Валютный контроль – регулирование в неторговом обороте

Полная информация на тему: "Валютный контроль – регулирование в неторговом обороте" в помощь грамотному гражданину.

Валютное регулировании валютный контроль в РФ

Перспективы изменения валютного законодательства РФ. Порядок открытия и ведения счетов резидентов за пределами территории РФ. Правила осуществления резидентами валютных операций за счет средств, находящихся на счетах за рубежом. Порядок передачи уполномоченными банками информации о нарушениях их клиентами валютного законодательства РФ.

Положение Банка России от 20.07.2007 № 308-П «О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования».

Валютное регулирование и валютный контроль при осуществлении валютных операций, связанных с внешнеторговой деятельностью, получением и предоставлением кредитов и займов.

Паспорт сделки: изменение статуса и порядок оформления на основании Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле”. Требование о представлении подтверждающих документов. Актуальные вопросы применения Инструкции Банка России № 117-И, Положения Банка России № 258-П, Указания Банка России № 1713-У.

Указание Банка России от 29 декабря 2010 года № 2557-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 15 июня 2004 года № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»
Указание Банка России от 29 декабря 2010 года № 2556-У «О внесении изменения в пункт 1.2 Положения Банка России от 1 июня 2004 года № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций».

Положение Банка России от 29 декабря 2010 года № 364-П «О порядке передачи уполномоченными банками и территориальными учреждениями Банка России в таможенные органы для выполнения ими функций агентов валютного контроля информации по паспортам сделок по внешнеторговым договорам (контрактам) в электронном виде».

Изменения правил валютного контроля, осуществляемый с участием таможенных органов

Обзор изменений нормативно-правовой база валютного контроля. Технологии таможенно-банковского валютного контроля (ТБВК), взаимодействие с другими органами и агентами валютного контроля. Вопросы декларирования товаров и информационного обмена между ФТС РФ и уполномоченными банками. Выявление нарушений законодательства, предусмотренных КОАП РФ. Валютный контроль в неторговом обороте.

Квалификация правонарушений валютного законодательства, с учетом последних изменений нормативной правовой базы

Государственный финансовый контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и валютными биржами.

Изменения валютного законодательства РФ: Закон о валютном регулировании ст. 22-23, а так же вступившие в силу изменения КоАП РФ ст. 15-25, ГК РФ, УК РФ. Выявление и пресечение нарушений Выявление и пресечение нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Осуществление взаимодействия Росфиннадзора с Банком России, таможенными и налоговыми органами, уполномоченными банками, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг, как агентами валютного контроля.

Правила представления органами и агентами валютного контроля в уполномоченный Правительством Российской Федерации, орган валютного контроля (Росфиннадзор) необходимых документов и информации. Отдельные вопросы используемых в сфере валютного контроля информационных технологий.

Ответственность за нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Квалификация правонарушений, основания и условия ответственности. Виды мер ответственности и порядок их применения в соответствии с нормами отраслевого законодательства (трудового права, гражданского права, уголовного права, законодательства об административных правонарушениях).

Минимизация рисков, связанных с проведением валютных операций при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Предупреждение правонарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Комплекс мер по созданию внутрифирменной системы валютного контроля. Место внутрифирменной системы валютного контроля в организационной структуре предприятия (организации). Требования законодательства к условиям заключаемых во внешнеторговой деятельности договоров (контрактов).

Моисеева Ирина Викторовна

Главный экономист Департамента финансового мониторинга и валютного контроля, Банк России

Плотникова Наталия Викторовна

начальник Управления валютного контроля Росфиннадзора

Плющай Елена Вячеславовна

заместитель начальника отдела организации валютного контроля при таможенном оформлении товаров Управления торговых ограничений валютного и экспортного контроля ФТС России

Стоимость участия составляет: 19 900 рублей без проживания. НДС не облагается

Место проведения: Гостиничный комплекс «ИЗМАЙЛОВО» ТГК «Бета» (Измайловское шоссе, д. 71-б (м. «Партизанская»))

Валютный контроль и валютные ограничения

Валютный контроль и валютные ограничения — Лекция, раздел Политика, Валютные операции и валютное регулирование лекции: Государственное регулирование валютных отношений Валютный КонтрольЯвляется Важным Элементом Процесса Валютног.

Валютный контрольявляется важным элементом процесса валютного регулирования. Анализ законодательных и нормативно-правовых актов исполнительных органов власти позволяет сформулировать общую цель валютного контроляследующим образом: обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении всех валютных операций.

Основные направления валютного контроля включают:

— проведение проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

— проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

[1]

— проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Кроме того, в области валютного контроля у банков есть еще одно направление деятельности, которое они предпочитают не афишировать: в рамках проводимой государством кампании по борьбе с «отмыванием» незаконных доходов любой коммерческий банк (КБ) должен своевременно сообщать в Комитет по финансовому мониторингу (КФМ) о следующих «подозрительных» внешнеторговых операциях, проводимых клиентами:

·о возврате клиентом–резидентом ранее уплаченного аванса нерезиденту (в том числе в объеме меньше суммы, эквивалентной 600 000 руб.) по договору поставки товаров, если операция резидента с нерезидентом носит разовый характер (не повторяется в течение, по меньшей мере, 6 месяцев) и (или) не связана с основной деятельностью клиента;

·об уплате резидентом нерезиденту штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств, если размер неустойки превышает 10% от суммы договора;

·о сделке, в которой получателем денежных средств, товаров или услуг становится нерезидент, не являющийся стороной по внешнеэкономическому контракту;

·о контракте, предусматривающем экспорт резидентом товаров (услуг) либо платежи по импорту товаров (услуг) в пользу нерезидентов, зарегистрированных на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим;

Читайте так же:  Положение о генеральном директоре ооо - образец

·о сделке, когда товарные позиции в товарораспорядительных документах, грузовых таможенных декларациях (ГТД) и внешнеэкономических контрактах оформлены на разные наименования или если товарораспорядительные документы, поступившие в банк, не содержат четкого описания товаров.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации

являются:

1.Приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования.

2.Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.

3.Единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации.

4.Единство системы валютного регулирования и валютного контроля.

5.Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Основные направления валютного регулирования и валютного контроля

:

1. Таможенно-банковский контроль за поступлением валютной выручки от экспортных операций:

Первой задачей, поставленной правительством РФ перед Центральным Банком России (ЦБ РФ) и ГТК России в 1993 году, было обеспечение возврата валютной выручки по экспортным операциям. Правовой поддержкой этого мероприятия было утверждение 12.10.1993 г. совместной инструкции ЦБ РФ № 19 и ГТК России № 01-20-10283 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» (далее Инструкция). В инструкции установлен порядок осуществления и механизм реализации валютного контроля за поступлением валютных средств на счета предприятий, организаций-резидентов, осуществляющих экспорт товаров, на основе организации обмена информацией между таможенными органами и уполномоченными банками.

В совместном письме ЦБ РФ № 73 и ГТК РФ № 01-20/746 от 21.01.1994 «О некоторых вопросах организации валютного контроля и применения инструкции» уточнена сфера применения инструкции. Действие последней распространяется на все сделки, предусматривающие вывоз товаров с таможенной территории РФ в таможенном режиме экспорта.

Механизм валютного контроля за экспортными операциями основан на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами о стоимости экспортируемого товара и дате его перемещения через таможенную границу и информации уполномоченных банков о размере валютных средств, поступивших за данный товар, и дате поступления валютной выручки. В инструкции определен перечень учетной документации, с помощью которой обеспечивается контроль как за прохождением товаров через таможенную границу, так и за поступлением валютной выручки на счета экспортера.

В перечень обязательных документов входит:

— — паспорт сделки (ПС) – базовый документ валютного контроля, оформляемый экспортером в уполномоченном банке, по стандартизованной форме. Паспорт сделки (ПС) – всеохватывающий документ, включающий все реквизиты уполномоченного банка, предприятия-экспортера, иностранного покупателя и все условия экспортного контракта

— (сумма, валюта платежа, форма расчетов и сроки поступления выручки). Заверенный банком ПС предъявляется экспортером на таможне при оформлении товара. Вся информация в ПС и таможенной декларации тщательно сверяется и заносится в учетную карточку.

— учетная карточка (УК) – возвратный документ, составляемый таможенными органами на основании ГТД и направляемый ими для контроля в уполномоченные банки;

— реестр – документ, объединяющий УК и включающий информацию об отгрузках товаров на экспорт, ожидаемых сроках и суммах поступления выручки;

— досье – специальная подборка документов по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.

Валютный контроль в неторговом обороте

Документ Microsoft Office Word.docx

В соответствии с законодательством РФ в области валютного контроля на таможенные органы возложены обязанности контроля за:

— полнотой и своевременностью поступления выручки от экспорта товаров;

— обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров;

— эквивалентностью и соблюдением сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок;

— законностью операций неторгового характера, связанных с использованием наличной валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг в документарной форме и валютных ценностей;

— соблюдением валютного законодательства при реализации других внешнеторговых сделок в пределах своей компетенции. [12, с.36-42]

Субъектами, реализующими функции по валютному контролю, являются:

  1. в Федеральной таможенной службе России – управление валютного контроля;
  2. в региональном таможенном управлении – отдел валютного контроля;
  3. на таможне – отдел (отделение) валютного контроля или отдел валютного контроля и таможенной стоимости, а также отделы таможенного оформления и таможенного контроля;
  4. на таможенном посту – должностные лица, ответственные за осуществление соответствующих процедур.

При этом вышестоящий таможенный орган полномочен принимать решения по вопросам осуществления валютного контроля, относящимся к компетенции нижестоящего таможенного органа.

Управление валютного контроля ФТС России осуществляет общее методическое руководство и координацию деятельности таможенных органов по осуществлению валютного контроля за выполнением таможенными органами функций агентов валютного контроля, организацию информационного обмена (в том числе межведомственного).

Отдел валютного контроля регионального таможенного управления организует и координирует деятельность, в том числе осуществляя и методического руководство подразделениями валютного контроля нижестоящих таможенных органов, по вопросам валютного контроля, контроля за совершением внешнеторговых бартерных сделок и исполнения обязательств по ним, контроля за перемещением валюты и валютных ценностей в соответствии с нормативными правовыми документам ФТС России. [13, с. 145-149]

Отдел валютного контроля таможни осуществляет мероприятия по обеспечению выполнения таможней и участниками внешнеэкономической деятельности требований законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок, законодательства РФ об административных правонарушениях, указов и распоряжений Президента РФ, решений Правительства РФ, приказов и распоряжений Федеральной таможенной службы России, РТУ, таможни по вопросам валютного контроля.

Глава 2. Валютный контроль в неторговом обороте

2.1 Понятие и сущность валютного контроля в неторговом обороте

таможенный валютный контроль неторговый

Таможенные органы осуществляют валютный контроль в неторговом обороте с целью обеспечения соблюдения норм и правил, регулирующих перемещение через границу Российской Федерации юридическими и физическими лицами иностранной валюты, ценных бумаг в валюте РФ, драгоценных металлов и камней.

При пересечении границы Российской Федерации в ту или иную сторону без каких либо ограничений и заполнения пассажирской таможенной декларации можно провозить сумму не больше или равную 10 000 евро.

  1. 10 000 – это сумма всех имеющихся с собой валют, поэтому если у человека с собой есть 7 000 евро + 30 000 рублей + 3 000 долларов в дорожных чеках, то ему придётся заполнять декларацию и проходить через «Красный коридор»
  2. 10 000 евро – сумма на каждого человека, включая детей. Так, пара с ребёнком может в сумме без декларирования провезти до 30 000 евро.
  3. Деньги на карточках и в эту сумму не входят. Таможенных офицеров интересует исключительно наличность. Само наличие у человека подобных карт также декларировать не нужно.
  4. Деньги в дорожных чеках считаются за наличность, поэтому их и нужно плюсовать к наличным.
Читайте так же:  Как получить выписку из егрп (егрн) через портал госуслуг

При ввозе или вывозе денег на сумму, превышающую 10 000 евро, человеку необходимо декларировать всю сумму полностью.

Ввоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путём подачи пассажирской таможенной декларации.

Перерасчет суммы перемещаемой валюты, а так же ценных бумаг в евро осуществляются по курсу, установленному в соответствии с законодательством той Стороны, через государственную границу которой перемещаются такие наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, на день подачи пассажирской таможенной декларации таможенному органу.

Для целей декларирования принимается:

1) для эмиссионных ценных бумаг — номинальная стоимость ценных бумаг;

2) для иных ценных бумаг, удостоверяющих право на получение валюты, — соответствующая сумма в валюте государства- члена ТС или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет указанная ценная бумага. [17]

2.2 Нормативно правовая база

Валютный контроль не может осуществляться, не имея соответствующих основ. Под основами валютного контроля следует понимать необходимые условия, которые обеспечивают действие его механизма. Данные основы выступают в нормативно – правовой и информационной форме.

Нормативно–правовая основа валютного контроля представляет собой совокупность нормативно-правовых актов различного уровня, которыми руководствуются органы и агенты валютного контроля и их должностные лица при выполнении своих функций.[10,с. 77-78 ]

В законодательных актах и ведомственных инструкциях по валютным вопроса определены:

— основные принципы осуществления валютных операций;

— виды валют и валютных ценностей, применяемы в РФ;

— права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютами и валютными ценностями на территории РФ;

— полномочия и функции органов и агентов валютного контроля;

— положения о федеральном ведении решения вопросов, связанных с таможенным регулированием и его законодательном оформлении.

Основными законодательными актами и нормативными материала являются:

— Гражданский кодекс РФ;

— Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 02.07.2013г.);

— Таможенный кодекс таможенного союза;

— Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2003г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

— Инструкция Банка России от 28.04.2004 № 113-И (ред. от 29.11.2006г., с изм. от 02.04.2010) «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц»;

— Инструкция Банка России от 4.06.2012 № 138-И (ред. от 1.10.2012г.) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»;

[2]

— Инструкция Банка России от 15.07.2005 № 124-И (ред. от 28.04.2012г.) «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями».

2.3 Паспорт сделки

Для целей осуществления валютного контроля применяется паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется резидентом в уполномоченном банке при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки содержит сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операция между резидентами и нерезидентами (Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банками документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»). [6]

Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Представление паспорта сделки (паспорта импортной сделки, паспорта бартерной сделки) (далее — паспорт сделки) и указание его реквизитов (номера и даты) в таможенной декларации требуется при помещении товаров под заявляемую таможенный процедуру, если перемещение товаров через часть таможенной границы Таможенного Союза проходящей через Таможенную границу ТС, либо изменение их таможенной процедуры осуществляется на основании договора, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации распространяется требование об оформлении паспорта сделки; [15]

Паспорт сделки не представляют при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, перемещение припасов, иные специальные таможенные процедуры (раздел 7, главы 27 и 32 ТК ТС):

  1. Не требуется повторного представления паспорта сделки и указания сведений о его реквизитах (номере и дате) в таможенной декларации, если паспорт сделки представлялся при помещении товаров на основании того же договора под ранее заявленную таможенную процедуру (в этом случае при их декларировании путем подачи грузовой таможенной декларации в графе 28 под номером 1 указывается код таможенной процедуры, при заявлении которого представлялся паспорт сделки);
  2. Не требуется представления паспорта сделки и указания сведений о его реквизитах (номере и дате) в таможенной декларации при декларировании товаров, за которые не предусмотрена оплата или получение иного встречного предоставления по договору, заключенному при совершении внешнеэкономической сделки. [2]

Таможенные органы не выдают разрешение на помещение под заявленную таможенную процедуру товаров, вывозимых с Таможенной территории ТС, а также при изменении таможенное процедуры ранее вывезенных с таможенной территории ТС товаров (за исключением изменения таможенной процедуры в связи с их вывозом на таможенную территорию ТС) в случае не предоставления паспорта сделки (копии паспорта сделки, заверенной в соответствии с установленным порядком).

Формы (бланки) паспортов сделок приведена в Приложении 4 к Инструкции ЦБ № 138-И. Предусмотрены разные формы ПС для контрактов на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ (форма 1,Приложение А) и для кредитных договоров, договоров займа (форма 2, Приложение Б). [6]

    1. Ответственность за нарушение валютного законодательства

Юридическая ответственность — это важная мера защиты интересов личности, общества и государства. Она наступает в результате нарушения предписания правовых норм и проявляется в форме применения к правонарушителю мер государственного принуждения. Ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена административным, таможенным и уголовным законодательством РФ.

В соответствии с административным законодательством:

Валютный контроль – регулирование в неторговом обороте

19.4.4. Валютный контроль в неторговом обороте

Читайте так же:  Образец годового отчета общества с ограниченной ответственностью

Таблица 19.2. Вывоз наличной иностранной валюты физическими лицами (резидентами и нерезидентами)

Сумма вывозимой наличной иностранной валюты (эквивалент)

Основание для вывоза иностранной валюты

До 1500 долл. США включительно

Без представления документов

Свыше 1500 долл. США, но не более 10 000 долл. США включительно

Документы, подтверждающие перевод или ввоз иностранной валюты в РФ, снятие иностранной валюты с текущего валютного счета в уполномоченном банке либо покупку иностранной валюты в уполномоченном банке РФ

Свыше 10 000 долл. США

В случае вывоза валюты, полученной для оплаты командировочных расходов — справка ф. № 0406007, выданная уполномоченным банком РФ; в иных случаях — разрешение Центрального банка РФ

Не выше суммы, ранее ввезенной или переведенной в РФ

Документы, подтверждающие ввоз или перевод иностранной валюты в РФ

Все установленные ограничения на вывоз иностранной валюты не распространяются на владельцев пластиковых карточек и дорожных чеков.
Еще одно направление валютного контроля в неторговом обороте — это валютный контроль за перемещением юридическими лицами (резидентами) драгоценных металлов и драгоценных камней, в отношении которых сохраняется жесткий государственный контроль. Порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом устанавливается Правительством РФ.

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ РАБОТ

1. Понятие валюты. Валюта и валютные ценности.
2. Международный валютный рынок и состояние национальных хозяйств.
3. Конвертируемость национальной валюты. Валютный курс как экономическая категория.
4. Валютный рынок Российской Федерации. Международные валютные расчеты.
5. Страхование валютных рисков предприятий — участников ВЭД.
6. Объекты и субъекты валютного регулирования.
7. Основные направления валютного контроля. Органы и агенты валютного контроля.
8. Валютный контроль в неторговом обороте.
9. Порядок ввоза в РФ и вывоза из нее иностранной валюты и валютных ценностей.
10. Международные валютные отношения и их регулирование.
11. Открытость и уязвимость экономики.
12. Платежный баланс и валютное регулирование.
13. Характеристика торгового баланса и баланса «невидимых» услуг.
14. Особенности валютной политики России.
15. Сущность девальвации и ревальвации.
16. Сущность валютных операций.
17. Валютные ограничения.
18. Таможенно-банковский валютный контроль в России: проблемы и перспективы развития.
19. Некоторые проблемы создания Европейского экономического и валютного союза.
20. Европейская валютная система. МВФ и Россия в начале экономического реформирования.
21. Введение евро: Европа и Россия. Проблемы, перспективы, последствия.

8. Валютный контроль, проводимый таможенными органами в неторговом обороте.

9. Предпосылки и условия международной интеграции России в таможенном деле.

Главная причина неудач большинства интеграционных опытов в «третьем мире» заключается в том, что им не хватает двух главных предпосылок успешной интеграции – близости уровней экономического развития и высокой степени индустриализации.. Опытом экономической интеграции стали российско-белорусские отношения. Близкие отношения России и Белоруссии имеют не только экономическую, но и политическую основу: из всех постсоветских государств Белоруссия в наибольшей степени симпатизирует России. В 1996 Россия и Белоруссия подписали Договор об образовании Сообщества суверенных республик, а в 1999 – Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, с наднациональным органом управления. В результате понижения внутренних таможенных барьеров удалось стимулировать взаимную торговлю. Объем взаимной торговли стран ЕврАзЭс растет, доля их взаимной торговли в экспортно-импортных операциях продолжает снижаться, что является симптомом объективного ослабления экономических взаимосвязей

Таможенное оформление и контроль в неторговом обороте (стр. 1 из 3)

Введение
Глава 1. Правовые основы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
1. 1.1 Перемещение товаров для личного пользования
Глава 2. Особенности доставки транспортных средств, перемещаемых через границу физическими лицами для личных целей
2.1 Перемещение транспортных средств
2.2 Временный ввоз и временный вывоз транспортных средств
Заключение
Список использованных источников

В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза (далее — ТК ТС) и Постановления Правительства РФ от 17.06.2010 N 446 «О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» перемещение товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд является специальной таможенной процедурой (глава 49 ТК ТС; также гл. 23 ТК РФ)

Необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 150 ТК ТС, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза. При этом в соответствии со статьей 203 ТК ТС право выбора таможенной процедуры в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, предоставляется лицу их перемещающему.

Следует отметить, что применение какой-либо процедуры, либо порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу обусловлено необходимостью соблюдения всех требований и условий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного Союза и государств-участников.

Глава 1. Правовые основы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

1.1 Перемещение товаров для личного пользования

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, основываясь на положениях Таможенного Кодекса Таможенного Союза, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, 18 июня 2010 г. подписали Соглашение (от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском»), которое определило порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу ТС товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (далее — Соглашение от 18.06.2010).

В соответствии с подп. 36 п. 1 ст. 4 ТКТС товары для личного пользования — товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, МПО либо иным способом.

На основании п. 1 ст. 150 ТКТС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу ТС (ввоз и вывоз) с соблюдением положений установленных законодательством ТС и государств — членов ТС. Таким образом, Кодекс не запрещает физическим лицам ввозить товары не для личного пользования, но только на общих основаниях, установленных иными главами комментируемого Кодекса.

Основные принципы организации совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами, заложенные в ТКТС практически не отличаются от принципов, применяемых в российском таможенном законодательстве.

Читайте так же:  Образец доверенности в банк от юридического лица

Так, например, (ст. 357 ТКТС) допускает применение в местах прибытия на территорию ТС и убытия с нее технологической системы «красного» и «зеленого» коридоров. При этом надо отметить, что нормы главы 49 позволяют организовать «зеленые» коридоры не только в аэропортах, но и в автомобильных пунктах пропуска для лиц, которые будут следовать на транспортных средствах, зарегистрированных в компетентных органах государств — членов ТС. С момента вступления в силу ТКТС такие транспортные средства не надо декларировать. Это позволяет в значительной степени сократить время их нахождения в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу ТС.

Статья 351 содержит термины, которые устанавливают способы перемещения товаров для личного пользования: сопровождаемый багаж, несопровождаемый багаж, товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком и МПО.

Порядок, соответствует российскому таможенному законодательству, действовавшему до вступления в действие ТКТС.

Исключения составляют следующие нововведения главы.

1. Установлена только письменная форма декларирования (в российском законодательстве действовали — письменная, устная и конклюдентная формы).

2. Таможенному декларированию в письменной форме подлежат товары, перечисленные в п. 2 ст. 355 ТК ТС. Изменился перечень товаров, подлежащих декларированию:

— товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж;

— валюта государств — членов ТС, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств — членов ТС.

В связи с применением с 5 июля 2010 г. Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств снимаются ограничения по сумме на вывоз физическими лицами (как резидентами, так и нерезидентами) наличных денежных средств за пределы таможенной территории ТС и устанавливается необходимость таможенного декларирования в письменной форме как при ввозе, так и при вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США. При этом в случае перемещения через таможенную границу ТС наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, они могут быть задекларированы в письменной форме по желанию физического лица.

На основании п. 2 ст. 6 Соглашения между Правительствами Республики Беларусь и Российской Федерацией от 6 января 1995 г. «О Таможенном союзе», Соглашения от 20 января 1995 г. «О Таможенном союзе» между Правительствами Республики Беларусь, Российской Федерацией и Республики Казахстан и п. 2 ст. 96 ТК ТС денежные средства и денежные инструменты не подлежат декларированию в письменной форме при их перемещении физическими лицами через внутренние границы государств — членов ТС.

3. Таможенное декларирование товаров и транспортных средств для личного пользования, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.

Форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определены решением КТС.

4. Физическим лицам не требуется декларировать транспортные средства для личного пользования зарегистрированные на территории государств — членов ТС, временно вывозимые с таможенной территории ТС и обратно ввозимые на нее.

5. Предназначение товаров, т.е. отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением СУР исходя из:

— заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации);

— характера и количества товаров;

— частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу ТС.

6. Товары, указанные в приложении 1 к Соглашению от 18.06.2010, независимо от перечисленных выше в п. 6 критериев, не относятся к товарам для личного пользования.

7. Перемещение физическими лицами товаров для личного пользования через государственную границу Российской Федерации с Республикой Казахстан и Республикой Беларусь осуществляется без применения норм, необлагаемых таможенными пошлинами, налогами, ввоза товаров для личного пользования, установленных в приложении 3 к Соглашению от 18.06.2010 (таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро, и общий вес которых не превышает 50 килограммов).

Правовое регулирование валютного контроля (стр. 3 из 8)

Российские лица, заключившие бартерную сделку, обязаны в сроки, установленные законодательством для исполнения текущих валютных операций, обеспечить ввоз в Российскую Федерацию эквивалентных по стоимости товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, подтвердив это соответствующими документами.

Экспорт товаров, работ , услуг, результатов интеллектуальной деятельности производится только после оформления паспорта бартерной сделки (ПСб), который является основным документом контроля и учета бартерных операций. Оформление и переоформление ПСб осуществляет МВЭС РФ или его региональные отделения(представительства).

4. Осуществление валютного контроля в неторговом обороте.

Таможенные органы осущствляют валютный контроль в неторговом обороте с целью обеспечения соблюдения норм и правил, регулирующих перемещение через границу Российской Федерации юридическими и физическими лицами иностранной валюты, ценных бумаг в валюте РФ, драгоценных металлов и камней.

При перемещении иностранной валюты физические лица могут ввозить иностранную валюту без ограничений, при условии заполнения таможенной декларации.

Вывоз из РФ наличной иностранной валюты физическими лицами в размере до 500 долларов США осуществляется без ограничений при условии письменного или устного декларирования ее наличия таможенным органам.

При вывозе из РФ наличной иностранной валюты физическими лицами в сумме свыше эквивалента 500 долларов США в таможенный орган представляется справка по форме № 0406007, в противном случае валюта может быть сдана на хранение в таможенный орган и получена при въезде в РФ.

Перемещение валюты РФ через таможенную границу РФ осуществляется в соответствии с «Положением о порядке вывоза и пересылки из РФ и ввоза и пересылки в РФ валюты РФ, принятым в совместной редакции ЦБ РФ, Минфина и ГТК РФ от 06.09.96 и письмом ЦБ РФ от 19.09.96 «О нормах вывоза и ввоза наличной валюты РФ физическими лицами.

Вывоз из РФ валюты России физическими лицами разрешен в пределах суммы, не превышающей 500 МРОТ.

Ввоз российской валюты на территорию РФ разрешен свыше 500 МРОТ при подтверждении документами источников образования этих сумм, заверенной консульской службой МИД РФ.

Вывоз из РФ памятных монет из драгоценных металлов, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством в РФ, физическими лицами разрешается в количестве не более 10 штук на одно лицо и на одну поездку без обязательства об обратном ввозе. В иных случаях вывоз и пересылка из РФ таких монет запрещается за исключением вывоза на основании спец.разрешения ЦБ РФ. (Письмо ГТК РФ от 08.04.94 №01-13/3784 «О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ памятных монет из недрагоценных и драгоценных металлов.

Читайте так же:  Ответственность директора ооо за неуплату налогов

1.3. СИСТЕМА ОРГАНОВ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

В соответствии с законодательством Российской Федерации валютный контроль осуществляется органами валютного контроля.

К органам валютного контроля относятся Правительство Российской Федерации, Центральный банк России, ГТК России и Федеральная служба по валютному и экспортному контролю. Правительство России руководит подотчетными ему органами валютного контроля: ГТК России, Федеральной службой по валютному и экспортному контролю.

Агентами валютного контроля в России являются подотчетные соответствующим органам валютного контроля организации осуществляющие свои функции в соответствии с законодательством.

Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному Банку России.

Таким образом, организационная структура системы валютного контроля может быть представлена в виде следующей схемы:

Центральный Банк России

Правительство России Центральный банк России

Агенты валютного контроля

Органы

Банки

Рис.1 Организационная структура схемы валютного контроля

Исключительно важное место среди субъектов валютного контроля занимают таможенные органы.

Функции и полномочия таможенных органов в области валютного контроля определены Таможенным Кодексом РФ (ст.199).

[3]

В компетенцию таможенных органов входит:

— контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты РФ и ценных бумаг в валюте РФ;

— контроль за перемещением лицами через таможенную границу валютных ценностей;

— контроль за валютными операциями, связанными с перемещениями через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Глава 2 Основные нормы валютного законодательства и валютные ограничения.

Ниже рассмотрим основные валютные ограничения, установленные законодательными актами и нормативными документами. Для наглядности в некоторых случаях будем рассматривать реальные ситуации.

Итак, основой валютного законодательства России является Закон РФ от 9.10.92 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (Закон). Кроме того, подтверждено действие на территории Российской Федерации Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР (далее — Основные положение), утвержденных письмом Госбанка СССР от 24.05.91 г. № 352, в части, не противоречащей Закону, которые должны применяться с учетом последующих изменений и дополнений. В рамках действующего валютного законодательства принят ряд нормативных документов по конкретным вопросам валютного регулирования. Законодательные и нормативные документы в области валютного регулирования устанавливают правила совершения операций в иностранной валюте как между российскими юридическими лицами (резидентами) и иностранными фирмами (нерезидентами), так и между российскими предприятиями на территории Российской Федерации, определяют формы и методы контроля за внешнеэкономической деятельностью, а также меры ответственности за нарушение валютного законодательства.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с Законом (статья 1, пункт 7) валютными являются любые операции с валютными ценностями, а именно:

— операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности;

— ввоз и пересылка валютных ценностей в Российскую Федерацию, а также их вывоз и пересылка из Российской Федерации;

— осуществление международных денежных переводов.

Пунктом 4 статьи 1 Закона определен состав валютных ценностей: иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте (платежные документы — чеки, векселя, аккредитивы и др., фондовые ценности — акции, облигации, другие долговые обязательства), а также драгоценные металлы и природные драгоценные камни, кроме ювелирных, бытовых изделий и лома.

Операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, в соответствии со статьей 1 Закона также относятся к валютным операциям. Рассмотрим, какие нормы и правила должны соблюдаться при совершении валютных операций российскими предприятиями. Поскольку основную часть таких операций составляют операции по экспорту и импорту продукции (работ, услуг), остановимся прежде всего на тех нормах валютного законодательства, которые необходимо соблюдать при совершении расчетных операций между резидентами и нерезидентами.

1. В соответствии с Основными положениями (раздел II, пункт 1) расчеты между юридическими лицами-резидентами и юридическими лицами-нерезидентами могут осуществляться как в свободно конвертируемой валюте, так и в рублях. Порядок расчетов устанавливается Центральным банком РФ, если иное не предусмотрено международными договорами с участием России. В тех случаях, когда нерезиденты приобретают товары и услуги у резидентов на территории Российской Федерации без вывоза за пределы ее таможенной территории, расчеты между ними также производятся или в свободно конвертируемой валюте, или в рублях. Это вытекает из Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР. Такой порядок расчетов определен и письмом Главного управления валютного регулирования и валютного контроля ЦБ РФ от 19.01.95 г. № 12-1с-1/7278.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. При проведении расчетов с нерезидентами в иностранной валюте следует помнить о том, что в соответствии с Законом все валютные операции делятся на текущие, которые могут совершаться без ограничений (но в рамках действующего законодательства), и валютные операции, связанные с движением капитала, на проведение которых требуется специальное разрешение Центрального банка РФ. Перечень текущих валютных операций и операций, связанных с движением капитала, приведен соответственно в пунктах 9 и 10 статьи 1 Закона.

Источники


  1. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.

  2. Мельниченко Р. Г. Адвокатская деятельность. Универсальные правила успеха; Центрполиграф — М., 2013. — 216 c.

  3. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: Инфра-М, РИОР, 2014. — 480 c.
  4. Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 752 c.
  5. Бирюков, Б.М. Приватизация и деприватизация жилья: вопросы правового регулирования; М.: Ось-89, 2011. — 208 c.
Валютный контроль – регулирование в неторговом обороте
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here