Содержание
- 1 Кабмин РФ одобрил законопроект о совершенствовании системы контроля в сфере госзакупок
- 2 С 1 июля контроль за осуществлением госзакупок будет усовершенствован
- 3 Подписан федеральный закон, направленный на комплексное совершенствование законодательства в сфере госзакупок
- 4 В Госдуму внесен законопроект, направленный на совершенствование системы государственных и муниципальных закупок
- 5 Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам
- 6 Комитет по разрешительной и контрольно- надзорной деятельности
- 7 Контроль и ответственность
- 8 Систему контроля в сфере госзакупок усовершенствуют
- 9 Коррупция в сфере государственных закупок
Кабмин РФ одобрил законопроект о совершенствовании системы контроля в сфере госзакупок
МОСКВА, 7 сен — РИА Новости/Прайм. Правительство РФ одобрило законопроект, направленный на совершенствование системы контроля в сфере госзакупок путем выстраивания вертикали контроля и формирования единой правоприменительной практики, и приняло решение внести его в Госдуму, сообщается на сайте кабинета министров.
«Законопроектом предусматривается осуществление контроля в сфере госзакупок органами контроля в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок в соответствии с единым порядком, устанавливаемым правительством России», — говорится в сообщении.
Отмечается, что в целях исключения несвойственных контрольным органам обязанностей и снижения коррупционных рисков законопроектом предлагается запретить возлагать функции централизации закупок на органы контроля.
При этом, согласно документу, эффективность деятельности контрольных органов будет оцениваться в установленном кабмином порядке, предусматривающем показатели контрольно-надзорной деятельности, механизм сбора информации о деятельности контрольных органов, порядок анализа показателей контрольно-надзорной деятельности и применения результатов анализа.
«Цель предлагаемых изменений – повышение эффективности контроля в сфере госзакупок через выстраивание вертикали контроля, формирование единообразной правоприменительной практики на федеральном и региональном уровнях, исключение несвойственных контрольным органам функций, снижение коррупционных рисков», — также отмечается в сообщении.
С 1 июля контроль за осуществлением госзакупок будет усовершенствован
Jirsak / Depositphotos.com |
В России появится единый порядок осуществления контроля за проведением госзакупок, который определит Правительство РФ. В нем будут содержаться, в частности, правила проведения контрольными органами проверок заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, закупочных комиссий и их членов, уполномоченных органов и учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок (Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. № 50-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Кроме того, установлено правило, согласно которому субъекты РФ и находящиеся на их территориях муниципальные образования смогут заключать соглашения о передаче региональным контролирующим органам в сфере госзакупок полномочий соответствующих органов местного самоуправления муниципального района или городского округа. Помимо этого, в соответствии с принятым законом нормы о мониторинге, аудите и контроле в сфере закупок Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» будут распространяться на организации, не являющиеся учреждениями или унитарными предприятиями, при предоставлении им бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства.
Документом также расширены основания для проведения внеплановых проверок госзаказчиков со стороны контрольно-надзорных органов. Одним из них станет сообщение СМИ о признаках нарушения законодательства о закупках. Закон вступит в силу 1 июля.
Подписан федеральный закон, направленный на комплексное совершенствование законодательства в сфере госзакупок
Федеральным законом, в частности:
— устанавливается, что планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения только планов-графиков (в настоящее время — планов-графиков и планов закупок);
— предусматривается ведение оператором электронной площадки реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;
— с 10 дней до 1 дня сокращается обязательный интервал между внесением изменений в план-график и размещением извещения о закупке (направлением приглашения принять участие в определении поставщика, заключением контракта с единственным поставщиком);
— до 300 млн рублей увеличивается значение начальной (максимальной) цены контракта, при которой допускается проведение электронного аукциона с сокращенным сроком подачи заявок (при осуществлении закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства — до 2 млрд. рублей);
— вводится запрет на выплату аванса при заключении договора с участником закупки, предложившим цену контракта, которая ниже начальной (максимальной) на 25% и более;
— в отношении закупок с дополнительными требованиями к участникам вводится требование о наличии документов, подтверждающих соответствие таким требованиям, в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;
— заказчикам предоставляется право заключения контракта с участником закупки, которому присвоен 2-й номер по итогам проведения конкурентной закупки, в случае расторжения контракта с победителем такой закупки, а также право осуществления закупки товаров, работ, услуг за единицу товара, работы, услуги вне зависимости от объекта закупки при условии невозможности определить объем товаров, работ, услуг на момент закупки;
— вводится возможность изменения существенных условий контракта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия при возникновении непредвиденных обстоятельств — допускается увеличение цены не более чем на 10% и однократное продление срока выполнения контракта без увеличения его цены при условии уплаты подрядчиком соответствующей неустойки (в случае вины подрядчика);
— при выполнении строительных работ, работ по сохранению объектов культурного наследия, а также в случае если цена контракта свыше 1 млрд. рублей, исключается необходимость размещения подрядчиком отчета по отдельным этапам исполнения контракта.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2019 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
В Госдуму внесен законопроект, направленный на совершенствование системы государственных и муниципальных закупок
Представленный на рассмотрение проект Федерального закона регулирует отношения, связанные с прогнозированием и планированием закупок, проведением процедур отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, исполнением контрактов, мониторингом, надзором, контролем и аудитом за соблюдением установленных требований, в целях обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Законопроектом, в частности, предусматривается:
размещение на официальном интернет-сайте для неограниченного доступа в том числе планов закупок и результатов аудита контрактов;
введение института общественного контроля за государственными закупками;
введение института контрактной службы заказчиков, то есть подразделения, отвечающего за реализацию всего цикла закупок, при этом сотрудники контрактной службы будут нести персональную ответственность за соблюдение требований, установленных Федеральным законом;
изменение подхода к определению исполнителя контракта. Предполагается, что основной способ выбора исполнителя — открытый одноэтапный конкурс, что соответствует рекомендациям ЮНСИТРАЛ (Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли) и мировой практике в целом;
установление запрета на заключение контракта с единственным поставщиком в случае, если процедура не состоялась;
введение антидемпинговых мер;
введение качественного аудита результатов исполнения контрактов.
Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам
Путин подписал закон о совершенствовании контроля в госзакупках
Эти поправки направлены на совершенствование контрольно-надзорной деятельности при проведении процедур отбора поставщиков при госзакупках.
Так, согласно принятым поправкам, правительство РФ должно будет утвердить единый порядок осуществления контроля за проведением госзакупок. При этом органы контроля должны будут заниматься проверками заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, закупочных комиссий и их членов, уполномоченных органов и учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок. При этом порядок проведения таких проверок должно будет определить правительство РФ.
Также поправки предоставляют муниципальным органам власти права передавать свои закупочные функции на региональный уровень, вводят запрет на совмещение в одном органе функций по контролю и по осуществлению закупок, вводят риск-ориентированный подход, вводят оценку эффективности работы органов контроля.
Кроме того, согласно этому закону, нормы N44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит и контроль в сфере закупок, будут распространены на негосударственные юридические лица (не являющиеся государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями) при предоставлении им бюджетных инвестиций для реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства.
Помимо этого, «контрольные» поправки к 44-ФЗ значительно расширяют для контрольно-надзорных органов основания для проведения внеплановых проверок госзаказчиков. Основанием для таких проверок станет, в частности, информация о признаках нарушения законодательства о закупках (в прежней редакции — информации о нарушениях). Причем, такая информация может исходить как от «общественных контролеров», так и от СМИ.
«Цель предлагаемых изменений — повышение эффективности контроля в сфере госзакупок через выстраивание вертикали контроля, формирование единообразной правоприменительной практики на федеральном и региональном уровнях, исключение несвойственных контрольным органам функций, снижение коррупционных рисков», — отмечалось ранее в материалах правительства.
Новые нормы 44-ФЗ, введенные этим законом, вступят в силу с 1 июля текущего года.
Стоит отметить, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России, осуществляющая контроль в сфере госзакупок, занялась вопросом унификации правоприменительной практики на федеральном и региональном уровнях еще до принятия этого закона.
«Сейчас территориальные управления ФАС часто ориентируются при принятии решений в сфере госзакупок на судебную практику, которая сложилась в том или ином регионе, — говорил в марте заместитель главы ФАС Михаил Евраев в ходе встречи с представителями госкомпаний, организованной аналитическим центром «Интерфакс-ProЗакупки». — Это приводит к тому, что в разных субъектах РФ принимаются разные решения по типовым ситуациям. Наша задача заключается в том, чтобы все территориальные управления придерживались единой позиции по типовым ситуациям».
Одним из шагов по унификации практики УФАС М.Евраев называл организацию онлайн-совещаний с территориальными управлениями с использованием видеоконференцсвязи по наиболее актуальным вопросам на постоянной основе. «В феврале мы провели первое такое совещание — по вопросу включения компаний в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП)», — рассказывал М.Евраев.
При этом он отмечал, что унификация практики — процесс не моментальный и его реализация потребует времени.
Комитет по разрешительной и контрольно- надзорной деятельности
Кабмин внес в Госдуму законопроект об ужесточении контроля в сфере госзакупок
Правительство РФ внесло в Государственную Думу РФ законопроект о совершенствовании системы контроля в сфере госзакупок, говорится в сообщении кабинета министров.
Так, предусматривается осуществление контроля в сфере госзакупок органами контроля в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов и учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок в соответствии с единым порядком, устанавливаемым правительством.
Эффективность деятельности контрольных органов будет оцениваться в порядке, установленном правительством. Такой порядок должен предусматривать, в частности, показатели контрольно-надзорной деятельности, механизм сбора информации о деятельности контрольных органов, порядок анализа показателей контрольно-надзорной деятельности и применения результатов анализа.
«Цель предлагаемых законопроектом изменений — повышение эффективности контроля в сфере госзакупок, формирование единообразной правоприменительной практики на федеральном и региональном уровнях, исключение несвойственных контрольным органам функций, снижение коррупционных рисков», — отмечается в сообщении.
Поправки в федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» были подготовлены Минфином России.
МОСКВА, 10 сен — РАПСИ. Правительство РФ внесло в Государственную Думу РФ законопроект о совершенствовании системы контроля в сфере госзакупок, говорится в сообщении кабинета министров.
Так, предусматривается осуществление контроля в сфере госзакупок органами контроля в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов и учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок в соответствии с единым порядком, устанавливаемым правительством.
В целях исключения несвойственных контрольным органам функций и снижения коррупционных рисков предлагается установить запрет на возложение функций по централизации закупок на органы контроля.
Эффективность деятельности контрольных органов будет оцениваться в порядке, установленном правительством. Такой порядок должен предусматривать, в частности, показатели контрольно-надзорной деятельности, механизм сбора информации о деятельности контрольных органов, порядок анализа показателей контрольно-надзорной деятельности и применения результатов анализа.
«Цель предлагаемых законопроектом изменений — повышение эффективности контроля в сфере госзакупок, формирование единообразной правоприменительной практики на федеральном и региональном уровнях, исключение несвойственных контрольным органам функций, снижение коррупционных рисков», — отмечается в сообщении.
Поправки в федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» были подготовлены Минфином России.
Контроль и ответственность
Разделы:
Виды контроля
Видео (кликните для воспроизведения). |
Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон о контрактной системе) предусмотрены различные виды контроля за проведением закупок. Контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок (п. 10, 14, 15 ст. 99 закона о контрактной системе). Кто контролирует госзакупки и какие виды контроля существуют – рассматривается в таблице 3.
Таблица 3. Контроль за госзакупками
Вид контроля | Кто контролирует, особенности исполнения | Основание |
Контроль в сфере закупок |
- заказчики,
- контрактные службы,
- контрактные управляющие,
- комиссии по осуществлению закупок и их члены, – уполномоченные органы,
- уполномоченные учреждения,
- специализированные организации,
- операторы электронных площадок
- Контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа,
- Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок,
- Органы исполнительной власти субъекта РФ,
- Органы местного самоуправления муниципального района,
- Органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок
П. 1 ч. 1 ст. 99 закона о контрактной системе
- Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований,
- Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ,
- Органы управления государственными внебюджетными фондами
- Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом РФ
- подведомственные заказчики в порядке, установленном соответственно правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией
- Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», органы управления государственными внебюджетными фондами,
- Государственные органы,
- муниципальные органы
- поставщик (подрядчик, исполнитель),
- субподрядчик,
- соисполнители
- Заказчик контролирует исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- Заказчик контролирует привлечение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций
Ст. 101 закона о контрактной системе
- требования законодательства
- общественные объединения,
- Граждане,
- объединения юридических лиц
Запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и ходе исполнения контрактов, иные обращения, а также предложения по совершенствованию российского законодательства о контрактной системе, представленные общественными объединениями по контролю, иными общественными объединениями и объединениями юридических лиц подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством РФ.
Члены общественных объединений и объединений юридических лиц обязаны обеспечивать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами и которая стала им известна в ходе осуществления общественного контроля (ч. 5, ст. 102 закона о контрактной системе).
Решения уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, которые приняты по результатам проведения плановой и (или) внеплановой проверки, не могут противоречить решениям уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, которые приняты по результатам проведения внеплановых проверок одной и той же закупки (п. 17 ст. 99 закона о контрактной системе).
Решение уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок органа исполнительной власти субъекта РФ, которое принято по результатам проведения плановой и (или) внеплановой проверки, не может противоречить решению уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок федерального органа исполнительной власти, которое принято по результатам проведения внеплановых проверок одной и той же закупки (п. 18 ст. 99 закона о контрактной системе).
При принятии решения по результатам проведения внеплановой проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, подлежат рассмотрению и оценке доводы, содержащиеся в решениях, ранее принятых органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, предметом которых является одна и та же планируемая или осуществляемая закупка (п. 19 ст. 99 закона о контрактной системе).
Информация о проведении контрольными органами в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, об их результатах и выданных предписаниях размещается в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний.
При выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе (п. 22 ст. 99 закона о контрактной системе): составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений; обращаться в суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с ГК РФ.
Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения такого предписания (п. 23 ст. 99 закона о контрактной системе).
Виды ответственности
Законом предусмотрены различные виды ответственности за нарушение законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную (ст. 192 ТК РФ), гражданско-правовую (ГК РФ, статья не уточняется), административную (КоАП РФ, статья не уточняется), уголовную ответственность (УК РФ, статья не уточняется) в соответствии с российским законодательством (ч. 1 ст. 107 закона о контрактной системе). При этом за какие именно нарушения, какая ответственность предусмотрена – в законе не уточняется.
Если закон о контрактной системе нарушили операторы электронных площадок и их должностные лица, то они обязаны возместить убытки, причиненные их неправомерными действиями по разглашению информации, полученной в ходе проведения электронных аукционов (ч. 2 ст. 107 закона о контрактной системе).
Заказчики, их должностные лица обязаны обеспечивать достижение ожидаемого результата осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с запланированным объемом подлежащих удовлетворению государственных и муниципальных нужд, а также эффективность расходования бюджетных средств на указанные цели.
Должностные лица заказчиков несут за свои действия (бездействие), в том числе за достижение запланированных результатов процедур закупок для государственных и муниципальных нужд, персональную ответственность (какую именно ответственность – в законе не уточняется) (ст. 12 закона о контрактной системе).
В случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований закона, в порядке, установленном КоАП РФ (п. 6 ст. 12).
Согласно закону о контрактной системе обязательным условием является включение в контракт пункта об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (п. 4 ст. 34).
Ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с ГК РФ и законом о контрактной системе (п. 1 ст. 25).
Поставщики согласно заключаемым договорам должны нести гражданско-правовую ответственность, если они не выполнили условия привлечения субподрядчиков и соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (п. 6 ст. 30).
Если начальная цена контракта превышает размер, установленный правительством РФ, то согласно контракту участник должен предоставить заказчику наиболее полную информацию о своих выгодоприобретателях (директоре, генеральном директоре, управляющем, президенте и других) не позднее чем за семь дней до даты заключения контракта. В контракте должна предусматриваться ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) за непредоставление такой информации в форме взыскания пени в размере 1 / 300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату уплаты пени, от цены контракта. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства до предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) указанной информации заказчику (п. 19, 20 ст. 34).
В свою очередь заказчик обязан обеспечить конфиденциальность указанной информации и ее предоставление по запросам органов контроля и правоохранительных органов (п. 20 ст. 34).
Аудит и мониторинг в сфере закупок
Аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, и контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае, если такие органы образованы в муниципальных образованиях), образованными представительными органами муниципальных образований (ч. 1 ст. 98 закона о контрактной системе).
Органы аудита в сфере закупок осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам. Далее они обобщают результаты осуществления деятельности, устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливают предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в единой информационной системе обобщенную информацию о таких результатах (ч. 3, 4 ст. 98 закона о контрактной системе).
Для оценки степени достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со ст. 13 закона о контрактной системе, оценки обоснованности закупок в соответствии со ст. 18 закона о контрактной системе, совершенствования законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок проводится мониторинг закупок (ст. 97 закона о контрактной системе).
Он представляет собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков.
Мониторинг закупок осуществляется с использованием единой информационной системы и на основе содержащейся в ней информации.
Результаты мониторинга закупок по итогам каждого года будут оформляться в виде сводного аналитического отчета, который будет представляться федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в правительство РФ. В сводном аналитическом отчете дается оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также определяются меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Сводный аналитический отчет будет размещен в единой информационной системе.
О том, что такое единая информационная система, какие основные принципы регулируют контрактную систему, как ведется планирование в контрактной системе, читайте далее.
Систему контроля в сфере госзакупок усовершенствуют
В России повысят эффективность контроля в сфере госзакупок через выстраивание вертикали контроля, соответствующий законопроект внесён в Госдуму, сообщается на сайте кабмина.
В России может появиться кодекс государственных и муниципальных закупок, сообщили в Минфине
Документ также направлен на формирование единообразной правоприменительной практики на федеральном и региональном уровнях, исключение несвойственных контрольным органам функций, снижение коррупционных рисков.
Законопроектом предусматривается осуществление контроля в сфере госзакупок органами контроля в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов и учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок.
4 сентября стало известно, что в России планируют создать кодекс, регулирующий государственные и муниципальные закупки. Об этом сообщила представитель Департамента бюджетной политики в сфере контактной системы Минфина РФ Анна Червова.
По её словам, в России должен появиться единый документ, который будет содержать в себе основные вопросы регулирования государственных и муниципальных закупок. Червова уточнила, что это предусмотрено законодательством. Отдельные главы этого документа будут регулировать закупки в разных областях, заявила представитель Минфина.
Коррупция в сфере государственных закупок
Коррупция в системе госзакупок: определение и признаки
Значение термина «коррупция» раскрывается в ст. 1 закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Таким образом, разновидностями коррупционных действий являются:
- злоупотребление служебным положением;
- дача взятки;
- получение взятки;
- злоупотребление полномочиями;
- коммерческий подкуп;
- иные виды незаконного использования гражданином своего должностного положения.
При этом названные действия производятся вопреки интересам страны и одновременно направлены на извлечение личной выгоды соответствующим должностным лицом.
Получается, что действия, которые могут быть квалифицированы как коррупционные в сфере госзакупок (с учетом положений закона № 273-ФЗ и Конвенции ООН против коррупции, принятой в г. Нью-Йорке 31.10.2003), отличаются от иных действий, определяемых как нарушения в данной области, тем, что первые:
- совершаются специальными субъектами (т. е. госслужащими и, как правило, наделенными широкими полномочиями);
- совершаются благодаря служебному положению и полномочиям соответствующего должностного лица;
- непременно направлены на получение личной выгоды должностным лицом;
- нарушают законные интересы государства;
- выполняются должностным лицом умышленно;
- выполняются в интересах лица, предлагающего должностному лицу предоставление той или иной формы вознаграждения (например, взятки и т. д.).
Надо отметить, что коррупция — это скорее собирательный термин, охватывающий ряд должностных преступлений. Так, нет и специальной санкции «за коррупционные действия». В этой ситуации в зависимости от состава преступления (получение взятки, коммерческий подкуп и т. д.) правонарушение квалифицируется по соответствующей норме Уголовного кодекса РФ.
Коррупция и конфликт интересов в сфере госзакупок
Эксперты отмечают, что конфликт интересов (ст. 10 закона № 273-ФЗ) — благотворная почва для развития коррупции в любых сферах, включая госзакупки.
Так, названные понятия объединяет возможность получения личной выгоды должностным лицом в результате исполнения (неисполнения) им своих должностных обязанностей.
Вместе с тем конфликт интересов — это возможная ситуация, на исключение которой соответствующим должностным лицам необходимо направить свои действия (ст. 11 закона № 273-ФЗ).
Например, необходимо учесть следующие разъяснения правоприменителя:
- комиссия по осуществлению закупок обязана отстранить участника закупки от участия в определении поставщика, а заказчик — отказаться от подписания контракта с победителем конкурса (победителем запроса котировок) с момента выявления между участником госзакупки и заказчиком конфликта интересов (п. 7 Обзора судпрактики…, утв. президиумом ВС РФ от 28.09.2016);
- госконтракт, заключенный победителем торгов и заказчиком при наличии между ними конфликта интересов, считается ничтожным (п. 9 Обзора судпрактики).
Коррупция в госзакупках: распространенные схемы
К числу самых распространенных коррупционных схем можно отнести:
- направление участвующим в сговоре потенциальным поставщиком заявки на сумму заведомо ниже, чем у прочих участников госзакупок;
- установление со стороны заказчика чрезвычайно коротких сроков для реализации заказа или выполнения работ, при которых исполнение заказа возможно только заранее подготовленным поставщиком — участником мошеннической схемы;
- установление заведомо неконкурентной цены за исполнение госзаказа в обозначенном объеме, что будет неинтересно другим потенциальным поставщикам;
- установление непривлекательной схемы оплаты исполнения госзаказа (например, с большой отсрочкой и т. д.);
- некорректное внесение данных в ЕИС (например, смешение кириллицы и латиницы при написании наименования заявки и т. д.);
- толкование критериев оценки поставщиков в пользу заинтересованных лиц и т. д.
Данный перечень схем, разумеется, не является исчерпывающим. Суть каждой из них состоит в том, что участвующий в сговоре недобросовестный поставщик всегда извещен, каковы параметры госзакупки на самом деле.
Смена законодательной базы, а именно признание утратившим силу закона «О размещении заказов на поставки товаров» от 21.07.2005 № 94-ФЗ и принятие вместо него новых — «О контрактной системе» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и «О закупках товаров» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, прежде всего, направлена на минимизацию возможности использования коррупционных схем в сфере госзакупок.
Меры, направленные на противодействие злоупотреблению в сфере госзакупок
Приведем список основной нормативной документации, содержащей описание мер, направленных на профилактику коррупционных действий в сфере госзакупок (помимо упомянутых выше законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ):
- Национальный план противодействия коррупции на 2016–2017 годы, утв. Указом Президента РФ от 01.04.2016 № 147.
- Закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ.
- Закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (см. ст. 17). Рекомендуем ознакомиться также с нашей статьей «Ограничение конкуренции по 223-ФЗ (нюансы)».
- Ведомственные, отраслевые и территориальные программы по противодействию коррупции. Практически все федеральные ведомства в настоящий момент имеют собственные регламенты, содержащие перечни мер по противодействию коррупции (например, приказ ФАС России от 31.01.2014 № 38/14, письма Минэкономразвития России от 15.06.2016 № Д28и-1501, от 23.03.2016 № ОГ-Д28-3680, от 07.07.2015 № Д28и-2018 и т. д.). Кроме того, субъекты РФ также разрабатывают свои программы, цель которых — предупреждение действий коррупционной направленности в сфере госзакупок (например, постановление правительства Челябинской области от 22.10.2013 № 359-П и т. д.).
Также существует ряд методических рекомендаций, направленных на профилактику коррупционных действий со стороны госслужащих, например «Реализация профилактических мероприятий подразделениями кадровых служб федеральных госорганов», «Организация антикоррупционного обучения», «Обеспечение соблюдения федеральными госслужащими ограничений и запретов» (одобрены президиумом Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, протокол от 25.09.2012 № 34).
Антикоррупционный контроль в сфере госзакупок
Контроль в сфере закупок (ст. 99 закона № 44-ФЗ, ст. 6 закона № 223-ФЗ) — это совокупность мероприятий по обеспечению законности и добросовестности в названной сфере, позволяющих максимальному количеству граждан и юрлиц принимать участие в закупках на началах равноправия.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение контроля в сфере госзакупок, с 01.01.2015 является Федеральная антимонопольная служба (см. п. 5.3.1.12 положения «О ФАС», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331).
Формы реализации контрольных функций ФАС (на федеральном уровне, уровне субъекта РФ, а также местном уровне):
- плановые проверки;
- внеплановые проверки.
Законом № 44-ФЗ предусмотрено 3 вида антикоррупционного контроля:
- Ведомственный (ст. 100 закона № 44-ФЗ). Производится ФАС и иными компетентными госорганами и корпорациями.
- Производимый заказчиком (ст. 101 названного закона). Контроль со стороны заказчика за исполнением условий госконтракта поставщиком.
- Общественный контроль (ст. 102 названного закона). Производится гражданами, объединениями граждан или юрлиц.
Ответственность за злоупотребление в сфере госзакупок
- Ст. 200.4 – злоупотребления в сфере госзакупок.
- Ст. 200.5 – подкуп контрактного управляющего, члена закупочной комиссии.
- Ст. 285 — злоупотребление должностными полномочиями (приговор Черемховского гарнизонного военного суда от 02.06.2015 по делу № 1-22/2015, г. Иркутск).
- Ст. 285.1 — нецелевое расходование бюджетных средств.
- Ст. 285.2 — нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов.
- Ст. 286 — превышение должностных полномочий (приговор Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 29.05.2013 по делу № 1-4/2013).
- Ст. 289 — незаконное участие в предпринимательской деятельности.
- Ст. 290 — получение взятки (приговор Липецкого облсуда от 04.09.2012 по делу № 2-16/12). Необходимо учесть, что получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением отношений не может квалифицироваться по данной статье (п. 4 постановления пленума ВС РФ от 09.07.2013 № 24).
- Ст. 291 — дача взятки.
- Ст. 291.1 — посредничество во взяточничестве.
- Ст. 292 — служебный подлог (приговор Черемховского гарнизонного военного суда от 07.10.2011 № 1-32/2011, г. Петропавловск-Камчатский).
- Ст. 304 — провокация взятки или коммерческого подкупа.
Этот перечень не является исчерпывающим. Например, могут быть признаны коррупционными противоправные действия в экономической сфере, если они сопряжены с умышленным использованием лицом своего должностного положения с целью извлечения личной выгоды при планировании и/или проведении госзакупок (например, определение Леноблсуда от 07.03.2013 № 33-1006/2012).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Итак, коррупционные действия — отдельная группа правонарушений в сфере госзакупок, отличительной чертой которых является нацеленность должностного лица на получение личной выгоды за противоправные умышленные действия/бездействие с использованием своего служебного положения в интересах лица, обещающего соответствующее вознаграждение. Нормативная правовая база, на которой основывается антикоррупционная политика государства в сфере госзакупок, не ограничивается только федеральными законами, наряду с ними названной цели служат и многочисленные подзаконные акты.
Источники
Радько, Т. Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / Т.Н. Радько. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 608 c.
Федоткин, С.Н. Настольная книга частного охранника: Практическое пособие; Эксмо, 2013. — 512 c.
Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.- Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. — М.: Дело и сервис, 2008. — 400 c.
- Практика адвокатской деятельности. Практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2015. — 792 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.