Резиденты и нерезиденты в валютных правоотношениях

Полная информация на тему: "Резиденты и нерезиденты в валютных правоотношениях" в помощь грамотному гражданину.

Понятие и структура валютных правоотношений

Валютные правоотношения — это урегулированные нормами ряда отраслей права, в том числе финансового права, общественные отношения, возникающие в процессе осуществления валютных операций, проведения валютного контроля и регламентирования валютного обращения. Регулирует валютные правоотношения Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Структуру валютных правоотношений образуют три элемента: субъекты, объекты и содержание.

Субъекты валютных правоотношений разделяются на резидентов и нерезидентов.

К резидентам относятся:

  • физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;
  • предприятия и организации, не являющиеся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством РФ и с местом нахождения в РФ;
  • дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ;
  • филиалы и представительства за пределами РФ вышеозначенных юридических лиц, а также предприятий и организаций, не являющихся юридическими лицами.

К нерезидентам относятся:

  • физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами РФ;
  • предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами РФ;
  • находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;
  • находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов — юридических лиц и предприятий, не являющихся юридическими лицами.

Деление субъектов валютных правоотношений на резидентов и нерезидентов обусловлено разным объемом предоставленных им прав и обязанностей по совершению различных валютных операций и сделок.

Под объектами валютных правоотношений понимаются:

  • валюта РФ;
  • ценные бумага, номинированные в валюте РФ;
  • иностранная валюта;
  • валютные ценности.

Содержание валютных правоотношений образуют права субъектов на совершение валютных операций и связанные с этим обязанности.

Резиденты и нерезиденты, их права и обязанности — Банковское право (Белоусов Д.С.)

Резиденты:

  1. физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых, постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
  2. постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного российским законодательством, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством;
  3. находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов – юридических лиц, созданных в соответствии с российским законодательством; дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
  4. РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Нерезиденты:

  1. физические лица, не являющиеся резидентами; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
  2. организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории России;
  3. аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
  4. межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;
  5. находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций: без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено законом; производить расчеты при осуществлении валютных операций через банковские счета, за исключением некоторых валютных операций (передачи физическим лицом – резидентом валютных ценностей в дар РФ, субъекту РФ и (или) муниципальному образованию); производить расчеты при осуществлении валютных операций через счета, открытые в банках за пределами территории РФ, за счет средств, зачисленных на эти счета; списывать и (или) зачислять денежные средства, внутренние и внешние ценные бумаги со специального счета и на специальный счет резидента; осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет.

Нерезиденты имеют право: открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках; без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РФ со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в банках за пределами территории РФ на свои банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках; без ограничений перечислять иностранную валюту со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ; списывать и (или) зачислять денежные средства, внутренние и внешние ценные бумаги со специального счета и на специальный счет нерезидента в установленном ЦБ РФ порядке.

Виды валютных операций резидентов и нерезидентов

К резидентам относятся:

  • физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; их филиалы и представительства, находящиеся за пределами РФ;
  • дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ.

Валютные операции резидентов в РФ следующие.

1. Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений.

2. Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляющиеся резидентами без ограничений:

  • расчеты за экспорт товаров при условии, что срок возврата валютной выручки от реализации этих товаров на экспорт не будет превышать 3 года с даты фактического пересечения этими товарами таможенной границы РФ;
  • расчеты за производимые резидентами за пределами территории РФ строительные и подрядные работы, сроки платежа за которые в соответствии с условиями заключенных договоров превышают 90 дней, при условии, что срок возврата валютной выручки за произведенные строительные и подрядные работы не будет превышать 5 лет с даты заключения такого договора;
  • расчеты, связанные со взносами и выплатами по страхованию и перестрахованию, осуществляемыми в период срока действия соответствующего договора, при условии, что срок действия указанного договора не будет превышать 5 лет с даты его заключения;
  • переводы физическим лицом – резидентом иностранной валюты в РФ и из РФ на сумму, не превышающую 75 тыс. долл. США, осуществляемые в течение календарного года в целях приобретения физическим лицом – резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, или в целях реализации физическим лицом – резидентом принадлежащих ему прав на указанные ценные бумаги.
Читайте так же:  Как проверить действительность свидетельства о государственной регистрации права

К нерезидентам относятся:

  • физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; их филиалы и представительства, находящиеся в РФ;
  • находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства.

Операции, осуществляемые нерезидентами:

  • нерезиденты имеют право без ограничения переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в РФ при соблюдении таможенных правил;
  • нерезиденты имеют право продавать и покупать иностранную валюту за валюту РФ в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ.

67. Понятие и виды валютных операций. Резиденты и нерезиденты в валютных правоотношениях.

В связи с функционированием валюты осуществляются валютные операции. Основой классификации валютных операций является признак резидентства. К валютным операциям законодатель относит:

– приобретение резидентом у резидента и отчуждение, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

– приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

– приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

– ввоз на таможенную территорию России и вывоз с ее таможенной территории валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

– перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

– перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.

[1]

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ФЗ, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на: текущие (получение и предоставление финансовых кредитов и др.) и связанные с движением капитала.

Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением случаев предусмотренных законом.

Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов в банках за пределами территории РФ на банковские счета в уполномоченных банках или банковских счетов в уполномоченных банках на счета в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках. Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований, установленных законодательством РФ.

Для целей контроля определен перечень операций, на проведение которых могут быть наложены какие-либо ограничения. Этот перечень является закрытым, и указанные в нем операции делятся на две группы в зависимости от того, какой орган осуществляет их регулирование – Правительство РФ или ЦБ РФ. В соответствии с Законом Правительство РФ осуществляет регулирование, в основном, посредством введения ограничений в виде резервирования определенных сумм. Например, при регулировании операций, связанных с расчетами и переводами между резидентами и нерезидентами при экспорте определенных товаров, Правительство РФ вправе применить такой способ регулирования, как становление требования о резервировании резидентом в день истечения 3-летнего срока определенной суммы денежных средств на срок до исполнения нерезидентом обязательств по оплате (но не более 2 лет).

Резиденты и нерезиденты в валютных правоотношениях

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»:

«1. Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением. «.

Далее следует обширный перечень исключений или разрешенных валютных операций между резидентами. Однако в законе о валютном регулировании он изложен в затрудненном для обычного понимания виде, с многочисленными ссылками на другие статьи закона. В упрощенной форме с разбивкой по группам схожих операций для первичного планирования операций его можно представить нижеприведенным образом. Но при этом важно учитывать, что для итогового планирования и проведения конкретных валютных операций необходимо основываться строго на нормах закона о валютном регулировании. Кроме того, в ряде случаев сами нормы закона о валютном регулировании требуют расшифровки по другим законам и (или) правовым актам РФ.

Новости

16.07.2019
В Госдуму внесли законопроект о совершении резидентами валютных операций с наличной валютой

Аналитические правовые услуги по ВЭД, счетам за рубежом, КИК, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро «Проект-ВС» (Москва) • 2001-2019 • Контакты
© Автор сайта: Славинский В. Ч. Все права сохранены

Резиденты и нерезиденты в валютных правоотношениях

► Правовые услуги по валютному регулированию ► Валютные резиденты и нерезиденты

Читайте так же:  Что значит форс-мажор в договоре - понятие

Извлечение из Федерального закона от 10.12.2013 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»:

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;

(пп. «а» в ред. Федерального закона от 28.12.2017 г. № 427-ФЗ)

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;

(пп. «д» в ред. Федерального закона от 28.12.2017 г.

[2]

Резиденты в валютном законодательстве

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;

ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части;

8) уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;

Федерального закона от 14.03.2013 г. № 29-ФЗ)

1. Характеристика Закона

2. Валютные операции

3. Внутренний валютный рынок

4. Ввоз и вывоз валюты и ценных бумаг

Список используемой литературы

29 июня 2004 года начали действовать положения Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» в отношении порядка открытия и использования счетов юридических лиц – резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации

Закон предусматривает довольно серьезную либерализацию валютного режима. Прежде всего, отменяется разрешительный порядок проведения валютных операций, связанных с движением капитала (включая инвестиции российских резидентов за рубежом). Отныне никакие валютные операции резидентов с нерезидентами не требуют особого разрешения Центрального банка. Взамен, однако, вводятся меры экономического сдерживания: правительству и ЦБ России дано право введения резервирования по некоторым видам валютных операций. Это значит, что сумма, пропорциональная сумме данной операции, блокируется на отдельном счете на определенный срок. Кроме того, некоторые виды операций можно проводить только через специальные счета, предназначенные для облегчения государственного контроля.

Автор ставит перед собой следующие цели: дать характеристику ФЗ № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», рассмотреть основные положения данного закона.

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Характеристика Закона

Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» содержит в себе 25 статьей, которые объединены в 5 глав. К ним относится общее положение, валютное регулирование, репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ и обязательная продажа части валютной выручки, валютный контроль и заключительное положение.

Целью Закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильность внутреннего валютного рынка РФ.

Общее положения включает принципы валютного регулирования и валютного контроля, основные понятия, используемые в данном Законе, к ним относиться валюта РФ, иностранная валюта, внутренние ценные бумаги, валютные ценности, резиденты, нерезиденты, валютные операции и другие.

Закон вносит определенные изменения в понятийный аппарат законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.

Прежде всего, уточнены понятия валюты РФ и иностранной валюты, резидентов, нерезидентов, уполномоченных банков. Определения этих понятий приведены в соответствие с другими отраслями законодательства, и прежде всего с ГК РФ.

В главе валютное регулирование содержатся положения об органах валютного регулирования, к ним Закон относит Центральный банк РФ и правительство. А также в 5 главе рассмотрены валютные операции между резидентами и нерезидентами, валютные операции между резедентами, валютные операции между нерезидентами, права и обязанности резидентов и нерезидентов и т.д

Валютный контроль в соответствии с Законом осуществляет правительство РФ, ЦБ РФ, федеральные органы исполнительной власти уполномоченные правительством РФ.

Закон фиксирует понятие паспорта сделки, ранее содержавшееся лишь в актах ЦБР. Так называется документ, содержащий основные сведения о валютной операции, который оформляется резидентами в своих уполномоченных банках при осуществлении валютных операций с нерезидентом. Правила оформления паспорта сделки устанавливает ЦБР; этот документ затем может использоваться для целей валютного контроля (в частности, передаваться в таможенные органы для контроля за экспортом и импортом).

Таким образом, закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

2. Валютные операции

В Законе уточнено понятие «валютные операции». Теперь это любые операции, связанные с переходом прав собственности на валютные ценности, переводы средств одним и тем же лицом со счета на счет или ввоз-вывоз валюты на территорию России.

Валютные операции между резидентом и нерезидентом

На практике наибольший интерес представляют, по-видимому, валютные операции между резидентами и нерезидентами. Согласно данному закону, они осуществляются без ограничений, кроме некоторых операций по определенному закрытому списку.

Читайте так же:  График обработки информации и подачи апелляции гиа 9 москва

В предыдущей версии закона валютные операции делились на текущие (в частности, экспорт и импорт) и капитальные (в частности, инвестиции и кредиты). При этом текущие операции осуществлялись без ограничений, а на осуществление капитальной операции требовалось, по общему правилу, особое разрешение ЦБР или отдельный разрешительный нормативный акт. Таким образом, действовал принцип «запрещено все, что не разрешено». Теперь ситуация противоположная: разрешены любые операции с нерезидентами, но с некоторыми ограничениями.

Ограничения, впрочем, не означают запрета. Предполагается лишь возможность введения для определенных (капитальных) операций между резидентами и нерезидентами требования о резервировании и (или) использовании спецсчета. По некоторым операциям решение принимает правительство, по некоторым — ЦБР. Если такое решение не принято, операции проводятся без ограничений.

Как бы извиняясь перед согражданами, законодатель сообщает непосредственно в тексте закона, что «ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации», и что эти ограничения «отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление».

Правительство может вводить ограничения по следующим видам операций между резидентами и нерезидентами:

— расчеты по экспорту определенных видов товаров (продукция машиностроения, транспортные средства, оружие и боеприпасы), с отсрочкой свыше трех лет;

— расчеты за строительство за рубежом, с отсрочкой свыше пяти лет;

— расчеты по внешнеторговой деятельности, где резидент предоставляет нерезиденту отсрочку платежа более 180 дней;

— расчеты по кредитам, предоставленным резидентами нерезидентам на срок свыше 180 дней;

— расчеты по кредитам, предоставленным резидентами нерезидентам на срок свыше трех лет в виде предоплаты по импорту определенных видов товаров (продукция машиностроения, транспортные средства, оружие и боеприпасы);

— расчеты при приобретении резидентами у нерезидентов долей в капитале юридических лиц.

Центральный банк может вводить ограничения по следующим видам операций между резидентами и нерезидентами:

— расчеты по кредитам и займам (в валюте);

[3]

— расчеты по кредитам и займам (в рублях);

— операции с внешними ценными бумагами (включая расчеты);

— исполнение резидентами обязательств по внешним ценным бумагам

— операции по приобретению внутренних ценных бумаг (включая расчеты);

— исполнение резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам;

— операции кредитных организаций, кроме банков .

Предусмотрена возможность введения спецсчетов и резервных требований как для резидентов, так и для нерезидентов.

Резиденты и нерезиденты в валютных правоотношениях

Резервные требования — до 20% на срок до года или до 100% на срок до 60 дней; они устанавливаются ЦБР по согласованию с правительством.

При этом расчеты по внутренним бумагам осуществляются в рублях, а по внешним могут осуществляться в валюте, если иное не установлено ЦБР.

Физическим лицам-резидентам разрешено без ограничений приобретать у нерезидентов (а также продавать и производить другие операции) внешние ценные бумаги на сумму до 150 тыс. долл. в год (сумма выросла вдвое по сравнению с предыдущей версией закона).

Валютные операции между резидентами

Валютные операции между резидентами запрещены, кроме операций по определенному закрытому списку. В список входят:

  • расчеты в магазинах беспошлинной торговли;
  • операции между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) по договорам с нерезидентами;
  • операции по вспомогательным договорам при экспорте, импорте, транзите через РФ (перевозка, страхование);
  • операции с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени РФ (на организованном рынке РФ и через депозитарии в РФ);
  • операции юридических лиц с внешними ценными бумагами (через депозитарии в РФ и с расчетами в рублях);
  • уплата налогов в валюте;
  • некоторые операции физических лиц (включая дарение валюты близким родственникам, переводы в РФ и из РФ и др.).

Валютные операции между нерезидентами

Может показаться странным, что валютные операции между нерезидентами также регулируются рассматриваемым законом РФ. Напомним в связи с этим, что операции между нерезидентами с рублями и рублевыми ценными бумагами закон относит к валютным операциям.

К счастью для нерезидентов, им разрешено безо всяких ограничений переводить иностранную валюту с одного счета на другой, как в пределах РФ, так и за границу или из-за границы, как на свои собственные счета, так и на счета других нерезидентов.

Операции с рублевыми ценными бумагами нерезиденты производят в рамках законодательства РФ (антимонопольное и о ценных бумагах). Порядок ведения операций устанавливается ЦБР, при этом возможно введение для них спецсчетов.

Резиденты и нерезиденты в валютных правоотношениях

Основным законодательным актом в области валютных отношений Российской Федерации является Закон РСФСР от 9 октября 1992 г. О валютном регулировании и валютном контроле , а также другие законы и подзаконные акты. В Законе определены основные понятия иностранная валюта и валютные ценности, текущие операции платежного баланса, капитальные операции, а также ключевые понятия валютного законодательства — резидент и нерезидент , имеющие различные режимы валютного регулирования. [c.520]

Платежный баланс представляет собой статистический отчет обо всех международных сделках резидентов той или иной страны с нерезидентами за определенный период времени. Он отражает соотношение между объемом товаров и услуг, полученных данной страной из-за границы и предоставленных загранице, а также изменения в финансовой позиции страны по отношению к загранице. Динамика платежного баланса является важным индикатором для правительства любой страны при проведении экономической политики, особенно в валютной, денежно-кредитной и налоговой сферах. [c.830]

Приобретаемые в уполномоченных предприятиях товары (работы, услуги) могут быть оплачены как самими гражданами непосредственно, так и предприятиями (резидентами и нерезидентами), с которыми эти граждане состоят в трудовых отношениях на условиях найма. Предприятия оплачивают их только в безналичном порядке с текущих валютных счетов с соблюдением действующего налогового законодательства. [c.272]

В валютных операциях указанный закон определяет разное отношение к резидентам и нерезидентам. К резидентам относятся [c.199]

Субъектами валютных отношений выступают резиденты ц нерезиденты Российской Федерации, в основе деления который лежат общепризнанные в международном частном праве критерии. Банки РФ для проведения операций с валютой должны иметь соответствующую лицензию. Существует три вида лицензии внутренняя валютная лицензия, позволяющая коммерческому банку открывать валютные счета только в банках РФ расширенная лицензия, дающая возможность открывать определенное чис-t ло счетов в иностранной валюте за границей генеральная лицензия, дающая право на открытие любого количества корреспондентских счетов за границей и проведение любых операций с ва лютой на территории РФ и за ее пределами. [c.140]

Читайте так же:  Регистрация несовершеннолетних детей по месту жительства родителей

Важнейшей частью МФР является мировой валютной рынок (МБР), представляющий собой совокупность денежных требований и обязательств нерезидентов друг к другу. МБР сложился в связи с возникновением и развитием мировой валютной системы (МВС) — исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений. [c.516]

Порядок валютных операций в отношении резидентов и нерезидентов регулируется нормативно-законодательными актами РФ и устанавливается Центральным банком Российской Федерации. [c.376]

ЗАКОН РФ «О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ» — действующий закон, принятый Верховным Советом РФ в октябре 1992 г. Определяет принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов валютного регулирования и контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Закон определяет, что расчеты между резидентами осуществляются в валюте РФ без ограничений. Порядок приобретения и использования российской валюты нерезидентами устанавливается Центральным банком РФ. Резиденты могут покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке. Иностранная валюта, получаемая резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках. Счета в иностранной валюте в зарубежных банках резиденты могут открывать в случаях и на условиях Центрального банка РФ — основного органа валютного регулирования и валютного контроля. Органом валютного контроля является также Правительство РФ, а агентами валютного контроля — организации, которые в соответствии с законодательными актами могут осуществлять функции валютного контроля. [c.116]

НЕРЕЗИДЕНТЫ — категория юридических и физических лиц, по отношению к которым действующее законодательство устанавливает иной, по сравнению с резидентами, порядок осуществления валютных операций. Согласно Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» к Н. относятся а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ, в [c.265]

РЕЗИДЕНТЫ — категория юридических и физических лиц, по отношению к которым действующее законодательство устанавливает иной, по сравнению с нерезидентами, порядок осуществления валютных операций. Согласно Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» к Р. относятся а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в России, в том числе временно находящиеся за ее пределами б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ и с местонахождением на ее территории в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ и с местонахождением на ее территории г) дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за ее пределами д) находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства российских юридических лиц. [c.336]

Средства на счетах нерезидентов во франц. франках с декабря 1958 г. обмениваются без ограничения на доллары СЩА и другие обратимые валюты и могут использоваться для расчетов по большинству валютных операций. Остальные валютные операции нерезидентов и все операции с заграницей и с нерезидентами во Франции контролируются валютными органами (здесь под термином Франция понимается континентальная Франция, включая Корсику, и заморские департаменты Франции). В отношении валютного контроля к Франции приравнены также княжество Монако, освободившиеся страны Тропической Африки — члены зоны франка, осуществляющие валютные операции через операционные счета, открытые им в казначействе Франции. Операции резидентов Франции с этими странами могут осуществляться во франц. франках и не подлежат валютному контролю. [c.256]

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением некоторых видов валютных операций, указанных ниже, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса России. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. [c.478]

Основной вопрос в отношениях российских банков с иностранными инвесторами касался выплат по срочным валютным контрактам. Его решение зависело от политики Правительства, возможностей самих банков и позиции нерезидентов. По данным Гильдии профессиональных дилеров, объем открытых позиций с датой валютирования с 17.08.98 по 15.01.99 составлял [c.174]

Основой жизнеспособности центра международных финансов должно стать установление налоговых и других льгот по операциям с нерезидентами и иностранными финансовыми активами, а также наличие либеральных норм финансового рынка, которые включают отсутствие валютного контроля и свобода репатриации капиталов. Все операции в рамках центра международных финансов должны вестись по схеме нерезидент — нерезидент , валюта-валюта система налоговых льгот и льгот по обязательным платежам во внебюджетные фонды в отношении компаний и персонала, занятых исключительно операциями ЦМФ облегченный порядок регистрации и лицензирования в отношении юридических лиц и специалистов, занятых исключительно операциями ЦМФ льготные условия использования городского имущества раскрытие информации по финансовым активам, обра- [c.362]

Более подробно характеризует экономическую политику не простая, а так называемая институциональная открытость. Согласно этому (институциональному) подходу, экономика считается более открытой, если резиденты сталкиваются с меньшим числом ограничений (в том числе и валютных) при выходе на внешний рынок, так же как и нерезиденты при выходе на национальный рынок. Количественно степень институциональной открытости может быть измерена следующим отношением (чем выше Ю, тем ниже степень открытости) [c.332]

ОФФШОРНЫЙ БАНКОВСКИЙ ЦЕНТР -мировой финансовый центр, где банковским учреждениям разрешены операции с нерезидентами в иностранной для данной страны валюте, на которые не распространяется национальный режим регулирования банковских операций, взимание налогов и валютный контроль. Подобный режим существует на еврорынке в отношении отгераций с евровалютами. В О.б.ц. внутренний рынок ссудных капиталов изолирован от внешнего путем отделения счетов резидентов от нерезидентов. Важнейшие О.б.ц. — Лондон, Париж, Брюссель, Люксембург, Багамские, Бермудские, Каймановы Острова, Сингапур, Гонконг, Бахрейн, Панама, Вануату, Нор-манские острова (Гернси, Джерси). После объявления Нью-Йорка свободной банковской зоной к О.б.ц. относится и этот город, [c.293]

Читайте так же:  Предлагаются поправки в закон о применении ккт

Кроме того, широко используется понятие баланса официальных расчетов. В балансе официальных расчетов отражаются расчеты правительств и центральных банков по обеспечению достаточных валютных ресурсов и сбалансированию разрывов в поступлениях и платежах между резидентами и нерезидентами. Баланс официальных расчетов это чистый итог правительственных операций. Он характеризует конечные расчеты по этим операциям, для выплат по которым используются официальные резервы. Официальные расчеты необходимы в случаях нарушения равновесия в платежных отношениях страны с другими государствами. В случае активного сальдо происходит аккумуляция официальных резервов, в случае дефицита платежного баланса официальные резервы расходуются и уменьшаются. Платежный баланс страны может считаться нормальным, если обеспечивается нулевое сальдо базисного баланса или баланса официальных расчетов (в зависимости от того, с каких позиций осуществляется анализ) и отсутствуют существенные ограничения для международных операций в виде тари- [c.492]

Одним из важных отличительных признаков валютных операций, как было указано выше, является их специальный субъектный состав. При этом, рассматривая вопрос о субъектах (участниках) валютных операций, их нельзя путать с субъектами валютных отношений. Закон о валютном регулировании и контроле делит участников валютных операций на две категории — резидентов и нерезидентов. Круг же субъектов валютных отношений намного шире и включает в себя также органы и агентов валютного контроля. Учитывая, что валютные операции главным образом совершаются в процессе осуществления гражданско-правовых сделок, можно сделать вывод, что отношения между участниками валютных операций строятся на основе равенства, в то время как отношения между субъектами валютных отношений основаны также на властном подчинении одной стороны другой. [c.433]

Приказом Центрального банка 2 февраля 1996 г. был введен режим допуска иностранных инвесторов, в соответствии с которым они могли вкладывать средства в ГКО и ОФЗ-ПК с одновременным проведением иностранными инвесторами хеджирования операций по конвертации рублевых доходов (валютных свопов). Данный режим действовал до 15 сентября 1996 года. Им предусмаривалось, что покупка облигаций производится иностранными инвесторами через уполномоченных дилеров, заключивших с Банком России дополнительное соглашение к договору «О выполнении функций дилера на рынке государственных краткосрочных бескупонных облигаций». Представителями иностранных инвесторов в отношениях последних с уполномоченными дилерами при совершении операций с облигациями выступали уполномоченные банки — нерезиденты, список которых устанавливался приказом Банка России. Расчеты по сделкам нерезидентов осуществлялись через специальные рублевые счета в валюте Российской Федерации, открытые на имя уполномоченных банков — нерезидентов и иностранных инвесторов в банке-резиденте, выполняющем функции уполномоченного дилера. [c.206]

Гонконг, будучи очень сильно ориентированным на свободный рынок, характеризуется незначительным числом ограничений для резидентов или нерезидентов, физических лиц или компаний относительно проведения операций, займов и репатриации прибыли и капитала Подобные условия сохранились даже после того, как Гонконг присоединился к Китаю 1 июля 1997 года, как Особый Административный Регион (ОАР) Народной Республики Китай, поскольку стране была обещана «высокая степень автономности» как минимум на 50 лет с момента присоединения Гонконга к Китаю согласно условиям Китайско-Британской Декларации. Управление ОАР осуществляется на основе миниконституции -основного закона ОАР Гонконг. В Гонконге отсутствует валютный контроль и разрешены международные переводы денежных средств. Эти правила оставались неизменными с тех пор, как Китай получил суверенитет на ним от Великобритании. Таким образом, капитал может свободно циркулировать на фондовом рынке Гонконга. Не существует никаких ограничений в отношении конвертации и перевода дивидендов и процентов. Инвесторы приносят свой капитал в Гонконг через открытый валютный рынок и изымают его таким же образом. [c.240]

Стремление Росси к интеграции в мировое хозяйство предполагает ее активное участие в международных валютно-финансовых и кредитных отношениях. Чтобы стать полноправным участником этих отношений, России предстоит решить немало проблем. При этом стратегической задачей ее валютной политики является введение свободного обмена рубля на конвертируемые валюты. Это предполагает наличие сбалансированного и открытого (в рамках избранной стратегии) для нерезидентов внутреннего рынка товаров, услуг, капитала, валют, отмену валютных ограничений. Курс рубля к конвертируемым валютам обеспечивает связь экономики России с мировым рынком. [c.59]

Видео (кликните для воспроизведения).

Законодательное определение валютных операций представляется довольно экстенсивным и не отражающим сущности валютных операций, поскольку не содержит указания на их общие признаки и специфику по отношению к деятельности, не связанной с валютными ценностями. Она более напоминает одну из классификаций валютных операций. Исходя из приведенного перечня, валютные операции в узком смысле можно рассматривать как действия резидентов и/или нерезидентов, направленные на установление, изменение или прекращение их прав и обязанностей в отношении валютных ценностей. Данное определение близко к определению гражданско-правовой сделки, отличаясь от него только наличием объекта с особым правовым режимом, которым являются валютные ценности. Поэтому его скорее можно рассматривать как определение валютной сделки, позволяющее отметить общие признаки валютных операций и гражданско-правовых сделок, но не дающее возможности выделить специфические особенности деятельности с валютными ценностями. [c.414]

Источники


  1. Дубинский, А. Руководствуясь законом; политической литературы Украины, 2013. — 112 c.

  2. Виноградов, И.В.; Гладких, А.С.; Крюков, В.Н и др. Судебно-медицинская экспертиза; М.: Юридическая литература, 2012. — 320 c.

  3. ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.
  4. Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Т.Н. Радько. — М.: Проспект, 2015. — 776 c.
  5. Исследования по истории и теории развития авиационной и ракетно-космической науки и техники: моногр. . — М.: Наука, 2011. — 264 c.
Резиденты и нерезиденты в валютных правоотношениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here