Система управления охраной труда подлежит особой проверке при несчастных случаях разъяснения роструд

Полная информация на тему: "Система управления охраной труда подлежит особой проверке при несчастных случаях разъяснения роструд" в помощь грамотному гражданину.

Содержание

Роструд утвердил Методические рекомендации по проверке системы охраны труда у работодателя

scanrail / Depositphotos.com

Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации

, и получите диплом установленного образца

Рекомендации разработаны для использования государственными инспекторами труда при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастными случаями и должны использоваться инспекторами в обязательном порядке (приказ Роструда от 21 марта 2019 г. № 77).

Документы по теме:

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Система управления охраной труда подлежит особой проверке при несчастных случаях: разъяснения Роструда

Система управления охраной труда (далее — СУОТ) будет проверяться госинспекциями по труду с учетом Методических рекомендаций по проверке…, утв. приказом Роструда от 21.03.2019 № 77 (далее — приказ № 77).

Обратите внимание! СУОТ на предприятии устанавливается с учетом Типового положения, утв. приказом Минтруда РФ от 19.08.2016 № 438н.

В каких случаях госинспекции будут применять приказ № 77

Исходя из преамбулы приказа № 77, он издан для единообразия проверок инспекциями системы управления охраной труда при несчастных случаях. Госинспекции будут применять данные рекомендации:

  • непосредственно при расследовании случаев производственного травматизма;
  • при проведении внеплановых проверок в связи с несчастными случаями.

Обратите внимание! Если вопросы создания и функционирования системы управления безопасностью охраны труда не были рассмотрены при расследовании несчастного случая, то согласно п. 3.2 приказа № 77 указанное является основанием для проведения допрасследования.

Важно! Дополнительные расследования проводятся инспекторами независимо от срока давности несчастного случая (ч. 1 ст. 229.3 ТК РФ). По результатам такого расследования компании выдается обязательное для исполнения предписание.

Как приказ № 77 будет применяться при внеплановых проверках в 2019 году

Внеплановые проверки в 2019 и последующие годы в соответствии с п. 8 Методических рекомендаций предлагается подразделять на 2 составляющие:

  1. Изучение документов о системе управления охраной труда на предприятии.
  2. Проверку рабочих мест (соответствия оборудования, технологии требованиям ОТ).

Обратите внимание! Исходя из п. 3 Методических рекомендаций, внеплановые проверки ГИТ проводятся в соответствии со ст. 360 ТК РФ и законом «О защите прав юрлиц…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

В Методических рекомендациях, утв. приказом № 77, подробно указывается, какие акты работодателя и обстоятельства должны быть изучены инспекторами при проведении внеплановых проверок инспекции труда и расследовании несчастных случаев. В п. 12 Рекомендаций разобран конкретный пример расследования несчастного случая.

Какие предписания будут выдавать инспекторы с учетом приказа № 77

В соответствии с п. 16 Методических рекомендаций в предписаниях инспекторам целесообразно указывать:

Предписание по результатам расследования инцидента

  • Устранение нарушений, явившихся основными причинами.
  • Устранение нарушений, явившихся сопутствующими причинами

Предписание по результатам внеплановой проверки

  • Устранение нарушений государственных требований.
  • Утранение нарушений локальных актов.
  • Устранение нарушений, касающихся СУОТ

Какая административная ответственность наступает за нарушения СУОТ

В п. 17 Методических рекомендаций обращено внимание на возможность привлечения к ответственности за выявленные нарушения по ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Обратите внимание! В Методических рекомендациях отмечается, что ответственность за отдельные нарушения предусмотрена разными частями рассматриваемой статьи КоАП РФ. Так, если отсутствует процедура обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, то ответственность наступает по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, если же сотрудники не обеспечены такими средствами, то применяется ч. 4 указанной статьи КоАП РФ.

О возмещении затрат сотруднику при несчастном случае на производстве читайте в материале «Возмещение затрат работнику в результате несчастного случая».

Роструд разрешил не оформлять протокол проверки знаний охраны труда

Что нового

Согласно «Порядку обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», который утвержден постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29, работодатели обязаны обучать требованиям охраны труда, а затем проверять знания у работников.

Как объясняют на сайте Онлайнинспекция.рф, проводится проверка знаний в письменной или устной форме — по усмотрению работодателя. При этом проверка может проводиться непосредственным руководителем работ, и по ее результатам оформляется протокол по форме, утвержденной приложением № 1 к Порядку (п. 3.6 Порядка). Выдавать удостоверение в случае проверки знаний требований охраны труда непосредственным руководителем работ не надо, поскольку оно выдается исключительно комиссией.

Читайте так же:  Для кадастрового учета и регистрации недвижимости утвержден единый административный регламент

В то же время в Роструде считают, что по результатам проверок знаний требований охраны труда у работников, на рабочих местах которых отсутствуют вредные или опасные факторы, протокол оформлять не нужно. Свою позицию чиновники высказали в Письме от 13.11.2017 № ПГ/27502-03-3. Как фиксировать, прошел проверку знаний работник или нет, в письме дополнительно не разъясняется.

Что говорит законодательство

Обращаем внимание специалистов, что письма Роструда не являются нормативными документами и не содержат обязательных для выполнения требований. Поэтому внимательно читаем зарегистрированный в Минюсте «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

Согласно разделу III документа, проверяют теоретические знания требований охраны труда и практические навыки безопасной работы непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда. Из п. 3.4 документа следует, что после обучения формируется комиссия, которая обязательно оформляет результаты проверки протоколом. Если же проводится проверка знаний после инструктажей, то это делается, как правило, в устной форме, и оформлять ничего не надо (п. 2.1.3 Порядка).

Положение об организации контроля за состоянием охраны труда в организации

Положение об организации контроля за состоянием охраны труда в организации (примерное). В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.

Контроль за состоянием условий и охраны труда, соблюдением требований нормативных и правовых актов по охране труда является одним из основных элементов системы управления охраной труда в организации.

В зависимости от целей оценки функционирования системы управления охраной труда выполняют различные виды контроля:

  • текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда;
  • постоянный контроль состояния производственной среды;
  • многоступенчатый контроль состояния условий труда на рабочем месте;
  • проверка готовности организации к работе в осенне-зимнем периоде;
  • внутренняя проверка (аудит) системы управления;
  • внешняя проверка (аудит) органом по сертификации с выдачей сертификата соответствия.

Контроль за состоянием условий и охраны труда в организации осуществляется руководителями и специалистами, на которых приказами (распоряжениями) возложены эти функциональные обязанности, службой охраны труда или специалистами по охране труда, комитетом (комиссией) по охране труда.

Общественный контроль за соблюдением работодателями и их представителями государственных нормативных и правовых требований охраны труда осуществляют уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов, совместный комитет по охране труда, представители представительного органа работников.

Законодательством не предусмотрено каких-либо особенностей организации контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах. Порядок проведения (процедура контроля) устанавливается работодателем самостоятельно.

Основные направления организации контроля условий и охраны труда по уровням управления зависят от структуры организации, специфики ее деятельности, численности работников.

Для крупных организаций, в которых особо выделяют процессы (технологические, вспомогательные, обслуживающие), непосредственно связанные с эксплуатацией оборудования, инструмента, транспорта — применимы три ступени контроля.

Деятельность малого (до 100 чел., микропредприятие до 15 чел.) и среднего (от 100 до 200 чел.) предприятия далеко не всегда удается подстроить под какую-либо схему. Тем не менее, практика работы по охране труда многих таких предприятий показывает, что для осуществления контроля применимы две ступени контроля.

Положение об организации контроля за состоянием охраны труда является нормативным правовым актом, который разрабатывается и вводится для регламентации процедуры системы управления охраной труда в организации.

Структуру Положения определяют работодатель исходя из специфики деятельности организации и ее размера, а также принятых в организации методик разработки локальных нормативных актов. Приводимое ниже Положение подготовлено для непроизводственной организации, отсюда незначительное количество норм, определяющих механизм проведения контроля за состоянием условий охраны труда на производстве.

В Положении об организации и проведении контроля за состоянием охраны труда целесообразно включить следующие разделы:

  1. Общие положения;
  2. Порядок проведения контроля за состоянием охраны труда;
  3. Общественный контроль за состоянием охраны труда;
  4. Права специалистов, осуществляющих контроль за состоянием охраны труда.

ПОЛОЖЕНИЕ

Об организации и проведении

контроля за состоянием охраны труда

1.Общие положения

1.1.Настоящее положение, разработано в соответствии со статьей 212, Трудового кодекса Российской Федерации и устанавливает порядок организации контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах по стороны руководителей и специалистов организации совместно с первичной профсоюзной организацией .

1.2.Контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах в структурных подразделениях организации осуществляется руководителями структурных подразделений, специалистами службы охраны труда, Комитетом по охране труда путем проведения обследований структурных организаций (помещений и зданий в которых они располагаются).

1.3..Контроль за состоянием охраны труда проводится для установления:

а).соответствия фактического состояния охраны труда требованиям законодательства, правилам и нормам по охране труда;

б).степени выполнения работниками требований по охране труда, предписаний органов надзора, распоряжений руководства организации.

1.4.Основным содержанием контроля являются проверки:

а).соблюдения норм и правил охраны труда;

б).состояния обучения работников и пропаганда по охране труда;

в).состояние параметров микроклимата и наличия вредных производственных факторов , работы вентиляционного и другого санитарно-технического оборудования;

г).безопасности помещений и зданий;

д).безопасной эксплуатации транспортных средств, электрохозяйства, подъемников и лифтов, другого инженерно-технического оборудования;

е).обеспечения средствами индивидуальной защиты и их применения;

ж).состояния санитарно-бытового обеспечения работников;

з).состояние учета и анализа производственного травматизма;

и).выполнение предписаний контрольно-надзорных органов;

к).выполнение запланированных мероприятий по охране труда, в том числе в коллективном договоре;

1.5.По результатам обследований составляются акты и разрабатываются предложения по устранению выявленных нарушений норм и правил по охране труда.

Читайте так же:  Как получить исполнительный лист по решению суда

1.6.Обследования структурных подразделений организации производятся в соответствии с планом работы Комитета по охране труда, который составляется 1 раз в год и доводится до сведения руководителей структурных подразделений.

2.Порядок проведения контроля за состоянием охраны труда

2.1.Проведение контроля на первом уровне:

2.1.1.Для проведения оперативного контроля на первом уровне создаются комиссии в составе руководителя структурного подразделения и специалистов службы охраны труда (определяемого начальником службы охраны труда в расписании работы комиссий, составляемых ежемесячно)

2.1.2.Комиссия еженедельно в начале рабочего дня проводит обследование структурного подразделения, в ходе которого проверяются:

а) организация и содержание рабочих мест;

б) состояние освещенности;

в) исправность оборудования, инструментов и приспособлений;

г) наличие необходимых инструкций по охране труда, пожарной безопасности;

д) наличие спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

е) проведение инструктажей по охране труда

ж) наличие средств пожаротушения;

2.1.3.Все замечания записываются в журнал контроля за состоянием охраны труда с указанием сроков и исполнителей, ответственных за устранение выявленных несоответствий и нарушений.

2.2.Проведение контроля на втором уровне:

2.2.1.Комитет по охране труда еженедельно по графику, проверяет состояние охраны труда в структурных подразделениях.

2.2.2.При необходимости к работе Комитета привлекаются :

  • Представитель первичной профсоюзной организации;
  • _____(наименование должности__________________.

2.2.3.В ходе проверки второго уровня проверяется:

а).организация контроля первого уровня;

б).соблюдение в структурных подразделениях правил и норм по охране труда, а также выполнение распоряжений руководства организации, предписаний контрольно-надзорных органов;

в).выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда и мероприятий по материалам расследования несчастных случаев на производстве;

г).соблюдение правил эксплуатации и содержания зданий и помещений, оборудования и инструментов. состояния санитарно-бытовых помещений;

д).соблюдение правил эксплуатации электроустановок;

2.2.4.Каждое структурное подразделение подлежит обследованию не реже 1 раза в 6 месяцев.

2.3.Результаты обследования рассматриваются на заседании Комитета по охране труда, оформляются протоколом. По итогам разрабатываются мероприятия по устранению нарушений и требований правил и норм охраны труда .

3.Общественный контроль за состоянием охраны труда

3.1.Общественный контроль за соблюдением прав законных интересов работников в области охраны труда призван всемерно способствовать созданию здоровых и безопасных условий труда в структурных подразделениях организации.

3.2.Основными направлениями общественного контроля являются:

а).соблюдение работодателем законодательных и иных правовых актов по вопросам охраны труда ;

б).состояние условий и охраны труда на рабочих местах;

в).выполнение работниками их обязанностей по соблюдению норм и правил по охране труда;

3.3.Общественный контроль за состояние охраны труда в организациях осуществляется первичной профсоюзной организацией: уполномоченными по охране труда, внештатными техническими инспекторами.

4.Права специалистов, осуществляющих контроль

за состоянием охраны труда

Специалисты, осуществляющие контроль за состоянием охраны труда имеют право:

4.1.Знакомиться с документами, иными материалами , необходимыми для выполнения их служебных обязанностей в пределах своей компетенции.

4.2. Составлять акты, выдавать обязательные по результатам проверок для исполнения руководителями структурных подразделений и работниками предписаний об устранении нарушений.

4.3.Готовить предложения об отстранении от работы работников, не прошедших обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

4.4.Готовить представления на привлечение работников, виновных в нарушении требований по охране труда и дисциплинарной ответственности

Скачать Примерное положение «Об организации и проведении контроля за состоянием охраны труда» для непроизводственной сферы можно в разделе «Практические материалы»

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Утверждены методические рекомендации по расследованию несчастных случаев

Роструд утвердил и опубликовал , которые будут применять государственные инспекторы труда при проведении расследования несчастных случаев на предприятиях. Этот документ будет полезным для работодателей, так как подскажет им на что обратить внимание для предотвращения таких несчастных случаев.

Рекомендации по расследованию травматизма

Методические рекомендации состоят из 9 разделов, среди них:

  • общие вопросы организации расследования несчастного случая;
  • порядок проведения расследования несчастного случая;
  • порядок оформления его результатов;
  • правила выявления сокрытых несчастных случаев;
  • порядок составления отчетности.

Документ следует внимательно изучить всем специалистам по охране труда, для того, чтобы провести профилактические мероприятия и организовать работу предприятия так, чтобы сократить до минимума шансы появления случаев травматизма. Особого внимания заслуживают рекомендации по выявлению скрытых несчастных случаев. В тексте документа сказано:

Это означает, что не сообщив своевременно о несчастном случае, работодатель рискует получить масштабную внеплановую проверку и многочисленные санкции. Поэтому если травматизм не удалось предотвратить, необходимо своевременно информировать о всех случаях компетентные органы.

В приложениях к документу также содержится форма карточки учета несчастного случая и анкета расследования такой ситуации в организации.

Система управления охраной труда подлежит особой проверке при несчастных случаях: разъяснения Роструда

В Управлении надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и занятости в пределах компетенции рассмотрено обращение, касающееся вопросов обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов, и сообщается следующее[1].

В соответствии со ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

Видео (кликните для воспроизведения).

В настоящее время действует Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, утвержденный Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 N 1/29 (далее — Порядок).

Сообщаем, что согласно п. 2.3.1 Порядка руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Читайте так же:  Исковое заявление о защите прав потребителей - образец

Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (в структурных подразделениях организации).

Пунктом 2.3.2 Порядка определен перечень руководителей и специалистов (включающий в том числе заместителей руководителей организаций, курирующих вопросы охраны труда, специалистов служб охраны труда, работников, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда), которые проходят обучение по охране труда в обучающих организациях, оказывающих услуги в области охраны труда.

В связи с этим поясняем, что последний абзац п. 2.3.2 Порядка относится к руководителям и специалистам организации, которые не указаны в абз. 1-8 п. 2.3.2 Порядка. Обучение по охране труда этих лиц организации, относящихся к категории руководителей и специалистов, может проводиться самой организацией, имеющей программу обучения по охране труда, разработанную на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, билеты, утвержденные руководителем организации, и комиссию с членами комиссии, прошедшими обучение в обучающей организации, имеющей соответствующую аккредитацию.

Кроме того, в случае отсутствия в организации комиссии по проверке знаний требований охраны труда прохождение обучения по охране труда в обучающих организациях, имеющих соответствующую лицензию и аккредитацию, для руководителей и специалистов, указанных в последнем абзаце п. 2.3.2 Порядка, является обязательным.

С учетом изложенного сообщаем, что в соответствии с положениями ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Дополнительно информируем, что в соответствии со ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

При этом квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда, должны соответствовать требованиям, установленным положениями раздела «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.05.2012 N 559н.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Постановления Минтруда России от 22.01.2001 N 10 «Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» и от 08.02.2000 N 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»).

[1] Источник: письмо Федеральной службы по труду и занятости от 24.01.2013 N ТЗ/297-3-5.

Роструд утвердил методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования СУОТ у работодателей

Приказом Роструда от 21.03.2019 N 77 утверждены Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда.

Методические рекомендации разработаны для использования государственными инспекторами труда при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастными случаями на производстве.

Как следует из Методических рекомендаций, проведение внеплановых проверок работодателей может осуществляться посредством:

  • проверки документов СУОТ (изучение локальных нормативных актов работодателя и иных документов (журналы, акты, реестры и проч.), подтверждающих соответствие созданной у него СУОТ требованиям Типового положения о системе управления охраной труда);
  • проверки рабочих мест, в ходе которой оценивается соответствие рабочих мест, оборудования, транспортных средств, территорий, зданий, сооружений, производственных и технологических процессов государственным нормативным требованиям охраны труда.

Расследование несчастных случаев: методические рекомендации, утвержденные Рострудом

Рострудом разработаны методические рекомендации, направленные на оказание помощи государственному инспектору труда при проведении расследования несчастных случаев

Методические рекомендации состоят из 9 разделов, включающих, в числе прочего, общие вопросы организации расследования несчастного случая, порядок проведения расследования несчастного случая, порядок оформления его результатов, правила выявления сокрытых несчастных случаев, порядок составления отчетности.

В приложениях к методическим рекомендациям приводится форма карточки учета несчастного случая, а также анкета расследования.

Содержание методических рекомендаций по расследованию несчастных случаев.

Раздел 1. Общие вопросы организации расследования несчастного случая

1.1. Общие положения

1.2. Заключение соглашений

1.3. Общие вопросы по организации расследования НС

1.4. Предварительный сбор документов по НС

1.5. Первичные действия при получении извещения о НС. Регистрация в АИС ГИТ

1.6. Принятие решений о возбуждении дел об АП

1.7. Действия инспектора при проведении дополнительного расследования НС

1.8. Действия инспектора при выявлении сокрытого НС

1.9. Действие инспектора по обращениям о проведении дополнительного расследования НС

1.10. Действия ГИТ при НС, происшедшем в субъекте Российской Федерации, отличном от юридического адреса работодателя

1.11. Анализ поступивших в ГИТ сообщений о последствиях НС на производстве и принятых работодателем мерах

1.12. Извещение Роструда о НС

1.13. Проведение руководителем (заместителем руководителя) ГИТ рабочего совещания по итогам расследования НС со смертельным исходом, связанного с производством

1.14. Консультирование пострадавшего, родственников погибшего работника о полагающихся выплатах

Раздел 2. Проведение расследования несчастного случая

2.1. Установление работодателя, формирование комиссии по расследованию НС

2.2. Сроки проведения расследования НС

2.3. Действия председателя комиссии — государственного инспектора труда. Постановка задач членам комиссии

2.4. Выезд инспектора на место НС в составе комиссии по расследованию НС

2.5. Документы, оформляемые в рамках выезда на место НС

Читайте так же:  Можно ли получить патент для самозанятого населения без ип

2.6. Установление круга лиц для проведения опросов, в том числе на месте происшествия. Проведение опросов

2.7. Сбор материалов, документов. Виды документов, изучаемых при расследовании НС

2.8. Подбор необходимых документов в материалы расследования НС

2.9. Предоставление работодателем документов

2.10. Анализ полученных документов

2.11. Определение круга лиц для проведения опроса членами комиссии

2.12. Составление протокола опроса

2.13. Основные вопросы, выясняемые при опросе должностных лиц

2.14. Проведение опроса очевидцев происшествия, пострадавших

2.15. Установление обстоятельств НС

2.16. Запрос материалов проверки из Следственных органов

2.17. Решение вопроса о назначении экспертизы. Получение результатов экспертизы и их изучение

[1]

2.18. Медицинская экспертиза. Основные группы разрешаемых вопросов

2.19. Продление сроков расследования

2.20. Расследование НС при изменении степени тяжести

Раздел 3. Завершение расследования несчастного случая

3.1. Итоговое заседание комиссии по принятию решений. Квалификация НС

3.2. Принятие решения о квалификации несчастных случаев, происшедших с работниками вследствие общего заболевания

3.3. Принятие решения по сокрытому несчастному случаю

3.4. Оформление Карты учета НС

Раздел 4. Оформление результатов расследования несчастного случая

[3]

4.1. Акт по форме 4

4.2. Акт формы Н-1

4.3. Формирование итоговых документов по расследованию несчастного случая в АИС ГИТ

4.4. Направление материалов расследования НС

Раздел 5. Рассмотрение особого мнения

5.1. Особое мнение председателя комиссии по расследованию НС — государственного инспектора труда

5.2. Особое мнение, представленное членом(ми) комиссии по расследованию НС

Раздел 6. Сокрытые несчастные случаи, дополнительное расследование

6.1. Сокрытые НС, их выявление и расследование

6.2. Проведение сверок для выявления сокрытых НС

Раздел 7. Проведение внеплановых проверок по факту НС

7.1. Принятие решения о проведении проверки

7.2. Подготовка проекта распоряжения о внеплановой проверке

7.3. Проведение внеплановой проверки

7.4. Оформление результатов проверки

7.5. Принятие мер инспекторского реагирования по выявленным административным правонарушениям, принятие мер по контролю за устранением выявленных нарушений

Раздел 8. Контроль за получением решений правоохранительных органов

Раздел 9. Отчётность по несчастным случаям

9.1. Ведение установленной отчетности по НС

Приложение 1 — Карточка учёта несчастного случая

Приложение 2 — Анкета расследования несчастного случая

Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Систему охраны труда будут проверять по новым правилам

Что случилось?

Роструд своим приказом от 21 марта 2019 г. № 77 утвердил новые Методические рекомендации по проверке системы охраны труда у работодателей. Документ является обязательным для использования государственными инспекторами труда при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок организаций и индивидуальных предпринимателей в связи с несчастными случаями на производстве. В нем, в частности, есть:

  • Алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда в организации или у ИП;
  • Алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда при проведении расследования несчастного случая;
  • Порядок заполнения акта о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) по форме 4;
  • Меры инспекторского реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В приложении к приказу содержится блок-схема последовательного рассмотрения комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, формирующих систему управления охраной труда работодателя.

Как будут проходить проверки по охране труда

Приказом Роструда предусмотрено, что внеплановая проверка работодателя должна быть разделена на два этапа:

  • проверку документов системы управления охраной труда (СУОТ);
  • проверку непосредственно рабочих мест.

В ходе проверки документов СУОТ инспекторы ГИТ изучат локальные нормативные акты работодателя и иные документы (журналы, акты, реестры и другое), подтверждающие соответствие СУОТ требованиям законодательства. Во время проверки рабочих мест инспекторы проверят, насколько они соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда, а также как на практике реализуются процедуры СУОТ, касающиеся:

  • самих рабочих мест;
  • оборудования, которое используют работники;
  • транспортных средств;
  • территории организации;
  • зданий и сооружений;
  • производственных и технологических процессов.

Если в организации действует комитет (комиссия) по охране труда, проведение проверки может быть оформлено протоколом заседания, на котором рассматривались необходимые для анализа материалы. Также проверяющие ознакомятся с:

  • результатами специальной оценки условий труда;
  • статистикой производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • материалами расследования несчастных случаев (анализом их причин);
  • предписаниями органов государственного надзора (контроля);
  • актами проводимого в организации контроля.

[2]

Если речь идет о проверке по факту несчастного случая на производстве и составлении соответствующего акта по форме 4 (Приложение N 1 к Постановлению N 73), то Роструд обязал включать в него такие сведения:

  • наличие в организации процедуры контроля состояния здоровья работников;
  • наличие уполномоченного лица, назначенного работодателем ответственным за осуществление контроля состояния здоровья работников;
  • прохождение пострадавшим обязательных медицинских осмотров (обследований) в соответствии с требованиями статьи 213 ТК РФ ;
  • прохождение пострадавшим психиатрического освидетельствования (при наличии показаний);
  • прохождение пострадавшим предрейсовых (предсменных) и послерейсовых (послесменных) медицинских осмотров;
  • график сменности (при наличии);
  • продолжительность рабочей смены пострадавшего (в соответствии с трудовым договором);
  • основная причина временной нетрудоспособности работника по листам нетрудоспособности в течение 12 месяцев, предшествующих происшествию;
  • наличие психоэмоциональной нагрузки при выполнении трудовых обязанностей, связанной непосредственно с выполнением работы (постоянный контакт с людьми, диспетчеризация процессов, монотонный труд и т.п.);
  • предоставление работнику регламентированных перерывов в течение рабочего дня/смены;
  • наличие у организации задолженности перед пострадавшим по отпуску за последние 3 года.

По результатам проверки в соответствии с новой методичкой, проверяющие могут:

  • выдать работодателю предписание об устранении нарушений;
  • привлечь организацию и ее должностных лиц к административной ответственности.

Система управления охраной труда теперь на особом контроле Роструда

Роструд издал приказ №77 от 21 марта 2019 года «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда». В нем изложены рекомендации для госинспекторов труда, связанные с организацией проверок эффективности работы системы управления охраны труда (СУОТ) и расследованием несчастных случаев.

Читайте так же:  Пользователи электронных счетов-фактур определят порядок взаимодействия

Документ обязывает руководителей региональных госинспекций труда создать условия для обязательного рассмотрения вопросов системы управления ОТ на предприятиях и в организациях во время выполнения расследования несчастных случаев и в ходе осуществления внеплановых проверочных мероприятий в связи с фактами травматизма или гибели на производстве. В процессе работы над методическими рекомендациями были приняты во внимание нормы ТК РФ, Типового положения о системе управления ОТ, а также полученные к этому времени результаты многочисленных расследований несчастных случаев.

Рекомендации ведомства включают:

  • мероприятия, связанные с реагированием госинспекторов в случае обнаружения фактов несоблюдения трудового законодательства и других НПА, которые включают нормы российского трудового права;
  • механизм мониторинга создания и обеспечения работы СУОТ;
  • алгоритм проверки создания и обеспечения работы системы управления охраной труда в процессе осуществления расследования фактов травматизма и гибели работников;
  • процедуру заполнения по каждому пункту акта о расследовании различных видов несчастных случаев (группового, со смертельных исходом или тяжелого).

Комментарии

На самом деле и понимание термина «система» и понимание определения «система управления охраной труда» во всем мире, включая даже африканские страны, совершенно иное.

Вот ссылка на наглядный учебный материал «Safety management system». Проще не бывает.

На 5 -ом слайде мы видим — модель «корова». Этой модели профессионалы по безопасности даже название придумали — корова Syssie.

На модели живой коровы поясняется , что такое «система». У системы есть структура, входы, процессы, выходы. Если «система» это корова, то подсистема, к примеру, это пищеварительная система коровы.

Корова питается травой, на выходе мы получаем молоко и отходы, а внутри коровы происходят процессы. Так образно и просто в учебных целях объясняется термин «система» специалистам по безопасности в Америке.

Что является входами в их СУОТ, что выходами, и что представляют собой процессы — все показано на слайдах. Перевести несложно.

Таким образом система — это упорядоченная организация взаимозависимых действий и соответствующих им процедур, которые облегчают основную деятельность в рамках организации.

Самое главное отличие от нашего понимания «системы» — это системный подход (он заключается в решениях проекта ) и динамика (постоянное улучшение через циклы Деминга).

Никакого линейного классического анализа в виде разделения на мероприятия, который мы видим в Приказе и который используют наши разработчики, ориентации на ТК и профессии работников — в учебном материале нет.

Концепций и методов защиты и профилактики от инцидентов в зависимости от конкретных профессий работников, а ссылка документа на ТК РФ это предусматривает, в мировой науке нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Роструд издал приказ №77 от 21 марта 2019 года «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда». В нем изложены рекомендации для госинспекторов труда, связанные с организацией проверок эффективности работы системы управления охраны труда (СУОТ) и расследованием несчастных случаев.

Документ обязывает руководителей региональных госинспекций труда создать условия для обязательного рассмотрения вопросов системы управления ОТ на предприятиях и в организациях во время выполнения расследования несчастных случаев и в ходе осуществления внеплановых проверочных мероприятий в связи с фактами травматизма или гибели на производстве. В процессе работы над методическими рекомендациями были приняты во внимание нормы ТК РФ, Типового положения о системе управления ОТ, а также полученные к этому времени результаты многочисленных расследований несчастных случаев.

Рекомендации ведомства включают:

  • мероприятия, связанные с реагированием госинспекторов в случае обнаружения фактов несоблюдения трудового законодательства и других НПА, которые включают нормы российского трудового права;
  • механизм мониторинга создания и обеспечения работы СУОТ;
  • алгоритм проверки создания и обеспечения работы системы управления охраной труда в процессе осуществления расследования фактов травматизма и гибели работников;
  • процедуру заполнения по каждому пункту акта о расследовании различных видов несчастных случаев (группового, со смертельных исходом или тяжелого).
Видео (кликните для воспроизведения).

В приказе утверждается, что предметом внеплановой проверки должно быть выполнение работодателем норм трудового права и иных НПА, включая требования о формировании и обеспечении эффективной работы СУОТ на предприятии. Внеплановая проверка может включать два последовательных этапа — мониторинг документов СУОТ (локальные акты, реестры, журналы и иные) и проверка состояния рабочих мест. Приложение содержит блок-схему поэтапного рассмотрения совокупности взаимосвязанных компонентов, которые вместе образуют систему управления охраной труда.

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: Астрель, Сова, 2013. — 591 c.

  2. Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.

  3. Малахов, В. П. Теория государства и права / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009. — 160 c.
  4. Кабинет для девочки. Объемная аппликация. — М.: Проф-Пресс, 2014. — 10 c.
  5. Щепина, Анастасия Петровна Римское право. Шпаргалка / Щепина Анастасия Петровна. — М.: РГ-Пресс, Оригинал-макет, 2016. — 757 c.
Система управления охраной труда подлежит особой проверке при несчастных случаях разъяснения роструд
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here