Разработан пакет законов, изменяющих регулирование квотирования рабочих мест для инвалидов (законопр

Полная информация на тему: "Разработан пакет законов, изменяющих регулирование квотирования рабочих мест для инвалидов (законопр" в помощь грамотному гражданину.

Содержание

  • Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 11-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов»

    Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 11-ФЗ
    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов»

    Принят Государственной Думой 15 февраля 2013 года

    Одобрен Советом Федерации 20 февраля 2013 года

    Президент Российской Федерации

    23 февраля 2013 г.

    Вводится административная ответственность работодателей за неисполнение обязанности создавать или выделять рабочие места для инвалидов в рамках установленной квоты.

    Такая обязанность предусмотрена Законом о соцзащите инвалидов. Квотирование рабочих мест для инвалидов касается организаций с численностью работников более 100 человек. Квота определяется региональным законодательством в процентах к среднесписочной численности сотрудников (не менее 2 и не более 4%).

    Отсутствие административной ответственности за неисполнение указанной обязанности позволяло работодателям уклоняться от выделения (создания) рабочих мест для инвалидов. Закон устраняет этот пробел. Штраф для должностных лиц за невыделение (несоздание) рабочих мест для инвалидов составляет 5-10 тыс. руб.

    Аналогичный штраф вводится за отказ работодателя принять на работу инвалида в пределах квоты, а также за необоснованный отказ зарегистрировать инвалида в качестве безработного. Ранее он составлял 2-3 тыс. руб.

    Работодатели обязаны ежемесячно информировать службу занятости о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Также они должны принять локальные нормативные акты, содержащие информацию о таких рабочих местах, и представлять сведения о них органам занятости.

    Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 11-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов»

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

    Трудовым инспекциям предлагается предоставить полномочия по осуществлению надзора за соблюдением работодателями законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов

    Соответствующие изменения предлагается внести в Трудовой кодекс РФ.

    Согласно проекту федеральная инспекция труда будет осуществлять федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства, регулирующего вопросы квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

    Предполагается, что поправки вступят в силу с 1 января 2019 года.

    [3]

    Разработан пакет законов, изменяющих регулирование квотирования рабочих мест для инвалидов (законопроект)

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Обзор документа

    Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 мая 2019 г. «В 2020-2025 годах планируется проведение эксперимента по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места»

    Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов. В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

    В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей. Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

    Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов — установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.

    Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:

    — создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;

    — создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;

    — предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

    За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

    Читайте так же:  Образец трудового договора с главным бухгалтером по совместительству

    С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов. Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

    С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты. Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

    Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации. Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения. Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.

    Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:

    — организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;

    — организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;

    — создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;

    — стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;

    — организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов — выпускников образовательных организаций;

    — расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.

    Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в трудовых отношений с инвалидом и/или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом оформление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

    Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц — в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

    Проведение эксперимента запланировано на пять лет — с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.

    Обзор документа

    В 2020-2025 гг. Минтруд намерен провести эксперимент по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места. В рамках квоты работодатели будут обязаны:

    — создавать или выделять рабочие места для инвалидов;

    — создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;

    — предоставлять информацию для организации занятости инвалидов.

    Отказ в приеме на работу инвалида в пределах квоты повлечет административное наказание.

    В ряде регионов будет введен специальный механизм установления и исполнения квоты. Будут созданы фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями. Это альтернативный вариант выполнения квоты при невозможности принять на работу инвалида. Минтруд разъяснил, как будет определяться размер такой выплаты.

    Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году

    Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.

    Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.

    Скачать для просмотра и печати:

    Общее понятие квотирования

    Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест. Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:

    • выделения в штате вакансий;
    • приема на них тружеников льготных категорий;
    • обеспечения привилегированных служащих:
      • специальными условиями;
      • необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.

    [2]

    Резервирование на производстве осуществляется с учетом:

    • норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
    • условий труда;
    • отрасли промышленности и иного.

    Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.

    Законодательная база

    Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:

    «Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

    Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.

    Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

    • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
    • компании с малой численностью.

    Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.

    Читайте так же:  Образец постановления об отказе в возбуждении уголовного дела

    Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

    Скачать для просмотра и печати:

    Полномочия регионов

    Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:

    • исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
    • увеличены.

    Скачать для просмотра и печати:

    Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:

    • вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
    • созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
    • стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.

    К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:

    • Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
    • Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.

    Скачать для просмотра и печати:

    Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов

    Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

    Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

    Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

    Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):

    Должность Количество (чел.)
    Директор 1
    Главный бухгалтер 1
    Бухгалтер 3
    Менеджер 3
    Рабочий 30
    Всего 38

    [1]

    Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

    Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:

    Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

    Расчет квоты

    Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстата по вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.

    Скачать для просмотра и печати:

    Формула для определения числа льготных мест такова:

    • штатная численность х норма, определенная в актах.

    Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.

    По состоянию на 2019 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:

    Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.

    Подготовка локальных актов

    На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:

    1. Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
      • размеры квот и категории граждан;
      • порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
      • ответственное должностное лицо.
    2. Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
      • о должности, предоставляемой инвалиду;
      • о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
      • об ответственном за исполнение.

    Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике. Скачать для просмотра и печати:

    Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение. Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела. Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей.

    Регистрация в органах занятости

    Следующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ). Для этого необходимо проделать такие шаги:

    1. Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.
    2. Собрать пакет документов.
    3. Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
    4. Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.

    Подсказка: в ответе госоргана будет содержаться регистрационный номер. Он необходим для верификации субъекта (ставится в отчетах).

    Взаимодействие с Центром занятости

    В порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность. С 2018 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:

    • о количестве вакансий;
    • о числе мест, выделенных льготникам;
    • о принятых работника, в том числе инвалидах;
    • об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
    • о выполнении квотного законодательства.

    Скачать для просмотра и печати:

    Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4). Освобождены только малые предприниматели.

    Ответственность за неисполнение законодательных требований

    Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.

    Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

    • должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
    • на организации — от 20 до 70 тыс. руб.

    Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

    • должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
    • юрлица — от 100 до 150 тыс. руб.

    Скачать для просмотра и печати:

    Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

    Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

    Читайте так же:  Расчет налога при продаже унаследованной недвижимости в России

    Последние изменения

    В июле 2019 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды.

    Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

    Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

    О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов

    Внести в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» следующие изменения:

    а) пункт 2 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:

    «4) поддержку мер по организации трудоустройства инвалидов, обратившихся в органы занятости населения в целях трудоустройства (в том числе признанных в установленном порядке безработными) включая поддержку открытия собственного дела (в том числе самозанятости), финансовую поддержку работодателей, трудоустраивающих инвалидов сверх установленной квоты;»;

    подпункт 12 дополнить абзацем четвертым следующего содержания:

    «соблюдением законодательства, регулирующего вопросы квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов»;

    подпункт 13 после слов «безработных граждан» дополнить словами «о квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов;».

    абзац второй подпункта 6 исключить;

    дополнить новым подпунктом 13 следующего содержания:

    «создание фондов содействия трудоустройству инвалидов.»;

    подпункт тринадцатый считать соответственно подпунктом четырнадцатым;

    3) в статье 13 пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания.

    В целях содействия занятости инвалидов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать более удобные в целях трудоустройства инвалида, исходя из особенностей его заболевания, сроки предоставления государственных услуг в сфере содействия занятости населения, в том числе без личной его явки в орган службы занятости населения, а также в ходе личного посещения инвалида работником органа занятости населения, а также с использованием «личного кабинета» на портале Общероссийской базы вакансий «Работа в России».

    4) в статье 13 пункт 2 дополнить абзацами следующего содержания:

    «Выполнением квоты считается оформленное в установленном порядке наличие трудовых отношений работодателя с лицами, имеющими инвалидность, количество которых не менее установленного в качестве квоты, либо осуществление компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов в размере и в сроки, предусмотренные настоящим Законом, за каждое незаполненное рабочее место в пределах установленной квоты.

    Невыполнение квоты для приема на работу инвалидов является основанием для недопуска работодателя к получению мер государственной поддержки, к участию в государственных закупках, а также к праву привлечения иностранных работников в установленном порядке.

    В случае незаполнения рабочего места, предусмотренного квотой для приема на работу инвалидов, работниками из числа инвалидов работодатели вносят компенсационную выплату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов в фонд содействия трудоустройству инвалидов, предусмотренный в составе бюджета субъекта Российской Федерации.

    Размер компенсационной выплаты устанавливается в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год и не может быть меньше 7800 рублей за один месяц. Размер компенсационной выплаты определяется законом субъекта Российской Федерации. Перечисление работодателями компенсационной выплаты в фонд содействия трудоустройству инвалидов осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Индексация размера данной компенсационной выплаты осуществляется в сроки и в объемах, предусматриваемых для индексации размера величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.

    Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предоставляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения, сведения о работодателях, уплативших в истекшем году компенсационные выплаты в фонд содействия трудоустройству инвалидов за невыполнение установленной квоты.»;

    5) статью 22 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

    «4. Фонды содействия трудоустройству инвалидов являются источником финансового обеспечения реализации мер, способствующих трудоустройству инвалидов, включая стимулирование работодателей за превышение квот, установленных для приема на работу инвалидов, организацию обучения (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства, создание и оборудование рабочих мест для инвалидов, осуществление мероприятий по сопровождаемому содействию занятости инвалидов, создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов, а также на иные стимулирующие меры.».

    6) абзац третий пункта 3 статьи 25 изложить в следующей редакции:

    «информацию о свободных рабочих местах, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.».

    Внести в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года
    № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следующие изменения:

    1) статью 5 дополнить пунктом 12 следующего содержания:

    «12) создания фондов содействия трудоустройству инвалидов.»;

    2) статью 21 изложить в следующей редакции:

    «Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов

    1. Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

    Численность работников для определения обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов определяется количеством штатных единиц у работодателя согласно штатному расписанию без учета штатных единиц филиалов и представительств организации, расположенных в других субъектах Российской Федерации.

    Филиалам и представительствам работодателя устанавливается квота в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которого они расположены, исходя из их штатной численности.

    2. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в численность соответствующих рабочих мест не включаются:

    рабочие места, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.

    3. Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

    4. Квота для приема на работу считается выполненной в случаях трудоустройства инвалида на соответствующем рабочем месте либо осуществления работодателем компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов за каждое незаполненное инвалидом рабочее место в пределах установленной квоты. Выполнение квоты исчисляется долей работающих инвалидов от их общей численности, исчисленной в соответствии с настоящей статьей.».

    Читайте так же:  Проверка предприятий контролирующими органами

    Часть первую статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» дополнить пунктом одиннадцатым следующего содержания:

    «11) выполнение требований Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов.».

    Часть 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» дополнить пунктом 5 следующего содержания:

    «5) не реализовавших требований Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов в течение года, предшествующего подаче соответствующей заявки на получение поддержки.».

    Статью 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» дополнить пунктом 12 следующего содержания:

    «12 Использование работодателем иностранных работников в случае невыполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов недопустимо.»

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

    Президент
    Российской Федерации
    В.ПУТИН

    О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (в целях совершенствования регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов)

    Абзац второй статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции:

    «осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за соблюдением законодательства, регулирующего вопросы квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;».

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

    Президент
    Российский Федерации
    В.Путин

    Полномочия по надзору за квотированием рабочих мест для инвалидов хотят передать трудовой инспекции

    Stock-Asso / Shutterstock.com

    Минтруд России подготовил проект 1 поправок в ст. 356 Трудового кодекса, предусматривающий расширение полномочий федеральной инспекции труда. В их число планируется включить федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за соблюдением законодательства, регулирующего вопросы квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

    В настоящее время надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (подп. 6 п. 1 ст. 7.1-1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

    Отметим также, что поручение указанных функций ГИТ, очевидно, потребует и внесения изменений в КоАП, поскольку на сегодняшний день в силу п. 87 ч. 2 ст. 28.3 указанного кодекса составлять протоколы об административных правонарушениях, заключающихся в неисполнении работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также в отказе работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, могут только должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения. Однако пока о подготовке такого рода поправок в КоАП РФ нам неизвестно.

    1 С паспортом законопроекта «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (в целях совершенствования регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/02-18/00077974).

    Особенности квотирования рабочих мест для инвалидов в 2019 году

    Государство регулирует способы обеспечения инвалидов подходящими рабочими местами. Однако, несмотря на наличие свободных должностей, не все работодатели готовы принять человека с ограниченными возможностями.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

    +7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Это быстро и БЕСПЛАТНО!

    Такому сотруднику полагаются дополнительные льготы, которые отпугивают работодателей. Чтобы оформление инвалида не вызывало проблем, было разработано квотирование.

    Что это такое

    Федеральным законом №181 установлены квоты для инвалидов:

    Если в организации работает от 35 до 100 человек то до 3%
    Если в компании трудоустроено от 100 человек то от 2% до 4%

    Если работодатель отказывается следовать законодательству, ему вменят административный штраф. Вопросы возникают из-за отсутствия в законах четкого определения выделению рабочего места.

    Если просмотреть Федеральное законодательство, то работодатель должен оформить в кадровых документах место для сотрудника с указанием в штатном расписании. То есть начальник физически обязан сформировать место для инвалида.

    Административная ответственность предприятия не означает, что работодатели должны самостоятельно искать инвалидов и заполнять квоту. Лицами с ограниченными возможностями занимается Центр занятости, перед которым отчитываются организации.

    В регионах

    Чтобы лучше понять квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году в регионах, требуется учесть законы субъекта.

    Процент может отличаться от города к городу:

    2% в Москве для работодателей, если штат сотрудников превышает 100
    1% и 2% в Московской области для начальников, если в штате работает от 35 до 100 человек и для организаций с численностью от 100 сотрудников соответственно
    5% в Санкт-Петербурге для компаний, в которых работают от 100 человек

    Особенности квотирования для инвалидов

    Законодательством установлены особенности, которым обязаны следовать предприятия при определении мест для инвалидов.

    Например, создавать квоты обязаны только некоторые организации:

    • если численность превышает 100 человек (граждане трудоустроены официально). Если в компании работает от 35 до 100 человек, то квота будет минимальной. Небольшие фирмы не должны создавать отдельные места;
    • если организация действует в одной из форма собственности, создавать места не требуется. Например, государственные предприятия принимают инвалидов наравне с остальными претендентами;
    • если деятельность фирмы направлена на поддержку инвалидов, отдельной квоты не существует;
    • не требуется создавать места предприятиям, в которых работники действуют в сложных или опасных условиях.
    Читайте так же:  Правила заполнения журнала регистрации приказов по основной деятельности

    Местному правительству дано право устанавливать размер квоты в регионе. Показатели значительно разнятся от субъекта к субъекту. Если инвалид хочет поступить в МВД или соответствующие структуры, они подают заявку на общих основаниях.

    Порядок действий

    Перед определением квоты в регионе требуется дождаться актуальных данных от государства. Когда информация получена, можно восполнить обязательства по квоте 4 способами:

    • работодатель опубликовал объявление о принятии на работу сотрудника по квоте и получил заявление от инвалида;
    • инвалид подошел в Центр занятости за рабочим местом;
    • предприятие отправило уведомление в Центр занятости города, которая ищет подходящего профессионала;
    • предприятие и инвалид участвуют в ярмарке вакансий, человек проходит собеседование и получает рабочее место.

    Независимо от выбранного варианта трудоустройства дальнейшее оформление инвалида проходит по стандартному алгоритму.

    Как составить приказ и его образец

    Приказ требуется опубликовать при принятии человека на должность, чтобы создать рабочее место и специальные условия для инвалида.

    Стандартный пример приказа об оформлении места для человека можно скачать здесь.

    Независимо от выбранного бланка требуется указать следующую информацию:

    • название организации полностью, реквизиты документа, дата регистрации;
    • название приказа, на основании каких законов работодатель принимает решение о принятии инвалида на работу;
    • в теле приказа должны быть указание о подготовке места и соответствующих условий труда для нового сотрудника;
    • в конце документа вписываются полные данные о директоре или человеке, который издает приказ;
    • последними ставятся дата и подпись.

    Образец заполнения:

    Обязанности кадровика

    Кадровик обязан трудоустроить гражданина по стандартной процедуре:

    • инвалид проходить собеседование;
    • для оформление в отдел кадров поступают документы, проверяются достоверность и наличие квалификации;
    • человек теряет статус безработного в Центре занятости;
    • гражданин получает от кадровика отчет о принятии на работу.

    Процедура оформления повторяет стандартную. Единственным исключением является создание комфортных условий работы для инвалида и оформление дополнительных льгот.

    Несмотря на стандартную процедуру оформления на работу, трудовые отношения с инвалидами несколько отличаются от общепринятых.

    Например, трудовой договор, подписанный с инвалидом 3 группы, обязательно должен содержать следующие условия:

    • сотрудник не должен быть задействован в опасных или вредных условиях, или в работе, которую по состоянию здоровья невозможно выполнить;
    • инвалид не должен ездить в командировки;
    • люди с ограниченными возможностями работают меньше остальных. Оплата труда и расчет происходят с учетом сокращенных часов;
    • в праздники и выходные вызывать на работу инвалидов запрещено;
    • указывается количество больничных дней в году, которые оплачивает работодатель;
    • стандартный отпуск составляет 30 дней, также полагаются дополнительные дни отдыха.

    Если предприятие подпадает под закон о квотах, требуется подготовить следующие документы:

    • положение о квотировании, в котором обязательно прописываются:
      • размер квот и для каких групп подходит;
      • процесс осуществления мероприятий по принятию инвалидов;
      • сотрудник, на которые возложены обязанности.
    • приказ об оформлении рабочего места, в котором вписываются:
      • должность, на которую поступает инвалид;
      • процесс изменения условий для осуществления обязанностей на предприятии;
      • гражданин, ответственный за исполнение.

    Квотирование рабочих мест проверяется исполнительными властями, поэтому работодатели должны сдавать отчет. Если общественная организация помогает инвалидам и ее уставной капитал состоит из вклада объединения, то дополнительных документов сдавать не требуется.

    Законодательством не установлена форма предоставления отчета, стандартный пример документа можно скачать здесь.

    Законодательством регионов могут быть определены сроки предоставления отчетности. Если директор предприятия не уверен по поводу процесса подачи документов в его субъекте, требуется проверить правовой акт в сфере труда и занятости.

    Заполненный образец:

    Ответственность работодателя за нарушения

    Если работодатель отказывает инвалидам в трудоустройстве без законных оснований или не создает места для граждан с ограниченными возможностями, ему впишут административный штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

    Однако оплатой штрафа предприниматель не отделается: в законодательстве прописана дополнительная ответственность за непредставление мест инвалидам, которая регулируется региональными властями. Второй штраф составляет от нескольких тысяч до 20 тысяч рублей.

    Статьей 5.42 КоАП установлено, что к административной ответственности привлекаются лица, которые отказали принимать инвалида на работу.

    То есть кадровик также привлекается к ответственности за неисполнение обязанностей. Однако отдельной статьи за то, что предприниматель не сдает вовремя отчеты, не установлено.

    На данном этапе развития страны граждане с ограниченными возможностями могут найти хорошо оплачиваемое место работы, подстроенное под их уникальные нужды.

    Большинство предприятий обязаны предоставлять небольшое количество место инвалидам, оценивая их по квалификации и умениям. Некоторые организации предлагают удаленную работу, связанную с обработкой и получением информации через Интернет.

    Видео по теме:

    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

    Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

    1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
    2. Позвоните на горячую линию:
      • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
      • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
      • Регионы — 8 (800) 222-69-48
    Видео (кликните для воспроизведения).

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Источники


    1. Взаимодействие органов имущественного блока Санкт-Петербурга с юридическими и физическими лицами по вопросам оборота государственного недвижимого имущества и управления государственной собственностью. — М.: Леонтьевский центр, 2004. — 624 c.

    2. Краев, Н. А. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный) / Н.А. Краев, А.Н. Борисов. — М.: Деловой двор, 2015. — 160 c.

    3. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Новый Юрист, 1998. — 624 c.
    4. ред. Славин, М.М. Становление судебной власти в обновляющейся России; М.: Институт государства и права РАН, 2013. — 880 c.
    5. Конституционный судебный процесс / ред. М.С. Саликов. — М.: Норма, 2015. — 416 c.
    Разработан пакет законов, изменяющих регулирование квотирования рабочих мест для инвалидов (законопр
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here