Уровни квалификации в профессиональных стандартах

Полная информация на тему: "Уровни квалификации в профессиональных стандартах" в помощь грамотному гражданину.

Уровни квалификации в профессиональных стандартах

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. № 148н “Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов” (не вступил в силу)

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293), приказываю:

Утвердить прилагаемые уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.

Министр М.А. Топилин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2013 г.

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. № 148н)

I. Общие положения

1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее — Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.

1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

1.3. Уровни квалификации приведены в главе II и содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации».

Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

II. Описание уровней квалификации

Обзор документа

Профессиональные стандарты разрабатываются в соответствии с методическими рекомендациями Минтруда России, макетом и уровнями квалификаций. Утверждены такие уровни.

Уровни применяются для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Они определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности сотрудника.

Каждый уровень содержит описание 4 показателей: полномочия и ответственность; характер умений; характер знаний; основные пути достижения уровня квалификации.

Установленные уровнями единые требования к квалификации могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Уровни квалификации в профессиональных стандартах

Приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н для цели разработки профессиональных стандартов были утверждены уровни квалификаций от 1 до 9

К каждому уровню квалификации в профстандарте указывается:

  • возможные наименования должностей, профессий;
  • требования к образованию и обучению;
  • требования к опыту практической работы;
  • особые условия допуска к работе;
  • другие характеристики.

Также указывается наименование обобщенной трудовой функции, которая в свою очередь состоит из необходимых трудовых действий, умений и знаний, которым должен обладать сотрудник по данному уровню квалификации.

Стоит отметить, что увольнение в связи с несоответствием требованиям профстандарта невозможно — такого основания нет в ТК РФ. В то же время нахождение на должности работника с несоответствующей обязательным требованиям квалификацией может привести к неприятным для работодателя последствиям, например:

  • наказанию за несоблюдение лицензионных требований (постановление ФАС Московского округа от 06.02.2008 № КА-А40/14829-07);
  • отказу ФСС в возмещении выплат по больничному (постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.2012 по делу № А55-8041/2011);
  • признанию трудовых договоров недействительными кредиторами организации (постановление ФАС Уральского округа от 26.10.2012 № Ф09-5513/10 по делу № А50-14433/2009).

Перечисленные примеры относятся к периоду до введения в действие нормативных актов о профессиональных стандартах. Тем не менее, они дают возможность спрогнозировать практику применения профстандартов в части требований к квалификации

Соответственно, можно сделать вывод, что требования к уровню квалификации — это информация для работодателя. Работодатель может обеспечить соответствие сотрудников занимаемой должности направлением на обучение, повышение квалификации, переподготовку, подтверждение квалификации и так далее.

Таким образом, уровни квалификации предназначены для систематизированного подхода к составлению профстандартов в части требований к уровню опыта и образования работника на конкретной должности. В отдельных случаях такие требования становятся обязательными.

Согласно закону обеспечение и подтверждение необходимого уровня квалификации сотрудников — задача работодателей, которая может решаться, в том числе, с использованием независимой оценки квалификации работников.

Профессиональный стандарт: уровень квалификации

По ряду специальностей Минтрудом утверждаются профессиональные стандарты. Большая часть работодателей применяют унифицированные нормативы в добровольном порядке. В некоторых случаях использование положений профстандарта является обязательным. Уровень квалификации в профессиональном стандарте обозначается для выделения разных категорий сложности выполняемого набора трудовых функций специалистами одного направления подготовки.

Назначение профстандартов

Обобщенная характеристика профессиональных стандартов дана в Трудовом кодексе (ст. 195.1–195.3 ТК РФ). Законодательство причисляет к основным задачам профстандартов идентификацию уровня квалификационной подготовки специалистов.

  • полученное образование по рассматриваемому направлению работы;
  • имеющиеся практические навыки, теоретические знания;
  • накопленный стаж.

Дополнительными ориентирами для работодателей являются ЕКС и ЕТКС, которые утверждены Правительством РФ. Выбор регламентирующего нормативного акта при подборе персонала осуществляет работодатель на свое усмотрение, в перспективе ожидается отмена квалификационных справочников и переход на повсеместное применение профстандартов. Стандарты обязательны для внедрения в кадровую работу в нескольких случаях:

  • работа специалиста характеризуется наличием ограничений, или ее выполнение сопряжено с необходимостью назначения физическому лицу льгот и компенсационных выплат;
  • исполнение трудовых функций требует от работника наличия особых профессиональных качеств, что подтверждается нормами ТК РФ и других правовых актов.

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов обозначен в постановлении Правительства от 22.01.2013 № 23. В документе говорится, что созданием профстандарта могут заниматься:

  • работодатели;
  • союзы и объединения организаций и предпринимателей;
  • профсоюзы;
  • другие заинтересованные лица.

Осуществляется комплекс работ по созданию стандарта за счет собственных средств разработчика. После подачи проекта стандарта в Минтруд документ выносится на обсуждение с другими работодателями, экспертами, профсоюзами.

Читайте так же:  Обзор практики споров, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью

Проект профстандарта с учетом замечаний лиц, участвовавших в общественном рассмотрении документа, в дальнейшем проходит несколько стадий согласования в контролирующих структурах. После получения заключения Нацсовета по профессиональным стандартам Минтруд утверждает норматив и передает его в Минюст.

В течение следующих 10 дней документ проходит регистрацию в Минюсте, после чего он считается введенным в действие. Сведения о стандарте вносятся в единый госреестр, ведением которого занимается Минтруд.

Квалификационные группы

Правовыми документами, регламентирующими процедуру создания профстандарта, являются:

  • Методические рекомендации, содержащиеся в приказе Минтруда от 29.04.2013 № 170н;
  • макет, утвержденный приказом Минтруда от 12.04.2013 № 147н;
  • приказ Минтруда, обозначающий уровни квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов, от 12.04.2013 № 148н.

Под уровнем квалификации понимается комплекс минимально необходимых знаний и навыков специалиста, которые требуются для выполнения определенных трудовых функций. За основу при определении характеристик обобщенного портрета должностного лица принимается набор полномочий и степень ответственности работника. С учетом этих двух параметров определяются требования к кандидатам на конкретную должность.

Нормативные документы выделяют 9 уровней квалификационной подготовки, которые можно сгруппировать по следующим признакам:

  • от работника требуется выполнение функций минимальной сложности, для таких работ характерно наличие индивидуальной ответственности (1-3 уровни квалификации);
  • рабочая деятельность специалистов, относящаяся к 4-7 уровням подготовки;
  • наиболее сложные задачи выполняют сотрудники руководящего звена персонала, их должностям свойственны 7-9 уровни квалификации.

Уровни квалификации в профессиональных стандартах

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н
«Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:

Утвердить прилагаемые уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2013 г.

Регистрационный N 28534

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н)

[1]

I. Общие положения

1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее — Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23.

1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

1.3. Уровни квалификации приведены в главе II и содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации».

Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

[2]

II. Описание уровней квалификации

Показатели уровней квалификации

Основные пути достижения уровня квалификации

Полномочия и ответственность

Деятельность под руководством

Выполнение стандартных заданий (обычно физический труд)

Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний

Краткосрочное обучение или инструктаж Практический опыт

Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий

Выполнение стандартных заданий

Выбор способа действия по инструкции

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Применение специальных знаний

Основные программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев)

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач

Планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи

Решение типовых практических задач

Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года)

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений

Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников

Решение различных типов практических задач

Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач

Применение специальных знаний

Самостоятельная работа с информацией

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений

Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения

Решение различных типов практических задач с элементами проектирования

Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера

Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

Дополнительные профессиональные программы

Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели

Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений

Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации

Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных

Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации

Читайте так же:  Какой существует налог с продажи недвижимости
Видео (кликните для воспроизведения).

Образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена

Дополнительные профессиональные программы

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений

Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений

Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных

Разработка новых методов, технологий

Понимание методологических основ профессиональной деятельности

Создание новых знаний прикладного характера в определенной области

Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации

Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета

Дополнительные профессиональные программы

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций

Ответственность за результаты

деятельности крупных организаций и (или) отрасли

Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов

Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета

Дополнительные профессиональные программы Практический опыт

Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами

Значительный вклад в определенную область деятельности

Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях

Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов

Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

Уровни квалификации в профессиональных стандартах

Уровни квалификации в профессиональных стандартах — это одна из 3 составляющих, указанных в методических рекомендациях Минтруда и соцзащиты РФ, которых следует придерживаться при разработке профстандартов. Из нашей статьи вы узнаете, что такое уровни квалификации, сколько их и где они применяются.

Кем и как могут разрабатываться профстандарты?

В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ профстандарт — это квалификационная характеристика, необходимая работнику при выполнении им соответствующей трудовой функции. Начиная с июля 2016 года применение профстандартов стало обязательным для некоторых категорий работодателей и профессий.

Проекты профстандартов могут разрабатываться работодателями (в т. ч. их объединениями и сообществами), некоммерческими и саморегулируемыми организациями с привлечением образовательных профучреждений, а также другими лицами. Главное при разработке проектов профстандартов — обеспечить соблюдение методических указаний Минтруда, макета профстандарта и верное применение уровней квалификации в профессиональных стандартах.

Проекты профстандартов вместе с необходимым пакетом документов подаются на рассмотрение в Министерство труда и соцзащиты РФ. По результатам анализа принимается решение об отклонении проекта профстандарта, его утверждении или отправке на доработку. Порядок создания и утверждения профстандартов прописан в правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.

Сфера применения уровней профстандартов

Уровни профессиональных стандартов используются разработчиками для описания трудовой функции сотрудника, а также требований, предъявляемых к его обучению/образованию. Сами же уровни квалификации в профстандартах приведены в приказе Минтруда от 12.04.2013 № 148н.

Информацию о профессиональном обучении работников вы найдете в нашей статье «Ст. 196 ТК РФ: вопросы и ответы».

Уровни квалификации очерчивают круг требований:

  • к знаниям, навыкам и умениям сотрудников;
  • квалификационному уровню в зависимости от должностной ответственности и полномочий каждого сотрудника.

Описание квалификационных уровней профессиональных стандартов

Данные по квалификационным уровням

Что требуется для достижения уровня квалификации

Какие организации обязаны применять профстандарты?

Что такое профстандарт?

Ст. 195.1 ТК РФ дает обстоятельный ответ на этот вопрос. Под профстандартом принято понимать характеристику квалификации, которую работнику достаточно иметь для осуществления своих трудовых функций.

При этом квалификацией считается определенный набор знаний, умений и профессиональных навыков.

Профессиональный стандарт будет представлять для работодателей своего рода основу (норму) для установления требований к соискателям с учетом специфики деятельности отдельно взятой компании.

На интернет-портале Министерства труда РФ собрана вся информация о принятых и утвержденных профстандартах, а также проектах. Более того, на этом ресурсе размещаются все сведения относительно внедрения программы по их применению, использованию, а также о достигнутых результатах.

С уровнями квалификации в профстандартах можно ознакомиться в статье Уровни квалификации в профессиональных стандартах.

Обязательно ли применение профессиональных стандартов?

В ст. 195.3 ТК РФ даны разъяснения относительно обязательности профессиональных стандартов. Их использование необходимо, если требования к квалификации, установленные для отдельного работника, закреплены на законодательном уровне, прописаны в иных нормативных актах.

В остальных случаях профессиональные стандарты при желании работодателя могут быть взяты за основу при определении требований к работникам.

Иными словами, с 01.07.2016 ст. 195.3 ТК РФ обязательна для применения всеми работодателями (независимо от формы собственности, в том числе предпринимателями), но только в том случае, если уровень квалификации, назначенный для сотрудника, прописан в законе. Ярким примером могут послужить врачи, учителя.

Для государственных (в том числе с долей государственного участия в уставном капитале) организаций обязательность применения предусмотрена постановлением Правительство РФ от 27.06.2016 № 584. Данным документом предусмотрено, что реализация планов по введению профстандартов должна быть завершена до 01.01.2020.

Частные компании: профстандарты, обязательные к применению

Администрация частного работодателя вправе самостоятельно определять необходимость их использования, не выходя при этом за рамки ст. 195.3 ТК РФ.

При внедрении в действие нормативов у многих кадровиков может возникнуть вопрос о наличии совпадений или различий по одной и той же профессии. Каким документом руководствоваться — Единым классификационным справочником (ЕКС, ЕКТС) или профстандартом? Следует воспользоваться разъяснениями, изложенными в письме Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253. П. 5 разъяснений гласит, что администрация вправе самостоятельно решить, какие документы она будет применять. Однако надо учесть тот факт, что скоро, возможно, последует отказ от ЕКС и ЕКТС (п. 4 разъяснений).

Указанные разъяснения дают ответ и на вопрос об обязательности профстандартов (п. 6 разъяснений).Ст. 57 ТК РФ требует приводить наименование должности согласно ЕКС и ЕКТС или профстандарта, если нормами ТК РФ или иных актов для таких сотрудников установлено право на получение дополнительных льгот, премий, выплат либо установлены ограничения.

[3]

Порядок (обязательность) применения профстандартов организациями

Если работодатель решает внедрять на предприятии профстандарты, необходимо проведение следующих мероприятий:

  1. Издание соответствующего приказа, распоряжения об утверждении и введении в компании профстандартов.
  2. Подписание, оформление плана-графика мероприятий, способствующих их введению.
  3. Создание особой комиссии, отвечающей за внедрение стандартов и оказывающей сотрудникам консультационные услуги по всем возникающим вопросам.
  4. Изучение принятых профессиональных стандартов и определение необходимости их введения.
  5. Определение списка профессий, которые планируется привести в соответствие с новыми документами.
  6. Подготовка соответствующих уведомлений о необходимости введения профстандартов.
  7. Проверка уровня квалификации соответствующих сотрудников.
  8. Подготовка документации, в которую вследствие введения профстандарта будут внесены изменения:
    • трудовых соглашений;
    • должностных инструкций;
    • дополнительных соглашений;
    • положений подразделений;
    • иных актов предприятия.
Читайте так же:  Образец положения о премировании работников ооо

Обучение или повышение уровня квалификации сотрудников (если оно необходимо) допускается при помощи аттестационной комиссии либо специализированных учебных центров.

Ознакомление сотрудников со всеми изменениями — завершающий этап введения профстандарта в действие.

ВАЖНО! Увольнять сотрудника, не соответствующего требованиям профстандарта, недопустимо. ТК РФ подобного основания не содержит.

Для кого с 1 июля 2016 профстандарты обязательны?

Существует перечень профессий, для которых законодательством введены неукоснительные требования к квалификации:

  1. Адвокаты (ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ).
  2. Судьи (ст. 4 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 № 3132-I).
  3. Экипажи воздушных судов (ст. 53, 56, 57 Воздушного кодекса РФ).
  4. Аудиторы (ст. 4, 11 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).
  5. Главные бухгалтеры (ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
  6. Государственные и муниципальные служащие (ст. 12 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
  7. Работники, трудящиеся на подземных работах (ст. 330.2 ТК РФ).
  8. Работники, имеющие дело с химическим оружием (ст. 7 ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» от 07.11.2000 № 136-ФЗ).
  9. Учителя, педагоги (ст. 331 ТК РФ, ст. 46 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
  10. Медики, фармацевты (ст. 69 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
  11. Служащие, занимающиеся вопросами участия, оформления, организации, проведения госзакупок (ст. 38, 112 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

По всем перечисленным должностям профстандарты, обязательные к применению, должны быть использованы работодателем.

Наименования должностей: обязательны ли справочники

При составлении штатного расписания администрация работодателя имеет право выбрать стандартизированную (Т-3) или самостоятельно утвержденную форму. Основой для его заполнения будут наименования должностей, специальностей (профессий).

За работодателем закреплено право самому определять названия должностей и профессий. Например, руководитель предприятия может числиться в штатном расписании как заведующий, генеральный директор и даже президент.

Однако есть исключение: если выполнение работ связано с предоставлением сотруднику дополнительных льгот, преимуществ, премий или компенсаций, наименование занимаемой им должности должно строго соответствовать справочнику или профстандарту. Причем как в трудовом соглашении, подписываемом при приеме на работу, так и в штатном расписании и иных документах, регламентирующих трудовую деятельность сотрудника (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Кому надо обязательно соблюдать профессиональные стандарты — 2019: ответственность за невыполнение?

В качестве примера можно привести следующие судебные решения:

  1. Назначение на должность сотрудника, не подходящего по условиям профстандарта, привело к тому, что суд обязал учреждение возвратить зарплату данного сотрудника в бюджет (постановление ФАС ВСО от 12.11. 2013 по делу № А33-2144/2013).
  2. Работодателя обязали переподготовить сотрудника, чья квалификация не соответствовала требованиям к его должности (постановление 13-го ААС от 30.10.2014 по делу № А56-26857/2014).

Если же для организации использование профстандартов является обязательным, за их неприменение возможно привлечение к административной ответственности в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства:

  • на должностных лиц предприятия будет наложен штраф в размере от 1 000 до 5 000 руб.;
  • на само предприятие — штраф от 30 000 до 50 000 руб.

За вторичное совершение указанного правонарушения наступает ответственность по ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ.

Можно предположить, что ведение лицензируемой деятельности с привлечением труда лиц с неподходящей квалификацией является несоблюдением лицензионных требований и правонарушением по ч. 3 ст. 19.20 или ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Исходя из вышесказанного, следует, что использовать профстандарты необходимо для сотрудников, занимающих должности, для которых законом или нормативными актами установлен определенный уровень квалификации, а также если за выполнение трудовых функций работнику положен ряд льгот, компенсаций либо, наоборот, наложены ограничения.

ЗНАЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА В ДОСТИЖЕНИИ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Как отмечают М. Коулз, О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, в современном информационном пространстве с развитием технологий появляются новые возможности для обучения, которое уже не может ограничиваться формальным образованием. Именно поэтому, по их мнению, на первый план выдвигается понятие обучения (learning), осуществляемое самим человеком, которое предполагает центральное место самого человека в процессе обучения, его активность и ответственность за собственное профессиональное и личностное развитие [1] . Современные европейские концепции национальных квалификационных систем уделяют большое значение обучению в ходе трудовой деятельности, в том числе на рабочем месте.

В отечественном правовом поле самообучение и самоподготовка работника не рассматриваются как вид образования. Законом об образовании предусмотрено обучение в форме самообразования, которое осуществляется с последующим прохождением промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность [2] . Соответствующую внутреннюю работу по самообразованию работника принято соотносить с такой категорией, как практический опыт работы. В прежней национальной системе квалификаций, опирающейся на ЕТКС и ЕКС, практический опыт работника позволял (при соответствующих рекомендациях аттестационной комиссии) рассматривать вопрос о назначении работника на вышестоящую должность, даже если у него не было соответствующего образования. В соответствии с Минтруда России от 09.02.2004 № 9 [3] «лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы» (п. 8).

Читайте так же:  Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи

В отношении указанного подхода в специализированной литературе встречаются различные точки зрения. К его недостаткам принято относить вопросы компетентности аттестационной комиссии работодателя, особенно если речь идет о должностном росте квалифицированного работника. Так, В.А. Митягина, рассматривая квалификационные требования к должности переводчика, указывает на то, что положение Единого квалификационного справочника о возможности привлечения лица, не имеющего высшего образования, представляется спорным. По ее мнению, даже самая опытная, компетентная аттестационная комиссия не может осуществить полную проверку системного комплекса знаний, умений, навыков, компетенций, который формируется в течение 4—6 лет обучения в вузе [4] .

Необходимо отметить, что и разработчики профессиональных стандартов используют временные критерии для определения такой качественной категории, как «практический опыт» [10] , фактически поддерживая устоявшийся подход. Раскрывая такое квалификационное требование, как практический опыт, разработчики приводят конструкцию: «опыт работы в . должности не менее . лет». Некоторые профстандарты устанавливают требования к практическому опыту и стаж. Например, требованием к практическому опыту работы для обобщенной трудовой функции «Выполнение сложных работ при устройстве и ремонте дорожных покрытий из асфальтобетона и органических материалов на битумной основе» является «стаж работы асфальтобетонщиком 4-го разряда и дорожным рабочим 4-го разряда не менее одного года» [11] .

Обобщая вышеизложенное, мы можем отметить, что, создав с введением профессиональных стандартов категорию: «Требования к опыту практической работы» и определив ее одним из основных путей достижения каждого из квалификационных уровней, законодатель:

  • — определил такие характеристики для описания опыта практической работы, как характер (работа в определенной должности, отрасли и т.п.) и продолжительность такого опыта (стаж работы);
  • — не предусмотрел для лиц, не имеющих требуемого уровня общего и (или) профессионального образования, основных и (или) дополнительных программ профессионального образования и (или) основных программ профессионального обучения, установленных в разделе «Требования к образованию и обучению», но обладающих достаточным практическим опытом, возможности выполнять работу по соответствующей трудовой функции.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, рассматривая вопросы развития образования в рамках задачи по созданию современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, определила необходимым создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций. Представляется, что указанная мера могла бы заполнить отмеченные выше автором пробелы.

01.01.2017 с вступлением в силу федеральных законов «О независимой оценке квалификации» и «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» создается система оценки квалификации. Как отмечается в пояснительной записке к проекту федерального закона «О независимой оценке квалификации», «понятие оценки квалификации (сертификации) в международной практике представляется как процесс и результат независимой (обычно экспертной) оценки квалификации работника, в том числе признание неформального образования и обучения, в организации, имеющей данные полномочия» [12] .

Как указывают О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, развитие систем сертификации обусловлено формированием общества, основанного на обучении в течение всей жизни, при этом Европейская практика сертификации квалификаций идет в большей степени по пути признания неформального и спонтанного обучения. «Сертификаты профессиональной квалификации не дублируют дипломы о профессиональном образовании — они предназначены для признания и подтверждения соответствия компетенций граждан требованиям профессиональных стандартов, поскольку соответствие ряду требований профессиональных стандартов может быть достигнуто после приобретения практического опыта работа, а также необходимые компетенции могут быть освоены за рамками системы формального образования» [13] .

Указанные позиции были воплощены в Федеральном законе от

03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» [17] , в соответствии с которым «независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее — независимая оценка квалификации), — процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» (п. 3 ст. 2). Оценка данного соответствия предполагает в том числе (исходя из определения квалификации работника, данного законодателем в ч. 1 ст. 195 [15] ) оценку уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Так как легального определения категории «уровень знаний» в настоящее время не существует, мы можем ориентироваться для целей независимой оценки квалификации на два раздела профессионального стандарта, которые содержат описания соответствующих требований, а именно: «требования к образованию и обучению», которые определяются для конкретной обобщенной трудовой функции, и «необходимые знания» — «необходимые умения», которые детализируются для каждой трудовой функции профессионального стандарта.

При этом, исходя из подп. 5 п. 7 раздела II Методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта, «требования к образованию и обучению — это требования к уровню общего и (или) профессионального образования, направленности основных и (или) дополнительных программ профессионального образования и (или) основных программ профессионального обучения». Соответственно, можно предположить, что категория «уровень знаний» применима в большей степени к свидетельствам, подтверждающим уровень образования.

При этом требования к квалификации для обобщенных трудовых функций в различных ПС указываются в соответствии с Основными путями достижения уровня квалификации [19] , в соответствии с которыми, как отмечалось нами выше, пути достижения работником уровня квалификации (за исключением первого квалификационного уровня) предполагают обязательное освоение основных образовательных программ профессионального образования или профессионального обучения.

На основании вышеизложенного можно заключить, что требования к квалификации в профстандартах определены таким образом, что оценку квалификации практически невозможно провести без учета документов об образовании и квалификации. Данный тезис косвенно подтверждается п. 4.7.1 Типовых требований к центру оценки квалификации, утв. решением Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, в соответствии с которым «центр оценки квалификации хранит в своем архиве на каждого соискателя, прошедшего процедуру оценки в том числе копию документа об образовании (обучении), копию документа о квалификационном разряде (уровне) (при наличии)» [20] .

Читайте так же:  Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции

Уровни квалификации в профессиональных стандартах

Анализ уровней квалификации

Описание уровня квалификации включает в себя такие характеристики, как:

  • полномочия и ответственность;
  • характер умений;
  • характер знаний.

Кроме того, указываются основные способы достижения требуемой квалификации:

  • инструктаж;
  • образование определенного уровня по основным образовательным программам;
  • дополнительное профессиональное образование;
  • практический опыт.

Рассмотрим уровни квалификации подробнее:

Изменение трудового законодательства в 2016 году в области профстандартов

Квалификационные уровни служат связующим звеном между профессиональным образованием и потенциальной сферой деятельности.

ВАЖНО! С 01.07.2016 они обязательны, если данные требования будут установлены ТК РФ или иными нормативными актами (ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”» от 02.05.2015 № 122-ФЗ).

Однако данный закон не распространяется на должности, нахождение на которых не связано с получением льгот или наличием ограничений, а также требования к которым прямо не установлены законом. Для государственных (в том числе с долей государственного участия в уставном капитале) организаций обязательность применения предусмотрена постановлением Правительство РФ от 27.06.2016 № 584. Данным документом предусмотрено, что реализация планов по введению профстандартов должна быть завершена до 01.01.2020.

Согласно положениям ст. 195.3 ТК РФ в случаях, когда профстандарты (в том числе характеристики квалификации) необязательны к применению, они берутся работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых теми трудовых функций, обусловленных используемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Согласно постановлению Правительства РФ от 22.01.2013 № 25 обычным организациям, союзам работодателей, СРО дано необычное правомочие — возможность самостоятельно разрабатывать проекты профстандартов.

Кроме того, с 01.01.2017 работодатель, если посчитает необходимым (при условии надлежащего оформления, согласно ст. 196 ТК РФ), за свой счет может направить работника на независимую оценку квалификации. Такой вариант установления квалификационного уровня работника предусмотрен новым ФЗ от 03.07.2016 №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Должности с обязательными квалификационными требованиями

Можно сформировать примерный перечень работников, требования к квалификации которых установлены законом, а значит, должны быть обязательно включены в профстандарт и соблюдаться:

  • педагоги (ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
  • кадастровые инженеры (ст. 29 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ);
  • медики и фармацевтические работники (приказы Минздрава от 10.02.2016 № 83н и от 08.10.2015 № 707н);
  • летчики (раздел II приказа Минтранса России от 12.09.2008 № 147);
  • адвокаты (ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 № 63-ФЗ);
  • аудиторы (ст. 4 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ);
  • главные бухгалтеры отдельных организаций и учреждений (ч. 4 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ);
  • государственные судебные эксперты (ст. 12 и 13 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001 № 73-ФЗ);
  • муниципальные и государственные служащие (например, ст. 21 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ);
  • судьи (ст. 4 закона РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 № 3132-I).

Практическое применение уровней квалификации

Очевидно, что в силу своей правовой сущности уровни квалификации могут использоваться исключительно с целью разработки профессиональных стандартов.

Использованные же в профстандарте конкретные требования к уровню квалификации способны серьезно повлиять на кадровую политику и судьбу конкретного работника.

Стоит отметить, что увольнение в связи с несоответствием требованиям профстандарта невозможно — такого основания нет в ТК РФ. В то же время нахождение на должности работника с несоответствующей обязательным требованиям квалификацией может привести к неприятным для работодателя последствиям, например:

  • наказанию за несоблюдение лицензионных требований (постановление ФАС Московского округа от 06.02.2008 № КА-А40/14829-07);
  • отказу ФСС в возмещении выплат по больничному (постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.2012 по делу № А55-8041/2011);
  • признанию трудовых договоров недействительными кредиторами организации (постановление ФАС Уральского округа от 26.10.2012 № Ф09-5513/10 по делу № А50-14433/2009).

Перечисленные примеры относятся к периоду до введения в действие нормативных актов о профессиональных стандартах. Тем не менее, учитывая служебную роль уровней квалификации, они дают возможность спрогнозировать практику применения профстандартов в части требований к квалификации.

Соответственно, можно сделать вывод, что требования к уровню квалификации — это информация для работодателя. Последний может обеспечить соответствие сотрудников занимаемой должности разными способами, как то: инструктаж и тестирование кандидатов на вакантные должности, аттестация и повышение квалификации действующих сотрудников и др.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, уровни квалификации — особый документ, предназначенный для систематизированного подхода к составлению профстандартов в части требований к уровню опыта и образования работника на конкретной должности. В отдельных случаях такие требования, внесенные в действующий профстандарт, становятся обязательными. Согласно закону обеспечение необходимого уровня квалификации сотрудников — задача работодателей, которая может решаться, в том числе, с использованием независимой оценки квалификации работников.

Источники


  1. ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. — 616 c.

  2. Правоведение. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 432 c.

  3. Делия, В. П. История и методология науки производства / В.П. Делия, Л.Д. Гагут, Ю.А. Гнидина. — М.: Де-По, 2013. — 304 c.
  4. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.
  5. Картрайт, Г. Обвиняется в убийстве. История судебных процессов над Калленом Дэвисом / Г. Картрайт. — М.: Прогресс, 2017. — 384 c.
Уровни квалификации в профессиональных стандартах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here