Представительство в налоговых правоотношениях (нюансы)

Полная информация на тему: "Представительство в налоговых правоотношениях (нюансы)" в помощь грамотному гражданину.

Актуальные вопросы участия представителя в налоговых правоотношениях (Гутарина О.В.)

Дата размещения статьи: 25.12.2015

В силу ст. 26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ, Налоговый кодекс) налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя (если иное не предусмотрено Налоговым кодексом). При этом личное участие налогоплательщика в такого рода отношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в налоговых правоотношениях. Приведенные нормы закладывают правовую основу для участия в таких правоотношениях представителей следующих лиц: налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента .
———————————
Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (часть первая) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3824; Налоговый кодекс Российской Федерации от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (часть вторая) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 32. Ст. 3340.
См.: п. 4 ст. 26 НК РФ.

Правовое положение представителя налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) определено преимущественно нормами гражданского права (на бланкетность норм института представительства в налоговом праве указывают, в частности, А.Н. Козырин и А.А. Ялбулганов ). Законным основанием для такой конструкции является норма п. 1 ст. 11 НК РФ, согласно которой институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях, если иное не предусмотрено в данном акте.
———————————
См.: Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть 1) / Под ред. А.Н. Козырина, А.А. Ялбулганова. СПС «КонсультантПлюс».

Между тем представительство в налоговых отношениях имеет отличия от представительства в гражданско-правовых отношениях.
Так, в налоговых правоотношениях существуют только два вида представительства: законное и уполномоченное (п. 1 ст. 26 НК РФ). Гражданское законодательство, кроме того, допускает возможность фактического представительства в силу абз. 2 п. 1 ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ, Гражданский кодекс). Согласно указанному абзацу п. 1 ст. 182 ГК РФ полномочие представителя может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель.
———————————
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (часть первая) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.

В Налоговом кодексе законными представителями налогоплательщика-организации являются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (п. 1 ст. 27 НК РФ). В отношении налогоплательщика — физического лица представителями по общему правилу выступают родители, опекуны или попечители (ст. ст. 26, 28, 32, 33 ГК РФ). Вместе с тем законными представителями могут выступать также организации, под надзором которых находятся недееспособные (не полностью дееспособные) граждане (ст. 35 ГК РФ), органы опеки и попечительства (ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации , ст. 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» ), администрация и медицинский персонал психиатрического стационара (ст. 39 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» ).
———————————
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 1. Ст. 1.
Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 17. Ст. 1755.
Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1913.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, которому налогоплательщик доверил представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 29 НК РФ).
В ст. 29 НК РФ установлено специальное требование к личности уполномоченного представителя: им не могут быть должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры. Целью такого ограничения является предотвращение конфликта интересов, поскольку данные лица не могут одновременно представлять интересы государства и налогоплательщиков . Однако это не лишает их возможности выступать в качестве законных представителей налогоплательщика.
———————————
Шарапова О.А. Представительство в налоговых правоотношениях: Научно-практический комментарий к главе 4 Налогового кодекса Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».

Необходимо отметить, что в части выдачи доверенностей Гражданский кодекс некоторое время назад претерпел значительные изменения. Так, с 1 сентября 2013 г. доверенность возможно выдавать без ограничения срока действия, что, однако, не отменяет требования о наличии в данном документе даты составления. Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» были внесены также другие изменения. Например, введены безотзывные доверенности (ст. 188.1 ГК РФ).
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 19. Ст. 2327.

М.В. Жернаков придерживается мнения, что налоговые органы также являются представителями в налоговых правоотношениях, выступая от имени государства. Такая трактовка вопроса не основана на нормах гл. 4 НК РФ (где речь идет только о представителях налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента), но в целом, полагаем, имеет право на существование, поскольку действия налогового органа направлены на удовлетворение интересов фиска, полномочия его реализуют в интересах публично-правового образования. Кроме того, за неправомерные действия налоговых органов возмещение причиненных убытков производится за счет федерального бюджета (абз. 2 п. 1 ст. 35 НК РФ), что иллюстрирует один из сущностных признаков представительства: ответственность перед контрагентом за действия представителя несет сторона, а не ее представитель.
———————————
Жернаков М.В. Представительство в налоговом праве: понятие и классификация // Финансовое право. 2007. N 1; СПС «КонсультантПлюс».

Читайте так же:  Увольнение с отработкой 2 недели - как считать

В хозяйственной деятельности организации случается, что налог невозможно уплатить с ее расчетного счета. Это возможно, например, если расходные операции по такому счету приостановлены в порядке ст. 76 НК РФ. Однозначного ответа на вопрос о том, может ли представитель исполнить обязанность такой организации, уплатив налог наличными денежными средствами, нет. Практика арбитражных судов по этому вопросу свидетельствует о том, что такой подход правомерен , но Минфин России и ФНС России придерживаются противоположного мнения .
———————————
См., например: Постановление ФАС Поволжского округа от 11 марта 2010 г. по делу N А72-10616/2009, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11 июня 2009 г. по делу N А32-16433/2008-3/278.
См., например: письма Минфина России от 11 июля 2014 г. N 03-02-08/33873, от 18 ноября 2011 г. N 03-02-07/1-396, письмо ФНС России от 11 декабря 2013 г. N ЗН-4-1/22320. Тексты упомянутых в настоящей статье разъяснений Минфина России и ФНС России были взяты из СПС «КонсультантПлюс».

Несмотря на такую категоричную позицию финансового органа Российской Федерации по вопросу уплаты представителем налогов, относительно государственной пошлины подход иной. Минфин России разъяснял, что данный федеральный сбор уплачивать через представителя можно, причем с использованием наличных денежных средств . При этом к платежному документу (чек-ордеру) должны быть приложены доказательства принадлежности уплаченных денежных средств организации, обратившейся в соответствующий государственный орган за совершением юридически значимого действия, т.е. должно быть указано, что физическое лицо — представитель действует на основании доверенности или учредительных документов с приложением расходного кассового ордера или иного документа, подтверждающего выдачу ему денежных средств на уплату государственной пошлины.
———————————
См., например: письма Минфина России от 28 октября 2013 г. N 03-05-05-03/45599, от 4 февраля 2013 г. N 03-05-04-03/2261, от 1 июня 2012 г. N 03-05-04-03/43.

Проведенный в настоящей статье анализ судебной практики свидетельствует о том, что права представителя как субъекта налогового права отличаются от тех, которые может реализовать представитель как субъект налогового правоотношения. Выводы судов и разъяснения Минфина России и ФНС России по отдельным вопросам существенно расходятся, а это означает, что в практической деятельности у хозяйствующих субъектов при реализации права на привлечение представителя для участия в налоговых правоотношениях могут возникнуть существенные трудности и споры с налоговыми органами. Полагаем, что для снижения рисков возникновения спорных ситуаций между налоговыми органами и налогоплательщикам особенности правового статуса представителя в налоговых правоотношениях должны быть закреплены на законодательном уровне.

Представительство в налоговых правоотношениях. Краткое законодательное и доктринальное толкование. — Специально для системы ГАРАНТ, 2015 г.

Представительство в налоговых правоотношениях

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях (ст. 26 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ представительству посвящена гл. 4. В зависимости от основания полномочий представителя выделяется два вида представителей: законные и уполномоченные.

Законные представители налогоплательщика-организации представляют его на основании закона или учредительных документов. Законные представители налогоплательщика — физического лица выступают в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 27 НК РФ). С учетом положений п. 1 ст. 26 ГК РФ законными представителями физических лиц могут быть родители, усыновители или попечители.

Уполномоченные представители получают свои полномочия от самого налогоплательщика на основании выданной им доверенности. Лишь ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона (ст. 29 НК РФ).

Следует учитывать, что налоговое законодательство предусматривает представительство только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (п. 4 ст. 26 НК РФ). На иных лиц положения гл. 4 НК РФ не распространяются. В связи с этим возникают вопросы о возможности участия иных лиц в налоговых отношениях через представителей, например, свидетелей. Налоговые органы признали возможность допроса свидетеля при проведении налоговой проверки с участием адвоката, однако обратили внимание на то, что налоговым законодательством не регламентированы права и обязанности лица, сопровождающего гражданина, вызванного повесткой для допроса в налоговый орган в порядке ст. 90 НК РФ [3].

1. Определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 г. N 41-О.

2. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

3. Письмо ФНС России от 30.10.2012 г. N АС-3-2/3920@.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Является извлечением из сборника «101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование» / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. — Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.

Авторы материалов сборника

Соловьева Наталья Александровна — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Пастушкова Любовь Николаевна — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Реут Анна Владимировна — кандидат юридических наук, доцент кафедры «Финансовое и налоговое право» Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета — Высшая школа экономики.

Пауль Алексей Георгиевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Яговкина Вита Александровна — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

Балюк Надежда Николаевна — ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

Читайте так же:  Как проверить, есть ли ваше имя в черном списке судебных приставов

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Кудрявцева Наталья Николаевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

Замулко Валерия Васильевна — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Красюков Андрей Владимирович — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Юхневич Эдвард Эдвардович — кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).

Представительство в налоговых правоотношениях

В налоговых правоотношениях налогоплательщик может участвовать и через законного или уполномоченного представителя

Налоговое законодательство четко предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налогов (п. 1 ст. 45 НК РФ). Однако в налоговых правоотношениях налогоплательщик может участвовать и через законного или уполномоченного представителя. Главное, чтобы полномочия представителя были документально подтверждены (ст. 26 НК РФ).

Законными представителями налогоплательщика — физического лица, в соответствии с пунктом 2 статьи 27 Налогового кодекса РФ, признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с граждан­ским законодательством (полномочия пред­ставителя основываются на доверенности, указании закона, либо акте уполномоченно­го на то государственного органа или органа местного самоуправления, согласно пункту 1 статьи 182 Гражданского кодекса РФ).

Уполномоченный представитель налого­плательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверен­ности, приравненной к нотариально удостове­ренной в соответствии с гражданским законо­дательством Российской Федерации (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Отметим, что к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются, на основа­нии пункта 3 статьи 185 Гражданского кодек­са РФ:

доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреж­дениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;

доверенности военнослужащих, в пунк­тах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удос­товеренные командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;

доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальни­ком соответствующего места лишения свобо­ды;

доверенности совершеннолетних дееспо­собных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверен­ные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответст­вующего органа социальной защиты населе­ния.

Платежные до­кументы на уплату налога должны быть под­писаны самим налогоплательщиком, а уплата сумм налога производиться за счет собствен­ных средств налогоплательщика, ссылаясь на определение Конституционного суда РФ от 22.01.2004 N 41-0. Из положений кото­рого, также можно сказать о том, что на факт признания обязанности по уплате налога над­лежаще исполненной не влияет, в наличной или безналичной форме уплачиваются денеж­ные средства. Важнее то, чтобы из представ­ленных платежных документов можно было четко установить, что данная сумма налога была уплачена именно этим налогоплательщи­ком и именно за счет его собственных денеж­ных средств.

Пресс-служба МИ ФНС России N8 по Белгородской области

Виды представительств в налоговых правоотношениях

Представительство в налоговых правоотношениях

Налогоплательщик обладает правом участия в отношениях, за которым следит и в то же время регулирует его законодательство о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя. Исключение составляют случаи, которые не предусматриваются НК.

Важно отметить, что личное участие плательщика сборов или, другими словами, налогоплательщика в налоговых правовых отношениях не отбирает у него обладание правом иметь представителя. Равно как и наоборот, участие представителя не лишает налогоплательщика права обладать личным участием в определенных правовых отношениях.

Законные представители налогоплательщика – организации представлены лицами, уполномоченными представлять определенную организацию, полагаясь при этом на закон либо на ее учредительные документы. Зачастую представителями являются руководитель организации и его заместители.

Законными представителями налогоплательщика – физического лица выступают лица, которые являются его представителями согласно гражданскому законодательству Российской Федерации. Родители для несовершеннолетних и усыновленных детей, опекунами для опекаемых, попечителями для подопечных могут выступать в роли законных представителей.

Для совершения действий законному представителю физического лица не нужна доверенность.

Бывают ситуации, когда налогоплательщик принимает участие в договоре инвестиционного товарищества. Налогоплательщиком в данном случае может быть организация либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем. Инвестиционное товарищество контролируется Федеральным законом, который был принят 28 ноября 2011 г.№335-Ф3 «Об инвестиционном товариществе». В подобных ситуациях, безусловно, возникают налоговые отношения, исключение составляют лишь обязанности по уплате налога на прибыль организаций и НДФЛ. Согласно статье 24.1 НК законный представитель представлен управляющим товарищем согласно данному договору. На него возлагается ответственность за ведение налогового учета.

Помимо этого, любой налогоплательщик (плательщик сборов) обладает правом уполномочивания физического или юридического лица ознакомить с его интересами в налоговых органах и перед остальными участниками налоговых отношений. Подобного представителя называютуполномоченным представителем. Действия уполномоченного представителя осуществляются с помощью доверенности, которая ему выдается в последовательности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Основные отличия законного представителя от уполномоченного

Помимо законного представителя существует уполномоченных представитель. Между ними есть различия, которые прослеживаются через:

право представлять налогоплательщика в налоговых правовых отношениях у представителя согласно закону появляется без специального на то волеизъявления фискально-обязанного лица, а исключительным образом по причине того, что возникают, изменяются либо совсем прекращаются соответствующие юридические факты.

К примеру, если рассматривать организацию, в ней может приниматься, изменяться или отменяться соответствующая законная норма, либо могут вноситься изменения в документы учредительного характера. Если же это физическое лицо, тогда стоит говорить о назначении либо смене опекуна или попечителя.

Законный представитель обладает правом представления налогоплательщика в налоговых правовых отношениях. Это право носит универсальный характер, то есть, другими словами, это и есть фискально обязанное лицо во всех отношениях, которые регулируются законодательством о налогах и сборах, без изъятий.

В свою очередь уполномоченный представитель обладает правом представления интересов фискально обязанного лица в отношениях с конкретным налоговым органом (подразделением налогового органа), в предопределенных временных рамках или перед конкретно установленными участниками налоговых отношений, в связи с обложением конкретными налогами и сборами (группами налогов).

Читайте так же:  Проверки гибдд автошкол для лицензии будут проводиться по новым правилам

Участники консолидированной группы налогоплательщиков

Ответственные участники консолидированной группы налогоплательщиков благодаря налоговому закону приобретают специфических представительский статус. Пункты 4 и 6 статьи 29 НК подобного участника именуют как уполномоченного представителя, который обладает возможностью предъявления «всех участников консолидированной группа налогоплательщиков согласно закону».

При этом, все случаи, в которых по характеру совершенных органами налогов определенных действий либо бездействий непосредственным образом затрагиваются права участников консолидированной группы. Такие случаи представляются вне зависимости от договорных положений с целью формирования консолидированной группы налогоплательщиков, а значит и фактическим образом помимо волеизъявления соединившихся в консолидированную группу субъектов.

Помимо этого, в силу законных положений, ответственным участником сохраняются собственные представительские полномочия, оканчивается срок действия и досрочно расторгается или прекращается договор. Все эти положения и нюансы прописаны в пункте 5 статьи 29 НК.

Можно предположить, что данный случай говорит о неточности законодателя, ведь ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков по большей части является их законным представителем, а не уполномоченным.

При этом согласно пункту 6 статьи 29 НК им могут быть делегированы полномочия, которые были предоставлены законом на основании интересов участников консолидированной группы налогоплательщиков согласно доверенности. Подобная доверенность выдается в последовательности, которая устанавливается гражданским законодательством Российской Федерации, третьему лицу.

[1]

В данном случае именно третье лицо, но никак не ответственный участник будет являться в роли уполномоченного представителя субъектов договора о формировании консолидированной группы налогоплательщиков.

Представительство в налоговых правоотношениях

Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях как лично, так и через своего законного или уполномоченного представителя Петрова Г.В. Налоговое право. М., 2007. — 48с..

Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемым законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права участие в указанных правоотношениях.

Видео (кликните для воспроизведения).

Представительство в отношениях, предусмотренном законодательством о налогах и сборах, — новшество в налоговом законодательстве, хотя и до принятия общей части НК РФ налогоплательщик так или иначе выступал в налоговых правоотношениях не только самостоятельно, но и через своих представителей.

В соответствии с налоговым законодательством главной обязанностью налогоплательщика является своевременная уплата налогов. Как правило, налогоплательщик сам стремится исполнить все необходимые действия для уплаты налогов, — самостоятельно исчислить налог, представить необходимую документацию в налоговый орган и.т.д. Но иногда в силу объективных причин определённые действия выполнить не возможно или очень затруднительно, например, в случае отдалённости налогоплательщика от налогового органа и.т.д., и в этом случае плательщик налогов может прибегнуть к помощи третьих лиц путём использования института налогового представительства.

Вместе с тем НК, установив право налогоплательщика участвовать в отношениях, регулируемым законодательством о налогах и сборах, через представителей, не раскрывает понятие налогового представительства, поэтому в данной ситуации, по моему мнению, можно воспользоваться принципом аналогии права и обраться к гражданскому законодательству, в котором институт представительства разработан довольно детально.

В соответствии со статьёй 182 ГК РФ Гражданский Кодекс РФ. — 1994. — 21 октября., определяющий понятие представительства в гражданском праве, сделка, совершённая одним лицом от имени другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на того государственного орган или орган местного самоуправления, непосредственно создаёт, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Исходя из этого, можно определить понятие налогового представительства, а именно: действия совершённые одним лицом от имени другого лица в силу полномочий, основанных на доверенности, указании закона либо акте компетентного государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создают, изменяют и прекращают налоговые права и обязанности налогоплательщика.

Порядок оформления статуса налогового представителя регламентирован ст.27 и п.5 ст.29 НК РФ.

Как указывалось выше, кроме налогоплательщиков, Кодекс выделяет ещё и других участников налоговых правоотношений, в частности плательщиков сборов под которыми понимается организации и физические лица, обязанные в соответствии с законодательством уплачивать сборы; и налоговых агентов, исчисляющих, удерживающих у плательщика налоги и перечисляющих их в соответствующий бюджет.

§1. Законный представитель налогоплательщика

Законными представителями налогоплательщиков — организаций является лица, уполномоченные представлять организацию на основании закона или её учредительных документов.

Законным представителями налогоплательщиков — физических лиц согласно п.2 ст.27 НК РФ признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, статья 27 НК РФ предусматривает две формы законного налогового представительства для организаций — налогоплательщиков — представительства в силу закрепления статуса представителя в учредительных документов организации и представительства на основании закона.

В соответствии со статьи 52 ГК РФ учредительными документами юридического лица являются его устав и (или) учредительный договор. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками); в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица.

Вместе с тем, в силу диспозитивности гражданского права в учредительные документы можно включить и другие сведения, в частности определить в них налогового представителя, который будет представлять и защищать интересы, организации — налогоплательщика в налоговых органах. При указании налогового представителя в учредительных документах юридического лица последней будет осуществлять законное налоговое представительство данной организации.

Законное налоговое представительство на основании закона возможно на государственных и муниципальных предприятиях, в государственных учреждениях, то есть на предприятиях, собственником которых является государство. Для осуществления такого представительства необходимо, чтобы налоговый представитель организации-налогоплательщика был указан в качестве такового в акте соответствующего высшего представительного органа государства или органа местного самоуправления.

В соответствии с гражданским законодательством законным представителем физического лица может являться:

Читайте так же:  Кто выплачивает пособие по уходу за ребенком

— опекун физического лица;

— усыновитель несовершеннолетнего ребёнка;

— родитель несовершеннолетнего ребёнка.

При законном налоговом представительстве необходимо учитывать, что законные налоговые представители физических лиц действуют без особых полномочий, т.е. для осуществления ими налогового представительства им необходимо иметь только документы, подтверждающие их статус законного представителя. Таковыми являются:

— для родителей — паспорт с отметкой о рождении ребёнка (детей);

— для усыновителей — решение суда или органа записи актов гражданского состояния об усыновлении (удочерении);

[2]

— для опекунов — решение суда об установлении опеки.

Согласно статьи 28 НК Российской Федерации любые действия (бездействия) законных представителей организации-налогоплательщика признаются действиями (бездействиями) представляемой организации, т.е.как в случае, если бы данная организация сама лично осуществляла данные действия (бездействия).

Так, требование об уплате налога и сбора может быть вручено под расписку налоговым органом не только руководителю организации, но и законному или уполномоченному представителю. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, должностными лицами налогового органа составляется соответствующий акт, дата составления которого признаётся датой направления требования.

При аресте налогоплательщика налоговый орган не вправе отказать его законному и (или) уполномоченному представителю присутствовать при этом. Аналогичные права имеет налоговый представитель и при проведении осмотра, при подготовке объяснении и возражений на акт проверки, а так же при получении копии решения налогового органа о применении налоговых санкций.

Необходимо так же учитывать, что в соответствии со статьёй 106 НК РФ при определении налогового правонарушения установлено, что таковым признаётся виновно совершённое противоправное деяние не только налогоплательщика, но и его представителей.

Так, в частности, согласно ст. 119 НК РФ при нарушении срока представлении налоговой декларации или иных документов налогоплательщик несёт ответственность даже в том случае, когда такое нарушение допущено его представителем.

§2. Уполномоченные представители

Уполномоченным представителем признаётся физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношения с налоговыми органами, иными участниками налоговых отношений (ст.29 НК РФ). Указанную норму следует применять с поправкой на упомянутые положения НК о законном представительстве. Лицо, упомянутое учредительными документами, в соответствии с НК РФ признаётся не уполномоченным, а законным представителем организации. Данный вопрос имеет принципиальное значение, так как по ст. 28 НК РФ действия (бездействия) законных представителей организации, совершённые в связи с участием этой организации в налоговых отношениях, признаются действиями (бездействиями) самой организации. Уполномоченное налоговое представительство может быть как возмездным, так и безвозмездным в зависимости от того, к какому соглашению придут стороны — налогоплательщик и его представитель.

Для осуществления налогового представительства физическими лицами необходимо, чтобы они к моменту налогового представительства были полностью дееспособными, т.е. достигли установленном законом возраста. Уполномоченными представителями плательщиков налогов могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Кроме того, уполномоченными представителями налогоплательщика могут быть как индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, так и физические лица, не обладающих правовым статусом.


Уполномоченным представителем налогоплательщика могут быть и юридические лица, коммерческие (например, ЗАО, ОАО, ООО, и.т.д.) и не коммерческие организации (например, ассоциации, союзы, фонды и.т.д.). Коммерческие организации осуществляют свою предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли, поэтому налоговое представительство будет носить преимущественно возмездный характер. Основание возмездного налогового представительства может служить, например, договор на оказание возмездных юридических услуг, договор на оказание консультационных услуг и.т.д.

Некоммерческие организации могут осуществлять уполномоченное налоговое представительство как за определённое вознаграждение, так и на безвозмездной основе. Однако в первом случае необходимо помнить, что некоммерческие организации могут осуществлять коммерческую деятельность лишь постольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (п.3 ст. 50 ГК РФ).

Необходимо обратить внимание на то, что уполномоченные представители налогоплательщика могут представлять интересы последнего в отношениях не только с налоговыми органами, но и иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, например налоговыми агентами, сборщиками налогов и.т.д.

Представление интересов налогоплательщика в арбитражном суде и суде общей юрисдикции Налоговым кодексом не регулируется, и право на судебное представительство не распространяется. В данном случае надо руководствоваться гл. 5 Арбитражного процессуального кодекса РФ Арбитражный процессуальный кодекс РФ. — 2002. — 14 июня. и гл.5 ГПК РФ Гражданский процессуальный кодекс РФ. — 2002. — 23 октября..

[3]

Перечисленные в пункте 2 статьи 29 НК РФ лица являются представителями власти и служащими правоохранительных или контролирующих органов, поэтому должны представлять в налоговых правоотношениях исключительно интересы государства. Чтобы исключить личную (материальную) зависимость, данные субъекты выведены из круга лиц, имеющих право осуществлять уполномоченное представительство налогоплательщиков.

Кроме того, в вышеуказанном пункте лица, в силу ограничений законодательства, регулирующих деятельность данных должностных лиц, не вправе заниматься иной деятельностью, кроме профессиональной, за исключением преподавательской, научной, литературной и иной творческой деятельностью.

Отношения уполномоченного представительства налогоплательщика- организации оформляются доверенностью, выдаваемой последним своему представителю по правилам, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 185 ГК РФ доверенностью признаётся письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами, иначе говоря, доверенность — это письменный документ, который выдаётся налогоплательщиком и в котором закреплены полномочия представителя на совершение определённых действий от имени представляемого.

Доверенность может быть выдана как гражданину, так и физическому лицу. В последнем случае юридическое лицо действует через свои органы управления. Доверенность может быть выдана одному или нескольким лицам. В случае выдачи доверенности нескольким лицам, то они все поимённо должны быть перечислены в доверенности.

В зависимости от содержания полномочий, указанных в доверенности, можно различать специальные, генеральные и разовые доверенности. Специальная доверенность выдаётся для совершения однородных действий лицом которому она выдана. Генеральная доверенность выдаётся для совершения представителем самых разнообразных действий от имени представляемого. По содержанию генеральная доверенность шире остальных. Разовая доверенность, выдаётся представляемым представителю для совершения строго одного действия.

Читайте так же:  Разъяснен порядок проверки организаций судебными приставами по алиментам

Согласно ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдаётся за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати этой организации (пункт 5 статьи 185 ГК РФ).

Срок действия доверенности указывается непосредственно в выдаваемой доверенности, однако с тем условием, что данный срок не должен превышать трёх лет. В случае если в доверенности срок действия не указан, она сохраняет силу в течении одного года с момента её выдачи (ст.186 ГК РФ). При выдачи доверенности необходимо обратить внимание на то, чтобы в ней была указана дата выдачи.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.

В соответствии со ст. 185 ГК РФ нотариально удостоверенным доверенностям приравнивают доверенности:

. военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;

. военнослужащих, членов семей военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений учреждений и военно- учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, удостоверенные командиром этих частей, соединений, учреждений или заведений;

. лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;

. совершеннолетних дееспособных граждан, находившихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем соответствующего органа социальной защиты населения.

Представительство в налоговых правоотношениях

Читайте также:

  1. Аудит отложенных налоговых активов.
  2. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
  3. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УСЛОВИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ
  4. Виды налоговых правонарушений.
  5. Виды налоговых правоотношений
  6. КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО.
  7. Лекция 2. Налоговые правоотношения и субъекты налоговых правоотношений
  8. Наличие обратной силы налоговых законов
  9. Налоговые органы. Права и обязанности налоговых органов.
  10. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц
  11. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений
  12. ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.

Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено НК РФ.

Уполномоченный представитель налогоплательщика – физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:

1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;

2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;

4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

| следующая лекция ==>
Налоговые органы. Права и обязанности налоговых органов | Планирование развития потенциала предприятия

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 156 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.

  2. Косаренко Н. Н. Валютное право. Курс лекций; Wolters Kluwer — Москва, 2010. — 144 c.

  3. Прыкин, Б.В. Компактэкономика. Курс лекций; М.: Academia, 2011. — 500 c.
  4. ред. Никифоров, Б.С. Научно-практический комментарий уголовного кодекса РСФСР; М.: Юридическая литература; Издание 2-е, 2011. — 574 c.
  5. Оксамытный, В.В. Теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. — 563 c.
Представительство в налоговых правоотношениях (нюансы)
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here