Содержание
- 1 Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изменениями и дополнениями)
- 2 Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну
- 3 Данилин С.Н. Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне». — «Деловой двор», 2015 г.
- 4 Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ ст 11 (ред. от 18.04.2018)
- 5 Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ ст 6 (ред. от 18.04.2018)
- 6 Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ ст 5 (ред. от 18.04.2018)
- 7 Что надо знать о коммерческой тайне (Рощупкина Е.)
- 8 Изменение законодательства о защите коммерческой тайны в трудовых отношениях (Станскова У.М.)
- 9 Изменения в Законе о коммерческой тайне (Мандрюков А.В.)
- 10 Федеральный закон о коммерческой тайне
Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ
«О коммерческой тайне»
С изменениями и дополнениями от:
2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г., 11 июля 2011 г., 12 марта 2014 г., 18 апреля 2018 г.
Принят Государственной Думой 9 июля 2004 года
Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года
См. комментарий к настоящему Федеральному закону
Президент Российской Федерации
29 июля 2004 года
Федеральным законом регулируются отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности и предупреждением недобросовестной конкуренции. Действие Закона распространяется на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.
Под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Устанавливается законодательное ограничение на отнесение информации к коммерческой тайне в интересах общества, государства и граждан. Так, режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений о численности, составе работников, системе оплаты труда, об условиях труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест, а также задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам.
Также устанавливается обязательность предоставления на безвозмездной основе органам государственной власти и местного самоуправления по их мотивированному требованию информации, составляющей коммерческую тайну.
Законом определяются права обладателя коммерческой тайны, регулируются отношения, связанные с коммерческой тайной, полученной при выполнении государственного контракта для государственных нужд. Также устанавливаются требования к охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе при трудовых отношениях и в гражданско-правовых отношениях.
Предусматривается ответственность за нарушение законодательства РФ о коммерческой тайне.
Грифы, нанесенные до вступления в силу Закона на материальные носители и указывающие на содержание в них информации, составляющей коммерческую тайну, сохраняют свое действие при условии, если меры по охране конфиденциальности указанной информации будут приведены в соответствие с требованиями Закона.
Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»
Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N 32 ст. 3283, в «Российской газете» от 5 августа 2004 г. N 166, в «Парламентской газете» от 5 августа 2004 г. N 144
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 86-ФЗ
Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 35-Ф3
Изменения вступают в силу с 1 октября 2014 г.
Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ
Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.
Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну
Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну
Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:
1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
Информация об изменениях:
Пункт 6 изменен с 29 апреля 2018 г. — Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 86-ФЗ
6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам;
7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона
Данилин С.Н. Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне». — «Деловой двор», 2015 г.
Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.
Данилин С.Н. Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне». — М.: «Деловой двор», 2015.
Издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» в редакции последних изменений. Содержит анализ положений, определяющих понятия «коммерческая тайна» и «информация, составляющая коммерческую тайну», предусматривающих право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, определяющих перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, регламентирующих установление режима коммерческой тайны и охрану конфиденциальности информации, устанавливающих ответственность за нарушение режима коммерческой тайны и др.
Положения Закона рассмотрены во взаимосвязи с положениями главы 75 «Право на секрет производства (ноу-хау)» части четвертой ГК РФ, регламентирующими правовой режим секрета производства как результата интеллектуальной деятельности, которому предоставляется правовая охрана.
Для обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, их работников и контрагентов, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления как получателей такой информации.
Данилин С.Н. — к.ю.н., специалист по гражданскому, административному, информационному праву, советник юридической фирмы, специализирующейся в области защиты интеллектуальной собственности, а также охраны информации, составляющей коммерческую тайну. Один из авторов комментария к части четвертой ГК РФ (2015 г.)
Органы государственной власти, иные государственные органы и организации:
Совет Федерации — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
Государственная Дума — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
КС России — Конституционный Суд Российской Федерации;
ВС России — Верховный Суд Российской Федерации;
ВАС России — Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
Минатом России — Министерство Российской Федерации по атомной энергии;
Минпромнауки России — Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации;
ФСТЭК России — Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
Роспатент — Российское агентство по патентам и товарным знакам;
Гостехкомиссия России — Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации.
часть первая ГК РФ — Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ*(1);
часть вторая ГК РФ — Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ*(2);
УК РФ — Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ*(3);
часть первая НК РФ — Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ*(4);
УПК РФ — Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ*(5);
КоАП РФ — Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ*(6);
ТрК РФ — Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ*(7);
часть четвертая ГК РФ — Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ*(8);
ОГЗ СССР — Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик*(9), введены в действие Постановлением Верховного Совета СССР от 31 мая 1991 г. N 2212-1*(10).
Источники правовых актов:
www.pravo.gov.ru — «Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru»;
ВВАС РФ — «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»;
Ведомости СНД и ВС СССР — «Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР»;
ВКС РФ — «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации»;
РГ — «Российская газета»;
СЗ РФ — «Собрание законодательства Российской Федерации»;
СП РФ — «Сборник Постановлений Правительства Российской Федерации»;
СПС — справочные правовые системы.
При написании данного комментария использованы нормативные акты по состоянию на 1 марта 2015 года.
Приводится в полном соответствии с печатным первоисточником.
*(1) СЗ РФ, 1994, N 32, ст. 3301.
*(2) СЗ РФ, 1996, N 5, ст. 410.
*(3) СЗ РФ, 1996, N 25, ст. 2954.
*(4) СЗ РФ, 1998, N 31, ст. 3824.
*(5) СЗ РФ, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
*(6) СЗ РФ, 2002, N 1 (ч. I), ст. 1.
*(7) СЗ РФ, 2002, N 1, ст. 3.
*(8) СЗ РФ, 2006, N 52 (ч. I), ст. 5496.
*(9) Ведомости СНД и ВС СССР, 1991, N 26, ст. 733.
*(10) Ведомости СНД и ВС СССР, 1991, N 26, ст. 734.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ ст 11 (ред. от 18.04.2018)
Статья 11. Охрана конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в рамках трудовых отношений
1. В целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работодатель обязан:
1) ознакомить под расписку работника, доступ которого к этой информации, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, необходим для исполнения данным работником своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;
3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.
2. Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.
3. В целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работник обязан:
1) выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;
2) не разглашать эту информацию, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях в течение всего срока действия режима коммерческой тайны, в том числе после прекращения действия трудового договора;
3) возместить причиненные работодателю убытки, если работник виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну и ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
Видео (кликните для воспроизведения). |
4) передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора материальные носители информации, имеющиеся в пользовании работника и содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.
4. Работодатель вправе потребовать возмещения убытков, причиненных ему разглашением информации, составляющей коммерческую тайну, от лица, получившего доступ к этой информации в связи с исполнением трудовых обязанностей, но прекратившего трудовые отношения с работодателем, если эта информация разглашена в течение срока действия режима коммерческой тайны.
5. Причиненные работником или прекратившим трудовые отношения с работодателем лицом убытки не возмещаются, если разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, произошло вследствие несоблюдения работодателем мер по обеспечению режима коммерческой тайны, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
6. Трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязанности по обеспечению охраны конфиденциальности составляющей коммерческую тайну информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны конфиденциальности этой информации.
7. Руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне. При этом убытки определяются в соответствии с гражданским законодательством.
8. Работник имеет право обжаловать в судебном порядке незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ в связи с исполнением трудовых обязанностей.
Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ ст 6 (ред. от 18.04.2018)
Статья 6. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну
1. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.
2. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.
3. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
4. На документах, предоставляемых указанным в частях 1 и 3 настоящей статьи органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ ст 5 (ред. от 18.04.2018)
Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну
Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:
1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам;
7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
Что надо знать о коммерческой тайне (Рощупкина Е.)
Дата размещения статьи: 03.06.2015
При увольнении сотрудник скопировал всю адресную базу клиентов и переманил большую часть постоянных посетителей в новую организацию. Информация о разработках новой линии производства стала известна конкуренту из-за действий одного из сотрудников компании. Как? Секрет прост: его лучшие друзья работают в конкурирующей организации. Считаются ли все эти проступки разглашением коммерческой тайны? Можно ли наказать «предателя», и как оформить меру возмездия в рамках трудового законодательства? Попробуем ответить на эти вопросы.
Понятие коммерческой тайны
Охрана конфиденциальности информации
Меры по охране конфиденциальности информации перечислены в ч. 1 ст. 10 Закона N 98-ФЗ:
1) определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ограничить доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля соблюдения такого порядка;
3) вести учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
4) регулировать отношения по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5) нанести на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включить в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Как правило, порядок работы с информацией, представляющей коммерческую тайну, закрепляется и утверждается в локальном нормативном акте организации, например в положении о коммерческой тайне.
Положение о коммерческой тайне и порядок установки режима коммерческой тайны в организации
А была ли тайна?
Надбавки за работу с коммерческой тайной
Несмотря на то что Законом N 98-ФЗ такая обязанность не установлена, некоторые работодатели выплачивают сотрудникам соответствующие надбавки за работу со сведениями, составляющими коммерческую тайну, т.к. допуск к такой информации налагает на работника дополнительные обязательства. Поскольку порядок установления такой надбавки законодательно не описан, рекомендуется использовать правила, устанавливающие надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Например, Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 N 573.
Ответственность за разглашение сведений, представляющих коммерческую тайну
Изменение законодательства о защите коммерческой тайны в трудовых отношениях (Станскова У.М.)
Дата размещения статьи: 13.05.2015
Нормы о взыскании с работника убытков, рассчитанных по нормам гражданского законодательства, предусмотрены и в других государствах постсоветского пространства, однако их взыскание также ставится под сомнение ввиду отсутствия соответствующих норм в трудовом законодательстве .
———————————
Анализ норм законодательства Республики Беларусь был представлен ранее: См.: Станскова У.М. Защита информации ограниченного доступа в трудовых отношениях в странах ЕврАзЭС: проблемы взыскания ущерба с работника // Трудовое право России и за рубежом. 2013. N 3. С. 22 — 23.
Таким образом, изменение законодательства о коммерческой тайне, предполагающие возможность взыскания с работника убытков, исчисленных по нормам гражданского законодательства, не представляется возможным при отсутствии соответствующих указаний в Трудовом кодексе РФ.
Литература
1. Анализ норм законодательства Республики Беларусь был представлен ранее: См.: Станскова У.М. Защита информации ограниченного доступа в трудовых отношениях в странах ЕврАзЭС: проблемы взыскания ущерба с работника // Трудовое право России и за рубежом. 2013. N 3. С. 22 — 23.
2. Головина С.Ю. Правовое регулирование труда работников, допущенных к государственной тайне // Четвертый Трудовой кодекс России: Сборник научных статей / Под ред. В.Н. Скобелкина. Омск, 2002. С. 62.
3. Кузнецов Ю.А. Трудоправовая ответственность: понятие, виды: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Пермь, 2005. С. 20.
4. Липковская В.В. Интересы работодателя в трудовом праве: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2011.
5. Права работодателей в трудовых отношениях / Под ред. А.Ф. Нуртдиновой, Л.А. Чикановой. М., 2010. С. 422.
6. Якутик Е.М. Права и обязанности работника по сохранению коммерческой тайны: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2007. С. 9.
Изменения в Законе о коммерческой тайне (Мандрюков А.В.)
Дата размещения статьи: 23.05.2015
Процесс реформирования ГК РФ требует внесения изменений в смежные законы. Так, недавно был принят Федеральный закон N 35-ФЗ , который внес изменения не только в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса, но и в другие законодательные акты, в том числе Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Федеральный закон N 98-ФЗ). Рассмотрим нововведения в последнем.
———————————
Федеральный закон от 12.03.2014 N 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с внесенными изменениями в сферу действия Федерального закона N 98-ФЗ попадают отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Ранее режим коммерческой тайны устанавливался в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау). Между тем новое понятие информации, составляющей коммерческую тайну, практически идентично понятию ноу-хау, закрепленному в новой редакции ст. 1465 ГК РФ.
Теперь под информацией, содержащей коммерческую тайну, понимаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Обратите внимание! Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, возникают с момента установления им в отношении этой информации режима коммерческой тайны (ст. 6.1 Федерального закона N 98-ФЗ).
Обратите внимание! Непосредственно в Законе (ч. 4 ст. 11) закреплено право работодателя требовать возмещения убытков, причиненных ему разглашением информации, не только с работника, но и с лица, получившего доступ к этой информации в связи с исполнением трудовых обязанностей, но прекратившего трудовые отношения с работодателем, если эта информация разглашена в течение срока действия режима коммерческой тайны.
Однако работники и бывшие работники не будут возмещать убытки, если разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, произошло вследствие несоблюдения работодателем мер по обеспечению режима коммерческой тайны, действий третьих лиц или непреодолимой силы (ч. 5 ст. 11 Федерального закона N 98-ФЗ).
Федеральный закон о коммерческой тайне
Закон о коммерческой тайне был принят и разработан 29.07.2004 года. Он содержит понятие рыночной тайны, а также право на ее охрану, и предоставление сведений третьим лицам и организациям.
Описание закона
Федеральный закон о коммерческой тайне был разработан и внедрен в действие в середине июля 2004 года. Он устанавливает понятие коммерческой тайны и право на ее сохранность. В законе содержится 16 статей. Часть из них в новой редакции утратила силу. В частности статья №2, статьи №7- 9, статья № 12. Что такое рыночная тайна в соответствии с 98 ФЗ о коммерческой тайне? Согласно определению в законе коммерческая тайна — это система конфиденциальности сведений, дающей право ее владельцу под влиянием обстоятельств и условий, приумножить прибыль, предотвратить рисковые траты, утвердить позицию на рынке товаров и услуг или иметь другую материальную пользу. В дополнение предлагаем рассмотреть основы закона о защите информации.
А если, знать основные моменты 225-ФЗ о страховании ОПО, можно избежать многих конфликтных ситуаций.
Для юр. лиц и ИП важно учитывать положения ФЗ 98. Перед началом предпринимательской деятельности нужно с ним ознакомиться и изучить нормы закона. Скачать Федеральный Закон «О коммерческой тайне» можно по ссылке.
Последние изменения
ФЗ о конфиденциальной информации был принят в июле 2004 года. Последняя редакция закона была введена 12.03.2014 г. Была скорректирована ч.1 ст 1. Закон о неразглашении информации с 2014 года не содержит 2 статью. Изменен п. 2. ст. 3 об определении данных, входящих в понятие «коммерческая тайна». Добавлен п. 6.1. устанавливающий права владельца сведений, входящих в понятие тайны. Отредактирована статья 11, с указанием охраны коммерческой тайны в границах рабочих отношений.
Статья 5
В этой статье содержится перечень информации, которая рыночной тайной быть не может:
Статья 6 регламентирует предоставление данных, составляющих коммерческую тайну.
Держатель сведений рыночной тайны обязан по требованию органов государственных властей либо муниципальных, дать им бесплатно сведения, входящие в понятие тайны. Прошение должно быть удостоверено подписью должностного лица, с определением права и цели запроса сведений, и период их подачи, если он не регламентирован законодательством;
Если держатель данных отказывается предоставлять информацию органам госвласти или муниципальным органам, они имеют основание запросить их через суд;
Держатель коммерческой тайны и государственные органы, и иные организации, имеющие доступ к коммерческой тайне, обязаны предоставить сведения по требованию судебных инстанций, следственных и спецслужб, по системе и праву, прописанным в законах РФ
На акты, где указана коммерческая тайна, наносится отметка «Коммерческая Тайна», с обозначением сведений о ее владельце.
Статья 10 содержит данные об охране конфиденциальности сведений. Прописывает способы охраны коммерческой тайны, порядок установления режима коммерческой тайны, установление о том, что помимо способов защиты, прописанных в п.1 статьи, владелец может использовать механические способы сохранить тайну данных, и любые другие, не нарушающие законодательства страны.
Федеральный закон о коммерческой тайне
Закон о коммерческой тайне определяет основные требования к составу и мерам защиты конфиденциальной информации, образующейся в процессе предпринимательской деятельности. О структуре и содержании этого нормативного акта узнайте из нашего материала.
Закон РФ о коммерческой тайне № 98-ФЗ (действующая редакция 2016 года)
Закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) регулирует отношения, связанные с соблюдением (установлением, изменением и прекращением) режима коммерческой тайны — специального порядка работы с информацией, позволяющей ее обладателю:
- увеличить доход при существующих или возможных обстоятельствах;
- сократить или свести к минимуму неоправданные расходы;
- сохранить свое положение на рынке товаров (работ, услуг);
- получить иную коммерческую выгоду.
Когда налоговая выгода признается необоснованной, узнайте из материалов:
Федеральный закон № 98-ФЗ о коммерческой тайне определяет алгоритмы работы с информацией, составляющей коммерческую тайну (ИКТ).
ИКТ — это сведения любого характера (технические, производственные и иные), обладающие следующими свойствами:
- коммерческой ценностью (действительной или потенциальной) в силу неизвестности их третьим лицам;
- недоступностью для третьих лиц на законных основаниях.
сфера и цели применения закона
расшифровка примененных в законе терминов и определений
порядок отнесения информации в разряд ИКТ
перечень сведений, которые не могут помещаться под режим коммерческой тайны
алгоритм предоставления ИКТ
перечисление прав обладателя ИКТ
описание мероприятий, защищающих ИКТ:
- в рамках трудовых отношений;
- при ее предоставлении госорганам
детализация видов ответственности:
- за нарушение закона № 98-ФЗ;
- непредоставление ИКТ госорганам
Закон № 98-ФЗ о коммерческой тайнеприменяется к ИКТ вне независимости от того, на каком носителе она зафиксирована. Носителями ИКТ могут быть:
- бумага;
- компьютерные накопители (внешние и внутренние);
- оптические носители (лазерные диски и др.).
На каких накопителях фиксируется информация, необходимая для расчета налоговых обязательств, — см. в материалах:
Специфика терминологии закона № 98-ФЗ
В федеральном законе о коммерческой тайне привычная для субъектов рыночных отношений терминология применяется в специфической трактовке.
К примеру, термин «контрагент» в контексте данного закона означает сторону договора, получившую ИКТ от ее обладателя. Обладателем ИКТ закон называет лицо:
- владеющее ИКТ на законных основаниях;
- ограничившее доступ к ИКТ;
- установившее в отношении ИКТ режим коммерческой тайны.
Отдельно расшифрованы термины «передача» и «предоставление», относящиеся к ИКТ:
- под передачей ИКТ понимается получение контрагентом информации от ее обладателя в объеме и на условиях, предусмотренных договором (важное специфическое условие договора — контрагенту необходимо обеспечить охрану конфиденциальности полученной информации);
- предоставление ИКТ — это процесс ее передачи от обладателя госорганам для выполнения их функций.
Кроме того, в законе выделено 2 специфичных термина, неразрывно связанных с ИКТ:
1. Доступ к ИКТ — это ознакомление определенных лиц с информацией при соблюдении следующих условий:
- наличие согласия обладателя ИКТ на такое ознакомление (или иного законного основания);
- обязательное соблюдение конфиденциальности в отношении полученной информации.
2. Разглашение ИКТ — это доступ к ней третьих лиц:
Нюансы оформления и специфику применения различных договоров узнайте из наших материалов:
Законное и незаконное обладание информацией (ст. 4 закона № 98-ФЗ)
Вопрос законности или незаконности получения ИКТ зависит в первую очередь от того, какие сведения попали в разряд коммерческой тайны.
В список ИКТ в зависимости от производственно-организационной специфики работы предпринимателей может попадать информация следующего характера:
- учетная (сведения из учетных регистров и отчетности);
- информационная (клиентские базы, условия сделок);
- методологическая (алгоритмы ценообразования, нормативы расходов);
- техническая (описание разработанных или находящихся в стадии разработки технологий и способов, промышленные образцы и модели);
- охранно-обеспечительная (о средствах и методах обеспечения охраны имущества и интеллектуальной собственности).
Если информация не попала в перечень ИКТ, ее получение любым заинтересованным лицом не будет считаться незаконным.
Вторым важным аспектом законного или незаконного получения ИКТ является способ ее приобретения. ИКТ может быть получена заинтересованным в ней лицом двумя способами:
- С оформлением факта передачи договором с обладателем ИКТ (или на другом законном основании) — это путь законного получения ИКТ.
- Без оформления договора, при этом:
- получение ИКТ было сопряжено с умышленным нарушением мер по охране ее конфиденциальности;
- получатель информации знал о том, что приобретенные сведения относятся к ИКТ и передающее ее лицо не обладает полномочиями и законными основаниями для ее передачи.
Способ получения ИКТ «без оформления договора» является незаконным — за его использование предусмотрена ответственность (о ее видах читайте в одном из следующих разделов материала).
Законом № 98-ФЗ определен состав сведений, которые не могут быть определены как ИКТ вне зависимости от желания ее обладателя (см. далее).
Что невозможно засекретить (ст. 5 закона № 98-ФЗ)
Перечень сведений, которые не могут быть отнесены к ИКТ, приведен в ст. 5 закона о коммерческой тайне. Их можно объединить в следующие группы:
- регистрационно-учредительные (информация из учредительных документов юрлица; документов, подтверждающих факт внесения записей о юрлицах и ИП в госреестры; списки лиц, имеющих право действовать от имени юрлица без доверенности);
- разрешительные (сведения из документов, предоставляющих право на осуществление предпринимательской деятельности);
- статистические (о численности и составе работников, о показателях деятельности НКО и др.);
- социально-долговые (о долгах работодателей по зарплате и иным социальным выплатам);
- административные (о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за их нарушение);
- отчетно-бюджетные (об использовании бюджетных средств госучреждениями, ГУПами и МУПами, а также о составе их имущества);
- конкурсные (об условиях аукционов и конкурсов по приватизации объектов государственной и муниципальной собственности);
- общебезопасные (о факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасности населения и производственных объектов);
- ограничительно-обязательные (сведения, недопустимость ограничения доступа к которым или обязательность раскрытия которых установлена федеральными законами).
Таким образом, статья 5 ФЗ о коммерческой тайне не позволяет обладателю коммерческой информации «засекретить» абсолютно все связанные с предпринимательской деятельностью сведения.
Как и когда предоставляются налоговикам сведения о численности работников и для чего они им нужны — узнайте из материала «Подаем сведения о среднесписочной численности работников».
Получатели конфиденциальной коммерческой информации (статья 6 закона № 98-ФЗ)
Привилегией по получению ИКТ обладают госорганы — в ст. 6 закона о коммерческой тайне определены условия и порядок такого предоставления ИКТ.
Обладатель ИКТ дает ее:
1. На безвозмездной основе.
2. По мотивированному требованию госоргана, содержащему:
- указание цели и правовое основание затребования ИКТ;
- срок предоставления ИКТ;
- подпись уполномоченного лица госоргана.
Если госорган, оформивший указанное требование, не получит затребованную информацию от ее обладателя, он имеет право запросить ее через судебные органы.
В п. 3 ст. 6 ФЗ о коммерческой тайне установлена обязанность обладателя ИКТ (и госорганов, ее получивших) предоставить ее по запросу:
- органов предварительного следствия;
- органов дознания;
- судов.
При предоставлении информации на документах, содержащих ИКТ, наносится гриф «Коммерческая тайна» с указанием реквизитов ее обладателя:
- для ИП — Ф. И. О. и место жительства;
- для юрлиц — полное название и адрес местонахождения.
О значении для налогообложения термина «адрес местонахождения» узнайте из размещенных на нашем портале сообщений:
Обеспечительные меры по защите и неразглашении секретных сведений (последняя редакция закона № 98-ФЗ)
Для сохранения конфиденциальности ИКТ ее обладателю необходимо (п. 1 ст. 10 закона о коммерческой тайне):
- уточнить список сведений, относимых к коммерческой тайне;
- разработать алгоритмы обращения с ИКТ и контроля за их соблюдением;
- учитывать получивших доступ к ИКТ лиц;
- регулировать процесс использования ИКТ (включать особые условия в трудовые договоры с работниками и договоры ГПХ с контрагентами);
- снабжать носители ИКТ грифом «Коммерческая тайна» с расшифровкой реквизитов обладателя.
Предпринятые обладателем «охранные» меры признаются разумно достаточными, если:
- без согласия обладателя доступ к ИКТ невозможен;
- обеспечивается возможность использования ИКТ работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.
За нарушение конфиденциальности полученной ИКТ предусмотрена ответственность 4 видов (ст. 14 закона № 98-ФЗ):
- дисциплинарная;
- гражданско-правовая;
- административная;
- уголовная.
Помимо ответственности за нарушение конфиденциальности, ст. 15 закона № 98-ФЗ предусматривает наказание:
- за невыполнение обладателем ИКТ законных требований госорганов о предоставлении информации;
- воспрепятствование получению ИКТ должностными лицами госорганов.
Информация может попасть в разряд коммерческой тайны, если ее обладатель посчитает недопустимым ее распространение для широкого круга лиц (клиентские базы, новые технологии в стадии разработки и т. д.) и обеспечит ее охрану.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Знание требований закона о коммерческой тайне позволяет обладателям информации сохранить свои коммерческие секреты, а получателям сведений избежать ответственности за незаконное их разглашение.
Источники
Прокуроры и адвокаты: Знаменитые процессы: моногр. ; Литература — М., 2014. — 608 c.
Александр, Чашин Пособие по написанию курсовых и дипломных работ по теории государства и права / Чашин Александр. — М.: Дело и сервис (ДиС), 2008. — 932 c.
Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 895 c.- Грот, Н.Я. О нравственной ответственности и юридической вменяемости / Н.Я. Грот. — Москва: ИЛ, 2017. — 144 c.
- Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект). — М.: Юрайт, 2014. — 184 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.