Содержание
- 1 Минфин России сообщает, что участники госзакупок в электронной форме могут приступать к открытию специальных счетов в банках
- 2 Минфин России разъяснил особенности открытия спецсчетов физлицам – участникам закупок по Закону № 44-ФЗ
- 3 Минфин сообщил: участники закупок уже могут открывать спецсчета.
- 4 Минфин России разъяснил вопросы открытия спецсчетов участниками закупок
- 5 Минфин в апреле подготовит правила работы со спецсчетами при госзакупках
- 6 Как работает спецсчет по закупкам — Минфин разъяснил отдельные вопросы применения специальных счетов участниками госзакупок
- 7 Минфин сообщил о готовности уполномоченных банков к открытию спецсчетов.
- 8 Реформа закупок застряла на спецсчетах. Новые правила не заработают до 2019 года.
- 9 Минфин дал старт открытию спецсчетов участниками госзакупок
- 10 Минфин раскрыл количество открытых участниками госзакупок спецсчетов
Минфин России сообщает, что участники госзакупок в электронной форме могут приступать к открытию специальных счетов в банках
Минфин России напоминает, что в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Каждый оператор электронной площадки должен заключить соглашение о взаимодействии с каждым из уполномоченных банков. Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки.
Минфин России сообщает, что представителями банков и операторов электронных площадок подтверждено наличие заключенных соглашений между всеми операторами электронных площадок и всеми уполномоченными банками. Таким образом, уполномоченные банки, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р, вправе вести деятельность по открытию специальных счетов участникам закупок с целью обеспечения участия в закупках, а участники закупок, в свою очередь, могут начинать работу по открытию специальных счетов.
Также сообщается, что в случае, если у участника закупки открыт банковский счет в одном или нескольких уполномоченных банках, такой имеющийся счет должен быть наделен статусом специального счета путем заключения дополнительного соглашения между участником закупки и банком.
Минфин России разъяснил особенности открытия спецсчетов физлицам – участникам закупок по Закону № 44-ФЗ
SarkisSeysian / Depositphotos.com |
Специалисты министерства отметили, что действующий механизм обеспечения заявок с использованием спецсчетов не содержит ограничений в отношении физических лиц, являющихся участниками закупок (письмо Минфина России от 6 ноября 2018 г. № 24-06-08/79659 «Об осуществлении закупок в электронной форме»).
Так, участие в определении контрагентов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом участниками могут выступать любые юридические физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве ИП.
Узнайте последние изменения Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, пройдя обучение по долгосрочной программе профессиональной переподготовки, и получите диплом установленного образца.
В свою очередь заключить с клиентом договор банковского счета при соблюдении необходимых условий банк обязан (п. 2 ст. 846 Гражданского кодекса). Кредитное учреждение не вправе отказать в открытии счета, за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами. Поэтому при необоснованном уклонении банка от заключения договора банковского счета клиент вправе предъявить ему соответствующие требования (п. 4 ст. 445 ГК РФ).
Минфин сообщил: участники закупок уже могут открывать спецсчета.
31 декабря 2017 г. № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 504) по вопросу открытия специальных счетов участникам закупок с целью обеспечения участия в закупках для государственных и муниципальных нужд, а также в закупках, проводимых отдельными видами юридических лиц в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) среди субъектов малого и среднего предпринимательства сообщает следующее.
В соответствии с частью 10 статьи 44 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) установлено, что при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона № 44-ФЗ каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из уполномоченных банков.
Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки.
Перечень уполномоченных банков утвержден Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451-р (далее – Распоряжение № 1451-р).
Перечень операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, Законом № 223-ФЗ утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р (далее – Распоряжение № 1447-р).
Минфин России сообщает, что 30 августа 2018 г. под руководством заместителя Министра Финансов Российской Федерации Лаврова А.М. состоялось очередное заседание рабочей группы с участием представителей банков, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением № 1451-р, и операторов электронных площадок, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением № 1447-р.
Итогом указанного заседания стало подтверждение участниками рабочей группы наличия заключенных между всеми операторами электронных площадок и всеми уполномоченными банками соглашений о взаимодействии.
Таким образом, уполномоченные банки, перечень которых утвержден Распоряжением № 1451-р вправе вести деятельность по открытию специальных счетов участникам закупок с целью обеспечения участия в закупках.
Следовательно, в соответствии с требованиями части 10 статьи 44 Закона № 44-ФЗ участники закупок могут начинать работу по открытию специальных счетов в банках, согласно перечню, утвержденному Распоряжением № 1451-р.
В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона № 44-ФЗ требования к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета также утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 №662 (далее — Постановление № 626).
Минфин России обращает внимание, что в случае если у участника закупки открыт банковский счет в одном или нескольких уполномоченных банках, такой имеющийся счет может быть наделен статусом специального счета путем заключения дополнительного соглашения между участником закупки и банком в соответствии с пунктом 5 Требований к договору специального счета и порядку использования имеющегося счета у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, утверждённых Постановлением № 626.
Дополнительно Минфин России сообщает, что требования к договору специального счета, а также к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета будут применяться к электронным процедурам, которые будут проводиться на новых электронных площадках после даты начала их функционирования (01.10.2018 года).
Минфин России разъяснил вопросы открытия спецсчетов участниками закупок
Минфин России опубликовал письмо от 31.08.2018 № 24-00-09/62461 «Об открытии специальных счетов».
В нем министерство напоминает, что при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливает Правительство РФ (ч. 10 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).
Каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из уполномоченных банков (ч. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ). Банк вправе открывать спецсчета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки.
Перечень уполномоченных банков утвержден Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451-р. Перечень операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р.
Минфин России сообщает, что 30 августа 2018 г. под руководством замминистра финансов РФ А.М. Лаврова состоялось очередное заседание рабочей группы с участием представителей банков, включенных в перечень, утв. Распоряжением № 1451-р, и операторов электронных площадок, включенных в перечень, утв. Распоряжением № 1447-р.
Итогом указанного заседания стало подтверждение участниками рабочей группы наличия заключенных между всеми операторами электронных площадок и всеми уполномоченными банками соглашений о взаимодействии.
Таким образом, уполномоченные банки, перечень которых утвержден Распоряжением № 1451-р, вправе вести деятельность по открытию спецсчетов участникам закупок с целью обеспечения участия в закупках.
Следовательно, в соответствии с требованиями ч. 10 ст. 44 Закона № 44-ФЗ участники закупок могут начинать работу по открытию спецсчетов в банках согласно перечню, утвержденному Распоряжением № 1451-р.
В соответствии с ч. 12 ст. 44 Закона № 44-ФЗ требования к договору спецсчета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве спецсчета утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 № 626.
Минфин России обращает внимание: если у участника закупки открыт банковский счет в одном или нескольких уполномоченных банках, такой имеющийся счет может быть наделен статусом спецсчета путем заключения дополнительного соглашения между участником закупки и банком в соответствии с п. 5 Требований к договору спецсчета и порядку использования имеющегося счета у участника закупки банковского счета в качестве #спецсчета, утвержденных Постановлением № 626.
Дополнительно Минфин России сообщает, что названные Требования будут применяться к электронным процедурам, которые будут проводиться на новых электронных площадках после даты начала их функционирования (1 октября 2018 г.).
Минфин в апреле подготовит правила работы со спецсчетами при госзакупках
«Срок внесения проекта соответствующего акта в правительство России — апрель 2018 года, — сказали в министерстве. — В настоящее время Минфин осуществляет подготовку проекта акта с учетом, в том числе, предложений и замечаний по вопросу специальных счетов, обсуждавшихся на состоявшемся заседании рабочей группы. Механизм спецсчетов должен начать функционировать с 1 июля 2018 года».
При этом представитель Минфина отметил, что игроки рынка, которые будут задействованы в процессе открытия и ведения спецсчетов, могут заблаговременно, до официального утверждения соответствующего документа правительством РФ, принимать меры, направленные на выполнение требований, которые будут прописаны в таком документе. По его словам, документ предварительно будет размещен на официальном портале проектов нормативных-правовых актов.
Как сообщалось, в среду в рамках парламентских слушаний, посвященных господдержке МСП, президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) Сергей Рыбников предложил депутатам Госдумы на полгода отсрочить введение механизма спецсчетов для размещения средств обеспечения заявок при закупках госкомпаний у субъектов малого и среднего предпринимательства.
По словам С.Рыбникова, участники рынка не успеют подготовиться к использованию механизма спецсчетов с 1 июля текущего года. «За оставшиеся 2,5 месяца (до вступления в силу соответствующей нормы) реализовать такую систему маловероятно», — заявил президент СПбМТСБ.
Минфин, в свою очередь, считает, что готовность финансовой системы к реализации требований по спецсчетам будет зависеть, в том числе, от заинтересованности непосредственно банков в работе в сфере закупок.
В настоящее время электронные торговые площадки (ЭТП) самостоятельно занимаются размещением средств, поступивших от участников закупок в качестве обеспечения заявки. С 1 июля текущего года вступят в силу поправки к закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), по которым закупки госкомпаний у субъектов МСП должны проводиться в электронной форме на ЭТП, аккредитованных для проведения госзакупок и в соответствии с новыми же нормами закона «О контрактной системе» (44-ФЗ, также вступают в силу с 1 июля). Последние предусматривают, что средства обеспечения заявок на участие в закупках должны размещаться на спецсчетах уполномоченных банков.
По оценке экспертов, в настоящее время требованиям, которые будут предъявляться к уполномоченным банкам, удовлетворяют 22 банка. Из них 18 не работают на постоянной основе в сфере госзакупок.
Помимо технической сложности А.Емельянов отметил и наличие организационной, административной проблемы. «Десяткам тысяч участников закупок еще предстоит физически посетить банки и открыть в них спецсчета, что также является весьма время затратной и сложной задачей, учитывая масштаб закупочной отрасли, — сказал он. — Запуск этой системы банками и открытие спецсчетов более чем 300 тыс. участников, а это необходимый минимум к июлю этого года, не представляется возможным».
При этом А.Емельянов отметил, что сами ЭТП к работе со спецсчетами в целом готовы.
Как работает спецсчет по закупкам — Минфин разъяснил отдельные вопросы применения специальных счетов участниками госзакупок
В ответ на поступающие вопросы Минфин России направил письмо от 06.11.2018г. №24-06-08/79659 в котором раскрыл особенности использования специальных счетов для государственных и муниципальных закупок (далее – спецсчета).
В указанном письме указывается на особый «иммунитет» денежных средств, которые блокируются на период проведения электронных процедур на спецсчетах на основании обращения оператора электронной площадки в банк. С момента блокирования денежных средств на специальном счете на них не может быть обращено взыскание на основании исполнительных документов. «Иммунитет» снимается только на основании информационного сообщения оператора электронной площадки о разблокировке, направленного в банк.
Тем самым, заказчикам гарантируется, что заблокированные денежные средства, не будут удержаны кем-либо, кроме самого заказчика, поскольку они предназначены для обеспечения обязательства победителя конкурентной закупки по подписанию контракта. В связи с чем денежные средства, заблокированные на спецсчете, могут быть удержаны лишь в случае уклонения победителя от подписания контракта с последующим включением сведений в реестр недобросовестных поставщиков согласно ч. 15 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Более того, расторжение договора банковского счета не влечет за собой прекращение блокирования денежных средств. То есть даже, если победитель закупки попытается расторгнуть договор с банком об открытии специального счета, блокировка денежных средств сохранится.
Также в письме отмечается возможность внесения на спецсчет денежных средств, предоставленных участнику закупки в кредит и отсутствие ограничений на открытие спецсчетов физическими лицами как участниками закупок.
Борисов Дмитрий Юрьевич Эксперт
14 нояб. 2018 г.
Минфин сообщил о готовности уполномоченных банков к открытию спецсчетов.
Таким образом, отмечается, что уполномоченные банки вправе вести деятельность по открытию специальных счетов участникам закупок с целью обеспечения участия в закупках. А участники закупок могут начинать работу по открытию специальных счетов в указанных кредитных учреждениях.
Напомним, согласно ч. 10 ст. 44 Закона N 44-ФЗ при проведении электронных торгов денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень и требования к которым устанавливается Правительством РФ. Между тем до начала функционирования новых электронных площадок сохраняется действовавший до вступления в силу Закона N 504-ФЗ порядок открытия и ведения счетов участников закупок для обеспечения участия в электронных процедурах.
Текст письма Министерства финансов Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 24-00-09/62461 «Об открытии специальных счетов»
Минфин России в связи с вступлением в силу положений Федерального закона от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 504) по вопросу открытия специальных счетов участникам закупок с целью обеспечения участия в закупках для государственных и муниципальных нужд, а также в закупках, проводимых отдельными видами юридических лиц в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) среди субъектов малого и среднего предпринимательства сообщает следующее.
В соответствии с частью 10 статьи 44 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) установлено, что при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона N 44-ФЗ каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из уполномоченных банков.
Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки.
Перечень уполномоченных банков утвержден Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 N 1451-р (далее — Распоряжение N 1451-р).
Перечень операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, Законом N 223-ФЗ утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р (далее — Распоряжение N 1447-р).
Минфин России сообщает, что 30 августа 2018 г. под руководством заместителя Министра Финансов Российской Федерации Лаврова A.M. состоялось очередное заседание рабочей группы с участием представителей банков, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением N 1451-р, и операторов электронных площадок, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением N 1447-р.
Итогом указанного заседания стало подтверждение участниками рабочей группы наличия заключенных между всеми операторами электронных площадок и всеми уполномоченными банками соглашений о взаимодействии.
Таким образом, уполномоченные банки, перечень которых утвержден Распоряжением N 1451-р вправе вести деятельность по открытию специальных счетов участникам закупок с целью обеспечения участия в закупках.
Следовательно, в соответствии с требованиями части 10 статьи 44 Закона N 44-ФЗ участники закупок могут начинать работу по открытию специальных счетов в банках, согласно перечню, утвержденному Распоряжением N 1451-р.
В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона N 44-ФЗ требования к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета также утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 N 662 (далее — Постановление N 626).
Минфин России обращает внимание, что в случае если у участника закупки открыт банковский счет в одном или нескольких уполномоченных банках, такой имеющийся счет может быть наделен статусом специального счета путем заключения дополнительного соглашения между участником закупки и банком в соответствии с пунктом 5 Требований к договору специального счета и порядку использования имеющегося счета у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, утверждённых ПостановлениемN 626.
Дополнительно Минфин России сообщает, что требования к договору специального счета, а также к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета будут применяться к электронным процедурам, которые будут проводиться на новых электронных площадках после даты начала их функционирования (01.10.2018 года).
Реформа закупок застряла на спецсчетах. Новые правила не заработают до 2019 года.
Как сообщила “Ъ” пресс-служба Минфина, регулятор предложил Белому дому отложить минимум до 1 января 2019 года запуск схемы по размещению на спецсчетах в уполномоченных банках средств поставщиков для обеспечения заявок на участие в госзакупках и закупках госкомпаний у МСП. Внедрить новую экономическую модель к 1 июля власти не успевают. 16 мая 2018 года Минфин внес в правительство проект постановления об установлении требований к банкам, уполномоченным открывать спецсчета, они идентичны требованиям к банкам для размещения на депозитах средств бюджета, пояснили в Минфине (то есть пул банков де-факто отобран). Нерешенным остается вопрос о «требованиях, касающихся порядка взаимодействия банков и участников закупок», их предлагается установить с 1 января 2019 года, уточнили в Минфине, а не с 1 июля 2018 года, как ожидали участники рынка.
Напомним, 1 июля вступают в силу поправки к закону о госзакупках (44-ФЗ), который вводит вместо бесплатного участия поставщиков в электронных процедурах и финансирования площадок за счет процентов от размещения на их счетах средств обеспечения заявок новую экономическую модель. Операторам, отобранным для организации госзакупок, будет разрешено взимать плату с победителя, но запрещено размещать на счетах средства поставщиков. Все участники торгов должны открыть для этого спецсчета в уполномоченных банках. Как выяснилось вчера, новая финансовая модель будет применяться операторами, которых правительство отберет по новым требованиям. «До начала функционирования новых операторов электронные закупки проводятся на действующих в настоящее время площадках с применением действующей финансовой модели»,— заявили в Минфине.
Таким образом, отбор операторов, который также ожидался к 1 июля, может не проводиться вплоть до 2019 года, когда должны быть утверждены требования по их взаимодействию с банками, и даже этот срок остается предметом острых дискуссий. Бизнес-омбудсмен Борис Титов в опубликованном во время ПМЭФ докладе президенту предложил отложить внедрение спецсчетов на два-три года. В докладе говорится, что у правительства «нет понимания, как поставщики будут получать проценты за то время, пока деньги находятся на спецсчете», и какова будет стоимость открытия спецсчетов. 29 мая в письме Антону Силуанову господин Титов просил отсрочить новый порядок хотя бы до 1 июля 2019 года, отметив, что интеграция банков с операторами также потребует времени.
По оценке заместителя главы Федерального казначейства Анны Катамадзе, к 1 июля к интеграции с Единой информационной системой закупок будут готовы все шесть действующих операторов по 44-ФЗ, и с 1 июля в действие вступит часть реформы, касающаяся электронных процедур. В полном же объеме реформа будет реализована в 2019 году, подтвердила она. В Минфине при этом “Ъ” сообщили, что проведение электронных закупок у МСП должно осуществляться на «новых» операторах электронных площадок и возможность работы с действующими операторами в 223-ФЗ не предусмотрена.
Участники рынка отмечают, что в итоге операторы продолжат работу по менее жестким, чем предусмотрено для отбора, требованиям, а для отсрочки вступающих в силу поправок к законодательству о закупках потребуются новые поправки, что может привести к продолжению пробуксовки реформы.
Минфин дал старт открытию спецсчетов участниками госзакупок
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
1. Определен ли перечень банков для открытия специальных счетов для участия в закупках (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») в электронной форме?
2. Открыть специальный счет можно только с 01.07.2018, или можно это осуществить заранее?
К сведению:
Согласно информации, полученной из неофициальных источников, банки, в которых участники закупок смогут открывать спецсчета для участия в торгах, будут определены до 1 июля. Электронные торговые площадки, намеренные работать в новой схеме, в Минфине России проверят в начале июля. Далее около десятка будущих операторов до 1 октября должны будут заключить соглашения и настроить взаимодействие с банками, подтвердив Минфину технологическую готовность к новой схеме работы. После 1 октября обеспечение заявок для участия в госзакупках и закупках у МСП в обязательном порядке будет зачисляться на спецсчета, а до того сохранится прежний порядок, что позволит минимизировать влияние возможных сбоев на годовую статистику (http://tpprf.ru/ru/businessNews/256610/ ).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Подробнее об изменениях см. в Обзоре основных изменений в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступающих в силу с 1 июля 2018 года (подготовлено экспертами компании «Гарант», апрель 2018 г.).
*(2) В этой консультации все ссылки на положения Закона N 44-ФЗ приведены в редакции Закона N 504-ФЗ, которая вступит в силу с 1 июля 2018 г.
Минфин раскрыл количество открытых участниками госзакупок спецсчетов
По состоянию на 16 ноября участники госзакупок открыли почти 132,5 тысячи специальных счетов, следует из материалов на сайте Минфина.
«По состоянию на 16.11.2018 участниками закупок открыто 132 499 специальных счетов в указанных банках в целях обеспечения заявок на участие в закупках», — говорится в сообщении.
С 1 октября участники госзакупок обязаны вносить денежные средства для обеспечения заявок на спецсчета. В перечень кредитных организаций, имеющих право работать со спецсчетами, включены 18 банков.
Минфин снял ограничение на открытие поставщиками по госзаказу одного спецсчета
|
Такое решение Минфин принял по результатам заседания соответствующей рабочей группы и планирует удалить ограничивающую норму из проекта правительственного постановления, регламентирующего открытие и использование спецсчетов.
В начале апреля министерство подготовило проект постановление правительства РФ, определяющего правила работы со спецсчетами. Само постановление предусматривает утверждение требований к договарам спецсчетов, требований к соглашениям о взаимодействии оператора электронной торговой площадки (ЭТП) с банком и порядка взаимодействия участников закупки при обеспечении заявки на участие в закупочной процедуре за счет банковской гарантии.
Эти нормы вступят в силу с 1 июля текущего года.
В настоящее время ЭТП самостоятельно занимаются размещением средств, поступивших от участников закупок в качестве обеспечения заявки. С 1 июля текущего года вступят в силу поправки к закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), по которым закупки госкомпаний у субъектов МСП должны проводиться в электронной форме на ЭТП, аккредитованных для проведения госзакупок и в соответствии с новыми же нормами закона «О контрактной системе» (44-ФЗ, также вступают в силу с 1 июля — ИФ). Последние предусматривают, что средства обеспечения заявок на участие в закупках должны размещаться на спецсчетах уполномоченных банков.
По оценке экспертов, в настоящее время требованиям, которые будут предъявляться к уполномоченным банкам, удовлетворяют 22 банка. Из них 18 не работают на постоянной основе в сфере госзакупок.
Участники рынка считают, что вступление этой нормы в силу создаст банкам ряд сложностей. Как технического (подготовка информсистем банков к ведению спецсчетов и обеспечение соответствующего взаимодействия с ЭТП и ЕИС в области закупок), так и организационного плана (массовое, 300-400 тыс., открытие спецсчетов со стороны бизнеса в относительно короткий промежуток времени).
При этом ранее в Минфине «Интерфаксу» отмечали, что игроки рынка, которые будут задействованы в процессе открытия и ведения спецсчетов, могут заблаговременно, до официального утверждения соответствующего документа правительством РФ, принимать меры, направленные на выполнение требований, которые будут прописаны в таком документе.
В свою очередь руководитель департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяна Демидова отметила «Интерфаксу» в ходе форума-выставки «Госзаказ 2018», что в настоящее время нет значительных проблем с технологией открытия с 1 июля текущего года спецсчетов для размещения средств обеспечения заявок на участие в закупках.
«Банки опасаются не столько того, что не смогут справиться с самим фактом открытия большого числа спецсчетов, сколько со сроками для их открытия в целях соблюдения норм 115-ФЗ («О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»), — сказала Т.Демидова. — Они должны посмотреть заявителям (на открытие спецсчета) «в лицо», знать их подноготную, историю».
Т.Демидова отметила также, что в целях подготовки к переходу к новой финансовой модели участники закупки могут открывать расчетные счета в банках, соответствующих предусмотренным 44-ФЗ требованиям. «После 1 июля данные счета могут быть использованы поставщиками в качестве специальных, подписав с банками допсоглашения, по которым их расчетные счета станут спецсчетами или подать заявку на открытие спецсчета, — сказала она. — При этом, согласно принятым решениям о внесении изменений в проект соответствующего акта правительства, — в нескольких банках, если компаниям это требуется».
Банки получили право открывать спецсчета участникам закупок с целью обеспечения участия в закупках
Минфин России в своем письме от 31.08.2018 № 24-00-09/62461 «Об открытии специальных счетов» заявил о готовности банков включенных Правительством РФ в Перечень уполномоченных банков утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451-р к открытию спесчетов участникам закупок с целью обеспечения участия в закупках, проводимых в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), а также в закупках, проводимых отдельными видами юридических лиц в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
Поводом для такого заявления стало выполнение уполномоченными банками и операторами электронных площадок условия о том, что каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из уполномоченных банков, предусмотренного частью 13 статьи 44 Закона №44-ФЗ. В свою очередь, наличие соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки дает уполномоченным банкам право открывать специальные счета участникам закупок.
Таким образом, согласно требований части 10 статьи 44 Закона № 44-ФЗ участники закупок получили возможность к открытию специальных счетов в уполномоченных банках.
При этом участникам закупок следует учесть определенные условия.
Во-первых,не обязательно открывать новый спецсчет, если у участника закупки открыт банковский счет в одном или нескольких уполномоченных банках, такой имеющийся счет может быть наделен статусом специального счета путем заключения дополнительного соглашения между участником закупки и банком.
Во-вторых, требования к договору спецсчета, а также к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета будут применяться к электронным процедурам, которые будут проводиться на новых электронных площадках после даты начала их функционирования (датой начала работы новых электронных площадок будет считаться дата заключения оператором электронной площадки соглашения с Минфином России и ФАС России, такое подписание должно произойти до 01 октября 2018 года).
В свою очередь, заказчикам следует учесть, что до начала функционирования новых электронных площадок они не могут устанавливать в документации об электронных процедурах требования об обеспечении заявки через спецсчет. Подтверждением этому факту является решение ФАС России от 14 августа 2018 года по делу № 18/44/105/1013, предметом рассмотрения которого стал вопрос о включении в документацию, о закупке требования о внесении обеспечения заявки на спецсчета открытые в уполномоченных банках. В решении был сделан вывод о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших требование о внесении участниками закупки денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, с учетом положений части 10.1 статьи 112 Закона №44-ФЗ не соответствуют части 9 статьи 44 Закона №44-ФЗ и нарушают пункт 7 статьи 42 Закона №44-ФЗ, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
-
Письмо Минфина о спецсчетах.pdf Зарегистрируйтесь или водйтие для скачивания файла Решение ФАС России.docx Зарегистрируйтесь или водйтие для скачивания файла
Борисов Дмитрий Юрьевич Эксперт
5 сент. 2018 г.
Минфин дал старт открытию спецсчетов участниками госзакупок
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Постановление Правительства РФ от 30 мая 2018 г. № 626 «О требованиях к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, требованиях к условиям соглашения о взаимодействии оператора электронной площадки с банком, правилах взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе» (не вступило в силу)
В соответствии с частями 12, 13 и 29 статьи 44 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
требования к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета;
требования к условиям соглашения о взаимодействии оператора электронной площадки с банком;
правила взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе.
2. Установить, что:
до 1 января 2019 г. договор специального счета заключается банком и участником закупки, информация и документы которого включены в реестр участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, предусмотренный статьей 62 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон);
положения пункта 1 требований к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, утвержденных настоящим постановлением, в части внесения информации и документов об участниках закупок в единый реестр участников закупок, предусмотренный статьей 24.2 Федерального закона, применяются с 1 января 2019 г.
3. Настоящее постановление применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после даты начала функционирования операторов электронных площадок, специализированных электронных площадок, определенных в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Федерального закона.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2018 г., за исключением абзаца четвертого пункта 1 настоящего постановления, который вступает в силу с 1 июля 2019 г.
Председатель Правительства Российской Федерации |
Д. Медведев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 мая 2018 г. № 626
Требования
к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета
1. Настоящие требования предъявляются в соответствии с частью 12 статьи 44 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон) к договору специального счета, заключаемому банком, включенным в перечень, который устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 10 статьи 44 Федерального закона (далее соответственно — договор, банк, специальный счет), и участником закупки, информация и документы которого включены в единый реестр участников закупок, предусмотренный статьей 24.2 Федерального закона (далее — участник закупки), и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета.
2. Договор должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации и настоящим требованиям.
3. В договор в том числе должны быть включены:
а) перечень операций, осуществляемых банком по специальному счету, предусмотренных пунктом 4 настоящих требований, сроки их осуществления;
б) случаи и срок прекращения блокирования банком денежных средств участника закупки;
в) положения об ответственности банка перед участником закупки за соблюдение установленных статьей 44 Федерального закона сроков прекращения блокирования его денежных средств на специальном счете, в отношении которых осуществлено блокирование в целях обеспечения соответствующих заявок в соответствии с Федеральным законом;
г) положения об использовании денежных средств участника закупки, которые находятся на специальном счете, для целей обеспечения заявок только данного участника закупки;
е) право оператора электронной площадки предъявлять распоряжения о переводе денежных средств к специальному счету при взимании платы с участника закупки в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 24.1 Федерального закона;
ж) согласие участника закупки на передачу банком оператору электронной площадки информации об открытии и закрытии специального счета.
4. Договор должен предусматривать осуществление банком следующих операций на основании информации, полученной от оператора электронной площадки:
а) блокирование и прекращение блокирования денежных средств в соответствии с требованиями статьи 44 Федерального закона. Такое блокирование заключается в ограничении прав участника закупки по своему усмотрению распоряжаться денежными средствами, находящимися на его специальном счете, в размере обеспечения соответствующей заявки в течение срока, установленного в соответствии с требованиями статьи 44 Федерального закона;
б) перечисление в случаях, предусмотренных статьей 44 Федерального закона, денежных средств в размере обеспечения соответствующей заявки:
на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
5. В случае наличия у участника закупки банковского счета в банке участник закупки и банк вправе заключить дополнительное соглашение об использовании в соответствии с пунктом 3 настоящих требований имеющегося банковского счета в качестве специального счета.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 мая 2018 г. № 626
Требования
к условиям соглашения о взаимодействии оператора электронной площадки с банком
1. Настоящие требования предъявляются в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон) к условиям соглашения о взаимодействии оператора электронной площадки с банком, включенным в перечень, который устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 10 статьи 44 Федерального закона (далее соответственно — соглашение, взаимодействие, банк).
2. Соглашение должно содержать в том числе условия:
а) об осуществлении взаимодействия в электронной форме и о его порядке;
б) о направлении банком оператору электронной площадки информации об участнике закупки, которому таким банком открыт специальный счет, а также о закрытии такого счета;
в) о порядке и случаях блокирования банком денежных средств на специальном счете, предусмотренном частью 10 статьи 44 Федерального закона, прекращения блокирования таких денежных средств на основании информации, предусмотренной Федеральным законом и направляемой оператором электронной площадки в банк в порядке, определенном в соответствии с частью 2 статьи 24.1 Федерального закона;
г) об ответственности оператора электронной площадки перед банком за своевременность и достоверность информации, предоставляемой оператором электронной площадки банку в целях выполнения банком требований Федерального закона;
д) о направлении оператором электронной площадки в банк в соответствии с договором между банком и участником закупки распоряжения о переводе денежных средств в размере платы, предусмотренной частью 4 статьи 24.1 Федерального закона, в случае взимания такой платы с участника закупки.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 мая 2018 г. № 626
Правила
взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе
1. Настоящие Правила устанавливают порядок взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе (далее соответственно — взаимодействие, электронная процедура).
3. Оператор электронной площадки в целях установления наличия банковской гарантии в реестре банковских гарантий осуществляет взаимодействие с реестром банковских гарантий в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с частью 2 статьи 24.1 Федерального закона.
4. При направлении в порядке и случаях, которые установлены Федеральным законом, вторых частей заявок на участие в электронной процедуре оператор электронной площадки посредством аппаратно-программного комплекса электронной площадки направляет заказчику информацию об уникальном номере реестровой записи из реестра банковских гарантий, представленную соответствующим участником закупки.
Обзор документа
С 1 июля 2018 г. участники закупок должны вносить обеспечение заявок для участия в электронных процедурах закупок на свой специальный счет. Спецсчета открываются в банках, соответствующих установленным требованиям. Операторы электронных площадок, отобранных в соответствии с установленными критериями, обязаны заключить соглашения с банками, ведущими спецсчета, для обеспечения обмена информацией.
Установлены требования к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве спецсчета. Также прописаны требования к условиям соглашения о взаимодействии оператора электронной площадки с банком.
Предусмотрено, что до 1 января 2019 г. договор специального счета заключается банком и участником закупки, информация и документы которого включены в реестр участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке. С 1 января 2019 г. указанный договор заключается с участником закупки, информация и документы которого включены в единый реестр участников закупок.
Регламентирован порядок взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в электронной процедуре закупок. Он вводится в действие с 1 июля 2019 г.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Постановление вступает в силу с 1 июля 2018 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие. Оно применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения о которых размещены в ЕИС в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после даты начала функционирования операторов электронных площадок, соответствующих установленным требованиям.
Источники
CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.
Марат, Ж.П. План уголовного законодательства; Иностранной литературы, 2012. — 152 c.
Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2010. — 152 c.- Горский, Г. Ф. Судебная этика / Г.Ф. Горский, Л.Д. Кокорев, Д.П. Котов. — М.: Издательство Воронежского Университета, 2015. — 272 c.
- Бадинтер, Робер Смертная казнь. Отмена смертной казни; М.: Nota Bene, 2012. — 416 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.