Содержание
- 1 С опозданием на 10 лет у российских дальнобойщиков появятся международные накладные в электронном виде
- 2 В международных перевозках будут применяться электронные накладные
- 3 В международных перевозках будут применяться электронные накладные
- 4 В международных перевозках будут применяться электронные накладные
- 5 Перспективы перевода транспортных накладных в электронный формат
- 6 В РФ будут введены международные электронные накладные на перевозку грузов
- 7 Подведены первые итоги введения электронных накладных в международных железнодорожных перевозках
- 8 Решительный шаг России к упрощению перевозок с помощью e-CMR
- 9 Электронная накладная в международных грузоперевозках
- 10 Кабмин разрешил электронную накладную для автомобильной перевозки грузов
С опозданием на 10 лет у российских дальнобойщиков появятся международные накладные в электронном виде
Правительство одобрило предложение Минтранса о присоединении России к тематической конвенции ООН в части использования при международных автоперевозках электронных накладных наравне с бумажными. Внутри России цифровизация данной сферы пока только готовится.
Электронная накладная для автоперевозок
Российские международные автоперевозчики смогут использовать электронные накладные наравне с бумажными. Это предусматривает постановление Правительства России от 30 января 2018 г. №83, разработанное Минтрансом и подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым.
В справке к опубликованному на правительственном сайте документу утверждается, что новшество позволит сократить издержки перевозчиков, экспедиторов, операторов и агентов при оформлении и подтверждении договоров перевозки грузов. Кроме того, ожидается минимизация вероятности несовпадения сведений при оформлении отправки и получения груза.
Цифровизация с 10-летним опозданием
Россия с 1983 г. является участницей конвенции ООН о договоре международной дорожной перевозки грузов от 19 мая 1956 г. Десять лет назад, 20 февраля 2008 г. конвенция была дополнена протоколом, предусматривающим упрощение и ускорение процедуры оформления договора перевозки с помощью электронных средств связи — путем введения электронной накладной, имеющей равную юридическую силу с бумажным вариантом документа.
Подписанное сейчас Медведевым постановление, по сути, утверждает присоединение нашей страны к вышеупомянутому дополнительному протоколу конвенции — в целях обеспечения интересов и конкурентоспособности российского автомобильного транспорта на рынке международных перевозок.
Несколько слов о бюрократии
Как следует из постановления, на этапе его подготовки Минтрансу потребовалось согласовывать текст с МИДом и рядом других неназванных заинтересованных федеральных органов госвласти.
«Министерству иностранных дел Российской Федерации уведомить генерального секретаря Организации объединенных наций, являющегося депозитарием дополнительного протокола к конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, касающегося электронной накладной, о присоединении России к указанному дополнительному протоколу», — говорится в одном из двух абзацев постановления.
Электронные накладные внутри России — вопрос будущего
Что касается автоперевозок внутри России, то электронные накладные здесь также могут начать применяться в обозримом будущем. Минтранс уже несколько месяцев назад приступил к подготовке нормативных актов для этого.
Данный процесс происходит в рамках поручений Президента и Правительства России, отмечал в сентябре 2017 г. замглавы Минтранса Николай Асаул, слова которого приводит «Российская газета».
Сейчас не все перевозчики готовы к такому нововведению. И поэтому сначала переход на электронную накладную будет носить добровольный, поэтапный характер, чтобы не пострадали участники рынка. А когда к такому виду документооборота привыкнут, то электронную накладную сделают обязательной, пишет издание.
В международных перевозках будут применяться электронные накладные
Правительством РФ принято постановление от 30.01.2018 №83 о присоединении РФ к Дополнительному протоколу к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), касающемуся электронной накладной (Женева, 20.02.2008).
Электронная накладная будет иметь такую же юридическую силу, как и бумажная.
О порядке оформления приемки товара по российскому законодательству можно узнать из статьи «Порядок приемки товаров по количеству и качеству». Законодательство РФ прямо не предусматривает возможность оформления электронных накладных, однако не содержит и запрета на их использование. При этом бумажная накладная не является единственным допустимым доказательством приемки товара — это вытекает из судебной практики (см. материал «Приемка товара не обязательно должна подтверждаться накладной Торг-12»).
В международных перевозках будут применяться электронные накладные
Представители сферы грузовых автоперевозок давно говорят о необходимости внедрения электронных транспортных накладных (фото: ПАО «Ростелеком»)
Нынешняя законодательная инициатива предполагает возможность использования отечественными транспортно-логистическими операторами электронных накладных наравне с их традиционными бумажными аналогами.
Как следует из текста документа (копия имеется в распоряжении ГиД), в России вводится понятие электронной транспортной накладной. Дословно это «транспортная накладная, оформленная в электронном виде, подписываемая электронными подписями». Одновременно устанавливается определение «оператора системы документооборота электронных транспортных накладных» — это организация, обеспечивающая документооборот электронных транспортных накладных и включенная в реестр операторов документооборота электронных транспортных накладных.
В целом в Минтрансе рассчитывают, что внедрение ЭТН позволит легализовать отечественный рынок автомобильных грузовых перевозок, выведя его из тени. По оценкам экспертов, в некоторых регионах страны доля «серого сектора» сегодня доходит до 70% и более. В большинстве случаев нелегальными участниками рынка являются индивидуальные предприниматели.
«Применение электронной накладной даст возможность в автоматическом режиме через налоговые органы проверять соответствие заключенных договоров автоперевозок действующему законодательству и позволит исключить так называемые серые схемы. За счет этого государство сможет увеличить налоговые поступления» — приводят слова представителя министерства «Известия».
По данным издания, разработанный Минтрансом проект правительственного постановления может быть принят и вступить в силу в IV квартале нынешнего года.
Стоит отметить, что предложения по внедрению ЭТН в последние годы регулярно поступали к властям со стороны отечественных грузоперевозчиков. По мнению участников рынка, данная мера в значительной степени упростит и облегчит работу компаний. Так, в частности, самое активное участие в выработке предложений по внедрению ЭТН принимали члены Межотраслевого экспертного совета (МОЭС). Кроме того, аналогичное предложение было озвучено представителями сферы грузовых перевозок в ходе прошлогодней мартовской встречи с главой правительства России Дмитрием Медведевым, по итогам которой им было дано соответствующее поручение.
Добавим также, что с 1 января 2018 года автомобильные перевозчики стран ЕАЭС перешли на использование электронных версий таможенных деклараций. В соответствии с положениями вступившего в силу Таможенного кодекса ЕАЭС декларирование процедуры таможенного транзита стало возможным как в письменной, так и в электронной форме.
В международных перевозках будут применяться электронные накладные
Использование международной электронной транспортной накладной разрешено в России (фото: Росавтодор)
Использование электронных транспортных накладных станет возможным на территории России наравне с их бумажными версиями. В правительстве считают, что это решение призвано защитить интересы и повысить конкурентоспособность российских автотранспортных компаний.
Как следует из пояснения к принятому документу, присоединение России к Дополнительному протоколу позволит упростить документооборот в международном автомобильном сообщении, снизить временные и стоимостные затраты на администрирование грузов, а также минимизировать вероятность несовпадения сведений при оформлении отправки и получения груза.
Российская Федерация является участницей Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 года. В феврале 2008 года Конвенция была дополнена Дополнительным протоколом, которым предусматривается упрощение и ускорение процедуры оформления договора перевозки с помощью электронных средств связи путем введения электронной накладной, имеющей равную юридическую силу с бумажным вариантом накладной, предусмотренным Конвенцией.
Стоит отметить также, что ранее, в середине января, Минтранс России подготовил проект постановления правительства РФ «О внесении изменений в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом». В соответствии с ним планируется разрешить российским компаниям уже в 2018 году перейти на использование электронных транспортных накладных (ЭТН) и при внутренних грузоперевозках.
Перспективы перевода транспортных накладных в электронный формат
В следующем году транспортное ведомство РФ утвердит условия применения электронной транспортной перевозочной документации. Все лица и компании, задействованные в грузовых перевозках, постепенно готовятся к переходу на электронный формат. Так, недавно был выпущен в свет инновационный ИТ-инструмент от приложения Synerdocs.
Оформление перевозочных документов в бумажном формате вызывает массу неудобств. Подписывать накладные должны все участники перевозки (отправители, получатели, организации-перевозчики). Проблема в том, что все они порой находятся в разных областях РФ и для упрощения действий с документооборотом обмениваются сканированными накладными по почте, ставя подписи при помощи факсимиле. Эти документы не имеют юридической силы, они могут потеряться либо повредиться в дороге.
Специалисты считают, что ввод электронной перевозочной документации даст возможность перевозчикам и отправителям быстрее получать свои деньги, а также сохранить юридическую силу документов. Получатели в свою очередь снизят расходы на печать, обработку и хранение накладных, на их поиск и передачу в налоговую службу.
Полгода назад, после сообщения от транспортного ведомства о планах введения электронного документооборота, некоторые организации, в том числе Интернет-приложение GroozGo и 3-PL оператор FM Logistic, приняли решение испытать новую схему. Пробные перевозки были выполнены с применением электронных накладных при участии сотрудников инструмента Synerdocs.
Со слов представителя Synerdocs И. Бакаевой, FM Logistic выполнила пробный обмен с фирмой Levi’s, выложив в приложении электронные накладные на груз, перевезенный из склада в Подмосковье в столицу. Пробная доставка была выполнена в столицу, так как перевозки там осуществляются обычно в ночное время для ускорения перевозки и оплаты от отправителя. Применение электронных документов позволяет сильно сократить время ожидания оплаты, поскольку все действия с ними осуществляются в пределах нескольких минут, в то время, как бумажные накладные подписываются несколько дней или недель.
Сотрудники FM Logistic увидели преимущества использования электронных накладных в сокращении сроков оплаты, отсутствии утерянных бумаг, минимизации затрат на обработку, поиск и хранение накладных.
Представитель FM Logistic А. Стазаева утверждает, что удачно проведенные пробные рейсы свидетельствуют о полной готовности всей сферы к переходу на электронный документооборот.
В РФ будут введены международные электронные накладные на перевозку грузов
В начале февраля текущего года правительством Российской Федерации было подписано соглашение, в соответствии с условиями которого, страна присоединяется к дополнительному протоколу Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов.
В связи с этим, на территории Российской Федерации можно будет получить международную накладную для транспортировки товаров, причем в цифровом виде. Их можно использовать при транспортировке грузов во время международных сообщений.
Предполагается, что подобные меры приведут к повышению уровня конкурентоспособности отечественного автотранспорта на рынке международных грузовых перевозок. Цифровой вариант накладной предоставит возможность для каждого из участников договора международной грузоперевозки в значительной степени снизить расходы, издержки на транспортировку, операторов и экспедиторов.
Ключевое преимущество электронных накладных, по мнению правительства, является то, что сама процедура оформления будет выполняться гораздо проще и быстрее. Накладная, полученная в электронном виде обладает равноценной юридической силой, как и ее бумажный аналог.
Подведены первые итоги введения электронных накладных в международных железнодорожных перевозках
Президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров рассказал о положительном опыте внедрения безбумажного документооборота в области пограничных переходов.
Для активизации отрасли международных перевозок железнодорожным видом транспорта ОАО «РЖД» высказалось в поддержку отмены бумажного документооборота. В этом направлении были уже сделаны первые шаги, которые привели к ощутимым результатам: повысилась скорость безошибочной обработки документации. В настоящий момент электронные накладные выписываются для порожних грузовых составов, проходящих по железным дорогам прибалтийских государств, России, Украины и Беларуси. Планируется запуск электронной обработки юридически значимых документов для железнодорожных грузов, проходящих по маршруту Россия – Азербайджан и Россия – Казахстан. Также нужно отметить положительные результаты в отношении торговых перевозок из России в Финляндию.
В «РЖД» отметили успешно проведенный эксперимент с отправкой по электронным накладным порожних вагонов Эстонию. Олег Белозеров заявил, что в начале следующего года будет в тестовом режиме пущен по этому маршруту состав с грузом.
Что касается двусторонней отправки грузов с использованием безбумажного документооборота, то с Белорусью уже решены все нюансы практической реализации этой схемы. Она уже была опробована на маршрутах Закопытье – Злынка и Витебск – Невель. В данный момент руководство белорусских и российских железных дорог решает вопрос с внедрением схемы по всем направлениям между двумя государствами, за исключением Калининграда.
Решительный шаг России к упрощению перевозок с помощью e-CMR
5 февраля 2018 г. 03:00
Россия присоединяется к Дополнительному протоколу к Конвенции КДПГ, касающемуся электронной накладной (e-CMR), что позволит в ближайшей перспективе обеспечить полную цифровизацию автоперевозок.
Намерение России использовать электронные накладные (e-CMR) свидетельствует о расстановке приоритетов в пользу упрощения процедур торговли и повышения транспортных возможностей в свете реализации китайской инициативы «Один пояс и один путь», набирающей обороты в регионе.
Принятое решение учитывает несомненные преимущества e-CMR в части снижения расходов за счет более быстрого и прозрачного ввода и обмена данными. Министерство транспорта Российской Федерации выразило заинтересованность в сотрудничестве с IRU по вопросам практического применения электронных накладных и возможной организации пилотных перевозок.
Генеральный секретарь IRU Умберто де Претто сказал: «Россия движется в авангарде внедрения перспективных технологий, и я поздравляю Министерство транспорта Российской Федерации с этим знаменательным событием. Надеюсь, что примеру России по присоединению к e-CMR последуют и другие страны региона, ведь взаимная выгода будет становиться все более ощутимой по мере расширения географии использования электронных накладных».
Внедрение электронных накладных является первым шагом на пути к полностью безбумажному документообороту в перевозках, в дополнение к цифровой системе таможенного транзита, такой как система МДП, которые в совокупности сформируют цифровую инфраструктуру, необходимую для перехода к таким инновациям, как беспилотные грузовики.
Применение электронных накладных позволит сократить издержки российских перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей, экспедиторов, а также повысить их конкурентоспособность на рынке международных перевозок.
Присоединение Российской Федерации к Дополнительному протоколу к Конвенции КДПГ, касающемуся электронной накладной (e-CMR), оформлено Постановлением Правительства Российской Федерации. В соответствии с изданным документом российская сторона по официальным каналам уведомит Генерального секретаря ООН о принятом решении.
Электронная накладная в международных грузоперевозках
Закон №275 от 15 декабря 2017 г. о присоединении Республики Молдова к Дополнительному протоколу к Конвенции о Договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), касающегося электронной накладной, опубликован в МО 19 января текущего года.
Согласно Дополнительному протоколу, электронная накладная — это накладная, источником которой является электронное сообщение, переданное перевозчиком, грузоотправителем или любой другой стороной, заинтересованной в выполнении договора перевозки, к которому применяются положения о договоре международной дорожной транспортировки грузов, и должна быть заверена электронной подписью отправителя .
Область применения электронной накладной аналогична накладной на бумажном носителе. Любой запрос, декларация, инструкция, просьба, оговорка или другое сообщение, связанное с выполнением договора перевозки, также могут оформляться с помощью электронных средств связи. Электронная накладная считается равноценной накладной, обладает такой же доказательной силой и влечет за собой такие же последствия, что и накладная.
Достоверность электронной накладной устанавливается сторонами договора перевозки с помощью электронной подписи, обеспечивающей ее связь с документом. Метод электронной подписи считается надежным, когда электронная подпись уникальным образом связана с подписавшим накладную лицом, позволяет его идентифицировать и создается на основе средств, находящихся под его единоличным контролем, а также связана с данными, к которым она относится, таким образом, что любое последующее изменение данных может быть обнаружено.
Сведения, содержащиеся в электронной накладной, должны быть доступны для любой стороны договора.
Электронная накладная содержит те же сведения, что и накладная. Процедура, используемая для выдачи электронной накладной, обеспечивает целостность содержащихся в ней сведений с момента заполнения до передачи сведений, которые должны сохраняться в полном и неизменном виде, без учета любых добавлений или изменений, происходящих в обычном процессе передачи, хранения и просмотра ее содержания.
Процедура допускает внесение изменений и дополнений в содержащиеся в электронной накладной сведения, но она должна давать возможность непосредственно выявлять любое вмешательство в содержание электронной накладной и сохранять первоначальные сведения.
Стороны, заинтересованные в выполнении договора перевозки, договариваются о процедурах и их применении в целях обеспечения соблюдения метода выдачи и передачи электронной накладной второй стороне; подтверждения сохранения целостности электронной накладной; способа, посредством которого сторона, обладающая правами, возникающими на основании электронной накладной, в состоянии доказать наличие такого права; о порядке подтверждения факта сдачи груза получателю; о процедуре дополнения или изменения электронной накладной, а также процедуре возможной замены электронной накладной накладной, выданной с помощью других средств.
Согласно закону, Правительству Молдовы предстоит принять необходимые меры по выполнению положений Протокола КДПГ.
Кабмин разрешил электронную накладную для автомобильной перевозки грузов
Видео (кликните для воспроизведения). |
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление правительства от 30 января 2018 г. № 83 о присоединении России к протоколу к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, касающемуся электронной накладной.
РФ является участницей Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов от 19 мая 1956 г. В феврале 2008 г. документ был дополнен Дополнительным протоколом, предусматривающим упрощение и ускорение процедуры оформления договора перевозки с помощью электронных средств связи путём введения электронной накладной, имеющей равную юридическую силу с бумажным вариантом накладной.
Применение электронной накладной, как отмечает кабмин, служит дополнительной правовой возможностью для сторон договора международной автомобильной перевозки груза оформлять накладную в электронном виде, позволяет сократить издержки перевозчиков, экспедиторов, операторов и агентов при оформлении и подтверждении договоров перевозки грузов.
В целях обеспечения интересов и конкурентоспособности российского автомобильного транспорта на рынке международных перевозок подписанным постановлением принято решение о присоединении России к Дополнительному протоколу к Конвенции.
«Присоединение России к Дополнительному протоколу позволит создать правовую основу для упрощения документооборота при организации перевозочного процесса в международном автомобильном сообщении, снижения временных и стоимостных затрат на администрирование, минимизации вероятности несовпадения сведений при оформлении отправки и получения груза», – сказано в сообщении правительства.
Это удобно: чтобы быть в курсе новостей сайта ЭЖ подпишитесь на нашу рассылку
В международных перевозках будут применяться электронные накладные
Белорусские субъекты хозяйствования, которые заняты в сфере международных автоперевозок грузов, могут использовать электронные накладные с 8 мая 2019 г.
В соответствии с Указом Президента РБ от 14 января 2019 г. № 14 «О присоединении Республики Беларусь к международному договору» Республика Беларусь присоединилась к Дополнительному протоколу к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, касающемуся электронной накладной, принятому 20 февраля 2008 г. (далее – Протокол).
Белорусские участники международных автоперевозок теперь могут оформлять накладные с помощью электронного обмена сведениями. При этом в электронных накладных следует указывать все данные, что и в накладных на бумажных носителях, то есть эти документы должны быть идентичными.
Электронная накладная является равноценной накладной, оформленной на бумажном носителе и обладает той же доказательной силой. Накладные, оформленные на бумажном носителе при этом не отменяются.
Протокол определяет также, что с 8 мая 2019 г. белорусские субъекты хозяйствования могут оформлять с помощью электронных средств связи не только накладные, но и любые другие запросы, декларации, инструкции, просьбы — все те сообщения, которые связаны с выполнением договора автоперевозки международных грузов в рамках Конвенции.
В соответствии со ст. 1. Протокола электронная накладная означает накладную, источником которой является электронное сообщение, переданное перевозчиком, грузоотправителем или любой другой стороной, заинтересованной в выполнении договора перевозки, к которому применяется Конвенция, включая сведения, логически ассоциируемые с электронным сообщением и прикрепленные к нему в виде приложений или увязанные иным образом с электронным сообщением одновременно с его передачей или после его передачи, что позволяет считать их частью электронной накладной. А электронная подпись означает данные в электронном формате, которые прилагаются к другим электронным данным или логически ассоциируются с ними и служат в качестве метода установления подлинности.
Правительство разрешило использовать электронные накладные при транспортировке грузов
Россия присоединяется к дополнительному протоколу к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов
«Применение электронной накладной служит дополнительной правовой возможностью для сторон договора международной автомобильной перевозки груза. Оформлять накладную в электронном виде, позволяет сократить издержки перевозчиков, экспедиторов, операторов и агентов при оформлении и подтверждении договоров перевозки грузов», — говорится в пояснительной записке к документу.
Отмечается, что присоединение России к договору позволит создать правовую основу для упрощения документооборота при организации перевозки, снизить расходы на администрирование и снизить вероятность несовпадения данных при отправке и получении груза.
Постановление разработано Минтрансом России в рамках выполнения поручения премьер-министра, данного по итогам встречи с грузоперевозчиками весной 2017 года. В сентябре замминистра транспорта Николай Асаул сообщил, что нормативная база для введения электронных накладных должна быть готова к весне 2018-го.
Электронная транспортная накладная: какую ЭП использовать?
Несмотря на то, что текущие нормативно-правовые акты уже разрешают переводить любые первичные документы в электронный вид, ряд государственных структур, со своей стороны, пытаются отрегулировать этот процесс на законодательном уровне. В конце 2017 года был подготовлен проект Постановления Правительства РФ N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее — Постановление), который определил понятие электронной транспортной накладной и регламентировал некоторые правила ее использования. В сентябре 2018 года Постановление обновили. Что изменилось? Рассмотрим самые интересные моменты из документа и узнаем, что думают эксперты.
Простая электронная подпись для водителя
Заполнять поля транспортной накладной (далее — ТрН) предполагается, как и прежде, через оператора ЭДО, любым удобным способом. При этом в обновленной версии проекта явно отметили, что подписать накладную водителям можно простой электронной подписью (далее — ПЭП). Напомню, Федеральный закон N 402 «О бухгалтерском учете» разрешает использовать ТрН в электронном виде, а ФЗ N 63 допускает подписывать ее любым видом электронной подписи. Мнением по вопросу применения ПЭП делится Алексей Сенченков, Коммерческий Директор «Ассоциации Электронных Торговых Площадок», Единого портала Электронной подписи:
«Во-первых, появляется оператор электронных транспортных накладных, что предполагает предъявление некоторого ряда требований на соответствие определенным критериям, в том числе связанным с использованием конкретных видов подписи, порядком их использования и защитой информации как таковой.
Во-вторых, соглашение, которое заключают участники с оператором, может быть подписано на бумаге собственноручно или усиленной квалифицированной подписью. Тогда зачем вводить простую подпись?
Скорее всего, она появилась в проекте, чтобы учесть необходимость подписи водителя, который сможет подтвердить факт получения или доставки груза на документе, например, через SMS-код или push-уведомление.
На наш взгляд, в этом случае все же надо разделять электронную подпись участников документооборота непосредственно на документе, которая должна быть квалифицированной для дальнейшей регистрации, например, в информационных системах ФНС, и простую подпись водителя.
Если требуется лишь подписать и подтвердить факт загрузки и разгрузки, наверное, это логично. Но тогда оператору стоит указывать это в требованиях к порядку подписания на каждом этапе либо все же использовать сертифицированные решения. Например, „облачную подпись“ компаний КриптоПро „КриптоПроDSS“ и SafeTech „КриптоПро myDSS“, в которой учтена возможность аутентификации через мобильное устройство, причем на любой операционной системе. Решения, конечно, есть и другие — ООО „Цифровые технологии“. Здесь, скорее, вопрос не к изменениям в Постановлении, а к дальнейшей технической документации, которая будет использоваться и определять порядок электронного документооборота.
Оператор системы ЭДО должен указывать, какие виды подписи он поддерживает, и в каких случаях».
Квалифицированная подпись — конечно, хорошее решение, но как правило, ее стоимость в несколько раз выше простой. Своим мнением по вопросу ценовой политики делится руководитель бизнес-направления Synerdocs Иван Агапов.
«Разрабатывая наше решение по обмену электронной транспортной накладной, мы опирались на законодательные нормы и потребности отрасли в целом.
Решение предусматривает применение квалифицированной электронной подписи (далее КЭП) грузоотправителями, грузополучателями и транспортной компанией, а водителям предлагается использовать простую электронную подпись.
ПЭП в рамках визирования документа водителями удешевляет использование ЭТрН в несколько раз по сравнению с теми же КЭП и подписанием с помощью СКЗИ, или облачной подписью. У крупных перевозчиков в штате может числиться несколько тысяч водителей. Представьте, какие расходы понесет компания, если будет использовать сертификаты КЭП.
Мы, как специалисты оператора электронного документооборота, обеспечиваем идентификацию водителей таким образом, чтобы в случае необходимости была возможность установить подписанта документа. И, конечно же, прописываем само использование ПЭП в договорных документах.»
Операторы ЭДО и роуминг
Заполнить электронную транспортную накладную, судя по проекту Постановления, можно через одного или нескольких операторов. Конечно, при наличии у них совместимых технических средств и возможностей для приема и передачи ЭТрН в соответствии с требованиями, утверждаемыми Министерством транспорта РФ. Несмотря на то что единого установленного государством формата сегодня еще нет, участники рынка могут использовать, например, XML-формат ЭТрН, который разработали специалисты сервиса обмена Synerdocs.
«О роуминге говорить пока рано, потому как на сегодняшний день настраивать его фактически не с кем, — считает Иван Агапов. — Решение по обмену электронными транспортными накладными от оператора Synerdocs — единственное на рынке документооборота.
При обмене в роуминге должно быть выполнено главное условие — единый формат документа, используемый всеми операторами, желательно установленный законодательно. Такового пока, к сожалению, нет. Да и процесс настройки по-прежнему остается длительным.
Роуминг — это задача будущего, но начать использовать решение по обмену ЭТрН и получать выгоды можно уже сейчас».
Контроль со стороны государства
В Постановлении рассмотрены моменты по взаимодействию оператора ЭДО и контролирующих органов. В частности, оператор по запросу обязан предоставить доступ к электронным транспортным накладным федеральным органам исполнительной власти, в чьи полномочия входит проверка данных, указанных в документе. Предусматривается, что такая информация будет передаваться через Систему межведомственного электронного взаимодействия.
Чем же обусловлен повышенный интерес к транспортной отрасли? Своим мнением делится Антон Смородников, практикующий юрист в области грузоперевозок с 2006 года.
«Государству выгодно контролировать перемещение товаров. На то есть несколько причин. Например, это позволит исключить перевозки с наличной оплатой водителю — несмотря на то, что рассчитываться за услуги таким образом не запрещено, у грузоотправителя или получателя возникает обязанность оплатить НДФЛ за физлицо — водителя. Понятно, что сейчас так никто не делает и бюджет недополучает средства. Это влечет за собой выход из тени большого количества перевозчиков-частников — физлиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и, следовательно, не отчисляющих налоги в бюджет.
Другая причина — государство сможет эффективнее бороться с перегрузами. Здесь речь идет, скорее, о перевозке инертных грузов, когда на карьере в машину загружают по 35-45 тонн песка, щебня или гравия. При внесении в законодательство небольших изменений Операторов электронного документооборота смогут обязать передавать сведения через систему межведомственного взаимодействия в ГИБДД или Ространснадзор. В свою очередь ведомства смогут предпринимать меры административного воздействия к таким любителям перевозить в одной машине столько, сколько должно вмещаться в два грузовика. Это, кстати, тоже будет иметь положительный эффект для перевозчиков, так как потребность в транспорте возрастет, что неблагоприятно отразится на ценах на перевозки».
Печатная версия ТрН. Кому она нужна?
В сентябрьской версии Постановления все же учли необходимость распечатки документа на бумажном носителе. Однако для чего обеспечивается такая возможность, не уточняется. Предполагаю, что для представления сотрудникам ГИБДД при остановке транспортного средства. Но это лишь догадки. Так же, как и не рассмотрен факт возможного дублирования документов в электронном виде и на бумаге.
Законодательство, к сожалению, не предусматривает решения данного вопроса с возможностью представления электронной ТрН инспектору, поэтому пока сотрудники ГИБДД принимают только бумажные документы. Мы, сервис обмена Synerdocs, изначально предлагаем на стороне грузоотправителя распечатать один экземпляр транспортной накладной, проставить необходимые печати и подписи со стороны грузоотправителя и водителя, а по месту прибытия к грузополучателю, данный экземпляр уничтожить.
Бонус. Поможет ли транспортная накладная в раскрываемости краж грузов?
При разработке решения по обмену ТрН мы предполагали, что использование водителями электронной подписи позволит решить проблемы и с кражами грузов. Юрист в области грузоперевозок Антон Смородников с нами соглашается. Статистика по хищению грузов на территории Российской Федерации довольно плачевная, а стандартных инструментов регулирования на сегодняшний день не существует. Конечно, можно проверять данные перевозчика (паспорта, телефонные звонки, кодовые вопросы) через различные базы данных, но, как правило, мошенники — это люди изобретательные, «творческие».
«Введение ЭТрН окажет хорошее влияние на раскрываемость уголовных дел о кражах грузов, — продолжает Антон Смородников. — С такими я сталкиваюсь регулярно и зачастую предварительное следствие останавливается в связи с невозможностью установки лиц, фактически принявших груз к перевозке. Электронная подпись, даже простая, с использованием аутентификации через ЕСИА, значительно упростит задачу правоохранительным органам в розыске водителя, который принял груз. Если одновременно с этим повысить правовую культуру водителей и добиться от них доставки груза исключительно по адресу, указанному в транспортной накладной, а изменения адреса выгрузки производить только после получения указания о переадресовке, направленного через оператора ЭДО, то количество краж в перспективе снизится.
Как сейчас в основном происходят кражи груза? Водителю говорят: „Не смотри, что написано в накладной. Надо ехать по другому адресу. На выгрузке заплатим наличкой“. Он считает, что ему сделали указание о переадресовке и послушно едет выгружаться на арендованный мошенниками склад.
Максимум, что грозит водителю — штраф по ст. 12.21 КоАП в размере 500 рублей, да и то лишь в случае, если сотрудник ГИБДД сопоставит начальную и конечную точку маршрута и увидит, что в 14-ой графе транспортной накладной не сделаны отметки о переадресовке».
Что дальше?
CMR — международная товарно-транспортная накладная
Что такое CMR и зачем она нужна
Международная коммерческая перевозка грузов автомобилями регулируется положениями специальной конвенции 1956 года (Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов, заключена в Женеве 19.05.1956). Ее придерживаются многие европейские страны, восточные государства, а также Российская Федерация. Согласно конвенции, при автоперевозке товаров следует оформлять международную товарно-транспортную накладную CMR, без которой невозможно перевезти какой-либо товар через границу.
CMR-накладная выполняет несколько функций:
- CMR является универсальной формой товаросопроводительных документов, она понятна всем работникам торговли, живущим в разных странах;
- в ней проставляется отметка о передаче товара экспедитору и о принятии его получателем, когда он доставлен. Т. е. легко установить, кто и в какой момент времени ответственен за его сохранность;
- CMR служит подтверждением того, что груз перемещается правомерно. Отсутствие CMR может привести к аресту перевозимого товара и транспортного средства полицейскими;
- она используется для целей таможенного контроля. Документ представляет собой блокнот с отрывными листами. Если машина пересекает границу, то инспектор ставит на CMR соответствующие отметки. После чего он оставляет один лист в таможне, а автомобиль следует дальше. В итоге при помощи накладной можно проследить весь путь груза;
- оформление CMR означает, что при перевозке действуют положения конвенции. Они накладывают на участников этого процесса определенные обязательства, которые могут быть не предусмотрены в договорах.
Документ составляется в трех экземплярах, подписывается отправителем груза, а также перевозчиком. Некоторые страны требуют дополнительный экземпляр. Если груз везут несколько машин, или в одной машине несколько разных грузов, количество экземпляров определяется числом машин или видов груза.
Где взять CMR (международная товарно-транспортная накладная)
В отличие от Carnet TIR (Transports International Routiers), или по-русски – книжки МДП (международная дорожная перевозка), бланк которой изготавливается типографским способом и выдается национальным гарантийным объединением (сокращенно АСМАП) в России (Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, заключена в г. Женеве 14.11.1975), бланк CMR допустимо скачать из интернета и распечатать на принтере, как и любую другую товарно-транспортную накладную.
Бланк CMR (международная товарно-транспортная накладная)
В каких случаях используется
CMR необходима, когда выполняются несколько условий:
- если предусмотрено вознаграждение за перевозку;
- места погрузки и выгрузки расположены в разных странах;
- Конвенция КДПГ подписана хотя бы одним из государств, резиденты которых являются участниками сделки;
- транспортировка осуществляется с помощью автомобильного транспорта.
Правила заполнения
Оформлением накладной должен заниматься отправитель товара. В нужных графах он указывает следующую информацию:
Водителю автомобиля, в котором будет перемещаться груз, передается уже практически заполненный бланк. В нем также ставится печать отправителя груза и подпись должностного лица.
Четкого указания на то, на каком языке должен заполняться документ, нет. Обычно используется государственный язык страны, в которой зарегистрировано транспортное средство. Но если груз направляется в европейские или азиатские страны, то лучше использовать английский язык.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Существуют несколько обязательных печатей, которые должны быть внесены в CMR. Это, прежде всего, печать получателя, которая ставится в конце транспортировки груза. Помимо этого, на таможне необходимо поставить печать на границе и при растаможивании в месте, где оно будет осуществляться. Эти печати свидетельствуют о том, что товар поступил на таможню и что его выпуск с таможни разрешен. Также предусмотрено место для печати контроля доставки, при прохождении нескольких таможен они служат для установки срока прибытия груза на пост.
Источники
Прокуронова, С. С. Теория государства и права. Конспект лекций / С.С. Прокуронова. — М.: Издательство Михайлова В. А., 2000. — 949 c.
Ганапольский Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / Ганапольский, Матвей. — М.: АСТ, 2017. — 416 c.
Толкушкин, А.В. Налогообложение физических лиц при операциях с недвижимостью / А.В. Толкушкин. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 344 c.- Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев. — М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2014. — 463 c.
- Жмудь, Л. Я. Зарождение истории науки в античности / Л.Я. Жмудь. — М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2017. — 424 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.