Социальная норма потребления электроэнергии

Полная информация на тему: "Социальная норма потребления электроэнергии" в помощь грамотному гражданину.

Назначение и размер социальных норм потребления электроэнергии в России в 2017 году

В России цены на коммунальные услуги регулярно растут, из года в год к стоимости одной единицы газа, электричества, воды и тепла прибавляется по несколько копеек. Вроде бы на первый взгляд изменения незаметны, но в пересчете на количество членов семьи и потребляемый ими объем ресурсов получается очень даже ощутимая сумма. Повышение стоимости электричества происходит не только по причине инфляции и роста налогов, существует еще один фактор.

Дело в том, что в РФ действует система перекрестного субсидирования в ценах на электроэнергию, рознящаяся в зависимости от категории потребителя. Так, физические лица, семьи, проживающие в частных домах и квартирах, оплачивают данный род услуг по относительно невысокой стоимости, тогда как юридические лица, предприниматели, организации должны платить за электричество по более высоким тарифам. Так, потребители ресурса в промышленных масштабах «доплачивают» за простое население. Если сравнивать с европейскими странами, то у них там все наоборот – льготные условия оплаты услуг ЖКХ предусмотрено для владельцев бизнеса, заводов, производства и пр.

Этот момент ощутимо тормозит предпринимателей и владельцев больших помещений, нуждающихся в постоянном энергообеспечении. Экономическая обоснованность тарифов по России была бы более правдивой, если бы средняя рыночная цена их выросла на 60% (по данным Института системного мониторинга). Если рассчитать предполагаемые показатели с учетом данного фактора, то прочие потребители смогут сэкономить в среднем 12% стоимости электричества. Так ставки для прочих потребителей бы ощутимо упали, если их потребление сохранится преимущественно на низком и среднем уровне.

Чтобы найти приемлемое решение в таком случае, когда перекрестное субсидирование на данном этапе считается огромным, а в один момент его ликвидировать не представляется возможным, правительству пришлось сформировать механизм социального нормирования энергопотребления по всей стране.

Законодательное регулирование вопроса

В конце 2012 года бывший Президент России Дмитрий Медведев подписал Распоряжение Правительства РФ №1650-р «Комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг в Российской Федерации». Данный документ регламентирует запуск в 2014 году экспериментальной программы в нескольких пилотных регионах, по итогам которой будет ясно, целесообразно ли дальнейшее применение принятой тарификации в остальных субъектах страны. Из всех коммунальных услуг первым, которое станет исчисляться на основе социальной нормы потребления, станет электричество.

Российское Правительство уверяет своих граждан, что практика выдачи энергетических пайков давно уже устоялась практически по всей Европе. Так распределяется потребление непрерывно дорожающей электроэнергии. Подорожание производства необходимого ресурса приводит к необходимости повышения цен на нее для рядовых потребителей. Учет будет вестись по типу населенного пункта, численности зарегистрированных в квартире жильцов, а также с учетом наличия электрической плиты.

Последний момент очень важен, так как в центральных регионах страны и вообще в большинстве ее субъектов готовят на газу, однако даже там есть отдельные дома, где газоснабжения не предусмотрено. К тому же здесь подразумеваются северо-восточные регионы России: Магаданская область, Камчатка, Чукотка, Якутия и прочие, где готовят только на электричестве. В эту часть страны газопровод пока не проведен, поэтому отопление здесь исключительно угольное, а кухонные плиты работают от электричества.

После того, как города, поселки и другие населенные пункты опробуют действие социальных норм потребления электроэнергии, им дадут право самостоятельного решения о необходимости постоянного существования такого принципа оплаты коммунальных услуг. Так, граждане должны учитывать свои доходы, местный климат, состояние жилищного фонда и прочие критерии. По словам Дмитрия Медведева, тотального и обязательного введения этих новшеств нельзя допустить, так как программу нужно изучить, опробовать, протестировать, провести соответствующий анализ, в том числе и в долгосрочной перспективе.

Бывший президент добавил, что определенные условия в этом вопросе необходимо обеспечить социально незащищенным категориям населения, в отношении которых будут введены исключения из общих правил. Это касается одиноких пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, жителей сел и граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах.

К слову, Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1998 года №1444, в котором обозначены основы ценообразования электрической энергии для населения, утрачивает свою силу.

Назначение

Те, кто вложатся в данный минимум, будут оплачивать электричество по более сниженным ценам. А превысивших норму потребителей ждет 30%-ная разница, но не за весь объем, а только за разницу после нормы. Таким образом государство собирается мотивировать граждан к экономии энергетических ресурсов.

К тому же подобный путь развития экономики приведет, хоть и не сразу, пусть постепенно, фактически и окончательно к упразднению перекрестного субсидирования цен на электроэнергию. Тогда они будут формироваться по рыночному принципу.

План государства претворится в жизнь, как прогнозируют эксперты, если 70% россиян смогут уложиться в установленную норму. Тогда удастся добиться экономии ресурсов от большинства граждан, после чего можно уже будет говорить о снижении ставок. Требуется тщательное планирование уровней нормативов, так как с возникновением новых предприятий и повсеместным внедрением прогресса в быт и промышленность возрастает и потребность в энергопотреблении.

Размеры в различных регионах

В качестве пилотных регионов для внедрения программы было выбрано несколько городов с прилегающими к ним населенными пунктами. Да, в каждом конкретном случае предусмотрена своя тарифная сетка, но принцип вычисления социальной нормы потребления электроэнергии в целом везде однотипный.

Первый и самый значимый фактор при определении величины оплаты за коммунальный ресурс – это численность проживающих в жилом помещении людей. Тариф зависит именно от количества официально зарегистрированных в квартире или доме граждан.

Читайте так же:  На сайте фнс госпошлину за регистрацию ип можно уплатить со скидкой

В зависимости от данного показателя всем зарегистрированным в субъекте домохозяйствам присваиваются определенные группы:

  1. С единственным жильцом.
  2. С двумя проживающим лицами.
  3. Трое прописанных субъектов.
  4. Четверо лиц.
  5. Пятеро и более живущих в квартире.
  6. Граждане, которые проживают в помещении специализированного типа.

Как правило, на одного человека тариф рознится по регионам, а для последующих групп норма возрастает сначала на 60 кВт/ч, затем по 40 на каждом пункте. Так, в Ростове минимум равен 96 кВт/ч, во Владимире и Нижнем Новгороде – 50 кВт/ч, в Красноярске – 110 кВт/ч в месяц. Базовая норма в Кубани (Краснодарский край) в 2017 года равна 250 кВт/ч на одного проживающего.

На примере Ростовской области можно рассмотреть дополнительные разъяснения и условия по введенной социальной норме потребления электроэнергии. С начала действия программы, то есть до конца 2013 года и по август 2014 одиноко проживающим пенсионерам положена норма в виде базового тарифа – 96 кВт/ч. А вот уже с 1 сентября, то есть через год функционирования программы, их норму увеличат в полтора раза, она составит 144 кВт/ч.

Такая же увеличенная в 1,5 раза социальная норма потребления электроэнергии полагается жильцам аварийных домов и высокой степенью износа (свыше 70%). Сельские жители вправе рассчитывать на надбавку в размере 90 кВт/ч на одно домохозяйство (итого 186 кВт/ч).

Квартиры, где стоят электрические плиты вместо газовых будут прибавлять по 43 кВт/ч к базовому тарифу на каждого прописанного человека. Если в доме предусмотрено исключительно электрическое отопление, то надбавка возрастет до 3000 кВт/ч в месяц, но только на отопительный сезон. Для подогрева воды электрическими устройствами полагается надбавка 300 кВт/ч на каждого человека. Под эти условия подходят дома, где приборы установлены в законном порядке, то есть зарегистрированы, подключены к общим счетчикам и т.п.

Существуют также категории потребителей электроэнергии, приравненные к населению. Сюда входят, во-первых, садоводы, их засчитывают в 1 группу домохозяйств. Гараж и погреб подходят под 6 группу. Воинские части, места заключений осужденных и религиозные организации считаются 6 группой, где норма полагается на одного гражданина.

Пилотные регионы за первый год внедрения социальных норм по электричеству показали положительную динамику. Перекрестное субсидирование сократилось в среднем на 5–15%. Это является вполне неплохим показателем, и позволяет сделать вывод, что россияне обращаются с данным видом энергетического ресурса в целом разумно.

Как рассчитать

Здесь расчеты, в принципе, несложные. Например, в квартире, расположенной в Ростове, проживают 4 человека. Жилье не признано ветхим, и никто из проживающих не относится к категории льготников, поэтому расчеты будут производиться по базовым тарифам. Итак, за месяц показания электрического счетчика составили 182 кВт/ч, а социальная норма для этой семьи равна 236 кВт/ч. Следовательно, жильцы в норму уложились и оплачивать будут по льготному тарифу. Он равен 2,8 руб. за 1 энергетическую единицу. Считаем: 182 * 2,8 = 509,6 руб.

Возьмем случай посложнее. За месяц двумя людьми в ветхом доме потреблено 220 кВт/ч. Социальная норма в данном случае равна 144 кВт/ч на человека, если их двое, то прибавляем 60, получается 204. В норму данный показатель не вкладывается, ищем разницу 220 – 204 = 16. Это число – количество потребления энергии сверх нормы, а здесь тариф другой – 3,2 руб. за кВт/ч. Итак, 204 * 2,8 + 16 * 3,2 = 571,2 + 51,2 = 622,4 руб.

Мировая практика показывает, что данный опыт довольно эффективен и помогает добиться упразднения перекрестного субсидирования. Благодаря введению социальных норм энергопотребления у населения воспитывается экономичность в плане пользования электрическими приборами. А также социально уязвимые слои населения получают ощутимые льготы.

Электроэнергетика на данный момент требует интенсивных вливаний в отрасль по причине физического и морального износа. Приватизация в 90-е годы дала о себе знать: в частные предприятия государственные средства поступают в крайне мизерных размерах. Тарифы на электроэнергию хоть и растут периодически, но сравнительно медленными темпами в связи с административными ограничениями и низким уровнем доходов у населения. Рост тарифов сдерживается повышенными ставками для промышленников и предпринимателей, а это сдерживает поступление инвестиций в отрасль.

Такая ситуация толкает правительство страны на введение подобной программы. Социальная норма по электричеству в целом по стране показывает положительную динамику. Каждый год вводятся все новые и новые регионы, число участвующих в эксперименте субъектов страны растет.

О введении данной программы в Краснодарском крае смотрите в следующем видеосюжете:

Социальная норма потребления электроэнергии в 2019 году

Почему нужна социальная норма на электричество?

Причины введения социальной нормы потребления электроэнергии:

  1. Сейчас все граждане оплачивают электроэнергию по одинаковым ставкам, независимо от уровня потребления. Эти ставки ниже себестоимости, особенно льготные тарифы (для сельской местности и т.д.). Между тем, есть обеспеченные граждане, которые потребляют больше электричества, а оплату производят по таким же ставкам. Получается, что им государство помогает больше, чем малообеспеченным слоям населения. Социальная норма поможет распределить нагрузку более справедливо, по аналогии с прогрессивной шкалой налогообложения, когда богатые платят больше, чем бедные. По сути, социальная норма потребления электроэнергии – это мера поддержки социально уязвимых групп.
  2. Социальная норма на электричество поможет обеспечить справедливое распределение финансового бремени, уменьшится т.н. «перекрестное субсидирование», когда низкие тарифы для физлиц оплачиваются за счет высоких тарифов для юрлиц.

Обратите внимание! Экспериментом в регионах вводилась соц.норма электроэнергии на человека, в 2019 году социальная норма на электричество будет установлена в расчете на точку подключения (на квартиру).

Читайте так же:  Срок постановки на учет в фнс иностранных поставщиков услуг в электронной форме истекает 15.02.2019

Важно! Социальная норма на электричество не означает ограничение объема потребления. Она влияет только на оплату.

Что это означает — социальная норма потребления электроэнергии?

Социальная норма на электричество – определенный объем потребления электроэнергии, который:

  • Устанавливается одинаковым для всех слоев населения;
  • Используется для расчета платы за электроэнергию;
  • Применяется только в случае использования электроэнергии для коммунально-бытовых нужд.

Обратите внимание! Вводимая в 2019 году социальная норма потребления электроэнергии 300 кВт-ч в месяц на точку подключения, согласно статданным, превышает средний уровень потребления по стране, который составляет 225 кВч-ч в месяц на домохозяйство.

Градация тарифов при введении социальной нормы потребления электроэнергии в 2019 году

Важно! Предполагается установить ступенчатую систему тарификации: те, кто потребляет электричество в повышенном размере (владельцы элитной недвижимости, в первую очередь), будут оплачивать электроэнергию сверх социальной нормы потребления по повышенным ставкам.

Система будет включать три ступени:

Базовый тариф для социальной нормы потребления электроэнергии

От 300 до 500 кВт-ч

Экономически обоснованный тариф

Конкретные цифры пока не озвучены. Тарифы устанавливаются на региональном уровне, методику их определения разрабатывает и утверждает Федеральная служба по тарифам РФ.

Что будет с тарифами, дифференцированными по зонам суток?

Практика применения социальной нормы потребления электроэнергии в Ростовской, Владимирской, Нижегородской, и др. областях показала, что социальная норма на электричество вполне совмещается с двухзонными (день/ночь) и трехзонными тарифами. При этом разрабатывается более дробная сетка тарифов. Учитывая важность перераспределения нагрузки на электросети, дифференцированные тарифы социальная норма потребления электроэнергии в 2019 году не упразднит.

Какие льготы по оплате электроэнергии уберут?

Постепенно уйдут в прошлое (т.е. будут поэтапно отменены):

  • Льготные тарифы для домов с электроплитами;
  • Пониженные расценки для сельской местности;
  • Равные с тарифами для граждан расценки для садоводческих объединений и некоторых других организаций.

В рамках ступенчатой системы градации оплаты электроэнергии по-прежнему сохранится дифференциация тарифов в зависимости от состава и численности жильцов (льготы и субсидии многодетным, инвалидам и др.). Тенденция такова, что вместо льготных тарифов на электричество вводится субсидирование льготников (доплаты к пособиям).

Результаты введения социальной нормы потребления электроэнергии в регионах

Пилотный проект по введению социальной нормы потребления электроэнергии был введен с 2014 в 7 регионах РФ, социальная норма электроэнергии на человека была установлена от 50 до 190 кВт-ч.

Для примера — в Ростовской области:

  • на 1-го проживающего соц.норма электроэнергии на человека — 96 кВт-ч;
  • на двоих – 156 кВт-ч;
  • на троих – 196 кВт-ч;
  • + 40 кВт-ч на каждого последующего члена семьи.

Таким образом, на семью из 4 человек норма составляет 236 кВт-ч, менее планируемой в 2019 году социальной нормы потребления электроэнергии на домохозяйство 300 кВт-ч.

В целом результат по эксперименту положительный, при грамотно рассчитанном тарифе выиграли и мелкие потребители, и промышленники. Однако проблемы испытали владельцы ветхого жилья и многодетные семьи, которые вынуждены переплачивать за свет.

Сравнительный расчет по социальной норме потребления электроэнергии и без неё на 2019 год

С 01.01.2019 тариф с учетом социальной нормы электроэнергии на человека в Ростовской области составит 3,89 руб./кВт-ч в пределах соц.нормы и 5,43 руб./кВт-ч – при выходе за ее пределы (разница – почти 40%).

А вот власти соседнего Краснодарского края сначала ввели социальную норму потребления электроэнергии с 01.01.2017, а уже 01.06.2017 отменили ее, прокомментировав отмену необходимостью уточнения тарифов. Сейчас единый одноставочный тариф на электричество там составляет 4,69 руб./кВт-ч.

Давайте сравним, сколько заплатит семья из 4 человек, потребляющая за месяц 250 кВт/ч, по социальной норме потребления электроэнергии в Ростове-на-Дону и без применения соц.нормы потребления электроэнергии в Краснодаре:

  1. Ростов-на-Дону: 236*3,89 + 14*5,43=918,04+76,02=994,06 руб.
  2. Краснодар: 250*4,69=1172,50 руб.

Очевидно, что социальная норма на электроэнергию имеет свои преимущества.

Выгодность или невыгодность в случае введения в 2019 году социальной нормы потребления электроэнергии будет зависеть от методики определения тарифов, данный расчет не является полностью показательным для предлагаемой трехступенчатой системы. Необходимо также учесть, что в регионах для расчета будут брать разные данные.

Чем социальная норма потребления электроэнергии на человека отличается от новой системы?

Основные отличия предлагаемого варианта от эксперимента, проводившегося с 2013-2014:

Социальная норма на электроэнергию образца 2013

Социальная норма на электроэнергию в 2019 году

Соц.норма потребления электроэнергии на человека

Социальная норма на электричество – для домохозяйства (на точку подключения)

От 50 кВт-ч – разные по регионам

300 кВт-ч – единая для РФ

2 ставки: для соцнормы и для потребления сверх соцнормы

3 ставки: до 300 кВт-ч, от 300 до 500 кВт-ч, сверх 500 кВт-ч

Сохранены все льготы

Льготы частично упраздняются

Плюсы и минусы социальной нормы электроэнергии

Положительные стороны (плюсы) реформы:

  1. Учет интересов малоимущих слоев. Кто потребляет больше – будет платить больше.
  2. Снижение перекрестного субсидирования за счет повышения сборов с обеспеченных потребителей – меньше затраты в промышленности, снижение себестоимости продукции, повышение конкурентоспособности.
  3. Простота администрирования, в сравнении с подушевым нормированием, — меньше затраты энергетических компаний, ниже стоимость электроэнергии.

Отрицательные стороны реформы:

  1. Не учитываются интересы владельцев ветхого жилья, многодетных семей, граждан, не имеющих возможность использовать приборы, в которых применены дорогостоящие энергосберегающие технологии.
  2. Ликвидируется ряд льгот для населения.
  3. Пока неизвестно, какой результат даст предлагаемая методика расчета тарифов.

Почему социальная норма потребления электроэнергии в 2019 году будет введена неизбежно?

Раздаются голоса о том, что реформа будет опять заморожена. Введение новой системы, откладывалось уже и в 2014, и в 2015 году. Причиной стала сложность администрирования – проверка числа проживающих, показаний счетчиков, от которых зависит расчет, и др.

В 2019-2020 обе административные проблемы будут разрешены:

  • предлагаемая система не зависит от числа проживающих в квартире, не нужно будет отслеживать и проверять этот показатель;
  • с 2019-2020 проблема подачи недостоверных показаний приборов учета будет разрешена с введением «умных счетчиков» (подробности – в статье «Умные счетчики – кто и когда их должен установить»).
Читайте так же:  Исковое заявление о разделе земельного участка - образец

Нормативные акты о введении федеральной социальной нормы потребления электроэнергии в 2019 году

Обратите внимание! По концепции введения федеральной социальной нормы потребления электроэнергии в 2019 году и ступенчатой градации тарифов нормативные акты пока не приняты, проекты документов не опубликованы для общественного обсуждения.

Постановление Правительства РФ «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электроэнергии» от 22.07.2013 №614 относится к соц.нормам электроэнергии на человека, которые вводились в отдельных субъектах РФ с 2013-2014. Хотя формально в нем содержатся нормы о том, что субъекты РФ имеют право в любой момент установить социальные нормы на электричество, в преддверии введения федеральной нормы вряд ли это будет сделано.

Нормы потребления электричества: что об этом следует знать

Сергей Савчук

Видео (кликните для воспроизведения).

Еще два месяца назад все небезразличные граждане, разрывая на груди различные предметы одежды, страдали по поводу передачи китайским горнодобывающим компаниям старого рудника в Забайкалье. Затем на медиаарену, казалось бы, навсегда вышел сибирский лес, практически полностью и бесповоротно вырубленный китайцами.

Лес сменился озером Байкал, где те же самые азиаты в колоссальных объемах выкачивают и бутилируют воду (в реальности на том же Байкале русские параллельно умудряются строить второй кластер нейтринного телескопа, который лежит на дне и покрыт толщей вроде бы уже вывезенной в Китай воды).

На текущий момент безусловным лидером по частоте и ярости обсуждения стала инициатива правительства России о вводе социальных норм электропотребления. Тема обросла невероятным количеством слухов, баек и фантазий, ограниченных только степенью нелюбви авторов к «этой стране». Некоторые предсказуемо пророчествуют, что правительство будет массово грабить бабушек-пенсионерок и отключать свет сиротам.

Что же на самом деле взбудоражило активно-прогрессивную общественность?

Подобная инициатива даже была реализована на практике — сразу в семи пилотных регионах нашей страны. В них на каждого человека устанавливалась норма в 50-190 киловатт-часов в месяц. Так, например, в Красноярском крае соцнорма потребления была введена вообще в 2005 году, согласно ей каждый отдельно проживающий россиянин мог без увеличения стоимости использовать до 110 киловатт, а в семьях норма на каждого члена составляла 75 киловатт-часов. Одна из самых высоких соцнорм среди пилотных территорий была в Орловской области — до 200 киловатт-часов на домохозяйство с одним проживающим, в самом городе Орле норма была чуть ниже — 190 киловатт. Все, кто укладывался в указанные пределы, платил всего 3,74 рубля за киловатт-час, те же, кто «съел» больше, должен был заплатить уже 4,94 рубля.

Нужно сказать, что во всех регионах, которые участвовали в тестировании данной системы, более 90 процентов жителей и домовладений уложились в минимальные квоты. Более того, в отдельных местах жители даже отмечали, что благодаря внедрению льготной тарификации они стали платить несколько меньше. Справедливости ради скажем, что не все прошло гладко, в нормы зачастую не укладывались владельцы ветхого жилья и многодетные семьи, а также все те, кто отапливал свое жилище при помощи электричества.

И вот наступило лето 2017 года. Проект вынули из-под сукна, пересмотрели и отправили в профильные ведомства на доработку и оптимизацию. Об этом во всеуслышание объявил вице-премьер Дмитрий Козак. И грянул гром. Отбросив рассуждения уровня слухов на лавочке, обратимся непосредственно к документам, описывающим данную инициативу.

Начнем с того, что, согласно всем официальным данным, новый вариант соцнорм будет мягче, чем его предшественник, и при этом будет иметь целый ряд отличий. Во-первых, теперь учет потребления планируется вести не по количеству проживающих в доме, а по точкам подключения (то есть по отдельным квартирам или домовладениям). На каждую такую точку правительство предлагает установить стандартную норму потребления 300 киловатт-часов. При потреблении в диапазоне 300-500 киловатт-часов электричество будет оплачиваться по увеличенному тарифу, а в случае превышения показателя в 500 киловатт — по «экономически обоснованному производителем и поставщиком». Что именно подразумевается в последнем случае, пока непонятно, ибо отсутствуют детальные пояснения от соответствующих официальных лиц.

Во-вторых, будет значительно урезан список различных льготных потребителей. Например, из него исключат садоводческие и огороднические товарищества, гаражные кооперативы, частные хозпостройки (сараи и погреба), религиозные организации, жилье при воинских частях, места лишения свободы и еще ряд других.

По данным ФАС, в 2017 году один россиянин в месяц в среднем использовал около 85 киловатт-часов электричества. В южных регионах, например в Крыму, подавляющее большинство семей укладывается в норму 150 киловатт. Максимальный же расход среди российских регионов зафиксирован в Иркутской области: там каждый житель в среднем «тянет» 225 киловатт в месяц. Исходя из этого большинство экспертов российской энергетики считают, что норма в 300 киловатт позволит полностью закрывать все основные потребности семьи в составе двух взрослых и одного ребенка (семьи с большим количеством детей в этом случае должны попасть в разряд льготников).

Какой будет окончательная редакция данной инициативы? Увидим уже в январе 2019 года — именно тогда все профильные ведомства должны подать в Минэнерго свои обоснованные предложения.

Все сказанное выше не означает, что инициатива в итоге никак не затронет подавляющее большинство граждан. Но ознакомление с предварительными планами правительства поможет, по крайней мере, разобраться в моментах, на которые следует обращать внимание. Это более продуктивно, чем репостить мифы об ограблении пенсионерок.

Читайте так же:  Порядок возмещения ущерба при дтп по осаго

Как изменились нормативы потребления для коммунальных услуг для населения в 2019?

В соответствии с Постановлением от 23 мая 2006 г. № 306 (с поправками от 16 апреля 2013 г.) в том случае, если имеется возможность установки счетчика, новые нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) с начала года теперь будут увеличены в соответствии с коэффициентом повышения.

В период первого полугодия 2015 года он составляет 1,1; во второй половине года – коэффициент 1,2. Последующее увеличение происходило на 0,1 на каждые полгода. С 1 января 2017 года данное значение уже увеличилось до 1,5 в отношении оплаты электроэнергии, горячего и холодного водоснабжения. В 2019 году значение остается таким же — 1,5.

Условия для установки приборов учета

Наличие или отсутствие возможности по установке приборов учета определяется в ходе непосредственного обследования помещения владельца жилья.

При установленных счетчиках расходы на ЖКУ, как правило, снижаются.

Под климатическими условиями подразумеваются средние показатели температуры воздуха за отопительный период и продолжительность связанного с этим показателем самого периода.

Такие параметры как этажность, размеры помещения, материал кровли и стен и прочее также влияют на количество потребляемых ЖКУ.

Для тех помещений, которые имеют схожие характеристики – наличие условий определенного уровня, размеры, а также их нахождение в одной климатической зоне, предполагаются единые минимальные нормы потребления услуг в коммунальной сфере.

Они определяются путем расчета по формуле или методом аналога для каждого вида ЖКУ индивидуально.

В качестве единицы измерения потребляемых услуг используют:

  • расход воды — куб.метр;
  • электроэнергия — кВт*ч;
  • отопление — Гкал.

Невозможность обеспечения метрологических и технологических требований к прибору учета

Что касается технической возможности по установке счетчика, то существуют определенные критерии, при наличии которых данный процесс становится невозможным:

  1. Установка прибора невозможна без соответствующей реконструкции и капитального ремонта инженерных систем, а также без создания новых.
  2. Место установки не соответствует обязательным требованиям по дальнейшей эксплуатации прибора учета.
  3. Температурный режим, влажность, магнитное поле не соответствуют нормам и могут нарушить функционирование ПУ.

Минимальные нормы потребления некоторых видов ЖКУ

Срок действия изданных Правительством нормативов должен длиться не менее чем 3 года, за исключением лишь некоторых случаев.

Изменение их может произойти при следующих обстоятельствах:

  • внесение соответствующих поправок в действующие Правила;
  • становятся иными параметры помещения и климат;
  • если существует необходимость перерасчета при помощи метода аналога, если ранее установленная величина была рассчитана исходя из формулы.

Электроснабжение

Электроэнергия относится к ключевому благу, без которого сложно представить жизнь человека в настоящее время, а также это наиболее дорогой вид ЖКУ.

С начала 2015 года для владельцев жилых помещений, где отсутствуют приборы учета, нормативы по потреблению электроэнергии увеличились на 1/10.

Норма ЖКУ по электроснабжению различна как в регионах, так и в пределах одного дома.

Для многоквартирного дома норматив электроэнергии на человека определяется исходя из площади квартиры, удельной нагрузки электроприемников и количества квартир.

Норма на человека зависит также от количества комнат в помещении и количества проживающих в нем человек.

Допустим, если среднее значение потребления электроэнергии в квартире с газовой плитой составляет 100 кВт*ч, то с электрической плитой 150 кВт*ч, с водонагревателем – 120 кВт*ч, а дополнительно к нему еще и с электроплитой – 170 кВт*ч.( показатели представлены для одного проживающего человека). Чем больше людей, тем норматив на одного человека несколько снижается.

При большем количестве зарегистрированных граждан в жилище социальная норма увеличивается.

Регионам дано право самостоятельно устанавливать этот показатель, а также стоимость электроэнергии при превышении нормативов, но не более чем на 40 % от социальной стоимости. В среднем это норматив установился на отметке в 100 кВт*ч.

На этот показатель также могут повлиять надбавка, в частности за наличие электроплиты.

В среднем же по стране плата за электричество составляет около 3,5 рублей/кВт.

Водоснабжение и водоотведение

Если жителями не была проведена установка водомеров, то в этом случае применяют для расчета оплаты установленные нормативы по водоснабжению .

В соответствии с новыми поправками в Постановлении от 14 февраля 2015 г. № 129, минимальная величина потребления воды с двухкомпонентными тарифами исчисляется путем суммирования нормативов, установленных для использования холодной воды и тепловой энергии, которая затрачивается на подогрев воды.

Норма по расходу тепловой энергии рассчитывается с учетом установленной системы водоснабжения и стояков определенного вида.

В случае отсутствия водомеров минимальную норму определяют из расчета установленного норматива за данный вид ЖКУ:

  1. Расход воды при наличии обычной ванны приблизительно составляют объем равный 4,5 куб.метров на человека в месяц.
  2. Относительно же пользования холодной водой этот показатель несколько выше – 7 куб.метров.

Увеличение норматива в 2015 году составило коэффициент 1,1. В перспективе каждые полгода будет происходить дальнейшее повышение.

В 2019 году повышающий коэффициент равен 1,5. Это касается оплаты за потребление электроэнергии, горячего и холодного водоснабжения. В отношении отопления коэффициент в текущем году равен 1,1.

Допустим, если взять в расчет норму в 10 куб.метров, то с повышающим коэффициентом эта цифра составит 15 куб.метров.

По отоплению квартиры в многоквартирном доме норматив потребления высчитывают посредством установленной формулы:

Р = К : (Sобщ * П),

  • Р — размер оплаты;
  • К — количество использованной тепловой энергии за весь отопительный период в жилищах, где отсутствуют ПУ;
  • Sобщ — общая площадь всех помещений в доме;
  • П -период отопительного периода, исчисленного в месяцах.

Соответственно, в связи с повышением норм, оплата будет увеличена.

Рассчитать новую стоимость можно по формуле, где умножаются такие величины, как общая площадь квартиры, измененная величина норматива по отоплению и тариф, установленный на тепловую энергию.

Читайте так же:  Какие есть виды разрешений на оружие

Коэффициент повышения также составит 10 % в первое полугодие 2018 года. В 2019 году он остался на прежнем уровне.

Если же есть коллективный ПУ, но отсутствует индивидуальный, то расчет оплаты будет производиться следующим образом:

Р = (ОДПУ * Sкв) : (Sобщ * Т),

[3]

  • Р — размер оплаты;
  • ОДПУ -показания общедомовых приборов учета в Гкал;
  • Sкв — общая площадь квартиры;
  • Sобщ — общая площадь всех помещений в доме;
  • Т — тариф за тепловую энергию.

Сколько платить за коммунальные услуги, если отсутствует ОДПУ?

Если нет домового счетчика, то расчет необходимого объема нужд ведется исходя из принятых нормативов для данного региона. Реально необходимый объем распределяется по лицевым счетам дома.

Например, имеется формула, по которой ведется расчет водоснабжения для общедомовых нужд:

Р = 0,09 * К : Sобщ,

  • Р — размер оплаты;
  • 0,09 — расход воды на человека в кубометрах;
  • К – количество жителей, населяющих многоквартирного дома;
  • Sобщ – площадь всех помещений.

При отсутствии ОДПУ во сколько обойдется плата за отопление можно рассчитать по формуле, в которой умножаются норма потребления тепловой энергии, тариф для данной коммунальной услуги и размер жилого помещения.

Эта цифра увеличивается на количество месяцев отопительного сезона – получившаяся сумма и будет оплатой за отопление за весь период.

Расчет оплаты коммунальных услуг в случае отсутствия ИПУ

Установка подобных приборов, или иначе счетчиков, позволяет платить только за фактически использованные ресурсы.

Если же таковых нет, плата взимается исходя из установленных нормативов. Стоимость ЖКУ при отсутствии счетчиков представляет собой сумму установленных нормативов в зависимости от количества проживающих людей в квартире, которая умножается на тариф за определенный вид ЖКУ.

[1]

Плата за потребление коммунальных услуг, превышающее пределы установленных норм

Если нормы потребления превышены, то это может привести к удорожанию оплаты за потребляемый ресурс.

В этом случае действия должны направляться на защиту малоимущих слоев населения – для них может быть применен повышенный уровень социальной нормы, а также уменьшен предел сверхнормативных платежей.

Допустим, если отсутствует ПУ, при оплате за отопление расчет будет осуществляться по стандартной схеме, но с разницей, что в расчет включается только площадь отапливаемых помещений.

Видео: Повышающие коэффициенты на коммунальные услуги

В сюжете рассказывается, какой порядок расчетов за коммунальные платежи ждет нас в 2015 году. Объясняется, как расчитываются нормативы потребления по ЖКХ в зависимости от наличия или отсутствия у собственника индивидуальных приборов учета.

В правительстве поддержали введение соцнормы энергопотребления

«Вице-премьер Козак поддержал предложения Минэкономразвития и Минэнерго, касающиеся нормы потребления, однако конкретные параметры дифференциации тарифов еще прорабатываются, дано соответствующее поручение», — сообщил ТАСС официальный представитель вице-премьера Илья Джус.

По его словам, на совещании у Козака 19 сентября рассматривался комплекс мер по снижению объемов перекрестного субсидирования в электроэнергетике и его более справедливого распределения между потребителями.

По мнению замглавы Федеральной антимонопольной службы Виталия Королева, появление соцнормы потребления электроэнергии для населения будет стимулировать развитие энергосбережения и снизит нагрузку на промышленность. «Что касается сути функционирования этого механизма, то он заключается в следующем: до определенного достижения лимита использования электроэнергии тарифы будут ниже, а после превышения этого лимита — выше», — уточнил он.

Обсуждение соцнормы энергопотребления — фактически реанимирование давней идеи. Как рассказывал три года назад на пресс-конференции в «Российской газете» замминистра энергетики Вячеслав Кравченко, на тот момент обсуждался ввод трех диапазонов энергопотребления — менее 150 киловатт-часов, от 151 до 600 и более 600 киловатт-часов в месяц. По подсчетам Минэнерго, в первую категорию попадали 73 процента населения, для них тариф за электричество фактически становился меньше. Во вторую категорию попадали 25 процентов россиян, предполагалось, что для них тариф увеличится на 12 процентов. За потребление электричества свыше 600 киловатт-часов базовый тариф рос бы на 52 процента (это касалось двух процентов домохозяйств), рассказывал Кравченко.

Видео (кликните для воспроизведения).

Во вторник газета «Коммерсант» сообщила, что одобренная на данный момент схема выглядит более щадящей, чем предыдущий вариант. По данным издания, речь идет об оплате по базовому тарифу до 300 киловатт-часов в месяц, потребление больше 300 киловатт-часов будет оплачиваться по повышенному тарифу, свыше 500 киловатт-часов — по «экономически обоснованному» тарифу. Согласно протоколу заседания у Козака 19 сентября, предлагаются также субсидии для граждан, нуждающихся в соцподдержке, но может сократиться число категорий потребителей, приравненных к населению (садоводческие и огородные товарищества, гаражные кооперативы, хозяйственные постройки и т.д.).

[2]

Источники


  1. Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. — М.: Юрайт, 2016. — 690 c.

  2. Винавер М. М. Очерки об адвокатуре; Ленанд — М., 2016. — 224 c.

  3. Хутыз, М.Х. Римское частное право; М.: Былина, 2011. — 170 c.
  4. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Норма, 2017. — 415 c.
  5. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.
Социальная норма потребления электроэнергии
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here