Анализ оказания платных услуг в сфере образования

Полная информация на тему: "Анализ оказания платных услуг в сфере образования" в помощь грамотному гражданину.

Устанавливаем цены на платные услуги в школах

Стенечкина А. К., эксперт по бюджетному учету

Законодатели планируют отменить плату за группу продленного дня в школе. Кроме того, будет существенно изменен подход к дополнительному образованию детей, в том числе на платной основе. Поэтому поговорим об актуальном для школ расчете цены на платные услуги.

Объединение учебных учреждений

В настоящий момент в некоторых городах, например в Москве, для оптимизации работы системы образовательных учреждений региональные власти проводят их преобразование.

В частности, учреждения дополнительного образования детей становятся структурными подразделениями общеобразовательных школ.

После прохождения процедуры присоединения школьной администрации необходимо учитывать, что не все услуги дополнительного образования детей могут быть платными.

Так, например, востребованные (массовые) занятия могут финансироваться за счет средств соответствующего бюджета.

Однако не все услуги можно включить в муниципальное (государственное) задание.

В таком случае кружки могут работать на платной основе.

Расчет цены услуги

По общему правилу, прописанному в статье 424 Гражданского кодекса РФ, исполнение договора оплачивается по цене, предусмотренной соглашением сторон.

В силу статьи 709 Гражданского кодекса РФ, которая применяется к договорам возмездного оказания услуг (ст. 783 Гражданского кодекса РФ), в цену договора подряда входит:

  • компенсация издержек подрядчика;
  • причитающееся ему вознаграждение.

Таким образом, в договоре оказания платных услуг цена определяется его сторонами и включает в себя вознаграждение учреждения и его издержки. Как правило, издержки рассчитываются на основании калькуляции, покрывающей расходы:

  • на заработную плату педагогам (согласно штатному расписанию);
  • на коммунальные услуги;
  • на содержание имущества.

Нюансы платы за образовательные услуги

В настоящее время Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержит норм, регламентирующих порядок формирования стоимости платных образовательных услуг по дополнительным общеразвивающим программам. При этом часть 3 статьи 54 Закона № 273-ФЗ вообще ограничивает увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора. Исключение – повышение стоимости услуг с учетом уровня инфляции.

А вот возможность уменьшения стоимости услуг для отдельных категорий обучающихся предусмотрена частью 5 статьи 54 Закона № 273-ФЗ.

Снизить ее можно за счет собственных средств организации, в том числе полученных:

  • от приносящей доход деятельности;
  • от добровольных пожертвований;
  • от целевых взносов физических или юридических лиц.

Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом учреждения. На уровне учреждения, оказывающего платные услуги, должны быть разработаны и другие локальные акты, в частности:

  • положение об оказании платных образовательных услуг;
  • порядок ценообразования и расчетов за оказание платных образовательных услуг.

При разработке указанных актов необходимо учитывать принадлежность и тип учреждения.

Муниципальные и государственные учреждения

При оказании платных услуг муниципальными учреждениями независимо от их типа, согласностатье 424 Гражданского кодекса РФ, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то:

  • государственными органами;
  • органами местного самоуправления.

Аналогичного полномочия в отношении государственных образовательных учреждений у органов государственной власти нет.

Таким учреждениям вопросы установления цены необходимо решать исходя из своего типа.

Казенные и автономные учреждения

У федеральных казенных и автономных учреждений нет централизации в определении стоимости платных услуг. При этом их учредители и так имеют много способов влияния на цену: от полного регулирования цены каждой услуги до предоставления полной самостоятельности.

Однако нормативно-правовые акты, ограничивающие самостоятельность казенных учреждений при назначении цены на платные услуги, принимаются на региональном уровне. Например, порядок определения цен (тарифов) на услуги, оказываемые государственными учреждениями Краснодарского края, утверждается соответствующим органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 2 Закона Краснодарского края от 7 августа 2000 г. № 305-КЗ). Соответственно Порядок установления цен (тарифов) на услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства образования и науки Краснодарского края, за плату утвержден приказом Минобрнауки Краснодарского края от 2 июля 2014 г. № 2950.

Бюджетные учреждения

Порядок определения платы на услуги бюджетного учреждения устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Приказом Минобрнауки России от 20 декабря 2010 г. № 1898 введен в действие Порядокопределения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минобрнауки России, оказываемые ими:

  • сверх установленного государственного задания;
  • в пределах установленного государственного задания (в случаях, предусмотренных федеральными законами).

Как показывает практика, региональные учредители, установившие порядок определения платы за образовательные услуги, обычно не идут по пути воспроизведения норм порядка, утвержденногоприказом № 1898. Чаще всего основой служит Порядок определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минфина России, для граждан и юридических лиц (утвержденприказом Минфина России от 30 августа 2010 г. № 423).

Обратите внимание: если в группе продленного дня оказываются образовательные услуги, не входящие в основную образовательную программу, то их следует оформить как дополнительное образование. При этом оплату за дополнительное образование необходимо отделять от тех сумм, что вносят родители за пребывание детей в группе продленного дня.Такой вывод следует из Методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня. Они направлены письмом Минобрнауки России от 24 сентября 2014 г. № 08-1346.

Читайте так же:  Можно ли подарить купленную квартиру сразу после покупки

Оплата труда педагогов

В настоящее время ставка педагога в сфере дополнительного образования детей выражается в часах педагогической нагрузки. При этом нагрузка определяется продолжительностью занятий в группах (индивидуально), которая установлена образовательной программой в соответствии с нормами СанПиН. В частности, рекомендуемая наполняемость групп приведена в приложении 3 к СанПиН 2.4.4.1251-03 и составляет в среднем 10–15 человек.

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников установлена приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075. При этом, согласно пункту 2 примечаний к части 1 приложения к приказу № 2075, для учителей, преподавателей, педагогов, старших педагогов, занятых в сфере допобразования детей, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений регулируются статьей 144 Трудового кодекса РФ. Во всех учреждениях системы оплаты труда регламентируются:

  • коллективными договорами и соглашениями;
  • локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами.

Региональные и муниципальные учреждения дополнительно руководствуются законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Кроме того, муниципальные учреждения принимают во внимание и акты органов местного самоуправления.

При этом заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже введенных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом:

  • Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
  • государственных гарантий по оплате труда;
  • рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 Трудового кодекса РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

В так называемых майских указах, в том числе в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597, никаких специальных мер относительно педагогов дополнительного образования заявлено не было. Их средняя заработная плата должна быть доведена до уровня не ниже среднего для учителей конкретного региона в соответствии:

  • с Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761;
  • с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р.

Эти документы позволяют соответствующим органам утверждать порядки и условия выплат педагогам дополнительного образования детей в целях доведения их средней заработной платы до средней заработной платы учителей.

Стоимость образовательных услуг, прописанная в договоре, не может увеличиваться. Исключение – индексация цен в связи с инфляцией.

Анализ учебно-воспитательной работы мбоу «сош №4»

АНАЛИЗ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Оказание платных дополнительных образовательных услуг становится все более важным направлением деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений в условиях рыночной экономики и реформирования российского образования. Именно платные дополнительные образовательные услуги способствуют более полному удовлетворению возрастающих потребностей населения в образовании в условиях недостаточного финансового обеспечения за счет бюджетных средств. В соответствии с п. 4 ст. 50 Закона «Об образовании» обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг. В свою очередь, муниципальные образовательные учреждения согласно п. 1 ст. 45 названного закона также имеют право оказывать данные услуги. Обратим особое внимание, что для той и другой стороны предоставление платных образовательных услуг является правом, а не обязанностью.

С 01 февраля 2012 года в образовательном учреждении организована деятельность по оказанию дополнительных платных образовательных услуг.

Платные образовательные услуги – это образовательные услуги, оказываемые сверх основной образовательной программы, гарантированной федеральным государственным образовательным стандартом. Они предоставляются с целью всестороннего удовлетворения потребности населения, улучшения качества услуг, привлечения дополнительных финансовых средств для их обеспечения, развития и совершенствования, расширения материально-технической базы учреждения.

Основными задачами, решаемые образовательным учреждением при реализации платным дополнительных образовательных услуг, являются:

насыщение рынка образовательными услугами;

более полное обеспечение права обучающихся и других граждан на образование;

реализация дополнительных образовательных программ;

адаптация и социализация дошкольников, учащихся;

подготовка к поступлению в средние и высшие учебные заведения;

развитие творческих способностей, оздоровление учащихся;

привлечение школой дополнительных источников финансирования.

Планирование деятельности по оказанию дополнительных платных образовательных услуг осуществлялось с учетом запросов и потребностей участников образовательного процесса и возможностей учреждения.

Образовательным учреждением была проведена большая предварительная работа по формированию дополнительных платных образовательных услуг:

изучен спрос в дополнительных платных образовательных услуг, определен предполагаемый контингент обучающихся и воспитанников.

Внесены изменения в Устав образовательного учреждения.

Разработана нормативно-правовая база (Положение «Об организации деятельности по оказанию дополнительных платных образовательных услуг МБОУ «СОШ №4», Положение «О порядке оплаты труда работников МБОУ «СОШ №4», привлеченных на договорной основе к выполнению работ по предоставлению дополнительных платных образовательных услуг»)

Созданы необходимые условия для предоставления дополнительных платных образовательных услуг с учетом требований по охране и безопасности здоровья обучающихся и воспитанников в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами.

Издан приказ об организации дополнительных платных образовательных услуг и назначен ответственный за организацию платных образовательных услуг (Узденова Л.С.)

Оформлены дополнительные соглашения к трудовому договору с работниками, оказываемыми платные образовательные услуги; разработаны должностные инструкции.

Составлен и утвержден учебный план, разработаны учебные программы, расписание занятий.

Заключены договоры с потребителями и заказчиками.

Утверждено штатное расписание, смета доходов и расходов.

Перечень и стоимость дополнительных платных образовательных услуг утверждены решением сессии местного самоуправления.

Дополнительные образовательные услуги в наибольшей степени были востребованы по следующим видам дополнительных платных образовательных услуг:

Анализ оказания платных услуг в сфере образования

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Читайте так же:  Единый налог на вмененный доход - система налогообложения

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10 сентября 2013 г. № 01-50-377/11-555 О соблюдении прав граждан при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг общеобразовательными организациями субъектов РФ

Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) по результатам обобщения данных о ситуации по соблюдению прав граждан при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных организациях, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, а также анализа обращений граждан, поступивших в Рособрнадзор, были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации об образовании в части обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в части взимания денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся на деятельность по содержанию и охране зданий образовательных учреждений, материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса, приобретению учебников и учебных пособий.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Также информируем, что согласно части 2 статьи 101 Федерального закона платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706, вступившим в силу с 1 сентября 2013 года, утверждены Правила оказания платных образовательных услуг.

Вместе с тем необходимо отметить следующее.

Рособрнадзором в 2012 году был проведен мониторинг с целью совершенствования работы по обеспечению соблюдения прав граждан при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях.

По итогам мониторинга установлено, что при осуществлении государственного контроля (надзора) в области образования, в отношении образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, были выявлены следующие нарушения:

в договорах с потребителями отсутствует перечень (виды) образовательных услуг, порядок их оплаты;

на информационных стендах образовательных учреждений отсутствует необходимая информация об оказываемых платных дополнительных образовательных услугах;

отсутствует утвержденный учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий платных дополнительных образовательных услуг;

не разработаны и не утверждены рабочие программы учебных курсов и дисциплин;

уставы образовательных учреждений не регламентируют порядок предоставления платных дополнительных образовательных услуг;

на официальных сайтах образовательных учреждений в сети «Интернет» не в полном объеме размещена информация о платных дополнительных образовательных услугах;

оказываются платные дополнительные образовательные услуги, предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами;

проводятся учебные занятия за счет часов, отведенных в основных образовательных программах на факультативные, индивидуальные и групповые занятия, для организации курсов по выбору обучающихся;

реализуемые платные дополнительные образовательные услуги не имеют калькуляции (стоимости);

форма договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг не соответствует Примерной форме договора, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.07.2003 № 2994.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, анализ обращений граждан Российской Федерации, поступающих в Рособрнадзор позволяет сделать вывод о том, что взимание с родителей (законных представителей) обучающихся денежных средств на охрану общеобразовательных учреждений, их материально-техническое оснащение, проведение ремонта, приобретение учебников и методической литературы педагогам осуществляется, как правило, за счет добровольных пожертвований родителей, вносимых с определенной периодичностью в фиксированной сумме.

На основании вышеизложенного, в целях исполнения законодательства Российской Федерации, направленного на обеспечение общедоступности и бесплатности общего образования, и во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам совещания «Об итогах 2012/13 учебного года и модернизации региональных систем общего образования» от 6 июня 2013 г. № Пр-1393 Рособрнадзор предлагает:

I. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования:

1. Разработать комплекс мер, направленных на устранение указанных нарушений, и довести его до руководителей подведомственных общеобразовательных учреждений, должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих полномочия в сфере образования, руководителей образовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также педагогических работников указанных образовательных организаций.

2. Исключить возможность проявления коррупционных факторов при приеме на обучение в общеобразовательные организации.

3. Обеспечить соблюдение действующего законодательства при оказании образовательными организациями платных дополнительных образовательных услуг, а также при организации функционирования образовательных организаций и обеспечении образовательного процесса.

II. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования:

При осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования включать в перечень вопросов, подлежащих проверке, вопросы об оказании платных образовательных услуг, привлечении и расходовании добровольных пожертвований и целевых взносов физических лиц.

Читайте так же:  Как правильно распределить имущество недействующего юридического лица? Практические рекомендации

Обращаем внимание, что в случае выявления нарушений правил оказания платных образовательных услуг, органом по контролю и надзору в сфере образования возбуждается дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 19.30).

А.А. Музаев

Обзор документа

Рособрнадзором выявлены нарушения гарантий и прав граждан в сфере образования. Отмечены случаи взимания с родителей (законных представителей) средств на содержание и охрану учреждений, на обеспечение образовательного процесса, на приобретение учебников и пособий, на игрушки.

Новый Закон об образовании закрепляет право на общедоступное и бесплатное образование в муниципальных учреждениях. Местным бюджетам выделяются субвенции, в том числе на оплату труда, на покупку игрушек, учебников и т. д. по нормативам, определяемым на региональном уровне.

Содержанием зданий и сооружений, обустройством прилегающих к ним территорий должны заниматься органы местного самоуправления.

Обращается внимание, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо тех, которые финансируются за счет бюджетных средств.

Рассмотрены результаты мониторинга деятельности по оказанию платных дополнительных образовательных услуг за 2012 г. Были выявлены определенные нарушения. Так, в договорах с потребителями отсутствует перечень (виды) услуг, порядок их оплаты. Не утверждены рабочие программы учебных курсов и дисциплин. Уставы учреждений не регламентируют порядок предоставления услуг. Последние не имеют калькуляции (стоимости).

На основании изложенного региональным органам власти даны рекомендации по устранению данных нарушений и принятию мер по недопущению их в будущем.

Виды и перечень платных образовательных услуг в документах бюджетной организации

Статьи по теме

О видах платных образовательных услуг в нормативных актах

Порядок оказания и виды платных образовательных услуг образовательными бюджетными учреждениями регулируется, с одной стороны, нормативными актами об образовании, с другой стороны, гражданским законодательством о деятельности некоммерческих организаций и правовыми нормами о правах потребителей.

Понятно, что виды образовательных услуг, которые бюджетные учреждения могут оказывать за плату , должны регулироваться законом, поскольку они являются основной деятельностью организации и предоставляются по большей части бесплатно. Законом «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.1996 статья 9.2 утверждено, что бюджетные учреждения могут оказывать платные услуги в пределах государственного (муниципального) задания, то есть, образовательные услуги, которые относятся к основным видам деятельности.

При этом указано, что такие услуги должны быть предусмотрены в учредительных документах. Единственным условием, как определяется в статье, является одинаковые условия при оказании одних и тех же услуг, то есть, на одну и ту же услугу нельзя устанавливать разные цены. Также, в статье 9.2 указано, что в уставе бюджетного учреждения содержится исчерпывающий перечень видов деятельности, которые оно может осуществлять в соответствии с целями создания, соответственно, для образовательного учреждения – это перечень платных образовательных услуг.

Так же трактует вопрос о перечне платных услуг Гражданский Кодекс РФ, стать 298, где указывается, что такие услуги должны соответствовать цели создания организации, и их перечень должен содержаться в уставе организации.

Виды платных образовательных услуг в структуре системы образования

В статье 10 закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ» изложена структура системы образования. С целью обеспечить непрерывное образование граждан на протяжении всей жизни, а также с учетом уже имеющихся образования, квалификации и опыта, все образование делится на общее, профессиональное и дополнительное, эти виды могут сочетаться на любом возрастном этапе. В каждом виде имеются уровни: дошкольное, начальное, основное, среднее общее образование; среднее, высшее (бакалавриат, магистратура, аспирантура) профессиональное образование; образование для детей, взрослых и профессиональное обучение – уровни дополнительного образования.

Таким образом, дополнительное образование встраивается на любом этапе общего и профессионального образования. При реализации различных образовательных программ, бюджетное учреждение может на любом уровне включать различные виды платных образовательных услуг, как дополнительное образование.

При этом, виды образовательных услуг, которые финансируются из бюджета, не могут быть заменены платными.

Для организации платных услуг важно понимать, что закон не ограничивает учреждение в выборе образовательных программ, на которые оно может получить лицензию и предлагать в качестве дополнительного курса за плату. Таким образом, дошкольные учреждения могут реализовать общеобразовательные программы в виде платных образовательных услуг. Также, общеобразовательные школы могут предлагать программы дошкольного образования, организации дополнительного образования – программы профессионального обучения, дошкольного образования. В рамках всех этих программ возможно оказание платных услуг.

Есть один вид платных образовательных услуг, на который не нужно получать лицензию, это оказание разовых услуг, такие как семинары, вебинары, лекции, по результатам которых не предусмотрена выдача документа об образовании.

В статье 75 федерального закона об образовании «Дополнительное образование для детей и взрослых» указаны следующие виды образовательных программ, в соответствии с которыми возможна организация различных видов платных образовательных услуг. Программы дополнительного образования делятся на общеразвивающие (для детей и для взрослых) и предпрофессиональные (в сфере искусств и спорта, только для детей).

Вопросы содержания и сроков обучения по таким программам относятся законом к компетенции образовательной организации. Общеразвивающие программы не регламентируются в законе. Что касается предпрофессиональных образовательных программ, то их реализация регламентирована в статьях 83 и 84 закона, где описано, каким образом интегрированные образовательные программы для детей, одаренных в области искусств или спорта, реализуются в общей системе образования.

В заключение следует отметить, что законодательная база и структурные изменения в системе образования предоставляет бюджетным учреждениям большую свободу в организации и выборе видов платных образовательных услуг. Перечень платных образовательных услуг не спускается сверху авторитарно, а складывается на основе разработанных и принятых в организации образовательных программ, а этот процесс опирается на запрос потребителя, с одной стороны, и на стремление организаций предоставлять качественное, гармоничное образование на всех уровнях – с другой стороны

Читайте так же:  Исковое заявление о признании договора дарения недействительным

Анализ оказания платных услуг в сфере образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 октября 2002 года N 31ю-31нн-40/31-09

[О Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования]

Во исполнение пункта 3 приказа Минобразования России от 03.06.2002 N 2051 «О взаимодействии Минобразования России с органами управления субъектов Российской Федерации по контролю за соблюдением вузами и филиалами лицензионных требований и условий» Минобразование России ректорам (директорам) образовательных учреждений, руководителям предприятий, учреждений и организаций, подведомственных Министерству образования Российской Федерации, органам управления субъектов Российской Федерации направило для использования в работе Методические рекомендации по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования в качестве методического обеспечения.

[3]

Первый заместитель министра
Г.А.Балыхин

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по заключению договоров для оказания платных
образовательных услуг в сфере образования

1. Общие положения

2. Информация об образовательной деятельности

3. Порядок заключения договора

Приложение. Договор на оказание платных образовательных услуг

Приложение
к Методическим рекомендациям
по заключению договоров на оказание
платных образовательных услуг
в сфере образования

ДОГОВОР N ___
на оказание платных образовательных услуг

Платные образовательные услуги: бухгалтерский и налоговый аспекты

А.Л. Опальская, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита
Института экономики и управления Минэкономразвития России (г. Москва)

Новый закон об образовании, который вступает в силу с 1 сентября, предусматривает возможность оказания платных образовательных услуг, в том числе для детей. При этом нужно правильно учесть поступающие от родителей (представителей) детей средства в бухгалтерском и налоговом учете. Рассмотрим, как это сделать.

Возможность взимания платы

С 1 сентября 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статьей 101 этого закона предусмотрено осуществление образовательной деятельности за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании им платных образовательных услуг.

При этом следует помнить, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Правила оказания платных образовательных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (далее – Правила).

В уставах государственных и муниципальных образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций указываются перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления (п. 3 Правил).

К платным образовательным услугам, которые предоставляются государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся:

– обучение по дополнительным образовательным программам;

– преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

– репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов, подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся;

Установление размера платы

Предоставление платных услуг образовательными учреждениями осуществляется на основании договора. Его условиями должны быть предусмотрены размер платы и порядок оплаты таких услуг.

Примерные формы договоров на оказание платных образовательных услуг утверждены приказами Минобразования России:

– от 28 июля 2003 г. № 3177 – для сферы профессионального образования;

– от 10 июля 2003 г. № 2994 – для сферы общего образования.

Размер платы за оказанные образовательные услуги устанавливается бюджетными и автономными образовательными учреждениями самостоятельно. Обратимся к пункту 5 Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания… утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 декабря 2010 г. № 1898. Там указано, что размер платы определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат, необходимых для оказания соответствующих платных услуг, с учетом требований к качеству оказания платных услуг и конъюнктуры рынка.

Бухгалтерский учет поступлений

В соответствии с заключенными договорами в учете начисляются доходы с использованием счета 205 00 «Расчеты по доходам», который предназначен для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат.

Это закреплено в пункте 197 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н.

Расчеты по суммам доходов от выполнения работ, оказания услуг отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:

– казенные учреждения учитывают суммы на счете 1 205 31 000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг»;

– бюджетные – на счете 2 205 31 000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг»;

– автономные учреждения – на счете 0 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг».

Аналитический учет расчетов по поступлениям ведется в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам (группам плательщиков) и соответствующим им суммам расчетов в карточке учета средств и расчетов и (или) в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам.

Отражение операций по счету осуществляется в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам.

Применение ККТ при наличных расчетах

Оплата в соответствии с договором за оказание платных услуг производится денежными средствами в кассу учреждения, через банк или платежными картами.

[1]

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54‑ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» определено, что организации могут осуществлять наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт с населением без применения контрольно-кассовой техники.

Читайте так же:  Почему задерживают выдачу трудовой книжки после увольнения и как решить эту проблему

Но только при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности.

Важным моментом является тот факт, что порядок оплаты (наличным или безналичным расчетом) необходимо прописать в договоре с заказчиком образовательной услуги в соответствии с пунктом 14 Правил.

В случае приема наличных денежных средств уполномоченными лицами последние ежедневно сдают в кассу учреждения денежные средства, оформленные реестром сдачи документов, с приложением квитанций (копий).

Форма квитанции (ф. 0504510) утверждена приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Применение приходного кассового ордера предусмотрено пунктом 3.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утверждено Банком России 12 октября 2011 г. № 373-П). Приходный кассовый ордер применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как в условиях методов ручной обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники.

При поступлении денежных средств в учете составляются бухгалтерские записи с использованием счетов 201 01 «Денежные средства учреждения на счетах» в журнале операций с безналичными денежными средствами или 201 34 «Касса» в журнале операций с безналичными денежными средствами.

Налогообложение платных услуг

Рассмотрим порядок налогообложения средств от оказания платных образовательных услуг.

Налог на добавленную стоимость

Этим налогом не облагаются услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими образовательными организациями, по реализации общеобразовательных и профессиональных образовательных (основных и дополнительных программ), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Такая льгота прописана в подпункте 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

При этом, по мнению автора, платный отбор детей для поступления в школу или кружок вряд ли является предметом реализации образовательных программ в учреждении, указанном в лицензии. Поэтому с данной суммы необходимо начислить и уплатить НДС во избежание разногласий с налоговыми органами.

[2]

Налог на прибыль

Доходы, полученные образовательным учреждением от оказания платных услуг, включаются в состав налогооблагаемого дохода в соответствии с установленным методом признания выручки для целей налогового учета (кассовый или метод начисления). При этом следует помнить, что кассовый метод для целей налогового учета могут применять только те учреждения, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость не превысила 1 млн руб. за каждый квартал (п. 1 ст. 273 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 284 Налогового кодекса РФ учреждения, ведущие образовательную и (или) медицинскую деятельность, могут применять ставку по налогу на прибыль в размере 0 процентов.

Правда, только при соблюдении условий, перечисленных в пунктах 1, 3 статьи 284.1 Налогового кодекса РФ. Они таковы:

– вид образовательной деятельности учреждения должен быть включен в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством РФ;

– учреждение должно иметь лицензию (лицензии) на осуществление образовательной деятельности;

– доходы учреждения за налоговый период от ведения образовательной деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов от доходов, учитываемых учреждением при определении налоговой базы. Либо учреждение за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы. При этом средства целевого финансирования в определении процентной доли доходов не учитываются (письмо Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-03-06/4/53);

– в штате учреждения непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

– учреждение не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Что касается доходов казенных учреждений, то в соответствии с подпунктом 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ средства, полученные от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций, не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Видео (кликните для воспроизведения).

Образовательные учреждения вправе устанавливать самостоятельно размер платы за оказываемые услуги.

Источники


  1. Подгорная, Л. И. Deutsche Geschichte in Biografien: Wissenschaft und Kultur / История Германии в биографиях. Наука и культура / Л.И. Подгорная. — М.: Каро, 2015. — 272 c.

  2. Липинский, Д. А. Общая теория юридической ответственности / Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр Пресс, 2017. — 950 c.

  3. Романовский, Г.Б. Гносеология права на жизнь; СПб: Юридический центр, 2013. — 370 c.
  4. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.
  5. Договор мены. Официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2013. — 698 c.
Анализ оказания платных услуг в сфере образования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here