Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Полная информация на тему: "Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки" в помощь грамотному гражданину.

znatpravo.ru

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Получатель груза в заключении договора не участвует и является выгодоприобретателем по договору. Договор перевозки грузов традиционно относится к числу реальных договоров, исключения касаются порядка заключения договора на морском транспорте и в некоторых случаях на автомобильном транспорте. На указанных видах транспорта договор перевозки грузов может быть консенсуальным.

Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договор транспортной экспедиции является консенсуальным, двусторонним, взаимообязывающим и возмездным.

Энциклопедия решений. Отличия договора перевозки груза от договора транспортной экспедиции

Отличия договора перевозки груза от договора транспортной экспедиции

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

В отличие от договора перевозки, экспедитор (сторона договора транспортной экспедиции) не принимает на себя обязанность по доставке груза в пункт назначения и выдаче его получателю. Он обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, например, организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также исполнить другие обязанности, связанные с перевозкой. Кроме того, договор транспортной экспедиции может быть заключен не только с грузоотправителем, но и с грузополучателем (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Если экспедитор, помимо оказания услуг, связанных с перевозкой груза, принимает на себя обязательство по непосредственной доставке груза в пункт назначения, это означает, что между сторонами заключен смешанный договор, содержащий элементы как транспортной экспедиции, так и перевозки. Заключение такого договора является правом сторон и соответствует закрепленному в ст. 421 ГК РФ принципу свободы договора. К такому договору в соответствующих частях будут применяться правила о договорах, элементы которых содержатся в этом договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ, см. также постановление Четырнадцатого ААС от 07.06.2011 N 14АП-2945/11).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок » Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере гражданского права

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

[1]

Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности

Материал приводится по состоянию на апрель 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки

При подготовке Информационного блока «Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки» использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, П. Ериным, Ю. Раченковой, О. Сидоровой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.

Перевозка и транспортная экспедиция. Особенности и отличия

источник картинки: buhgalteria.ru

Совершенно любой объект может превратиться в груз. Для этого достаточно, чтобы появилась потребность в его перемещении с использованием любого вида транспорта. При этом участниками процесса становятся не меньше трех субъектов: отправитель, перевозчик и получатель.

Во многих случаях отправитель и получатель могут являться одним лицом. Фактически возможна ситуация, при которой оно же является и перевозчиком, но ее мы рассматривать в данном случае не будем, так как при такой ситуации исключается сам факт договорных отношений между сторонами.

Грузом может выступать и человек. Он в таком случае называется пассажиром и выступает в качестве полноценного и самостоятельного участника транспортного процесса.

Группа SteamTrend оказывает транспортные и экспедиционные услуги. Далее мы расскажем об этих понятиях и о том, чем они друг от друга отличаются.

Заказать перевозку Узнать стоимость

Что такое перевозка?

Достаточно представить ситуацию, при которой конкретное лицо обращается к перевозчику с предложением осуществить на возмездной основе перевозку определенного груза из одной точки в другую, причем владелец груза берет на себя все обязательства по организации загрузки и выгрузки транспортного средства. В результате водитель просто доставляет товар между двумя точками, обеспечивая исключительно его сохранность. Если посмотреть на данный процесс с юридической стороны, то он признается перевозкой, регламентируемой Гражданским кодексом РФ, в частности главой 40 документа (эту главу можно найти в разделе «Полезные документы»).

Между сторонами оформляется договор транспортной перевозки (смотрите образец такого договора в разделе «Полезные документы» , отражающий данные по используемого транспорту, точках отправки и получения, сроках оказания услуги, ее стоимости и основных параметрах. Заказчик в свою очередь принимает на себя обязательства по оплате оказанных услуг в полном объеме и установленном порядке. Вместе с договором составляется транспортная накладная , выступающая сопроводительным документом для перевозимого груза, и являющаяся документом отчетности. Бланк транспортной накладной вы можете посмотреть тут.

При организации пассажирских перевозок основных документом выступают билет и багажная квитанция, если человек сдал личные вещи в багаж. Выдача билетов осуществляется исключительно уполномоченным на это лицом.

Читайте так же:  Юридическая сила постановлений пленума верховного суда

Договор перевозки груза не может существовать без транспортной накладной, исключение составляют только ситуации, при которых владелец груза для перевозки применяет собственный автотранспорт. В таком случае подтверждающим транспортировку фактом будет являться путевой лист водителя машины.

Фиксация исполнения перевозки осуществляется в транспортной накладной, составлением акта выполненных работ и выставлением счета-фактуры.

источник картинки: cfin.ru

Что такое транспортная экспедиция?

В современных условиях получили распространение так называемые сопутствующие услуги, оказываемые совместно с доставкой груза. В результате третья сторона принимает на себя ответственность за подбор транспорта, построение маршрута следования, оформление документов и так далее. Соответственно заказчик освобождается от целого пласта работы. Подобная организация процесса носит название транспортной экспедиции. Ее регламентация осуществляется главой 41 Гражданского кодекса (скачать её вы можете здесь) . Необходимо отметить, что предоставлением экспедиционных услуг могут исключительно юридические лица, в то время как ограничений по потребителям услуг не устанавливается.

Отношения между экспедитором и заказчиком услуги закрепляются соответствующим договором, при этом перед экспедиторской компанией стоит следующий перечень задач:

  • Подбор транспортного средства и оптимального маршрута движения, оптимально отвечающих характеристикам перевозимого груза.
  • Заключение договоров на оказание транспортных услуг при перевозке грузов.
  • Организация погрузочно-разгрузочных работ, сопровождение груза, складское хранение.
  • Оформление документации, уплата таможенных пошлин, страхование груза.

Зачастую заказчик оформляет на экспедитора доверенность, предоставляя последнему возможность самостоятельно решать широкий перечень вопросов, не беспокоя каждый раз клиента необходимостью личного присутствия. При такой схеме взаимодействия перевозчик выступает агентом, а сам договор экспедирования оказывается посредническим.

Необходимо учитывать, что между договором перевозки и транспортной экспедиции есть существенная разница. Первый предполагает исключительно перемещение груза, а второй еще и широкий перечень сопутствующих услуг. Соответственно он имеет более широкий смысл. В случае, если экспедитор и перевозчик представлены в одном лице, то заключаемый договор признается смешанным.

Отметим, что оказание сопутствующих услуг возможно и в рамках договора перевозки, но при этом данная опция должна прописываться в договоре между участниками отдельными пунктами.

В свою очередь экспедитор имеет возможность привлекать к выполнению работ третью сторону, призванную обеспечить исполнение отдельных операций, к примеру, нанимать сторонний автотранспорт.

Договор экспедиции существует совместно с несколькими другими документами:

  • Поручение экспедитору. Представляет собой свод услуг, оказываемые клиенту по договору и их основные условия.
  • Экспедиторская расписка. Документ-подтверждение, выдаваемый при получении груза от получателя;
  • Складская расписка. Документ-подтверждение временного приема груза для хранения на складских площадях.

Фактом исполнения работ выступает акт выполненных работ или отчет, предоставляемый исполнителем услуги заказчику. При этом требование оформления соответствующего документа носит рекомендательный характер, так как законодательно не прописывается в качестве обязательного. Тем не менее, наличие подобных подтверждений важный элемент ведения отчетности, в том числе при взаимодействии с налоговыми органами.

Отчет экспедитора представляет собой документ, выступающий подтверждением факта исполнения экспедиторской компанией взятых на себя обязательств перед клиентом. В отчете отражаются сведения по фактическим затратам в рамках выполнения договора и сумме получаемого вознаграждения. Приложением к отчету выступают транспортная накладная, счета-фактуры, различные первичные документы, оформлявшиеся в процессе.

В случаях, когда для организации перевозки привлекаются дополнительные участники, наличие в отчете транспортной накладной не является обязательным, но желательным.

источник картинки: ТК Чароит

Виды экспедиционных договоров

Существует несколько вариантов договоров экспедирования, от вида которого зависит перечень оказываемых услуг и ответственность сторон. Наибольшее распространение получили следующие варианты:

  • Договор поручения. Предполагает наличие у экспедитора доверенности от заказчика при сохранении ответственности на заказчике услуги. От него требуется не только провести компенсацию всех расходов, случившихся в процессе оказания услуги, но и провести выплату соответствующего вознаграждения.
  • Договор комиссии. Данная схема предусматривает действия экспедирующей компании от своего имени, но с перевыставлением всех счетов на заказчика. Он же проводит и выплату вознаграждения за выполненный объем работ. С учетом личной ответственности экспедирования выдача доверенностей не предусматривается.
  • Агентский договор. Данный вид договора предусматривает возможность действий самостоятельно, либо от лица заказчика при наличии соответствующей доверенности. Допускается даже схема, при которой часть услуг ведется от имени экспедитора, а часть от лица заказчика услуги.

Указанные выше особенности позволяют рассматривать услуги транспортно-экспедиторского характера в качестве самостоятельного направления деятельности, при котором компания-экспедитор обладает возможностью заключения договоров оказания услуг. В таком случае в комплекс предоставляемых услуг не ограничивается исключительно перевозкой товара, захватывая еще и весь комплекс сопутствующих услуг. При такой схеме экспедитор получает возможность оставить в секрете от заказчика все расходы, понесенные в процессе взаимодействия со сторонними участниками процесса, привлеченными к работе.

Все финансовые расчеты клиента – заказчика услуги, осуществляются только с экспедитором, прописанном в договоре, в то время как последний уже рассчитывается с третьими лицами. Подобная схема предполагает сохранение экспедирующей стороной тайны собственных доходов и перечня партнером, с которым организуется взаимодействие.

В свою очередь в ситуациях, когда в процессе оказания услуги пришлось столкнуться с дополнительными финансовыми расходами, носящими непредвиденный характер, и не прописанными в договоре, обязанность их оплаты ложится на непосредственного исполнителя.

В свою очередь в случае, если по вине привлеченных участников процесса качество оказанной услуги оказалось ниже заявленного, претензии со стороны заказчика могут быть предъявлены исключительно экспедитору, как ответственному лицу по договору. Он в свою очередь на основании собственных договоров с привлеченными участниками процесса предъявляем им свои претензии.

статья подготовлена при участии отдела логистики и отдела делопроизводства SteamTrend.

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Договор транспортной экспедиции и договор перевозки: правовые основы

Договор транспортной экспедиции (далее — договор ТЭ) предполагает осуществление или организацию исполнения на возмездной основе одним участником договора — экспедитором конкретных действий (услуг), сопутствующих транспортировке груза, другому участнику, который обязан данные услуги оплатить. Подробнее о таком договоре — в статье «Образец договора транспортной экспедиции на перевозку грузов».

К таким услугам могут относиться:

  • определение схемы транспортировки груза;
  • подписание соглашения о перевозке груза;
  • отправление и погрузка груза, временное хранение;
  • оформление таможенных деклараций и др.

Порядок осуществления ТЭ регламентируется следующими нормативно-правовыми актами (далее — НПА):

  • гл. 41 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ);
  • законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ (далее — закон 87-ФЗ);
  • Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, принятыми постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554.

В договоре перевозки участвуют 2 стороны: грузоотправитель/пассажир и перевозчик. В обязанности последнего входит возмездное осуществление транспортировки имущества (груза) или физического лица из пункта А в пункт Б.

Читайте так же:  Договор займа с обеспечением залогом

Общие положения договора перевозки определяются гл. 40 ГК РФ, а также специальными актами в зависимости от типа транспорта. Например, Воздушным кодексом РФ, Кодексом торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ), Уставом автотранспорта и городского наземного электрического транспорта и др.

Подробнее о перевозке имущества рассказывается в статье «Договор перевозки груза — существенные условия, образец».

Соотношение договора транспортной экспедиции и договора перевозки

В рамках ГК РФ договор ТЭ и договор перевозки представляют собой два самостоятельных соглашения.

Вместе с тем в правовой доктрине существует точка зрения, согласно которой договор ТЭ признается вспомогательным соглашением, поскольку транспортно-экспедиционная деятельность не может реализовываться отдельно от перевозки.

При этом стороны договора ТЭ могут договориться о том, что функции перевозчика исполняются самим экспедитором. В таком случае будет иметь место смешанный договор: условия соглашения, касающиеся перевозки, будут определяться нормами гл. 40 ГК РФ, а условия, касающиеся порядка оказания экспедиционных услуг, — гл. 41 ГК РФ и специальными НПА.

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Основное различие двух договоров проводится по их предмету. Так, договор перевозки не предполагает оказания перевозчиком каких-либо вспомогательных услуг, помимо фактического перемещения имущества или физического лица. В договоре ТЭ данные услуги относят к существенным условиям, без согласования которых соглашение может быть признано незаключенным.

Различия ТЭ и перевозки также проявляются:

  • в правах и обязанностях экспедитора и перевозчика (например, экспедитор обязан собрать все необходимые бумаги и найти перевозчика для реализации транспортировки имущества, а перевозчик обязан лично произвести транспортировку);
  • документах, сопровождающих экспедицию и перевозку;
  • ответственности экспедитора и перевозчика.

Отличие договора ТЭ от договора перевозки заметно при определении момента заключения договора. Договор ТЭ является консенсуальным и считается заключенным после проставления сторонами подписей, а договор перевозки, как правило, признается реальным и заключается в момент получения перевозчиком имущества.

В отличие от договора перевозки, где перевозчик обычно действует от своего имени, экспедитор по договору транспортной экспедиции может действовать любым из следующих способов:

  • на основании доверенности от лица заказчика, который должен оплатить услуги экспедитора и возместить последнему понесенные затраты;
  • от своего имени без доверенности, все затраты при этом ложатся на заказчика;
  • частично от своего имени (осуществлять такие действия, как, например, ведение переговоров), частично — от имени заказчика по доверенности (например, заключать договор).

Ответственность экспедитора и перевозчика

Экспедитор и перевозчик осуществляют определенные действия с вверенным им имуществом. Однако ответственность перевозчика за невыполнение или недолжное выполнение условий договора перевозки, в том числе за потерю, изменение количества или качества имущества в худшую сторону, имеет ограниченный характер и устанавливается в следующих размерах (ст. 796 ГК РФ):

  • цены потерянного имущества или багажа (в том числе при невозможности его восстановления);
  • суммы, на которую произошло снижение цены имущества при нанесении ему ущерба;
  • суммы объявленной стоимости имущества при его потере.

Ответственность экспедитора больше ответственности перевозчика и устанавливается общими нормами гл. 25 ГК РФ. Вместе с тем при реализации международных перевозок ответственность экспедитора может носить специальный характер, а именно:

  • В размере 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, определенную ст. 6 закона 87-ФЗ, за невыполнение условий соглашения, кроме времени осуществления экспедиторских услуг. Данная норма не применяется, если причиной нарушения стали деятельность или бездеятельность экспедитора, выполненная умышленно или по грубой неосторожности.
  • В размере 2 расчетных единиц за кг всей массы потерянного, не хватающего или попорченного имущества.

ВАЖНО! Осуществление третьими лицами обязательств экспедитора не избавляет его от ответственности. Однако в том случае, если причинами нарушения условий договора ТЭ являются действия перевозчика, ответственность экспедитора будет определяться по правилам ответственности перевозчика (ч. 2 ст. 6 закона 87-ФЗ).

Документы, прилагаемые к договору транспортной экспедиции и договору перевозки

Документами, подтверждающими заключение договора ТЭ, являются:

  • поручение экспедитору с информацией о порядке предоставления экспедиционных услуг и сведениями о перевозимом имуществе (наименовании, массе, количестве и других параметрах);
  • расписка экспедитора, которая свидетельствует о принятии экспедитором груза;
  • складская расписка, составляющаяся в случае принятия перевозимого имущества на хранение.

Формы данных документов установлены приказом Минтранса РФ «Об утверждении Порядка оформления…» от 11.02.2008 № 23.

Подробнее о том, как составляется экспедиторская расписка, рассказывается в статье «Образец заполнения экспедиторской расписки».

Кроме того, стороны договора ТЭ могут составить:

  • акт оказанных услуг;
  • отчет экспедитора.

Отчет экспедитора включает сведения о порядке оказания экспедиционных услуг, о полученных финансовых средствах и расходах экспедитора, величине его гонорара. При заключении экспедитором договора перевозки к отчету могут быть приложены транспортная накладная, копия или оригинал договора с перевозчиком и прочие бумаги.

В зависимости от типа транспорта заключение договора перевозки может быть подтверждено одним из следующих документов:

  • транспортная накладная;
  • коносамент;
  • грузовая или почтовая накладная.

Коносамент и накладная, по сути, включают в себя сведения, содержащиеся в экспедиторских документах: информацию о перевозимом имущества и порядке выполнения перевозчиком его обязательств.

Отличие договора фрахтования от договора перевозки

Договор фрахтования (чартер) представляет собой вид договора перевозки. Основным его отличием является предоставление перевозчиком (фрахтовщиком) клиенту (фрахтователю) для перемещения груза или пассажиров все транспортное средство или его некоторые части — кабины и т.д. (ст. 787 ГК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимыми условиями договора фрахтования обычно являются (ст. 120 КТМ РФ, ч. 2 ст. 127 Устава автомобильного транспорта):

  • названия сторон;
  • наименование транспортного средства;
  • сведения о перевозимом имуществе;
  • места погрузки и доставки имущества;
  • размер вознаграждения фрахтовщика;
  • конкретный или неопределенный круг перевозимых пассажиров;
  • срок осуществления транспортировки;
  • правила допуска пассажиров на транспорт;
  • другие сведения.

Фрахтователь может сам использовать предоставленный ему транспорт или после получения одобрения от перевозчика передать свои права иным лицам, что влечет распределение ответственности между таким лицом и фрахтователем (ст. 121 КТМ РФ).

Подробнее о договоре фрахтования рассказывается в статье «Договор фрахтования транспортного средства (образец)».

Таким образом, договор транспортной экспедиции и договор перевозки являются не зависимыми друг от друга соглашениями, чьи различия проявляются в предмете правоотношений, правах, обязанностях и ответственности участников, а также документах, подтверждающих заключение данных договоров.

Чем отличается транспортная экспедиция от перевозки груза?

Планируя организовать доставку товара из Китая, важно различать такие понятия как перевозка и транспортная экспедиция. В этой статье мы рассмотрим особенности договоров на перевозки и международные транспортные экспедиции, а также разберемся с тем, какой тип договора целесообразно использовать при доставке грузов из Китая.
Читайте так же:  Депутаты предлагают призвать к ответственности фактических владельцев бизнеса в долевом строительств

Особенности транспортной экспедиции и грузоперевозки

Заключая договор перевозки, транспортная компания берет на себя обязательства:

  • Доставить, полученный от отправителя груз, в конечный пункт назначения.
  • Выдать груз получателю или уполномоченному представителю.

[2]

Понятие транспортной экспедиции является более сложным и предполагает выполнение услуг, связанных с грузоперевозкой. Конкретный перечень предоставляемых услуг определяется договором экспедиции.

Договор транспортной экспедиции грузов может предусматривать:

  • Организацию доставки груза, включая заключение договора на грузоперевозку.
  • Подбор подходящего типа транспорта.
  • Построение оптимального маршрута.
  • Обеспечение правильного отправления и своевременного получения груза.
  • Предоставление дополнительных услуг, связанных с организацией транспортировки.

При этом независимо от вида заключаемого договора, получатель (либо отправитель) груза оплачивает экспедиционные либо транспортные услуги.

Договор транспортной экспедиции и договор перевозки: отличия

Приведенная выше общая характеристика договоров перевозки и транспортной экспедиции позволяет определить разницу между данными договорами. Так ключевое отличие перевозки от транспортной экспедиции состоит в том, что в первом случае индивидуальный перевозчик либо транспортная компания предоставляет исключительно услуги по транспортировке груза из точки отгрузки в точку назначения. При этом существенные условия договора транспортной экспедиции предполагают предоставление широкого спектра услуг, связанных с организацией грузоперевозок. Наряду с этим сама грузоперевозка также может входить в перечень услуг, предоставляемых по договору экспедиции.

Особенности транспортной экспедиции предусматривают осуществление следующих услуг, необходимых при организации доставки:

  • Получение разрешительных документов требуемых для совершения операций экспорта и импорта.
  • Сопровождение процедуры таможенного оформления.
  • Контроль соответствия количества и проверка состояния груза при погрузке и выгрузке.
  • Дополнительное хранение груза на складе.

Правила транспортной экспедиции также могут предусматривать выдачу клиентом доверенности, позволяющей экспедитору выполнять взятые обязательства.

Можно сделать вывод, что договор перевозки является узкоспециализированным, тогда как на условиях транспортной экспедиции предоставляется широкий спектр услуг.

Международная транспортная компания Anno Danini Limited предлагает услуги экспедирования в комплексе с грузоперевозками, а это означает, что доставка грузов из Китая будет организована на высшем уровне. В данном случае клиенту не нужно беспокоиться об оформлении сопроводительных документов, сохранности груза, получении разрешений и возникновении сложностей с прохождением таможни – все хлопоты берет на себя компания Anno Danini. Таким образом, заказывая грузовые перевозки из Китая, вы получаете дополнительный сервис, а вся ответственность за организацию доставки ложиться на плечи профессионалов.

Чем отличается перевозка от экспедирования: различия договоров перевозки и экспедирования

Транспортные споры, возникающие из несохранной перевозки, занимают значительную часть практики транспортного права, особенно если речь идет о железнодорожной перевозке. Помня о статусе монопольного государственного перевозчика и аспектах ведения споров против подобной структуры, грузовладельцы предпочитают пробовать взыскивать собственные потери с экспедиторов, что, тем не менее, тоже может заканчиваться неудачей. Все дело в разнице между правоотношениями, возникающими при перевозке и экспедировании.

Прежде чем говорить о различиях между двумя отмеченными понятиями, следует отметить главный общий признак, который связывает их, а именно – доставка груза. И перевозка, и экспедирование имеют общей целью доставить груз в пункт назначения, но на этом общие признаки заканчиваются.

Гражданское законодательство определяет договор перевозки груза как такой, по которому перевозчик обязуется доставить доверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, который имеет право на получение груза. Из этого определения прямо не следует, что перевозчик обязательно должен доставлять груз собственными силами, используя находящийся у него во владении транспорт. Но если в договоре между сторонами присутствует формулировка «обязуется доставить», то речь будет непременно идти о перевозке и сторона, которая взяла на себя обязательство по доставке груза в пункт назначения, по общему правилу, будет нести ответственность именно как перевозчик. Естественно, в определенных законом случаях у перевозчика должны быть соответствующие лицензии на перевозку, и грузовладельцам рекомендуется заранее поинтересоваться, во-первых, относительно необходимости получения определенных лицензий в зависимости от типа транспорта, на котором планируется осуществить перевозку, а во-вторых, о наличии таких лицензий, если их получение все же необходимо.

Общим условием ответственности перевозчика (независимо от вида перевозки) за несохранную перевозку является вина, наличие которой предполагается.

Следует заметить, что морская, железнодорожная, авиационная и автомобильная перевозки принципиально отличаются друг от друга в юридическом плане, поскольку дополнительно регулируются уставами и конвенциями, в которых раскрываются определенные особенности каждого вида перевозки и, что самое главное, описываются аспекты привлечения перевозчиков к ответственности. Тем не менее можно выделить некоторые общие черты, характерные для определения ответственности перевозчика вне зависимости от вида перевозки.

[3]

Общим условием ответственности перевозчика за несохранную перевозку является вина, наличие которой предполагается. Перевозчик отвечает за сохранность груза после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю. При этом перевозчик не несет ответственности за несохранную перевозку, если докажет, что такая перевозка являлась результатом обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, а также которые возникли не по его вине. То есть в случае утраты, недостачи, порчи или повреждения груза перевозчик может избежать ответственности путем указания на обстоятельства, которые, во-первых, не могли быть предотвращены им, а во-вторых, устранение которых от него не зависело. Гражданский кодекс Украины не содержит исчерпывающего перечня таких обстоятельств, они, скорее всего, как раз и будут содержаться в соответствующих уставах, правилах, конвенциях либо же могут быть предусмотрены договором перевозки.

Как правило, вне зависимости от вида перевозки, перевозчик не будет нести ответственность за несохранную перевозку, если такая перевозка стала результатом обстоятельств, возникших вследствие:

(1) вины грузоотправителя;

(2) особых природных свойств перевозимого груза;

(3) дефектов тары или упаковки, которые не могли быть выявлены при внешнем осмотре при принятии груза к перевозке, или использования тары, не соответствующей свойствам груза, при отсутствии следов повреждения тары в дороге;

(4) передачи груза к перевозке без указания в сопроводительных документах его особенностей, требующих особых условий или мер предосторожности при хранении или транспортировке;

(5) передачи к перевозке груза, влажность или температура которого превышают установленные нормы.

Под договором экспедирования понимается не только организация перевозки груза по маршруту, выбранному экспедитором или клиентом, обеспечение отправки и получения груза, но и выполнение иных обязательств, связанных с перевозкой

Из вышеуказанного следует, что перевозка предполагает физическую доставку товара из одного пункта в другой, а следовательно, ответственность перевозчика будет наступать, если товар был принят к перевозке и не был доставлен, или все же был доставлен, но с повреждениями или недостачей, при условии, что перевозчик не сможет доказать свою невиновность.

Читайте так же:  Разъяснение фнс по вопросу прекращения уплаты налога на квартиру в снесенном доме

В свою очередь, под договором экспедирования понимается организация перевозки груза по маршруту, выбранному экспедитором или клиентом, обеспечение отправки и получения груза, выполнение иных обязательств, связанных с перевозкой.

То есть, если схематически изобразить весь процесс перемещения груза от пункта отправления до пункта назначения, то перевозка, то есть доставка, будет занимать центральное место, а все, что происходит до передачи груза перевозчику и после выдачи груза получателю – это экспедирование.

Примечательно, что если в случае с перевозкой законодательство прямо определяет, что перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия груза к перевозке до момента его выдачи получателю в пункте назначения, то в случае с экспедированием границы ответственности экспедитора не определены. Одновременно это и достоинство, и недостаток. Преимуществом для пользователей транспортно-экспедиторских услуг является то, что поскольку такие границы не определены законодательно, то их можно определить в договорном порядке. Недостатком является то, что если стороны по какой-то причине не указали в договоре пределы ответственности экспедитора, то в случае несохранной перевозки привлечь экспедитора к ответственности невозможно. Украинские суды склонны считать, что поскольку перевозчик в силу закона принимает на себя ответственность за сохранность груза на время перевозки с момента принятия груза, то этот момент означает переход ответственности за груз от экспедитора к перевозчику.

Более того, суды считают, что поскольку в обязанности экспедитора входит обеспечение перевозки, то есть обеспечение того, чтобы груз был доставлен в определенное место, то если груз прибыл даже с недостачей или повреждениями, значит, перевозка состоялась. А раз она состоялась (пусть и несохранная), то экспедитор свои обязательства по обеспечению перевозки выполнил, претензии по поводу качества перевозки должны предъявляться к перевозчику.

Многие грузовладельцы пытаются привлечь экспедиторов к ответственности в случае несохранной перевозки, руководствуясь ч. 3 ст. 14 Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности», где указано, что экспедитор несет ответственность за действия и недосмотр третьих лиц, привлеченных им к исполнению договора транспортного экспедирования, в том же порядке, что и за собственные действия. Это вариант тоже обречен на неудачу.

Как уже было отмечено, договор перевозки предусматривает доставку груза, а договор экспедирования – организацию и обеспечение такой доставки. То есть это два разных договора. Указанная норма предполагает, что экспедитор несет ответственность за тех исполнителей, которые были привлечены им к выполнению договора экспедирования, то есть к организации и обеспечению доставки, а не к осуществлению доставки как таковой. Перевозчик, в понимании ч. 3 ст. 14 Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности», не является третьим лицом, которое привлекается экспедитором к исполнению договора транспортного экспедирования.

Поскольку законодательством четких границ ответственности экспедитора не установлено, стороны могут сами установить их. Тем не менее, поскольку, как уже было отмечено, четких границ ответственности экспедитора законом не установлено, стороны могут сами установить их. Иными словами, если договором будет предусмотрено, что экспедитор отвечает за сохранность груза вплоть до момента вручения груза конечному получателю, то экспедитор может быть привлечен к ответственности, даже если груз был частично утрачен или поврежден по вине перевозчика.

Таким образом, если перевозка предполагает физическое перемещение груза в пространстве из одного места в другое, то все действия, направленные на то, чтобы такое перемещение начало происходить, а также на то, чтобы груз, в конечном итоге, был получен тем, кому он был адресован, будут являться экспедированием. Соответственно, по общему правилу перевозчик будет нести ответственность за сохранность груза с момента начала перемещения и до момента выдачи груза получателю в пункте назначения, в то время как экспедитор будет нести ответственность за то, чтобы перемещение груза состоялось в принципе. Тем не менее ответственность экспедитора может быть расширена на весь период доставки груза получателю, если стороны предусмотрят это в договоре.

Отличия между договором транспортной экспедиции и договором перевозки

Перевозка грузов может осуществляться на основании различных договоров, заключенных между организацией – отправителем груза и организацией непосредственно осуществляющей перевозку.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

К основным документам относятся договор перевозки и договор транспортной экспедиции. В чем взаимосвязь двух видов документов и основные отличия, а так же какой именно договор предпочтителен в той или иной ситуации, читайте далее.

Понятия предмета

Прежде чем приступать к выбору определенного вида договора требуется ознакомиться, что каждый документ представляет собой.

Договор перевозки заключается между собственником груза (которым может являться отправитель или получатель) и транспортной компанией (ИП, частным лицом), которое будет перевозить груз (пассажиров) в пункт назначения.

За оказание услуг по перевозке отправитель или получатель груза (заказчик по перевозке пассажиров) производит плату в оговоренном размере.

Заключение договора на перевозку груза может быть произведено в виде:

  • товарно-транспортной накладной или иными документами, предусмотренными кодексами, соответствующими видам используемого транспорта, при перемещении груза;
  • обычным билетом, при перевозке пассажиров или письменным договором при оказании услуг не конкретному лицу, а организации.

Перевозчик обязуется доставить груз или пассажиров в пункт назначения в указанный срок, при этом ответственность за повреждение груза в пути (причинение вреда пассажирам) несет исполнитель договора, то есть компания, осуществляющая перевозку.

Отправитель груза обязан предоставить перевозчику все сопроводительные документы. Разновидностью договора перевозки является договор фрахтования (чартер).

При заключении договора транспорта одна сторона, именуемая фрахтовщиком, обязана предоставить другой стороне, называемой фрахтователем, транспортное средство с водителем или экипажем для перевозки пассажиров или груза в пункт назначения. При этом все основные условия устанавливаются по договоренности между сторонами.

Договор транспортной экспедиции заключается между частным лицом или организацией, которая за определенное документов вознаграждение обязуется выполнить (организовать) перевозку груза, принадлежащего отправителю (получателю). Экспедиторская фирма должна иметь лицензию на осуществление своей деятельности.

В качестве дополнительных услуг экспедиторы могут оказывать:

  • сбор документов, требуемых для транспортировки груза или перевозки пассажиров;
  • заключение договоров с перевозчиками;
  • сопровождение груза (пассажиров) до конечной точки назначения;
  • слежение за правильность погрузки и разгрузки транспортного средства.

Если экспедитором оказываются дополнительные услуги, то необходимо наличие нотариальной доверенности от собственника груза.

Договор экспедиции подразделяется на три основных вида:

  • договор поручения. Документ позволяет осуществлять экспедитору все действия по перевозке от имени собственника груза;
  • договор комиссии. Документ позволяет исполнителю действовать от своего имени, но в интересах владельца груза;
  • агентский договор является усредненным документов первых двух вариантов. На основании агентского договора экспедитор может действовать любым, подходящим для клиента способом.
Читайте так же:  Прекращение обязательств в гражданском праве

В результате деятельности экспедитор обязан предоставить заказчику отчет о выполненной работе, приложив к документу заключенные договора, подтверждения денежных расходов и так далее.

К договору экспедиции необходимо дополнительно оформить:

  • поручение, выдаваемой заказчиком услуги экспедитору. Поручение должно содержать полный перечень действий, которые требуется совершить для выполнения условий договора;
  • экспедиторскую расписку, подтверждающую, что компания, оказывающая посреднические услуги получила от компании – заказчика груз для осуществления перевозки;
  • складскую расписку, подтверждающую факт хранения груза на складе до момента отправки перевозчиком.

Как прописано в законодательстве

Подробности заключения и исполнения договора перевозки регламентируются главой 40 Гражданского Кодекса, а договор транспортной экспедиции главой 41 этого же документа.

Гражданский Кодекс, как основной документ при заключении различных видов договоров:

  • конкретно определяет понятие каждого документа;
  • регламентирует стороны, которые могут быть участниками договора;
  • подробно описывает права и обязанности сторон, а так же ответственность за неисполнение существенных условий заключенного договора;
  • рассматривает вопросы, связанные с разрешением споров.

Какие бывают виды транспортных перевозок в России, читайте здесь.

В чем общие моменты

Договор перевозки и экспедиторский договор являются:

  • взаимными, так как после заключения документа у обеих сторон возникают индивидуальные обязанности;
  • возмездными, то есть в результате оказания определенных услуг одной из сторон получается оплата;
  • публичными, предлагаемые для всех предприятий, занимающихся определенной сферой деятельности на одинаковых условиях;
  • реальными, при возложении на перевозчика дополнительных функций экспедитора.

Реальным считается договор, по условиям которого одной стороной производится передача предмета договора (в данном случае грузов или пассажиров) другой стороне.

Конечная цель заключения обоих видов договоров – это перевозка груза до получателя. Оба документа заключаются на основании письменного заявления заказчика, которому требуется перевести груз (пассажиров).

Форма любого договора – письменная с наличием реквизитов, подписей и печатей организаций (ИП).

Различия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Основные отличия между договором перевозки и договором транспортной экспедиции состоят в следующих аспектах:

Фактор Договор перевозки Договор экспедиции
Цель документа Осуществление перевозки груза, доверенной заказчиков и владельцем до места назначения Организация перевозки и сбор документов для ее осуществления
Предмет договора Перевозка, проводимая на конкретном транспортном средстве в определенное время Оказание посреднических услуг при перевозке
Стороны договора Заказчик – исполнитель
Договор является основанием для перевозки
Заказчик – посредник – исполнитель
Договор является стимулом к действию по осуществлению перевозки
Обязанности исполнителя Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения без повреждений Экспедитор обязан:
  • найти перевозчика, который согласится на проведение операции;
  • собрать документы, требующиеся для осуществления перевозки;
  • проследить за отправкой и получением груза;
  • при необходимости произвести сопровождение груза в пути

Таким образом, можно сделать вывод, что договор перевозки является более узконаправленным документом, чем договор транспортной экспедиции. Заключение договора перевозки входит в обязанности экспедитора при предоставлении услуг заказчику.

Как выбрать и какой заключить договор

Выбор вида договора обуславливается следующими факторами:

  • наличием (отсутствием) у заказчика свободного времени для самостоятельного поиска перевозчика и заключения соответствующего договора. При ограниченном временном интервале целесообразнее обратиться за помощью к профессиональным экспедиторским организациям;
  • наличие в штате организации – заказчика лица, отвечающего за перевозку груза, его погрузку, разгрузку, составление маршрута, сбор документов. При отсутствии квалифицированного сотрудника лучше воспользоваться услугами профессионалов, способных в кратчайшие сроки организовать перевоз груза и сбор документов;
  • категории стоимости. При ограниченном бюджете компании – собственника груза, все вопросы, связанные с перевозкой желательно решать самостоятельно;
  • необходимость в предоставлении дополнительных услуг, оказываемых исключительно экспедиторскими компаниями: сопровождение грузов, представительство на таможне (относится к международным перевозкам), контроль за погрузкой и разгрузкой и так далее.

Договор транспортной экспедиции считается более выгодным, так как при его заключении можно получить целый комплекс услуг, включая непосредственную перевозку груза.

Однако договор перевозки является более конкретным документом, чем договор экспедиции, что значительно снижает риски заказчика перевозки и возможность возникновения споров.

И договор на перевозку груза, и договор транспортной экспедиции требуется заключить, чтобы доставить груз (пассажиров) из пункта отправки в пункт назначения.

Первый документ является более определенным и вызывает наименьшее количество разногласий, так как в договоре четко указываются все основные аспекты.

При заключении второго вида договора следует предельно внимательно отнестись к перечню услуг, оказываемых экспедитором, сроки оказания посреднических услуг и осуществления перевозки и иные существенные факторы. Выбор вида договора является правом собственника груза.

Запрещается ли перевозка детей на велосипеде, смотрите на странице.

О прекращении договора воздушной перевозки пассажира узнайте из информации по ссылке.

Видео: Виды договоров в транспортной экспедиции.mp4

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48
Видео (кликните для воспроизведения).

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источники


  1. Мурадьян, Э. М. Ходатайства, заявления и жалобы (обращения в суд) / Э.М. Мурадьян. — М.: Юридический центр Пресс, 2015. — 446 c.

  2. Кабинет для девочки. Объемная аппликация. — М.: Проф-Пресс, 2014. — 10 c.

  3. Толкушкин, А.В. Налогообложение физических лиц при операциях с недвижимостью / А.В. Толкушкин. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 344 c.
  4. Кодекс профессиональной этики адвоката; Проспект — М., 2016. — 179 c.
  5. Баршев, Я. Историческая записка о содействии Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии развитию юридических наук в России / Я. Баршев. — Москва: СИНТЕГ, 2011. — 245 c.
Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here