Содержание
- 1 Подписан закон о создании в РФ структурно самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции
- 2 В связи с созданием надрегиональных кассационных и апелляционных судов вносятся изменения в УПК
- 3 Изменения в УПК РФ в связи с созданием кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции
- 4 ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА КАССАЦИОННОГО ОБЖАЛОВАНИЯ ПРИГОВОРОВ В СВЯЗИ С СОЗДАНИЕМ КАССАЦИОННЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
- 5 Создание обособленных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции
- 6 КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЬ
- 7 Апелляционный суд упк 2019 2019 год
- 8 Мониторинг законопроектов РФ, ГД
- 9 Изменены нормы УПК в связи с созданием апелляционных и кассационных судов
Подписан закон о создании в РФ структурно самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции
Установлено, что кассационный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Этот суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям, если иное не установлено федеральным конституционным законом.
Апелляционный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного апелляционного округа верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, суду автономной области, судам автономных округов, если иное не установлено федеральным конституционным законом.
Определены, в частности:
порядок образования, компетенция и состав кассационного суда общей юрисдикции (в РФ действуют 9 кассационных судов общей юрисдикции, в состав суда входят президиум и 3 судебные коллегии — по гражданским, административным и уголовным делам);
порядок образования, компетенция и состав апелляционного суда общей юрисдикции (в РФ действуют 5 апелляционных судов общей юрисдикции, в состав суда входят президиум и 3 судебные коллегии — по гражданским, административным и уголовным делам).
Установлено также, что в систему военных судов помимо окружных (флотских) военных судов и гарнизонных военных судов входят кассационный военный суд, апелляционный военный суд. Определены в том числе состав кассационного, апелляционного военных судов, их компетенция, полномочия президиума апелляционного, кассационного военных судов, порядок формирования судебных коллегий и утверждения судебных составов апелляционного, кассационного военных судов.
Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
В связи с созданием надрегиональных кассационных и апелляционных судов вносятся изменения в УПК
25 сентября 2018 года Государственная Дума приняла в третьем чтении проект федерального закона № 494640-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (в связи с созданием кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции).
Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников сообщил, принятый закон подготовлен в связи с реформированием судоустройства. Он разработан в целях реализации положений Федерального конституционного закона от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции», согласно которому в системе судов общей юрисдикции создаются обособленные надрегиональные кассационные и апелляционные суды.
Эти суды будут рассматривать дела в качестве апелляционной и кассационной инстанции соответственно в пределах определенных судебных округов, включающих несколько субъектов РФ. Всего до 1 октября 2019 года появится пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции.
«Эти изменения позволят обеспечить независимость и самостоятельность функционирования судебных инстанций, снизить коррупционные риски и региональное влияние, что положительно скажется на защитите прав граждан», — отметил Павел Крашенинников.
«Принятым сегодня законом вносятся изменения в УПК РФ, предусматривающие процессуальные полномочия создаваемых кассационных и апелляционных судов по рассмотрению уголовных дел. А также изменения, уточняющие порядок апелляционного и кассационного обжалования судебных решений, порядок пересмотра судебных решений по новым и вновь открывшимся обстоятельствам», — сообщил Павел Крашенинников.
Закон позволит четко определить инстанционность уголовного судопроизводства, разграничив полномочия по рассмотрению уголовных дел в апелляционном порядке между областными и равными им судами и новыми надрегиональными апелляционными судами. А также по рассмотрению уголовных дел в кассационном порядке между новыми кассационными судами и Верховным Судом Российской Федерации.
Положения принятого закона, за исключением пункта 20 ст. 1, вступят в силу со дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, который будет определен решением Пленума Верховного Суда.
Производство в апелляционном или кассационном порядке по жалобам, представлениям, поданным до дня вступления закона в силу, осуществляется по правилам, действующим на момент подачи жалобы, представления (т.е. в нынешнем порядке).
Изменения в УПК РФ в связи с созданием кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции
Сегодня Государственная Дума приняла в третьем чтении проект федерального закона № 494640-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (в связи с созданием кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции).
Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил, что принятый закон подготовлен в связи с реформированием судоустройства. Он разработан в целях реализации положений Федерального конституционного закона от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции», согласно которому в системе судов общей юрисдикции создаются обособленные надрегиональные кассационные и апелляционные суды. Эти суды будут рассматривать дела в качестве апелляционной и кассационной инстанции соответственно в пределах определенных судебных округов, включающих несколько субъектов РФ. Всего до 1 октября 2019 года появится пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции. Эти изменения позволят обеспечить независимость и самостоятельность функционирования судебных инстанций, снизить коррупционные риски и региональное влияние, что положительно скажется на защитите прав граждан, — отметил Павел Крашенинников.
Принятым сегодня законом вносятся изменения в УПК РФ, предусматривающие процессуальные полномочия создаваемых кассационных и апелляционных судов по рассмотрению уголовных дел. А также изменения, уточняющие порядок апелляционного и кассационного обжалования судебных решений, порядок пересмотра судебных решений по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, — сообщил Павел Крашенинников.
Закон позволит четко определить инстанционность уголовного судопроизводства, разграничив полномочия по рассмотрению уголовных дел в апелляционном порядке между областными и равными им судами и новыми надрегиональными апелляционными судами. А также по рассмотрению уголовных дел в кассационном порядке между новыми кассационными судами и Верховным Судом Российской Федерации.
Положения принятого закона, за исключением пункта 20 ст. 1, вступят в силу со дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, который будет определен решением Пленума Верховного Суда.
ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА КАССАЦИОННОГО ОБЖАЛОВАНИЯ ПРИГОВОРОВ В СВЯЗИ С СОЗДАНИЕМ КАССАЦИОННЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
студент, юридический факультет ТУСУР,
ст. преподаватель кафедры уголовного права ТУСУР,
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время достаточно обсуждаемым является вопрос о протекающей в Российской Федерации судебной реформе. Данная реформа предусматривает создание в системе судов общей юрисдикции четырех новых звеньев, одним из которых является кассационный суд общей юрисдикции. Наряду с созданием кассационного суда общей юрисдикции изменится и процессуальный порядок производства в судах кассационной инстанции, а значит, подвергнется изменениям Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 23.1 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» на территории Российской Федерации появится девять кассационных судов общей юрисдикции [1]. В соответствии с п. 1 ст. 23.1 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», кассационный суд общей юрисдикции действует в пределах территории соответствующего судебного кассационного округа.
Для большей наглядности следует обратиться к примеру Восьмого кассационного суда общей юрисдикции. Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находится на территории города Кемерово. Данный суд в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномочен рассматривать кассационные жалобы, подаваемые на решения судов, находящихся на территории судебного кассационного округа. В территорию соответствующего судебного кассационного округа входят двенадцать субъектов Российской Федерации: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область [2].
В связи с изменением судебной системы был принят Федеральный закон № 361-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» предусматривающий изменения УПК РФ, касающиеся производства в суде кассационной инстанции.
Пункт 8 статьи 1 Федерального Закона № 361-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» вносит изменения в ст. 401.3 УПК РФ [3]. Данное положение предусматривает обжалование решений мировых судей, районных, областных и приравненных к ним судов, а также апелляционного суда общей юрисдикции в кассационный суд общей юрисдикции.
Также необходимо отметить, что п. 12 ст. 1 Федерального Закона № 361-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», предусматривает новый механизм рассмотрения кассационных жалоб – так называемая «сплошная кассация». Ее суть заключается в том, что если у судьи отсутствуют основания для возвращения кассационных жалоб, то он обязан принять к производству и рассмотреть все подаваемые кассационные жалобы и представления.
Проанализировав официальную статистику верховных судов республик, краевых и областных судов, входящих в судебный кассационный округ Восьмого кассационного суда, можно прийти к выводу о том, что за 2017 год было подано 21340 кассационных жалоб, из которых было принято к производству 10924 [4].
Учитывая принятые изменения и объемы поданных в 2017 году кассационных жалоб в пределах территории соответствующего судебного кассационного округа, необходимо отметить, что для одного суда – это достаточно большое количество рассматриваемых жалоб. Подтвердить данную позицию можно на примере арбитражных судов. Согласно ст. 24 Федерального Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», на территории Российской Федерации существует десять арбитражных судов округов [5], уполномоченных на рассмотрение дел в кассационной инстанции. Анализируя статистические показатели Арбитражного суда Западносибирского округа, можно сделать вывод, что за 2017 год в данный суд было подано 8923 кассационных жалоб, что в 2.5 раза меньше подаваемых кассационных жалоб по уголовным делам.
Во избежание перегруженности судей кассационного суда общей юрисдикции необходимо пересмотреть механизм подачи кассационных жалоб. Представляется возможным организовать механизм подачи кассационных жалоб в зависимости от того, в каком суде рассматривалось уголовное дело в первой инстанции.
Вторая проблема, выделенная в рамках исследования, заключается в том, что территория соответствующего судебного кассационного округа включает в себя большое количество субъектов Российской Федерации, что затрудняет возможность граждан на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Не каждый гражданин может позволить себе в силу различных обстоятельств лично участвовать в кассационном производстве по уголовному делу, которое проходит в суде, отдаленном от его места жительства.
Безусловно, законодательство Российской Федерации не содержит обязанности личного участия гражданина в процессе рассмотрения кассационной жалобы. Но личное присутствие может в определённой мере повлиять на принятое судьей итоговое решение по рассматриваемой жалобе. При непосредственном участии в суде гражданину проще отстаивать свои права и законные интересы нежели на расстоянии. Появляется возможность давать устные объяснения по конкретным вопросам, личное общение с судьей также в какой-то мере является гарантом того, что информация не будет искажена и расценена как-то иначе.
Также необходимо отметить, что при отсутствии возможности непосредственного участия в судебном заседании суда кассационной инстанции, гражданин представляет все требующиеся процессуальные документы в суд иными способами: в электронной форме, почтовыми отправлениями и другими. На основе вышесказанного стоит обратить внимание на то, что не все граждане обладают достаточными навыками составления процессуальных документов и нуждаются в квалифицированной юридической помощи представителей (адвокатов), обратиться к которым в силу различных причин могут только единицы, за исключением осужденного.
Анализируя п. 7 ст. 1 Федерального Закона № 361-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который предусматривает изменения, касающиеся подачи прокурорами кассационных представлений, можно сделать вывод о том, что данное нововведение вовсе не улучшает положение прокуроров субъектов Российской Федерации. Так как для того, чтобы осуществлять свои полномочия в суде кассационной инстанции, прокурор вынужден будет брать служебную командировку, выезжать в местонахождение суда, что не является удобным и экономичным способом осуществления им своих полномочий.
Безусловно, согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов [6]. Из этого следует, что участвовать в производстве суда кассационной инстанции может не только прокурор, обратившийся с представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения, но и другие прокуроры системы органов прокуратуры. Автоматически возникает вопрос о том, насколько эффективным является участие нескольких прокуроров в различных стадиях уголовного судопроизводства.
Выполнение функции надзора за применением и исполнением закона разными прокурорами является не лучшим вариантом. Участие двух или нескольких прокуроров не позволяет всесторонне, объективно и в полном объеме изучить материалы дела. Изучая материалы уголовного дела поверхностно, прокурор допускает возможность того, что будет упущена или не замечена деталь дела, которая в будущем обернётся возвращением кассационной жалобы, представления без рассмотрения или, напротив, не будет выявлено существенное нарушение закона. Несомненно, можно утверждать, что участие в деле одного несменяемого прокурора является более эффективным для стороны обвинения.
Таким образом, подводя итоги всего вышесказанного, с учетом анализа законодательства Российской Федерации можно внести следующие предложения для повышения качества производства в кассационных судах общей юрисдикции:
1) необходимо увеличить в пределах территории соответствующего судебного кассационного округа количество кассационных судов общей юрисдикции путем создания в каждом кассационном округе по 1 дополнительному суду, и, таким образом, в Российской Федерации будут функционировать 18 кассационных судов общей юрисдикции. Создав дополнительные кассационные суды общей юрисдикции, становится возможным уменьшить объем нагрузки судов;
2) внести изменения в п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 401.3 УПК РФ и изложить их в следующей редакции:
1) «приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда — в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа»;
2) «приговор, определение и постановление верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа апелляционные постановления и определения, а также промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции – в кассационный суд общей юрисдикции».
Представленный порядок подачи кассационных жалоб будет являться более удобным и рациональным для всех участников уголовного судопроизводства.
Создание обособленных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции
Сегодня Государственная Дума одобрила в первом чтении проект федерального конституционного закона № 374020-7 «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции», внесенный Верховным Судом.
Как сообщил Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, проектом предлагается создание обособленных надрегиональных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.
Предлагается внести изменения в Федеральные конституционные законы: «О судебной системе Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», «О Верховном Суде Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации», которыми определяются полномочия, порядок образования и деятельности создаваемых кассационных и апелляционных судов, выделенных в отдельные инстанции, не связанные рамками административно-территориального деления субъектов РФ.
В настоящее время в системе судов общей юрисдикции действуют мировые, районные суды, суды субъектов РФ (областные суды, верховные суды республик, суды автономного округа, автономной области, города федерального значения и т.д.). Все они рассматривают дела по первой инстанции, то есть в полном объеме. В том числе Верховный Суд Российской Федерации — по определенным категориям дел.
Вынесенное ими решение по закону можно оспорить в следующей инстанции – апелляционной. Так, для районных судов апелляционной инстанцией являются областные суды (суды субъекта РФ). Если же решение областного суда участники процесса сочтут несправедливым, то обращаются с кассационной жалобой, которую рассматривает президиум областного суда. При этом в апелляционной и кассационной коллегиях свои отдельные составы, но находятся они в одном суде, с одним председателем и с теми же сотрудниками аппарата суда, — напомнил Павел Крашенинников.
Законопроектом предлагается выделить апелляционную и кассационную инстанции в отдельные суды, которые будут действовать в пределах соответствующих судебных округов. Каждый кассационный и апелляционный судебный округ будет включать в себя несколько регионов. В таком случае рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные акты не будет осуществляться в том же субъекте РФ, и тем более в том же суде, который рассматривал дело в первой инстанции. Это позволит сделать суды более независимыми, вывести их из-под регионального влияния и коррупционных рисков, — сказал Павел Крашенинников.
Предлагается создать пять отдельных надрегиональных апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции.
Апелляционный суд будет рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам на территории соответствующего судебного апелляционного округа.
Кассационный суд будет являться вышестоящей инстанцией для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. В его компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В соответствии с законопроектом, апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции будут действовать в составе президиума суда, судебных коллегий по гражданским, административным, уголовным делам и по делам военнослужащих.
Вышеуказанные судебные коллегии апелляционного суда будут рассматривать дела:
— по апелляционным жалобам, представлениям на не вступившие в законную силу решения судов субъектов РФ, принятые ими в качестве суда первой инстанции;
— по частным жалобам, представлениям на не вступившие в законную силу определения судов субъектов РФ по гражданским и административным делам;
— по апелляционным жалобам, представлениям на промежуточное решение суда субъекта РФ по уголовным делам;
— по апелляционным жалобам, представлениям на решения Московского городского суда по гражданским делам, которые связаны с защитой авторских и смежных прав;
— по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу судебных постановлений, принятых соответствующей судебной коллегией апелляционного суда общей юрисдикции.
Судебные коллегии кассационного суда будут рассматривать дела:
— по кассационным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты районных судов, гарнизонных военных судов и мировых судей; судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, принятые по жалобам и представлениям на судебные акты судов субъектов в соответствующем судебном округе; судебные акты субъектов РФ, принятые ими в качестве судов первой и апелляционной инстанций;
— по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу судебных актов, принятых соответствующей судебной коллегией кассационного суда общей юрисдикции.
В законопроекте содержатся предложения о размещении вновь создаваемых судов в определённых городах. Однако, как отметил Павел Крашенинников, этот вопрос должен прорабатываться ко второму чтению законопроекта с учетом экономической и судебной активности, транспортной составляющей и уровня преступности в регионах. Также должно приниматься во внимание наличие в этих городах апелляционных и кассационных арбитражных судов, поскольку представляется целесообразным не располагать в одних и тех же городах несколько судов.
Важно отметить, что в целях приближения правосудия к месту нахождения или жительства лиц, участвующих в деле, законопроектом предлагается возможность образования в составе суда постоянного судебного присутствия, расположенного вне места постоянного пребывания суда, но осуществляющего его полномочия. Это повысит доступность правосудия для лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях. Кроме того, обеспечению доступности правосудия способствует использование в судах видео-конференц-связи, — отметил Павел Крашенинников.
Предполагается, что формирование штатной численности создаваемых судов будет осуществляться, в том числе, за счет перевода судей и сотрудников аппарата из судов областного звена. После передачи этими судами полномочий по рассмотрению дел в кассационном и апелляционном порядке часть судей и сотрудников аппарата могут быть переведены в новые суды. При этом ожидается, что часть должностей в областных судах будет сокращена, поэтому в законопроекте содержатся предложения по выплате выходных пособий тем сотрудникам, которые не войдут в новые структуры, — сообщил Павел Крашенинников.
Законопроект предусматривает и другие расходы, которые потребуются из федерального бюджета для создания обособленных кассационных и апелляционных судов, в том числе, на оборудование рабочих мест и залов судебных заседаний, на переезд сотрудников и их семей в создаваемые суды и т.д. В этой связи, при подготовке законопроекта ко второму чтению нужно дополнить его переходные положения. Кроме того, потребуются корректировки процессуального законодательства. А также необходимо предусмотреть переходные положения с учетом механизма передачи компетенций по рассмотрению соответствующих дел во вновь создаваемые суды. Все это займет немало времени между первым и вторым чтением, — сказал Павел Крашенинников.
Стоит отметить, что предлагаемые изменения продолжают судебную реформу, которая проводится в нашей стране с 90-х годов. Разделение судебных инстанций – апелляционной и кассационной, и выделение в отдельные экстерриториальные суды – это очень важные, системные изменения, которые потребуют не один год на реализацию. Подобную реформу мы уже проводили в арбитражной системе, и она дала положительный эффект. В целом законопроект позволит обеспечить независимость и самостоятельность функционирования инстанций в судах общей юрисдикции, снизит коррупционные риски и влияние региональных связей. Но плоды этих изменений проявятся не сразу, а по прошествии 5-10 лет, — заявил Павел Крашенинников.
КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЬ
Федеральным законом от 11.10.2018 N 361-ФЗ
«О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» определена компетенция создаваемых кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда по рассмотрению уголовных дел
Федеральный закон принят в целях реализации Федерального конституционного закона от 29.07.2018 N 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».
Поправками, в частности:
предусмотрена процедура кассационного пересмотра вступивших в законную силу судебных решений в зависимости от того, каким судом принято такое решение, является оно промежуточным или итоговым, а также в каком суде и в каком порядке подлежит пересмотру;
регламентированы в том числе действия суда кассационной инстанции при поступлении уголовного дела с кассационными жалобой, представлением, содержание решений судьи суда кассационной инстанции, принимаемых им по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления;
предусмотрен порядок подачи апелляционных жалобы, представления на приговор или иное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, на приговор или иное решение окружного (флотского) военного суда;
установлен срок начала рассмотрения уголовного дела в апелляционном суде общей юрисдикции, апелляционном военном суде — не позднее 45 суток со дня поступления его в суд апелляционной инстанции;
скорректирован порядок обращения с представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения прокурором субъекта РФ и его заместителями, приравненным к прокурору субъекта РФ военным прокурором и его заместителями;
увеличен с 10 до 20 дней срок возвращения без рассмотрения кассационной жалобы, представления;
скорректированы сроки рассмотрения уголовного дела по кассационным жалобе, представлению в судебном заседании суда кассационной инстанции в кассационном суде общей юрисдикции, кассационном военном суде, в Верховном Суде РФ;
наименование Приволжский окружной военный суд изменено на Приволжско-Уральский окружной военный суд.
Федеральный закон вступает в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, определяемого в соответствии с Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 N 1-ФКЗ, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки вступления их в силу.
Апелляционный суд упк 2019 2019 год
МОСКВА, 25 сен — РАПСИ. Государственная Дума РФ приняла в третьем (окончательном) чтении поправки в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ, которые вносятся в связи с созданием кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.
Автором документа является Верховный суд РФ. Так, в кодексе уточняется порядок апелляционного, кассационного обжалования решений, а также порядок пересмотра решений суда по новым, вновь открывшимся обстоятельствам. Также уточняется процедура кассационного пересмотра вступивших в законную силу судебных решений в зависимости от того, каким судом принято решение, является оно промежуточным или итоговым, а также в каком суде и в каком порядке подлежит пересмотру.
Поправки вступят в силу, за исключением нескольких норм, со дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов.
Изменены нормы УПК в связи с созданием апелляционных и кассационных судов
Законом «О внесении изменений…» от 11.10.2018 № 361-ФЗ УПК РФ приведен в соответствие с ФКЗ «О внесении изменений…» от 29.07.2018 № 1-ФКЗ (далее — ФКЗ), которым предусмотрено создание апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. В новых судах рассмотрением жалоб на судебные постановления по уголовным делам будут заниматься судебные коллегии по уголовным делам.
Основное новшество состоит в том, что производство в кассационной инстанции существенно реформировано. В отличие от существующего порядка (кассационная жалоба направляется непосредственно в суд кассационной инстанции, где судья единолично принимает решение о том, истребовать дело для изучения, передать его на рассмотрение суда или же отклонить жалобу), будет 2 порядка кассационного обжалования:
- В новой редакции ст. 401.3 УПК РФ предусмотрено, что основная масса жалоб подается через суд 1-й инстанции, который извещает других участников процесса, получает их возражения и ходатайства, а затем передает вместе с делом в кассационный суд для рассмотрения в судебном заседании, — этот порядок предусмотрен ст. 401.7, 401.8 УПК РФ в новой редакции. Обжалуются таким образом: приговор или иное итоговое судебное решение мирового судьи, районного суда, гарнизонного военного суда; приговор или иное итоговое судебное решение верховного суда субъекта РФ, вынесенное в апелляционном порядке — в кассационный суд; приговор верховного суда субъекта РФ, вынесенный им в качестве суда первой инстанции или по результатам апелляционного рассмотрения, — в СК по уголовным делам ВС РФ.
- Непосредственно в суд кассационной инстанции для предварительного единоличного рассмотрения судьей в порядке, предусмотренном обновленными ст. 401.10, 401.11 УПК РФ, будут направляться жалобы на промежуточные судебные решения, а также при обжаловании в СК по уголовным делам, СК по делам военнослужащих ВС РФ в качестве второй кассационной инстанции.
Изменения вступят в силу с момента начала работы апелляционных и кассационных судов.
В соответствии с ФКЗ (подробнее см. сообщение) решение о дате начала деятельности указанных судов принимает Пленум ВС РФ. Эта информация должна быть опубликована не позднее 01.10.2019.
Статья 389.19. Пределы прав суда апелляционной инстанции
Ст. 389.19 УПК РФ в последней действующей редакции от 1 мая 2011 года.
Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.
Статья 389.19. Пределы прав суда апелляционной инстанции
1. При рассмотрении уголовного дела в апелляционном порядке суд не связан доводами апелляционных жалобы, представления и вправе проверить производство по уголовному делу в полном объеме.
2. Если по уголовному делу осуждено несколько лиц, а апелляционные жалоба или представление принесены только одним из них либо в отношении некоторых из них, суд апелляционной инстанции вправе проверить уголовное дело в отношении всех осужденных.
3. Указания суда апелляционной инстанции обязательны для суда первой инстанции и для прокурора, если уголовное дело возвращено для устранения обстоятельств, препятствующих вынесению законного и обоснованного решения.
4. При отмене приговора или иного судебного решения и передаче уголовного дела на новое судебное разбирательство либо при возвращении уголовного дела прокурору суд апелляционной инстанции не вправе предрешать вопросы о:
- 1) доказанности или недоказанности обвинения;
- 2) достоверности или недостоверности того или иного доказательства;
- 3) преимуществах одних доказательств перед другими;
- 4) виде и размере наказания.
Уголовно-процессуальный кодекс России 2019
Действующий на сегодняшний момент Уголовно-процессуальный кодекс или ФЗ 174 был принят в 2002 году. Он регулирует процесс судопроизводства в области уголовного права на территории России, являясь главным кодифицированным законом, определяющим порядок следствия и суда по отношению к людям, совершившим преступление.
Содержание документа
УПК РФ состоит из шести частей, девятнадцати разделов, 475 статей, включая те, которые утратили силу. Если делить этот документ на смысловые блоки, то он посвящён следующим аспектам уголовного процесса.
Эти основные блоки регламентации уголовного процесса позволяют сделать его прозрачным, адекватным конституции и принципам равенства прав и свобод.
Принципы уголовного процесса
Каждый кодифицированный юридический документ подчиняется только конституции. УПК не является исключением из этого правила. Он действует на всей территории Российской федерации и является приоритетным по отношению к нормативам регионального уровня.
Порядок судопроизводства в области уголовного права, который определён в УПК, обязателен для всех участников уголовного процесса, судов, прокуратуры и соответствующих структур МВД (ст. 1). Действие данного кодекса распространяется на всю территорию Российской Федерации. Кроме того, при необходимости проведения российского судопроизводства за пределами страны данный процесс осуществляется в соответствии с нормами УПК РФ (ст. 2,3).
Как следует из Главы 2 УПК, данный документ основан на следующих принципах:
- наказания виновных, реабилитация невиновных, подвергшихся уголовному преследованию;
- проведения судопроизводства в разумные сроки;
- запрета применения закона, противоречащего Уголовно-процессуальному кодексу;
- признания человека виновным только по приговору суда;
- независимости судей;
- уважения достоинства участников процесса;
- запрета на задержание человека по необоснованному подозрению;
- проведения следственных мероприятий в жилище человека только по решению суда или прокуратуры;
- запрета на доказывание подозреваемыми и обвиняемыми своей невиновности;
- возложения бремени доказательств виновности на сторону обвинения;
- разделения функций обвинения и защиты на основе состязательности;
- проведения судопроизводства на русском языке или на языках субъектов РФ;
- предоставления возможности обжаловать действия участников уголовного процесса.
Все принципы действия норм УПК основаны на правах и свободах граждан, данных им Конституцией РФ. Так реализуется цель любого юридического документа, заключающаяся в гарантии выполнения норм главного закона страны.
Суд и его полномочия
Судьбы участников уголовного процесса решаются в суде, несмотря на то, что путь до суда бывает долгим и разнообразным. Как следует из Главы пятой, полномочия судов заключаются в том, чтобы:
- признать человека виновным, назначив наказание, адекватное преступлению;
- назначит меры принудительного характера по лечению и воспитанию преступника;
- прекратить уголовное преследование;
- признать, отменить или изменить приговор, вынесенный судом другой инстанции;
- избрать адекватную меру пресечения;
- принять решение о возмещении вреда, нанесённого потерпевшему;
- выносить разрешение по проведению обыска, изъятию вещей и документов, наложению ареста на имущество и корреспонденцию;
- принять решение о прослушивании и фиксации переговоров, проводимых в разных формах;
- рассматривать жалобы на не законные действия участников уголовного процесса;
- выносить частные определения или постановления относительно неправомерных действий или бездействий должностных лиц.
Из этого следует вывод о том, что суд обладает большими полномочиями, осуществляя не только заключительную стадию уголовного преследования, но и контролируя действия других участников процесса.
Таким образом, Уголовно-процессуальный кодекс РФ выполняет не только функции регулятора всех стадий уголовного преследования человека, но и даёт возможность подозреваемому и обвиняемому обеспечить защиту своих прав. В этом заключён принцип гуманизма и справедливости, декларируемый Конституцией РФ.
Мониторинг законопроектов РФ, ГД
Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС «Законопроект» по данным деятельности Государственной Думы РФ
Законопроект 494640-7 О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с созданием кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции
О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с созданием кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции
Изменены нормы УПК в связи с созданием апелляционных и кассационных судов
Законом «О внесении изменений…» от 11.10.2018 № 361-ФЗ УПК РФ приведен в соответствие с ФКЗ «О внесении изменений…» от 29.07.2018 № 1-ФКЗ (далее — ФКЗ), которым предусмотрено создание апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. В новых судах рассмотрением жалоб на судебные постановления по уголовным делам будут заниматься судебные коллегии по уголовным делам.
Основное новшество состоит в том, что производство в кассационной инстанции существенно реформировано. В отличие от существующего порядка (кассационная жалоба направляется непосредственно в суд кассационной инстанции, где судья единолично принимает решение о том, истребовать дело для изучения, передать его на рассмотрение суда или же отклонить жалобу), будет 2 порядка кассационного обжалования:
- В новой редакции ст. 401.3 УПК РФ предусмотрено, что основная масса жалоб подается через суд 1-й инстанции, который извещает других участников процесса, получает их возражения и ходатайства, а затем передает вместе с делом в кассационный суд для рассмотрения в судебном заседании, — этот порядок предусмотрен ст. 401.7, 401.8 УПК РФ в новой редакции. Обжалуются таким образом: приговор или иное итоговое судебное решение мирового судьи, районного суда, гарнизонного военного суда; приговор или иное итоговое судебное решение верховного суда субъекта РФ, вынесенное в апелляционном порядке — в кассационный суд; приговор верховного суда субъекта РФ, вынесенный им в качестве суда первой инстанции или по результатам апелляционного рассмотрения, — в СК по уголовным делам ВС РФ.
- Непосредственно в суд кассационной инстанции для предварительного единоличного рассмотрения судьей в порядке, предусмотренном обновленными ст. 401.10, 401.11 УПК РФ, будут направляться жалобы на промежуточные судебные решения, а также при обжаловании в СК по уголовным делам, СК по делам военнослужащих ВС РФ в качестве второй кассационной инстанции.
Изменения вступят в силу с момента начала работы апелляционных и кассационных судов.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В соответствии с ФКЗ (подробнее см. сообщение) решение о дате начала деятельности указанных судов принимает Пленум ВС РФ. Эта информация должна быть опубликована не позднее 01.10.2019.
Источники
Шнитенков, А. В. Глава 23 УК РФ. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Постатейный комментарий. Судебная практика: моногр. / А.В. Шнитенков. — М.: Юстицинформ, 2018. — 917 c.
Султанова, А. Н. Организация юридической службы на предприятии / А.Н. Султанова. — М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2013. — 320 c.
ред. Славин, М.М. Становление судебной власти в обновляющейся России; М.: Институт государства и права РАН, 2013. — 880 c.- Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия; СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 142 c.
- Настольная книга судебного пристава-исполнителя. — М.: БЕК, 2014. — 752 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.