Содержание
- 1 Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов
- 2 Антитеррористическая защищенность торговых объектов (территорий)
- 3 Тверская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: требования к антитеррористической защищённости торговых объектов (территорий)
- 4 Созданы требования обеспечения антитеррористической защищённости торговых объектов
- 5 Созданы требования обеспечения антитеррористической защищённости торговых объектов
- 6 В Минэкономразвитии не поддержали новые требования к антитеррористической защищенности торговых объектов
- 7 Обеспечение антитеррористической защищенности объектов
- 8 Разъяснения о порядке применения требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий)
Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов
Согласно требованиям постановления Правительства РФ от 19 октября 2017 г. N 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)», правообладателям торговых объектов (площадей, территорий) необходимо:
1. Организовывать процесс категорирования торгового объекта на предмет определения категории по антитеррористической защищенности, выявления потенциально опасных и (или) критических участков торгового объекта и т.д.;
2. Осуществлять разработку паспорта безопасности торгового объекта, согласно требованиям ПП РФ №1273;
3. Организовывать процесс согласования разработанного паспорта безопасности торгового объекта с уполномоченными ведомствами;
4. Осуществлять хранение паспорта безопасности торгового объекта, а также выполнять мероприятия направленные на укрепление антитеррористичекой защищенности и устранение выявленных несоответствий требованиям ПП РФ 1273.
ВНИМАНИЕ ! Требования Постановление Правительства РФ от 19 октября 2017 г. N 1273
«Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)»
НЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ:
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов возлагается на юридические и физические лица являющимися правообладателями торговых объектов. В случае, если торговый объект или территория принадлежат нескольким правообладателям (собственникам), то при разработке, согласовании и утверждении паспорта безопасности учитывается данное обстоятельство, все собственники (за исключением собственника- являющегося разработчиком паспорта безопасности торгового объекта) утверждают паспорт безопасности на титульном листе.
Организация категорирования торговых объектов
Решением собственника (правообладателя) торгового объекта, создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта.
Степень угрозы для тогового объекта определяется на основании данных (сведений) от ФСБ, МВД, ВНГ (Росгвардии) по текущей и (или) прогнозируемой обстановке в районе расположения тогового объекта, а также ряда других критериев указанных в ПП РФ № 1273.
Возможные последствия совершения террористического акта определяют на основании:
1. Прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью при совершении ТА;
2. Прогнозных показателей о возможном материальном ущербе тогового объекта при совершении ТА;
Всего предусмотрено 3 категории, каждой из категории присущи критерии указанные в ПП РФ № 1273, итоговая категория устанавливается по наивысшему показателю любого из критериев приведенных в ПП РФ №1273.
В состав комиссии по обследованию и категорированию торгового объекта входят:
1-Представитель собственника (правообладателя) торгового объекта;
3-Представитель ВНГ (Росгвардия)
5-Представитель территориального органа управления (Управа, администрация)
6- Могут (по решению собственника) привлекаться специалисты в области экспертизы безопасности торговых объектов.
Все результаты работы комиссии по категорированию оформляются Актом категорирования торгового объекта.
Акт категорирования составляется в 2 ух экземплярах в «свободной форме» и содержит:
1. Сведения подтверждающие принятое комиссией решение о присвоении категории торговому объекту.
2. Выводы об эффективности антитеррористической защищенности торгового объекта.
3. Рекомендации, а также перечень мер по приведению тогового объекта в соответсвии с требованиями ПП РФ №1273
Категория торгового объекта
Разработка паспорта безопасности торгового объекта
Разработка паспорта безопасности осуществляется руководителем объекта в течении 30 дней после утверждения акта категорирования торгового объекта.
Паспорт безопасности разрабатывается согласно утвержденной постановлением форме (по оформлению и содержанию) .
Паспорт безопасности торгового объекта разрабатывается в 2 (двух) экземплярах в каждый из которых входит акт категорирования торгового объекта.
Согласование паспорта безопасности торгового объекта
Согласование паспорта безопасности по ПП РФ № 1273 осуществляется в течении 30 дней (на практике 30 дней каждом ведомстве) с момента окончания разработки 2 ух экземпляров (оригиналов) паспорта безопасности торгового объекта и передачи его на согласование в установленном порядке.
После согласования 1 экземпляр паспорта остается на объекте, второй экземпляр передается в территориальный орган управления.
Антитеррористическая защищенность торговых объектов (территорий)
Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики — уполномоченный орган исполнительной власти Чувашской Республики на определение перечня торговых объектов (территорий), расположенных в пределах Чувашской Республики и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты (далее – Перечень торговых объектов (территорий)) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 19.09.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)».
Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Чувашской Республики и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты утвержден распоряжением Главы Чувашской Республики от 14.09.2018 № 400- рг-329 дсп.
Согласно п.3 требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) (далее — Требования) ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на правообладателей торговых объектов (территорий).
В соответствии с п. 14 Требований в течение 1 месяца со дня получения настоящего уведомления решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории), срок работы который не может превышать 30 рабочих дней, и разрабатывается паспорт безопасности (в течение 30 дней после проведения его обследования на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории)).
Паспорт безопасности составляется руководителем объекта на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории), утверждается правообладателем торгового объекта (территории) либо уполномоченным им должностным лицом и подлежит согласованию с руководителями Управления ФСБ России по Чувашской Республике, главного управления МЧС России по Чувашской Республике, отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике и Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.
Просим своевременно провести работу по категорированию торгового объекта (территории) и представить в наш адрес согласованный паспорт безопасности торгового объекта (территории) в течение 30 дней со дня его составления.
Консультации посредством телефонной связи по вопросам антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) можно получить у следующих должностных лиц Минэкономразвития Чувашии:
Иванова Имма Серафимовна — заведующий сектором регулирования торговли и сферы услуг Минэкономразвития Чувашии (телефон: 8(8352) 56-52-40, доп. 2387,
Чернова Елена Николаевна — главный специалист сектора регулирования торговли и сферы услуг Минэкономразвития Чувашии (телефон: 8(8352) 56-52-40, доп. 2391.
Тверская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: требования к антитеррористической защищённости торговых объектов (территорий)
В силу статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищённость объекта (территории) – это состояние защищённости здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Постановлением Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273 утверждены требования к антитеррористической защищённости торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории).
В соответствии с данным постановлением, под торговым объектом (территорией) понимаются земельный участок, комплекс технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельное здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), специально оснащённые оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчётов с покупателями при продаже товаров.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищённости возлагается на владельцев и руководителей торговых объектов (территорий).
Постановление не распространяется на торговые объекты (территории), относящиеся к объектам (территориям), требования к антитеррористической защищённости которых утверждены иными актами Правительства Российской Федерации, а также на торговые объекты (территории), которые не включены в перечень.
Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), по согласованию с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
С учётом степени угрозы совершения на торговых объектах террористического акта и масштаба возможных последствий совершения на них террористического акта устанавливаются первая, вторая и третья категории торговых объектов (территорий).
На каждый торговый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности, представляющий собой информационно-справочный документ постоянного действия, отражающий состояние антитеррористической защищённости торгового объекта (территории) и содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на торговом объекте (территории).
В зависимости от установленной категории в отношении торгового объекта (территории) реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищённости, предусмотренный требованиями.
а) проведения необходимых организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости торгового объекта (территории);
б) определения и устранения причин и условий, способствующих совершению на торговом объекте (территории) террористического акта;
в) применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности торгового объекта (территории);
г) оборудования торгового объекта (территории) необходимыми инженерно-техническими средствами охраны;
д) контроля за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищённости торгового объекта (территории);
е) обеспечения готовности подразделений охраны и работников торгового объекта (территории) к действиям при угрозе совершения и при совершении на нем террористического акта.
Так, например, торговый объект (территория) независимо от его категории оборудуется: а) системой видеонаблюдения; б) системой оповещения и управления эвакуацией; в) системой освещения.
В целях обеспечения антитеррористической защищённости торгового объекта (территории) первой или второй категории правообладателем торгового объекта (территории) организуется его физическая охрана.
Торговый объект (территория) первой категории оборудуется кнопками экстренного вызова (тревожной сигнализации) подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и (или) подразделения физической охраны.
При получении информации об угрозе совершения террористического акта для своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы и предупреждения совершения террористического акта на торговом объекте (территории) осуществляются мероприятия по усилению соответствующего режима противодействия терроризму.
Режимы усиления противодействия терроризму предусматривают выполнение мероприятий, предусмотренных требованиями, в зависимости от степени угрозы совершения террористического акта и его возможных последствий, уровня террористической опасности, вводимого в пределах субъектов Российской Федерации и на отдельных участках территории Российской Федерации (объектах) в соответствии с Порядком установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, утв. Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».
Контроль за обеспечением антитеррористической защищённости торговых объектов (территорий) и выполнением требований осуществляется посредством организации и проведения уполномоченным органом субъекта Российской Федерации плановых и внеплановых проверок торговых объектов (территорий) с докладом результатов высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Созданы требования обеспечения антитеррористической защищённости торговых объектов
Правительство Российской Федерации утвердило требования к антитеррористической защищенности специально и форму паспорта безопасности для сферы торговли.
Сейчас установлены общие требования к местам массового пребывания людей, к которым могут быть отнесены и торговые предприятия. Новые правила существенно отличаются от действующих.
Новые требования коснутся только компаний, чьи объекты попадут в перечень
Такие перечни будут созданы в субъектах РФ. О том, что объект попал в перечень, правообладателя, то есть собственника или владельца, должны уведомить письменно.
Правообладатели остальных объектов сами будут определять мероприятия по обеспечению их антитеррористической защищенности, так как новые требования их не затронут.
Владелец включенного в перечень объекта создает комиссию
Получив уведомление о включении объекта в перечень, правообладатель долженв течение одного месяца создать комиссию. В ее состав необходимо включить:
- сотрудников правообладателя, отвечающих за безопасность и технические средства охраны;
- представителей территориальных органов ФСБ, МЧС, Росгвардии или подразделения вневедомственной охраны этой службы;
- представителей от региональных и муниципальных органов.
Кандидатуры представителей органов власти необходимо согласовать с этими органами.
Возглавляет комиссию председатель, в качестве которого выступает руководитель объекта или уполномоченное им лицо.
Комиссия определяет категорию объекта или рекомендует исключить его из перечня
За 30 рабочих дней комиссия должна изучить данные об объекте и обследовать его. Определив степень угрозы террористического акта и характер его возможных последствий, комиссия решит, к какой из трех категории нужно отнести объект.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Комиссия рекомендует исключить объект из перечня, если он не подходит ни под одну из категорий. Учитывая признаки, установленные для третьей (низшей) категории, такая рекомендация должна быть дана, если:
- на объекте или похожих на него объектах в этом же субъекте РФ в течение последних трех лет не было терактов или попыток их совершения;
- в районе расположения объекта в течение трех лет не вводился высокий или повышенный уровень террористической опасности либо в течение 12 месяцев не вводился критический уровень опасности и не более одного раза вводился высокий или повышенный уровень опасности;
- прогнозируемое количество пострадавших в результате теракта составляет менее 50 человек, а размер возможного ущерба — меньше 5 млн руб.
Владелец разрабатывает паспорт безопасности и решает, какие меры принять для защиты объекта
Не позднее 30 дней после обследования и категорирования торгового объектапотребуется составить на него паспорт безопасности по установленной форме в двух экземплярах.
В течение 30 дней со дня составления паспорт нужно будет согласовать в региональных органах ФСБ, МЧС, Росгвардии, а также в уполномоченном органе субъекта РФ.
По решению правообладателя разрабатывается перечень мероприятий, необходимых для антитеррористической защиты объекта. Они должны быть проведены не позднее двух лет со дня утверждения акта обследования.
Независимо от наличия такого перечня владелец должен принять все предусмотренные требованиями меры по обеспечению защищенности объекта с учетом его категории. Например, на объектах первой и второй категорий должна присутствовать физическая охрана, обеспечиваемая специализированной организацией. Есть и общие требования. Так, объекты всех категорий нужно оборудовать системами видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией, освещения.
Указанные изменения вступают в силу с 31 октября 2017 года.
Созданы требования обеспечения антитеррористической защищённости торговых объектов
Правительство РФ утвердило постановлением от 19.10.2017 № 1273 Требования к антитеррористической защищённости торговых объектов (территорий) и Форму паспорта безопасности (вступили в силу с 31.10.2017 г.). В Требованиях под торговым объектом (территорией) понимаются:
- земельный участок,
- комплекс технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем,
- отдельное здание (часть здания), специально оснащённые оборудованием, предназначенным для демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчётов при продаже товаров.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищённости торговых объектов лежит на лицах:
- владеющих на праве собственности (хозведения, оперативного управления) земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов,
- использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов на ином законном основании,
- осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов.
Перечень торговых объектов, на которые распространяются требования, определяется исполнительной властью региона по согласованию с территориальными органами ФСБ, Росгвардии, МЧС РФ. Он формируется по форме, утвержденной Министерством промышленности и торговли РФ и утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ. Перечень является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения.
В требованиях установлено категорирование (всего 3 категории) торговых объектов в зависимости от степени угрозы и масштаба возможных последствий совершения на них теракта. Для проведения категорирования решением правообладателя торгового объекта создаётся комиссия с участием представителей
- самого объекта (специалист, отвечающий за безопасность и инженерные сети),
- территориальных органов ФСБ, Росгвардии, МЧС России,
- уполномоченных органов региональной исполнительной власти и органов местного самоуправления.
На каждый торговый объект в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования разрабатывается паспорт безопасности. Паспорт безопасности в течение 30 дней со дня составления подлежит согласованию с вышеперечисленными службами, категорирующими объекты. Информация, содержащаяся в паспорте безопасности, является коммерческой тайной.
В зависимости от установленной категории в отношении объекта реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищённости, который может быть изменён в зависимости от общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению высшего должностного лица субъекта РФ, на территории которого расположен объект, или правообладателя объекта.
В Минэкономразвитии не поддержали новые требования к антитеррористической защищенности торговых объектов
Минэкономразвития раскритиковало законопроект Минпромторга, который устанавливает новые требования к антитеррористической защищенности торговых объектов. Затраты на системы безопасности, по подсчетам Минэка, обошлось бы в 966,8 млрд рублей. При этом часть этой суммы легла бы на плечи государства.
Минэкономразвития раскритиковало законопроект Минпромторга, который устанавливает новые требования к антитеррористической защищенности торговых объектов. Новые системы видеонаблюдения, оповещения, освещения, управления эвакуацией и постоянная охрана — всё это, по мнению Минпромторга, обеспечивало бы новый уровень безопасности, но, по подсчетам Минэка, обошлось бы в 966,8 млрд рублей. При этом часть этой суммы легла бы на плечи государства сообщают «Известия».
Минэкономразвития дало негативную оценку регулирующего воздействия (ОРВ) на проект постановления правительства «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов и формы паспорта безопасности торгового объекта» (скачать проект ► ).
«Принятие проекта акта в представленной редакции не может быть поддержано», — говорится в заключении Минэконом развития (скачать заключение Минэкономразвития ► ).
Возросшая степень террористических угроз, а также недостаточно надежное обеспечение защищенности торговых объектов послужили причинами разработки проекта постановления правительства, следует из бумаг Минпромторга.
Из документа Минпромторга следует, что на объектах всех категорий организуется физическая охрана плюс точки оборудуются системами оповещения и освещения, управления эвакуацией. Также непрерывно должна функционировать система видеонаблюдения, производиться архивирование и хранение полученных данных. В торговых объектах первой категории должны располагаться стационарные колонны с кнопками экстренного вызова наряда полиции, следовало из проекта Минпромторга.
Расчет производился с учетом данных Росстата на конец 2015 года, когда количество торговых объектов составляло 904,9 тыс. без учета палаток и киосков. Количество ярмарочных площадок и розничных рынков составляло 9,2 тыс. и 1,3 тыс. соответственно.
В Минэкономразвития подчеркивают, что выполнение подобных норм «потребует существенных расходов, финансируемых из средств бюджетов», в том числе в части обеспечения антитеррористической защищенности муниципальных объектов торговли, ярмарочных площадок и рынков.
Руководитель уголовной практики BMS Law Firm Тимур Хутов согласился, что постановление № 272 уже содержит нормы о террористической защищенности торговых объектов, однако в нем нет дифференциации требований по обеспечению защищенности в зависимости от конкретных характеристик объекта.
— Включение конкретизирующих положений в постановление приведет к большому объему уточнений, поэтому принятие нового проекта кажется вполне целесообразным, — сказал он, подчеркнув, что «необходимо точно определить те объекты, на которые документ будет распространяться, и учитывать при этом общую площадь объект
В Минпромторге подчеркнули, что проект постановления уже согласован с ФСБ, МВД и Росгвардией. Кроме того, в начале марта было проведено согласительное совещание с Минэкономразвития, в ходе которого был разрешен ряд спорных вопросов. Как решился вопрос с финансированием программы безопасности, в Минпромторге не уточнили. Источник в правительстве сказал, что ведомства не решили все спорные вопросы — дискуссия продолжается.
Редакция журнала «Безопасность зданий и сооружений» неоднократно обращалась в Аппарат Правительства РФ с просьбой рассказать о ходе подготовки ФОИВ соответствующих проектов документов (ответ аппарата Правительства РФ есть в распоряжении редакции). В этой связи весьма отрадно, что наше беспокойство не осталось не замеченным и соответствующий очередной проект разработан.
в специальном поле «комментарии» или направить на почту [email protected]
Обеспечение антитеррористической защищенности объектов
В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические и физические лида в России осуществляют деятельность по противодействию терроризму. Это значит, что в государстве все дееспособные граждане, так или иначе, вовлечены в эту деятельность. Конечно реальные, максимально эффективные и радикальные инструменты в борьбе с терроризмом сосредоточены в руках государственных органов. Но в противодействии с этим страшным явлением важен вклад каждого гражданина и организации.
Законодатель достаточно четко регламентировал права и обязанности субъектов правоотношений, регулируемых Федеральным законом «О противодействии терроризму». Мы считаем, что все и каждый в отдельности понимают серьезность угрозы терроризма, но не все понимают свое место и роль в противодействии ему.
Так уж сложилось, что вопрос противодействия терроризму специфический, требует специальных познаний в узких областях знаний, таких как правоохранительная деятельность, техническая защита объектов инфраструктуры различного назначения, комплексная безопасность и т.д.
Коротко разберем, какие обязанности возложены на участников рассматриваемых правоотношений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По существу индивидуальные предприниматели и лица, использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, а также юридические лица должны защитить принадлежащие им или находящиеся у них в пользовании объекты и территории от террористической угрозы. Обеспечение антитеррористической защищенности должно осуществляться на всех этапах жизненного цикла объекта.
Главной целью обеспечения антитеррористической защищенности объектов является сохранение жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, находящихся в этих объектах или на прилегающей к ним территории.
Чтобы добиться поставленной цели:
1. Руководитель объекта принимает меры к определению категории объекта в соответствии с установленным порядком категорирования. Порядок утверждается постановлением Правительства РФ об «Утверждении Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), формы паспорта безопасности объектов (территорий)» (далее — Требования). Причем нужно заметить, что Требования утверждаются по представлению федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» их проектов, в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются или которые относятся к сфере их деятельности.
Как правило, категорирование осуществляется путем создания комиссии для последующего комплексного обследования объекта. Требования к созданию такой комиссии в органах исполнительной власти различны. Во всех случаях допускается привлечение в комиссию сотрудников органов безопасности и МВД России. Также в некоторых ведомствах допускается привлечение следующих специалистов:
- сотрудники специализированных организаций;
- эксперты специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий);
- работники организаций, специализирующихся в области инженерно-технического оборудования объектов, проектирования и монтажа технических средств охраны;
- эксперты специализированных организаций в области проектирования и эксплуатации технологических систем.
Каких-либо нормативно закрепленных прямых ограничений или запретов по составу комиссии нет. Собственник объекта территории при создании комиссии должен руководствоваться в первую очередь принципами разумности и конфиденциальности.
2. В соответствии с утвержденными Требованиями к антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом его категории необходимо определить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Чтобы на высоком уровне противодействовать терроризму, необходимо правильно выбрать эти меры. Конечно, на каждом объекте и территории уже есть существующая инфраструктура, но она, как правило, без системна, ее элементы направлены на достижение разных целей. Поэтому по существу стоит задача создания жизнеспособной системы мер направленной на противодействие терроризму.
В практической деятельности в виду отсутствия штатных специалистов организациям зачастую не по силам самостоятельно, без квалифицированной помощи, справится с задачей построения действенной системы защиты от террористической угрозы. Не будем вдаваться в детали но, как правило, при попытках самостоятельно выполнить Требования к антитеррористической защищенности объекта (территории) происходит следующее:
- систему перегружают излишними мерами безопасности, в таких случаях повседневная деятельность организации начинает «буксовать», ведь применяемые меры чаще всего носят ограничительный и процедурный характер;
- выбранные меры недостаточны для выполнения предъявляемых требований к системе в целом, а это значит, что она не эффективна.
3. Реализация выбранных мер. На данном этапе весь перечень выбранных после обследования мер реализуется так сказать в натуре.
4. В соответствии с утвержденными Требованиями к антитеррористической защищенности объекта (территории) разработать Паспорт безопасности. Паспорт безопасности объекта (территории) является информационно-справочным документом, в котором отражаются сведения о соответствии объекта требованиям по его защите от актов терроризма, а также защите граждан от чрезвычайных ситуаций, сложившихся в результате техногенных происшествий.
В паспорте должна присутствовать следующая информация: о реквизитах объекта, должностных лицах, персонале охранного подразделения, арендаторах, собственниках, численности физических лиц, имевших место противоправных проявлениях на объекте, возможных актах терроризма, организационных мерах предупреждения и ликвидации актов терроризма, инструктивном, методическом и техническом обеспечении объекта по противодействию антиобщественным проявлениям, мероприятиях по обучению способам защиты и действиям при противоправных актах, наличии и состоянии системы обеспечения антитеррористической защищенности на объекте, парковках для личного и хозяйственного транспорта, силах и средствах охраны, ситуационных планах действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также схемы инженерных сетей, поэтажные планы, сведения об энергоснабжении, водоснабжении, водоотведении, отоплении, вентиляции и кондиционирования.
Он определяет готовность объекта (территории) к предотвращению возможной ЧС. Информация, наполняющая Паспорт безопасности в своей совокупности носит конфиденциальный характер, а в некоторых случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть отнесена к сведениям, составляющим государственную тайну. В связи, с чем в отношении Паспорта должен быть применен соответствующий режим обращения.
Форма паспорта определяется постановлением Правительства РФ в Требованиях согласно ведомственной принадлежности объекта (территории), а также обязательными для исполнения методическими рекомендациями по разработке паспорта безопасности коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму (Антитеррористическая комиссия субъекта РФ).
В заключении хотелось бы акцентировать внимание на сложности поставленной задачи. Противодействие терроризму деятельность многогранная, объемная и длящаяся, ведется весь срок существования объекта или территории. В виду чего мы рекомендуем на всех этапах создания системы антитеррористической защищенности, а также ее последующей эксплуатации привлекать к работам сторонние организации, имеющие научно технический потенциал и многолетний опыт практической работы в области приведения в соответствие с требованиями по защите объектов и территорий от террористической угрозы и разработки паспортов безопасности, а также лицензию ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Ну и раз законодатель возложил обязанности по противодействию терроризму на участников правоотношений, он не преминул ввести ответственность за их не выполнение. Например, за неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму ст. 19.5.1. КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на граждан от 3 до 5 тысяч рублей, на должностные лица от 30 до 50 тысяч рублей, на юридические лица от 300 тысяч до 1 миллиона рублей. Также законодатель предусмотрел и другие виды ответственности: дисциплинарную, уголовную, и ряд соответствующих этой ответственности наказаний.
Начальник экспертного отдела Центра «Эксперт»
Д.С. Котельников
Разъяснения о порядке применения требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий)
РАЗЪЯСНЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ТОРГОВЫХ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ)
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ “О противодействии терроризму” выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Настоящие разъяснения подготовлены в целях организации работы по реализации мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и категорированию этих объектов.
Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) (далее – Требования), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 г. N 1273 “Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)”, разработаны на основе требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 272 “Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)”, так как места массового пребывания людей, в том числе торговые объекты, являются потенциально опасными с точки зрения террористических посягательств.
Действие постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 г. N 1273 распространяется на предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации”.
В соответствии с пунктом 3 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на правообладателей торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий).
Кроме того, на правообладателя торгового объекта (территории) возлагается организация работы по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) и за разработку Паспорта безопасности торгового объекта (территории).
В соответствии с пунктом 5 Требований постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 г. N 1273 высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяет уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, ответственный за организацию выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся на территории субъекта Российской Федерации, и координацию данной деятельности.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, руководствуясь критериями, изложенными в пункте 12 Требований, на основе предложений органов местного самоуправления формирует перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты (далее – Перечень).
Возложение данных полномочий на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обусловлено положениями статей 5.1. и 5.2. Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ “О противодействии терроризму”, пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и статей 1, 6 и 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации”.
Кроме того, участие органов местного самоуправления в разработке предложений для включения в Перечень предусмотрено проектом постановления Правительства Российской Федерации “О внесении изменений в требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий)”, разработанным Минпромторгом России в соответствии с предложениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также с учетом результатов рабочих встреч с представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подразделений территориальных органов безопасности, Росгвардии, служб безопасности торговых объектов.
Вносимыми изменениями также уточняется порядок взаимодействия уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и правообладателей торговых объектов (территорий) при формировании Перечня торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, а также уточняются функции по работе в комиссии по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) представителей уполномоченных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Указанный проект постановления Правительства Российской Федерации был размещен на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для общественного обсуждения.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации формирует Перечень по форме, установленной приказом Минпромторга России от 15 января 2018 г. N 78, и согласовывает его установленным порядком с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Утверждается Перечень высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, являющимся председателем антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 1 месяца после утверждения Перечня письменно информирует правообладателей торговых объектов (территорий) о включении торговых объектов (территорий) в указанный Перечень.
На основании данного уведомления правообладатель торгового объекта (территории) в течение 1 месяца создает комиссию по обследованию и категорированию торгового объекта (территории).
Срок работы комиссии составляет 30 рабочих дней.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Представители уполномоченных органов субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления включаются в состав комиссии по согласованию. Учитывая значительное количество торговых объектов в субъектах Российской Федерации, подлежащих обследованию и категорированию, и значительно меньшее количество специалистов уполномоченных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления Минпромторг России полагает целесообразным обязать правообладателя торгового объекта (территории) информировать уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления о присвоенной комиссией торговому объекту (территории) категории. Данное предложение учтено вносимыми в постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 г. N 1273 изменениями.
Источники
Нешатаева, Т.Н. Иностранные предприниматели в России – судебно-арбитражная практика / Т.Н. Нешатаева. — М.: Дело, 2013. — 216 c.
Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.
Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.- Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 752 c.
- Тихомиров, М. Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 144 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.