Содержание
- 1 Создание в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона по 44 ФЗ
- 2 Что указываем в извещении о проведении торгов?
- 3 Извещение о проведении аукциона
- 4 Извещение о проведении электронного аукциона
- 5 В извещении о продаже здания с торгов сведения о земле указывать не нужно.
- 6 Извещение о проведении торгов как односторонняя сделка, а не публичная оферта
Создание в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона по 44 ФЗ
Электронный аукцион наиболее часто используемый способ размещение заказов в системе госзакупок. Как и любая другая процедура, одним из первоначальных этапов его проведения является размещение извещения в ЕИС. Предлагаем вам краткую инструкцию как заполнить и опубликовать извещение о проведении электронного аукциона.
На первом этапе необходимо попасть в реестр закупок закрытой части ЕИС. Создать извещение можно с «привязкой» к плану-графику или без таковой.
Согласно части 11 статьи 21 44-ФЗ, закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены. Поэтому рекомендуем размещать извещение с «привязкой».
ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее.
В открывшемся меню, обязательно надо заполнить поле «наименование заказчика», а также, для удобства, можно выбрать способ определение поставщика, ИКЗ, предмет контракта или другие
Выбираем позицию плана-графика
Общая информация
В этой вкладке часть информации интегрируется из плана-графика. Вам только необходимо выбрать электронную торговую площадку на которой планируется размещение извещения, указать контактные данные ответственного за размещение, а также можно указать иную дополнительную информацию касаемо извещения (пункт 1 статьи 42 44-ФЗ). Сохраняемся и переходим далее.
Информация о процедуре закупки
Для заполнения полей в этой вкладке вам помогут часть 2,3 статьи 63, часть 2 статьи 67, часть 3 статьи 68 Закона о контрактной системе. Также необходимо указать место и порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Условия контракта
В этой вкладке мы заполним информацию, требуемую пунктом 2 статьи 42 44-ФЗ. Требования могут быть разные в зависимости от условий закупки.
Сохраняемся, жмём далее
Объект закупки
На этой странице нам нужно указать ограничения, запреты, преимущества в соответствии со статьёй 14 44 ФЗ (если таковые имеются). Если информация была указана в плане-графике, то она интегрируется из него в это поле. Далее необходимо указать информацию об объекте закупки, которая также переносится автоматически из плана графика.
Напоминаем, что согласно части 12 статьи 21 44 ФЗ не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, если такие извещения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
Требования к участникам
Переходим в эту вкладку. Требований очень много и расписаны они в статье 31 Закона о контрактной системе. Они также автоматически будут выставлены при синхронизации извещения с планом-графиком.
Требования к обеспечению подачи заявки и исполнения контракта закреплены в статьях 44 и 96 Закона о контрактной системе. Согласно им, заполняем поля.
Документация об аукционе
И в последней вкладке необходимо прикрепить аукционную документацию – проект контракта, техническое задание, обоснование НМЦК и другие предусмотренные 44-ФЗ.
Далее сохраняемся, проверяем печатную форму извещения и публикуемся. В течении часа извещение после опубликования, извещение появится на электронной торговой площадке выбранной вами.
Что указываем в извещении о проведении торгов?
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 30 мая 2018 г. N 14 «О квалификации соглашений хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах»
Настоящее разъяснение подготовлено ФАС России по результатам изучения и обобщения практики применения антимонопольными органами антимонопольного законодательства при установлении фактов заключения антиконкурентных соглашений хозяйствующими субъектами при подготовке и участии в торгах.
При оценке действий хозяйствующих субъектов на предмет наличия или отсутствия в их действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства вследствие заключения антиконкурентного соглашения антимонопольным органам следует учитывать следующее.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к последствиям, предусмотренным указанной статьей.
Квалификация действий хозяйствующих субъектов при подготовке и участии в торгах по части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции должна учитывать наступление или возможность наступления негативных последствий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно: повышение, снижение или поддержание цен на торгах.
При наступлении или возможности наступления перечисленных последствий заключения антиконкурентного соглашения доказыванию подлежит причинно-следственная связь между соглашением и наступившими или потенциальными последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах.
При этом сам факт ограничения конкуренции в случае наступления либо возможности наступления негативных последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом (запрет «per se»).
Данный вывод следует также и из пункта 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 года N 220, согласно которому по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции проводится в сокращенном объеме и включает:
а) определение временного интервала исследования;
б) определение предмета торгов;
в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах.
Таким образом, предмет доказывания по делам о картелях на торгах состоит из следующих элементов:
1. наличие устного или письменного соглашения;
2. предмет соглашения — торги в отношении которых заключено соглашение;
3. состав участников соглашения, а также наличие между ними конкурентных отношений;
4. возможность наступления либо наличие последствий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции;
5. причинно-следственная связь между соглашением участников торгов и наступившими (потенциальными) последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах.
При рассмотрении вопроса о наступлении или возможности наступления негативных последствий в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах и причинно-следственной связи между соглашением и такими последствиями необходимо также учитывать особенности заключения договоров (приобретения прав и обязанностей) при проведении торгов.
Так согласно пункту 1 статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Согласно общему правилу, содержащемуся в пункте 5 статьи 447 ГК РФ аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.
Вместе с тем, пункт 5 статьи 447 ГК РФ содержит условие о том, что иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом.
Например, согласно части 14 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе или не подано ни одной заявки на участие в аукционе, аукцион признается несостоявшимся. Если единственная заявка на участие в аукционе и заявитель, подавший указанную заявку, соответствуют всем требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня рассмотрения указанной заявки обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона.
Аналогичным образом, согласно пункту 151 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 года N 67, в случае если аукцион признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в аукционе либо признания участником аукциона только одного заявителя, с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе, а также с лицом, признанным единственным участником аукциона, организатор аукциона обязан заключить договор на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в аукционе и документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении аукциона.
Кроме того, само по себе признание торгов несостоявшимися может быть основанием для заключения договора с единственным участником таких торгов.
Например, самостоятельным основанием для заключения контракта с единственным поставщиком согласно пункту 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1-3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, существует и иное регулирование последствий признания торгов несостоявшимися, основанное на прямом применении положений пункта 5 статьи 447 ГК РФ.
Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрен порядок проведения торгов по продаже государственного или муниципального имущества, который может осуществляться путем трех последовательных способов приватизации (в три этапа):
1. Проведение открытого аукциона. Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.
2. Продажа путем публичного предложения, которая проводится только в случае, если аукцион признается несостоявшимся. Процедура путем проведения публичного предложения, в которой принял участие только один участник, также признается несостоявшейся.
3. Продажа без объявления цены (предложение по цене в закрытых конвертах), проводится в случае, если продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения не состоялась. Данная процедура не является обязательным этапом и может не проводиться.
Заключение договора с единственным участником каждой из указанных способов приватизации законодательством не предусмотрено. Заключение договора возможно лишь в том случае, если в торгах приняли участие как минимум два участника.
Таким образом, можно выделить две системы правового регулирования организации торгов, предусмотренные действующим российским законодательством, в зависимости от возникновения или отсутствия возникновения обязательности заключения договора (контракта) по результатам несостоявшихся торгов:
— первая, когда признание торгов несостоявшимися является, вместе с тем, основанием для заключения договора (контракта) с единственным участником подавшим заявку на участие в торгах и соответствующим всем требованиям торгов;
— вторая, когда признание торгов несостоявшимися не влечет для такого участника возникновения права на заключение договора по результатам несостоявшихся торгов.
В практике антимонопольных органов встречаются ситуации, когда хозяйствующим субъектом, желающим участвовать в торгах, достигается устное соглашение с иным хозяйствующим субъектом о необходимости его участия в торгах для выполнения формального условия проведения торгов, то есть признания торгов состоявшимися и получения права на заключение договора.
С учетом того, что бремя доказывания обстоятельств и обоснованности принятого решения лежит на антимонопольном органе, указанные обстоятельства не могут не оцениваться и игнорироваться при рассмотрении соответствующих соглашений хозяйствующих субъектов при рассмотренной выше второй системе правового регулирования организации торгов, не предусматривающей право единственного участника на заключение договора по результатам признанных несостоявшимися торгов.
Оценка таких обстоятельств должна осуществляться в рамках установления причинно-следственной связи между соглашением и негативными последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах, а именно:
1. В случаях, когда регламентированная законодательством процедура проведения торгов предусматривает признание их несостоявшимися при наличии лишь одного участника и не создает оснований для заключения договора с единственным участником, соглашения двух хозяйствующих субъектов о совместном (согласованном) участии в таких торгах не могут быть квалифицированы по пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции только лишь на том основании, что один из участников осуществляет пассивное поведение при проведении торгов или такое пассивное поведение является предметом их договоренности.
Прямым следствием такого соглашения в отсутствие иных доказательств его заключения для целей повышения, снижения или поддержания цен (например, последующий раздел предмета торгов между участниками) является признание торгов состоявшимися и заключение договора, что отвечает правомерным целям и интересам заказчиков (организаторов) торгов и заинтересованного участника и не может противоречить требованиям части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
При этом при наличии иных обстоятельств не исключается рассмотрение подобных действий по признакам иных антиконкурентных соглашений между участниками торгов, либо между участниками и заказчиком (организатором) торгов.
2. В тех же случаях, когда по результатам несостоявшихся торгов единственный участник в связи с наличием соответствующих положений законодательства приобретает право заключения договора (контракта) или когда в торгах принимают участие иные невзаимосвязанные участники такое обоснование соглашения как исключительно обеспечение признания торгов состоявшимися для заключения договора не может соответствовать действительности и не должно приниматься.
В таких случаях следует применять подходы, изложенные в Разъяснении Президиума ФАС России № 3 «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3).
На основании изложенного, в целях формирования единообразия правоприменительной практики антимонопольных органов, территориальным органам ФАС России в целях правильной квалификации соглашений хозяйствующих субъектов, являющихся участниками торгов, следует устанавливать полный состав участников торгов, а также устанавливать наступление или возможность наступления последствий в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах, и причинно-следственную связь между соглашением и такими последствиями (возможностью их наступления).
Председатель Президиума ФАС России, Руководитель ФАС России |
И.Ю. Артемьев |
Обзор документа
ФАС России пояснила, что для правильной квалификации соглашений хозяйствующих субъектов, являющихся участниками торгов, следует устанавливать полный состав участников торгов, а также устанавливать наступление или возможность наступления последствий в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах, и причинно-следственную связь между соглашением и такими последствиями (возможностью их наступления).
Указано, как выявить формирование картелей. Проанализированы системы правового регулирования организации торгов в зависимости от возникновения или отсутствия возникновения обязательности заключения договора (контракта) по результатам несостоявшихся торгов.
В случаях, когда по результатам несостоявшихся торгов единственный участник в связи с наличием соответствующих положений законодательства приобретает право заключения договора (контракта) или когда в торгах принимают участие иные невзаимосвязанные участники такое обоснование соглашения как исключительно обеспечение признания торгов состоявшимися для заключения договора не может соответствовать действительности и не должно приниматься.
Извещение о проведении аукциона
Краткое содержание
1. Я физ лицо участвовал в открытом аукционе был единственный участник со мной заключили договор аренды но при регистрации в рег. палате выяснилось что заказчик допустил не большие ошибки в извещении о проведении аукциона! КАК теперь исправить ошибки в аукционной документации?
1.1. Вы не указали о каких ошибках идет речь и в какой документации они допущены. Обратитесь к конкурсному управляющему или организатору аукциона.
2. Открытый аукцион состоялся 27.09.16 г., а КУС от 02.12.2016 г. внес изменения в аукционную документацию: дополнил перечень документов правилами торгов, в результате чего на сайте появилось новое извещение №240816/1414543/03 о проведении аукциона (а ведь он уже состоялся 27.09.2016 г.). Каким образом можно убрать извещение с сайта?
2.1. Открытый аукцион состоялся 27.09.16 г., а КУС от 02.12.2016 г. внес изменения в аукционную документацию: дополнил перечень документов правилами торгов, в результате чего на сайте появилось новое извещение №240816/1414543/03 о проведении аукциона (а ведь он уже состоялся 27.09.2016 г.). Каким образом можно убрать извещение с сайта?
Жалобы на действия конкурсного управляющего подаются в СРО, при котором он состоит. Эту информацию можно получить на сайте Федресурса.
3. Извещение о проведении аукциона публикуется за 30 дней. Могут ли подать заявку на участие в нем, в течении этого срока, другие люди, кроме тех, которые уже писали заявление на выкуп земли, когда объявление вышло в газете и 30 дней висело извещение на торгах? И еще, нужно ли повторно подавать заявку, если ранее было подано заявление?
3.1. Вечер добрый, Ольга.
Могут подать заявку на участие в аукционе, другие люди, кроме тех, которые уже писали заявление на выкуп земли.
Повторно подавать заявку, если ранее было подано заявление, всё равно необходимо.
4. Поясните пожалуйста, сложилась такая ситуация, организатор торгов опубликовал извещение о проведении аукциона на оф.сайте интернет, на сайте мун. района и сми не опубликовала. Аукцион состоялся участвовали 4 участника, есть победитель. Сейчас лицо не подававшее заявку на аукцион просит признать торги недействительными в связи с тем, что не был осведомлен об аукционе. Спасибо.
4.1. Зависит от законодательства муниципалитета.
5. К извещению о проведении аукциона был прикреплен проект договора аренды земельного участка. По результатам аукциона был направлен Арендатору подписанный договор аренды. Арендатор вместе с договором направляет Арендодателю подписанный договор аренды вместе с протоколом разногласий. Протоколом вносят дополнение в договор аренды, добавляют раздел не предусмотренный проектом договора. Может ли Арендодатель отказать в подписании такого протокола разногласий, если да, то по какому основанию?
5.1. Добрый вечер. Это смотря в чем у вас разногласия в договоре. Обратитесь к практикующему юристу, он просмотрит документы и подскажет основания и другие особенности. Если вы оспариваете в протоколе особенности закрепленные законодательно, то получите отказ в виде протокола разногласий с обоснованием.
6. Орган местного самоуправления — организатор аукциона по продаже муниципального имущества опубликовал и разместил в СМИ и в сети Интернет извещение о проведении аукциона. С истечением срока подачи заявок была подана всего одна заявка, соответствующая установленным аукционной документацией требованиям. Аукцион признан не состоявшимся. Можно ли заключить договор купли-продажи с участником, подавшим эту единственную заявку?
6.1. да, это возможно
Видео (кликните для воспроизведения). |
7. Можно ли публиковать извещение о проведении электронного аукциона в выходной день (суббота, воскресенье, праздничный день)?
7.1. Добрый день! Перед проведением открытого аукциона в электронной форме заказчик обязан разместить извещение о предстоящем аукционе на официальном сайте не менее чем за 20 дней до дня окончания срока подачи заявок. Таким образом, можно разместить и в выходной день, главное соблюсти сроки.
Извещение о проведении электронного аукциона
Статьи по теме
Извещение — часть аукционной документации. Требования к нему установлены в статье 63 Закона 44-ФЗ. Извещение о проведении электронного аукциона размещается в ЕИС. В какие сроки и в каком виде — расскажем в статье.
Что содержит
Извещение о проведении аукциона в электронной форме содержит:
- контакты заказчика;
- условия контракта;
- порядок внесения обеспечения и его размер;
- адрес ЭТП;
- порядок подачи предложений и срок их рассмотрения;
- дату проведения процедуры;
- требования к участникам.
С 2018 года из списка обязательных пунктов исключили преимущества для участников и сведения о запретах и ограничениях.
Работаете по 44-ФЗ?
Для Вас готова подборка специальных материалов »
Закупаете по 223-ФЗ?
Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть »
Как разместить в ЕИС
Заполните пустые строки и переходите на вкладку «Информация о процедуре закупки». Следом идите во вкладки «Условия контракта», «Объект закупки», «Требования к участникам» и вносите требуемые сведения. В конце прикрепите аукционную документацию. После этого останется опубликовать документ. Обычно он появляется в течение часа. При сложностях свяжитесь с техподдержкой. Полную инструкцию смотрите в разделе «Документы» в ЕИС. Там представлены руководства пользователей системы по 223-ФЗ и 44-ФЗ.
Когда нужно разместить
Документ размещается в ЕИС в соответствии со сроками, указанным в 44-ФЗ. За нарушение установленного периода предусмотрены штрафы.
Срок размещения зависит от НМЦК. Если начальная цена менее 3 млн руб., извещение публикуется как минимум за 7 дней до конца срока подачи заявок, если цена больше — за 15 дней.
Нарушит ли заказчик закон, если укажет срок подачи заявок на электронный аукцион 20, а не 15 дней?
Нет, не нарушит. Опубликуйте извещение в ЕИС за 7 дней до окончания подачи заявок при НМЦК до 3 млн руб. и 15 дней при НМЦК свыше 3 млн руб. Если оставите участникам меньше 7 или 15 дней, нарушите закон. Такие правила закреплены в частях 2 и 3 статьи 63 Закона № 44-ФЗ.
Максимальный срок, в который заказчики размещают извещения об электронном аукционе, в Законе № 44-ФЗ не установлен.
Задайте вопрос эксперту Системы Госзаказ
Изменение извещения по 44-ФЗ электронный аукцион
Заказчикам разрешается вносить изменения в извещение о закупке. Правки могут понадобиться в следующих ситуациях:
- изменились условия закупки;
- заказчик обнаружил ошибку;
- выдано предписание ФАС;
- направлен запрос на разъяснение документации.
Главное правило: запрещено менять непосредственно объект закупки и размер обеспечения заявки. Вносить изменения можно как минимум за два дня до конца срока подачи заявок. Не забудьте опубликовать все правки в ЕИС и продлить срок подачи заявок.
Перед тем как вносить и публиковать изменения в извещение, подготовьте приказ с основаниями. В нем также укажите, какие именно пункты исправлены и как изменится срок подачи заявок.
Смотрите также по теме:
Образец извещения
Ниже представлен образец заполнения извещения о проведении электронного аукциона. Закупку проводил заказчик АО «Алроса» (номер извещения в ЕИС — 31907522930).
Примеры извещений по 44-ФЗ можно найти в ЕИС в разделе «Закупки». Установите фильтр на Законе 44-ФЗ и просматривайте карточки закупок. Чтобы скачать документацию, откройте раздел «Документы».
В извещении о продаже здания с торгов сведения о земле указывать не нужно.
Отсутствие в извещении о проведении торгов сведений о земельном участке, на котором расположен реализуемый объект недвижимости, не является нарушением порядка проведения торгов.
Извещение о проведении торгов должно в обязательном порядке содержать сведения о предмете торгов (п. 2 ст. 448 ГК РФ). В силу ст. 552 ГК РФ к покупателю недвижимости одновременно с передачей права собственности на нее переходит и право пользования земельным участком, занятым недвижимостью и необходимым для ее использования. На этом основании многие считают, что отсутствие в извещении о проведении торгов недвижимого имущества сведений о передаваемом вместе с ним земельном участке является нарушением требований ст. 448 ГК РФ, поскольку в извещении содержатся неполные сведения о предмете торгов.
Рассматривая одно из дел в порядке надзора, Президиум ВАС РФ разъяснил, что должно быть указано в извещении.
В суд обратился бывший собственник недвижимости, проданной за долги на торгах, с иском к победителю и организатору торгов о признании их недействительными, признании сделки по продаже недвижимости недействительной и применении к ней соответствующих последствий ничтожной сделки.
Суд первой инстанции иск удовлетворил на основании того, что извещение о проведении торгов содержало неполные сведения о составе продаваемого недвижимого имущества. В нем было отражено, что на торгах продается нежилое одноэтажное здание (указаны его площадь и почтовый адрес), а земельный участок под зданием находится на праве аренды.
По мнению суда, этих данных недостаточно для соблюдения норм ст. 448 ГК РФ, поскольку в результате торгов их победитель приобрел также права на земельный участок, площадь которого более чем в 45 раз превышает площадь самого строения.
Судьи пришли к выводу, что установленные нарушения процедуры проведения торгов являются достаточным основанием для признания их недействительными по иску должника, заинтересованного в надлежащем проведении публичных торгов для обеспечения конкуренции покупателей и получения наибольшей цены за продаваемое имущество. Отсутствие сведений о земельном участке в информации о проведении торгов лишило потенциальных покупателей возможности принять участие в торгах, препятствуя реализации цели выставления имущества на публичную продажу.
Суд обязал победителя торгов возвратить недвижимое имущество бывшему собственнику (должнику), а организатора торгов — возвратить победителю денежные средства, уплаченные по договору купли-продажи недвижимости.
Апелляционная и кассационная инстанции поддержали это решение. Они отметили, что согласно п. 14 информационного письма ВАС РФ от 22.12.2005 № 101 обязанность возвратить денежные средства покупателю при применении последствий недействительности заключенного по итогам публичных торгов договора должна возлагаться на лицо, действующее в качестве организатора торгов и заключающее договор купли-продажи от собственного имени.
Однако Президиум ВАС РФ решения судов отменил и отказал в удовлетворении иска. Он отметил, что реализованное с торгов имущество и место его расположения на земельном участке надлежащим образом индивидуализировано указанием в извещении на его почтовый адрес и иные обязательные сведения, включаемые в свидетельство о государственной регистрации прав собственности и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Следовательно, требования ст. 554 ГК РФ к определению предмета в договоре продаже недвижимости не были .
На основании ст. 35 Земельного кодекса РФ и ст. 552 ГК РФ покупателю одновременно с передачей права собственности на недвижимость передаются права на земельный участок, занятый ею и необходимый для ее использования.
Поскольку нарушение порядка проведения торгов в данном случае отсутствует, у судов не было оснований для удовлетворения иска о признании торгов и заключенной по их результатам сделки недействительными.
Таким образом, Президиум ВАС РФ сделал два важных вывода.
Во-первых, при продаже недвижимости с торгов в извещении об их проведении достаточно указать характеристики объекта недвижимости и его почтовый адрес.
Во-вторых, если собственник реализуемого с торгов имущества не является стороной по сделке, при признании торгов и заключенной по их результатам сделки недействительными покупатель должен возвратить приобретенное на торгах имущество не бывшему собственнику, а лицу, указанному в сделке в качестве продавца. Продавец обязан вернуть покупателю полученные им денежные средства (постановление Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 № 44/10).
Извещение о проведении торгов как односторонняя сделка, а не публичная оферта
Анализируя правовую природу извещений о проведении торгов, следует отметить следующее.
Согласно ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, сделки направлены, в том числе, на установление гражданских прав и обязанностей.
Извещение (объявление) о проведении торгов является односторонней сделкой организатора торгов, влекущей установление обязательственного правоотношения между лицом, ознакомившимся с извещением о проведении торгов, и организатором торгов.
Размещение извещения о проведении торгов порождает обязанность у организатора торгов их провести (отказаться от их проведения без возмещения участникам ущерба возможно только в определенные законом сроки, что следует из п. 4 ст. 448 ГК РФ), а также рассмотреть все направленные заявки.
Относительно установления прав следует отметить, что лицо, ознакомившееся с извещением о проведении торгов, вправе принять участие в торгах, а вправе и не принимать.
Таким образом, извещение (объявление) о проведении торгов является односторонней сделкой, направленной на установление гражданских прав и обязанностей.
Кроме того, как односторонняя сделка извещение о проведении торгов характеризуется, например, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 10.02.2012 г. № Ф08-8337/11.
Для совершения такой односторонней сделки как опубликование извещения о проведении торгов достаточно выражения воли одной стороны – организатора торгов.
Согласно ст. 155 ГК РФ односторонняя сделка создает обязанности для лица, совершившего сделку. Она может создавать обязанности для других лиц лишь в случаях, установленных законом либо соглашением с этими лицами.
Как уже отмечалось выше, размещение извещения о проведении торгов порождает обязанность у организатора торгов их провести, а также рассмотреть все направленные заявки.
Таким образом, размещение извещения о проведении торгов создает обязанности для лица, совершившего сделку (ответчика в настоящем деле), а не для других лиц.
Согласно п. 2 ст. 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
Согласно п. 1 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Извещение о проведении торгов не может рассматриваться как оферта, поскольку не содержит и по определению не может содержать всех существенных условий договора, прежде всего его цены (Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Байгушева Ю.В. [и др.] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: учеб.-практич. комментарий (под ред. Сергеева А.П.). – «Проспект», 2010 г., п. 4 комментария к ст. 448 ГК РФ).
Таким образом, в случае с публичной офертой договор заключается с любым, кто отзовется. В случае же с проведением торгов договор заключается с тем, кто предложит наиболее выгодные условия, т.е. заключается с лицом, выигравшим торги, следовательно, при проведении торгов договор заключается не с любым, кто отзовется. В противном случае нивелируется смысл проведения торгов как таковых.
Следует также отметить, что публичная оферта (п. 2 ст. 437 ГК РФ) и заключение договора на торгах (ст. 447 ГК РФ) являются независимыми, различными способами заключения договора, помимо иных, предусмотренных главой 28 ГК РФ.
Таким образом, квалификация размещения извещения (объявления) о проведении торгов в качестве публичной оферты, а не односторонней сделки, основана на неверном толковании норм ГК РФ.
Р.S. Отмечу, что вышеизложенная статья по сути повторяет апелляционную жалобу, поданную на решение районного суда по реальному делу.
Файл не прикрепляется, поэтому выложу текст решения.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
_____________ районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи _________,
при секретаре судебного заседания ____________ ,
с участием истца ____________,
представителя ответчика – Администрации ______________ района – ____________,
рассмотрел в открытом судебном заседании в 09.01.2018 гражданское дело по иску ____________ к Администрации ____________ района о признании недействительной (ничтожной) сделкой (в части) извещение (объявление) о проведении торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка,
у с т а н о в и л:
В судебном заседании истец ___________ исковые требования поддержал, дал объяснения согласно доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика – Администрации ___________ района – ___________ с иском не согласилась, дала объяснения согласно доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок. Между тем, судебной защите подлежит не всякое правопритязание, а лишь то, которое имеет под собой законное основание.
В соответствии со ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно ст. 154 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними. Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны.
Односторонняя сделка создает обязанности для лица, совершившего сделку. Она может создавать обязанности для других лиц лишь в случаях, установленных законом либо соглашением с этими лицами (ст. 155 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок организации и проведения торгов.
В соответствии с п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает, что извещение (объявление) о проведении торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка является односторонней сделкой организатора торгов, влекущей установление обязательственного правоотношения между лицом, получившим извещение о проведении торгов, и организатором торгов, следовательно, извещение как односторонняя сделка может быть признана действительной (ничтожной) сделкой полностью или в части по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Также со стороны Администрации ____________ района имеется злоупотребление правом.
Как следует из опубликованного в газете «____________» № 36 от 05.09.2014 объявления о проведении аукциона под лотом № 1 на аукцион было выставлено право на заключение договора аренды земельного участка площадью 1153 кв.м, с кадастровым номером ____________, расположенного по адресу: Курганская область, ____________ сроком на три года под строительство объекта торговли. Предельное количество этажей не более 4-х, коэффициент застройки участка не более 30%.
В силу действующего законодательства, извещение (объявление) о проведении торгов не является односторонней сделкой, создающей права и обязанности сторон (ст. ст. 155, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации), а потому она и не может быть признана недействительной в соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. В связи с этим, извещение (объявление) о торгах должно рассматриваться как подготовительный этап по организации и проведению торгов, не имеющей признаков сделки.
Такая публикация, то есть приглашение на участие в публичных торгах любого кто согласен на предложенные условия и отзовется на объявление (подав соответствующую заявку или внеся задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов) является публичной офертой в соответствии со ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе ___________ в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
__________ в удовлетворении исковых требований к Администрации ___________ о признании недействительной (ничтожной) сделкой (в части) извещение (объявление) о проведении торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Курганская область, ________________ площадью 1153 кв.м, с кадастровым номером ____________, отказать.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через ____________ районный суд Курганской области.
Источники
Майлис, Н. П. Моя профессия — судебный эксперт / Н.П. Майлис. — М.: Щит-М, 2014. — 168 c.
Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации; Проспект — Москва, 2011. — 216 c.
Басовский, Л. Е. История и методология экономической науки / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 240 c.- Ванская, Г.П. Библиотечно-библиографическая классификация. Средние таблицы. Практическое пособие. Выпуск 2: 65/68 У/Ц Экономика. Экономические науки; Политика. Политология; Право. Юридические науки; Военное дело. Военная наука / Г.П. Ванская. — М.: Либерея, 2017. — 883 c.
- Речи советских адвокатов. — М.: Юридическая литература, 2014. — 172 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.