Предлагается расширить количество дел, рассматриваемых по упрощённой процедуре (законопроект)

Полная информация на тему: "Предлагается расширить количество дел, рассматриваемых по упрощённой процедуре (законопроект)" в помощь грамотному гражданину.

Минэкономразвития считает, что процедуры банкротства имеющих и не имеющих имущество физических лиц должны различаться

ridofranz / Depositphotos.com

По состоянию на 1 марта текущего года примерно 702 тыс. человек формально обладали признаками, наличие которых позволяет обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом. В частности – имели задолженность свыше 500 тыс. руб. (ст. 213.4 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; далее – закон о банкротстве). Однако число тех, кто такой возможностью воспользовался, по данным Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, гораздо меньше: с момента вступления в силу норм о банкротстве граждан – 1 октября 2015 года – в суды было подано всего 88 тыс. заявлений, 59 тыс. из которых удовлетворено. Кроме того, размер задолженности у большинства граждан, не имеющих возможностей для ее погашения хотя бы в части, меньше предусмотренного законом минимального порога для объявления банкротом и примерно равняется стоимости процедуры банкротства – 100 тыс. руб. Количество таких должников, по словам финансового омбудсмена Павла Медведева, составляет около 9 млн человек.

Именно в интересах таких граждан и предлагалось ввести упрощенную процедуру банкротства. Еще в 2016 году Минэкономразвития России разработало законопроект 1 , предусматривающий возможность признания банкротами лиц с долгом более 50 тыс. руб. (при соблюдении ряда условий) и предполагающий сокращение сроков и удешевление самой процедуры. Документ неоднократно обсуждался экспертным сообществом, но так и не был внесен в Госдуму. Как отметила в ходе состоявшегося 11 мая в Госдуме круглого стола, посвященного перспективам развития института банкротства физических лиц, директор министерского Департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Екатерина Сороковая, самый дискуссионный вопрос: обязательно ли назначать финансового управляющего. С одной стороны, его участие гарантирует защиту прав как должника, так и кредитора (поскольку он способствует выявлению имущества), с другой – существенно повышает стоимость процедуры и затягивает сроки, поскольку найти арбитражного управляющего, готового вступить в дело о банкротстве гражданина, не всегда легко. В связи с этим Минэкономразвития России считает возможным установить в законе такой компромиссный вариант: если в течение двух месяцев с момента подачи заявления о банкротстве финансовый управляющий не назначен, процедура ведется без него.

Нужно ли получать согласие должника на направление в бюро кредитных историй информации о неисполненных им обязательствах по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи, а также по уплате алиментов? Ответ – в материале «Кредитная история заемщика» Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Более того, министерство обсуждает возможность введения особого порядка признания банкротами физических лиц, которые не могут хотя бы частично удовлетворить требования кредиторов и оплатить саму процедуру банкротства из-за отсутствия имущества. Напомним, в прошлом году Верховный Суд Российской Федерации вынес важное решение о том, что отсутствие у должника подлежащего реализации имущества не может само по себе быть основанием для отказа в признании его банкротом (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 23 января 2017 г. № 304-ЭС16-14541). В настоящее время на рассмотрении Госдумы находится внесенный группой депутатов законопроект 2 , предполагающий закрепление аналогичного положения в законе о банкротстве, – 3 апреля он был принят в первом чтении.

По словам Екатерины Сороковой, в случае, когда у гражданина вообще нет имущества, процедура банкротства должна быть внесудебной и полностью реализуемой в рамках электронного документооборота. Таким образом, в случае одобрения данной инициативы появится две процедуры банкротства физических лиц, и критерием выбора той, которая подлежит применению в конкретном деле, будет являться наличие или отсутствие активов у должника.

С необходимостью законодательного закрепления возможности рассмотрения дел о банкротстве во внесудебном порядке согласен и Павел Медведев. При этом он предлагает такую градацию: если долг составляет менее 500 тыс. руб., банкротство должно осуществляться в рамках внесудебной процедуры, к примеру – по предложенному финансовым омбудсменом плану реструктуризации, если от 500 тыс. до 10 млн руб. – в суде, но в упрощенном порядке, если же более 10 млн руб. – в обычном судебном порядке.

Важно, что судейское сообщество также поддерживает идею о передаче ряда полномочий по рассмотрению дел о банкротстве граждан институту финансового омбудсмена. Так, по мнению судьи ВС РФ Ирины Букиной, уполномоченные лица должны получить возможность проводить в отношении должников реабилитационные процедуры, то есть реструктуризацию долга, и только в случае, когда задолженность не может быть погашена в рамках этих процедур, дело следует передавать в суд, который будет реализовывать имущество. Таким образом, речь идет о применении досудебного порядка рассмотрения споров. Кроме того, судья сообщила, что Суд ведет работу над проектом второго постановления Пленума ВС РФ о банкротстве граждан [первые разъяснения по применению норм о банкротстве физических лиц Суд дал буквально через две недели после их вступления в силу (Постановление Пленума ВС РФ от 13 октября 2015 г. № 45). – ГАРАНТ.РУ]. В нем будут отражены позиции Суда, в частности, о:

Помимо необходимости введения упрощенной процедуры банкротства должников, участники круглого стола обсудили и поддержали идею об увеличении сроков реструктуризации. По действующему законодательству срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может превышать трех лет (п. 2 ст. 213.14 закона о банкротстве), но этого, по мнению экспертов, недостаточно. Так, например, проведенный Сбербанком анализ долгов заемщиков показал, что погашение долга в ходе реструктуризации за три года возможно примерно по 67% потребительских кредитов, по 77% автокредитов и всего лишь по 5% ипотечных кредитов – причем если доход должника упал не более чем на 8%, если же снижение дохода составляет 20%, только 3% должников по ипотеке смогут погасить задолженность за указанный период. Увеличение же срока реструктуризации до шести лет позволит выплатить долги почти по 100% потребительских и автокредитов и примерно по 30% ипотечных, сообщил начальник Управления принудительного взыскания и банкротства Департамента по работе с проблемными активами Сбербанка Евгений Акимов. По его словам, банкам гораздо выгоднее не банкротить ипотечных заемщиков, а предложить им более продолжительную процедуру реструктуризации долга.

Кроме того, эксперты отметили, что необходимо подумать и о мерах предотвращения мошенничества со стороны должников, не предпринимающих никаких действий по возврату займов и обращающихся в суд с заявлением о банкротстве исключительно с целью освобождения от долгов. Например – установить срок, по истечении которого гражданин, признанный банкротом, освобождается от долгов, с целью выявления за это время недобросовестных действий должника, в том числе предшествующих обращению в суд фактов отчуждения имущества.

Читайте так же:  Ответ на представление прокуратуры об устранении нарушений

1 Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан)» размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/09-16/00054970).
2 С текстом законопроекта № 307663-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

ВАС РФ не увидел в законопроекте об упрощенном судопроизводстве нарушения прав на защиту

Подготовленный Высшим арбитражным судом (ВАС) РФ законопроект, который расширяет перечень арбитражных дел, подлежащих рассмотрению по упрощенной процедуре, не нарушает фундаментальных принципов права на судебную защиту. Об этом, как передает РИА «Новости», заявил председатель ВАС РФ Антон Иванов.

«В нашем проекте мы фундаментальные принципы права на судебную защиту не нарушаем», — сказал Иванов на встрече с журналистами в Центральном доме журналиста.

В то же время он согласился, что упрощенные процедуры снижают ряд гарантий для спорящих сторон. «Но мы должны понимать, что мы вводим упрощенную процедуру не от хорошей жизни, а в связи с огромной нагрузкой на судей», — отметил глава ВАС РФ.

По словам Иванова, частичное освобождение судей от стереотипных дел, позволило бы им уделить больше времени «реально сложным делам», например, по корпоративным спорам.

Как уточнил председатель ВАС РФ, в Арбитражном суде Москвы примерно половина судей сейчас не имеет трехлетнего стажа. Это связано с перегрузкой судей: опытные судьи уходят из суда сразу по достижении 20-летнего стажа, дающего право на пенсию.

Госдума 8 февраля приняла в первом чтении законопроект ВАС РФ об упрощенном судопроизводстве. Документ, призванный уменьшить нагрузку на судей, был внесен в Госдуму 12 апреля 2011 года. Подготовить комплекс мероприятий по снижению нагрузки на судей арбитражных судов ранее поручил президент РФ Дмитрий Медведев.

В действующей редакции Арбитражного процессуального кодекса (АПК) РФ «упрощенка» применяется к трем видам дел: к спорам по задолженности в оплате услуг (в частности, электроэнергии, воды, услуг связи), к спорам, в которых ответчик признает, но не выполняет требования истца, а также по искам к юрлицам на сумму до 20 тыс. руб. и к индивидуальным предпринимателям — до 2 тыс. руб.

В новой редакции закона предлагается увеличить сумму иска, до которой гражданское дело в обязательном порядке рассматривается по упрощенной процедуре, до 300 тыс. руб. для юрлиц и до 100 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей.

Также в обязательном порядке предлагается упрощенно рассматривать административные дела с «ценой вопроса» до 100 тыс. руб. — о привлечении к административной ответственности со штрафом до такой суммы, об оспаривании такого привлечения, о взыскании обязательных платежей и санкций.

Независимо от цены иска в упрощенном порядке будут рассматриваться дела по спорам о документально подтвержденном долге по оплате услуг, по искам, которые ответчик признает, но свои обязательства не исполняет, по искам о взыскании долга по кредитному договору. По «упрощенке» предлагается рассматривать и иски, в которых имущественное требование составляет не больше 100 тыс. руб., но при этом имеются еще и неимущественные требования.

Согласно законопроекту, дела по упрощенной процедуре суд, как и сейчас, будет рассматривать без вызова сторон. При этом стороны будут знакомиться с представленными оппонентом доказательствами, отзывами и возражениями через интернет, все эти документы планируется размещать в ограниченном доступе — только для участников спора.

Новые положения, по мнению ВАС РФ, направлены на упрощение судебной процедуры и сокращение сроков рассмотрения дел, не требующих многостороннего и комплексного изучения.

Пресса о ВАС РФ

Пленум ВАС направил в Госдуму законопроект об упрощенном судопроизводстве

Пленум Высшего Арбитражного Суда (ВАС) РФ в четверг утвердил и решил передать в Госдуму проект федерального закона о расширении процедур упрощенного судопроизводства, вступление которого в силу серьезно разгрузит арбитражные суды, передает корреспондент Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ) из суда.

«Первый проект закона вызвал критику ученых, но сейчас нам удалось подготовить сбалансированный проект, и у него, на мой взгляд, хорошие шансы быть принятым, возможно, даже нынешним составом Государственной думы», — сказал председатель ВАС РФ Антон Иванов, представляя вынесенный на утверждение пленума документ. Он напомнил о поручении президента РФ подготовить комплекс мероприятий по снижению нагрузки на судей арбитражных судов, что, по мнению главы ВАС РФ, повышает шансы проекта на быстрое принятие. «Во всяком случае, у меня есть предчувствие, что он пройдет быстро», — отметил Иванов.

[3]

Ранее, в декабре 2010 года, проект федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс (АПК) РФ в связи с совершенствованием процедуры упрощенного производства» принципиально одобрил президиум ВАС РФ. Изменения, которые предлагается внести в АПК РФ, направлены на расширение перечня арбитражных дел, которые можно рассматривать по упрощенной процедуре.

В действующей редакции АПК «упрощенка» применяется к трем видам дел: к спорам по задолженности в оплате услуг (электроэнергии, воды, услуг связи и т.п.), к спорам, в которых ответчик признает, но не выполняет требования истца, а также по искам к юрлицам на сумму до 20 тысяч рублей и к индивидуальным предпринимателям до 2 тысяч рублей. В редакции, одобренной пленумом ВАС РФ, предлагается увеличить сумму иска, до которой гражданское дело в обязательном порядке рассматривается по упрощенной процедуре, до 300 тысяч рублей для юрлиц и до 100 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей. Также в обязательном порядке будут упрощенно рассматриваться административные дела с «ценой вопроса» до 100 тысяч рублей — о привлечении к административной ответственности со штрафом до такой суммы, об оспаривании такого привлечения, о взыскании обязательных платежей и санкций.

Кроме того, проект предусматривает, что к упрощенному производству будут также приниматься вне зависимости от суммы иска дела по спорам о документально подтвержденном долге по оплате услуг, по искам, которые ответчик признает, но свои обязательства не исполняет, по искам о взыскании долга по кредитному договору. По «упрощенке» предлагается рассматривать и иски, в которых имущественное требование составляет не больше 100 тысяч рублей, но при этом имеются еще и неимущественные требования.

В законопроекте прописана возможность перехода в процессе разбирательства от упрощенной процедуры к обычной. Например, если в спор вступает третье лицо с самостоятельными требованиями, если заявляется встречный иск, который не может быть рассмотрен по «упрощенке», если требуется экспертиза или вызов свидетеля и т.д. В то же время суд по собственной инициативе или по инициативе сторон может перейти к упрощенной процедуре судопроизводства в тех случаях, когда она не обязательна. Если дело с ценой иска больше верхней границы может быть, по мнению суда, рассмотрено в упрощенном порядке, суд должен предложить сторонам такую возможность и дать им десять дней, чтобы выразить свое отношение к такому варианту. Если о рассмотрении дела в упрощенном порядке просит истец, то суд представляет ответчику месяц для подготовки отзыва на иск и возражения по поводу рассмотрения спора по «упрощенке». Законопроект предполагает, что в тех случаях, когда стороны в установленный срок не представляют в суд возражений против упрощенного способа разбирательства, исковое заявление и определение о принятии искового заявления размещаются на сайте суда, позже там же размещается и отзыв на иск.

Читайте так же:  Коммерческий подкуп - наказание по статье 204 ук рф

Законопроектом не допускается рассмотрение в порядке упрощенного производства дел по корпоративным спорам и дел о защите прав группы лиц. Как поясняют разработчики, это связано с тем, что по таким делам практически всегда задействован широкий круг лиц и споры включают целый комплекс требующих разъяснения вопросов.

Согласно законопроекту дела по упрощенной процедуре суд, как и сейчас, будет рассматривать без вызова сторон. При этом стороны знакомиться с представленными оппонентом доказательствами, отзывами и возражениями будут через интернет, все эти документы планируется размещать в ограниченном доступе — только для участников спора. Проектом устанавливается, что суд назначает сторонам срок (не менее 30 дней со дня вынесения определения о принятии дела к производству), до которого в материалы дела должны быть представлены все документы по спору. За пределами этого срока предоставление документов не допускается. Невозможны будут и ссылки на доказательства, не раскрытые в установленный срок. Решение, принятое в рамках упрощенного производства, может быть обжаловано только в течение десяти дней. Причем в апелляционном суде рассматривать жалобу на такое решение судья будет единолично. Сейчас апелляции рассматривает коллегия из трех судей.

сторон, согласно проекту, остается право подавать документы в суд на бумажных носителях, но в таком случае с них будет взиматься пошлина в размере 10 рублей за лист, но не менее 100 рублей. Пошлина будет компенсировать расходы бюджета, которые потребуются в связи с принятием закона — около 85 миллионов рублей. Как пояснил начальник управления публичного права и процесса ВАС РФ Владимир Корнеев, дополнительное финансирование понадобится в основном для оплаты труда — в судах дополнительно появятся по два специалиста для сканирования бумажных документов. При этом, по словам Корнеева, принятие закона будет выгодно как судам, в которых снизится нагрузка на судей, так и участникам процессов, у которых отпадет необходимость поездок в суд и связанные с этим траты.

Пресса о ВАС РФ

Госдума 8 февраля рассмотрит законопроект об упрощенном рассмотрении арбитражных исков

МОСКВА, 23 янв — ПРАЙМ. Профильный комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству поддержал законопроект о расширении перечня арбитражных дел, подлежащих рассмотрению по упрощенной процедуре и рекомендовал палате принять его в первом чтении 8 февраля, сообщили в понедельник РИА Новости в комитете по итогам его заседания.

Законопроект, разработанный Высшим Арбитражным Судом (ВАС) РФ и призванный уменьшить нагрузку на судей, был внесен 12 апреля 2011 года. Подготовить комплекс мероприятий по снижению нагрузки на судей арбитражных судов ранее поручил президент РФ Дмитрий Медведев.

В действующей редакции Арбитражного процессуального кодекса (АПК) РФ «упрощенка» применяется к трем видам дел: к спорам по задолженности в оплате услуг (электроэнергии, воды, услуг связи и т.п.), к спорам, в которых ответчик признает, но не выполняет требования истца, а также по искам к юрлицам на сумму до 20 тысяч рублей и к индивидуальным предпринимателям — до 2 тысяч рублей.

В новой редакции закона предлагается увеличить сумму иска, до которой гражданское дело в обязательном порядке рассматривается по упрощенной процедуре, до 300 тысяч рублей для юрлиц и до 100 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей.

Также в обязательном порядке предлагается упрощенно рассматривать административные дела с «ценой вопроса» до 100 тысяч рублей — о привлечении к административной ответственности со штрафом до такой суммы, об оспаривании такого привлечения, о взыскании обязательных платежей и санкций.

Независимо от цены иска в упрощенном порядке будут рассматриваться дела по спорам о документально подтвержденном долге по оплате услуг, по искам, которые ответчик признает, но свои обязательства не исполняет, по искам о взыскании долга по кредитному договору. По «упрощенке» предлагается рассматривать и иски, в которых имущественное требование составляет не больше 100 тысяч рублей, но при этом имеются еще и неимущественные требования.

В законопроекте прописана возможность перехода в процессе разбирательства от упрощенной процедуры к обычной. Например, если в спор вступает третье лицо с самостоятельными требованиями, если заявляется встречный иск, который не может быть рассмотрен по «упрощенке», если требуется экспертиза или вызов свидетеля и так далее.

В то же время суд по собственной инициативе или по инициативе сторон может перейти к упрощенной процедуре судопроизводства в тех случаях, когда она не обязательна.

Если дело с ценой иска больше верхней границы может быть, по мнению суда, рассмотрено в упрощенном порядке, суд должен предложить сторонам такую возможность и дать им десять дней, чтобы выразить свое отношение к такому варианту.

Если о рассмотрении дела в упрощенном порядке просит истец, то суд представляет ответчику месяц для подготовки отзыва на иск и возможного возражения по поводу рассмотрения спора по «упрощенке».

Законопроект предполагает, что в тех случаях, когда стороны в установленный срок не представляют в суд возражений против упрощенного способа разбирательства, исковое заявление и определение о принятии искового заявления размещаются на сайте суда, позже там же размещается и отзыв на иск.

Документом не допускается рассмотрение в порядке упрощенного производства дел по корпоративным спорам и дел о защите прав группы лиц. Как поясняют разработчики, это связано с тем, что по таким делам практически всегда задействован широкий круг лиц и споры включают целый комплекс вопросов, требующих разъяснения.

Согласно законопроекту дела по упрощенной процедуре суд, как и сейчас, будет рассматривать без вызова сторон. При этом стороны будут знакомиться с представленными оппонентом доказательствами, отзывами и возражениями через интернет, все эти документы планируется размещать в ограниченном доступе — только для участников спора.

Проектом устанавливается, что суд назначает сторонам срок (не менее 30 дней со дня вынесения определения о принятии дела к производству), до которого в материалы дела должны быть представлены все документы по спору. За пределами этого срока предоставление документов не допускается. Невозможны будут и ссылки на доказательства, не раскрытые в установленный срок.

Решение, принятое в рамках упрощенного производства, может быть обжаловано только в течение десяти дней. Причем в апелляционном суде рассматривать жалобу на такое решение судья будет единолично. Сейчас апелляции рассматривает коллегия из трех судей.

В случае подачи документов в суд на бумажном носителе, документы должны быть переведены в электронный вид. Как отмечают в ВАС, это может привести к увеличению нагрузки на аппарат суда и потребует создание новых рабочих мест. Однако такое увеличение штата в итоге не повлечет дополнительных затрат из федерального бюджета, поскольку законопроектом предполагается взимание государственной пошлины за перевод судом документов в электронный вид в размере 10 рублей за одну страницу документа, но не менее 100 рублей.

Читайте так же:  Как выбрать нужный пункт на сайте оплаты налогов: подробная инструкция

Все эти положения, по мнению ВАС РФ, направлены на упрощение судебной процедуры и сокращение сроков рассмотрения дел, не требующих многостороннего и комплексного изучения.

Законопроект вносит поправки в Арбитражный процессуальный кодекс и часть вторую Налогового кодекса РФ, передает РИА Новости.

Некоторые категории арбитражных дел будут рассматриваться в порядке упрощенного производства вне зависимости от согласия сторон

В начале марта Госдума планирует рассмотреть во втором чтении Законопроект N 528836-5 «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства» (далее — Законопроект). Цель Законопроекта, по словам его авторов, — снизить нагрузку на судей арбитражных судов, для чего предполагается значительно увеличить перечень дел, которые могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства (далее — упрощенный порядок). Как указано в пояснительной записке, доля дел, рассматриваемых в упрощенном порядке, неуклонно снижалась с 2006 по 2010 гг.

Отметим, что пути решения этого вопроса также обсуждались на совещании председателей арбитражных судов Российской Федерации, состоявшемся 25 января 2012г. Законопроектом, в частности, предлагается существенно расширить перечень дел, которые должны рассматриваться в упрощенном порядке. Сама процедура упрощенного рассмотрения будет проходить быстрее.

Напомним, что в настоящее время в Арбитражном процессуальном кодексе РФ закреплены три категории дел, которые могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства. Это дела с небольшими суммами исковых требований (до 20 тыс. руб. по требованиям к юрлицам и до 2 тыс. руб. по требованиям к индивидуальным предпринимателям), дела по оплате задолженности, связанной с эксплуатацией помещений, которые используются в предпринимательских целях (арендная плата, оплата электроэнергии и т.д.), и дела, по которым ответчик признает имущественные обязательства, но не исполняет их. Также Арбитражный процессуальный кодекс РФ позволяет суду рассмотреть в упрощенном порядке любое дело, если требования истца носят бесспорный характер или признаются ответчиком либо иск заявлен на незначительную сумму (ст. 226 АПК РФ). В данном случае с предложением о рассмотрении дела в упрощенном порядке может выступить как арбитражный суд (требуется согласие обеих сторон), так и истец, подав соответствующее ходатайство (достаточно отсутствия возражений со стороны ответчика).

Категории дел, которые должны будут рассматриваться в упрощенном порядке

Согласно Законопроекту дела, определенные в новой редакции гл. 29 АПК РФ, в установленных случаях предлагается рассматривать в упрощенном порядке независимо от согласия сторон. В иных ситуациях переход к упрощенному производству будет возможен по обоюдному согласию сторон.

Дела, которые авторы Законопроекта предлагают рассматривать в порядке упрощенного производства независимо от согласия сторон, будут подразделяться на две категории. В одну войдут дела с определенным характером требований без учета суммы этих требований. В другую — дела, для которых помимо характера требований также будет определена и максимальная сумма требований.

Так, к первой категории будут отнесены дела по искам, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору. При этом Законопроектом предполагается рассмотрение в упрощенном порядке не только споров, вытекающих из договоров по эксплуатации помещений, но и споров, связанных с взысканием задолженности по любым договорам.

Таким образом, две из трех категорий дел, содержащихся в действующей редакции ст. 227 АПК РФ, будут рассматриваться в порядке упрощенного производства без согласия участников процесса и независимо от мнения суда (с учетом описанных выше изменений). Отметим, однако, что совпадение категорий дел в действующей редакции ст. 227 АПК РФ и в редакции Законопроекта не совсем полное. Так, в Законопроекте говорится о «денежных обязательствах» ответчика и «задолженности» по договору как о предмете иска, в то время как в действующей редакции Арбитражного процессуального кодекса РФ указаны «имущественные требования» и «имущественные обязательства ответчика», а данные правовые категории не тождественны.

Независимо от цены иска в упрощенном порядке также будут рассматриваться дела по требованиям, основанным на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта. Данная категория споров в действующей редакции ст. 227 АПК РФ отсутствует.

К категории дел, для которых помимо характера требований определяется и максимальная сумма требований, будут отнесены дела:

— по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает 300 тыс. руб. для юрлиц и 100 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей. Как уже говорилось, в действующей редакции Арбитражного процессуального кодекса РФ для юрлиц предельная сумма установлена в 20 тыс. руб., а для индивидуальных предпринимателей — в 2 тыс. руб.

Видео (кликните для воспроизведения).

— об оспаривании ненормативных правовых актов, если предметом спора является оспаривание таких актов (решений публичных органов), в которых содержится требование об уплате денежных средств (о взыскании денежных средств или об обращении взыскания на имущество должника). Ненормативный акт (решение) должен оспариваться только в части требования об уплате денежных средств (о взыскании денежных средств или об обращении взыскания на иное имущество заявителя), а оспариваемая заявителем сумма не должна превышать 100 тыс. руб.

— об административных правонарушениях, если наказание установлено только в виде штрафа, размер которого не превышает 100 тыс. руб. Отметим, что к этой категории могут относиться дела и о привлечении к административной ответственности, и об оспаривании решений уполномоченных органов о привлечении к такой ответственности.

— о взыскании обязательных платежей и санкций, если их общая сумма, указанная в заявлении, не превышает 100 тыс. руб.

Кроме того, согласно Законопроекту на стадии подготовки дела к судебному разбирательству стороны могут договориться о рассмотрении дела в упрощенном порядке, даже если оно не входит в категории вышеназванных дел. Для этого истец должен будет заявить ходатайство, а ответчик — представить согласие. Отметим, что суд в соответствии с Законопроектом лишится возможности предложить сторонам рассмотреть дело в порядке упрощенного производства.

Новые правила рассмотрения дел в упрощенном порядке

В Законопроекте предлагается более подробное регулирование действий суда и участников процесса в случае рассмотрения дела в упрощенном порядке. Информационный обмен между участниками процесса будет вестись через официальный сайт арбитражного суда, на котором в ограниченном доступе будут размещаться исковые и другие заявления, отзывы, доказательства и иные документы, полученные от участников.

Истцы и заявители будут вправе присылать в арбитражный суд исковое заявление или иные заявления о начале процесса и прилагающиеся к ним документы в электронном виде либо на бумажных носителях, о чем прямо указано в Законопроекте.

В Законопроекте не определяется, в каком виде должны будут подаваться иные документы по делу — объяснения сторон, отзыв на исковое заявление и т.д. Однако установлено, что если документы подаются на бумажных носителях, то к ним обязательно должен быть приложен документ, подтверждающий уплату госпошлины за перевод сведений с бумажных носителей в электронный вид. В Налоговый кодекс РФ планируется внести соответствующие поправки, устанавливающие размер этой пошлины — 10 руб. за одну страницу документа, но не менее 100 руб.

Читайте так же:  Как начать участвовать в госзакупках

Срок разбирательства при упрощенном производстве согласно Законопроекту увеличивается до двух месяцев. Данный срок не подлежит продлению, за исключением случаев, если в процессе участвуют иностранные лица, которые проживают или постоянно находятся за пределами Российской Федерации. В такой ситуации срок может быть продлен по правилам ч. 3 ст. 253 АПК РФ.

Законопроектом предлагается установить сокращенные сроки для представления сторонами доказательств и подачи документов в обоснование своей позиции. Эти сроки устанавливает суд в определении о принятии дела к производству. Согласно Законопроекту минимальный срок для подачи доказательств будет составлять 15 дней, а для подачи документов, обосновывающих позицию, — 30 дней. Оба этих срока не могут превышать общего срока разбирательства дела в порядке упрощенного производства, то есть двух месяцев. Впоследствии стороны не вправе ссылаться в письменных объяснениях на доказательства, которые не были представлены в срок, установленный судом.

Предполагается также, что если какие-либо документы поступят в арбитражный суд по окончании установленного срока либо без приложенной квитанции об оплате госпошлины за перевод в электронный вид, то суд не будет их рассматривать и возвратит лицам, которые их подали.

После истечения сроков подачи документов судья арбитражного суда рассмотрит дело без вызова сторон и без проведения предварительного судебного заседания. В ходе рассмотрения дела в упрощенном порядке не ведется протокол.

Решение арбитражного суда по делу, порядок и сроки его обжалования

В соответствии с Законопроектом решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.

По таким делам предусматривается сокращенный срок обжалования решения суда. Решение может быть обжаловано в апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Дополнительные доказательства апелляционный суд принимать не будет. Исключением станут случаи, если апелляционный суд будет рассматривать дело в качестве суда первой инстанции при наличии оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ (рассмотрение дела в незаконном составе, принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле и др.).

Отметим, что в ч. 4 ст. 270 АПК РФ указывается семь безусловных оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, в том числе отсутствие в деле протокола. Между тем Законопроектом устанавливается, что протокол при упрощенном порядке производства не ведется, и никаких изменений положений ч. 4 ст. 270 АПК РФ в связи с этим не вносится. В подобной ситуации, вероятно, должна будет применяться специальная норма об упрощенном порядке производства по делу.

В настоящее время идет подготовка Законопроекта ко второму чтению. Для направления поправок и замечаний к Законопроекту установлен срок до начала марта 2012 г.

МОСКВА, 23 янв — РАПСИ. Профильный комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству поддержал законопроект о расширении перечня арбитражных дел, подлежащих рассмотрению по упрощенной процедуре и рекомендовал палате принять его в первом чтении 8 февраля, сообщили в понедельник РИА Новости в комитете по итогам его заседания.

Законопроект, разработанный Высшим арбитражным судом (ВАС) РФ и призванный уменьшить нагрузку на судей, был внесен 12 апреля 2011 года. Подготовить комплекс мероприятий по снижению нагрузки на судей арбитражных судов ранее поручил президент РФ Дмитрий Медведев.

В действующей редакции Арбитражного процессуального кодекса (АПК) РФ «упрощенка» применяется к трем видам дел: к спорам по задолженности в оплате услуг (электроэнергии, воды, услуг связи и т.п.), к спорам, в которых ответчик признает, но не выполняет требования истца, а также по искам к юрлицам на сумму до 20 тысяч рублей и к индивидуальным предпринимателям — до 2 тысяч рублей.

[2]

В новой редакции закона предлагается увеличить сумму иска, до которой гражданское дело в обязательном порядке рассматривается по упрощенной процедуре, до 300 тысяч рублей для юрлиц и до 100 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей.

Также в обязательном порядке предлагается упрощенно рассматривать административные дела с «ценой вопроса» до 100 тысяч рублей — о привлечении к административной ответственности со штрафом до такой суммы, об оспаривании такого привлечения, о взыскании обязательных платежей и санкций.

Независимо от цены иска в упрощенном порядке будут рассматриваться дела по спорам о документально подтвержденном долге по оплате услуг, по искам, которые ответчик признает, но свои обязательства не исполняет, по искам о взыскании долга по кредитному договору. По «упрощенке» предлагается рассматривать и иски, в которых имущественное требование составляет не больше 100 тысяч рублей, но при этом имеются еще и неимущественные требования.

В законопроекте прописана возможность перехода в процессе разбирательства от упрощенной процедуры к обычной. Например, если в спор вступает третье лицо с самостоятельными требованиями, если заявляется встречный иск, который не может быть рассмотрен по «упрощенке», если требуется экспертиза или вызов свидетеля и так далее.

В то же время суд по собственной инициативе или по инициативе сторон может перейти к упрощенной процедуре судопроизводства в тех случаях, когда она не обязательна.

Если дело с ценой иска больше верхней границы может быть, по мнению суда, рассмотрено в упрощенном порядке, суд должен предложить сторонам такую возможность и дать им десять дней, чтобы выразить свое отношение к такому варианту.

Если о рассмотрении дела в упрощенном порядке просит истец, то суд представляет ответчику месяц для подготовки отзыва на иск и возможного возражения по поводу рассмотрения спора по «упрощенке».

Законопроект предполагает, что в тех случаях, когда стороны в установленный срок не представляют в суд возражений против упрощенного способа разбирательства, исковое заявление и определение о принятии искового заявления размещаются на сайте суда, позже там же размещается и отзыв на иск.

Документом не допускается рассмотрение в порядке упрощенного производства дел по корпоративным спорам и дел о защите прав группы лиц. Как поясняют разработчики, это связано с тем, что по таким делам практически всегда задействован широкий круг лиц и споры включают целый комплекс вопросов, требующих разъяснения.

Согласно законопроекту дела по упрощенной процедуре суд, как и сейчас, будет рассматривать без вызова сторон. При этом стороны будут знакомиться с представленными оппонентом доказательствами, отзывами и возражениями через интернет, все эти документы планируется размещать в ограниченном доступе — только для участников спора.

Проектом устанавливается, что суд назначает сторонам срок (не менее 30 дней со дня вынесения определения о принятии дела к производству), до которого в материалы дела должны быть представлены все документы по спору. За пределами этого срока предоставление документов не допускается. Невозможны будут и ссылки на доказательства, не раскрытые в установленный срок.

Решение, принятое в рамках упрощенного производства, может быть обжаловано только в течение десяти дней. Причем в апелляционном суде рассматривать жалобу на такое решение судья будет единолично. Сейчас апелляции рассматривает коллегия из трех судей.

Читайте так же:  Заявление о выдаче дубликата исполнительного листа

В случае подачи документов в суд на бумажном носителе, документы должны быть переведены в электронный вид. Как отмечают в ВАС, это может привести к увеличению нагрузки на аппарат суда и потребует создание новых рабочих мест. Однако такое увеличение штата в итоге не повлечет дополнительных затрат из федерального бюджета, поскольку законопроектом предполагается взимание государственной пошлины за перевод судом документов в электронный вид в размере 10 рублей за одну страницу документа, но не менее 100 рублей.

Все эти положения, по мнению ВАС РФ, направлены на упрощение судебной процедуры и сокращение сроков рассмотрения дел, не требующих многостороннего и комплексного изучения.

Законопроект вносит поправки в Арбитражный процессуальный кодекс и часть вторую Налогового кодекса РФ.

[1]

МОСКВА, 6 июн — РАПСИ. Госдума приняла в среду в третьем окончательном чтении законопроект Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ, расширяющий перечень арбитражных дел, подлежащих рассмотрению по упрощенной процедуре — без очного участия сторон в процессе.

Он в том числе увеличивает до 50 раз сумму иска, при котором такая «упрощенка» может быть применена.

Документ, призванный уменьшить нагрузку на судей, был внесен в Госдуму 12 апреля 2011 года. Подготовить комплекс мероприятий по снижению нагрузки на судей арбитражных судов ранее поручил президент РФ Дмитрий Медведев.

Сумма иска

В действующей редакции Арбитражного процессуального кодекса (АПК) РФ «упрощенка» применяется к трем видам дел: к спорам по задолженности в оплате услуг (в частности, электроэнергии, воды, услуг связи), к спорам, в которых ответчик признает, но не выполняет требования истца, а также по искам к юрлицам на сумму до 20 тысяч рублей и к индивидуальным предпринимателям — до двух тысяч рублей.

В принятой редакции закона предлагается увеличить сумму иска, до которой гражданское дело в обязательном порядке рассматривается по упрощенной процедуре, до 300 тысяч рублей для юрлиц и до 100 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей.

Также в обязательном порядке предлагается упрощенно рассматривать административные дела с «ценой вопроса» до 100 тысяч рублей — о привлечении к административной ответственности со штрафом до такой суммы, об оспаривании такого привлечения, о взыскании обязательных платежей и санкций.

Исполнение решений

Законодатели установили, что решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов различных органов власти, а также их решений или действий (бездействий) подлежат немедленному исполнению в том числе, если дело рассматривалось в упрощенном порядке. Ранее в законодательстве такого положения не было.

Также АПК РФ дополнили статьей, по которой исполнение решения арбитражного суда может быть приостановлено судом апелляционной инстанции при предоставлении заявителем о таком приостановлении, обеспечения возмещения другой стороне возможных убытков путем внесения на депозитный счет суда оспариваемой суммы либо предоставления банковской гарантии или поручительства.

Кроме того, независимо от цены иска в упрощенном порядке будут рассматриваться дела по спорам о документально подтвержденном долге по оплате услуг, по искам, которые ответчик признает, но свои обязательства не исполняет, по искам о взыскании долга по кредитному договору. По «упрощенке» предлагается рассматривать и иски, в которых имущественное требование составляет не больше 100 тысяч рублей, но при этом имеются еще и неимущественные требования.

В законе прописана возможность перехода в процессе разбирательства от упрощенной процедуры к обычной. Например, если в спор вступает третье лицо с самостоятельными требованиями, если заявляется встречный иск, который не может быть рассмотрен по «упрощенке», если требуется экспертиза или вызов свидетеля и так далее.

В то же время суд по собственной инициативе или по инициативе сторон может перейти к упрощенной процедуре судопроизводства в тех случаях, когда она не обязательна.

Если дело с ценой иска больше верхней границы может быть, по мнению суда, рассмотрено в упрощенном порядке, суд должен предложить сторонам такую возможность и дать им десять дней, чтобы выразить свое отношение к такому варианту.
Если о рассмотрении дела в упрощенном порядке просит истец, то суд представляет ответчику месяц для подготовки отзыва на иск и возможного возражения по поводу рассмотрения спора по «упрощенке».

Закон определяет, что в тех случаях, когда стороны в установленный срок не представляют в суд возражений против упрощенного способа разбирательства, исковое заявление и определение о принятии искового заявления размещаются в течение пяти дней на сайте суда, позже там же размещается и отзыв на иск.

Согласно тексту документа не допускается рассмотрение в порядке упрощенного производства дел по корпоративным спорам и дел о защите прав группы лиц. Как поясняют разработчики, это связано с тем, что по таким делам практически всегда задействован широкий круг лиц и споры включают целый комплекс вопросов, требующих разъяснения.

Правила рассмотрения и обжалования

Дела по упрощенной процедуре суд, как и сейчас, будет рассматривать без вызова сторон. При этом стороны будут знакомиться с представленными оппонентом доказательствами, отзывами и возражениями через интернет, все эти документы планируется размещать в ограниченном доступе — только для участников спора.

Законом устанавливается, что суд назначает сторонам срок (не менее 30 дней со дня вынесения определения о принятии дела к производству), до которого в материалы дела должны быть представлены все документы по спору. За пределами этого срока предоставление документов не допускается. Невозможны будут и ссылки на доказательства, не раскрытые в установленный срок.

Решение, принятое в рамках упрощенного производства, может быть обжаловано только в течение десяти дней. Причем в апелляционном суде рассматривать жалобу на такое решение судья будет единолично. Сейчас апелляции рассматривает коллегия из трех судей.

Все эти положения, по мнению ВАС РФ, направлены на упрощение судебной процедуры и сокращение сроков рассмотрения дел, не требующих многостороннего и комплексного изучения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Закон вносит поправки в Арбитражный процессуальный кодекс и часть вторую Налогового кодекса РФ.

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: Форум, Инфра-М, 2008. — 624 c.

  2. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации; Проспект — Москва, 2011. — 216 c.

  3. Корнийчук Г. А. Арбитражное процессуальное право. Ответы на экзаменационные вопросы; Экзамен — Москва, 2010. — 288 c.
  4. Скрынник, А. М. Правоведение / А.М. Скрынник. — М.: Мини Тайп, 2013. — 352 c.
  5. Чашин А. Н. Квалификационный экзамен на адвоката; Дело и сервис — М., 2010. — 544 c.
Предлагается расширить количество дел, рассматриваемых по упрощённой процедуре (законопроект)
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here