Содержание
- 1 По фактам нарушений со стороны коллекторов будут проводить административные расследования
- 2 Кабмин поддержал проведение административных расследований в отношении коллекторов
- 3 По фактам нарушений со стороны коллекторов могут начать проводить административные расследования
- 4 Через 10 дней судебные приставы смогут проводить административные расследования
- 5 Приставам в России могут разрешить проводить расследования в отношении коллекторов
- 6 Административное расследование
- 7 Приставы смогут проводить расследования в отношении коллекторов – законопроект
- 8 Административное расследование. Нарушения коллекторов
- 9 Приставы получат право проводить административные расследования в отношении коллекторов
- 10 Приставы смогут проводить расследования в отношении коллекторов – законопроект
По фактам нарушений со стороны коллекторов будут проводить административные расследования
GeniusKp / Depositphotos.com |
Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, которым предусмотривается проведение административного расследования по фактам выявления правонарушений в области защиты прав и законных интересов физлиц при деятельности по возврату просроченной задолженности (Федеральный закон от 29 июля 2018 г. № 241-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). С 10 августа текущего года обстоятельства нарушений начнут расследовать до направления материалов административного дела в суд. Кабмин обосновал необходимость нововведения тем, что привлечение «серых» коллекторов к административной ответственности затруднительно из-за отсутствия законодательной возможности провести экспертизу или другие процессуальные действия для сбора доказательств.
Напомним, что сейчас административное расследование проводится по делам, требующим совершения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат (к примеру, проведения экспертизы), а также по категориям дел, прямо указанным в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ.
Кабмин поддержал проведение административных расследований в отношении коллекторов
МОСКВА, 20 января. /ТАСС/. Правительство одобрило проект изменений в Кодекс об административных правонарушениях в части регулирования деятельности коллекторов и поручило направить его на рассмотрение в Госдуму. Об этом сообщается в соответствующем решении по итогам заседания правительства, опубликованном в субботу на сайте правительства.
«Законопроектом, в частности, предлагается установить возможность проведения административного расследования по факту выявления правонарушений в области защиты прав и законных интересов физических лиц при деятельности по возврату просроченной задолженности до направления материалов административного дела в суд», — отмечается в документе.
Предполагается, что принятие подобных изменений позволит повысить эффективность расследований фактов административных правонарушений в данной сфере.
Законопроект был рассмотрен и одобрен на заседании Комиссии правительства России по законопроектной деятельности 25 декабря. На заседании правительства 18 января законопроект был обсужден повторно и рекомендован к рассмотрению в Госдуме.
По фактам нарушений со стороны коллекторов могут начать проводить административные расследования
Elnur / Shutterstock.com |
Правительство РФ предлагает предусмотреть возможность проведения административных расследований по фактам выявления правонарушений в области защиты прав и законных интересов физлиц при деятельности по возврату просроченной задолженности. Расследовать обстоятельства нарушений планируется до направления материалов административного дела в суд 1 . С этой целью планируется внести уточнение в ч. 1 ст. 28.7 КоАП.
Напомним, что за указанные правонарушения предусмотрена административная ответственность, в частности, за совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и в его интересах (за исключением кредитных организаций), не включенным в государственный реестр коллекторов, противоправных действий по возврату просроченной задолженности. Так, нарушители из числа граждан за это правонарушение наказываются административным штрафом в размере от 5 тыс. до 50 тыс. руб., должностные лица – штрафом от 10 тыс. до 120 тыс. руб. или дисквалификацией на срок от 6 месяцев до одного года, юрлица – штрафом от 20 тыс. до 200 тыс. руб. (ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ). Речь в указанной статье кодекса как раз идет о так называемых «серых» коллекторах. Однако, как отмечает кабмин, на практике привлечение этих лиц к административной ответственности затрудняется тем, что в законе не прописана возможность провести экспертизу или другие процессуальные действия для сбора доказательств.
Как поясняет правительство, нововведения необходимы для того, чтобы создать правовые основы для проведения более тщательного расследования фактов административных правонарушений и выявления всех обстоятельств, имеющих значение для их правильного и полного рассмотрения дела в суде. Также ожидается, что возможность проводить административное расследование в указанном случае позволит снизить количество отмененных или прекращенных дел по административным правонарушениям.
МОСКВА, 15 авг — РАПСИ. Министерство юстиции России приступило в разработке законопроекта, согласно которому предлагает наделить судебных приставов правом проведения административного расследования в отношении коллекторов.
Уведомление о подготовке поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) министерство разместило на портале проектов нормативных правовых актов.
В документе отмечается, что законопроектом предлагается предусмотреть возможность до направления приставами материалов административного дела в суд проведения административного расследования по факту выявления правонарушений в области защиты прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
Министерство напомнило, что с 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», в соответствии с которым не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора или лица, действующего от его имени, связанные с применением методов, опасных для жизни и здоровья людей, оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц.
На сегодняшний день Федеральной службой судебных приставов принято к рассмотрению более 4,5 тысячи обращений на нарушение законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, по 3,4 тысячи обращениям направлены ответы, более 1 тысячи – находятся на рассмотрении.
КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности (статья 14.57 КоАП). При этом действующее законодательство позволяет привлечь к административной ответственности лиц, осуществляющих профессиональную деятельность по возврату просроченной задолженности, но не включенных в государственный реестр, так называемых «серых коллекторов».
Вместе с тем на практике, вопрос применения данной статьи и возможность привлечения к административной ответственности юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, а также «серых коллекторов», является проблемным.
Ведомство отмечает, что основной проблемой при рассмотрении вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности является сбор доказательств. В рамках возбуждения дела сбор доказательств является затруднительным, поскольку полномочия сотрудников ФССП России нормативными актами не определены и не закреплены. В связи с этим и министерство разрабатывает данные поправки в кодекс.
«Реализация законопроекта позволит проводить более тщательное расследование по факту выявления административного правонарушения и выявлять все обстоятельства, имеющие значение для правильного и полного его рассмотрения в суде, что в свою очередь снизит количество отмененных или прекращенных дел по административным правонарушениям, а также создаст дополнительные условия для обеспечения принципа неотвратимости административного наказания по указанной категории административных правонарушений», — отмечается в документе.
Планируемый срок вступления нормативного акта в силу — июнь 2018 года.
МОСКВА, 24 янв — РАПСИ. Правительство РФ внесло на рассмотрение Государственной Думы законопроект, согласно которому судебные приставы смогут проводить административные расследования в отношении юридических лиц, занимающихся профессиональной деятельностью по возврату просроченной задолженности. Об этом говорится в сообщении кабинета министров.
Проект федерального закона о внесении изменения в статью 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях ( КоАП) подготовлен Минюстом в целях обеспечения Федеральной службой судебных приставов возможности реализации в полном объёме полномочий по государственному контролю (надзору) за коллекторами.
Законопроектом предлагается расширить перечень административных правонарушений, предоставляющих должностным лицам полномочия по проведению административного расследования.
В настоящее время согласно положениям КоАП РФ коллекторы могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности (статья 14.57 КоАП).
В то же время в отношении статьи 14.57 КоАП не предусмотрена возможность проведения административного расследования (экспертизы или других процессуальных действий).
Законопроектом предлагается установить возможность проведения такого расследования по факту выявления правонарушений в области защиты прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности до направления материалов административного дела в суд.
«Принятие и реализация законопроекта позволят проводить более тщательное расследование факта административного правонарушения и выявлять все обстоятельства, имеющие значение для правильного и полного его рассмотрения в суде, что, в свою очередь, снизит количество отменённых или прекращённых дел по административным правонарушениям, а также создаст дополнительные условия для обеспечения принципа неотвратимости административного наказания за такие правонарушения», — отмечается в сообщении.
Через 10 дней судебные приставы смогут проводить административные расследования
В настоящее время судебные приставы не имеют реальных рычагов воздействия на коллекторов, даже если последние применяют к должникам противозаконные методы воздействия. В силу норм Федерального закона о коллекторах судебные приставы могут привлекать взыскателей долгов к административной ответственности, но на практике, как было признано всеми заинтересованными сторонами, эта норма в полную силу не работает. Поэтому статья 14.57 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение прав физических лиц при взыскании долгов, практически не применяется.
Дело в том, что у сотрудников ФССП до сих пор не было достаточных прав и возможности проводить расследования по поступающим жалобам должников. Теперь судебные приставы смогут запрашивать необходимую информацию у операторов сотовой связи о числе и времени звонков должникам. Ведь именно это чаще всего является основой доказательной базы по административным делам против коллекторов. Пока приставы не имели необходимых полномочий, суды традиционно отказывались принимать во внимание доказательства, полученные должностными лицами, которые не наделены полномочиями для сбора объяснений и доказательств по административному делу. Теперь сотрудники ФССП при получении обращений должников смогут организовать полноценное административное расследование и установить все обстоятельства нарушения. Поэтому привлекать коллекторов к ответственности, вплоть до исключения из реестра, очевидно будут чаще.
Приставам в России могут разрешить проводить расследования в отношении коллекторов
Отмечается, что при принятии инициативы будут внесены изменения в статью 28.7 КоАП. На такие меры правительство пошло для обеспечения Федеральной службой судебных приставов возможностью осуществлять государственный контроль (надзор) за коллекторами.
На данный момент, коллекторов могут привлечь к административной ответственности за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. Но возможности провести расследование, экспертизу и прочие процессуальные действия — нет.
Депутаты, предложившие инициативу, предлагают установить возможность проведения такого расследования, если права физических лиц были нарушены, до того, как материалы дела попадут в суд.
Ранее «360» писал, что коллекторы в России с 1 января начинают работать по новым правилам. Требовать деньги с должников любыми способами теперь запрещено.
Административное расследование
Понятие административного расследования
Административное расследование — это комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
Административное расследование проводится в случае выявления административных правонарушений в отдельных областях законодательства, перечисленных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, когда имеется необходимость осуществления экспертизы или производства иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.
Перечень правонарушений в отдельных областях законодательства указанный в ст. 28.7 КоАП РФ является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Административное расследование вправе проводить:
- должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, в порядке, установленном ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования такими лицами принимается в виде определения немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ);
- прокурор (п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»). Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).
В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а также копия определения о продлении срока расследования (если такое решение принималось) в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (ч. 3.1, ч. 5.2 ст. 28.7 КоАП РФ).
Порядок проведения административного расследования
Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения (ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ).
Срок административного расследования исчисляется с даты принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении и не может превышать 1 месяц (ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ).
В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:
1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;
2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев;
3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев;
4) решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр — на срок до шести месяцев.
Определение о продлении срока расследования является промежуточным процессуальным актом и подлежит оспариванию совместно с итоговым решением по делу. Предметом самостоятельного обжалования указанное определение быть не может.
В ходе административного расследования могут проводиться процесуальные действия такие как:
- получение объяснений лиц (ст. 26.3 КоАП РФ);
- экспертиза (ст. 26.4 КоАП РФ);
- взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ);
- направление поручений и запросов (ст. 26.9 КоАП РФ);
- истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ).
При этом проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений.
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (п. 6 ст. 28.7 КоАП РФ).
Приставы смогут проводить расследования в отношении коллекторов – законопроект
Правительство РФ внесло на рассмотрение Государственной Думы законопроект, согласно которому судебные приставы смогут проводить административные расследования в отношении юридических лиц, занимающихся профессиональной деятельностью по возврату просроченной задолженности. Об этом говорится в сообщении кабинета министров.
Проект федерального закона о внесении изменения в статью 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях ( КоАП) подготовлен Минюстом в целях обеспечения Федеральной службой судебных приставов возможности реализации в полном объеме полномочий по государственному контролю (надзору) за коллекторами.
Законопроектом предлагается расширить перечень административных правонарушений, предоставляющих должностным лицам полномочия по проведению административного расследования.
В настоящее время согласно положениям КоАП РФ коллекторы могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности (статья 14.57 КоАП).
В то же время в отношении статьи 14.57 КоАП не предусмотрена возможность проведения административного расследования (экспертизы или других процессуальных действий).
Законопроектом предлагается установить возможность проведения такого расследования по факту выявления правонарушений в области защиты прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности до направления материалов административного дела в суд.
«Принятие и реализация законопроекта позволят проводить более тщательное расследование факта административного правонарушения и выявлять все обстоятельства, имеющие значение для правильного и полного его рассмотрения в суде, что, в свою очередь, снизит количество отмененных или прекращенных дел по административным правонарушениям, а также создаст дополнительные условия для обеспечения принципа неотвратимости административного наказания за такие правонарушения», — отмечается в сообщении.
Административное расследование. Нарушения коллекторов
29 июля 2018 года президентом Путиным В.В. был подписан закон, согласно которому в отношении коллекторов может проводиться административное расследование. В связи с этим можем отметить две вещи. Во-первых, о коллекторах власть помнит и продолжает регулировать их деятельность. Во-вторых, проведение административного расследования давно напрашивалось в связи с большими трудозатратами и продолжительностью разбирательства в процессе привлечения коллекторов к административной ответственности и рассмотрения жалоб граждан.
Что же такое административное расследование и когда оно проводится?
Административное расследование – это такое процессуальное разбирательство, которое требует проведения экспертизы или иных процессуальных действий, значительно растянутых во времени.
Возбуждать административное расследование в отношении правонарушений коллекторов вправе судебный пристав. Такое решение оформляется определением. Копии определения о возбуждении административного дела направляются заявителю и в коллекторское агентство, допустившее нарушение законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности (230-й ФЗ).
И самое важное, срок административного расследования. Он составляет один месяц по общему правилу и может быть продлён ещё на месяц.
Для чего же всё-таки проводить административное расследование по привлечению коллекторов к ответственности?
На наш взгляд, ответ кроется в тех действиях коллекторов, которые идут вразрез с действующим законодательством. Исходя из анализа административной практики по привлечению крупных коллекторских агентств к ответственности, можно сделать следующий вывод. Коллекторы, как правило, нарушают закон, общаясь с должником по телефону (неполное представление, психологическое давление и т.п.) и, направляя сообщения должнику (отсутствие всех необходимых данных о кредиторе и агенте, введение должника в заблуждение относительно ответственности за уклонение от оплаты задолженности и т.п.). Такого рода нарушения запросто могут потребовать проведения, скажем, фонографической экспертизы голоса коллектора при общении с должником в целях определения конкретного нарушителя.
Более того, не секрет, что юристы любого коллекторского агентства заинтересованы в затягивании разбирательства и не спешат с ответом. Таким образом, в целях более оперативного рассмотрения жалоб на коллекторов сотрудники ФССП зачастую выезжают по адресу коллекторского агентства. Это, разумеется, негативно сказывается на количестве рассмотренных жалоб.
Таким образом, возможность для ФССП проводить административное расследование нарушений коллекторов 230-го закона безусловно является положительным сигналом. Это существенно увеличит качество работы судебных приставов, избавив их от ограничений во времени, а также предоставив доступ к проведению необходимых дополнительных исследований. Возможность проведения административного расследования может позволить качественно собрать необходимую доказательственную базу и принять справедливое решение в виде составления административного протокола или постановления о прекращении дела.
Приставы получат право проводить административные расследования в отношении коллекторов
Видео (кликните для воспроизведения). |
В третьем чтении Государственная Дума одобрила проект закона, в соответствии с которым служба судебных приставов может проводить административные расследования в отношении юрлиц, занимающихся возвращением просроченных задолженностей.
Изменения вносятся в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Этим проектом закона увеличивается перечень административных правонарушений, которые позволяют должностным лицам проводить административные расследования.
По состоянию на сегодняшний день, в соответствии с положениями КоАП, коллекторские агентства могут привлекаться к административной ответственности в случае совершения правонарушений, предусмотренных законом о защите прав физических лиц, которые были совершены в процессе взыскания просроченной задолженности. Однако при этом сегодня запрещено проведение административного расследования в отношении коллекторов.
Но благодаря внесенным в статью 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях изменений, данное действие станет возможным.
МОСКВА, 26 дек — РАПСИ. Правительственная комиссия одобрила поправки, которые дадут судебным приставам право проведения административного расследования в отношении коллекторов.
«Поправки разрешат приставам контролировать юридические лица, которые занимаются возвратом просроченной задолженности. Только представьте, за первую половину 2017 года было принято к рассмотрению более 6 тысяч 723 дел, связанных с произволом «коллекторов». Законопроект же предполагает еще до направления административного дела в суд предусмотреть возможность проведения расследования нарушений в деятельности по возврату просроченной задолженности. То есть, при принятии этого законопроекта у судебных приставов появится рычаг противодействия недобросовестным коллекторским компаниям», — пояснил РАПСИ член правительственной комиссии по законопроектной деятельности, председатель правления ассоциации юристов Владимир Груздев.
С 1 января 2017 года в России вступил в силу Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», которые запрещают коллекторам при возврате долгов применять методы, опасные для жизни и здоровья людей, оказывать психологическое давление на должника и иных лиц, использовать выражения и совершать иные действия, унижающие честь и достоинство должника и иных лиц.
Приставы смогут проводить расследования в отношении коллекторов – законопроект
Правительство РФ внесло на рассмотрение Государственной Думы законопроект, согласно которому судебные приставы смогут проводить административные расследования в отношении юридических лиц, занимающихся профессиональной деятельностью по возврату просроченной задолженности. Об этом говорится в сообщении кабинета министров.
Проект федерального закона о внесении изменения в статью 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях ( КоАП) подготовлен Минюстом в целях обеспечения Федеральной службой судебных приставов возможности реализации в полном объеме полномочий по государственному контролю (надзору) за коллекторами.
Законопроектом предлагается расширить перечень административных правонарушений, предоставляющих должностным лицам полномочия по проведению административного расследования.
В настоящее время согласно положениям КоАП РФ коллекторы могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности (статья 14.57 КоАП).
В то же время в отношении статьи 14.57 КоАП не предусмотрена возможность проведения административного расследования (экспертизы или других процессуальных действий).
Законопроектом предлагается установить возможность проведения такого расследования по факту выявления правонарушений в области защиты прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности до направления материалов административного дела в суд.
«Принятие и реализация законопроекта позволят проводить более тщательное расследование факта административного правонарушения и выявлять все обстоятельства, имеющие значение для правильного и полного его рассмотрения в суде, что, в свою очередь, снизит количество отмененных или прекращенных дел по административным правонарушениям, а также создаст дополнительные условия для обеспечения принципа неотвратимости административного наказания за такие правонарушения», — отмечается в сообщении.
Приставы смогут проводить расследования в отношении коллекторов – законопроект
Правительство РФ внесло на рассмотрение Государственной Думы законопроект, согласно которому судебные приставы смогут проводить административные расследования в отношении юридических лиц, занимающихся профессиональной деятельностью по возврату просроченной задолженности. Об этом говорится в сообщении кабинета министров.
Проект федерального закона о внесении изменения в статью 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях ( КоАП) подготовлен Минюстом в целях обеспечения Федеральной службой судебных приставов возможности реализации в полном объеме полномочий по государственному контролю (надзору) за коллекторами.
Законопроектом предлагается расширить перечень административных правонарушений, предоставляющих должностным лицам полномочия по проведению административного расследования.
В настоящее время согласно положениям КоАП РФ коллекторы могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности (статья 14.57 КоАП).
В то же время в отношении статьи 14.57 КоАП не предусмотрена возможность проведения административного расследования (экспертизы или других процессуальных действий).
Законопроектом предлагается установить возможность проведения такого расследования по факту выявления правонарушений в области защиты прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности до направления материалов административного дела в суд.
«Принятие и реализация законопроекта позволят проводить более тщательное расследование факта административного правонарушения и выявлять все обстоятельства, имеющие значение для правильного и полного его рассмотрения в суде, что, в свою очередь, снизит количество отмененных или прекращенных дел по административным правонарушениям, а также создаст дополнительные условия для обеспечения принципа неотвратимости административного наказания за такие правонарушения», — отмечается в сообщении.
Запретные звонки
Соответствующие поправки предлагается внести в Кодекс об административных правонарушениях. Напомним, в этом году вступил в силу закон, который ввел строгие правила для коллекторов. А контролирует их деятельность Федеральная служба судебных приставов. Заниматься бизнесом по взысканию долгов могут только организации, официально включенные в реестр Федеральной службы судебных приставов.
Как напоминают в минюсте, в Кодексе об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований закона при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
Но полномочий проводить административное расследование у приставов нет. И времени, чтобы оформить все как положено, собрав доказательства, не хватает.
«Законопроектом предлагается включить правонарушения при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности в перечень тех, по которым срок для административного расследования составляет 30 дней», — поясняют представители минюста.
Сейчас у приставов нет полномочий получать необходимую информацию от операторов сотовой связи. Сотовые компании чаще всего отвечают отказом. В случае принятия инициативы, по словам экспертов пристав сможет запросить все нужные сведения у сотового оператора: действительно ли нарушители непозволительно часто звонили должнику. Смогут приставы и брать объяснения у третьих лиц. Скажем, родственников должника.
Приставы смогут проводить административное расследование в отношении коллекторов
Правительство закрепит за приставами возможность проводить административное расследование в отношении коллекторов. Как стало известно «Газете.Ru», соответствующий законопроект «О внесении изменений в статью 28.7 КоАП» одобрен в понедельник, 25 декабря, на правительственной комиссии по законопроектной деятельности.
Документ разработан Минюстом и согласован с Минфином и ФССП (Федеральной службой судебных приставов). Ожидается, что он будет внесен в Госдуму в начале следующего года.
Необходимость принятия документа объясняется защитой россиян от опасных для жизни и здоровья методов по взысканию просроченной задолженности со стороны коллекторов.
Только за первое полугодие этого года ФССП зафиксировала около 7 тысяч обращений от граждан, связанных с деятельностью коллекторов, и количество таких обращений растет, отмечается в пояснительной записке к законопроекту (есть в распоряжении «Газеты.Ru»).
ФССП не может получить нужную информацию, например, от операторов сотовой связи, чтобы «подтвердить количество состоявшихся телефонных переговоров либо отправленных сообщений» со стороны коллекторов в адрес должников.
«Операторы сотовой связи чаще всего отказываются в предоставлении соответствующей информации, ссылаясь на законодательство Российской Федерации о защите персональных данных», — отмечается в пояснительной записке.
Реализация законопроекта позволит проводить более тщательное расследование факта выявления административного правонарушения, выявлять все обстоятельства, имеющие значение для правильного и полного его рассмотрения в суде, резюмируется в документе.
Как поясняет «Газете.Ru» глава Ассоциации юристов России Владимир Груздев, законопроект, прежде всего, затронет деятельность так называемых «серых» коллекторов. По его словам, за деятельностью включенных в реестр ФССП легальных коллекторских агентств и осуществляется эффективный надзор. На данный момент в реестре ФССП — 170 коллекторских агентств.
«Привлечение к ответственности так называемых серых коллекторских агентств, которые ведут свою деятельность без включения в реестр, пока остается проблематичным. По закону у таких компаний нет никакого права заниматься взысканием долгов, за это грозят высокие административные штрафы. Но для привлечения к ответственности приставам необходимо собрать материал, доказывающий нарушения», — отмечает он.
Были прецеденты, когда суды отказывались принимать такие объяснения в качестве доказательств, так как они собирались неуполномоченными должностными лицами, говорит Груздев. Предоставление права на административное расследование позволит приставам, по его словам, усилить защиту граждан.
Данная инициатива в теории весьма полезная, но на практике она вряд ли будет работать, комментирует юрист судебно-аналитического отдела Heads Consulting Александра Елизарова.
«ФССП на сегодняшний день и так крайне перегружена: приставы не справляются с теми объемами работы, которые поступают ежедневно. Это приводит в целом к проблемам с исполнительным производством, поэтому наделять их полномочиями еще и по контролю за коллекторскими агентствами бессмысленно, на защите граждан от произвола коллекторов это вряд ли серьезно отразится», — добавляет она.
ФССП перегружена и ресурсов проводить расследования у них нет, то есть принципиально ничего не изменится,
соглашается Дмитрий Клеточкин, партнер юридической компании »Рустам Курмаев и партнеры».
В ФССП на запрос «Газеты.Ru», хватит ли у службы судебных приставов ресурсов, чтобы осуществлять административное расследование, ответили, что «служба судебных приставов не осуществляет нормативно-правовое регулирование своей деятельности». Эти функции возложены на правительство и Министерство юстиции, добавили в пресс-службе ФССП.
Москве не хватает на шоппинг, России — на еду
Коллекторы, которые входят в реестр ФССП, опасаются, что законодательные новеллы скажутся и на их деятельности.
Член совета Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Сергей Шпетер рассказал «Газете.Ru», что в 2018 году банки, микрофинансовые организации и коллекторские агентства совместно с ФССП планируют внести ряд поправок в 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности».
После этого не будет возникать вопросов и противоречий, считать ли то или иное действие нарушением закона или нет. Сейчас разночтения иногда случаются, добавляет эксперт.
В свою очередь, финансовый омбудсмен Павел Медведев пояснил «Газете.Ru», что к нему часто обращаются заемщики с жалобами на действия коллекторов. Но если это легальные коллекторы, то последующие обращения в ассоциацию или на горячую линию позволяют решить проблему. «Если же это бандиты, то ничего не поможет, кроме эффективной работы полиции», — считает он.
Приставы смогут проводить расследования в отношении коллекторов
Правительство внесло в Госдуму проект поправок в КоАП РФ (законопроект № 371567-7), которыми предлагается до направления материалов административного дела в суд предусмотреть возможность проведения административного расследования по факту выявления правонарушений в области защиты прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
Поправки поспособствуют урегулированию процесса проведения административного расследования. В частности, будет устранена проблема с истребованием сведений, необходимых для разрешения дела. Так, должностное лицо ФССП России получит полномочия получать необходимую информацию от операторов сотовой связи, чтобы подтвердить количество состоявшихся телефонных переговоров либо отправленных сообщений.
В данное время операторы чаще всего отказывают в предоставлении соответствующей информации, ссылаясь на законодательство РФ о защите персональных данных. Приводя конкретные примеры, авторы инициативы указали на решение по апелляционной жалобе ООО «Сентинел Кредит Менеджмент» на решение Арбитражного суда Красноярского края. В частности, судом апелляционной инстанции при рассмотрении жалобы не были учтены показания третьих лиц, с которыми осуществлялось взаимодействие, направленное на возврат просроченной задолженности, поскольку они отбирались должностными лицами, не имеющими полномочий для сбора объяснений и доказательств по делу об административном правонарушении. Таким образом, все обстоятельства и доказательства, собранные по делу в рамках рассмотрения обращения заявителя, судом апелляционной инстанции приняты как ничтожные.
На стадии разработки законопроекта эксперты «АГ» оценили его положительно. В частности, советник юстиции РФ третьего класса Алексей Шарон пояснил, что необходимость предлагаемых изменений назрела в ходе исполнения новой для ФССП функции, заключающейся в контроле за деятельностью коллекторских агентств.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Кроме того, председатель Ассоциации профессиональных взыскателей Вадим Супрун отметил, что речь идет не столько о соблюдении баланса интересов должника и взыскателя, существенно изменившихся после начала действия Федерального закона № 230-ФЗ, сколько о необходимости наделения приставов полномочиями получения информации, необходимой для принятия решения о виновности коллектора и ее степени.
Источники
Терехова, Ю. К. Корпоративный юрист. Правовое сопровождение предприятия. Практическое пособие / Ю.К. Терехова. — М.: Дашков и Ко, Вест Кей, 2015. — 222 c.
Хаймович, М. И. Правоведение. Основы правовых знаний / М.И. Хаймович. — М.: РИОР, Инфра-М, 2013. — 304 c.
Майринк, Густав Кабинет восковых фигур / Густав Майринк. — М.: Terra Incognita, 2015. — 304 c.- Оксамытный, В.В. Теория государства и права. Гриф МО РФ / В.В. Оксамытный. — М.: Камерон, 2004. — 246 c.
- Веденин, Н.Н. Земельное право; М.: Юриспруденция; Издание 4-е, перераб. и доп., 2012. — 192 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.