Содержание
- 1 Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (с изменениями и дополнениями)
- 2 Депутаты предложили унифицировать использование специального банковского счёта платёжного агента
- 3 Депутатами предлагается унифицировать использование специального банковского счета платежного агента
- 4 Что это такое — специальный счет в банке?
- 5 Комитет по финансовому рынку одобрил унификацию использования специальных банковских счетов при приеме платежей физических лиц
- 6 В Госдуме предлагают унифицировать использование специального банковского счета платежного агента
- 7 О деятельности платежных агентов (Бычков А.)
- 8 Разъяснения ФНС России по вопросу привлечения к административной ответственности за нарушение требований об использовании специальных банковских счетов
- 9 Предлагается унифицировать использование специальных банковских счетов платёжными агентами (законопроект)
- 10 Деятельность платежных агентов (Дружинин А.В.)
Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ
«О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»
С изменениями и дополнениями от:
28 ноября 2009 г., 8 мая 2010 г., 27 июня 2011 г., 5 мая 2014 г., 3 июля 2016 г., 18 апреля 2018 г.
Принят Государственной Думой 22 мая 2009 года
Одобрен Советом Федерации 27 мая 2009 года
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
См. разъяснения о порядке применения отдельных норм настоящего Федерального закона, подготовленные Банком России
Президент Российской Федерации
В настоящее время широко распространена услуга по приему от населения различных социально значимых платежей через терминалы. Необходимость в принятии Федерального закона обусловлена отсутствием специального нормативно-правового регулирования данной сферы деятельности.
Согласно закону прием платежей от населения осуществляется на основании договоров между платежными операторами и поставщиками товаров (работ, услуг). По условиям такого договора оператор вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика принимать денежные средства от физлица в целях исполнения денежных обязательств последнего перед поставщиком.
В число обязанностей оператора входит проведение последующих расчетов с поставщиком. При этом должно соблюдаться требование о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юрлица или ИП. Кроме того, оператор в предусмотренных законом случаях обязан проводить идентификацию плательщика в целях противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
Договор также должен предусматривать условие об обеспечении обязательств оператора перед поставщиком. Способы могут быть разными: неустойка, залог, банковская гарантия и др.
Платежи могут приниматься только через платежные терминалы. Применение иных устройств запрещено.
Установлены специальные требования к платежным терминалам. В частности, они должны быть оснащены контрольно-кассовой техникой.
Особое внимание уделяется защите прав плательщика. Так, платежный агент должен обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам определенной информации (наименование поставщика, размер комиссии, телефоны оператора, поставщика и контролирующих органов и др.).
Перечень товаров (работ, услуг), оплата которых через терминалы запрещена, будет определять Правительство РФ.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г.
Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением части 12 статьи 4, статьи 5, частей 1, 4 и 5 статьи 6 настоящего Федерального закона
Часть 12 статьи 4, статья 5, части 1, 4 и 5 статьи 6 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 апреля 2010 года
Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 9 июня 2009 г. N 31, в «Российской газете» от 10 июня 2009 г. N 104, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 июня 2009 г. N 23 ст. 2758
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 80-ФЗ
Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 289-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Депутаты предложили унифицировать использование специального банковского счёта платёжного агента
ФОТО: Владимир Афанасьев
Регулирование специальных банковских счетов, которые используются различными игроками рынка, нуждается в правовом совершенствовании путём внесения поправок в статью 14 Федерального закона «О национальной платёжной системе».
Законопроект об обеспечительных платежах внесён в Госдуму
Документ, оказавшийся в распоряжении «Парламентской газеты», указывает, что в настоящее время специальные банковские счета используются банковскими платёжными агентами, которые именуются субагентами, а также платёжными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
При этом, как отмечают авторы изменений, перечень осуществляемых по ним операций практически совпадает. Наличие указания на принадлежность спецсчёта к платёжному агенту или субагенту затрудняет процесс администрирования, а также повышает риски и расходы, связанные с ведением дополнительных специальных счетов.
В этой связи проектом закона предложено проработать правовые условия для использования банковскими платёжными агентами (субагентами), которые одновременно являются платёжными агентами, специального банковского счёта, для проведения операций по приёму платежей от граждан.
В случае принятия документ позволит сократить издержки банков и участников данного рынка, а также уменьшить риски, связанные с ответственностью кредитных организаций за надлежащее исполнение их клиентами обязанности по использованию специальными счетами, говорится в пояснительной записке к поправкам.
Депутатами предлагается унифицировать использование специального банковского счета платежного агента
В настоящее время специальные банковские счета используются банковскими платежными агентами (субагентами), а также платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Субъекты данной деятельности зачастую объединяют в себе функции платежного агента и банковского платежного агента (субагента).
При этом наличие указания на принадлежность специального счета к платежному агенту или банковскому платежному агенту (субагенту) усложняет процесс администрирования, а также влечет повышенные риски и расходы.
В этой связи проектом предлагается создать правовые условия для возможности использования банковскими платежными агентами (субагентами), являющимися одновременно платежными агентами, специального банковского счета, предусмотренного Федеральным законом «О национальной платежной системе», в целях осуществления операций, предусмотренных Федеральным законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Что это такое — специальный счет в банке?
Специальный банковский счет: основные виды
Спецсчета банком могут открываться юрлицам и гражданам (в т. ч. являющимся хозяйствующими субъектами) для осуществления ими определенных видов операций.
К разновидностям банковских спецсчетов по целевому назначению относятся в т. ч. счета (п. 2.8 инструкции Банка России «Об открытии и закрытии банковских счетов» от 30.05.2014 № 153-И):
- платежного агента (в т. ч. банковского) или субагента;
- гарантийного фонда платежной системы;
- номинальный;
- эскроу;
- залоговый;
- должника и др.
Данный перечень не является закрытым и может быть дополнен специальными нормами законодательства. Например, в ст. 201.8-2 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ говорится о банковском спецсчете для финансирования строительства объекта незавершенного строительства, а в ч. 10 ст. 44 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ о спецсчете, открываемом, в целях обеспечения заявок, подаваемых для участия в электронных конкурентных процедурах.
В зависимости от режимов размещения и возможности расходования денежных сумм спецсчета можно классифицировать (согласно приказу Минсельхоза РФ от 13.06.2001 № 654):
- на аккредитивы;
- чековые книжки;
- депозитные счета;
- прочие счета (например, спецсчет для финансирования капитальных вложений и т. д.).
Спецсчет должника
Предназначение специального счета должника — размещение на нем оставшихся после погашения требований конкурсного кредитора денег из суммы, полученной от продажи залогового объекта, которым были обеспечены обязательства должника по кредитному договору (ст. 133, 138 закона № 127-ФЗ). О правилах реализации имущества физлиц читайте в нашей статье Реализация имущества при банкротстве физических лиц.
Отделение таких финансов от общей массы нужно для определения суммы, из которой в дальнейшем смогут получить удовлетворение определенные категории кредиторов в соответствии с положениями законодательства. Ознакомиться с ней можно, прочитав нашу статью Очередность требований кредиторов при банкротстве.
Спецсчет платежного агента и спецсчет поставщика
Спецсчет платежного агента предназначен для кумуляции денежной массы, получаемой в форме наличности от плательщиков платежным агентом, и для произведения им необходимых расчетных операций (пп. 14, 15 ст. 4 закона «О деятельности по приему платежей…» от 03.06.2009 № 103-ФЗ).
Незачисление средств платежным агентом на такой спецсчет квалифицируется как административное правонарушение (п. 2 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Спецсчет же поставщика открывается для размещения на нем финансов, полученных поставщиком через платежного агента, принимающего платежи от физлиц. Поставщик правомочен принимать упомянутые денежные средства только на такой спецсчет, с которого впоследствии сможет перевести их на иные свои счета (п. 18 ст. 4 закона № 103).
Итак, отдельный счет, предназначенный для обособления определенной денежной суммы от иных финансов держателя счета, — это специальный счет в банке. При этом основания такой дифференциации могут быть выделены в зависимости:
- от целей последующего использования размещенных на таком спецсчете сумм;
- прав владельца спецсчета на размещенные денежные средства.
Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!
Комитет по финансовому рынку одобрил унификацию использования специальных банковских счетов при приеме платежей физических лиц
Комитет по финансовому рынку на своем заседании 25 января 2018 года рекомендовал Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона №261732-7 « О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О национальной платежной системе» (в части унификации специальных банковских счетов, открываемых платежными агентами, банковскими платежными агентами (субагентами)» .
Ранее комментируя концепцию законопроекта, председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, который является одним из авторов законодательной инициативы, напомнил, что в настоящее время для банковских платежных агентов (субагентов) и для платежных агентов законодательством установлена обязанность использования специальных банковских счетов при приеме платежей физических лиц. При этом перечень операций, осуществляемых субъектами данной деятельности, практически совпадает.
На практике, указал Анатолий Аксаков, наличие указания на принадлежность специального счета к платежному агенту или субагенту усложняет процесс администрирования и контроля со стороны кредитных организаций, а нередко влечет повышенные риски и расходы, связанные с ведением дополнительных специальных счетов.
«Законодательство не содержит запрета на использование единого специального счета для деятельности платежного агента или субагента, который, как правило, объединяет в себе обе функции. В связи с этим и возникла законодательная инициатива, направленная на унификацию использования специальных банковских счетов при приеме платежей физических лиц», — сообщил Анатолий Аксаков.
В случае принятия законопроект сократит издержки кредитных организаций и участников данного рынка, а также снизит риски, связанные с ответственностью кредитных организаций за надлежащее исполнение их клиентами обязанности по использованию специальных банковских счетов.
В Госдуме предлагают унифицировать использование специального банковского счета платежного агента
Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О национальной платежной системе».
Сейчас специальные банковские счета используются банковскими платежными агентами (субагентами), а также платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Субъекты данной деятельности зачастую объединяют в себе функции платежного агента и банковского платежного агента (субагента).При этом наличие указания на принадлежность специального счета к платежному агенту или банковскому платежному агенту (субагенту) усложняет процесс администрирования, а также влечет повышенные риски и расходы.
В этой связи проектом предлагается создать правовые условия для возможности использования банковскими платежными агентами (субагентами), являющимися одновременно платежными агентами, специального банковского счета, предусмотренного Федеральным законом «О национальной платежной системе», в целях осуществления операций, предусмотренных Федеральным законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
О деятельности платежных агентов (Бычков А.)
Дата размещения статьи: 01.09.2015
Вовлечение в процесс расчетов финансовых посредников — платежных агентов позволяет поставщикам делегировать им право на сбор денег со своих клиентов за вознаграждение. К деятельности платежных агентов предъявляется ряд требований, среди которых — наличие спецсчета в банке. Однако следует иметь в виду, что далеко не каждый сборщик платежей является платежным агентом.
Сборщики платежей
Требования к платежным агентам
Когда статус платежного агента не требуется
Разъяснения ФНС России по вопросу привлечения к административной ответственности за нарушение требований об использовании специальных банковских счетов
Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации направляет позицию ФНС России по вопросу привлечения к административной ответственности платежного агента, банковского платежного агента (субагента) и поставщика за нарушение требований об использовании специальных банковских счетов, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Федеральными законами от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ) и № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» (далее – Федеральный закон № 162-ФЗ) установлена обязанность банковских платежных агентов (субагентов), осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом №161-ФЗ, а также платежных агентов и поставщиков, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ), использовать специальный банковский счет.
Специальный банковский счет должен использоваться платежными агентами, банковскими платежными агентами (субагентами) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств и осуществления расчетов, поставщиком – для зачисления денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента, и списания денежных средств на банковские счета.
Законодатель связывает использование специального банковского счета для платежных агентов и поставщиков только при условии осуществления деятельности по приему платежей физических лиц в соответствии с Федеральным законом № 103-ФЗ, а для банковских платежных агентов (субагентов) при осуществлении деятельности в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ.
Нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом № 103-ФЗ, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ, обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влекут в соответствии с частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, и на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В случае, когда платежный агент или банковский платежный агент (субагент) осуществил прием денежных средств от плательщика (физического лица), такие наличные денежные средства должны быть сданы платежным агентом, банковским платежным агентом или банковским платежным субагентом для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Обязанность осуществления таких действий закреплена для платежного агента частью 15 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ, для банковского платежного агента – пунктом 3 части 3, частью 7 статьи 14 и частью 8 статьи 38 Федерального закона № 161-ФЗ, для банковского платежного субагента – пунктом 4 части 4, частью 7 статьи 14 и частью 8 статьи 38 Федерального закона № 161-ФЗ.
Таким образом, в случае отсутствия (в том числе и по причине неоткрытия) у платежного агента, банковского платежного агента (субагента) специального банковского счета, при получении от физических лиц денежных средств такие денежные средства не могут быть зачислены на специальный банковский счет (счета), в результате чего платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом) не будет исполнена обязанность по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета). Ответственность за не исполнение такой обязанности установлена частью 2 статьи 15.1 КоАП.
Обязанность поставщика использовать специальный банковский счет при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей установлена частью 18 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ. При этом в соответствии с частями 19 и 20 вышеназванной статьи по специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции по зачислению денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента и списанию денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.
Таким образом, осуществление поставщиком расчетов с платежным агентом при приеме платежей возможно только с использованием специального банковского счета, проведение соответствующих расчетов без использования специальных банковских счетов, в том числе и в случае их отсутствия (неоткрытия), или с использованием банковских счетов, не являющихся специальными, нарушает требования Федерального закона № 103-ФЗ и влечет ответственность согласно части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Предлагается унифицировать использование специальных банковских счетов платёжными агентами (законопроект)
В Госдуму внесён законопроект о поправках к статье 14 закона «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ. В настоящее время частями 5 и 6 ст.14 этого закона установлены основы правового режима специального банковского счёта банковского платежного агента (субагента). В то же время частями 14, 16, 17 статьи 4 закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03.06.2009 № 103-ФЗ определены основы правового режима специального банковского счёта платёжного агента.
При этом перечень операций, осуществляемых по этим счетам, практически совпадает. На практике предприниматели, занимающиеся такого рода деятельностью, часто объединяют в себе функции и платёжного агента, и банковского платёжного агента (субагента). В таком случае они вынуждены разграничивать открываемые специальные счета на принадлежность спецсчёта к платёжному агенту или банковскому платёжному агенту (субагенту), что усложняет процесс администрирования и контроля, а зачастую влечёт повышенные риски и расходы.
В связи с этим законопроектом предлагается унифицировать использование специальных банковских счетов и создать правовые условия для возможности использования банковскими платёжными агентами (субагентами), являющимися одновременно платёжными агентами, специального банковского счета, предусмотренного законом № 161-ФЗ, в целях осуществления операций, предусмотренных законом № 103-ФЗ.
О специальных счетах в банке (в том числе, и платёжного агента) можно прочитать в статье «Что это такое — специальный счет в банке?».
Деятельность платежных агентов (Дружинин А.В.)
Дата размещения статьи: 01.07.2016
Услуги платежных агентов используются в различных сферах хозяйственной деятельности, где в связи с объемом платежей требуется финансовый посредник.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая [принят Государственной Думой 21 октября 1994 г., с изменениями и дополнениями] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс».
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г., N 195-ФЗ с изменениями и дополнениями] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс».
3. О защите прав потребителей: Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 140.
4. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт: Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. N 21. Ст. 1957.
5. О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами: Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2009. N 23. Ст. 2758.
Предлагается унифицировать использование специальных банковских счетов платёжными агентами (законопроект)
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Информационное сообщение Банка России от 22 февраля 2012 г. “Ответы на вопросы по применению отдельных норм Федерального закона № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и Федерального закона № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»
1. Возможно ли совмещение деятельности платежного агента и банковского платежного агента (субагента)? Сколько специальных банковских счетов следует открывать лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента)?
Возможно ли осуществление переводов денежных средств между специальным банковским счетом банковского платежного агента (субагента) и специальным банковским счетом платежного агента, в том числе открытых одному лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента)?
Нормы Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон № 103-ФЗ) и Федерального закона от 26.07.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Федеральный закон № 161-ФЗ) не содержат запрета (ограничения) на совмещение юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) деятельности платежного агента и банковского платежного агента (субагента).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона № 161-ФЗ следует читать как «27.06.2011 г. «
Принимая во внимание, что деятельность платежного агента и деятельность банковского платежного агента (субагента) регулируются положениями различных федеральных законов (Федеральным законом № 103-ФЗ и Федеральным законом № 161-ФЗ соответственно), устанавливающих различные режимы специальных банковских счетов платежного агента и банковского платежного агента (субагента), то лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента), должен быть открыт специальный банковский счет (счета) платежного агента и специальный банковский счет (счета) банковского платежного агента (субагента).
При этом перевод денежных средств между специальным банковским счетом банковского платежного агента (субагента) и специальным банковским счетом платежного агента, в том числе открытых одному лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента), не будут соответствовать законодательству о национальной платежной системе, поскольку зачисление денежных средств на специальный банковский счет банковского платежного агента (субагента) и специальный банковский счет платежного агента возможно только со специальных банковских счетов с соответствующим режимом (ч. 16 и ч. 17 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ; ч. 5 и ч. 6 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ).
2. Обязан ли банковский платежный агент открыть специальный банковский счет в кредитной организации, которая на основании договора привлекла данного банковского платежного агента для осуществления деятельности по приему наличных денежных средств физических лиц в целях дальнейшего их перевода без открытия банковского счета?
Поскольку Федеральным законом № 161-ФЗ не установлена необходимость открытия специального банковского счета (счетов) банковскому платежному агенту в той же кредитной организации, которая привлекла банковского платежного агента для принятия от физических лиц наличных денежных средств, банковский платежный агент при осуществлении данного вида деятельности может использовать как один, так и несколько специальных банковских счетов, открытых как в кредитной организации, с которой у него заключен договор об осуществлении деятельности по приему от физических лиц наличных денежных средств, так и в иных кредитных организациях.
3. Обязана ли кредитная организация сообщать об операциях по специальному банковскому счету платежного агента, совершаемых в нарушение требований Федерального закона № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», как о подозрительных?
Частью 16 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ установлен исчерпывающий перечень операций, которые могут осуществляться по специальному банковскому счету платежного агента.
В соответствии с частью 17 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.
Осуществление по специальному банковскому счету платежного агента операций в нарушение режима счета, предусмотренного частями 16 и 17 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ, может являться основанием для признания кредитной организацией таких операций в качестве вызывающих подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и принятия кредитной организацией решения о направлении сообщений о таких операциях в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
4. В случае поступления в кредитную организацию к специальному банковскому счету платежного агента, поставщика, банковского платежного агента (субагента) решений налоговых органов о приостановлении операций, инкассовых поручений на списание денежных средств, обязана ли кредитная организация принять данные документы и исполнить их?
Поскольку специальные банковские счета платежного агента, поставщика, специальные банковские счета банковского платежного агента (субагента) являются одним из видов банковских счетов, то в случае поступления в кредитную организацию к специальному банковскому счету платежного агента, поставщика, банковского платежного агента (субагента) решений налоговых органов о приостановлении операций, инкассовых поручений на списание денежных средств, кредитная организация обязана принять данные документы и исполнить их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Информационное сообщение Банка России от 22 февраля 2012 г. “Ответы на вопросы по применению отдельных норм Федерального закона № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и Федерального закона № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»
Текст сообщения размещен на сайте Банка России в Internet (http://www.cbr.ru)
Обзор документа
Даны разъяснения по применению Законов о национальной платежной системе и о деятельности платежных агентов по приему платежей физлиц.
Так, указано, что данные акты не запрещают юрлицу (ИП) совмещать деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента).
У такого лица должны быть открыты отдельные специальные банковские счета платежного агента и банковского платежного агента (субагента). При этом перевод денежных средств между этими счетами противоречит законодательству о национальной платежной системе. Дело в том, что деньги на них можно зачислять только со специальных банковских счетов с соответствующим режимом.
Банковский платежный агент вправе использовать и один, и несколько специальных банковских счетов. Они могут быть открыты как в кредитной организации, с которой у него заключен договор об осуществлении деятельности по приему от физлиц наличных денег, так и в других.
Если в кредитную организацию к специальному банковскому счету платежного агента, поставщика, банковского платежного агента (субагента) поступили решение налогового органа о приостановлении операций, инкассовые поручения на списание денежных средств, она обязана их принять и исполнить.
Депутаты предложили схему регулирования банковских счетов, использующиеся платежными агентами
На этой неделе на рассмотрение в Государственную Думу внесен законопроект, регулирующий ведение специальных банковских счетов. Продукты, о которых идет речь, обычно, используются различными игроками рынка, деятельность которых нуждается в правовом совершенствовании. Документ вносит поправки в 14 статью закона «О национальной платежной системе ».
Согласно нынешнему законодательству, специальные банковские счета могут использовать субагенты и платежные агенты, осуществляющие деятельность в соответствии с законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
При этом перечень осуществляемых по ним операций практически совпадает. В то же время указание на принадлежность к платежному агенту или субагенту затрудняет процесс администрирования и повышает расходы, связанные с ведением дополнительных специальных депозитов. Исходя из этого, депутатами Госдумы было предложено проработать правовые условия для использования спецсчетов для приема платежей от граждан платежными агентами или субагентами
Если законопроект будет принят, что новация позволит сократить издержки банков и участников финансового рынка.
Депутаты предложили унифицировать использование специального банковского счёта платёжного агента
Регулирование специальных банковских счетов, которые используются различными игроками рынка, нуждается в правовом совершенствовании путём внесения поправок в статью 14 Федерального закона «О национальной платёжной системе ».
Соответствующие изменения были внесены накануне на рассмотрение Госдумы председателем Комитета нижней палаты по финансовому рынку Анатолием Аксаковым ( «Справедливая Россия» ), его первым заместителем в Комитете Игорем Дивинским ( «Единая Россия» ) и первым заместителем председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николаем Журавлёвым .
Документ, оказавшийся в распоряжении «Парламентской газеты», указывает, что в настоящее время специальные банковские счета используются банковскими платёжными агентами, которые именуются субагентами, а также платёжными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
При этом, как отмечают авторы изменений, перечень осуществляемых по ним операций практически совпадает. Наличие указания на принадлежность спецсчёта к платёжному агенту или субагенту затрудняет процесс администрирования, а также повышает риски и расходы, связанные с ведением дополнительных специальных счетов.
В этой связи проектом закона предложено проработать правовые условия для использования банковскими платёжными агентами (субагентами), которые одновременно являются платёжными агентами, специального банковского счёта, для проведения операций по приёму платежей от граждан.
В случае принятия документ позволит сократить издержки банков и участников данного рынка, а также уменьшить риски, связанные с ответственностью кредитных организаций за надлежащее исполнение их клиентами обязанности по использованию специальными счетами, говорится в пояснительной записке к поправкам.
Приняты законопроекты о регулировании платёжных приложений и международных платёжных систем
Госдума приняла в третьем чтении законопроекты №603192-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования сферы платежных сервисов)» и №473002-7 «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О национальной платежной системе» (в части уточнения требований для операторов электронных денежных средств, а также привлекаемых ими организаций)».
Первый документ должен отрегулировать деятельность платежных агрегаторов и приложений. Законопроектом устанавливаются обязанности платежного агрегатора по идентификации торгово-сервисных предприятий, участию в урегулировании спорных операций, обеспечению бесперебойности работы программно-технических средств, а также по соблюдению требований к защите информации при осуществлении перевода денежных средств.
Для случаев участия платежного агрегатора в расчетах с торгово-сервисными предприятиями дополнительно предусмотрена обязанность платежного агрегатора по использованию отдельного специального банковского счета, а также установлен его режим. Документ определяет требования к порядку взаимодействия банка и организации — поставщика платежного приложения.
В соответствии с законопроектом, предусматривается раскрытие Банку России информации о поставщиках платежных приложений, что будет способствовать повышению эффективности оценки реализуемых банками систем и процедур управления рисками, отмечается в пояснительной записке.
Для расширения доступности платежных сервисов на электронных торговых площадках для субъектов малого и среднего предпринимательства предусматривается возможность операций по переводу электронных денежных средств с использованием корпоративных электронных кошельков между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Кредитные организации — операторы электронных денежных средств будут предоставлять информацию о таких операциях Банку России.
Для повышения скорости, удобства, точности формирования и обработки распоряжений клиентов в законопроект включены положения, предусматривающие возможность кодирования реквизитов перевода. Порядок приема к исполнению распоряжений клиентов с кодированием реквизитов перевода будет устанавливаться Банком России, а в части реквизитов перевода, необходимых для уплаты бюджетных платежей, платежей за государственные (муниципальные) услуги — Минфином России по согласованию с ЦБ.
Законопроект вводит обязательное подключение всех российских кредитных организаций к системе быстрых платежей, отмечал ранее один из авторов документа — председатель комитета нижней палаты парламента по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Ко второму чтению документа были уточнены определения платежного приложения и поставщиков платежных приложений, предусмотрено введение Банком России перечней поставщиков платежных приложений и платежных агрегаторов, а также публикация их на официальном сайте ЦБ, предусмотрены дополнительные требования в случае проведения платежным агрегатором идентификации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также законопроект был дополнен корреспондирующими поправками в законы о Банке России, о банкротстве, в закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Поправками также установлено, что оператор по переводу денежных средств вправе привлекать поставщика платежного приложения к защите информации при осуществлении переводов денежных средств, но не вправе предоставлять поставщику приложения сведения об аналогах собственноручных подписей, кодах, паролях и иные сведения, используемые для удостоверения права клиента оператора по переводу денежных средств распоряжаться денежными средствами. Устанавливаются операции, которые могут осуществляться по специальному банковскому счету.
Налоговые органами РФ будут контролировать соблюдение банковскими платежными агентами (субагентами) обязанностей по сдаче оператору полученных от физлиц наличных денежных средств для зачисления на свой специальный банковский счет (счета), а также использование банковскими платежными агентами этих специальных банковских счетов для проведения расчетов.
Перед третьим чтением выступил Анатолий Аксаков, попросивший поддержать законопроект, также уточнив при этом, что направлен он на регулирование новых явлений в финансовой сфере, связанных новыми технологиями.
Законопроект был принят большинством голосов:
«Внутрироссийские переводы электронных денег станут бесперебойными и независимыми от системы SWIFT, а сама национальная платёжная система будет надежно защищена от иностранного вмешательства», — гласят поправки, предусмотренные вторым законопроектом. С 1 октября текущего года операторы электронных средств обязаны будут привлекать исключительно российскую платёжную инфраструктуру для внутрироссийских переводов электронных денег.
«Документ направлен на защиту национальной платёжной системы от иностранного вмешательства, на обеспечение бесперебойности внутрироссийских переводов электронных денег, а также на обеспечение независимости национальной платёжной инфраструктуры от системы SWIFT — Общества всемирных межбанковских финансовых каналов связи», — отмечается в пояснительной записке к проекту закона. С момента опубликования принятого закона предполагается запретить передачу информации о таких переводах за рубеж и исключить односторонние отказы платёжной инфраструктуры от выполнения своих функций.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Законопроект также был принят большинством голосов:
Источники
Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.
Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие; Юрайт — М., 2014. — 255 c.
Катрич, С. В. Юридическое пятикнижие российского бизнеса. Правовые основы предпринимательства / С.В. Катрич. — М.: Дело, 2012. — 528 c.- Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.
- Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 176 c.

Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.