Ведение бухучета в субъектах малого предпринимательства

Полная информация на тему: "Ведение бухучета в субъектах малого предпринимательства" в помощь грамотному гражданину.

Ведение бухгалтерского учета малого бизнеса

Ведение бухгалтерского учета малого бизнеса это упрощенное ведение бухучета малых предприятий, компаний и, конечно же, ИП. Под малыми предприятиями понимается предприятия выручка которых составляет до 400 млн.руб. и численность сотрудников не должна превышать 100 человек.

Упрощенное ведение бухгалтерского учета

Упрощенная система ведения бухгалтерского учета — это система ведения учета для малого бизнеса, в некотором роде облегчена планом счетов, видами сдаваемой отчетности и т.д.

Бухгалтерский учет даже в упрощенном виде должен регламентироваться учетной политикой компании.

  • Составление и сдача деклараций УСН и НДС, бухгалтерской отчетности и прибыли
  • Расчет заработной платы на сотрудников
  • Консультации по учету и налогообложению и т.д.
  • Ведение кадрового документооборота

Учетная политика для малого бизнеса

Учетная политика – это принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности .

Учетная политика малого бизнеса имеет более рациональный характер. Она не раздута, в ней прописаны только лишь основные моменты.

Так как учетную политику должен писать главный бухгалтер, соответственно ведением учета должен заниматься главный бухгалтер, либо специализирующаяся фирма по ведению удаленного учета. Конечно же в законе 402-ФЗ «О ведении бухгалтерского учета» прописано, что ведением учета может заниматься руководитель компании, но здесь нужно понимать, что он будет ответственен за составление отчетности и он должен понимать, что за цифры он будет вносить в отчетность.

План счетов для малого бизнеса

Следующим облегченным фактором ведения бухгалтерского учета малого предприятия является сокращенный вариант рабочего плана счетов. Т.е. для соблюдения принципа рациональности, на котором основана учетная политика, Минфин предлагает сократить некоторые счета, т.е. предлагает пользоваться основными счетами. Например, не использовать 23, 25, 26, 28,29, а все затраты относить на 20. Счет 41, 43 сразу списывать на 41. Счета 62,71,73,7576,79 относить на один общий 76. Конечно же, данный момент вам необходимо будет прописать в своей учетной политике.

Все мы знаем, что данные бухгалтерского учета систематизируются и накапливаются в регистрах бухучета.

Так вот, при применении упрощенной системы ведения учета формы регистров учета можно упростить. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухгалтерского учета без использования (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.

Каждый субъект малого предпринимательства должен сделать для себя выбор: использовать ли ему простую форму учета или с использованием регистров учета.

Если он будет использовать простую форму учета, то ему необходимо помнить, что все расходы и доходы компании должны фиксироваться в книгах учета. А так же составление и сдачу отчетности для субъектов малого бизнеса ни кто не отменял. В связи с этим бухгалтеру малого бизнеса все равно придется вести учет по счетам бухучета, так как баланс формируется на основе остатков по счетам.

Ну а субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг), рекомендуется применять форму бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества: регистрация фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Формы бухгалтерской отчетности в сокращенном варианте

При формировании бухгалтерской отчетности субъекты малого предпринимательства должны исходить из того, что она должна давать достоверное и полное представление о его финансовом положении, финансовых результатах его деятельности и изменениях в финансовом положении. В связи с этим основными формами бухгалтерской отчетности малого бизнеса являются форма №1 «Бухгалтерский баланс» и форма №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Помощь в ведении бухгалтерского учета малого бизнеса

В связи с тем, что руководители малого бизнеса занимаются его развитием и у них нет времени и достаточных знаний для ведения учета и составления отчетности, а так же нет арендуемого места для работы штатного главного бухгалтера, многие из них заключают договора со специализирующимися фирмами, оказывающими удаленное ведение учета- бухгалтерский аутсорсинг. Т.е. вы передаете ведение учета по договору бухгалтерской фирме, а она в свою очередь полностью осуществляет не только аутсорсинг учета, но и несет все обязательства связанные с деятельностью вашей компании, вы имеете возможность получения консультаций специалистов широкого профиля по всем вопросам, касающихся ведения вашего бизнеса.

Стоимость ведения бухгалтерского учета малого бизнеса

Стоимость варьируется в зависимости от того, что у вас, ООО или ИП, от количества услуг, от количества оборотов по банку и многого другого. Но в стоимость удаленного бухгалтерского учета выходит на много дешевле чем оплата труда и налогов с заработной платы штатного бухгалтера. В среднем стоимость составляет от 10 000 руб. до 12 000 руб. в месяц.

Упрощенный бухгалтерский учет

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (упрощенный бухгалтерский учет), включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять следующие экономические субъекты:

1) субъекты малого предпринимательства;

2) некоммерческие организации;

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Организация бухгалтерского учета в упрощенной форме

Возможность ведения бухгалтерского учета в упрощенной форме необходимо закрепить в учетной политике организации. Кроме того, в учетной политике организации следует закрепить: рабочий план счетов бухгалтерского учета, применяемые формы первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств, правила документооборота и технологию обработки учетной информации, порядок контроля за хозяйственными операциями.

Также следует разработать способы и методы ведения бухгалтерского учета в упрощенной форме.

Упрощенный план счетов

Организации вправе сократить количество синтетических счетов бухгалтерского учета, закрепив данное положение в учетной политике в виде рабочего плана счетов бухгалтерского учета:

Читайте так же:  Отказ в приеме на работу - судебная практика

в) готовую продукцию и товары можно учитывать на счете 41 «Товары» (вместо счетов 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция»);

Регистры бухгалтерского учета

Упрощенную форму бухгалтерского учета можно применять с ограниченным перечнем бухгалтерских регистров.

Методы учета доходов и расходов

Организация может принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов.

Кассовый метод означает признание доходов (выручки) и расходов по мере поступления денежных средств от покупателей и заказчиков, по мере оплаты (погашения задолженности) за приобретенные товары, работы, услуги.

Кассовый метод можно рекомендовать организациям, применяющим специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН).

Если же организация применяет общий режим налогообложения, то применять кассовый метод нецелесообразно, так как в этом случае правила признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете будут существенно различаться.

Перечень ПБУ, которые организация вправе не применять

Организация вправе отказаться от применения отдельных ПБУ:

ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» Пункт 3 Может не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.) ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» Пункт 2.1 Может признавать доходы и расходы по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» Пункт 2 Может отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов. То есть можно не учитывать постоянные и отложенные налоговые активы и обязательства. ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» Пункт 3.1 Может не формировать и не раскрывать информацию о прекращаемой деятельности. ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» Пункт 3 Может не формировать и не раскрывать информацию о связанных сторонах. ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» Пункт 2 Может не формировать информацию по сегментам и не раскрывать ее в отчетности.

При этом следует учитывать, что резерв по сомнительным долгам организации создавать все равно необходимо, поскольку это требование установлено не ПБУ 8/2010, а п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Льготы при применении отдельных ПБУ

Помимо того что организации могут не применять некоторые ПБУ в целом, для таких компаний есть льготы при применении норм иных стандартов бухгалтерского учета:

Наименование ПБУ

Норма ПБУ

От чего освобождается организация

ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» Пункт 19 Вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» Подпункт 2 п. 9 Может исправлять любые ошибки в бухучете, выявленные после утверждения отчетности за год, в котором допущена ошибка, как несущественные.
То есть все ошибки будут исправляться за счет прочих доходов и расходов с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы». ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» Пункт 7 Может учитывать проценты по любым займам, в том числе полученным для покупки инвестиционных активов, как прочие расходы.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Упрощенный бухучет для СМП

Содержание статьи:

Вступление

Большая часть субъектов малого предпринимательства наделена правом ведения упрощенного бухгалтерского учета. Данный способ разрешает фирмам, не имеющим значительных оборотов и применяющим специальный налоговый режим, не заполнять отдельных видов отчетности, как внутренней, так и внешней. Кроме того, компания, применяющая такой вариант бухучета, получает возможность использовать сокращенный план счетов и иные допущения.

Упрощенное ведение бухгалтерского учета регулируется документами:

Внимание, акция! Получите бесплатную консультацию прямо сейчас по телефонам горячих линий!

  • Для Москвы и Московской области:

+7 (499) 455-02-67

+7 (812) 317-18-65

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней.

Каждый документ содержит отдельные сведения о порядке применения системы упрощенного бухгалтерского учета, об утверждении новых форм отчетности.

Что такое упрощенный бухучет?

Суть упрощенного бухучета заключается в предоставлении небольшим компаниям возможности организовать учет поступлений и произведенных хозяйственных операций максимально простым и понятным способом. Иными словами, компании, использующая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, получают возможность самостоятельно выбрать порядок и условия организации учета хозопераций предприятия.

Руководитель также должен учитывать тот момент, что сведения, изложенные в отчетности, несмотря на упрощенный вариант, должны отличаться достоверностью, правильностью и отсутствием ошибок. При составлении учетной политики предприятие может указать ведение бухучета по простой системе, без использования двойной записи.

Упрощенный бухгалтерский учет имеет такие преимущества:

  • руководитель предприятия самостоятельно может вести бухучет, изложив принятое решение в специально изданном приказе;
  • компания вправе использовать сокращенный план счетов, к примеру, для основного производства и затраты на реализацию будет предусмотрен только один счет, без применения субсчетов;
  • в случае оплаты налога на прибыль, при применении ПБУ 18/02 постоянные и отложенные налоговые активы и обязательства можно не учитывать;
  • резерв на оплату отпускного пособия наемным сотрудникам также можно не создавать;
  • фирма освобождается от применения отдельных инструкций по ведению бухучета;
  • все ошибки, допущенные после подписания документации за год, признаются несущественными и могут быть исправлены в обычном порядке;
  • предприятие может учитывать проценты по любым займам, включая оформленные на покупку активов, как прочие расходы;
  • компании разрешено составлять упрощенные формы бухгалтерской отчетности.

Дополнительно важно отметить, что все условия ведения бухучета прописываются в учетной политике предприятия.

Условия применения упрощенного бухучета

В статье 6 ФЗ-402 от 06.12.2011 года указаны основные условия применения упрощенного бухучета. Согласно положениям данного законодательного акта, упрощенная форма ведения бухгалтерского учета предназначена для:

  1. СМП – субъектов малого предпринимательства.
  2. Компаний некоммерческого плана.
  3. Предприятий, имеющих статус участника проекта «Сколково».
Читайте так же:  Внесение изменений в егрюл при смене и уточнении адреса

Согласно ст.4 ФЗ-209 от 24.07.2007 года, к субъектам малого предпринимательства можно отнести компании:

  • кооперации потребительского типа;
  • коммерческие фирмы;
  • фермерские хозяйства.

Чтобы войти в группу малых предприятий, компании должны отвечать таким условиям:

  • количество наемных сотрудников за прошедший год не более 100 человек;
  • поступления от продаж и оказания услуг (без НДС) за год до 400 млн рублей;
  • размер долевого участия иностранного капитала в компании до 25%.

Вместе с тем, не все предприятия имеют право перейти на упрощенный бухучет. В перечень указано о том, кто может не получить такого права:

  1. Компании, чья отчетность подлежит обязательной аудиторской проверке.
  2. Кооперативы жилищно-строительной и потребительской направленности.
  3. Микрофинансовые организации
  4. Компании госсектора, политические партии.
  5. Адвокатские бюро, коллегии, консультации.
  6. Палаты адвокатов и нотариусов.
  7. Некоммерческие объединения, являющиеся иностранными агентами.

Порядок ведения упрощенного бухучета заведомо прописывается ООО в учетной политике. Документ является основным для организации учета хозяйственных операций компании. Для малых предприятий, учетная политика так же регулирует все вопросы, связанные с применением определенной системы налогообложения, порядком учета доходов и расходов.

Пример по ведению упрощенного бухучета для СМП

Андрей организовал ООО, не сообщив, что будет заниматься оказанием юридических услуг населению, помимо другого вида деятельности. Затем, в качестве СМП, Андрей перевел свое предприятие на упрощенный бухучет.

Следующим шагом мужчины стало открытие адвокатской консультации. Андрей в течение полугода оказывал юридические услуги и применял упрощенный бухгалтерский режим.

После проверки, данное обстоятельство было выяснено и на компанию было наложено сразу несколько штрафов. Во-первых, за то, что руководитель ООО не сообщил о новом виде деятельности, а во-вторых, за организацию бухучета в упрощенном виде, без наличия на это законных оснований.

В итоге, Андрея обязали уплатить штраф, и внести необходимые коррективы в организацию работы предприятия.

Заключение

В завершение можно сформулировать ряд выводов:

  1. Упрощенная форма бухгалтерского учета может быть использована большинством малых предприятий. Регулируется порядок предоставления такого права специальными законодательными актами.
  2. В 2016 году малым предприятиям Минфин разрешил упростить бухгалтерский учет, за счет изменения отчетных форм, исключения некоторых обязательных условий при организации бухучета предприятия.
  3. К малым компаниям относятся организации отвечающие группе критериев. Определенные фирмы не могут выбрать такой вариант бухучета.
  4. Основные положения ведения бухучета прописываются в учетной политике государства.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по ведению упрощенного бухгалтерского учета для СМП

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Марина. Я работаю бухгалтером в ООО. Мы находимся на УСН. В учетной политике прописано, что мы имеем право упрощенный вариант бухучета, что делали на протяжении года.

На днях учредители компании приняли решение о принятии нового участника – иностранную фирму, которая будет распоряжаться 30%-ной долей уставного капитала предприятия. Подскажите, каким образом теперь поступить с бухучетом, если в учетной политике прописано, что у нас он организован упрощенным образом. И еще, с какого времени мы должны будем перейти на организацию полноценного учета?

Ответ: Добрый день, Марина. В ст. 6 ФЗ-402 от 06.12.2011 года действительно указано, что при участии в компании иностранного представителя с долей уставного капитала от 25%, компания теряет право на использование упрощенного бухучета.

В вашей ситуации происходит именно это, поэтому вы обязаны будете перейти на обычный порядок ведения бухучета после того, как произойдет регистрация включения иностранной фирмы в состав участников ООО.

[2]

Что касается учетной политики, то в данном документе право на применение упрощенного порядке ведения бухучета, как правило, носит рекомендательный характер и обычно не требует внесения поправок.

Если изменения все же необходимы, то этим должно заняться специальное лицо, в установленном законом порядке.

Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях

Что такое упрощенный бухучет и кто его может вести?

О возможности применения малыми предприятиями упрощенного бухучета говорит основной регламентный документ — закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (п. 4 ст. 6). Он же устанавливает следующее:

  • ведение бухучета — обязанность любой организации (за исключением отдельных, указанных в законе случаев);
  • упрощенный БУ — это право, предоставленное субъектам малого предпринимательства (СМП).
Видео (кликните для воспроизведения).

Из этого следует, что для СМП существует законодательно установленное право выбора — вести БУ в общеустановленном порядке или применять упрощенные алгоритмы учета и отчетности.

Упрощенный БУ — это система формирования документированной систематизированной информации об учетных объектах, освобожденная от отдельных элементов общепринятого бухучета. О таких элементах пойдет речь в одном из следующих разделов.

ВНИМАНИЕ! Чтобы воспользоваться правом использования в учете упрощенных алгоритмов субъект бизнеса должен соответствовать критериям, указанным в законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ о развитии малого и среднего бизнеса в России. Подробнее о критериях отнесения фирм к малым предприятиям читайте здесь.

Остановимся подробнее на ст. 4 закона № 209-ФЗ (в новой редакции), повествующей о категориях СМП.

Согласно этой статье к СМП относятся:

  • хозяйственные общества и партнерства;
  • производственные и потребкооперативы;
  • КФХ (крестьянско-фермерские хозяйства);
  • ИП.

При этом вышеуказанные субъекты:

  • должны быть зарегистрированы в законном порядке; и
  • соответствовать определенным условиям, перечисленным в п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ.

Условия не являются идентичными для всех указанных субъектов — об этом пойдет речь в следующем разделе.

Когда применение упрощенного бухучета для субъектов малого бизнеса недоступно?

Недоступным для применения упрощенный бухучет становится в том случае, когда обязательные условия ст. 4 не соблюдаются. Рассмотрим эти условия подробнее.

Чтобы признать СМП хозяйственное общество или партнерство, должно выполняться хотя бы одно из нижеперечисленных требований:

  • должно соблюдаться правило «25 и 49»: суммарная доля участия государства, благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО не может превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) не являющихся СМП юридических лиц не может превышать 49%;
  • должно выполняться условие о «высокотехнологичных» акциях: акции ПАО (акционерного общества, акции которого обращаются на организованном рынке ценных бумаг) должны быть отнесены к акциям инновационного (высокотехнологичного) сектора экономики — порядок такой классификации устанавливается Правительством России;
  • коммерсант является «внедренческой фирмой»: применяет практически результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных и др.), исключительные права на которые принадлежат учредителям этих обществ — бюджетным или автономным научным (или образовательным) учреждениям;
  • субъект должен обладать статусом «сколковца» (являться участником этого проекта);
  • в наличии учредитель — юридическое лицо, входящее в утвержденный Правительством России спецсписок (поддержка инновационной научно-технической деятельности).
Читайте так же:  Бланк анкеты на шенгенскую визу

Недоступным статус СМП будет и в том случае, если, выполнив одно из вышеуказанных условий, коммерсант превысит показатель Чср (среднесписочную численность работников за предыдущий год).

Закон № 209-ФЗ устанавливает следующие «среднесписочные» ограничения:

  • для средних фирм и ИП показатель Чср находится в диапазоне от 101 до 250 чел.;
  • для малых компаний Чср до 100 чел.;
  • для микрофирм Чср до 15 чел.

Однако выполнение вышеуказанных условий и числовых ограничений тоже не является достаточным для получения статуса СМП. Еще об одном ограничительном пороге расскажем в следующем разделе.

Ограничительный критерий — доход вместо выручки

Если выполняются «численные» параметры и условия п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, претенденту на получение статуса СМП необходимо проверить еще один показатель — предпринимательский доход за предыдущий календарный год. Если он превышает установленное Правительством РФ значение, обрести статус СМП не получится.

ВНИМАНИЕ! С 01.08.2016 вступило в силу постановление Правительства России от 04.04.2016 № 265, установившее предельные значения предпринимательского дохода, позволяющего получить статус СМП:

  • микрофирмы — 120 млн руб.;
  • малые компании — 800 млн руб.;
  • средние предприятия — 2 млрд руб.

Ранее действовавшее постановление Правительства России (от 13.07.2015 № 702) оперировало теми же цифровыми порогами, однако за сравниваемый показатель вместо дохода принималась выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС.

Изучайте нюансы учета выручки и НДС с материалами нашего сайта:

Выручка и доход — понятия не идентичные. Доход от предпринимательской деятельности представляет собой более широкий совокупный показатель, включающий в себя не только выручку, но и остальные полученные коммерсантом доходы (к примеру, взысканные с контрагентов штрафные санкции, полученные банковские проценты за размещение депозита и др.).

О нюансах определения предпринимательского дохода расскажут статьи, размещенные на нашем сайте:

Процедуры и алгоритмы, без которых обходится упрощенный бухучет

У СМП есть право отказаться от следующих норм общепринятого бухучета:

  • забыть о методе начисления и определять доходы и расходы кассовым методом;
  • применять упрощенную систему учетных регистров;
  • отказаться от ведения счетов 09 и 77, предназначенных для учета отложенных налоговых активов и обязательств (не вести учет постоянных и временных разниц);
  • применять один синтетический счет вместо группы счетов (например, счет 20 «Основное производство» вместо счетов 23, 25 и 26);
  • не формировать резервы;
  • не применять отдельные ПБУ (к примеру, для строительных СМП — ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утвержденное приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н);
  • не переоценивать ОС и НМА, не отражать обесценение НМА и финвложений в бухучете;
  • признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности;
  • все расходы по займам признавать прочими (без включения в стоимость инвестиционного актива).

Упрощенный бухучет имеют право применять организации на УСН. Как организовать бухгалтерский учет при данном спецрежиме, читайте в материале «Порядок ведения бухгалтерского учета при УСН (2019)».

Помимо учетных послаблений СМП вправе облегчить свои затраты и при формировании отчетности:

  • сократить объем отчетов, заполняя только баланс и отчет о финансовых результатах;
  • отказаться от детализации показателей по статьям, обобщая их по группам;
  • раскрывать информацию в меньшем объеме, не сообщая о связанных сторонах, о прекращаемой деятельности и др.;
  • исправлять существенные ошибки в периоде их обнаружения, не применяя ретроспекции.

При этом бухучет малого предприятия должен быть организован таким образом, чтобы его отчетность была достоверной и полезной для ее пользователей, отражая правдиво во всех существенных аспектах финансовое положение предприятия и финансовые результаты работы.

Организация упрощенного бухучета: рекомендации Минфина

Организация бухгалтерского учета на малом предприятии —процедура, требующая хороших знаний законодательных требований в сфере бухучета и налогообложения. Основным помощником при этом может стать Минфин — на его сайте размещены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для СМП, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н.

[1]

Исходя из этих рекомендаций, СМП:

  • не сможет обойтись без оформления учетной политики;
  • должен организовать сплошное документирование всех хозяйственных операций;
  • может выбрать из трех предлагаемых систем учетных регистров (единой журнально-ордерной, утвержденной письмом Минфина от 08.03.1960 № 63, журнально-ордерной для малых компаний, утвержденной письмом Минфина от 06.06.1960 № 176, или сокращенной формы бухучета).

Организовать упрощенный БУ коммерсант вправе одним из трех предложенных способов:

  • организовать бухучет в полном объеме (общепринятая учетная система);
  • вести учет в комбинированном регистре бухучета — книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (простая форма учета);
  • построить учетную систему с использованием регистров учета имущества СМП.

О том, какие еще рекомендации выпускает для бизнесменов отечественный Минфин, расскажут статьи нашего сайта:

Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях заключаются в возможности выбора между традиционным ведением учета (в полном объеме) и упрощенными способами бухучета.

Чтобы воспользоваться такой возможностью выбора, коммерсант должен соответствовать специальным критериям, дающим ему возможность получить статус СМП.

Ведение бухучета в субъектах малого предпринимательства

Статус СМП, бухучет, баланс и порядок его заполнения: правовое регулирование

Субъект малого предпринимательства (СМП) — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ИП), соответствующий критериям, предусмотренным ст. 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (далее — закон № 209) и принятым в соответствии с ним постановлением Правительства РФ «О предельных значениях дохода…» от 04.04.2016 № 265:

  • численность работников — не более 100 человек;
  • годовой доход — не более 800 млн руб. и т. д.
Читайте так же:  Рассылка о представлении юрлицами и ип документов в регистрирующий орган новый сервис фнс

ФНС РФ, руководствуясь сданной отчетностью, вносит СМП в общедоступный Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Наличие статуса СМП подтверждается бумажной или электронной выпиской из него (см. подробнее в статье «Выписка из реестра субъектов малого предпринимательства»).

СМП обязаны вести как бухучет (ст. 6 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, далее — закон № 402-ФЗ), так и налоговый учет (ст. 313 Налогового кодекса). Они могут избрать как общий порядок, так и упрощенный и простой варианты ведения бухучета. Кроме того, существует упрощенный баланс субъектов малого предпринимательства и порядок его заполнения, которые регламентированы актами Минфина РФ и ФНС РФ (электронные форматы).

Важнейшие аспекты бухучета закрепляются в организационных документах, которыми определяются порядок его ведения и возложение соответствующих обязанностей. Далее рассмотрим варианты организации бухучета для СМП исходя из его задач.

Задачи бухгалтерского учета деятельности субъектов малого предпринимательства

Задачи бухучета сформулированы в п. 4 Положения по ведению бухгалтерского учета…, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (далее — Положение по бухучету):

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности и имуществе;
  • обеспечение сведениями, необходимыми для контроля за соблюдением законодательства РФ при ведении операций и за их целесообразностью и др.;
  • предотвращение отрицательных результатов экономической деятельности, выявление внутренних резервов финансовой устойчивости.

Получателями отчетности являются внутренние (руководитель, участники и др.) и внешние пользователи (инвесторы, контрагенты и др.).

К СМП относятся организации с относительно небольшой численностью сотрудников и небольшим доходом, не привлекающие капитал путем размещения акций или облигаций, поэтому для них неактуальна подробная разработка и раскрытие отчетности, предназначенной для внешних пользователей — инвесторов. По сути, основная цель здесь сводится к правильному исчислению налогов.

В связи с этим законодательством предусмотрено нескольких вариантов организации бухучета для СМП:

  1. Ведение в полном объеме.
  2. Ведение в упрощенном порядке (подп. 1 п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ).
  3. Для ИП — учет доходов и расходов для целей налогообложения без ведения бухучета (подп. 1 п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ).

Как организовать ведение бухучета субъектами малого предпринимательства: варианты

Ответственность за организацию бухучета возлагается на руководителя (п. 1 ст. 7 закона № 402-ФЗ). Какие бы организационные и кадровые решения им ни были приняты, он может быть привлечен к ответственности за бухгалтерские ошибки (см. решение Басманного районного суда г. Москвы от 08.12.2017 по делу № 12-2492/2017).

Типовые рекомендации по организации бухучета для СМП, утв. приказом Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н (далее — Рекомендации), и ст. 6 закона № 402-ФЗ предусматривают несколько вариантов непосредственной организации ведения бухучета, они же допускаются законом:

  • создание бухгалтерии, возглавляемой главным бухгалтером;
  • введение в штат должности бухгалтера;
  • передача ведения бухучета на договорных началах специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  • личное ведение бухучета руководителем.

Для некоторых организаций п. 5 ст. 6, п. 3 ст. 7 закона № 402-ФЗ установлен запрет на применение упрощенных способов ведения бухучета и на его возложение на руководителя (к ним относятся юрлица, подлежащие аудиту, микрофинансовые организации и др.).

Решение по организации бухучета отражается документально: в штатном расписании (введение бухгалтерских должностей), положении о бухгалтерии или аналогичном подразделении, должностных инструкциях. Если руководитель ведет бухучет сам, он издает приказ о возложении бухучета на себя лично.

Учетная политика СМП и ее содержание

Бухгалтерская и налоговая учетная политика

Способы ведения учета определяются в учетной политике организации, которая утверждается приказом руководителя (п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н, далее — ПБУ 1/2008). Этот документ регулируется 2 группами норм:

  • ст. 8 закона № 402-ФЗ, ПБУ 1/2008 и другими нормативными актами Минфина РФ — бухгалтерская учетная политика, закрепляющая способы бухучета;
  • ст. 11, 313 НК РФ — учетная политика для целей налогообложения, определяющая избранные из числа допустимых варианты учета показателей, необходимых для исчисления налогов (определения налоговой базы).

Регламентация по документальному оформлению отсутствует. Это может быть единый документ или 2 документа. Налоговая политика может быть приложением к бухгалтерской. Ее параметры в виде выбора опций вносятся в компьютерную программу бухучета, если она применяется организацией.

Утверждение и изменение учетной политики

Учетная политика применяется с момента создания организации, в т. ч. если утверждена позднее этого момента. Предельный срок для утверждения — 90 дней со дня госрегистрации юрлица (в т. ч. созданного путем реорганизации, п. 9 ПБУ 1/2008).

Этот документ необязательно утверждать ежегодно. Относительно сроков введения изменений существует двоякая регламентация:

  1. Коррективы методического характера, которые вносятся организацией по своему усмотрению, вступают в силу со следующего отчетного периода (с 1 января следующего года).
  2. Изменения, связанные с открытием новых подразделений, изменением законодательства должны вноситься оперативно — с начала работы подразделения, вступления изменений в законную силу (п. 6 ст. 313 НК РФ, письмо Минфина РФ от 03.07.2018 № 03-03-06/1/45756).

Согласно п. 15 ПБУ 1/2008 после существенных корректировок учетной политики отражение фактов хозяйственной жизни проводится ретроспективно, т. е. с момента их возникновения, насколько это возможно с точки зрения надежности результата.

Если в деятельности организации возникают новые явления хозяйственной деятельности, требующие адекватной фиксации, введение новых приемов учета для этого не считается изменением учетной политики (п. 10 ПБУ 1/2008). Соответственно, на такие нововведения требования по срокам внесения корректив не распространяются, они вводятся по мере необходимости.

Содержание бухгалтерской учетной политики СМП

Учетная политика должна утвердить организационные и технические параметры учета:

  1. Вариант ведения учета:
  • полный — с использованием регистров бухучета (журнально-ордерная или мемориально-ордерная форма);
  • упрощенный вариант — с применением ведомостей;
  • простую форму (для микропредприятий) — без регистров и двойной записи, с применением Книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности (см. приложение 1 к Рекомендациям).
Читайте так же:  Опубликован 3-й обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов

Упрощение не должно влиять на достоверность учета.

  1. План счетов. Его разрешается сократить путем объединения данных нескольких близких счетов (п. 3 информации Минфина РФ «Об упрощенной системе…» от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).
  2. Формы первичных документов, которые должны по реквизитам соответствовать ст. 313 НК РФ. Для использования в электронном документообороте ФНС РФ рекомендует форматы, утв. приказами ФНС РФ от 30.11.2015 № ММВ-7-10/[email protected], от 24.03.2016 № ММВ-7-15/[email protected]
  3. Выбор методов и способов учета (формирование себестоимости, схемы учета затрат и др.), порядок проведения контрольных процедур и т. д. (п. 4 ПБУ 1/2008).
  4. Выбор варианта бухгалтерской отчетности (полный или упрощенный).

Из перечисленных категорий документации только для отчетности предусмотрена обязательная бумажная форма (п. 8 ст. 13 закона № 402-ФЗ), для других видов возможна электронная.

Учетная политика для целей налогообложения

Все документы бухучета могут служить доказательствами при налоговых проверках. Основу исчисления налогов составляют первичные учетные документы, требования к реквизитам которых одинаковы для всех субъектов хозяйственной деятельности.

В отличие от бухучета, налоговый учет имеет целью показать формирование налоговой базы, методику и результаты исчисления и уплаты налогов, в т. ч. по сложным моментам, которые в законодательстве не отражены.

Как правило, налоговая учетная политика включает 3 основных раздела:

  1. Принципы построения учета (последовательность, непрерывность и др.), с отражением отраслевых особенностей.
  2. Избранные способы и методы ведения налогового учета (в частности, перечень прямых и косвенных расходов для исчисления налога на прибыль, абз. 10 п. 1 ст. 318 НК РФ, письмо Минфина РФ от 21.02.2018 № 03-07-07/11012), создание резервов на отпуска и сомнительные долги и др.).
  3. Формы налоговых регистров, отвечающие установленным ст. 313 НК РФ требованиям к реквизитам (наименование, период (дата) составления, измерители и др.).

Если учет ведется программными средствами, зачастую разработчики предлагают готовую форму приказа об учетной политике, где нужно только выбрать нужные параметры, которые будут отражаться в программе. При этом реализуется возможность подписания всех необходимых документов электронной подписью.

Преимущества СМП при ведении бухучета

Для СМП в случае применения ими упрощенного бухучета действует ряд послаблений. В частности, они вправе:

  1. В случае отсутствия в федеральных стандартах бухгалтерского учета (в этом качестве выступают и ПБУ, утвержденные Минфином с 1998 года, п. 1.1 ст. 30 закона № 402-ФЗ) способов бухучета по конкретному вопросу самостоятельно утвердить такие способы исходя из рациональных соображений (п. 7.2 ПБУ 1/2008).
  2. Выбирать между кассовым методом и методом начисления (п. 19 ПБУ 1/2008). Отметим, что это право есть только при применении общего режима налогообложения, на упрощенной системе налогообложения кассовый метод является обязательным (ст. 346.17 НК РФ).
  3. Не создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 Положения по бухучету 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н).
  4. Исправлять существенные ошибки предыдущих периодов, обнаруженные после утверждения отчетности, без ретроспективного пересчета — в порядке, предусмотренном для несущественных ошибок (пп. 9, 14 Положения по бухучету ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утв. приказом Минфина РФ от 28.06.2010 № 63н).
  5. Списывать в упрощенном порядке (единовременно) расходы на приобретение нематериальных активов, НИОКР, производственный инвентарь и др.

Бухгалтерская отчетность СМП

Согласно п. 11 ст. 13 закона № 402-ФЗ на отчетность не может быть распространен режим коммерческой тайны. Отчетность всех организаций начиная с 2012 года доступна на сайте Росстата. Формы и порядок ее заполнения регламентированы актами Минфина РФ:

  • формы баланса — приказом Минфина «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н (в т. ч. упрощенная форма для СМП — прил. 5 к приказу);
  • порядок заполнения — Положением по бухучету «Бухгалтерская отчетность организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (далее — ПБУ 4/99).

Отчетность включает (п. 5 ПБУ 4/99):

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • приложения к перечисленным документам;
  • пояснительную записку.

Отчетность представляется в налоговый орган и орган статистики (ст. 18 закона № 402-ФЗ). При ее сдаче в электронном виде нужно руководствоваться форматами отчетности, рекомендованными ФНС РФ (на момент выхода настоящей статьи ФНС РФ издан приказ от 16.07.2018 № ММВ-7-6/[email protected], отменяющий ранее утвержденные форматы).

Итак, особенность бухучета СМП — возможность выбора упрощенного варианта его ведения с сокращением числа счетов, регистров, способов учета и смягчением требований, допущением возложения на руководителя. Однако при любом варианте остаются неизменными требования к первичному учетному документу, который служит основой доказывания при исчислении налогов, и принцип достоверного отражения результатов предпринимательской деятельности в учетной документации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Источники


  1. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.

  2. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.

  3. Беляева, О. М. Теория государства и права в схемах и определениях / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2012. — 320 c.
  4. Акции. Судебная практика, официальные разъяснения, образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 930 c.
  5. Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.
Ведение бухучета в субъектах малого предпринимательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here