Проверка предприятий контролирующими органами

Полная информация на тему: "Проверка предприятий контролирующими органами" в помощь грамотному гражданину.

Администрация города Твери

Проверка предприятий контролирующими органами

Еще несколько лет назад проверки контролирующих органов доставляли малым предприятиям немало проблем. Они дублировали друг друга, отнимали много времени у руководителя компании и провоцировали коррупционные схемы решения проблем.

С введением в действие закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», определяющего, что плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года, количество надзорных мероприятий сократилось еще более существенно.

Также, в соответствии с требованиями закона № 294-ФЗ, недопустимо проводить проверки в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля для исполнения одних и тех же обязательных требований.

Данный закон регламентирует основные права и обязанности предпринимателей в ходе проведения проверок:

•Предприниматель не имеет права препятствовать проведению проверки. Закон требует, чтобы при проверке присутствовал руководитель компании или уполномоченное им лицо.

•Об открытии предприятий некоторых видов деятельности предприниматель обязан уведомить органы власти (бытовые услуги, розничная, оптовая торговля, перевозки, издательская деятельность и другие).

•Предприниматель, в свою очередь, имеет право обжаловать действия и решения контролирующих органов, обратившись в суд или прокуратуру.

Впрочем, кроме плановых, есть и внеплановые проверки. Органы государственного надзора имеют право на внеплановую проверку в случае, если поступила жалоба на юридическое лицо или на индивидуального предпринимателя. Особенно если при этом был нанесен ущерб жизни и здоровью потребителя.

Независимо от правоты действий контролирующих органов, юристы советуют предпринимателям:

•попросить контролеров представить направление на проведение проверки и записать его номер и фамилию руководителя, подписавшего данный документ;

•попросить лиц, проводящих проверку, представиться и записать их фамилии и номера служебных удостоверений;

•пригласить в помещение, в котором проводится проверка, сотрудников, которые могли бы выступить в дальнейшем свидетелями;

•при изъятии документов, особенно если проверяющие настаивают на выемке оригиналов, копировать все изымаемые бумаги и составить опись изъятого. Следует попросить контролеров подписаться под описью, составленной в их присутствии. Если они отказываются — составить акт, который должны подписать свидетели из числа сотрудников.

Проверка организаций и ИП контролирующими государственными органами

20 февраля 2012

Время от времени мне приходится слышать от клиентов, да и просто от знакомых о всякого рода проверках и их, как правило, неблагоприятных для организации финансовых последствиях. Думаю, для того, чтобы минимизировать негативные последствия, а то и вовсе свести их на нет, желательно иметь представление о том, какие бывают проверки, кто и как может их осуществлять, как правильно себя вести в случае проверки и каким образом обжаловать результаты. Дело это весьма непростое, ввиду огромного количества контролирующих органов. Но, не так страшен черт, как его малюют!

Вы наверняка слышали о ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее – Закон №294). В нем перечислены порядок, основания проведения, типы проверок осуществляемых государственными и муниципальными органами. В данной статье я попытаюсь коротко изложить наиболее важные аспекты данного Закона№294.

Необходимо особо подчеркнуть, что положения Закона №294 не применяются к отношениям, связанным с проведением:

-банковского и страхового надзора, а также других видов специального государственного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на финансовом рынке;

-транспортного контроля (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную границу РФ, а также в стационарных и передвижных пунктах на территории Российской Федерации);

-государственного контроля (надзора) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов на территориях указанных портов;

-государственного контроля (надзора), осуществляемого в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;

-контроля безопасности при использовании атомной энергии;

-контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

-санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в пунктах перехода Государственной границы РФ;

-контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством РФ, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых устанавливается Правительством РФ;

-оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия;

-государственного метрологического контроля (надзора);

-государственного строительного надзора.

Указанные виды проверок регламентированы иными федеральными законами, нежели Закон №294 и следовательно, данный Закон к ним не применим.

Согласно Закона №294, плановая и внеплановая проверки могут проводиться в форме документарной и выездной проверки. Поэтому правильнее следовало бы говорить о следующих видах проверок:

плановая документарная проверка;

плановая выездная проверка;

— внеплановая документарная проверка;

— внеплановая выездная проверка.

Имейте ввиду, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (за исключением сфер здравоохранения, образования и социальной сферы) на основании разрабатываемых контролирующими органами в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Утвержденный руководителем контролирующего органа ежегодный план проведения плановых проверок публикуется на официальном сайте органа государственного контроля в сети «Интернет».

Внеплановая проверка проводится в случае поступления в контролирующие органы заявления о нарушении прав потребителей, о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также по истечении срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Внеплановые выездные проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц или ИП.

О проведении плановой выездной проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление в виде копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного или муниципального контроля должно быть направлено заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Читайте так же:  Световая проекция на асфальте: креативное использование гобо-технологий

Другой срок уведомления установлен в отношении проведения внеплановой выездной проверки. Оно должно быть осуществлено не позднее, чем за 24 часа до начала проверки.

Обращаем Ваше внимание на то, что нарушение сроков и порядка уведомления о проведении проверки является грубым нарушением законодательства о защите прав хозяйствующих субъектов при осуществлении государственного контроля.

Кроме того, грубыми нарушениями считаются:

— отсутствие оснований проведения плановой проверки;

-привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций;

— нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. По общему правилу срок проведения проверок не может превышать двадцать рабочих дней. Этот срок является общим как для плановых (документарных, выездных), так и для внеплановых (документарных, выездных) проверок;

проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

— требование документов, не относящихся к предмету проверки;

— непредставления акта проверки;

проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

В качестве санкции за такие нарушения Законом №294 устанавливается невозможность использовать контролирующими органами незаконно полученные данные в качестве доказательств нарушения законодательства проверяемыми хозяйствующими субъектами. Результаты таких проверок подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля или судом по заявлению юридического лица или ИП.

Сводный план проверок на 2019 год

Законодательная база и сроки публикации информации о планируемых надзорных мероприятиях

Всю информацию о проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей аккумулирует Генеральная прокуратура РФ; официальный сайт план проверок на 2019 год публикует в соответствии с требованиями части 7 статьи 9 главы 2 Федерального закона № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Называется этот онлайн-ресурс «Сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2019 год». Сайт Генеральной прокуратуры РФ сводный план проверок на 2019 год опубликовал в конце 2018 года.

Кроме того, аналогичные списки планируемых надзорных мероприятий, проводимых региональными контролирующими органами, должны опубликовать прокуратуры субъектов РФ, и многие это уже сделали, например, планы на 2019 можно посмотреть:

Каждая организация и ИП должны искать себя сразу в двух списках: федеральном и региональном.

Планы проверок контролирующих ведомств в 2019 году

Кроме публикации на сайте Генпрокуратуры сводного реестра проверяемых, существует еще специальный сервис (оператором которого также является прокуратура России) — ФГИС «Единый реестр проверок». Он отличается от информации на основном сайте Прокуратуры тем, что показывает сведения не только о планируемых контрольных мероприятиях, но и об уже завершенных или еще проходящих в настоящий момент. Для использования этого ресурса нужно ввести не просто наименование организации, но и другие реквизиты. Форма для ввода выглядит так:

Хотя в Реестре информации больше, для того чтобы узнать, нужно ли ожидать визита проверяющих в 2019-м, достаточно сводного плана. Пользоваться им несложно.

Как узнать о плановом визите проверяющих

Всю информацию о контрольных мероприятиях проверяет, уточняет и публикует Генпрокуратура РФ (официальный сайт); план проверок на 2019 год покажет информацию по конкретной организации на основании ее наименования, ИНН и ОГРН в разрезе:

  • месяца визита проверяющих;
  • названия контролирующего ведомства.

Если есть опасения, что, например, вас собирается посетить Роспотребнадзор, и вы стремитесь узнать об этом заранее, посмотрите сначала на сайте регионального управления этого ведомства, ищите раздел «Плановые проверки Роспотребнадзора на 2019 год: план и график проверок». На региональных сайтах ведомства и прокуратуры информация появляется раньше, чем на централизованном сайте. То же относится и к сведениям о том, что планирует Росздравнадзор: план проверок на 2019 год обязательно войдет в сводный реестр — информация там появится до конца года.

Если в списке свою компанию вы не найдете, то проверяющие не придут. Правда, они могут прийти внепланово, оснований для этого хватает. Кроме того, реестр не охватывает контрольных мероприятий, проводимых в рамках:

  • следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
  • осуществления правосудия;
  • прокурорского надзора;
  • финансового и банковского надзора;
  • валютного контроля;
  • расследований причин и последствий чрезвычайных происшествий техногенного, природного или инфекционного характера;
  • административного расследования (ранее открытого);
  • расследования несчастных случаев на производстве;
  • антимонопольного контроля на основании инсайдерской информации.

Отдельно нужно помнить о том, что с момента государственной регистрации юрлица или ИП для включения в реестр должно пройти не менее 3 лет. Аналогичный срок должен пройти с момента завершения последнего планового надзорного мероприятия тем же контролирующим органом.

  • проверка проводится с использованием риско-ориентированного подхода (перечень см. ниже);
  • объект проверки отнесент к особому перечню предприятий, на которые мораторий не распространяется (это здравоохранение, образование, социальная сфера, предприятия тепло-, электроснабжения, энергосбережения и энергоэффективности);
  • ранее на предприятие была возложена административная ответственность, и с тех пор прошло менее 3 лет;
  • компания ведет лицензируемую деятельность;
  • проверка касается радиационной, атомной безопасности, сохранения гостайны и т.п.

Использование проверочных листов

Кстати, напоминаем, что с 01.01.2018 многие ведомства проводят контроль с использованием проверочных листов (к сожалению, Налоговая инспекция чек-листы не использует).

Если вы увидите, что и вашу компанию ожидают плановые проверки на 2019 год (официальный сайт прокуратуры включил в реестр и вашу организацию), советуем воспользоваться чек-листами ведомств, планирующих нанести вам визит. Это поможет подготовиться к контрольным мероприятиям. Найти чек-листы можно в соответствующих ведомственных приказах — вот лишь некоторые:

  • Росприроднадзор (при осуществлении экологического, земельного, водного надзора, контроля обращения с отходами, охраны недр, воздуха и озонового слоя) — Приказ Росприроднадзора от 18.09.2017 № 447;
  • Роспотребнадзор (контроль за предприятиями питания, торговли, индустрии красоты) — Приказ Роспотребнадзора от 18.09.2017 № 860;
  • Пожнадзор (контроль соблюдения требований пожарной безопасности) — Приказ МЧС России от 28.06.2018 № 261;
  • Надзор в области ГО и ЧС — Приказ МЧС России от 27.02.2018 № 78;
  • Инспекция по труду — Приказ Роструда от 10.11.2017 № 655;
  • Росздравнадзор (в части обращения с лекарственными средствами) — Приказ Росздравнадзора от 20.12.2017 № 10449;
  • Роскомнадзор — Приказ Роскомнадзора от 24.10.2017 № 215.
Читайте так же:  Образец записи акта о заключении брака

Проверки, осуществляемые контролирующими органами (плановая и внеплановая проверки)

Организация и проведение плановой проверки

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами контроля ежегодных планов. Затем Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте (www.prokuratura.omsk.ru/plan.html).

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3 лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года.

Плановые проверки соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности могут проводиться 2 и более раза в 3 года.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения, направляя копию распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о начале проведения плановой проверки или иным способом.

Организация и проведение внеплановой проверки

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, выполнение предписаний органов контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае если в результате деятельности предпринимателя причинен (или есть такая угроза) вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, если возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также если нарушаются права потребителя, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Также предварительного уведомления о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется в случае проверки на предмет соблюдения запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов.

Проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Документарная проверка

Ее предметом являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими установленных требований, исполнением предписаний и постановлений органов контроля.

В процессе проведения документарной проверки в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа контроля, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение предпринимателем установленных требований, органы контроля запрашивают у юридического лица, индивидуального предпринимателя иные необходимые документы.

[1]

При проведении документарной проверки орган контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки.

Выездная проверка

[3]

Ее предметом являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению установленных требований.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
б) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя установленным требованиям.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа контроля, а также обязательного ознакомления юридического лица, индивидуального предпринимателя с распоряжением или приказом органа контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц; с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки; с видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов; со сроками и с условиями ее проведения.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны предоставить должностным лицам органа контроля возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ на территорию, в используемые здания, строения, сооружения, помещения, к используемым оборудованию, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

Срок проведения проверки

Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней.

Видео (кликните для воспроизведения).

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и длительных исследований, специальных экспертиз и расследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий – не более чем на 15 часов.

Ограничения при проведении проверки

При проведении проверки должностные лица органа контроля не вправе:

Читайте так же:  Дополнительный оплачиваемый отпуск для государственного служащего: необходимость и преимущества

Порядок оформления результатов проверки

По результатам проверки должностными лицами органа контроля, проводящим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах, к которому прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников юридического лица и индивидуального предпринимателя, ответственных за нарушение установленных требований, предписания об устранении выявленных нарушений. Один из экземпляров акта вручается юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме.

В этом журнале должностными лицами контролирующего органа осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая:

1. Наименование контролирующего органа,
2. Даты начала и окончания проверки, время ее проведения,
3. Правовые основания, цели, задачи и предмет проверки,
4. Выявленные нарушения и выданные предписания
5. Фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц, проводящих проверку, их подписи.

Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган контроля в письменной форме возражения.

Меры, принимаемые органами контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки

В случае выявления нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований должностные лица органа контроля, проводившие проверку, в пределах своих полномочий обязаны:

1) выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Если установлено, что деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций или такой вред причинен, орган контроля обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.

Проверки надзорными и контролирующими органами в 2018 году: что нужно знать организации

Законодательство регулирующее проверки. Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и правила проведения проверок:

  • Действующая редакция и практика применения Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ограничения действия, перспективы применения
  • Особенности применения Федерального закона от 12.08.1995 N144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

Основные контролирующие органы.

Федеральные (ФНС России, МЧС России, Роспотребнадзор, Росфинмониторинг, Ростехнадзор, Росреестр и т.д.)

Субъекта РФ (Комитет по природопользованию, служба государственного строительного надзора и экспертизы).

Проверки органов Местного самоуправления.

Виды проверок: плановые и внеплановые, документарные, выездные.

Основания и частота для проведения проверок.

Отличительные признаки проверок от иных действий должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов (административные расследования, обыск, выемка, осмотр, арест, изъятие и т.п.)

Проверки ОБЭП и другими отделами МВД РФ.

Проверки МЧС, Роспотребнадзора и Госпожнадзора, Росторгинспекции, ФАС.

  • Понятие, виды и цели
  • Камеральные, выездные
  • Особенности истребования документов, сообщение информации о контрагенте. Особенности порядка обжалования
  • Стратегия и тактика

Проверки трудовой инспекцией.

Новый регламент проверок ГИТ.

Содержание и перечень документов, необходимых для проверяемого.

Основания для признания результатов проверки не действительными.

Проверки организаций по результатам жалоб в ГИТ сотрудников.

Порядок обжалования действий контролирующих органов (по Закону №294-ФЗ) Способы защиты.

Спорные вопросы совершения административных правонарушений и привлечения к административной ответственности.

Федеральный Закон Российской Федерации №22-ФЗ от 8 марта 2015 года «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации». Введение в действие КАС РФ с 15 сентября 2015 г.

Грубые нарушения при проверке.

Нарушения со стороны проверяющих. На что обращаем внимание?

Права и полномочия контролирующих и надзорных органов при проведении проверок. Что недопустимо делать контролеру при проверке.

Ответы на вопросы слушателей.

Проверка предприятий контролирующими органами

В.В.Путин подписал закон, в котором на законодательном уровне закреплены нормы об обязанностях властей стимулировать раздельный сбор отходов различными средствами. Документ опубликован на официальном портале…

Цикл: проверка на предприятии государственными органами.

ПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА

Давайте разберемся что такое проверка?
Проверка – это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок проведения плановых (внеплановых) проверок органами государственного контроля (надзора), является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ).
В соответствии с ч.1 чт. 14 Закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

Срок проведения проверки

Срок проведения проверки любого вида не может превышать двадцать рабочих дней
Проверки могут быть плановыми и внеплановыми, далее делятся на документальные и выездные, это все более подробно указана в Законе № 294-ФЗ. Статья 9. Организация и проведение плановой проверки

Первые шаги, если вы узнали, что вас ожидает плановая проверка Росприродназдором (Комитетом по природопользованию).
1. Уточнить тип проверки — В нашем случае – это ПЛАНОВАЯ.
2. Уточнить вид проверки — Тут может быть и выездная, и документальная.
3. Узнать месяц проверки — Распределяется контролирующими органами.
4. Узнать сроки проверки — Не более 20 дней.

Читайте так же:  На каком этаже лучше жить для здоровья: рекомендации экспертов

Для уменьшения рисков для организации сразу необходимо провести экспресс-аудит по экологии своими силами при наличии штатного эколога или лицом совмещающего должность эколога.
Если штатный эколог отсутствует, то лучше обратиться к профессионалам своего дела — экологической компании «Витрувий». В течение двух дней мы проведем бесплатно экологический экспресс — аудит и укажем возможности для решения проблем.

Семинары по праву, налогам, кадрам

Проверки контролирующими органами: что нужно знать организации и как защитить свои права

Дата
Город Санкт-Петербург
Место проведения набережная реки Мойки, д. 58А, офис 507, 5-й этаж.
Стоимость 24400 руб.
Организатор Учебный центр «ФинКонт»

Отправить заявку

Краткое описание семинара:

СЕМИНАР В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Время проведения: с 10:00 до 17:30

Семинар рассматривает актуальные вопросы проведения проверок контролирующими органами, особенности минимизации негативных последствий результатов проверок контролирующими органами, особенности отдельных видов проверок.

Семинар предназначен для: руководителей и собственников компаний; главных бухгалтеров; юристов; руководителей и менеджеров по персоналу; сотрудников кадровых служб; сотрудников служб собственной и экономической безопасности.

Цель семинара: подготовить участников к возможным проверкам, дать знания и инструменты, которые станут надежным «щитом» против действий проверяющих органов.

В результате обучения участники:

  • Ознакомятся с нормативно-правовым обеспечением проверок юридических лиц контролирующими органами.
  • Освоят основные требования проверяющих органов.
  • Изучат взгляд экспертов на спорные вопросы при проведении проверок.
  • Получат рекомендации по составлению документов.
  • Познакомятся с особенностями обжалования результатов проверок.

Подробное описание семинара. Программа:

Законодательная база в области проверок юридических лиц контролирующими органами. Последние изменения в законодательстве.

Основные органы, осуществляющие контроль и надзор.

  • ФНС РФ, МЧС России, Роспотребнадзор, Росфинмониторинг, Ростехнадзор, Росреестр, МВД, Таможенный орган, инспекция по труду и др.
  • Компетенция.
  • Новые регламенты.

Основания и предмет проведения проверки. Что может послужить поводом для проверки соответствующим контролирующим органом.
Классификация проверок: плановые, внеплановые, документарные, выездные.
Особенности проведения проверок в рамках Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

  • Условия для включения организации в план проверок.
  • Порядок уведомления проверяемого.
  • Требования к процедуре проверки.
  • Нарушения органами контроля 294-ФЗ, влекущие недействительность результатов проверки.
  • Фиксация результатов проверки.

Налоговые проверки.

  • Порядок проведения, строки.
  • Права и обязанности должностных лиц и персонала предприятия при проведении налоговых проверок.
  • Письменные запросы органов налоговой службы.
  • Законные основания для отказа в предоставлении информации.
  • Оформление результатов проверки. Подписание акта проверки. Обжалование результатов проверки. Сроки. Предмет обжалования.

Проверки прокуратуры.

  • Особенности проведения проверок органами прокуратуры.
  • Привлечение прокурором сторонних специалистов.
  • Полномочия прокурора по устранению и предупреждению выявленных правонарушений.
  • Рассмотрение акта прокурорского реагирования.
  • Рекомендации по составлению документов.
  • Ответственность за невыполнение требований прокурора.

Проверки МЧС, МВД, Роспотребнадзора, Госпожнадзора, Росторгинспекции, ФАС.

Проверки трудовой инспекцией.

  • Новый регламент проверок ГИТ
  • Содержание и перечень документов, необходимых для проверяемого.
  • Основания для признания результатов проверки недействительными.
  • Проверки организаций по результатам жалоб в ГИТ сотрудников

Порядок обжалования действий контролирующих органов (по Закону №294-ФЗ). Способы защиты.

Административный порядок.

  • Преимущества и недостатки административного обжалования
  • Спорные вопросы совершения административных правонарушений и привлечения к административной ответственности

Судебный порядок.

Грубые нарушения при проверке.

  • Нарушения со стороны проверяющих. На что обращаем внимание?

Права и полномочия контролирующих и надзорных органов при проведении проверок. Что недопустимо делать контролеру при проверке.

Способы минимизации негативных последствий проверок контролирующими и правоохранительными органами всех уровней.

  • Коммерческая тайна, конфиденциальная информация на предприятии.
  • Создание внутренних распорядительных документов о доступе к конфиденциальной информации.
  • Законное ограничение доступа проверяющих к материалам содержащим коммерческую тайну.
  • Защита от недобросовестной конкуренции.
  • Правильная организация документооборота и хранения документов с целью недопущения сбоев в работе предприятия при проверках.

При единовременном участии двух и более сотрудников в одном мероприятии предоставляется скидка 7%.

Что входит в стоимость

Методический материал, обеды, кофе-паузы.

Документ по окончании обучения

Сертификат об участии в семинаре.

Информация для региональных клиентов

Региональным клиентам оказывается помощь в бронировании гостиницы на период прохождения обучения.

Место проведения:

Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 58А, офис 507, 5-й этаж.

Отправить заявку на участие в семинаре

набережная реки Мойки, д. 58А, офис 507, 5-й этаж. 24400 руб.

Легальные методы защиты при прохождении проверок контролирующих органов

Опираться в этом случае следует на положения Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В данном федеральном законе сформулированы принципиальные моменты защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного или муниципального контроля, такие как открытость и доступность информации о проведении проверки, открытость нормативных актов, исполнение которых подлежит контролю, осуществление контроля в пределах компетенции, и установлен исчерпывающий перечень мероприятий, которые контролирующие органы вправе осуществлять при проведении проверки:

  • проверка документов;
  • обследование используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых грузов;
  • отбор образцов продукции, объектов окружающей и производственной среды;
  • проведение исследований, испытаний, экспертизы отобранных образцов и расследований, направленной на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда.

При этом также следует учитывать, что полномочия органов, осуществляющих следствие, дознание, оперативно-розыскную деятельность, прокурорский надзор, контроль исполнения антимонопольного законодательства и некоторых других органов, несколько шире.

Важным моментом в организации проверки является планирование и своевременное уведомление о начале ее проведения. Согласно положениям Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверка не может проводиться чаще одного раза в три года, а уведомление о начале запланированной проверки должно осуществляться не позднее трех рабочих дней. В противном случае результаты проверки могут быть признаны судом полученными с нарушением требований закона. Примером такого решения может служить Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.01.2014 по делу № А11-3302/2013, которым удовлетворено требование проверяемого субъекта об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по результатам проведения плановой проверки.

[2]

Как следует из установочной части судебного решения, на основании результатов проверки Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору был составлен протокол об административном правонарушении о несоблюдении требований эксплуатации на нескольких опасных производственных объектах. Суд, оценив собранные по делу доказательства, указал, что контролирующим органом были грубо нарушены требования Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Нарушение выразилось в том, что контролирующий орган принял решение о привлечении к административной ответственности за нарушения, выявленные на большем количестве объектов, чем было запланировано при организации проверки.

Читайте так же:  Индивидуальный трудовой спор в трудовом кодексе рф - виды

По результатам любой проверки составляется акт, где отражаются результаты. На что же необходимо рассчитывать, если в ходе проверки выявлены нарушения? Во-первых, взвесить свое положение, определить позицию по отношению к выявленным нарушениям. Во-вторых, в срок, установленный для устранения нарушений, составить письменный отзыв с приложением соответствующих документов. Также можно представить возражения по результатам проверки.

Если проверяющий допустил в ходе проверки грубые нарушения, акт проверки должен быть признан незаконным. Перечень грубых нарушений при организации и проведении проверки определен Федеральным законом № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г.

К ним относятся:

  • проведение плановой проверки более одного раза в три года;
  • проведение плановой проверки, не запланированной ежегодным планом;
  • уведомление о проведении внеплановой выездной проверки менее чем за 24 часа до ее начала;
  • проведение внеплановой проверки при отсутствии соответствующих оснований;
  • проведение внеплановой выездной проверки без согласования с органами прокуратуры;
  • превышение установленных сроков проверки;
  • проведение проверки при отсутствии приказа руководителя контролирующего органа;
  • истребование документов, не относящихся к предмету проверки;
  • непредоставление копии акта проверки.

Санкции, предусмотренные административным законодательством, могут применяться к физическому, должностному либо юридическому лицу. Кроме того, законом не исключена возможность применения санкций за выявленное нарушение одновременно как к физическому, так и к юридическому лицу. Зачастую выбор лица, на которое будет наложена ответственность, со стороны контролирующего органа носит довольно субъективный характер, так как законодательно вина сотрудника в совершении административного правонарушения полностью отождествляется с виной юридического лица.

Практике известен ряд примеров, когда суды приходили к выводу о том, что за невыдачу кассового чека продавцом ответственность должно нести юридическое лицо, хотя и обеспечившее сотруднику возможность для соблюдения требований законодательства. Такая позиция прежде всего продиктована отсутствием в конструкции нормы, предусматривающей ответственность за правонарушения данного вида такого субъекта, как физическое лицо.

Однако если следовать позиции, сформированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. № 119-О, трактовать положения Кодекса РФ об административных правонарушениях, определяющие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, следует исходя из презумпции невиновности. С этой точки зрения цель законодателя – исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины. В этой связи виновность физического, должностного либо юридического лица, а в их числе и руководителя организации является вопросом доказательств.

В практике довольно часто встречаются случаи, когда юридическое лицо или руководитель и нарушитель разные люди.

Решение вопроса о привлечении к ответственности кого-либо из указанных субъектов зависит от конкретных обстоятельств, так как между их виновностью проходит очень тонкая грань.

Определяя понятие правонарушения, Кодекс РФ об административных правонарушениях указывает, что таковым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Следовательно, проверкой должно быть установлено, что у проверяемого имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Такой подход, пожалуй, является тождественным и по отношению к результатам проведенной проверки. Своевременное принятие необходимых мер может существенно увеличить шансы на минимизацию ответственности, а возможно, и на освобождение от нее.

Видео (кликните для воспроизведения).

Спектр оснований для принятия решения о привлечении к ответственности по результатам проверки достаточно широк. К примеру, такое решение может быть принято ввиду отсутствия на момент проверки какого-либо документа, на объекте могут быть не выставлены в принципе имеющиеся специальные средства, не вовремя перечислена заработная плата, что-то просрочено, что-то не выдано. И это не только административная, но и гражданско-правовая и уголовная ответственность. При этом спасение «утопающего» становиться делом его собственных рук. Наиболее действенный метод в этом случае – постараться принять все меры для устранения возможных нарушений до принятия решения о привлечении к ответственности.

Источники


  1. Арсеньев, К. К. Заметки о русской адвокатуре / К.К. Арсеньев. — М.: Автограф, 2015. — 560 c.

  2. Севан, О.Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества. История создания, методология, современное состояние / О.Г. Севан. — М.: Прогресс-традиция, 2011. — 909 c.

  3. Малько, Александр Васильевич Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие / Малько Александр Васильевич. — М.: Дело, 2016. — 445 c.
  4. Скурихин, А.П. Испанско-русский юридический словарь: моногр. / А.П. Скурихин. — М.: Русский язык — Медиа, 2014. — 552 c.
  5. Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 188 c.
Проверка предприятий контролирующими органами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here