У налоговиков есть право истребовать у аудиторов информацию о клиентах

Полная информация на тему: "У налоговиков есть право истребовать у аудиторов информацию о клиентах" в помощь грамотному гражданину.

Аудиторы передадут информацию налоговой: чем это грозит бизнесу

Законопроект был внесен в Думу правительством в начале 2017 года. Согласно ему, налоговые органы смогут требовать с аудиторов информацию о компаниях, если сами организации не предоставили их в срок. При этом проект предусматривает, что ФНС сможет запрашивать аудиторов о компаниях по запросам иностранных государств. Налоговая сможет собирать, хранить и использовать такую информацию.

Кого сможет запрашивать ФНС: индивидуальных аудиторов и аудиторские организации. Проект не касается консалтеров без статуса аудитора.

Кто принимает решение о проверке: центральный аппарат ФНС, его руководитель или заместители.

В каком случае: если документы, на основании которых исчисляется и уплачивается налог, не были представлены в налоговый орган при проведении в отношении него выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов. Например, истребована может быть накладная, на основе которой компания осуществляла поставку.

Аудиторы информацию должны предоставить: в течение 10 дней с момента запроса.

Когда ФНС сможет такие данные запрашивать: с 1 января 2019 года (в случае подписания закона).

Сейчас аудиторы оказывают услуги не только по ведению бухучета, а также по налоговому консультированию. В первой версии законопроекта упоминались положения, которые исключают из существующего закона понятие «аудиторская тайна», однако к третьему чтению от такой формулировки отказались.

Ведущий юрисконсульт «ФБК-Право» Артем Ломизе подчеркивает, что широкого применения у закона не будет. «Решение о проверке принимается на очень высоком уровне, это будут единичные случаи. Необходимость принятия такого закона не ясна до конца: в случае непредоставления плательщиком информации у налоговой есть более эффективный механизм – выемка оригиналов документов силовым методом».

В проекте детально прописана процедура такого запроса, налоговые органы должны сообщить информацию, какие именно данные им не были предоставлены и какие они хотят запросить. После того как центральный аппарат ФНС такое решение примет, запрос получит инспекция, на учете которой стоит аудиторская компания. При этом проект закона не распространяет свое действие на консалтеров, которые оказывают похожие услуги, но соответствующего статуса не имеют.

«Принятый закон не разрушит доверительных отношений клиентов и аудиторов. Но аудиторам придется лавировать между интересами государства и клиентов. Возможно, связанные с аудиторской деятельностью услуги выделять на отдельные фирмы. Кроме того, исполнение закона потребует дополнительных усилий на обработку запроса: надо не только убедиться в правомерности требования и найти документы, но и организовать взаимодействие с клиентом, готовя пояснения, если информация запрошена», – отмечает Вадим Зарипов, руководитель аналитического департамента «Пепеляев групп».

Госдума приняла в первом чтении проект о доступе налоговиков к аудиторской тайне

Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, который дает налоговикам право запрашивать у аудиторов документы и информацию о клиентах, которые они получили при осуществлении аудиторской деятельности и оказании прочих услуг.

Запрашивать можно будет документы и сведения, которые служат основаниями для исчисления и уплаты налогов.

Указанные документы могут быть истребованы налоговой инспекцией, если такие документы не представлены ей самой организацией.

Кабмин хочет разрешить ФНС запрашивать у аудиторов документы об их клиентах

Правительство одобрило законопроект, направленный на обеспечение доступа налоговых органов к документам аудиторских организаций, сказано в сообщении Кабмина.

Документом вносятся изменения в ст. 82 и 93.1 НК, в соответствии с которыми должностному лицу налогового органа предоставляется право истребовать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов документы, полученные ими о налогоплательщике в ходе деятельности. Аудиторы должны будут предоставлять информацию, если проверяемая ими компания не выдала данные. Кроме того, будет определен порядок работы налоговых органов с документами, полученными ими от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Срок предполагаемого вступления новеллы в силу – 1 января 2018 года. В пояснительной записке сказано, что принятие законопроекта будет способствовать выявлению налоговых правонарушений.

Ранее стало известно, что аудиторов обяжут информировать Росфинмониторинг о подозрительных сделках своих клиентов. Сегодня аудитор должен только сообщать о выявленных в ходе проверки фактах нарушения законодательства учредителям проверяемой организации и только в случае отсутствия их реакции – в уполномоченный орган (см. «Аудиторов обяжут сообщать о подозрительных сделках клиентов»).

Минфин России разъяснил, как аудиторы должны исполнять требования налоговых органов о предоставлении документов

С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29 июля 2018 г. N 231-ФЗ налоговым органам предоставлен доступ к документам и сведениям, составляющим аудиторскую тайну.

Налоговый орган вправе истребовать у аудитора документы в следующих случаях:

если проверяемый налогоплательщик не представил соответствующие документы при проведении выездной налоговой проверки или при проведении проверки в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;

при поступлении в отношении такого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

У аудитора могут быть истребованы документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов). При поступлении запроса компетентного органа иностранного государства у аудитора могут быть истребованы документы, обеспечивающие исполнение налоговым органом такого запроса.

Аудитор обязан представить соответствующие документы налоговому органу по месту своего учета в течение 10 дней со дня получения требования.

В общем случае федеральное законодательство не запрещает аудитору информировать аудируемое лицо о получении требования налогового органа о представлении документов.

Читайте так же:  Как наказать соседа за оскорбление: эффективные способы и юридические меры

Исключением является случай, когда запрос компетентного органа иностранного государства содержит запрет на такое информирование.

У налоговиков есть право истребовать у аудиторов информацию о клиентах

Подписан закон от 29.07.2018 № 231-ФЗ, вносящий в первую часть Налогового кодекса (НК РФ) новую статью 93.2 «Истребование документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)». На основании положений статьи 93.2 НК РФ налоговый орган по месту учета аудитора вправе истребовать у него документы (информацию), полученные в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Указанные документы налоговый орган вправе истребовать, если они:

  • являются основанием для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов);
  • предварительно были истребованы у аудируемого лица и не были им предоставлены в рамках выездной налоговой проверки или проверки в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Кроме того, право истребования документов (информации) предоставлено налоговому органу при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Аудитор обязан предоставить истребованные документы (информацию) в течение 10 дней со дня получения требования.

Закон № 231-ФЗ вступает в силу с 01.01.2019.

О правовых особенностях осуществления аудиторской деятельности рассказывают материалы раздела «Аудиторская деятельность».

Налоговым органам предоставлено право запрашивать у аудиторов информацию о налогоплательщиках

Согласно новой статье 93.2 НК РФ налоговые органы будут вправе истребовать документы (информацию), служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов), в следующих случаях:

если документы (информация) были истребованы у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и не были им представлены в налоговый орган;

при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Законом устанавливаются требования к решению должностного лица об истребовании документов.

В первом случае в решении должно содержаться, в частности, указание на документ о направлении налогоплательщику требования о предоставлении документов (информации), а также сведения о факте непредставления документов в установленный срок проверяемым налогоплательщиком.

Во втором случае, в решении должны быть указаны, в том числе, реквизиты запроса компетентного органа иностранного государства (территории).

Истребуемые документы (информация) должны быть представлены аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования.

Как аудиторы будут передавать информацию налоговикам

Что произошло?

Закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

В чём суть нового закона?

С какой целью приняты поправки?

Однако, по мнению некоторых экспертов, в частности, представителей Торгово-промышленной палаты России, принятые новшества могут привести к снижению востребованности аудиторских услуг и ухудшению качества представляемой в налоговые органы налоговой отчётности.

Когда налоговые органы вправе запросить информацию?

Во-вторых, при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории), с которым у РФ заключен об этом международный договор.

Какие клиенты аудиторов находятся в зоне риска?

Какую информацию о клиенте аудитор обязан представлять в налоговый орган?

Кроме того, представить документы аудиторы будут обязаны только на основании решения руководителя ФНС России или его заместителя. В таком решении должны быть указаны реквизиты решения о проведении проверки, в рамках которой возникла необходимость запросить документы и информацию у аудитора, сведения о предмете проверки и периоде, за который она проводится. Кроме того, в решении должна быть указана информация о дате, когда налогоплательщику направлено требование о представлении документов, и сроке их представления, а также сведения об их непредставлении, реквизиты и иные сведения, позволяющие идентифицировать запрашиваемую информацию.

Если инспекция истребует сведения по запросу компетентного органа иностранного государства, у аудитора могут быть истребованы документы, обеспечивающие исполнение налоговым органом такого запроса.

[2]

Аудиторов обяжут предоставлять информацию о подозрительных юрлицах

Что случилось?

Госдума поддержала в первом чтении правительственный законопроект № 96436-7 «О внесении изменений в статьи 82 и 93-1 Налогового кодекса Российской Федерации», разработанный по инициативе Минфина. Чиновники предлагают позволить Федеральной налоговой службе требовать у аудиторских компаний документы проверяемых организаций. Делать запросы налоговики смогут только в случаях, когда необходимые сведения не предоставлены непосредственно налогоплательщиками.

За и Против

По мнению Минфина, поправки помогут повысить результативность налоговых проверок. Однако, против них выступает Минэкономразвития. Представители этого ведомства уверены, что большая часть таких сведений уже предоставляется контролирующим органам и банковским организациям, поэтому инициатива станет дополнительным административным барьером для бизнеса. Кроме того, это может отпугнуть компании и они перестанут пользоваться услугами аудиторов, главной задачей которых является проверка правильности и исправление ошибок в бухотчетности и налоговых данных.

Если законопроект окончательно поддержат в парламенте, новые нормы вступят в силу с 1 января 2018 года.

ФНС получит право запрашивать у аудиторов документы об их клиентах

Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о праве налоговиков запрашивать у аудиторов информацию об их клиентах, говорится в сообщении на сайте правительства.

Документом вносятся изменения в ст. 82 и 93.1 НК, в соответствии с которыми должностному лицу налогового органа предоставляется право истребовать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов документы, полученные ими о налогоплательщике в ходе деятельности. Аудиторы должны будут предоставлять информацию, если проверяемая ими компания не выдала данные. Кроме того, будет определен порядок работы налоговых органов с документами, полученными ими от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Проект федерального закона внесен Минфином. Срок предполагаемого вступления в силу – 1 января 2018 года. В пояснительной записке сказано, что принятие законопроекта будет способствовать выявлению налоговых правонарушений.

Ранее стало известно, что аудиторов обяжут информировать Росфинмониторинг о подозрительных сделках своих клиентов. Сегодня аудитор должен только сообщать о выявленных в ходе проверки фактах нарушения законодательства учредителям проверяемой организации и только в случае отсутствия их реакции – в уполномоченный орган (см. «Аудиторов обяжут сообщать о подозрительных сделках клиентов»).

Читайте так же:  Переводы на банковские карты без указания НДФЛ

Что инспекция сможет запросить у аудиторов

С 2019 г. в Налоговом кодексе появится новая ст. 93.2, которая обяжет аудиторов представлять налоговой службе информацию и документы, касающиеся компаний, в которых проводились аудиторские проверки. С чем связано это нововведение и чем оно грозит организациям?

— Сергей Александрович, с 2019 г. вступит в силу ст. 93.2 НК РФ. Зачем потребовалось ее введение?

— Существовали две ситуации, препятствующие доступу налоговых органов к документам проверяемого налогоплательщика. Первая — это когда документы умышленно передавались аудиторам, а вторая — когда при такой передаче умысел отсутствовал. Аудиторы ссылались на аудиторскую тайну и не отдавали документы, а суды их поддерживали. Это не только российская проблема, она общемировая. Для ее решения в России и были разработаны новые нормы. Это сделано в числе прочего в целях реализации рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития в рамках Глобального форума по транспарентности и обмену информацией для целей налогообложения.

— Что может затребовать инспекция у аудиторов?

— Новая ст. 93.2 НК РФ предусматривает, что у аудиторов истребуются документы (информация), служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов), в случае если такие документы либо информация были истребованы у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в соответствии с НК РФ и не были представлены в налоговый орган указанным лицом в установленном порядке. Таким образом, никакие внутренние рабочие документы аудиторов не истребуются.

— Правильно ли мы понимаем, что инспекторы будут запрашивать у аудиторов только те документы (информацию), которые они не смогли получить у организации в рамках выездной проверки? А в рамках камеральной проверки запросов не будет?

— Налоговые органы вправе обращаться к аудиторам только в рамках выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Но из этого правила есть исключение — документы могут быть получены инспекцией от аудитора (аудиторской компании) также при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Камеральных проверок изменения не касаются.

— Предполагается, что к аудитору будет обращаться именно та инспекция, которая проводит проверку налогоплательщика, или же инспекция, в которой аудитор стоит на налоговом учете?

— Непосредственно требование о представлении документов (информации) будет готовить должностное лицо налогового органа по месту учета аудиторской организации (индивидуального аудитора). Однако новая ст. 93.2 НК РФ будет применяться с учетом иных норм законодательства о налогах и сборах.

В частности, будет использоваться предусмотренный ст. 93.1 НК РФ порядок взаимодействия налоговых органов при истребовании документов (информации) у контрагентов или иных лиц, располагающих ими. То есть налоговый орган, проводящий выездную проверку или проверку полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, будет готовить поручение об истребовании, которое будет направляться налоговому органу по месту учета аудитора.

— Как инспекция узнает, у какого именно аудитора/аудиторской компании запрашивать документы или информацию?

— Предполагается, что о месте хранения документов будет сообщать проверяемый налогоплательщик в ответ на требование о представлении документов (информации) или в рамках привлечения его к ответственности за непредставление документов. Получению этой информации будет способствовать право налоговых органов, предусмотренное подп.7 п. 1 ст. 31 НК РФ, согласно которому в случае непредставления документов налоги могут быть определены расчетным способом.

— Какие документы должны представить аудиторы: только те, которые были получены ими от проверяемой организации в рамках проверки годовой отчетности, или любые документы, включая и те, которые были переданы аудитору с целью получения разовых консультаций?

— Аудитор должен представить по запросу инспекции любые документы, которые были переданы ему организацией, в том числе для целей обязательного или необязательного аудита, для целей оказания иных сопутствующих аудиторских услуг.

— В случае если аудитор не представит инспекции документы, сможет ли она провести выемку таких документов у аудитора (аудиторской компании)?

— Нет. Ведь проведение выемки возможно только в рамках выездных налоговых проверок и только в отношении проверяемого налогоплательщика. А в рассматриваемой ситуации проверяется не сама аудиторская компания, а ее клиент.

— У аудиторской компании в рамках выездной проверки налогоплательщика ИФНС запросила документы или сведения о нем. Однако аудиторская компания проигнорировала такой запрос. Какая ответственность ей грозит?

— За непредставление имеющихся у аудитора (аудиторской компании) документов или информации о налогоплательщике, а также за представление документов с заведомо недостоверными сведениями предусмотрен штраф 10 000 руб.

— Могут ли инспекторы запрашивать документы у консалтинговых фирм, которые не имеют аудиторского статуса? Зависит ли это от наличия в штате таких фирм аттестованных аудиторов или нет?

— Напомню, что новые правила касаются аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, когда документы (информация) получены ими в рамках аудиторской деятельности, регулируемой соответствующим законодательством, которым предусмотрено понятие аудиторской тайны.

Истребование документов (информации) у консалтинговых фирм ни ранее, ни сейчас не представляет проблемы, оно проводится в рамках ст. 93.1 НК РФ.

Также наличие в штате аттестованных аудиторов не препятствует истребованию документов в этом порядке как до 01.01.2019, так и после этой даты.

— Какие гарантии сохранения аудиторской тайны есть у организации, которая обратилась к аудитору, если инспекция решит вызвать аудитора на допрос? Нет ли опасности, что он будет вынужден раскрыть инспекции буквально все, что знает о компании?

— Не могут допрашиваться в качестве свидетелей лица, получившие в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей информацию, которая требуется инспекции для налогового контроля, если подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц. Это, в частности, адвокат, аудитор.

Читайте так же:  Сведения из единого реестра субъектов малого предпринимательства

Более того, использование доказательств, полученных с нарушением норм Налогового кодекса РФ, не допускается.

Новостная рассылка для бухгалтера

Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.

Видео (кликните для воспроизведения).

Получайте бесплатную рассылку бухгалтерских новостей на электронную почту.

Путин подписал закон о доступе налоговиков к сведениям аудиторов о клиентах

МОСКВА, 30 июл — РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин подписал закон о наделении налоговых органов полномочиями по истребованию у аудиторов документов и информации, полученных ими от налогоплательщиков, следует из опубликованного на официальном портале правовой информации документа.

Документы могут быть истребованы налоговиками в случае, если они не были представлены налогоплательщиком налоговым органам в установленном порядке при проведении в отношении этого лица выездной налоговой проверки.

Документы и информация также могут быть истребованы налоговиками в случае поступления в отношении аудируемого лица запроса уполномоченного органа иностранного государства в предусмотренных международными договорами РФ случаях. При этом, получив такое требование от налоговых органов, аудиторская организация или индивидуальный аудитор будут вправе уведомить об этом лицо, в отношении которого поступил данный запрос.

В целях налогового контроля закон допускает сбор, хранение и использование информации о налогоплательщике, полученной от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Как ранее в июле пояснял РИА Новости член комитета по бюджету и налогам Владислав Резник, данная законодательная инициатива разработана и принята в целях реализации рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по итогам первой фазы обзора законодательства РФ в рамках Глобального форума по транспарентности и обмену информацией для целей налогообложения.

У аудиторов станет меньше тайн: право ИФНС на клиентские документы прошло 3 чтение

Госдума приняла в третьем – окончательном – чтении законопроект № 96436-7 о внесении изменений в НК, касающихся истребования налоговиками документов (информации) об аудируемых лицах. Проект был принят в первом чтении немногим более года назад, с тех пор подвергся изменениям.

По общему правилу в ходе налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной с нарушением требования о конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, в том числе, аудиторскую тайну. В этой части статья 82 НК остается без изменений.

Вместе с тем, пункт 4 статьи 82 дополнят тезисом о том, что в целях налогового контроля допускается сбор, хранение и использование полученной от аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) документов (информации) в случаях, предусмотренных статьей 93.2 НК. Отметим, что не будет разрешено распространение такой информации, и не уточняется, что речь идет только об информации о налогоплательщике (плательщике сбора, взносов, налоговом агенте).


Соответственно, НК дополняется новой статьей 93.2. Она устанавливает право должностных лиц налоговых органов истребовать у аудиторов документы (информацию), полученные ими о налогоплательщике в ходе аудиторской деятельности и при оказании сопутствующих аудиту услуг (напомним, действующий перечень таких услуг был установлен в прошлом году), а также ряда прочих услуг.

Документы смогут запрашиваться у аудиторов, если клиент не представил их налоговикам, которые истребовали их в соответствии с НК (точнее, судя по дальнешйему тексту поправки, истребовали конкретно при выездной проверке). В этом случае требование налоговиков, направляемое аудитору, должно будет содержать информацию о выездной проверке, а также о факте непредставления документов проверяемым налогоплательщиком.

Кроме того, аудиторы должны будут делиться информацией с налоговиками в случае поступления в отношении аудируемого лица запроса уполномоченного органа иностранного государства.

[1]

Будет оговорено, что аудиторская организация (индивидуальный аудитор) вправе уведомить налогоплательщика или иное аудируемое лицо, в отношении которого получен названный запрос, об истребовании документов налоговиками.

В целом закон должен будет вступить в силу с 1 января 2019 года. Статья 93.2 НК будет применяться к документам, полученным в ходе аудита в отношении налоговых периодов, начинающихся с 1 января 2019 года.

Налоговики получили право требовать документы у аудиторов

Госдума приняла закон, вносящий поправки в Налоговый кодекс, дающий право налоговикам истребовать документы (информацию) об аудируемых лицах. О принятом законе подробно написал портал Audit-it.ru.

По общему правилу в ходе налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной с нарушением требования о конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, в том числе, аудиторскую тайну. В этой части статья 82 НК остается без изменений.

Вместе с тем, пункт 4 статьи 82 дополнят тезисом о том, что в целях налогового контроля допускается сбор, хранение и использование полученной от аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) документов (информации) в случаях, предусмотренных статьей 93.2 НК. Следует иметь ввиду, что не будет разрешено распространение такой информации, и не уточняется, что речь идет только об информации о налогоплательщике (плательщике сбора, взносов, налоговом агенте).

Налоговый кодекс дополняется новой статьей 93.2. Она устанавливает право должностных лиц налоговых органов истребовать у аудиторов документы (информацию), полученные ими о налогоплательщике в ходе аудиторской деятельности и при оказании сопутствующих аудиту услуг (напомним, действующий перечень таких услуг был установлен в прошлом году).

Не оговаривается, что истребуемые документы должны быть связаны с исчислением и уплатой налога (сбора). Тем не менее, документы смогут запрашиваться у аудиторов, если клиент не представил их налоговикам, которые истребовали их в соответствии с НК (точнее, судя по дальнешйему тексту поправки, истребовали конкретно при выездной проверке). В этом случае требование налоговиков, направляемое аудитору, должно будет содержать информацию о выездной проверке, а также о факте непредставления документов проверяемым налогоплательщиком.

Кроме того, аудиторы должны будут делиться информацией с налоговиками в случае поступления в отношении аудируемого лица запроса уполномоченного органа иностранного государства.

Будет оговорено, что аудиторская организация (индивидуальный аудитор) вправе уведомить налогоплательщика или иное аудируемое лицо, в отношении которого получен названный запрос, об истребовании документов налоговиками.

Читайте так же:  Сведения о среднесписочнои численности - бланк

Закон должен будет вступить в силу с 1 января 2019 года. Статья 93.2 НК будет применяться к документам, полученным в ходе аудита в отношении налоговых периодов, начинающихся с 1 января 2019 года.

Вашего аудитора обязали рассказывать о вас налоговикам

С 2019 года налоговики вправе истребовать у аудиторов (фирм и индивидуалов) служащие основанием для исчисления и уплаты налогов документы и информацию о налогоплательщиках, полученные в ходе осуществления аудиторской деятельности или при оказании связанных с нею услуг.

Случаи, порядок и сроки представления сведений прописаны в новой ст. 93.2 НК РФ (введена законом от 29.07.2018 № 231-ФЗ).

Затребовать сведения у аудитора налоговики вправе:

  • если сам налогоплательщик не представил их по требованию в ходе выездной проверки или проверки по сделке с взаимозависимым лицом;
  • по международному запросу.

Что о клиентах аудиторы должны сообщать в Росфинмониторинг, см. здесь.

Налоговики получили доступ к аудиторской тайне

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении поправки в Налоговый кодекс, которые дают Федеральной налоговой службе (ФНС) право на доступ к аудиторской тайне. Трансляция заседания шла на сайте Госдумы.

Аудиторская тайна — это любые сведения, полученные и составленные аудиторской организацией и ее сотрудниками, а также индивидуальным аудитором. В нее входит в том числе информация об операциях клиента. Сведения, которые распространил сам клиент, аудиторской тайной не являются.

Сейчас ФНС запрещено собирать и использовать сведения, составляющие аудиторскую тайну. Поправки «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» дают налоговикам право запрашивать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов документы и информацию, полученные ими от компаний при проведении аудита.

Такой запрос они могут сделать на основании решения руководителя ФНС России или его заместителя. Если компания сама не предоставила документы в ходе выездной налоговой проверки, налоговики могут получить их таким путем. Аудиторы обязаны предоставить данные в течение 10 дней после получения запроса. Распространять полученные сведения ФНС запрещено.

Партнер юридической фирмы Taxology Михаил Успенский в беседе с РБК рассказал, что поправки обезопасят компании, которые боятся произвола. Теперь получить данные налоговая сможет только с разрешения руководства ФНС.

«Появление четкой процедуры успокоит тех налогоплательщиков, которые опасаются произвола на местах, когда линейные руководители налоговых инспекций будут массово истребовать такую чувствительную информацию, как аудиторские заключения. Лишь руководитель службы и его замы смогут приказать аудиторам раскрыть данные об их клиентах, причем по относительно четко прописанной процедуре».

Против поправок с самого начала выступало Минэкономразвития. В ведомстве объясняли, что они расширяют перечень сведений, уже предоставляемых банками и госучреждениями, и увеличивают нагрузку на бизнес и экономику. Эксперты соглашаются: Артем Ломизе из ФБК отмечает, что новые правила осложнят работу аудиторских компаний с клиентами.

Руководитель департамента аудиторских услуг KPMG в России и СНГ Кирилл Алтухов тоже считает, что работать станет сложнее: основой аудита всегда было доверие между клиентом и аудитором и гарантия конфиденциальности. Теперь клиенты могут «закрыться», опасается он.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram: @incnews

У налоговиков есть право истребовать у аудиторов информацию о клиентах

Видео (кликните для воспроизведения).

Президент РФ подписал закон о праве налоговиков запрашивать у аудиторов документы об их клиентах

Москва. 30 июля. ИНТЕРФАКС — Президент России Владимир Путин подписал закон о предоставлении налоговым органам права запрашивать у аудиторов информацию об их клиентах.

Документ опубликован в понедельник на официальном интернет-портале правовой информации.

Законом вносятся изменения в статьи 82 и 93.1 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми должностному лицу налогового органа предоставляется право истребовать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов документы и информацию, полученные ими о налогоплательщике в ходе деятельности, если документы не были представлены в налоговые органы самим налогоплательщиком. Положения закона будут действовать в отношении документов, послуживших основанием для исчисления и уплаты налогов клиентом аудиторской организации.

Истребование документов будет возможно только в двух случаях: при проведении налоговой проверки клиента либо на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в том случае, если с этим государством есть договор об обмене информацией. Решение об истребовании документов принимает руководитель вышестоящего налогового органа либо руководитель ФНС.

Авторы закона считают, что принятие закона будет способствовать выявлению налоговых правонарушений и борьбе с уклонением от уплаты налогов и мошенничеством. Ко второму чтению документ был дополнен нормой, согласно которой аудиторская организация вправе информировать лицо, в отношении которого получен запрос компетентного органа иностранного государства, о получении такого запроса.

Закон вступит в силу с 1 января 2019 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Положения применяются в отношении документов, полученных в ходе аудита в отношении налоговых периодов, начинающихся с 1 января 2019 года.

Закон был принят Госдумой 17 июля и одобрен Советом Федерации 24 июля.

Обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов предоставлять по запросу налоговых органов информацию и документы о клиентах

Федеральным законом от 29.07.2018 № 231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) внесены изменения, согласно которым, начиная с 01.01.2019 налоговым органам предоставлено право истребовать у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) документы (информацию), служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов).

Основания для истребования документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов), порядок истребования и порядок предоставления документов (информации) определены в новой статье Налогового кодекса 93.2 «Истребование документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)».

Согласно статье 93 Налогового кодекса налоговые органы вправе истребовать документы (информацию), полученные аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) при осуществлении аудиторской деятельности и оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 5 части 7 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов), в следующих случаях:

•при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика, если налогоплательщик не представил документы в налоговый орган в установленном порядке;

•при проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, если налогоплательщик не представил документы в налоговый орган в установленном порядке;

•при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Основанием для истребования документов (информации) является Решение руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, об истребовании документов (информации).

В решении об истребовании документов (информации) в обязательном порядке отражаются:

•сведения об аудиторской организации (индивидуальном аудиторе), проводившей аудит и (или) оказывавшей прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, за периоды, входящие в периоды проверки;

•реквизиты или иные сведения, позволяющие идентифицировать аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) запрашиваемые документы (информацию).

[3]

В случае если налоговым органом у аудиторской организации (индивидуального аудитора) истребуются документы (информация) при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика или при проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, то в решении об истребовании документов (информации) дополнительно должны быть указаны:

•реквизиты решения о проведении выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;

•предмет проверки и период, за который она проводится;

•дата направления налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) требования о представлении документов (информации) и срок представления истребуемых документов (информации);

•сведения о факте непредставления в установленный срок документов (информации) проверяемым налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом), о получении от указанного лица уведомления о невозможности представления запрашиваемых документов (информации) или о его отказе от представления запрашиваемых документов (информации).

В случае если налоговым органом у аудиторской организации (индивидуального аудитора) истребуются документы (информация) при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, решение об истребовании документов (информации) должно содержать:

•реквизиты запроса компетентного органа иностранного государства (территории);

•сведения о наличии в запросе компетентного органа иностранного государства (территории) запрета на информирование лица, в отношении которого получен запрос, о передаче касающейся его информации.

В отношении истребования документов (информации) по запросу компетентного органа иностранного государства (территории) законодателем определено, что аудиторская организация (индивидуальный аудитор) вправе проинформировать лицо, в отношении которого получен запрос, о получении соответствующего требования налогового органа и о передаче касающейся его информации, но только в случае, если запрос компетентного органа иностранного государства (территории) не содержит запрета на такое информирование.

Для истребования документов (информации) у аудиторской организации (индивидуального аудитора) налоговый орган по месту учета аудиторской организации (индивидуального аудитора) направляет в адрес лица требование о предоставлении документов (информации) и копию решения об истребовании документов (информации), подписанную руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) после получения требования об истребовании документов (информации) с приложенной копией решения об истребовании документов (информации) в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования предоставляет истребованные налоговым органом документы.

Истребуемые документы аудиторская организация (индивидуальный аудитор) может представить в налоговый орган лично или через представителя, направить по почте заказным письмом либо передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Порядок представления аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) истребуемых документов на бумажном носителе, документов, составленных в электронной форме, направления уведомлений о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых лицо может представить истребуемые документы, аналогичен порядку представления документов (информации), истребуемых должностными лицами налогового органа при проведении налоговых проверок в рамках ст. 93 Налогового кодекса.

УФНС РОССИИ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 09 (191) дата выхода от 20.09.2018.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Президент РФ подписал закон о праве налоговиков запрашивать у аудиторов документы об их клиентах
Читайте так же:  Уплата госпошлины за регистрацию автомобиля в гибдд

Источники


  1. Шубина, Е.Р. Испанско-русский юридический словарь / Е.Р. Шубина, Т.А. Алексеева. — М.: СПб: Юридический центр Пресс, 2018. — 484 c.

  2. Прокуронова, С. С. Теория государства и права. Конспект лекций / С.С. Прокуронова. — М.: Издательство Михайлова В. А., 2000. — 949 c.

  3. Новиков, В. К. Организационно-правовые основы информационной безопасности (защиты информации). Юридическая ответственность за правонарушения. Учебное пособие / В.К. Новиков. — М.: Горячая линия — Телеком, 2015. — 178 c.
  4. Тарский, А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук / А. Тарский. — М.: [не указано], 2014. — 694 c.
  5. ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. — 616 c.
У налоговиков есть право истребовать у аудиторов информацию о клиентах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here