Содержание
- 1 Предлагаются поправки в закон о применении ККТ
- 2 Госдума утвердила изменения в новый порядок применения ККТ
- 3 Федеральный закон от 6 июня 2019 г. N 129-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»
- 4 Правительство РФ подготовило поправки к законопроекту, уточняющему порядок применения ККТ
- 5 Разбираем новые поправки в законе о ККТ
- 6 В порядок применения ККТ будут снова внесены изменения
- 7 Предлагаются поправки в закон о применении ККТ
- 8 Госдума рассматривает новые поправки в закон № 54-ФЗ о применении онлайн-касс
- 9 Правительством РФ предложены поправки к законопроекту о совершенствовании применения ККТ
- 10 Депутатские поправки в закон о применении ККТ прошли в Госдуме первое чтение
Предлагаются поправки в закон о применении ККТ
Один из авторов проекта глава Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров сегодня еще раз подчеркнул, что бизнес убедительно просил принять документ побыстрее, чтобы поправки вступили в силу с 1 июля этого года.
Итак, внесены многочисленные изменения в закон о применении ККТ.
Один из главных вопросов, возникавших у организаций и ИП, был связан с тем, что было непонятно, что же такое электронное средство платежа и относится ли к нему любое поступление по безналичному расчету. Вопрос решен был радикально, вплоть до переименования самого закона о ККТ.
Теперь он будет называться «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Т.е. из название убрано не только упоминание электронных средств платежа, но даже слово «наличные».
Кроме того, переписаны некоторые определения в законе, в частности определение расчетов. Теперь там четко указано, что расчеты это «прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги. ». Таким образом, законодатель прямо дал ответ на вопрос, надо ли применять ККТ при всех безналичных расчетах, поступающих от физических лиц (при безналичных расчетов между организациями/ИП ККТ применять не надо).
Второй вопрос, который активно обсуждается бухгалтерами, это обязанность применять ККТ при выплатах физлицам по договорам ГПХ (аренда, услуги, работы). Исходя из определений слова «расчеты», кассовая техника должна применяться при выплатах, даже если они производятся в безналичном порядке. Однако в законе есть статьи, которые просто противоречат этому утверждению, поскольку там указано, что ККТ применяет продавец (п.1 ст.4.3). Противоречие не убрано, поэтому неопределенность остается.
Впрочем, законодатели заранее предусмотрели то, что нестыковки в законе будут всплывать постоянно (о чем Макаров и заявил на заседании), поэтому дали право Минфину давать «письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники».
Из положительных поправок стоит отметить конкретизацию условий применения ККТ при осуществлении расчетов в безналичном порядке.
Так, установлено, что кассовый чек должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но до момента передачи товара.
Немного изменен список видов деятельности, при которых можно не применять ККТ. Добавлена торговля водой и молоком в розлив (как оказалось, их нет в перечне безалкогольных напитков), услуги библиотек, платные парковки.
Организациям и индивидуальным предпринимателям, работающим на территории военных объектов, законопроект предоставляет право применения контрольно-кассовой техники без функции передачи в режиме онлайн сведений о расчётах в налоговые органы. Жалобы на то, что на территории таких объектов запрещено пользоваться интернетом, все-таки дошли до авторов проекта.
Некоторые ИП на патентной системе налогообложения смогут не применять ККТ.
Предпринимателям, применяющим ЕНВД, почему-то таких льгот не дали, хотя такие поправки предлагались депутатами. При представлении законопроекта Глава Комитета по бюджетам и налогу Андрей Макаров акцентировал внимание аудитории на том, что в поправках учтены все виды деятельности, которым предложили дать льготы «ОПОРА РОССИИ» и «Деловая Россия».
Отметим еще несколько поправок.
В законе появился термин «бенефициарный владелец». Причем, оказывается, у главного бухгалтера этот владелец может быть. Над формулировкой в законе уже грустно шутят бухгалтеры. Ведь там будет написано «Бенефициарным владельцем руководителя, главного бухгалтера, члена коллегиального исполнительного органа или учредителя организации считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо».
Впрочем, вопрос с бенефициарными владельцами в рамках 54-ФЗ будет волновать только представителей организаций, являющихся изготовителями ККТ, операторами фискальных данных и экспертными организациями.
Страховые агенты, не являющиеся организациями или ИП, не должны будут пробивать кассовые чеки при заключении договоров со страхователями. ККТ должен будет применять страховщик, после получения от страхового агента денежных средств. При этом кассовый чек будет направляться застрахованному лицу в электронной форме.
Прописан порядок действий пользователя ККТ в случае поломки фискального накопителя.
В закон 54-ФЗ внесен перечень обязательных реквизитов кассовых чеков, выдаваемых при наличных расчетах между организациями/ИП, а также реквизиты чеков, выдаваемых при выплатах выигрышей от азартных игр и в лотереи.
Значительная часть поправок касается организаций, являющихся операторами фискальных данных и экспертными организациями.
Принятый сегодня закон должен вступить в силу до 1 июля 2018 года. Но меньше вопросов у организаций и ИП не станет, поскольку двоякость формулировок как была, так и осталась.
Госдума утвердила изменения в новый порядок применения ККТ
realinemedia / Depositphotos.com |
В третьем, окончательном чтении, Госдума приняла Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Об этом сообщается на официальном сайте Госдумы и ФНС России. О последних поправках в этот закон мы писали в нашей новости. Как сообщают инициаторы проекта, закон направлен на оптимизацию нового порядка применения ККТ.
А именно, закон 1 разрешает использовать ККТ при реализации товара через автомат без печати кассового чека, применять один кассовый аппарат на несколько торговых автоматов. Некоторые организации и ИП будут освобождены от применения ККТ при реализации определенных товаров и услуг. Например, кассовые аппараты не будут применяться при торговле молоком и питьевой водой на розлив, а также продаже питьевой воды на розлив через автомат. Также освобождается от применения ККТ торговля бумажными газетами и журналами независимо от места продажи.
Если пользователь ККТ будет погашать аванс за оказанные услуги, кассовый чек не нужно выдавать.
Облагаются ли услуги по обработке фискальных данных НДС? Узнайте из материала «Учет расходов на оплату услуг ОФД» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Кроме того, могут не устанавливать кассовый аппарат налогоплательщики, которые ведут определенные виды деятельности. Например, по реализации полномочий субъектов РФ и муниципальных образований по предоставлению за плату права пользования парковками. А также деятельность образовательных организаций при оказании населению платных услуг, связанных с библиотечным делом.
Освобождены от необходимости применять ККТ и те налогоплательщики, которые ведут деятельность в труднодоступных местностях.
Отметим, что сегодня закон передали на рассмотрение в Совет Федерации. Если закон подпишет Президент РФ, он вступит со дня его официального опубликования, за исключением некоторых положений, для которых установлены другие сроки.
Федеральный закон от 6 июня 2019 г. N 129-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected].
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected]. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Правительство РФ подготовило поправки к законопроекту, уточняющему порядок применения ККТ
AndrewDemenyuk / Depositphotos.com |
Об этом сообщается на официальном сайте Правительства РФ.
Напомним, речь идет о законопроекте, направленном на оптимизацию нового порядка применения ККТ 1 . Он, в частности, предусматривает распространение применения онлайн-ККТ на все безналичные расчеты – то есть при любом способе оплаты (наличными, платежным поручением, банковской картой, переводом через интернет-банк, по квитанции через банк и пр.) продавец должен будет пробить чек. Также документ содержит ряд послаблений (например, освобождение продавцов от выдачи кассовых чеков при погашении авансов за некоторые оказанные услуги, освобождение от применения ККТ расчетов на бортах воздушных судов, а также при оказании услуг по перевозке пассажиров с использованием турникетов (метрополитен, автобусы), при реализации товаров через механические торговые автоматы и т.п.).
Законопроект был принят в первом чтении 21 февраля текущего года. Правительство РФ в целом инициативу поддержало, но при условии доработки с учетом некоторых замечаний. Так, поправками 2 , подготовленными Минфином России, предлагается дополнить законопроект нормами об освобождении от обязанности применения ККТ:
- кредитных организаций при осуществлении ими расчетов и других банковских операций;
- организаций, реализующих полномочия субъектов РФ и муниципальных образований по предоставлению за плату права пользования парковочными местами (при условии перечисления собираемых денежных средств в бюджетную систему РФ).
Действуют ли «надзорные каникулы» для субъектов малого бизнеса в отношении проверок применения ККТ? Узнайте из материала «Проверки применения ККТ» в «Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Аналогичное послабление может быть установлено для государственных и муниципальных библиотек, библиотек академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом. Поправками исключается и обязанность применения ККТ лицами, осуществляющими торговлю молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе вне зависимости от места их реализации.
В свою очередь, обязанность по применению ККТ может появиться при продаже билетов кондукторами и водителями при предоставлении транспортных услуг.
Одновременно поправками предлагается ввести запрет на получение статуса оператора фискальных данных организациям, в числе выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев которых имеются иностранные лица.
1 С паспортом законопроекта № 344028-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С тестом поправок к законопроекту № 344028-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» можно ознакомиться на официальном сайте кабмина.
Разбираем новые поправки в законе о ККТ
В последние годы Правительство проводит реформу по переводу организаций на новые кассы. Заключительный ее этап – появление поправок в ФЗ №54 «О кассах». Рассмотрим все поправки, действующие с 07.2018. Они принципиально важны, так как игнорирование изменений может привести к проблемам при проверках.
Особенности создания чека
В рамках безналичных операций чек нужно создавать не позже суток, последующих за датой расчета. Но сформировать чек нужно не позже даты передачи приобретенной продукции.
Кто временно освобожден от онлайн-КТТ
Теперь от использования ККТ освобождаются ИП, пользующиеся ПСН. Однако из этого правила есть исключения. ККТ продолжат использовать ИП, занимающиеся этой работой:
- Парикмахерские услуги.
- Ремонт бытовой техники, часов и металлических изделий.
- Обслуживание и ремонт авто и мотоциклов.
- Грузоперевозки или перевозки пассажиров (и водным транспортом).
- Оказание ветеринарной помощи.
- Физкультурные и спортивные занятия.
- Охота.
- Работа, связанная с медициной или фармацевтикой.
- Прокат чего-либо.
- Розница, общепит.
- Изготовление молочки.
- Рыбная ловля.
- Ремонт ПК.
Одновременно ИП, работа которых попадает в приведенный перечень, могут воспользоваться отсрочкой. Продолжительность отсрочки – 12 месяцев. То есть эти предприниматели могут не вводить ККТ до 1.07.19.
К СВЕДЕНИЮ! ККТ может не использоваться в автоматическом оборудовании при произведении расчетов, в которых фигурирует только монета ЦБ РФ. От применения касс освобождены предприниматели, торгующие через киоски мороженным, молочкой, напитками (без содержания алкоголя), водой для питья. Аналогичное освобождение получили владельцы библиотек и платных парковок.
Кто полностью освобожден
От применения ККТ полностью освобождены ИП, отвечающие этим условиям:
- Использующие патентную систему налогообложения.
- Не входящие в перечень, приведенный в предыдущем разделе.
Рассмотрим примеры ИП, которые могут не покупать онлайн-кассы:
- Пошив меховой и кожаной одежды.
- Изготовление изделий из трикотажа.
- Химическая чистка.
- Прачечная.
- Сварка, монтаж.
- Остекление лоджий.
- Прием стеклянной посудой.
- Сдача в аренду жилых и нежилых объектов.
- Ремонт, чеканка ювелирных украшений и бижутерии.
Освобожденные от использования ККТ предприниматели не освобождены от подтверждения сделки полностью. Они должны выдать покупателю бумагу, которая подтвердит факт расчетов. В документе должны быть название, порядковый номер и реквизиты, прописанные в пункте 1 статьи 4.7 ФЗ №54. Этот документ может или выдаваться в руки, или отправляться по электронной почте.
Изменение наименования из ФЗ №54
После внесения корректировок из ФЗ №54 убрано упоминание об электронных инструментах для платежей. Теперь закон именуется «Об использовании ККТ».
В ФЗ появились эти определения:
- Бенефициарный владелец.
- Выгодоприобретатель.
- Версия кассового устройства.
Бенефициарный владелец – это ФЛ, владеющее более четверти капитала субъекта или может контролировать ее деятельность. В контексте закона под такими владельцами понимаются производители ККТ, экспертные субъекты, операторы фискальных данных.
Увеличено определение расчетов
Ранее весь перечень расчетов содержался в абзаце 18 статьи 1.1 ФЗ №54. Теперь он расширен. В него добавлены эти значения:
- Прием денег в форме аванса.
- Зачет аванса.
- Покрытие займа при оплате продукции.
- Встречное предоставление.
Эти формулировки могут иметь ключевое значение в некоторых обстоятельствах.
Уточнение этапов создания чека при зачете аванса
Изменились этапы создания чека при операциях, связанных с предоставлением услуг культурного характера, перевозками пассажиров/багажа. При этих операциях нужно создавать один чек с информацией об оказанных услугах.
Уточнение порядка использования онлайн-касс при безналичных операциях
Раньше в ФЗ №54 ничего не было сказано о том, нужно ли использовать онлайн-кассы при операциях с безналом. Теперь этот недостаток устранен. В законе указано, что использовать ККТ нужно и при безналичных операциях. Однако есть существенное дополнение. В частности, если расчеты с безналом осуществляются между ИП и ЮЛ, использовать онлайн-кассы не требуется. Перейти на использование онлайн-касс при безналичных операциях нужно не позже 1.07.19.
Установлена последовательность выдачи чека при операциях с безналом
Продавцы при операциях с безналом должны передать чек одним из этих методов:
- На электронную почту.
- Можно приложить чек к купленному товару.
- При встрече с потребителем.
Чек печатается в течение суток, но не позже даты передачи продукции.
Увеличился перечень реквизитов заявки, нужной при регистрации ККТ
Ранее в заявлении, заполняемом при регистрации прибора в ИФНС, нужно было привести реквизиты, прописанные в пункте 2 статьи 4.2 ФЗ №54. Теперь перечень этих реквизитов расширен. В частности, добавились эти положения:
- Данные об эксплуатации ККТ при приеме денег от продажи лотерейных билетов, приема лотерейных ставок, от переводов выигрыша от лотереи.
- Данные об эксплуатации ККТ с автоматическими устройствами, прописанными в пункте 51 статьи 12 ФЗ №54, номера устройств.
Последние реквизиты используются при регистрации касс, предназначающихся для применения с автоматическими приборами.
Уточнение последовательности подачи отчета
Был уточнен порядок подачи в налоговую отчета о том, что закрывается фискальный накопитель. Он может закрываться из-за хищения, потери, брака на устройстве. Теперь не обязательно передавать отчет в ИФНС тогда, когда кассовая техника утрачена из-за обстоятельств непреодолимой силы, воровства или поломки вследствие брака. Однако факт поломки накопителя из-за брака нужно зафиксировать. Для этого используются документы от производителя ФН.
Изменились сроки направления прибора на экспертизу и предоставления соответствующего заключения.
Увеличился срок подачи фискальных данных
Был продлен срок подачи ФД с накопителя. Передавать данные нужно тогда, когда истек срок работы ключа ФН. Теперь этот срок был увеличен с 30 до 60 дней. Отсчитывается он с даты завершения срока актуальности ключа.
Изменились особенности снятия кассы
Аппарат снимается с учета без инициативы с обеих сторон. То есть заявки от предпринимателя не требуется. Однако возможно это в том случае, если внесена запись в ЕГРЮЛ о ликвидации субъекта.
Изменено назначение корректировочного чека
Теперь чек коррекции нужен для выполнения обязанности по эксплуатации ККТ при расчетах без ККТ. Чек требуется и в том случае, если онлайн-касса использовалась с нарушением законов.
Увеличен ряд реквизитов
В чеке нужно прописывать реквизиты, оговоренные в статье 4.7 ФЗ №54. Теперь к ним добавился QR-код. Если выполняются расчеты между ИП и ЮЛ, в чеке нужно прописывать эти сведения:
- ФИО предпринимателя или название ЮЛ.
- ИНН покупателя.
- Информацию о государстве, в котором изготовлен предмет под продажу.
- Размер акциза.
- Номер декларации.
Если это операции, касающиеся перевода выигрыша в лотерею, в чеке приводятся:
- ФИО лица, участвующего в игре.
- ИНН.
Кроме того, теперь налоговая должна уведомлять ИП и ЮЛ касательно вопросов использования законов о ККТ.
В порядок применения ККТ будут снова внесены изменения
Государственная Дума рассматривает законопроект, вносящий существенные поправки в действующий порядок применения ККТ.
Законопроект направлен на оптимизацию применения ККТ и содержит многочисленные поправки к действующему в настоящее время Федеральному закону от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».
Основные изменения, предусмотренные законопроектом по состоянию на 21.02.2018 г.:
Скорректировано понятие расчетов.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Определены случаи, когда можно не выдавать кассовый чек клиенту.
В случае зачета предоплаты, полученной от физлиц, в счет определенных оказанных услуг предлагают формировать лишь один кассовый чек (бланк строгой отчетности) со сведениями обо всех расчетах, которые были совершены в течение дня. При этом направлять или выдавать клиенту такой документ не нужно. Речь идет об услугах в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений, перевозок грузов, грузобагажа, пассажиров, багажа, услугах связи. Иные случаи применения этого положения будет определять Правительство РФ.
Кроме того, при определенных обстоятельствах кассовый чек (бланк строгой отчетности) можно будет не выдавать в случаях:
— расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа. Речь идет о расчетах электронными средствами с применением автоматических устройств;
— реализации товаров с использованием автоматических устройств, внутри которых есть оборудование для выдачи данного товара. Запланировано, что с 1 февраля 2020 года на дисплеях таких аппаратов должен отображаться QR-код для считывания кассового чека.
В настоящее время организации и предприниматели, торгующие через торговые автоматы, могут не применять в составе таких автоматов ККТ до 1 июля 2018 года. А ИП без работников — до 1 июля 2019 года.
Уточнены правила снятия ККТ с учета налоговыми органами в одностороннем порядке.
Предусмотрено, что в случае снятия кассы с учета по истечении срока действия ключа фискального признака в фискальном накопителе не нужно будет представлять в налоговый орган все фискальные данные, которые хранятся в фискальном накопителе на момент снятия кассы с учета. В настоящее время такие данные нужно представлять в течение одного месяца с даты снятия кассы с учета.
Предусмотрено обязать налоговые органы самостоятельно без заявления от пользователя снимать с учета ККТ при ликвидации юрлица и прекращении деятельности ИП.
Но даже несмотря на поддержку законопроекта со стороны Правительства РФ, заявленных изменений оказалось недостаточно для его безоговорочного принятия: по итогам рассмотрения законопроекта в первом чтении было принято решение о его доработке.
В результате, к 10 апреля 2018 г. Минфином РФ были подготовлены дополнительные поправки к отдельным положениям законопроекта.
освободить от обязанности применения ККТ:
— кредитные организации при осуществлении ими расчётов и других банковских операций;
— организации, реализующие полномочия субъектов Федерации и муниципальных образований по предоставлению за плату права пользования парковочными местами при условии перечисления собираемых денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;
— государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;
— лиц, осуществляющих торговлю молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчётов, газетами и журналами на бумажном носителе, вне зависимости от места их реализации.
- предусматривается возможность освобождения от применения ККТ в труднодоступных местностях.
- вводится обязанность по применению ККТ при продаже билетов кондукторами и водителями при предоставлении транспортных услуг.
- за ФНС России закрепляется обязанность по разработке единого методологического подхода к формированию кассового чека.
- вводится запрет на получение статуса оператора фискальных данных организациям, в числе выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев которых имеются иностранные лица.
Несмотря на такие масштабные изменения, принятия законопроекта даже в редакции с поправками от Минфина не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
И хотя законопроект еще не принят, такая активная работа депутатов и Правительства свидетельствует о высокой вероятности вступления в силу изменений в порядок применения ККТ, которые вносит законопроект.
Предлагаются поправки в закон о применении ККТ
В Госдуме на рассмотрении находится законопроект № 344028-7, вносящий многочисленные поправки в закон «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
Законопроект предполагает следующие изменения в применении ККТ:
- Освобождаются от обязанности по применению ККТ лица, оказывающие услуги по перевозке пассажиров с применением турникетов (метрополитен, автобусы).
- Юрлицам и ИП при реализации товара через торговый автомат разрешено не печатать кассовый чек и не отправлять его в электронной форме покупателю. Также указанным лицам предоставляется право использовать один кассовый аппарат для нескольких торговых автоматов.
- Освобождаются от обязанности по применению ККТ лица, осуществляющие расчеты на бортах воздушных судов, а также лица, реализующие товары через механические (не подключенные к электропитанию) торговые автоматы.
- Юрлицам и ИП, осуществляющим свою деятельность на территории военных объектов, дано право применять ККТ без функции передачи онлайн-сведений о расчетах в налоговые органы.
- Лица, применяющие ККТ, освобождаются от обязанности по выдаче кассовых чеков при погашении авансов за оказанные услуги.
- Вводится новое наименование закона № 54-ФЗ — закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».
- Уточняется термин «расчеты» с целью устранения неопределенности в отношении обязанности по применению ККТ в зависимости от способа оплаты. Также в понятийный аппарат закона № 54-ФЗ включен ряд новых терминов.
Читайте также другие материалы раздела «ККТ».
Госдума рассматривает новые поправки в закон № 54-ФЗ о применении онлайн-касс
На прошлой неделе, 19 декабря комитет по бюджету и налогам Госдумы РФ одобрил законопроект с поправками в федеральный закон о применении ККТ от 22.05.03 № 54-ФЗ (законопроект № 344028-7). Самая серьезное изменение — уточнение термина «оплата», которое распространяет сферу применения онлайн-касс на безналичные расчеты. Поправки комментирует главный эксперт «Бухгалтерии Онлайн» Александр Погребс.
Кому разрешат не применять онлайн-кассы
Сами поправки занимают 19 страниц сложного текста, который без сопоставления с действующим текстом закона невозможно понять. Зато пояснительная записка всего на одном листе. Согласно записке, поправки направлены на оптимизацию нового порядка применения контрольно-кассовой техники и учитывают предложения представителей различных бизнес-сообществ, связанных с оптимизацией порядка применения контрольно-кассовой техники при осуществлении отдельных видов деятельности.
Если верить пояснительной записке, поправки обещают облегчения для многих видов бизнеса.
От применения онлайн-касс дополнительно хотят освободить расчеты:
- на борту воздушных лайнеров;
- при оказании услуг по перевозке пассажиров с использованием турникетов (метрополитен, автобусы);
- при продаже товаров через механические торговые автоматы (не подключенные к электропитанию).
Остальным торговым автоматам хотят разрешить не печатать кассовый чек и не отправлять его в электронной форме покупателю. ККТ им всё-таки надо будет применить, пробив по нему полученную выручку. Зато можно использовать одну кассу для всех торговых автоматов.
Облегчение обещают и тем коммерсантам, что работают на территории военных объектов. Им хотят разрешить применять кассы без передачи информации в налоговую инспекцию. Оно и понятно — чтобы не рассекречивали объекты.
Онлайн-кассы надо будет применять при любых безналичных расчетах
Кроме того, судя по пояснительной записке, уточняется термин «расчеты». Это призвано устранить неопределенность в отношении обязанности применения контрольно-кассовой техники в зависимости от способа оплаты.
Конечно, устранять неопределенности надо всегда. Тем более что необходимость уточнения термина «расчеты» явно назрела (см. «Минфин: при безналичной оплате товара через банк продавец обязан применять ККТ», «Налоговики согласились с Минфином: продавцы обязаны применять ККТ при безналичной оплате товара через банк»). Правда, бизнес ожидал немного иных уточнений.
Если раньше «расчеты» расшифровывались, как «прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа», то теперь предлагается понимать этот термин, как «прием или выплата денежных средств в наличной и безналичной формах». Ни больше, ни меньше.
С таким вариантом формулировки споров по поводу электронных средств платежа уже не будет. Получил деньги на расчетный счет — должен пробить кассовый чек. И не имеет значения, была ли применена банковская карта, состоялось ли перечисление с расчетного счета или покупатель совершил оплату через Сбербанк по квитанции.
Примерно так же законодатели собираются «упростить жизнь» интернет магазинам. В пункте 5 статьи 1.2 Закона 54-ФЗ, где речь идет о расчетах в интернете без непосредственного взаимодействия с покупателем или клиентом, словосочетание «электронные средства платежа» просто заменили на словосочетание «в безналичной форме».
Кстати, при получении денег на расчетный счет тоже надо будет высылать электронный чек.
Упростив закон в одном месте, авторы законопроекта забыли поправить текст в другом месте. Так, в пункте 9 статьи 2 Закона 54-ФЗ указывается, что ККТ не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями. Это пункт предлагают оставить без изменений. Это означает, что если ККТ предлагается распространить на все безналичные платежи, то ИП и организации освобождать будут только при использовании электронного средства платежа, причем, без его предъявления. Остается надеяться, что в ходе рассмотрения законопроекта депутаты поправят и пункт 9 статьи 2.
Выполнить все требования Закона 54-ФЗ к чекам можно с помощью сервиса «Контур.Маркет». Сервис также обеспечивает передачу данных о пробитых чеках в ИНФС через ОФД. «Контур.Маркет» интегрирован с сервисом для ведения учета и сдачи отчетности «Контур.Бухгалтерия», что позволяет быстро и безошибочно отражать данные о продажах в налоговом и бухгалтерском учете.
Правительством РФ предложены поправки к законопроекту о совершенствовании применения ККТ
Правительством РФ предложен ряд поправок в текст данного законопроекта, предусматривающих, в частности:
дополнение терминологии закона новыми понятиями «бенефициарный владелец», «версия модели контрольно-кассовой техники», «выгодоприобретатель»;
освобождение от обязанности применения ККТ кредитных организаций, организаций, реализующих полномочия субъектов РФ и муниципальных образований по предоставлению за плату парковочных мест, а также НИИ, библиотек, лиц, осуществляющих торговлю молоком и питьевой водой в розлив, и др.;
уточнение порядка включения ККТ в реестр;
дополнение полномочий ФНС России по разработке методических рекомендаций по формированию фискальных документов;
уточнение требований к составу сведений, представляемых при регистрации (перерегистрации) ККТ и снятии ее с учета.
Депутатские поправки в закон о применении ККТ прошли в Госдуме первое чтение
Госдума приняла в первом чтении законопроект № 344028-7, корректирующий закон 54-ФЗ с целью «оптимизации нового порядка применения контрольно-кассовой техники». Проект вносился группой депутатов.
Данный закон, для начала, предлагается в очередной раз переименовать. Вместо «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» по версии авторов, закон должен называться «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».
В случае принятия законопроекта изменится понятие расчетов. Сейчас расчеты – это прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата средств в виде выигрыша в азартных играх, прием денег при реализации лотерейных билетов, в том числе электронных, приеме лотерейных ставок и выплате выигрышей. Данное определение в новой версии будет включать также получение предоплаты или авансов, их зачет, предоставление и погашение займов для оплаты за товары, работы, услуги (в том числе при кредитовании граждан ломбардами под залог вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления, прием ставок (интерактивных ставок), прием денег за лотерейные квитанции.
Кроме того, в определении расчетов «прием или выплату денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа» заменят на «прием или выплату денежных средств в наличной и безналичной формах».
Авторы также предлагают ввести перечень случаев, когда можно обойтись без чека, БСО и вообще без применения ККТ. Это:
- расчеты с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;
- расчеты за реализуемый товар (кроме подакцизной или маркируемой продукции, технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для выдачи товара, при условии отображения при расчете на дисплее QR-кода, позволяющего покупателю его считать и идентифицировать кассовый чек (бланк строгой отчетности), и структура данных которого включает в себя дату и время расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа.
Законопроектом устанавливаются требования к указанным устройствам.
Предлагается ввести новый способ передачи кассового чека клиенту – на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента и пользователя (его представителя) в случае расчетов за работы и услуги.
Вносится множество других изменений в закон 54-ФЗ.
Госдума приняла поправки в 54-ФЗ. Итоги.
Итак, 21 июня законопроект №344028-7 принят большинством голосов и направлен в Совет Федерации. Все обещанные поправки в отношении вендинговых автоматов приняты (скачать текст закона):
- механические автоматы освобождены от касс
- электрические вендинговые автоматы чек могут не печатать, принтеры не нужны (за исключением автоматов, торгующих подакцизной продукцией или продукцией, в отношении которой установлены требования по маркировке, а также технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи)
- онлайн-касса может быть одна для нескольких автоматов и находиться вне корпуса вендингового оборудования (облачные кассы)
- освобождаются от ККТ и торговые автоматы, расположенные «на территории военных объектов, объектах органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны».
- освобождены от установки ККТ автоматы для продажи питьевой воды
Здесь остановлюсь чуть подробнее. Дело в том, что сразу после принятия нового закона в Думе, Интернет запестрил удивительными новостями… Смотрите сами:
Принятые поправки предусматривают освобождение вендинговых автоматов от установки новых ККТ… Документом также исключается применение ККТ при продаже воды и молока в разлив, в том числе через автоматический устройство… Источник: https://www.eg-online.ru/news/374944/
тут еще более серьезное заявление:
В розничной торговле предлагается освободить: лиц, продающих безалкогольные напитки, в том числе через автоматические устройства для расчетов… Источник: https://www.business.ru/news/4079-popravki-kkt
Кассовые аппараты можно больше не использовать лицам, которые продают безалкогольные напитки, в том числе и через автоматические устройства для расчетов, а также продавцам молока в розлив и продавцам газет и журналов… Источник: https://nation-news.ru/375183-gd-prinyala-zakon-osvobozhdayushii-ryad-torgovykh-operacii-ot-onlain-kass
А это по всей видимости виновник торжества, откуда и пошли перепечатки:
ТАСС сообщает: От использования кассовых аппаратов освобождаются лица, продающие безалкогольные напитки, в том числе через автоматические устройства для расчетов, а также продавцов молока в розлив и продавцов газет и журналов. Источник: http://tass.ru/ekonomika/5310601
Не поверил, полез в закон. А там написано следующее:
Статья 1, пункт 5, подпункт «в»: … в абзаце восьмом слова «безалкогольными напитками в розлив» заменить словами «а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой»;
Статья 1, пункт 5, подпункт «ж»: в пункте 8 слова «Положения пунктов 2, 3 и 5» заменить словами «Положения пункта 2 (за исключением торговли в розлив питьевой водой), пунктов 3 и 5»;
С учетом этих поправок, 54-ФЗ теперь должен выглядеть так:
Статья 2. п2.: Организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:
… торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;…
Статья 2. п.8: Положения пунктов 2 (за исключением торговли в розлив питьевой водой), 3 и 5 настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, которые используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами.
Пункт 2, это то, что выше про киоски с мороженым, безалкогольными напитками, водой и молоком. Пункт 3 — автоматы в труднодоступных местностях, они тоже никаких привилегий специальных не имеют, нет для них исключений. И пункт 5 — аптечная продукция через автоматы не освобождается от ККТ. То есть исключение в законе есть только для автоматов с питьевой водой в розлив.
Кроме того, у меня «в руках» оказался еще один документ, который содержит перечень «освобожденных» от ККТ и подтверждает мои выводы. Вот он:
Как видим, из всего многообразия вендинговых автоматов, от касс освобождены исключительно торговые автоматы для продажи питьевой воды в розлив.
Подведем итог. Все организации и ИП с сотрудниками, за исключением операторов механических автоматов и владельцев автоматов питьевой воды, должны до 1 июля выбрать кассовое решение, соответствующее новым поправкам, и встроить его в свое вендинговое оборудование. Со схемами и вариантами установки ККТ можно ознакомиться в моем обзоре кассовых решений для вендинга.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Индивидуальные предприниматели без наемников ждут еще год.
Источники
Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. — М.: Олимп, 2015. — 576 c.
Корнийчук Г. А. Арбитражное процессуальное право. Ответы на экзаменационные вопросы; Экзамен — Москва, 2010. — 288 c.
Смоленский, М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в Российской Федерации (адвокатское право) / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.- Романовский, Г.Б. Гносеология права на жизнь; СПб: Юридический центр, 2013. — 370 c.
- Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.