Содержание
- 1 В дополнении к акту налоговой проверки налоговый орган не вправе указывать нарушения, ранее не отраженные в акте
- 2 Приложение N 3. Дополнение к Акту налоговой проверки (прекратило действие)
- 3 ФНС России рассказала о нюансах проведения дополнительных мероприятий налогового контроля
- 4 В дополнении к акту проверки не указываются новые нарушения: позиция ФНС
- 5 Дополнение к акту налоговой проверки: как не нарушить сроки на подачу возражений
- 6 В дополнении к акту налоговой проверки налоговый орган не вправе указывать нарушения, ранее не отраженные в акте
- 7 Финансы. Налоги
- 8 Дополнение к акту налоговой проверки
- 9 В ФНС ответили на самые распространенные вопросы о дополнительном налоговом контроле
- 10 Пленум ВАС РФ разъяснил процедуру привлечения к ответственности за несвоевременную сдачу бухотчетности и другие нарушения, выявленные вне рамок проверки
В дополнении к акту налоговой проверки налоговый орган не вправе указывать нарушения, ранее не отраженные в акте
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых налоговый орган вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
ФНС России обращает внимание на то, что указанные мероприятия могут проводиться только для проверки уже установленных нарушений, а не для выявления новых.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ в ст. 101 внесены изменения, предусматривающие составление дополнения к акту налоговой проверки (ранее отдельный документ по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля не составлялся).
Данное требование применяется к случаям вынесения решений по результатам налоговых проверок, завершенных после 03.09.2018.
Сообщается, что в дополнении к акту налоговой проверки не могут указываться нарушения законодательства о налогах и сборах, которые ранее не были отражены в акте налоговой проверки.
ФНС России напомнила также, что в решение о привлечении к ответственности либо в решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности налоговый орган не вправе вносить изменения, ухудшающие положение налогоплательщика.
Вместе с тем отмечено, что существуют судебные решения, в которых увеличение суммы доначислений по итогам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля было признано правомерным. Это касалось ситуации, когда налогоплательщик представил документы, которые налоговые инспекторы в ходе выездной налоговой проверки не имели возможности изучить. При этом данные документы имели отношение только к тем нарушениям, которые уже были отражены в акте проверки (фактически имело место выявление сокрытого объекта налогообложения).
Приложение N 3. Дополнение к Акту налоговой проверки (прекратило действие)
Настоящее приложение фактически прекратило действие
См. форму «Дополнение к Акту налоговой проверки», утвержденную приказом ФНС России от 7 ноября 2018 г. N ММВ-7-2/628@
Приложение N 3
к письму ФНС России
от «___»_________2018 г.
N ___________________
Дополнение к Акту налоговой проверки
Полное и сокращенное наименования
Периоды, за которые проведена налоговая проверка
Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков
Участник консолидированной группы налогоплательщиков:
(наименования мероприятий налогового контроля, наименования документов, которыми оформлены мероприятия налогового контроля, их реквизиты или
2. Описательная часть.
Дополнительными мероприятиями налогового контроля установлено следующее:
(дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых)
3. Итоговая часть (выводы и предложения проверяющих).
3.1. По результатам мероприятий налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля, проверяющими установлена неуплата следующих налогов, сборов, страховых взносов (недоимка), предлагается начислить пени и привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения:
Пункт и статья Налогового кодекса Российской Федерации
Состав нарушения законодательства о налогах и сборах
Налог (сбор, страховые взносы)
Налоговый (расчетный, отчетный) период
Срок уплаты налога, сбора, страховых взносов, установленный законодательством о налогах и сборах
Код налогового органа
1. Недоимка указана без учета состояния расчетов с бюджетами (без учета излишне уплаченных сумм налога, сбора, страховых взносов); пени рассчитаны по состоянию на дату составления акта налоговой проверки на основании данных, приведенных в описательной части и приложениях к настоящему Дополнению к Акту налоговой проверки.
2. Приводятся только строки из пункта 3.1 Акта налоговой проверки, относящиеся к фактам совершения нарушений законодательства о налогах и сборах, в отношении которых в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств для подтверждения или отсутствия таковых назначены дополнительные мероприятия налогового контроля. При этом по фактам, в отношении которых получены дополнительные подтверждающие доказательства, строки приводятся без изменений согласно Акту налоговой проверки, а по фактам, в отношении которых получены доказательства их отсутствия, приводятся либо с указанием прочерков по всем графам, либо в скорректированном виде, согласно описательной части настоящего Дополнения к Акту налоговой проверки.
3.2. Иные выводы и предложения: ________________________________________
(выводы и предложения, направленные на устранение выявленных нарушений, корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, о возможности представления уточненных налоговых деклараций (расчетов) с внесенными изменениями, с учетом выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, иное)
3.3. Письменные возражения по настоящему Дополнению к Акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям могут быть представлены в соответствии с пунктом 6.2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в ______________________________.
(наименование налогового органа)
3.4. Приложения: на _______ листах.
Сведения о должностных лицах налогового органа, проводивших дополнительные мероприятия налогового контроля, и их подписи:
ФНС России рассказала о нюансах проведения дополнительных мероприятий налогового контроля
[email protected] / Depositphotos.com |
Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля может быть вынесено не раньше, чем завершатся следующие процедуры:
- окончание налоговой проверки;
- составление и вручение акта налоговой проверки;
- рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 19 октября 2018 г. № ЕД-4-2/20515@ «О рассмотрении обращения». Напомним, что дополнение к акту составляется, если инспекция проводила дополнительные мероприятия налогового контроля в отношении декларации, проверка которой завершилась после 3 сентября.
Налоговое ведомство указало, что в дополнении к акту налоговой проверки не могут указываться нарушения законодательства о налогах и сборах, которые ранее не отражены в акте налоговой проверки. То есть указанные мероприятия налогового контроля могут быть направлены только на сбор дополнительных доказательств, касающихся выявленных в ходе проверки правонарушении, но не на выявление новых нарушений.
Является ли превышение срока рассмотрения материалов проверки существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным? Узнайте из материала «Сроки рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения решения по ней» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
При этом в решение о привлечении к ответственности либо в решение об отказе налоговый орган не вправе вносить изменения, ухудшающие положения налогоплательщика, за исключением исправления опечаток, описок, арифметических ошибок. Однако допускается внесение изменений в вышеупомянутые решения и их полная отмена, если это улучшит положение налогоплательщика.
ФНС России отметила, что есть судебная практика, когда увеличение суммы доначислений по налогам по итогам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля признано правомерным. В частности, когда налогоплательщик с возражениями к акту представил документы, которые налоговые инспекторы в ходе выездной налоговой проверки не имели возможности изучить. Кроме того, в конкретной ситуации представленные документы имели отношение только к тем нарушениям, которые уже отражены в акте проверки (выявлены в ходе проверки) (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20 августа 2015 г. № 309-КГ15-9617).
Напомним, что при обнаружении нарушений в ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС налоговый орган вправе увеличить ее срок с двух до трех месяцев, если декларация подана начиная с 4 сентября. При этом инспекторы не обязаны сообщать проверяемому лицу о продлении сроков проверки.
В дополнении к акту проверки не указываются новые нарушения: позиция ФНС
В какой момент выносится решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля? Может ли дополнение к акту проверки содержать нарушения, которые не были отражены в самом акте? Вправе ли налоговый орган доначислить налоги после проведения дополнительных мероприятий? Ответы на эти и другие вопросы, касающиеся правил проведения допконтроля, содержатся в письме ФНС России от 19.10.18 № ЕД-4-2/20515@.
Когда назначают дополнительный налоговый контроль
По решению руководителя ИФНС или его заместителя могут быть назначены мероприятия дополнительного налогового контроля. К таким мероприятиям относится истребование документов, допрос свидетеля и экспертиза. При этом решение о проведении допмероприятий может быть вынесено не ранее:
- окончания налоговой проверки;
- составления и вручения акта налоговой проверки;
- рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
Где фиксируются результаты дополнительного контроля
Ранее в Налоговом кодексе не говорилось, как именно инспекторам следует оформить результаты дополнительного контроля. Согласно недавним поправкам в пункт 6.1 статьи 101 НК РФ, теперь по итогам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля инспекторы должны составлять документ, который называется «дополнение к акту налоговой проверки». В этом документе отражаются следующие данные:
Дополнение к акту проверки не может описывать нарушения, не отраженные в самом акте
Из постановлений Конституционного суда от 14.07.05 № 9-П и Пленума ВАС от 30.07.13 № 57 следует: дополнительные мероприятия налогового контроля можно проводить только для сбора дополнительных доказательств, касающихся уже обнаруженных нарушений (а не для выявления новых правонарушений).
Кроме того, в пункте 6.1 статьи 101 НК РФ также сказано: в дополнении к акту указываются дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства или отсутствия таковых. Как поясняют авторы письма, речь идет о фактах совершения нарушений, которые отражены в акте налоговой проверки. Это значит, что проверяющие не могут указать в дополнении к акту налоговой проверки новые нарушения, ранее не отраженные в акте налоговой проверки.
Могут ли по итогам допконтроля доначислить налоги
Вообще, после того, как вынесено решение по итогам проверки, инспекция не вправе вносить в него изменения, ухудшающие положение налогоплательщика (п. 44 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57).
Вместе с тем, существуют судебные решения, в которых увеличение суммы доначислений по итогам допконтроля признано правомерным . Налогоплательщик вместе с возражениями к акту представил документы, которые инспекторы не могли изучить в ходе выездной проверки. Эти документы имели отношение только к тем нарушениям, которые были отражены в акте проверки (выявлены в ходе ревизии). Суд признал доначисление правомерным, поскольку в противном случае налогоплательщик был бы освобожден от уплаты налога в отношении сокрытого объекта налогообложения.
Дополнение к акту налоговой проверки: как не нарушить сроки на подачу возражений
ФНС РФ конкретизировала момент вступления в силу новых положений Закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ, вступивших в силу с 03.09.2018.
Речь идет о положениях п. 6.1 и 6.2 ст. 101 НК РФ.
Пунктом 6.1 установлена обязанность оформления дополнения к акту налоговой проверки при проведении допмероприятий налогового контроля. До вступления в силу упомянутого закона процедура дополнительной проверки не сопровождалась составлением какого-либо документа. Это вызывало затруднения в понимании требований налоговиков. Не было ясности и в том, как плательщику реагировать на результаты допмероприятий. Дополнение должно быть составлено в течение 15 дней. На отправку документа дается еще 5 дней. Таким образом, не позже 20 дней после окончания доппроверки дополнение должно быть вручено налогоплательщику.
Пунктом 6.2 определен срок предоставления налогоплательщиком возражений к дополнению акта проверки. На подачу возражений отводится 15 рабочих дней.
Налоговики разъяснили, что новый порядок работает исключительно по результатам тех проверок, которые завершены после вступления в силу закона, то есть после 03.09.2018.
По пункту 8 ст. 89 НК РФ срок проведения допмероприятий исчисляется с даты вынесения решения о назначении проверки и до дня оформления справки о проверке.
Особо отмечено, что указанные изменения обратной силы не имеют.
Документ включен в СПС «Консультант Плюс»
В дополнении к акту налоговой проверки налоговый орган не вправе указывать нарушения, ранее не отраженные в акте
07.11.2018 Письмо ФНС России от 19.10.2018 № ЕД-4-2/20515@ «О рассмотрении обращения»
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых налоговый орган вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
ФНС России обращает внимание на то, что указанные мероприятия могут проводиться только для проверки уже установленных нарушений, а не для выявления новых.
Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ в ст. 101 внесены изменения, предусматривающие составление дополнения к акту налоговой проверки (ранее отдельный документ по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля не составлялся).
Данное требование применяется к случаям вынесения решений по результатам налоговых проверок, завершенных после 03.09.2018.
Сообщается, что в дополнении к акту налоговой проверки не могут указываться нарушения законодательства о налогах и сборах, которые ранее не были отражены в акте налоговой проверки.
ФНС России напомнила также, что в решение о привлечении к ответственности либо в решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности налоговый орган не вправе вносить изменения, ухудшающие положение налогоплательщика.
Вместе с тем отмечено, что существуют судебные решения, в которых увеличение суммы доначислений по итогам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля было признано правомерным. Это касалось ситуации, когда налогоплательщик представил документы, которые налоговые инспекторы в ходе выездной налоговой проверки не имели возможности изучить. При этом данные документы имели отношение только к тем нарушениям, которые уже были отражены в акте проверки (фактически имело место выявление сокрытого объекта налогообложения).
Финансы. Налоги
В дополнении к акту налоговой проверки налоговый орган не вправе указывать нарушения, ранее не отраженные в акте
Письмо ФНС России от 19 октября 2018 г. N ЕД-4-2/20515@ «О рассмотрении обращения»
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, налоговый орган вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
ФНС России обращает внимание на то, что указанные мероприятия могут проводиться только для проверки уже установленных нарушений, а не для выявления новых.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ в ст. 101 внесены изменения, предусматривающие составление дополнения к акту налоговой проверки (ранее отдельный документ по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля не составлялся).
Данное требование применяется к случаям вынесения решений по результатам налоговых проверок, завершенных после 03.09.2018.
Сообщается, что в дополнении к акту налоговой проверки не могут указываться нарушения законодательства о налогах и сборах, которые ранее не были отражены в акте налоговой проверки.
ФНС России напомнила также, что в решение о привлечении к ответственности либо в решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности налоговый орган не вправе вносить изменения, ухудшающие положение налогоплательщика.
Вместе с тем отмечено, что существуют судебные решения, в которых увеличение суммы доначислений по итогам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля было признано правомерным. Это касалось ситуации, когда налогоплательщик представил документы, которые налоговые инспекторы в ходе выездной налоговой проверки не имели возможности изучить. При этом данные документы имели отношение только к тем нарушениям, которые уже были отражены в акте проверки (фактически имело место выявление сокрытого объекта налогообложения).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области
Дополнение к акту налоговой проверки
Поэтому, в дополнении к акту налоговой проверки нельзя указывать нарушения, ранее не отраженные в акте налоговой проверки.
ФНС РФ в подтверждение такой позиции приводит Постановление Пленума ВАС РФ, в котором сделан следующий вывод: после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не вправе вносить в это решение изменения, ухудшающие положение лица, в отношении которого такое решение было вынесено, за исключением исправления описок, опечаток и арифметических ошибок.
На основании этого ФНС РФ делает вывод, что допустимо внесение налоговым органом в названные решения изменений, а также полная их отмена, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.
Однако, есть судебные решения, в которых увеличение суммы доначислений по налогам по итогам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля признано правомерным.
В ФНС ответили на самые распространенные вопросы о дополнительном налоговом контроле
В какой момент выносится решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля? Может ли дополнение к акту проверки содержать нарушения, которые не были отражены в самом акте? Вправе ли налоговый орган доначислить налоги после проведения дополнительных мероприятий? Ответы на эти и другие вопросы, касающиеся правил проведения допконтроля, содержатся в письме ФНС России от 19.10.18 № ЕД-4-2/20515@.
Когда назначают дополнительный налоговый контроль
По решению руководителя ИФНС или его заместителя могут быть назначены мероприятия дополнительного налогового контроля. К таким мероприятиям относится истребование документов, допрос свидетеля и экспертиза. При этом решение о проведении допмероприятий может быть вынесено не ранее:
Где фиксируются результаты дополнительного контроля
Ранее в Налоговом кодексе не говорилось, как именно инспекторам следует оформить результаты дополнительного контроля. Согласно недавним поправкам в пункт 6.1 статьи 101 НК РФ, теперь по итогам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля инспекторы должны составлять документ, который называется «дополнение к акту налоговой проверки». В этом документе отражаются следующие данные:
Дополнение к акту проверки не может описывать нарушения, не отраженные в самом акте
Из постановлений Конституционного суда от 14.07.05 № 9-П и Пленума ВАС от 30.07.13 № 57 следует: дополнительные мероприятия налогового контроля можно проводить только для сбора дополнительных доказательств, касающихся уже обнаруженных нарушений (а не для выявления новых правонарушений).
Кроме того, в пункте 6.1 статьи 101 НК РФ также сказано: в дополнении к акту указываются дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства или отсутствия таковых. Как поясняют авторы письма, речь идет о фактах совершения нарушений, которые отражены в акте налоговой проверки. Это значит, что проверяющие не могут указать в дополнении к акту налоговой проверки новые нарушения, ранее не отраженные в акте налоговой проверки.
Могут ли по итогам допконтроля доначислить налоги
Вообще, после того, как вынесено решение по итогам проверки, инспекция не вправе вносить в него изменения, ухудшающие положение налогоплательщика (п. 44 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57).
Вместе с тем, существуют судебные решения, в которых увеличение суммы доначислений по итогам допконтроля признано правомерным (см., например, постановление АС Уральского округа от 23.04.15 № Ф09-1929/15, оставлено в силе определением Верховного от 20.08.2015 № 309-КГ15-9617). Налогоплательщик вместе с возражениями к акту представил документы, которые инспекторы не могли изучить в ходе выездной проверки. Эти документы имели отношение только к тем нарушениям, которые были отражены в акте проверки (выявлены в ходе ревизии). Суд признал доначисление правомерным, поскольку в противном случае налогоплательщик был бы освобожден от уплаты налога в отношении сокрытого объекта налогообложения.
Пленум ВАС РФ разъяснил процедуру привлечения к ответственности за несвоевременную сдачу бухотчетности и другие нарушения, выявленные вне рамок проверки
Один из вопросов, рассмотренных Пленумом ВАС РФ в постановлении от 30.07.13 № 57* – это процедура привлечения к налоговой ответственности за нарушения, обнаруженные вне рамок проверки. Данная процедура прописана в Налоговом кодексе недостаточно подробно. В частности, не понятно, когда инспекция должна составить акт, принять решение и вручить их налогоплательщику. Судьи обозначили эти сроки и разъяснили, в каких случаях несоблюдение регламента является поводом для отмены штрафа.
Нарушения, за которые ИФНС штрафует вне рамок проверки
Чтобы оштрафовать налогоплательщика, инспекторам не всегда требуется проводить проверку. В некоторых случаях налоговики вправе назначить наказание вне рамок камеральной или выездной ревизии. Это относится к нарушениям, ответственность за которые предусмотрена статьями 119.1, 125, 128, 129, 129.1, 129.3 и 129.4, пунктом 2 статьи 126 НК РФ (подробнее об этом читайте в материале «Ожидаем выездную проверку: к чему готовиться и как себя обезопасить»).
Самые часто встречающиеся «внепроверочные» нарушения — это несвоевременная сдача бухгалтерской отчетности, налоговых расчетов, сведений о среднесписочной численности работников и несоблюдение порядка сдачи деклараций в электронной форме.
Привлечение к ответственности вне рамок проверки не означает, что ревизоры могут не составлять акт и не выносить решение. Сотрудники ИФНС оформляют оба этих документа, но руководствуются другим положением Налогового кодекса, нежели в случае проверки. Так, «внепроверочный» акт и решение составляются согласно статье 101.4 НК РФ, а акт и решение при проверке — согласно статьям 100 и 101 НК РФ соответственно.
К тому же есть некоторые различия в терминологии. Информация, собранная в ходе налоговой проверки, называется «материалами налоговой проверки». Тогда как сведения, послужившие поводом для штрафа вне рамок проверки, именуются «материалами иных мероприятий налогового контроля».
Если несвоевременная сдача бухотчетности выявлена в ходе проверки
Возникает вопрос: что будет, если несвоевременное представление бухгалтерской отчетности или прочие перечисленные выше нарушения обнаружатся в процессе «камералки» или выездной проверки? Должны ли налоговики фиксировать их в отдельном решении, или могут включить в то решение, что принято по результатам налоговой проверки?
В комментируемом постановлении ВАС РФ говорится, что в подобной ситуации принимать два решения не обязательно. То есть инспекторы имеют полное право отразить «внепроверочное» нарушение в материалах налоговой проверки, и это не будет поводом для отмены штрафа.
Сроки для составления акта по «внепроверочным» нарушениям
В статье 101.4 НК РФ не сказано, какой период отводится контролерам для оформления акта вне рамок проверки. В Минфине России считают, что акт должен быть составлен не позднее одного рабочего дня, следующего за датой обнаружения нарушения. Такую точку зрения чиновники изложили в письме от 22.01.09 № 03-02-08-7.
Однако, на практике налоговики зачастую игнорируют данные разъяснения. По их мнению, здесь нужно придерживаться того же порядка, что и при составлении акта по итогам проверки. Это означает, что акт следует оформить в течение не одного, а десяти дней.
К сожалению, Пленум ВАС РФ пока не внес ясность в этой вопрос. В арбитражной практике есть примеры, когда судьи поддержали налоговиков. Так, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 06.04.11 № Ф03-1121/2011 суд пришел к выводу, что составление акта в течение десяти дней не нарушает права налогоплательщика.
Сроки для вручения акта и решения
Согласно статье 101.4 НК РФ инспекторы должны вручить акт налогоплательщику под расписку или иным способом, свидетельствующим о вручении. При этом сроки вручения такого акта законом не установлены.
По мнению Пленума ВАС РФ, налоговики обязаны передать налогоплательщику «внепроверочный» акт в те же сроки, что и акт по итогам проверки. Иными словами, в данной ситуации необходимо применять пункт 5 статьи 100 НК РФ. В нем сказано, что акт должен быть вручен в течение пяти дней с даты его составления.
Аналогичный вывод сделан и в отношении решения, вынесенного вне рамок налоговой проверки. Поскольку сроки его вручения не названы, инспекторам следует применять сроки, установленные для решения по итогам проверки. Это значит, что вручить «внепроверочное» решение нужно в течение пяти дней с даты его вынесения, как того требует пункт 9 статьи 101 НК РФ.
Если вручить акт и решение невозможно, инспекторы должны отправить документы по почте. Но когда нужно это сделать, в Налоговом кодексе не говорится. Пленум ВАС РФ считает, что и здесь необходимо придерживаться сроков, установленных для передачи акта и решения, вынесенных по итогам проверки. Проще говоря, отправить акт и решение надо в течение пяти дней с даты составления, либо вынесения.
В случае нарушения указанных выше сроков, налогоплательщики получают хороший шанс оспорить санкцию в вышестоящем налоговом органе, либо в арбитражном суде.
Способ извещения о времени и месте рассмотрения материалов
Акт, где зафиксирован факт несвоевременной сдачи бухотчетности, налогового расчета и прочие «внепроверочные» нарушения, рассматривается руководителем ИФНС в присутствии нарушителя. О времени и месте рассмотрения акта налогоплательщика полагается известить заблаговременно. Об этом сказано в статье 101.4 НК РФ.
Но в данной норме нет ни слова о том, каким образом налоговики должны направить извещение. В частности, не говорится, что допустимыми способами являются направление заказного письма с уведомлением о вручении, либо передача лично в руки.
Отсюда судьи ВАС РФ сделали следующий вывод. Даже если инспекторы изберут любой другой способ связи (например, телеграф, факс или интернет), это будет означать, что налогоплательщик извещен надлежащим образом.
Сроки для принятия решения
В статье 101.4 Налогового кодекса не назван срок, в течение которого ИФНС должна принять решение о штрафе за опоздание с бухгалтерской отчетностью, налоговым расчетом и проч. Так, из статьи 101.4 НК РФ не следует, что решение должно быть вынесено в день рассмотрения материалов налогового контроля. Обязанность извещать налогоплательщика о месте и времени вынесения решения также отсутствует.
В связи с этим Пленум ВАС РФ разъяснил: даже если инспекторы приняли решение после того, как рассмотрели материалы, права налогоплательщика не оказались нарушенными. То же относится и к ситуации, когда компанию или предпринимателя не известили о том, когда и где будет принято решение.
Обжалование «внепроверочного» решения
До 2014 года решения, принятые по правилам статьи 101.4 НК РФ, можно обжаловать сразу в суде, минуя вышестоящий налоговый орган. Это подчеркнул Пленум ВАС РФ. В комментируемом постановлении говорится, что обязательный досудебный порядок предусмотрен только для решений, которые приняты по результатам проверки. Что же касается «внепроверочных» решений, то для них досудебное обжалование является добровольным.
Начиная с 2014 года ситуация изменится. Все без исключения решения — и те, что приняты по правилам статьи 101 НК РФ, и те, что приняты по правилам статьи 101.4 НК РФ — придется сначала обжаловать в инспекции, и только потом в суде (подробно об этом читайте в материале «С 2014 года изменится порядок обжалования решений налоговых органов»).
* Разъяснения Пленума ВАС РФ, касающиеся налоговой недоимки, по которой налоговики пропустили сроки взыскания, были рассмотрены в материале: «Налоговая недоимка, нереальная ко взысканию: разъяснения Высшего арбитражного суда».
На нашем сайте вы можете не только читать статьи, но и подписаться на аудиосеминары наших экспертов: ведущего эксперта «Бухгалтерии Онлайн» Елены Маврицкой; главного налогового эксперта форума «Бухгалтерия Онлайн» Александра Погребса, а также менеджера разработки программы «Контур-Зарплата» и консультанта портала «Бухгалтерия Онлайн» Вячеслава Шинкарева.
Стоимость подписки — 300 рублей. За эту сумму подписчик получает доступ на три месяца ко всем записанным и выложенным аудиосеминарам. Это не менее нескольких десятков лекций. Новые аудиосеминары выкладываются каждую неделю. Кроме того, по понедельникам размещается аудиообзор новостей для бухгалтера за минувшую неделю.
Оплатить доступ можно с помощью банковской карты через систему мгновенных платежей ASSIST или по квитанции Сбербанка.
Штрафы, недоимки, пени
Проверки : В дополнении к акту налоговой проверки налоговый орган не вправе указывать нарушения, ранее не отраженные в акте
ФНС России обращает внимание на то, что указанные мероприятия могут проводиться только для проверки уже установленных нарушений, а не для выявления новых.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ в ст. 101 внесены изменения, предусматривающие составление дополнения к акту налоговой проверки (ранее отдельный документ по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля не составлялся).
Данное требование применяется к случаям вынесения решений по результатам налоговых проверок, завершенных после 03.09.2018.
Сообщается, что в дополнении к акту налоговой проверки не могут указываться нарушения законодательства о налогах и сборах, которые ранее не были отражены в акте налоговой проверки.
ФНС России напомнила также, что в решение о привлечении к ответственности либо в решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности налоговый орган не вправе вносить изменения, ухудшающие положение налогоплательщика.
Вместе с тем отмечено, что существуют судебные решения, в которых увеличение суммы доначислений по итогам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля было признано правомерным. Это касалось ситуации, когда налогоплательщик представил документы, которые налоговые инспекторы в ходе выездной налоговой проверки не имели возможности изучить. При этом данные документы имели отношение только к тем нарушениям, которые уже были отражены в акте проверки (фактически имело место выявление сокрытого объекта налогообложения).
Письмо ФНС России от 19 октября 2018 г. N ЕД-4-2/20515@ «О рассмотрении обращения»
В дополнении к акту проверки не указываются новые нарушения: позиция ФНС
ФНС РФ в письме от 19.10.2018 № ЕД-4-2/20515@, опубликованном 07.11.2018, дала официальное разъяснение своей позиции по дополнению к акту налоговой проверки.
Необходимость в разъяснении вызвана новой редакцией ст. 101 НК РФ, п. 6 которой предусматривает составление дополнения к акту налоговой проверки по результатам дополнительных мероприятий (ранее такой документ не составлялся).
ФНС сообщает, что в дополнении к акту налоговой проверки не могут указываться нарушения законодательства о налогах и сборах, которые ранее не были отражены в акте налоговой проверки. Вместе с тем имеется судебная практика, не признающая указанием на новое нарушение выявление ранее сокрытых объектов налогообложения (охватываемых перечисленными в акте нарушениями), что влечет увеличение сумм доначисления налогов, штрафов и пеней.
Для справки: в соответствии с абз. 1 п. 6 ст. 101 НК РФ (в ред. закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ, действующей в отношении проверок, завершенных после 03.09.2018) начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ в случае, если за эти нарушения предусмотрена ответственность, фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки.
См. также недавнее сообщение о позиции ФНС (не оформленной в виде официального письма) по новым доказательствам, полученным в рамках дополнительных проверочных мероприятий.
В дополнении к акту налоговой проверки налоговый орган не вправе указывать нарушения, ранее не отраженные в акте
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, налоговый орган вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
ФНС России обращает внимание на то, что указанные мероприятия могут проводиться только для проверки уже установленных нарушений, а не для выявления новых.
Штрафы, недоимки, пени
Проверки : В дополнении к акту налоговой проверки налоговый орган не вправе указывать нарушения, ранее не отраженные в акте
ФНС России обращает внимание на то, что указанные мероприятия могут проводиться только для проверки уже установленных нарушений, а не для выявления новых.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ в ст. 101 внесены изменения, предусматривающие составление дополнения к акту налоговой проверки (ранее отдельный документ по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля не составлялся).
Данное требование применяется к случаям вынесения решений по результатам налоговых проверок, завершенных после 03.09.2018.
Сообщается, что в дополнении к акту налоговой проверки не могут указываться нарушения законодательства о налогах и сборах, которые ранее не были отражены в акте налоговой проверки.
ФНС России напомнила также, что в решение о привлечении к ответственности либо в решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности налоговый орган не вправе вносить изменения, ухудшающие положение налогоплательщика.
Вместе с тем отмечено, что существуют судебные решения, в которых увеличение суммы доначислений по итогам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля было признано правомерным. Это касалось ситуации, когда налогоплательщик представил документы, которые налоговые инспекторы в ходе выездной налоговой проверки не имели возможности изучить. При этом данные документы имели отношение только к тем нарушениям, которые уже были отражены в акте проверки (фактически имело место выявление сокрытого объекта налогообложения).
Письмо ФНС России от 19 октября 2018 г. N ЕД-4-2/20515@ «О рассмотрении обращения»
В ФНС ответили на самые распространенные вопросы о дополнительном налоговом контроле
В какой момент выносится решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля? Может ли дополнение к акту проверки содержать нарушения, которые не были отражены в самом акте? Вправе ли налоговый орган доначислить налоги после проведения дополнительных мероприятий? Ответы на эти и другие вопросы, касающиеся правил проведения допконтроля, содержатся в письме ФНС России от 19.10.18 № ЕД-4-2/20515@.
Когда назначают дополнительный налоговый контроль
По решению руководителя ИФНС или его заместителя могут быть назначены мероприятия дополнительного налогового контроля. К таким мероприятиям относится истребование документов, допрос свидетеля и экспертиза. При этом решение о проведении допмероприятий может быть вынесено не ранее:
- окончания налоговой проверки;
- составления и вручения акта налоговой проверки;
- рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
Где фиксируются результаты дополнительного контроля
Ранее в Налоговом кодексе не говорилось, как именно инспекторам следует оформить результаты дополнительного контроля. Согласно недавним поправкам в пункт 6.1 статьи 101 НК РФ, теперь по итогам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля инспекторы должны составлять документ, который называется «дополнение к акту налоговой проверки». В этом документе отражаются следующие данные:
- начало и окончание допмероприятий;
- описание самих мероприятий;
- полученные доказательства.
Составить этот документ налоговики обязаны в течение 15 рабочих дней со дня окончания дополнительных мероприятий. Данный порядок применяется при вынесении решений по результатам проверок, завершенных после 3 сентября 2018 года. (Также см. «Читаем поправки в НК РФ — 2018: налог на имущество организаций, представление документов в инспекцию, подтверждение нулевой ставки НДС и другое»).
Дополнение к акту проверки не может описывать нарушения, не отраженные в самом акте
Из постановлений Конституционного суда от 14.07.05 № 9-П и Пленума ВАС от 30.07.13 № 57 следует: дополнительные мероприятия налогового контроля можно проводить только для сбора дополнительных доказательств, касающихся уже обнаруженных нарушений (а не для выявления новых правонарушений).
Кроме того, в пункте 6.1 статьи 101 НК РФ также сказано: в дополнении к акту указываются дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства или отсутствия таковых. Как поясняют авторы письма, речь идет о фактах совершения нарушений, которые отражены в акте налоговой проверки. Это значит, что проверяющие не могут указать в дополнении к акту налоговой проверки новые нарушения, ранее не отраженные в акте налоговой проверки.
Могут ли по итогам допконтроля доначислить налоги
Вообще, после того, как вынесено решение по итогам проверки, инспекция не вправе вносить в него изменения, ухудшающие положение налогоплательщика (п. 44 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Вместе с тем, существуют судебные решения, в которых увеличение суммы доначислений по итогам допконтроля признано правомерным (см., например, постановление АС Уральского округа от 23.04.15 № Ф09-1929/15, оставлено в силе определением Верховного от 20.08.2015 № 309-КГ15-9617). Налогоплательщик вместе с возражениями к акту представил документы, которые инспекторы не могли изучить в ходе выездной проверки. Эти документы имели отношение только к тем нарушениям, которые были отражены в акте проверки (выявлены в ходе ревизии). Суд признал доначисление правомерным, поскольку в противном случае налогоплательщик был бы освобожден от уплаты налога в отношении сокрытого объекта налогообложения.
Источники
ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.
Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2013. — 142 c.
Кофанов, Л.Л. Древнее право. Ivs antiovvm; М.: Спарк, 2012. — 313 c.- Марченко, М. Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. — М.: Проспект, 2012. — 720 c.
- Грудцына, Л.Ю. Наследственное право: справочник для населения в вопросах и ответах; Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 224 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.