьезное наказание для бизнеса является фактором, препятствующим свободному содействию лиц раскрытию коррупционных правонарушений.

Читайте так же:  Составляем коллективный договор для ооо в г. г. (образец)

Законопроект, вносящий изменения в КоАП, подготовлен единороссами Рафаэлем Марданшиным, Еленой Николаевой и Балашом Балашовым и недавно внесен в Госдуму.

Согласно документу юридические лица будут освобождаться от административной ответственности за дачу взятки, если они после этого сознаются в совершенном правонарушении и окажут содействие при расследовании.

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом поправки в случае их принятия будут распространяться не только на российские компании, но и на иностранные, а также на публичные международные организации.

Сергей Никитенко, адвокат, заместитель управляющего партнера адвокатского бюро:

— Внесение подобных изменений в КоАП РФ фактически означает приведение административного законодательства в условное соответствие с уголовным.

Внешне кажется, что законодатель вводит подобную норму в объективных условиях отечественной правовой системы: юридическое лицо субъектом уголовной ответственности не является, однако в экономических отношениях это ключевой участник.

Безусловно, такая норма нужна, поскольку через такой инструмент количество выявленных коррупционных правонарушений может вырасти на порядок

Петр Шевцов, партнер адвокатского бюро:

— На наш взгляд, действующая норма закона снижает риск коррупционных правонарушений, совершаемых в интересах юридических лиц их должностными лицами, поскольку к ответственности привлекается не только физическое, но и юридическое лицо.

С другой стороны, снижается мотивация правонарушителя способствовать раскрытию уже совершенного нарушения.

Так как даже в случае освобождения должностного лица от уголовной ответственности к строгой административной ответственности привлекается компания. .

Все об административной ответственности за … «взятку»!

Если к понятию «взяточничество» мы все привыкли, и понимаем, что в случае выявления такой ситуации виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности со всеми вытекающими отсюда последствиями, то мало кому известно, какие угрозы для бизнеса несет, на первый взгляд, безобидная административная ответственность за «незаконное вознаграждение» от имени юридического лица.

(ЧТО) Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица

(КОМУ) должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации.

(ЧЕГО) денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав

(ЗА ЧТО) за совершение в интересах данного юридического лица. действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением

(ВЛЕКУТ) наложение административного штрафа. размер которого исчисляется миллионами рублей.

Ответственность за «незаконное вознаграждение» будет нести юридическое лицо.

Попытаемся разобраться в вопросах, связанных с такой ответственностью более подробно.

Виды ответственности за «взятку»

Существует два вида ответственности за дачу взятки – административная и уголовная. Субъектами (привлекаемыми лицами) являются:

в рамках административной ответственности — юридические лица;

в рамках уголовной ответственности — физические лица.

Важный момент! индивидуальные предприниматели не являются на сегодняшний день субъектами административной ответственности за незаконное вознаграждение.

Преступление/
правонарушение

Взятка
(уголовная ответственность)

Коммерческий подкуп (уголовная ответственность)

Незаконное вознаграждение (административная ответственность)

Дача

Статьи 291, 291.2 УК РФ

Пп.1-4 204, 204.2 УК РФ

Получение

Статьи 290, 291.2 УК РФ

П.5-8 ст. 204 УК РФ

Посредничество

291.1, 291.2 УК РФ

Итак, в чем же разница?

Такого термина официально в законе не существует.

Исходя из смысла статьи 290 Уголовного кодекса РФ взятка – это материальные ценности (деньги, ценные бумаги, имущество и др.), а также услуги имущественного характера и имущественные права.

Проще говоря, взятка — это какое-либо благо как в материальном виде, так и в виде услуг, которое направлено на улучшение положения должностного лица, которое получает взятку и может распорядиться предметом взятки как своим собственным.

Преступными деяниями, согласно Уголовному кодексу РФ, являются получение взятки, дача взятки и посредничество во взяточничестве.

При этом лица, которые дают взятку или являются посредниками во взяточничестве, освобождаются от уголовной ответственности в случае, если они после совершения преступления активно способствовали раскрытию и пресечению преступления и добровольно сообщили в правоохранительные органы, имеющие право возбудить уголовное дело, об имевшем место инциденте.

Главное, что следует запомнить, – взятку получает всегда должностное лицо.

2) Коммерческий подкуп.

По сути, коммерческий подкуп – это также взятка, только получатель не должностное лицо, а лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Говоря о взятках, мы будем иметь ввиду и коммерческий подкуп тоже.

Ответственность и за дачу, и за получение коммерческого подкупа прописана в ст. 204 УК РФ и ст. 204.2 УК РФ (мелкий коммерческий подкуп). Условия освобождения от ответственности за передачу коммерческого подкупа аналогичны взяточничеству – добровольная явка с повинной и содействие в следствии по делу.

За посредничество в коммерческом подкупе также предусмотрена уголовная ответственность по статье 204.1 Уголовного кодекса РФ.

3) «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» (ст. 19.28 КоАП РФ)

Данная статья в Кодексе РФ об административных правонарушениях появилась в далеком 2008 году. Однако широкое применение эта статья получила лишь недавно, в тренде борьбы с коррупцией.

По этой статье КоАП привлекаются к ответственности те юридического лица, в интересах которых были переданы «взятка» или «коммерческий подкуп». Очевидно, государство обратило взгляд на более платежеспособных субъектов для пополнения бюджета.

Размеры штрафов действительно поражают:

не менее миллиона при незначительном вознаграждении, например, 10 000 руб.;

за «взятку» в миллион рублей организация уплатит штраф от 20 до 30 млн.руб.;

ну а если вознаграждение за отстаивание ее интересов составило, допустим, 20 млн.руб., то придется раскошелиться на сумму от 100 млн. до 2 млрд. на усмотрение суда.

Ответственность наступает не только за передачу, но и за обещание вознаграждения.

Правда, для этого лицо, действующее в интересах компании, должно быть на это уполномочено. Однако каких-то специальных требований Закон не называет. Судебная практика показывает, что обычно такими лицами становятся руководители организаций. Но в интересах организации может действовать и главный бухгалтер, и начальник коммерческого отдела. и даже водитель.

Так, в одном из Постановлений Верховный суд РФ оставил в силе решение районного суда о привлечении юридического лица к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ в виде штрафа 1 млн. руб. за действия водителя данной организации, который предложил инспектору ГИБДД взятку в размере 9 800 руб., чтобы избежать составления протокола за перевозку опасных грузов. Оценивая заинтересованность организации в передаче такого вознаграждения Верховный Суд указал, что размер взятки водителя значительно превышал размер грозящего самому водителю штрафа (3000 руб.) за нарушение правил перевозки грузов, что свидетельствует, что действовал он в интересах юридического лица, потенциальный штраф для которого выше.

Читайте так же:  Отличие трудового договора от договора оказания услуг

В другой ситуации коммерческую организацию оштрафовали на 1 млн руб. за то, что ее директор в интересах предприятия незаконно перевел на банковский счет лица, занимающего должность начальника отдела снабжения другой организации денежные средства в размере 8000 рублей (коммерческий подкуп) за продолжение договорных отношений между этими организациями. Типичный «откат».

Как видим, действия разных сотрудников могут привести предприятие к серьезной ответственности в виде миллионных штрафов.

Какие неприятности влечет для юридического лица факт привлечения его по ст. 19.28 КоАП РФ помимо высоких штрафов?

Компания в течение двух лет не сможет участвовать в государственных закупках.

На сайте Генеральной прокуратуры размещен Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по этой статье КоАП РФ. Проверить, нет ли там вашей организации или вашего контрагента, можно по ссылке https://genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-remuneration/.

За 2017 год к ответственности было привлечено 363 юридических лица.

Очевидно, что нахождение юридического лица в подобном реестре может пагубно сказаться на его деловой репутации при последующих попытках заключения контрактов с потенциальными контрагентами и вне сферы гос.закупок.

Кто и как обычно привлекает по ст. 19.28 КоАП РФ?

В подавляющем большинстве случаев такие административные дела возбуждаются по результатам изучения прокуратурой уголовных дел о взятках и коммерческом подкупе и большей частью на основе обвинительных приговоров суда.

Решение о привлечении организации к ответственности выносит суд.

Помимо обстоятельств, зафиксированных в приговоре в отношении конкретного физического лица, необходимо доказать:

физическое лицо передавало вознаграждение в интересах организации;

источники для такого вознаграждения;

была ли у организации заинтересованность в получении преференций за это вознаграждение или физическое лицо преследовало только личный интерес.

Однако наличие обвинительного приговора совсем не обязательно. Прокурор вполне может ссылаться на материалы уголовного дела, например, на текст обвинительного заключения.

Еще раз подчеркнем: привлечение физического лица к уголовной ответственности не исключает, а наоборот, дает «зеленый свет» привлечению организации, в интересах которой он действовал (взяткодатель) или которой обещал какие-то преференции (взяткополучатель), к административной ответственности.

«Платите это немедленно». Сроки уплаты штрафа по ст. 19.28 КоАП РФ

Серьезные намерения государства по усилению наказания за коррупцию видны на примере «безобидного» КоАП РФ. Не прошло и недели после оглашения итогов выборов, как появился «президентский» законопроект № 430595-7 о введении возможности накладывать арест на имущество организации, в отношении которой ведется расследование по ст. 19.28 КоАП РФ, чтобы обеспечить в будущем реальную оплату наложенного штрафа.

К слову, деньги тоже относятся к имуществу. Поэтому если иных активов нет, арест будет наложен на остатки на банковских счетах. Самое время напомнить, что за вознаграждение свыше 1 млн.руб., штраф составит минимум 20 млн. руб.

А еще штраф нужно будет уплатить не позднее 7 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Читаем, что это немедленно необходимо найти 1, 20 и более миллионов рублей, иначе денежные средства будут принудительно списаны с расчетного счета или судебный пристав начнет процедуру взыскания за счет иного имущества. Приятного мало.

Ложку меда никто не отменял. Что может спасти от статьи 19.28 КоАП РФ?

Уже упомянутый законопроект № 430595-7 дает теперь возможность избежать наказания по ст. 19.28 КоАП РФ. Предлагается освобождать организацию от ответственности, если она помогла выявить, раскрыть и расследовать такое правонарушение.

Во что это может вылиться на практике?

Если в интересах юридического лица дано вознаграждение какому-либо должностному лицу, но до того, как об этом стало известно правоохранительным органам, представитель организации сообщил об этом, такое юридическое лицо не будут привлекать к ответственности и организации удастся избежать многомиллионных штрафов.

Любопытно, что в ст. 13.1 Закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» приведен специальный перечень мер, которые должна выполнять организация в рамках предупреждения коррупции, например:

определить подразделение или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупции;

разработать и внедрить стандарты добросовестной работы предприятия;

принять кодекс этики и служебного поведения работников.

Подобный перечень мероприятий содержится и в Методических рекомендациях Минтруда по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 г., где, в частности, даны рекомендации по проверке контрагентов на предмет их добропорядочности.

Мало кто поверит, что подобные внутренние документы организации реально уберегут от коррупционной составляющей при ведении бизнеса, однако вполне могут быть расценены в качестве смягчающих ответственность обстоятельств, перечень которых открытый.

Видео (кликните для воспроизведения).

Что ж, сложно назвать тему сегодняшней статьи позитивной. Высокие штрафы, арест имущества, объективная невозможность уследить за всеми сотрудниками с «добрыми» намерениями. Однако, кто предупрежден, тот вооружен!

Источники


  1. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2015. — 154 c.

  2. Репин, В.С. Настольная книга нотариуса (теория и практика); М.: Юрилическая литература, 2013. — 288 c.

  3. Керимов, Д.А. Проблемы общей теории права; М.: Современный гуманитарный университет, 2012. — 121 c.
  4. Фаградянц, И. Немецко — русский словарь — справочник. Переписка с официальными лицами и учреждениями: структура письма, образцы обращений, примеры писем; М.: ЭТС & Polyglossum, 2011. — 208 c.
  5. Малько, А.В. Теория государства и права (для бакалавров). Учебник / А.В. Малько, др.. — Москва: Высшая школа, 2015. — 196 c.
Предлагается привлекать юрлиц к административной ответственности за дачу взятки в интересах других ю
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here