Твердые коммунальные отходы (тко) — что это такое в сфере жкх

Полная информация на тему: "Твердые коммунальные отходы (тко) — что это такое в сфере жкх" в помощь грамотному гражданину.

Подписан Закон, направленный на формирование региональных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами

Федеральным законом дается определение твердых коммунальных отходов (ТКО). Это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Также определены, в том числе, такие понятия, как «норматив накопления ТКО», «объекты захоронения отходов», «обработка отходов».

Уточнены полномочия Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления в области обращения с отходами, порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

Для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях субъектов РФ создаются региональные операторы — юридические лица, которым на основании конкурсного отбора присваивается статус регионального оператора на срок не менее 10 лет.

Установлено содержание региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.

Региональная программа в области обращения с отходами должна быть опубликована в сети Интернет на официальном сайте субъекта РФ для всеобщего и бесплатного доступа.

Также предусмотрено, что производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, определенными Правительством РФ. Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор.

Правительство РФ также должно определить порядок создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров и порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных сумм сбора).

В связи с принятием Закона внесены поправки в целый ряд законодательных актов, признан утратившим силу Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», ряд положений федеральных законов, регулирующих отношения, в том числе в области разграничения полномочий между органами государственной власти, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в сфере охраны окружающей среды.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Твердые коммунальные отходы (ТКО) — что это такое в сфере ЖКХ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 22 февраля 2017 г. № 5554-АТ/04 О предоставлении коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Правилами обращениями с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, установлен порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — региональный оператор).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484 утверждены:

[2]

Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Приказом Федеральной антимонопольной службой России от 21 ноября 2016 г. № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, которые предназначены для использования органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование тарифов, и органами местного самоуправления, в случае наделения их соответствующими полномочиями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для расчета предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

По вопросам оплаты услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) сообщаем следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме определена частью 2 статьи 154 ЖК РФ и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 — 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Во исполнение требований части 3 статьи 39 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — Правила № 491). В соответствии с пунктом 17 Правил № 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Согласно пункту 11 Правил № 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

Таким образом, сбор и вывоз твердых (в том числе крупногабаритных) бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, соответствующие платежи входят в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, рассчитываемой исходя из площади занимаемого помещения и определяемой на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома. Вместе с тем указанные услуги могут быть выделены в квитанции в отдельную строку.

Читайте так же:  Устав благотворительного фонда - составление и регистрация

Обращаем внимание, что Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в часть 4 статьи 154 ЖК РФ, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО.

Таким образом, вместо жилищной услуги по сбору и вывозу ТКО, плата за которую входит в состав платы за содержание жилого помещения, в квитанции появится отдельная строка коммунальная услуга по обращению с ТКО, размер платы за которую будет рассчитываться по тарифам, установленным уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской с учетом установленных нормативов накопления ТКО, и, соответственно, составляющая платы за содержание жилого помещения в этой части будет исключена.

Проектом акта предусматриваются положения по расчету платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, наделение органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочием по принятию решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме либо исходя из количества проживающих в жилом помещении. Также, согласно проекту акта, сбор и вывоз твердых бытовых отходов исключен из состава работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, определенных пунктом 11 Правил № 491.

При первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, предоставляемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, размер платы за содержание жилого помещения подлежит уменьшению на размер платы в части, соответствующей стоимости услуг по сбору и вывозу ТКО, оказываемых в многоквартирном доме, в месяце, предшествующем месяцу, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО.

Выполнение коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается региональным оператором, выбранным в результате конкурсного отбора, предусмотренного частью 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ).

При этом, согласно положениям статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, все собственники ТКО (собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО) заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с ТКО.

На территории субъекта Российской Федерации может действовать несколько региональных операторов. При этом региональные операторы вправе как самостоятельно оказывать полный комплекс услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, так и привлекать к этой деятельности других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Отмечаем, что Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 29 декабря 2016 года, предусмотрен поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019 года.

До даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. При этом стоимость услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, а также объем вывозимых твердых коммунальных отходов определяется соглашением сторон в соответствии с гражданским законодательством.

Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором.

Письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минстроя России.

Директор Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
А.В. Таманцев

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросам оплаты услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО).

Так, указано, что сбор и вывоз твердых (в т. ч. крупногабаритных) бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества.

Вместо жилищной услуги по сбору и вывозу ТКО, плата за которую входит в состав платы за содержание жилого помещения, в квитанции появится отдельная строка — коммунальная услуга по обращению с ТКО. Размер платы будет рассчитываться по тарифам, установленным уполномоченными органами госвласти регионов с учетом установленных нормативов накопления ТКО.

Первоначально размер платы за содержание жилого помещения подлежит уменьшению на размер платы в части, соответствующей стоимости услуг по сбору и вывозу ТКО, оказываемых в многоквартирном доме, в месяце, предшествующем месяцу, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО.

На территории региона могут действовать несколько региональных операторов. При этом операторы вправе как самостоятельно оказывать полный комплекс услуг по обращению с ТКО, так и привлекать других операторов.

Договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором.

Pазъяснения

10 самых актуальных вопросов, связанных с «мусорной реформой»

В чем суть мусорной реформы?

— Управляющие компании или ТСЖ теперь не выбирают кто и за сколько денег будет вывозить мусор,

— Плата за вывоз мусора, это теперь не составляющая платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме (в Красноярском крае с 1 января 2019 года),

— Вывоз мусора, а точнее «Обращение с твердыми коммунальными отходами», это теперь коммунальная услуга, такая же как электричество, вода или канализация (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ),

— Осуществлять обращение с твердыми коммунальными отходами теперь будут специальные «Региональные операторы по обращению с ТКО» (ст. 26.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах потребления»),

— Платить за обращение с твердыми коммунальными отходами будут все кто их производит: и жители многоквартирных домов, и собственники нежилых помещений, и жители частных домовладений и всевозможные садоводческие и дачные товарищества.

Сколько мы будем платить?

Возможны два варианта начисления оплаты за вывоз мусора из жилых домов: по нормативам, исходя из количества проживающих, и второй вариант, когда оплата начисляется также по нормативам, но исходя из площади жилых помещений (абз. 2 п. 148.30 Правил оказания коммунальных услуг). При этом, в случае если в доме организован раздельный сбор сортированных отходов возможен и третий вариант начисления оплаты.

Решение, по какому варианту будет происходить начисление оплаты за мусор, принимают власти вашего региона.

Читайте так же:  Индексация зарплат

Для города Красноярска официально установлены нормативы накопления равные 17,7 кг. или 0,07 куб. м. в месяц на одного проживающего в многоквартирном доме, и 28,1 кг. или 0,11 куб. м. в месяц на одного проживающего в частном доме (Приказ Министерства Природных ресурсов и экологии Красноярского края от 19.12.2017 № 1/1934-од).

Сами тарифы еще официально не опубликованы, но в разосланном 14 декабря официальном пресс-релизе указанно, что жители левого берега города Красноярска будут платить 79,74 рубля с жителя многоквартирного дома и 125,31 рублей с жителя частного дома. На правом берегу это будет 87,51 рублей с человека для многоквартирных домов и 137,57 рублей с человека для частных домов.

Указанная плата, которая теперь называется «за обращение с твердыми коммунальными отходами», является платой за коммунальную услугу и будет написана отдельной строчкой в соответствующем разделе платежки.

При этом, не позднее чем за 10 дней до начала работы региональных операторов (до 21 декабря 2018 года, если вы живете в Красноярском крае) наши с вами управляющие компании или ТСЖ обязаны проинформировать нас о том, что с того момента, как за вывоз мусора начнет отвечать региональный оператор, у нас будет снижен размер платы за содержание жилого помещения, то есть один из разделов платежки должен «похудеть».

Такое снижение этой платы происходит без проведения общего собрания собственников, а размер того, на сколько снизится эта плата, должен быть экономически обоснован и подтверждаться документально. Документы, подтверждающие экономическую обоснованность такого снижения, должны предоставляться каждому собственнику, затребовавшему их.

Все это написано в статье 23 Федерального закона № 458-ФЗ от 29.12.2014.

Правда ли, что теперь за вывоз мусора платить будут все?

Да, платить будут все, кто так или иначе производит твердые коммунальные отходы: жители многоквартирных домов, собственники нежилых зданий и помещений, жители частных домов, садоводческие товарищества и др.

Исключение предусмотрено лишь для собственников машино-мест в многоквартирных домах.

Если вы прописаны в вашем дачном доме, то вы будете платить за обращения с ТКО как житель жилого дома, исходя из написанных выше нормативов. Если же вы не прописаны на даче, то расчет размера оплаты будет производиться исходы из объема вывезенных контейнером с мусором, определенного в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (Постановление Правительства РФ от 06.03.2016 № 505)

При этом, собственники индивидуальных жилых домов, жители многоквартирных домов, находящихся на непосредственном управлении, владельцы нежилых помещений в жилых домах, управляющие компании, ТСЖ, СНТ, ДНТ и т. д. обязаны будут заключить договоры с региональными операторами по обращению с ТКО. А если такие договоры не были заключены, то договор автоматически считается заключенным в форме типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

Кому мы будем платить?

Жители многоквартирных домов могут платить за обращение с ТКО как через УК или ТСЖ, так и, в ряде исключений, непосредственно региональному оператору.

Как и в случае с остальными коммунальными услугами для многоквартирных домов исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО остается управляющая организация (п. 148.7 Правил оказания коммунальных услуг).

Плата за коммунальную услугу в таком случае вносится в УК или ТСЖ однако ЖК РФ и Правила оказания коммунальных услуг предусматривают, что общим собранием собственников может быть принято решение платить непосредственно региональному оператору.

Также, платить в кассу регионального оператора придется в случаях если:

— в доме выбран способ управления — непосредственное управление;

— если не выбран способ управления;

— если по какой-то причине расторгнут договор между управляющей организацией и региональным оператором, например, управляющая организация накопила просуженный долг более чем за 2 месяца;

— владельцам нежилых помещений;

— если это не многоквартирный дом, а частное домовладение.

Что такое твердые коммунальные отходы?

Твердые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юр.лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. (абз. 21 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Также определено понятие «крупногабаритные отходы» – это твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах (п. 2 Правил обращения с ТКО).

Кто теперь отвечает за вывоз мусора, а кто за содержание контейнерных площадок и мусоропроводов?

Региональный оператор по обращению с ТКО отвечает за обращение с отходами с момента их приема путем погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления твердых коммунальных отходов (п.148.12 Правил оказания коммунальных услуг).

Управляющая организация, будь то УК или ТСЖ несет ответственность за содержание мест накопления отходов, а также за содержание мусоропроводов (Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, п. 26.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124).

Кроме того, органы местного самоуправления с 1 января 2019 года несут ответственность за ведение реестра мест накопления твердых коммунальных отходов, обустройство и обслуживание площадок для накопления ТКО, расположенных на муниципальной земле. Также они должны будут согласовывать размещение площадок для сбора ТКО, и они же ответственны за утверждение правил благоустройства площадок для накопления ТКО (п. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Постановление Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039).

В случае, если контейнерных площадок нет, например в частном секторе, потребитель вправе договорится с региональным оператором о том, чтобы осуществлялся безконтейнерный вывоз мусора. При этом потребитель складывает свои ТКО в предоставленные региональным оператором пакеты (п. 10 Правил обращения с ТКО). Ну а региональный оператор обеспечивает, чтобы в заранее согласованное время к потребителю приезжал мусоровоз и забирал пакеты с ТКО.

А незаконные свалки кто-то уберет?

Видео (кликните для воспроизведения).

В случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, в месте несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней (п. 16 Правил обращения с ТКО):

а) уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

б) уведомить собственника земельного участка, что необходимо ликвидировать место несанкционированного размещения ТКО, а для этого, в течение 30 дней после получения уведомления собственник этого земельного участка должен направить региональному оператору проект договора на оказание услуг по его ликвидации.

Читайте так же:  Составляем отзыв на административное исковое заявление

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов. (п. 17 Правил обращения с ТКО)

Кто такой региональный оператор по обращению с ТКО?

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – это юридические лица, которые несут ответственность за все этапы процесса обращения с мусором (от его сбора до уничтожения незаконных свалок) в границах определенной территориальной зоны, установленной территориальной схемой.

Региональные операторы отбираются путем конкурсного отбора на срок не менее чем 10 лет.

Деятельность регионального оператора регламентируется соглашением, которое заключается с ними по итогам конкурса, и обильным пакетом нормативных правовых актов.

Региональный оператор может быть лишен своего статуса в случае, если:

а) в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (2 раза и более) нарушения Правил обращения с ТКО, и/или условий договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, и/или условий соглашения;

б) в течение календарного года региональным оператором были допущены многократные (2 раза и более) нарушения Правил обращения с ТКО и (или) условий соглашения, повлекшие причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан;

в) задолженность регионального оператора по оплате услуг оператора по обращению с ТКО превышает двенадцатую часть необходимой валовой выручки регионального оператора.

[3]

г) при нарушении схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами;

д) при нарушении условий соглашения в отношении предоставления безотзывной банковской гарантии.

Кстати, упоминаемые здесь операторы по обращению с ТКО без приставки «региональные», это инд. предприниматели или юр.лица, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Фактически, это подрядчики, которых региональный оператор по обращению с ТКО будет отбирать по конкурсу, в случае если его собственных ресурсов недостаточно.

А будет ли раздельный сбор мусора?

Возможность внедрения раздельного сбора мусора заложена и в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и в Правила обращения с ТКО и в Правила оказания коммунальных услуг.

При этом, однако, чтобы перейти на раздельный сбор мусора, должно выполнится несколько условий:

1. Площадка для сбора ТКО должна быть приспособлена к раздельному сбору отходов, для чего потребуется решение общего собрания собственников;

2. Региональной властью должен быть утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов, предусматривающий, в том числе и раздельное накопление ТКО;

3. Фактически, требуется согласие со стороны Регионального оператора по обращению с ТКО.

Если все вышеперечисленное случится, то кроме возможности более экологично выкидывать мусор, граждане также получат возможность для экономии, так как при раздельном сборе ТКО, расчет оплаты за обращение с ТКО будет производиться исходя из объемов вывезенных контейнеров с мусором, разделенном между квартирами пропорционально количеству проживающих в них граждан, или же пропорционально их площади, в зависимости от того какой порядок начисления платы за обращение с ТКО принят в регионе (п. 148.30 Правил оказания коммунальных услуг).

Как можно будет сэкономить?

Как и в случае с любой другой коммунальной услугой, кроме отопления, если расчет за нее ведется по нормативам, то за период временного отсутствия потребителя (более 5 дней) можно будет потребовать перерасчет и снизить размер платы (п. 148.44 Правил оказания коммунальных услуг).

Также, если коммунальную услугу по обращению с ТКО вам оказывают ненадлежащего качества, например, не каждый день вывозят мусор, вы также вправе в соответствии с Правилами оказания коммунальных услуг составить акт, о том что услуга оказана некачественно, и затем уже на основании этого акта снизить размер платы за обращение с ТКО (п. 148.45 Правил оказания коммунальных услуг).

Также на коммунальную услугу по обращению с ТКО распространяется право на получение субсидии для малоимущих горожан. Она полагается всем, чья ежемесячная плата за услуги ЖКХ превышает 22 процента от общего дохода семьи. Получить такую субсидию можно в органах социальной защиты населения.

Примечания:

Правила оказания коммунальных услуг – Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Правила обращения с ТКО – Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156.

Оставить комментарии к данному материалу вы можете на наших страницах в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и Одноклассники.

Новая графа в квитанциях ЖКХ — обращение с ТКО

Услуга по обращению с ТКО в коммунальных квитанциях

Получив очередную коммунальную квитанцию и увидев там новую строку «Обращение с ТКО», многие граждане задались вопросом: что такое ТКО в квитанции за ЖКХ?

Аббревиатура ТКО расшифровывается как твердые коммунальные отходы. Под данным термином подразумевается обычный бытовой мусор, который производят как граждане, проживающие в квартирах и домах, так и предприниматели в офисах, магазинах и т. д. (ст. 1 закона «Об отходах…» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, далее — закон об отходах).

Ранее вывоз мусора был обязанностью управляющей компании и относился к жилищным услугам, а плата за него включалась в состав платы за содержание жилого помещения. После ряда последовательных изменений в законе об отходах услуга повсеместно перешла в разряд коммунальных (п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ) и теперь должна обозначаться в квитанции отдельной строкой «Обращение с ТКО».

Таким образом, ответ на вопрос «Что такое ТКО в квитанции за квартиру?» однозначен: это новая коммунальная услуга, предоставляют которую по правилам гл. VII ЖК РФ.

Обратите внимание! С 01.01.2019 осуществлять обращение с отходами по новым правилам должны все регионы. Исключение составляют 3 субъекта: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Жителей данных городов вопрос «Что такое ТКО в коммунальных квитанциях?» коснется только в 2022 году.

Региональный оператор как лицо, оказывающее услуги по обращению с отходами. Заключение договора на вывоз ТКО

Каждый субъект РФ (за исключением трех вышеназванных) не позднее 01.01.2019 должен по результатам конкурса выбрать региональных операторов и заключить с ними соглашение, а также утвердить единый тариф по обращению с ТКО (ст. 24.7 закона об отходах). С этого момента лицом, ответственным за вывоз и утилизацию отходов, становится региональный оператор (ранее — управляющая компания).

Читайте так же:  Минстрой разъяснил, кто проводит строительный контроль

Обратите внимание! На территории одного субъекта РФ могут действовать как один, так и несколько операторов.

Так, в соответствии с распоряжением министерства экологии и природопользования Московской области от 20.03.2018 № 104-РМ работает сразу 7 таких организаций — каждая в своей зоне.

Как только региональные операторы выбраны субъектом и утверждены тарифы на услугу по обращению с ТКО, все собственники жилых помещений в регионе обязаны заключить договор с оператором на оказание услуг по вывозу ТКО по типовой форме, утвержденной Правительством РФ (п. 4 ст. 24.7 закона об отходах).

Заключить договор можно как с управляющей компанией многоквартирного дома, так и непосредственно с собственниками жилых помещений (если управляющей компании в доме нет либо речь идет о владельцах частных домов). Данный договор не требует обязательной письменной формы.

Плата за обращение с отходами в квитанциях за квартиру и за электроэнергию

По общему правилу, установленному п. 9.1 Правил предоставления коммунальных услуг…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, плата за услугу «Обращение с ТКО» рассчитывается по определенной формуле и зависит от норматива накопления ТКО и количества лиц, проживающих в жилом помещении.

Формула для расчета платы за обращение с ТКО выглядит так:

Плата = Т × Н / 12 × n,

где: Т — тариф на коммунальную услугу;

Н — норматив накопления ТКО;

N — число жильцов.

Например, гражданин проживает один в частном доме в Богородском районе Нижегородской области. Тариф здесь установлен в размере 665,67 руб. Норматив накопления ТКО для индивидуальных жилых домов составляет 2,33 куб. м. Размер оплаты за ТКО для данного гражданина составит: 665,67 × 2,33 / 12 × 1 = 129,25 руб.

Субъект РФ вправе поставить размер данной платы в зависимость не от числа жильцов, а от площади жилого помещения (п. 148 вышеуказанного постановления). Такое решение, например, было принято правительством Московской области (распоряжение Минприроды Московской области от 09.10.2018 № 607-РМ). В этом случае плата за вывоз ТКО рассчитывается по формуле:

где: S — площадь жилого помещения.

Или, например, супруги вдвоем проживают в двухкомнатной квартире площадью 50 кв. м в поселке Балашиха Московской области. Тариф на обращение с ТКО на территории поселка составляет 739,67 руб. (постановление правительства Московской области от 02.10.2018 №690/34), норматив накопления — 0,114 (распоряжение Минприроды Московской области от 01.08.2018 № 424-РМ). Плата составит: 739,67 × 0,114 × 50 = 351,34 руб.

В какой квитанции должна значиться услуга «Обращение с отходами»

Выше мы ответили, что значит в квитанции обращение с ТКО. Теперь коснемся того, в каких именно квитанциях может встречаться такая строка.

В многоквартирных домах, где управление осуществляет управляющая организация, плату за вывоз ТКО включают в единый расчетный документ. В многоквартирных домах, управляемых непосредственно жителями, плата за обращение с ТКО выставляется в отдельном платежном документе. Некоторые граждане, получив коммунальные платежки, могут удивиться, что такое ТКО в квитанции за электроэнергию. Это характерно для частных жилых домов: плата за ТКО для них отражается отдельной строкой в квитанции на оплату электроэнергии.

Обратите внимание! С 01.01.2019 сумма в квитанции за содержание дома, куда ранее включалась и плата за вывоз мусора, должна уменьшиться за счет ее перемещения в коммунальные услуги.

Итак, мы подробно разобрались, что означает в квитанции обращение с ТКО. Это новая коммунальная услуга по вывозу, обработке и утилизации твердых коммунальных отходов, предоставляемая гражданам региональным оператором.

«Обращение с ТКО»: что это в квитанции

Откуда в квитанции появилась строчка «обращение с ТКО» и что это за услуга?

С начала 2018 года в квитанциях жителей появилась новая строка: обращение с ТКО. Многих жителей эта аббревиатура заставила поломать голову — что это, для чего, откуда новые суммы? На деле все просто. Обращение с ТКО — новое название для «вывоза мусора».

Что относится к ТКО?

ТКО или твердые коммунальные отходы — по сути тот же бытовой мусор, который мы выбрасываем в мусорный контейнер. Что такое ТКО? Это: пищевые отходы, пластик, бумага, метал и прочее. Новое название появилось в 2016 году, когда появились первые официальные постановления, предполагающие не только вывоз мусора, но и его утилизацию, переработку, захоронение и т.д. Словом, градус ответственности за выброшенный жителями мусор повышался.

«Вывоз мусора» и «обращение с ТКО» — в чем разница?

Для жителей почти никакой. Основное различие состоит в организации, которая оказывает услугу. Раньше мусор достаточно было просто вывезти на полигон. Занималась этим управляющая компания или ЖКО. Этим организациям жильцы платили по единой квитанции. В списке услуг по домовым нуждам числился и мусор.

С начала 2018 года эти обязанности перешли к региональному оператору — компании, которая будет заниматься не только вывозом, но и утилизацией мусора в регионе. Это целый процесс: отсортировать, обработать, обезвредить и захоронить отходы. Собственно, за это мы и будем платить по квитанции. А так как теперь всем этим занимается отдельная крупная организация, то обращение с ТКО перенесли в разряд коммунальных услуг и сделали отдельной строкой в платежке.

Все официальные документы тоже уже готовы. В 2017 году утвердили правила обращения с ТКО ( постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 ) и внесли изменения в правила предоставления коммунальных услуг. Условия игры установлены, осталось только им грамотно следовать. К тому же, после выхода этих правил не остается сомнений в том, что новая система обращения с мусором прочно войдет в нашу жизнь.

До конца этого года каждый регионы выберут регионального оператора и установят тарифы на вывоз мусора.

Кто будет вывозить мусор?

Пока не выбран региональный оператор и власти региона не установили тарифы, вывозить мусор (ТКО) будет управляющая компания. Если эти два условия еще не выполнены в городе, то жители, скорее всего, не увидят в своей квитанции формулировку «обращение с ТКО». Как только они будут выполнены, мусоровозы будут приезжать от регоператора и новая комуслуга в платежке появится.

УК тоже будут участвовать в общем процессе. Они будут следить за тем, чтобы контейнерные площадки были исправные и чистые, а сами контейнеры всегда были целыми и стояли там, где и должны стоять. УК также проследят за тем, где расположен сам пункт вывоза мусора, не расположен ли слишком близко или слишком далеко от жилых домов.

Повысится ли плата за новую строчку в платежке?

Плата за обращение с ТКО будет будет зависеть от членов семьи, которые живут в квартире. Прописан ли человек на постоянной основе или же проживает там временно — не важно. На каждого живущего установят норматив- количество генерируемого мусора. Размер этого норматива будет зависеть от решения региональных властей.

[1]

Размер платы будет зависеть от нескольких факторов:

  • сортируется мусор или нет. Для тех, кто делит мусора на бумагу, стекло и метал, будет установлен отдельный, пониженный тариф. Так как региональному оператору придется делать меньше операций с мусором;
  • будут ли в регионе считать плату за обращение с ТКО исходя из общей площади квартиры. Такой вариант возможен и должен быть установлен исполнительными властями региона.
Читайте так же:  Как заключить договор согласно фз-223

Зачем нужны изменения?

У многих жителей после прочтения этой статьи возникнет вопрос: а зачем переходить на новую систему? Ведь всем понятно, что стоимость новой коммунальной услуги будет выше, чем привычного «вывоза мусора».

Дело в том, что вывозить все бытовые отходы больше некуда. Полигоны и легальные свалки переполнены и все труднее становиться найти место, чтобы захоронить мусор. Поэтому все чаще отходы не довозят до полигона и оставляют содержимое машины в ближайшем овраге. Вот и новая свалка. Логично, что пора вставать на новые рельсы и делать ставку на утилизацию и переработку мусора. Именно эту цель преследуют последние изменения.

Есть и вторая причина. Она всем знакома — мусора вывозят не вовремя или не вывозят вообще. Люди жалуются, но проконтролировать работу мусоровозов сложно. Теперь за это будет отвечать конкретная организация.

15.04.2019 | Что входит в состав ТКО?

«Из чего состоят твёрдые коммунальные отходы?», «Должна ли управляющая компания заключать с Регоператором отдельный договор на вывоз смёта листьев?», «Обязано ли ТСЖ самостоятельно организовывать вывоз крупногабаритных отходов?», «Должны ли собственники отдельно оплачивать вывоз строительного мусора, образованного при ремонте в их квартирах?» – на эти часто возникающие вопросы ответим в настоящей публикации.

Что такое ТКО?

Состав твёрдых коммунальных отходов (ТКО) определен несколькими нормативными правовыми актами, в том числе:

— Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ утверждает: «твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами»;

— Пункт 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. ПП РФ от 12.11.2016 №1156 определяет: «»крупногабаритные отходы» – твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах»;

— Пункт 3 Правил определения нормативов накопления ТКО, утв. ПП РФ от 04.04.2016 № 269 устанавливает: «В целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории».

Исходя из представленных норм к ТКО относятся:

1. Отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (а также отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами).

Очевидно, что к таким отходам относится различного рода бытовой мусор, упаковки от товаров, непригодные для дальнейшего использования пищевые продукты и предметы быта или товары, потерявшие потребительские свойства. Бытовой мусор, образованный юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в процессе своей производственной и/или коммерческой деятельности, а в результате удовлетворения бытовых потребностей физических лиц, также относится к ТКО.

2. Товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Законодательство не уточняет ни характеристик, ни габаритов утративших свои потребительские свойства товаров.

3. Крупногабаритные отходы (в т.ч. мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.).

Крупногабаритные отходы (КГО) входят в состав ТКО и не классифицируются как-то иначе. Региональный оператор по обращению с ТКО обязан вывозить КГО в составе прочих ТКО. Стоит заострить внимание, что «отходы от текущего ремонта жилых помещений» тоже отнесены к ТКО (применение термина «строительные отходы» в данном случае некорректно, поскольку строительные отходы образуются на стройке, а в жилых помещениях многоквартирного дома могут образовываться «отходы от текущего ремонта жилых помещений»).

4. Отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

Мусор, собранный при уборке придомовой территории, в том числе смёт листьев, скошенная трава, пыль, песок, иные предметы и субстанции – всё это учтено при определении нормативов накопления ТКО. Следовательно, весь мусор, собранный при уборке придомовой территории, относится к ТКО, стоимость его вывоза из мест накопления ТКО уже учтена в нормативной стоимости коммунальной услуги, а, следовательно, повторное предъявление такой услуги к оплате не основано на законе.

Выводы

Видео (кликните для воспроизведения).

Законодатель в стремлении централизовать процесс переработки мусора включил в состав твердых коммунальных отходов почти все возможные отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности граждан и при обслуживания многоквартирных домов, в которых эти граждане проживают. Попытки операторов по обращению с ТКО исключать отдельные виды отходов из состава ТКО с целью истребования оплаты вывоза этих отходов сверх стоимости «обращения с ТКО» неправомерны.

Источники


  1. Тарский, А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук / А. Тарский. — М.: [не указано], 2014. — 694 c.

  2. Конев, Д. В. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов по гражданским и торговым делам в Германии и России. Сравнительно-правовой анализ / Д.В. Конев. — М.: Wolters Kluwer, 2015. — 262 c.

  3. Боголепов, Н.П. Значение общенародного гражданского права (Jus Gentium) в римской классической юриспруденции / Н.П. Боголепов. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 257 c.
  4. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.
  5. Под., Ред. Ванян А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней / Под. Ванян. — М.: Рязань: Узорочье, 2012. — 528 c.
Твердые коммунальные отходы (тко) — что это такое в сфере жкх
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here