Содержание
- 1 ФАС предлагает изменить регулирование проверок соблюдения антимонопольного законодательства
- 2 ФАС предлагает изменить регулирование проверок соблюдения антимонопольного законодательства
- 3 Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- 4 ФАС прекращает проверки соблюдения антимонопольного законодательства в сферах рекламы и тарифов
- 5 Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства
- 6 Соблюдение антимонопольного законодательства
- 7 43. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
- 8 Ценовые нарушения антимонопольного законодательства (Шайхеев Т.И.)
- 9 Analytics
ФАС предлагает изменить регулирование проверок соблюдения антимонопольного законодательства
Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ) разработала законопроект, вносящий поправки в ст.25.1 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Проектом устанавливается, что плановая проверка соблюдения антимонопольного законодательства может проводиться не чаще чем 1 раз в год (в настоящий момент не чаще 1 раза в 3 года). При этом проектом определено, что в зависимости от отнесения деятельности предпринимателя (юрлицо, ИП) к определённой категории риска Правительством РФ может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок.
Проектом также устанавливается, что плановые проверки будут проводиться антимонопольным органом с использованием проверочных листов (списков контрольных вопросов). Предмет плановой проверки будет ограничен перечнем вопросов, включённых в такие листы. Проверочные листы должны будут разрабатываться федеральным антимонопольным органом в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством РФ, и включать в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.
ФАС предлагает изменить регулирование проверок соблюдения антимонопольного законодательства
Библиографическая ссылка на статью:
Маркулич Д.П., Котова А.И. Использование технологии Блокчейн при исполнении: регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/06/86917 (дата обращения: 26.03.2019).
Федеральная антимонопольная служба(ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). [1]
Предметом работы ФАС является проверка соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или
организациями, осуществляющими функции указанных органов, а также государственными внебюджетными фондами, коммерческими и некоммерческими организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее – проверяемое лицо) при осуществлении ими своей деятельности или исполнение предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации.[2]
Некоммерческие организации подлежат проверке исключительно в части соблюдения ими положений Закона о защите конкуренции при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов. На основании Закона о защите конкуренции не могут проводиться проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций целям деятельности, предусмотренным учредительными документами таких организаций.[6]
Блокчейн — выстроенная по определённым правила непрерывная цепочка блоков содержащих информацию. Чаще всего копии этих цепочек хранятся на множестве разных компьютеров независящих друг от друга.[3]
На данный момент блокчейн является одной из самых защищённых систем документооборота в мире.
Нашей задачей стояла теоретическая разработка и применение этой технологии на основание приказа №340 ФАС.[4]
Мы предполагаем, что технология блокчейн получит наибольшую полезность если каждый блок будет обозначать день жизни организации. Самый первый блок представляет собой первый день после проверки. Если блок соответствует всем требованиям он отправляется дальше по цепочке. Если же в блок вносятся изменения ,например заявления физического лица или органа государственного управления о нарушении в сфере антимонопольного регулирования, то блок считается изменённым. ФАС собирает информацию в блоки от всех организаций и определяет правила проверки и записывает их в блокчейн.
Для проверки соблюдения требований антимонопольных законов должен быть разработан смарт контракт который автоматически мониторит ситуацию по соблюдению антимонопольного законодательства .В случае выявления нарушения смарт контракт информирует организацию о том что в отношении неё будет проведена проверка ФАС.
Если переводить данную модель на реальную жизни ,это можно представить как конструктор лего: Нам сказали сделать дом из лего, блок информационной схемы – это блок конструктора.
Мы ставим первый блок ,на него второй, но что бы они идеально подошли друг к другу и их сложно было разбить первый блок должен обладать определёнными свойствами: размером, количеством крепёжных отверстий. Так и блок должен содержать верную ,не сфальсифицированную информацию. В конце же когда дом будет построен,мы передаём его заказчику ,и нам сразу же выплачивается награда.
Много правильно сложенных блоков лего может разрушить постороннее вмешательство, как человек, он может просто сломать её. Так и в блокчейне, любое вмешательство в цепочку ведёт к её неверности.
Подведя итог можно сказать, что сейчас многие боятся широко применять блокчейн, почему они боятся сказать сложно, – либо скрывают свои теневые дела, либо не хотят обделять людей рабочими местами. Но точно известно одно, данная технология прочно займёт своё место в будущем и множественность мошенников уйдёт в прошлое. Будет использоваться самая лучшая часть технологии блокчейн, что данные нельзя будет изменить.
Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
В действующем законодательстве предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства.
— Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке. Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
— Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности
— Недобросовестная конкуренция. Недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
— Недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8664 — | 7436 — или читать все.
ФАС прекращает проверки соблюдения антимонопольного законодательства в сферах рекламы и тарифов
Данные проверки будут отменены с 2018 года. Об этом сообщили в пресс-службе ФАС.
Правительство России проводит реформу контрольно-надзорной деятельности, которая призвана снизить административную нагрузку на бизнес. Одно из новшеств — переход на риск-ориентированный подход. Новый метод подразумевает, что предприятия будут поделены на категории риска по всем видам госконтроля, и чем ниже окажется риск нарушения, тем реже будут проходить и плановые проверки предприятия. В рамках реформы ФАС, в свою очередь, решила отменить плановый надзор по двум видам антимонопольного контроля, сообщили в пресс-службе регулятора.
ФАС заявляет: отменяя регулярные проверки, ведомство снижает административную нагрузку на предпринимательское сообщество. При этом в пресс-службе ведомства подчеркивают, что по всем видам антимонопольного контроля сохраняются внеплановые проверки. Согласно закону о защите конкуренции, основаниями для проведения внеплановых проверок являются жалобы граждан и материалы правоохранительных органов.
Вице-президент «Деловой России» Анастасия Алехнович видит риски в отмене плановых проверок в области тарифного регулирования.
«Тарифы — это категория, которую ФАС должна мониторить и проверять постоянно, поскольку цены здесь растут всё время и, по нашим данным, выше инфляции. По нашим оценкам, оптимизировать затраты компаний естественных монополий можно на 27%. А пока ФАС в этой сфере не проявляет себя с должной степенью активности. То же самое касается гособоронзаказа и закупок госкомпаний. Эти сферы ФАС должна проверять с особенным вниманием», — сказала Анастасия Алехнович. При этом отмену плановых проверок в области рекламы вице-президент «Деловой России» поддержала, поскольку это, по ее мнению, действительно снизит нагрузку на частный бизнес.
Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства
Антимонопольный орган и его полномочия в сфере контроля за соблюдением антимонопольного законодательства
Правовая защита конкуренции, недопущение злоупотребления монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией — одна из основных государственных гарантий прав человека и гражданина, закрепленная Конституцией РФ.
Реализация данной гарантии в Российской Федерации, как и в ведущих зарубежных государствах, — функция специального органа государственной власти.
Следует отметить, что антимонопольный орган в Российской Федерации создавался фактически параллельно становлению российского законодательства о защите конкуренции (подробнее см. § 4 гл. 3 настоящего учебника).
В настоящее время полномочия антимонопольного органа возложены на ФАС России и ее территориальные органы.
Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, непосредственно подчиняется Правительству РФ, осуществляет полномочия непосредственно и через свои территориальные органы, количество которых равно количеству субъектов РФ (83).
Полномочия антимонопольного органа в сфере защиты конкуренции определены Федеральным законом «О защите конкуренции» и детализированы в Положении о Федеральной антимонопольной службе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331, а также в постановлении Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы».
Федеральная антимонопольная служба наделена обширными контрольно-надзорными полномочиями, которые включают функции по антимонопольному контролю, в том числе в сфере естественных монополий и торговой деятельности, контролю за соблюдением: рекламного законодательства, законодательства о размещении государственного заказа, законодательства об иностранных инвестициях в общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Функции антимонопольного органа в сфере антимонопольного контроля детализированы в ст. 22 Федерального закона «О защите конкуренции». К данным функциям относятся:
Для реализации указанных функций антимонопольному органу предоставлены полномочия, поименованные в ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции» и указанные ниже:
Важно также отметить: антимонопольный орган наделен не только контрольно-надзорными полномочиями, но и правом давать разъяснения по применению антимонопольного законодательства как по обращениям физических и юридических лиц, органов власти, так и по собственной инициативе.
Порядок рассмотрения обращений о даче разъяснений антимонопольного законодательства содержится в Административном регламенте Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденном приказом ФАС России от 20 января 2012 г. № 22.
Дача подобных разъяснений антимонопольного законодательства способствует единообразию толкования и применения его норм и позволяет хозяйствующим субъектам снизить риск совершения соответствующих правонарушений.
Соблюдение антимонопольного законодательства
«Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 12
К организациям, занимающим доминирующее положение на российском рынке товаров, предъявляются особые требования. В частности, им запрещаются любые действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены на товар; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него; экономически или технологически необоснованные сокращение или прекращение производства товара, отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями, установление различных цен на один и тот же товар; создание дискриминационных условий; создание препятствий другим хозяйствующим субъектам для доступа на товарный рынок или выхода из него . В статье рассмотрен судебный спор, возникший между Федеральной антимонопольной службой и такой организацией.
Пункт 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).
Вначале ответим на вопрос, какое положение хозяйствующего субъекта (или нескольких хозяйствующих субъектов) принято считать доминирующим. В соответствии со ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение, дающее хозяйствующему субъекту (нескольким субъектам) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. В частности, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
- доля которого на рынке определенного товара превышает 50%;
- доля которого на рынке определенного товара составляет менее 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%, за исключением указанных в п. п. 3, 6 и 6.1 ст. 5 Закона о защите конкуренции случаев (пп. 1, 2 п. 1, п. 2 данной статьи).
Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:
- совокупная доля не более чем 3 (5) хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50% (75%) (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее 8%);
- в течение длительного периода (в течение не менее одного года) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ новых конкурентов на соответствующий товарный рынок затруднен;
- реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении, рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц (пп. 1 — 3 п. 3 ст. 5 Закона о защите конкуренции).
Из материалов дела.
ФАС проверила группу компаний, специализирующихся на производстве алюминиевых банок, на соблюдение ими антимонопольного законодательства.
История вопроса. ФАС 27.12.2007 дала согласие иностранной компании на приобретение 100% уставного капитала двух российских организаций, выдав предписание о том, что на территории РФ созданная ею группа лиц будет занимать доминирующее положение на рынке алюминиевых банок и крышек к ним с долей свыше 90%.
- для контрагента А наценка на заказ в 200 000 — 499 000 штук составляла 10 долл. США, в 100 000 — 199 000 штук — 17 долл. США;
- для контрагента В на заказ в 400 000 — 499 000 штук — 4 долл. США, в 200 000 — 399 000 штук — 5 долл. США, в 100 000 — 199 000 штук — 10 долл. США;
- для контрагента С на заказ в 400 000 — 499 000 штук — 0 долл. США, в 200 000 — 399 000 штук — 20 долл. США, в 100 000 — 199 000 штук — 25 долл. США.
Следующее. Антимонопольной службой было выявлено определение цены на алюминиевые банки, поставляемые в отдельные компании, в иной валюте (в рублях, рублях/долларах США) или по иному порядку определения курса доллара США (фиксация на определенном уровне, если курс составлял менее 24,5 руб.), чем установлено для большинства потребителей.
В течение длительного времени группа компаний поставляла свою продукцию за свой счет и своими силами, включала стоимость доставки в цену сделки, а в случае намерения контрагента осуществить самовывоз товара давала понять о нежелательности такого условия.
Таким образом, на конечную стоимость продукции влияли различные ценовые факторы (коэффициенты при расчете цены банки, наценки при заказе банок в меньшем объеме, чем предусмотрено договором, стоимость продукции, включаемой в договор доставки, валюта платежа или ее курс) в зависимости от конкретного контрагента.
В связи с изложенным выше названной группе компаний было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому обществам необходимо было представить на согласование проект типового договора реализации продукции, исключающий создание дискриминационных условий и предусматривающий исчерпывающий перечень факторов, которые влияют на формирование цены; разместить на официальном сайте типовую форму договора; не осуществлять действий по навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
Не согласившись с вынесенным решением и предписанием, группа компаний обратилась в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными. Суды первой и апелляционной инстанций встали на сторону заявителя (группы компаний), основываясь на том, что его доминирующее положение антимонопольным органом не доказано. В частности, приводились следующие аргументы:
- в предмет доказывания по делу о нарушении антимонопольного законодательства входит установление факта доминирования общества на соответствующем товарном рынке. В противном случае отсутствуют основания для применения методов антимонопольного регулирования и оценки действий группы лиц в части создания неравных условий для отдельных покупателей алюминиевых банок. По мнению судей, в материалах дела отсутствовали надлежащие доказательства, подтверждающие факт доминирующего положения обществ на соответствующем рынке;
- вывод ФАС о том, что алюминиевая банка глубокой вытяжки с легковскрываемыми крышками представляет собой отдельный товарный рынок и не имеет заменителей, сделан без учета того, что данный товар может быть заменен изделиями из стекла, пластика и т.д., выпускаемыми как на территории РФ, так и за ее пределами;
- ФАС неправильно определила продуктовые и географические границы товарного рынка.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.07.2010 N А40-42759/10-153-190 и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2010 по тому же делу.
Поскольку судьи установили несоответствие оспариваемого решения действующему законодательству, то выданное на его основании предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением также не может быть признано законным как противоречащее основным принципам гражданского законодательства и целям осуществления предпринимательской деятельности, изложенным в ст. ст. 1, 2 ГК РФ.
Третья инстанция
В третьей инстанции (Постановление ФАС МО от 01.02.2011 N КА-А40/17929-10) суд более детально рассмотрел все материалы дела. Его вывод был прямо противоположным: Решение первой и Постановление второй инстанций отменены, в удовлетворении требований группы лиц о признании недействительными решения и предписания ФАС отказано.
Суд отметил, что при вынесении оспариваемого решения ФАС необходимо было установить и доказать наличие следующих фактов:
- принадлежность общества к кругу хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке производимого товара;
- навязывания невыгодных условий договора;
- создание неравных условий для отдельных потребителей (дискриминация) путем установления различных способов ценообразования;
- недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц как результат дискриминации и навязывания невыгодных условий.
Не вдаваясь во все доказательные фазы, описанные в названном Постановлении, остановимся на основных моментах.
Так, согласно данным анкет, заполненных покупателями алюминиевых банок по Запросу информации от 25.09.2007, респонденты указали на невозможность заменить алюминиевые банки на стеклянные или ПЭТ-бутылки, поскольку существует большой спрос потребителей на этот вид упаковки. Например, отдельные слабоалкогольные напитки изначально разрабатывались для розлива в алюминиевую банку, и благодаря рекламе напитки конкретного предприятия имеют устойчивую ассоциацию только с данной упаковкой. Другое предприятие пищевой промышленности указало на невозможность замены алюминиевой банки на стеклянную или ПЭТ из-за необходимости запускать отдельные производственные линии. Основной потребитель алюминиевых банок в России полагает невозможным заменить ее на иные виды тары, так как другие виды упаковки требуют уникального оборудования для розлива, которое не может быть приобретено, установлено и запущено быстрее, чем за 1,5 года. Таким образом, ФАС при определении продуктовых границ правомерно пришла к выводу об отсутствии взаимозаменяемых для алюминиевой банки видов упаковки.
Не согласившись с судьями, группа компаний подала заявление в ВАС о пересмотре Постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора. Определением ВАС РФ от 08.07.2011 N 4267/11 их требование было удовлетворено. Как установлено коллегией судей ВАС, действительно, при вынесении решения судом кассационной инстанции не были учтены требования Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке о документальном подтверждении собранных доказательств. Например, опрос покупателей продукции проводился в 2007 г., а аналитический отчет, представленный в обоснование оспариваемого решения, не соответствовал этому Порядку: не содержал дату и номер, перечень документов, использованных для определения характеристик рассматриваемого товарного рынка (нарушение п. 59). Кроме того, в аналитическом отчете и решении антимонопольщиков отсутствовали данные о необходимом согласно п. п. 13 — 18 названного Порядка исследовании взаимозаменяемости между алюминиевыми банками и иной тарой (стеклянными и ПЭТ-бутылками). В связи с чем вывод об отсутствии заменителей алюминиевой банки, обусловивший установление продуктовых границ рынка, и, следовательно, об отсутствии доминирующего положения группы лиц является безосновательным.
К сожалению, во время подготовки номера в печать текст Постановления Президиума ВАС РФ от 08.07.2011 N 4267/11 был недоступен. Но, как известно, данным документом Постановление ФАС МО было оставлено без изменения. То есть заявление группы предприятий о его отмене, а также о признании недействительными решения и предписания ФАС не удовлетворено.
43. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю за соблюдениемантимонопольного законодательства.
В действующем законодательстве предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства.
— Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления. Для органов государственной власти установлен запрет на издание актов (в том числе нормативных) совершение действий, ограничивающих конкуренцию, или которые могут привести к ограничению конкуренции.
— Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке. Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
— Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности
— Недобросовестная конкуренция. Недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
— Недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере.
44. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках.
Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Статья 8 Конституции гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе предупреждения и пресечения:
— монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
— недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее — определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Ценовые нарушения антимонопольного законодательства (Шайхеев Т.И.)
Дата размещения статьи: 11.03.2017
При идеальной конкуренции никто не зарабатывает денег:
вся прибыль уходит на продолжение соперничества.
Питер Тиль, американский бизнесмен немецкого происхождения, инвестор и управляющий хедж-фондами
Индивидуальные ценовые нарушения
По мнению С.Б. Авдашевой, ограничение конкуренции обязательно приведет к искажению цен в будущем, так как не позволит им быстро реагировать на изменение рыночной ситуации .
———————————
Авдашева С.Б. Политика поддержки конкуренции: антимонопольное регулирование и реструктуризация в отраслях естественных монополий: Учеб. пособие. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. С. 46 — 47.
В юридической литературе отмечается, что цена товара на рынке, находящемся в состоянии конкуренции, равно как и иные общие условия обращения товаров на нем определяется спросом и предложением и не может быть установлена кем-либо из участников рынка на монопольно высоком или монопольном низком уровне, поскольку в этом случае продавцы и покупатели легко переключатся на других контрагентов, а хозяйствующий субъект, попытавшийся установить такую цену, понесет убытки .
———————————
Конкурентное право Российской Федерации: Учеб. пособие / Под ред. Н.И. Клейн, Н.Е. Фонаревой. М.: Логос, 1999. С. 24.
В США под хищнической монополизацией понимается систематическое назначение цен ниже стоимости продукции с целью устранения конкурентов и тому подобные действия . В Великобритании так называемое хищническое установление цены — одна из форм ценовой дискриминации, представляющая собой длительное поддержание цены на уровне, позволяющем устранить с рынка конкурентов .
———————————
Кузнецов А.П., Гаврилова А.В. Правовая регламентация конкуренции и монополистической деятельности в Великобритании и США // Налоги (газета). 2006. N 17; СПС «КонсультантПлюс».
Подробнее об этом см.: Еременко В.И. Антимонопольное законодательство зарубежных стран. М.: ВНИИПИ, 1997. С. 86 — 89.
Следует обратить внимание, что в соответствии с мировой практикой поддержание монопольно низкой цены должно быть достаточно длительным, вследствие чего наступает вытеснение конкурентов с рынка, то есть происходит ограничение конкуренции .
———————————
Там же.
Так, в Канаде действия фармацевтической компании, бесплатно поставлявшей в течение года лекарство больницам, были признаны нарушением антимонопольного законодательства. Данные действия были направлены на устранение конкуренции, поскольку лишили возможности других продавцов реализовывать лекарство .
———————————
Бокарева М.А., Бондарь Л.А., Васильева В.Ю. Монополизм и антимонопольное регулирование: опыт, проблемы, решения. М., 1991. С. 20.
Для признания ценообразования хищническим (установлением монопольно низкой цены) необходимо выполнить три условия: 1) доказать хищническое намерение (в последнее время рациональность хищнического намерения); 2) доказать факт установления цены ниже уровня средних показателей издержек и факт убытка; 3) доказать высокую вероятность последующего возмещения убытков (то есть показать рациональность хищнического ценообразования). Наименьшая граница рыночной доли, достаточная, по мнению аналитиков, для осуществления успешного хищничества, составляет как минимум 60 процентов .
———————————
Авдашева С.Б. Указ. соч. С. 63 — 64.
Согласно судебной практике США невозможно установить факт хищнического ценообразования только из-за того, что цены назначаются ниже определенного уровня издержек, так как узнать этот уровень в каждом отдельном случае весьма трудно . Следовательно, важно выяснить намерение хозяйствующего субъекта, устанавливающего данную цену.
———————————
Там же. С. 48.
По зарубежной практике истец, доказывающий вред конкуренции, причиняемый установлением низких цен его конкурентом, должен доказать, что цены, которые он оспаривает, ниже издержек его конкурента. Истец должен продемонстрировать, что у конкурента была разумная перспектива или согласно Закону Шермана 1890 года опасная возможность невозмещения вложений при цене ниже издержек производства .
———————————
См.: Беликова К.М., Безбах В.В. Конкурентная политика США на примере запрета ценовой дискриминации: основные положения и практика применения Закона Робинсона — Петмана // Юридический мир. 2006. N 7, 8; СПС «КонсультантПлюс».
Ценовая дискриминация
В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 15.03.2006 N 11696/05 взимание хозяйствующим субъектом установленных в договорах с заказчиками платежей, возможность получения которых предусмотрена законом, не может рассматриваться как нарушение им требований антимонопольного законодательства, поскольку размер таких платежей в указанный период не был определен федеральным органом исполнительной власти .
———————————
Вестник ВАС РФ. 2006. N 7. С. 122 — 123.
В силу Постановления Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 N 12074/11 установление хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, платы за пользование инфраструктурой ниже государственного тарифа, обращение в орган государственной власти с предложением о расчете тарифа должно учитываться при привлечении хозяйствующего субъекта к административной ответственности .
———————————
Вестник ВАС РФ. 2012. N 5. С. 302.
Согласно Постановлению Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.04.2009 N КГ-А40-2937-09 при тарифном регулировании цен между органами власти и хозяйствующими субъектами возникают не гражданские, а организационно-распорядительные, административные правоотношения, основанные на власти и подчинении их участников.
По мнению антимонопольных органов США, для того чтобы действия были признаны дискриминацией в ценах, необходимо, чтобы: 1) было осуществлено две или более сделок; 2) с учетом требования разумности сделки были совершены в близкие промежутки времени; 3) предметом сделки были товары первой необходимости; 4) предметом договора были товары, сходные по сорту и качеству; 5) существовала разница в ценах; 6) продавцом было одно и то же лицо; 7) покупателями были разные лица (два и более); 8) товары предназначались для использования, потребления или перепродажи на территории США; 9) результатом сделки мог быть причинен вред конкуренции; 10) сделка удовлетворяла условиям торговой сделки .
———————————
См. об этом: Беликова К.М., Безбах В.В. Указ. соч.
Коллективные ценовые нарушения
В Европейском союзе и США наиболее серьезными ограничениями торговли однозначно признаются сговоры о ценах или фиксировании цен (price collusion или price fixing), поскольку их целью является предотвращение конкуренции на рынке в виде такой координации действий конкурентов, когда они становятся единым монополистом, повышающим цены, уменьшающим объемы производства и получающим монополистическую прибыль.
В США применяется несложная юридическая конструкция — «совместное установление цен само по себе незаконно». Любые манипуляции, следствием которых становится изменение структуры цен, незаконны сами по себе. Рыночное поведение, напрямую воздействующее на цены, не является общественно полезным и подлежит наказанию. Рыночная власть не является необходимым условием признания противоправности таких соглашений, поскольку запрещаются само соглашение, сама практика, само манипулирование с ценами без всякой зависимости от чего-либо .
———————————
См.: материалы дела United States v. Socony Vacuum Oil Co. (1940).
В деле Arizona v. Maricopa County Medical Society (1982) Верховный Суд США указал, что установление максимальных цен так же антиконкурентно, как и фиксирование цен минимальных, поскольку равно выгодно всем субъектам, на которых распространяется. Независимо от возможного проконкурентного эффекта такое ограничение может предотвратить доступ на рынок конкурентов и затруднить развитие новых технологий .
———————————
Беликова К.М. Указ. соч.
Analytics
Видео (кликните для воспроизведения). |
Publications
26 February |
Источники
Щепина, Анастасия Петровна Римское право. Шпаргалка / Щепина Анастасия Петровна. — М.: РГ-Пресс, Оригинал-макет, 2016. — 757 c.
Гельфер, Я. М. История и методология термодинамики и статистической физики / Я.М. Гельфер. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 536 c.
Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений. Учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Ф. Мачин. — М.: Юрайт, 2016. — 220 c.- Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.
- Корнийчук Г. А. Арбитражное процессуальное право. Ответы на экзаменационные вопросы; Экзамен — Москва, 2010. — 288 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.