Содержание
- 1 Валютный контроль — функции и принципы регулирования
- 2 Тема 9. РАСЧЕТНО-ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
- 3 Цели и принципы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля, их основные функции.
- 4 Принципы валютного регулирования и валютного контроля, органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля
- 5 Государственное валютное регулирование и валютный контроль в современных условиях
- 6 Правоведение
- 7 Функции органов валютного контроля.
- 8 Кем осуществляется валютный контроль — органы и агенты
Валютный контроль — функции и принципы регулирования
Цели государства в 2018 — 2019 году в сфере денежных отношений
Валютный контроль в 2018 — 2019 году не претерпел существенных изменений по сравнению с прошедшим годом. Его функции, цели и принципы остались прежними.
Валютным контролем в РФ является деятельность государства, регламентированная специальным актом — законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. О последних изменениях данного закона, читайте в нашей статье ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле.
Осуществляя реализацию валютной политики, государство имеет первостепенную цель — укрепление рубля и обеспечение стабильности внутреннего рынка. С другой стороны, цель валютного контроля в РФ — обеспечить соблюдение всеми лицами требований законодательства, касающихся денежных отношений.
Валютное регулирование и валютный контроль в РФ: принципы
Принципы валютного контроля в РФ закреплены законом № 173-ФЗ. В ст. 3 этого нормативного документа перечислены общие принципы валютного регулирования и контроля:
- Главенство экономических мероприятий при выполнении государственной валютной политики. Заключается в том, что руководство страны обязано отдавать предпочтение именно экономическим, а не политическим мерам для регулировки обращения валюты. К примеру, такими мерами будут поощрение внешнеэкономической деятельности российских организаций, предоставление налоговых льгот и т. п.
- Недопустимость безосновательного вмешательства госорганов в валютные правоотношения. Этот принцип перекликается с общим принципом невмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов. Лишь в исключительных случаях государство может вмешиваться в такую деятельность, когда, например, имеется существенный риск сокращения золотовалютных запасов или для предотвращения незаконных операций с валютой.
- Единообразие валютной политики и всей системы денежного регулирования и валютного контроля в РФ. Подразумевает использование одинакового механизма регулирования, в том числе и при введении ограничений.
- Защита прав субъектов валютных правоотношений при проведении операций. Принцип заключается в гарантированности судебной и административной защиты резидентов и нерезидентов.
Валютные ограничения и функции валютного контроля в РФ
Среди главных функций валютного контроля в РФ следует отметить мероприятия, включающие проверки:
- на согласованность с законом проводимых операций в валюте;
- наличие в установленных случаях требуемых разрешений;
- исполнение резидентами и нерезидентами обязательств перед государством;
- предмет обоснованности платежей, осуществленных в зарубежной валюте;
- достоверность документов учета произведенных денежных операций.
Кстати, информацию о нюансах оформления справки при проведении транзакций в валюте можно получить, прочитав статью Справка о подтверждающих документах для валютного контроля.
- торговых и неторговых сделок, то есть текущих операций платежного баланса;
- движения капиталов, кредитов и др., то есть финансовых операций.
Важно! Применение к валютным операциям ограничений производится только на основании соответствующих нормативных актов органов регулирования и валютного контроля в РФ.
Таким образом, валютные ограничения и валютный контроль дополняют друг друга и являются действенными инструментами в реализации денежной политики государства.
Тема 9. РАСЧЕТНО-ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
9.4. Валютный контроль
Правовые основы регулирования валютного контроля в Российской Федерации определены разделом III Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Согласно ст. 10 Закона целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Основными функциями валютного контроля являются:
— определение соответствия проводимых операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
— проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
— проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется двумя видами субъектов:
— органами валютного контроля;
— агентами валютного контроля.
К числу органов валютного контроля законодатель относит Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в лице таких органов, как Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет Российской Федерации, правоохранительные органы.
Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять функции валютного контроля, а также подотчетны соответствующим органам валютного контроля. К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций.
Цели и принципы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля, их основные функции.
Читайте также:
|
контроль — это совокупность мер, осуществляемых органами валютного контроля и направленных на обеспечение операций с иностранной валютой в соответствии с действующей нормативной базой.
Объектами валютного регулирования и валютного контроля являются операции на внутреннем валютном рынке и на международном уровне.
• уполномоченные банки — резиденты;
• юридические лица — резиденты и нерезиденты;
• физические лица — резиденты и нерезиденты.
Формы валютного регулирования и валютного контроля:
• введение запрета на отдельные виды операций;
• ограничения на отдельные виды операций;
• лицензирование валютных операций.
Органы валютного регулирования:
• Центральный банк РФ;
Органы валютного контроля:
• Государственный таможенный комитет;
• Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.
Виды валютного контроля:
• в ходе осуществления операций;
• последующий (после проведения операции).
Предварительный контроль осуществляет в основном Центральный банк РФ, второй и третий виды контроля проводят в основном уполномоченные банки в ходе реализации внешнеэкономических сделок своих клиентов.
Критерии определения сферы применения валютного регулирования и валютного контроля:
• экономический: в отношении резидентов и нерезидентов действуют различные нормы валютного регулирования и валютного контроля.
Принципы валютного регулирования и валютного контроля:
• монополия уполномоченных банков на проведение операций с иностранной валютой;
• репарация вывезенного из страны капитала;
• доказательность необходимости осуществления данной операции;
Возможность валютного контроля предопределяется наличием согласованной между контрагентами отсрочки платежа по контракту, т.е. предметом валютного контроля является контроль за выполнением обязательств клиентов, отсрочка по которым, как правило, не превышает 90 дней.
Операции по валютному контролю подразделяются на экспортное и импортные. Целью экспортного валютного контроля является контроль за обеспечением полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки на счета предприятий, осуществляющих экспорт товаров (т.е. инкассирование выручки и своевременный перевод ее на счета экспортера). Банк осуществляет расчетное обслуживание экспортера по соответствующим экспортным контрактам. Поступление валюты на счета клиентов-экспортеров пополняет корреспондентские счета банков, что позволяет им осуществлять операции по кредитованию в иностранной валюте.
Кроме того, клиенты банка на территории Российской Федерации рассчитываются со своими поставщиками в валюте России, следовательно, они продают поступившую на их счет иностранную валюту через биржу, а поступающий рубленый эквивалент за проданную валюту пополняет корреспондентский счет банка в рублях. Поэтому приток экспортной валютной выручки на счета клиентов банка хотя и не влияет на прибыль, но всегда приветствуется банком. Таким образом, задача любого банка — привлечь в качестве клиента организацию, ведущую активную экономическую деятельность, со стабильным притоком валютных и рублевых средств.
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы
Правоведение
Осуществление Банком России функции валютного регулирования и контроля
В завершение следует остановиться несколько подробнее на вопросе осуществления Банком России функции валютного регулирования и контроля. Данную функцию Банк России реализует как косвенно (экономическими средствами), так и путем издания нормативных актов.
В них, в частности, регламентируются следующие вопросы:
- определение сферы и порядка обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте;
- установление правил проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте;
- установление порядка обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаев и условий, при которых резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;
- установление общих правил выдачи кредитным организациям лицензий на осуществление валютных операций в рамках осуществляемой ими банковской деятельности и выдача таких лицензий;
- установление единых форм учета, отчетности, документации и статистического учета валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядка и сроков их представления;
- определение перечня и характера операций с природными драгоценными камнями, которые могут совершать специально уполномоченные банки.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Кроме того, Центральный банк РФ самостоятельно осуществляет все виды валютных операций.
С юридической точки зрения доминирующая роль в валютном регулировании принадлежит валютным ограничениям, которые представляют собой различного рода нормативно закрепленные ограничения прав резидентов и нерезидентов (в форме запрещения или лимитирования) при осуществлении ими валютных операций на территории государства и/или прав резидентов при осуществлении ими валютных операций за рубежом.
Одним из главных инструментов реализации валютных ограничений является лицензирование валютных операций, то есть получение предварительного разрешения органов валютного контроля (Центрального банка РФ) на совершение сделок или операций с валютными ценностями.
Такого рода лицензии могут быть разовыми, срочными, постоянными; специальными, видовыми, генеральными.
Под валютным контролем понимается комплекс нормативно
закрепленных административных (правоприменительных) и
организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными государственными органами или иными организациями и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Основными направлениями валютного контроля являются:
- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами.
Органами валютного контроля в Российской Федерации, помимо Центрального банка Российской Федерации (Департамента валютного контроля Банка России), являются Правительство Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации, ГТК России, Минфин России и Минэкономразвития и торговли России, МНС России, Счетная палата РФ.
Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.
В частности, если Банк России является органом валютного контроля, то уполномоченные банки (банки, имеющие лицензию на совершение валютных операций) являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку РФ.
Функции органов валютного контроля.
Основными направлениями валютного контроля являются:
1) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
2) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
3) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
4) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.
Органы валютного контроля в пределах своей компетенции:
— издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации;
— осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;
— проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.
Кроме того, главные территориальные управления Банка России:
— проверяют наличие у предприятий, реализующих гражданам товары (работы, услуги) за иностранную валюту, соответствующего разрешения Банка России и в случае его отсутствия приостанавливают операции по счетам;
— направляют заявления об осуществлении юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) в различные государственные органы;
— принимают иные меры.
Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
· проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
· проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
· запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
· выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
· применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Компетенция Банка России в области валютного контроля.
Компетенция Банка России включает в себя тот объем полномочий, который необходим для реализации возложенных на него функций. Основными функциями Банка России являются следующие:
· разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики;
· осуществление банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций. При реализации этой функции Банк России является органом контроля и надзора за соблюдением требований законодательства всеми элементами банковской системы РФ;
· обеспечение и поддержание стабильности в банковской системе РФ. Банк России является центром банковской системы страны, взаимодействуя с органами государственной власти, органами местного самоуправления и кредитными организациями;
· осуществление банковских операций. В этом случае Банк России имеет право совершать практически все банковские операции и сделки;
Органы валютного контроля: Правительство РФ, российский ЦБ, ГТК. Их компетенция в области регулирования валютных отношений. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Функции Минфина и Минэкономразвития РФ в области валютного контроля.
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной,
банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой
деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности,
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства,
переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней,
таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров,
инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой
пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и
Минэкономразвития России осуществляет функции по выработке государственной политики в области предпринимательской деятельности, в том числе в части регулирования предпринимательской деятельности, осуществляемой в форме юридического лица.
Основными задачами такого регулирования в настоящее время являются:
· защита прав собственности и обеспечение баланса интересов участников корпоративных отношений (стейкхолдеров), в том числе кредиторов и государства;
· снижение транзакционных издержек участников корпоративных отношений;
· развитие рынка слияний и поглощений;
снижение барьеров при создания юридических лиц.
8. ФТС России в системе валютного контроля.
Основные направления валютного контроля в России.
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы
Кем осуществляется валютный контроль — органы и агенты
Понятие валютного контроля в Российской Федерации
Валютный контроль (далее — ВК) — одно из направлений денежной политики страны, инструмент валютной регулировки. Заключается в надзоре уполномоченными органами за соблюдением требований в области внешнеэкономических и денежных операций.
С этой целью надзор производится:
- за денежными расчетами и иными действиями, осуществляющимися в РФ;
- перемещениями денежных единиц через границу РФ;
- исполнением обязанностей, выраженных в деньгах, перед Россией ее резидентами.
Что представляет собой ВК, органы валютного контроля в РФ, их компетенция при реализации возложенных на них функций, а также многие другие моменты изложены в гл. 4 закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173). Наш обзор данного вопроса можно изучить здесь: Валютный контроль — функции и принципы регулирования.
Какие лица относятся к органам и агентам
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется перечисленными в ст. 22 закона № 173 лицами, а именно:
- Правительством РФ;
- органами ВК;
- агентами ВК.
При этом в п. 2 обозначенной статьи разъясняется, что к органам валютного контроля относятся:
- Центробанк;
- федеральные исполнительные органы, наделенные Правительством надлежащими полномочиями.
Агентами валютного контроля являются следующие юрлица:
- банки, наделенные такими полномочиями;
- профессиональные участники РЦБ, не имеющие статуса банка.
Кроме того, как следует из текста закона № 173, к агентам ВК относится госкорпорация «Внешэкономбанк».
Какие операции являются валютными
В РФ валютный контроль осуществляется за определенными действиями. Ниже представлен перечень действий резидентов и нерезидентов, которые согласно п. 9 ч. 1 ст. 1 закона № 173 причисляются к валютным операциям:
- Покупка и отчуждение валютных ценностей, а также их использование в качестве средства платежа, если сторонами сделки выступают резиденты.
- Сделки по отчуждению валюты и ценных бумаг (в том числе их применение как средства платежа), заключенные между резидентами и нерезидентами, а также совершенные только между нерезидентами.
- Передвижение денежных средств и ценных бумаг как в Россию, так и из страны.
- Денежные транзакции на счета одного и того же лица, если эти счета находятся в разных странах (России и другом государстве).
- Транзакции между счетами нерезидента, открытыми в России.
- Переводы денег со счетов на территории РФ, принадлежащих одному резиденту, на счета иного лица-резидента, находящиеся как в России, так и за рубежом.
Центробанк
Центробанк — один из органов ВК. Соответствующие полномочия этого органа явствуют не только из закона № 173. В ст. 54 закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ он назван органом денежного регулирования и ВК.
П. 12 ст. 4 закона № 86 к функциям Банка России относит осуществление ВК в соответствии с действующим законодательством.
Можно сказать, что Банк России — основной орган в этой сфере, так как в его компетенции находится значительное количество вопросов, связанных с обращением валюты. К примеру, Центробанк реализует следующие полномочия:
- устанавливает порядок выполнения валютных операций среди банков (см. указание от 28.04.2004 № 1425-У);
- определяет требования к документам при покупке валюты кредитными учреждениями (см. инструкцию от 16.09.2010 № 136-И с 01.03.2018 ее заменяет инструкция от 16.08.2017 № 181-И);
- утверждает требования к открытию счетов нерезидентами;
- устанавливает требования к переводам денежных средств, в том числе вводит ограничения на их размер;
осуществляет многие другие функции в целях ВК и регулирования.
Федеральные органы, осуществляющие валютный надзор
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются перечисленные в п. 2 ст. 22 закона № 173 лица. Одни из них, как указывалось выше, — исполнительные госорганы, которых уполномочило на это правительство. Такая формулировка позволяет сделать вывод, что список органов, которые вправе реализовывать ВК, не является исчерпывающим. В зависимости от решения Правительства полномочиями могут быть наделены разные лица и органы.
К примеру, ранее одним из таких лиц являлась Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, на которую постановлениями Правительства были возложены необходимые функции. Однако Указом Президента РФ от 02.02.2016 № 41 данная служба была упразднена, а ее функции в сфере ВК переданы:
- Налоговой службе;
- Таможенной службе.
Федеральная налоговая служба
Полномочиями по исполнению ВК в сфере денежного регулирования налоговая служба наделена согласно постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (п. 1), которым утверждено положение об этом государственном органе.
Вместе с тем налоговая служба имеет право контролировать не полностью все валютные операции, а только часть из них, относящуюся к ее компетенции. Так, ФНС осуществляет надзор:
- За соблюдением физическими и юридическими лицами вне зависимости от того, являются они или нет резидентами РФ, требований валютного законодательства. Полномочия налоговой службы в этом случае ограничиваются только сферой налогообложения.
- Соответствием проводимых гражданами и организациями валютных операций условиям, перечисленным в выданных разрешительных документах, лицензиях.
- Соблюдением резидентами обязанности в установленных законом случаях уведомлять ФНС об открытии, закрытии счетов или ином действии, совершенном в зарубежных банках, с последующим представлением отчетов о движении денег по этим счетам.
Другими словами, ФНС осуществляет надзор только в той части, которая возложена на нее, не затрагивая сферы, отнесенные к компетенции других контролирующих органов. К примеру, если валюта перемещается через границу, в таком случае ФНС не будет органом контроля. Эти функции будут иметь таможенные органы.
Федеральная таможенная служба
Еще одним государственным органом, уполномоченным в соответствии с возложенными на него Правительством функциями осуществлять ВК, является таможенная служба. Данные полномочия закреплены в постановлении Правительства РФ от 16.09.2013 № 809, которым утверждено положение о ФТС.
В числе многочисленных функций таможенных органов, как устанавливает п. 5.3.3 Положения:
- Надзор за валютными операциями, которые осуществляются путем перемещения продукции через границу ЕЭС.
- Надзор за операциями, которые производятся путем ввоза товаров на территорию РФ.
- Контроль при вывозе товаров из РФ.
- Контроль за соответствием перечисленных операций условиям, указанным в выданных разрешениях и лицензиях.
Перечисленные полномочия, помимо постановления № 809, закреплены за ФТС законом «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ (см. подп. 10 п. 1 ст. 1).
Агенты валютного контроля
В п. 3 ст. 22 закона № 173 в числе агентов ВК называются уполномоченные банки. Под этими организациями подразумеваются кредитные учреждения, которые одновременно отвечают следующим требованиям:
- образованы согласно нормам и законам России;
- получили в установленном порядке лицензию Центробанка;
- вправе проводить операции с иностранной валютой.
В законе № 173 не раскрывается, кто относится к не являющимся уполномоченными банками профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Вместе с тем такие лица описываются в законе «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ.
В ст. 2 указанного документа определено, что этими участниками являются организации, сформировавшиеся согласно законам РФ, которые занимаются следующей деятельностью:
- по управлению реестром собственников ценных бумаг;
- депозитарной;
- по управлению ценными бумагами;
- дилерской, в т. ч. форекс-дилеры;
- брокерской.
Третий агент ВК — это государственная корпорация «Внешэкономбанк». Ее цели и адачи определены в специальном нормативном акте — законе «О банке развития» от 17.05.2007 № 82-ФЗ. Ее правовой статус как агента ВК установлен в подп. 5 п. 3 ст. 3 данного закона.
Органы валютного регулирования в РФ
Закон № 173 разграничивает понятия «валютный контроль» и «валютное регулирование». Если в общем смысле ВК — это деятельность по осуществлению надзора за соблюдением установленных требований, то валютное регулирование — это одно из многих направлений деятельности государства, суть которого заключается в издании правовых актов, регламентирующих валютные операции.
Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются уже рассмотренные выше органы ВК:
Реализацию денежного регулирования возможно символически разделить на 2 уровня:
- Нормативный. Суть — разработка правовых актов в области валютных операций, их последующее утверждение.
- Индивидуальный. Заключается в непосредственном применении действующих правовых актов к конкретной ситуации, правоотношениям, возникшим на фоне валютных операций.
Так как органами валютного регулирования в РФ являются Банк России и Правительство, на них в первую очередь и возложены задачи по реализации валютной политики государства.
Права и обязанности субъектов
Каждому органу и агенту ВК законодательством предоставлены индивидуальные полномочия по осуществлению надзора, объем которых зависит от компетенции конкретного органа. Однако в общем смысле все эти органы имеют право:
- производить необходимые проверки по соблюдению лицами требований законодательных актов в области денежных отношений;
- выполнять проверки представленных резидентами и нерезидентами документов по произведенным денежным транзакциям на предмет их достоверности и всесторонности;
- делать запросы для получения необходимых сведений или документов от резидентов или нерезидентов, если имеется связь с открытием счетов и проведением денежных операций.
- при обнаружении нарушений законодательства в области ВК выдавать виновным лицам соответствующие предписания с требованием об обязательном устранении нарушений;
- привлекать в случае нарушений валютного законодательства виновных к административной (ст. 15.25 КоАП) или уголовной (ст. 193 УК РФ) ответственности.
С некоторыми вопросами привлечения к административной ответственности можно ознакомиться в статье Административная ответственность юридических лиц — понятие.
Помимо полномочий, на агентов ВК возлагаются обязанности:
- по осуществлению надзора за соблюдением лицами валютного законодательства;
- по представлению информации о проведенных с их участием валютных операциях в органы ВК.
Органы и агенты валютного контроля: основные отличия
Подводя итоги, следует отметить различия в функциях и полномочиях органов ВК, агентов ВК и органов денежного регулирования. Как было отмечено выше, органами валютного регулирования являются Банк России и Правительство, а их главное отличие от других субъектов ВК заключается в том, что они способны издавать нормативные акты, непременные для выполнения.
Более того, Центробанк, будучи одновременно органом ВК, а также ФНС и ФТС имеют полномочия не только издавать правовые акты в пределах своей компетенции, но и осуществлять надзор за их исполнением, а в случае нарушений валютного законодательства применять к виновным соответствующие меры ответственности.
В отличие от указанных органов агенты ВК обладают менее широким объемом полномочий. В целом вся их деятельность сводится к контролю за проводимыми через них валютными операциями и передаче необходимой информации органам ВК.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Итак, валютный контроль в РФ осуществляется Банком России, а также налоговой и таможенной службами. В осуществлении надзорных функций перечисленным органам помогают так называемые налоговые агенты — уполномоченные банки и ряд профессиональных субъектов рынка ценных бумаг, а также «Внешэкономбанк».
Источники
Гусева, Т. А. Государственная регистрация юридических лиц (+ CD-ROM) / Т.А. Гусева, А.В. Чуряев. — М.: Деловой двор, 2008. — 232 c.
Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2009. — 272 c.
Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права. — М.: Зерцало-М, 2011. — 336 c.- Юсуфов, А. Г. История и методология биологии / А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. — М.: Высшая школа, 2014. — 238 c.
- Марчалис, Николетта Люторъ иже лютъ. Прение о вере царя Ивана Грозного с пастором Рокитой / Николетта Марчалис. — М.: Языки славянской культуры, 2017. — 870 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.