Содержание
- 1 Договор перевозки
- 2 Какие условия договора перевозки груза автомобильным транспортом являются существенными
- 3 Договор перевозки груза
- 4 Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки
- 5 Договор перевозки груза — существенные условия, образец
- 6 Энциклопедия решений. Существенные условия договора перевозки
- 7 Договор перевозки грузов
- 8 Договор перевозки груза: существенные условия и образец
Договор перевозки
Договор перевозки, как правило, заключается между двумя участниками соглашения: перевозчиком, а также отправителем. Согласно условиям данного документа, первая сторона обязана принять от отправителя определенный груз, после чего, доставить его по обозначенному адресу и передать на руки получателю. Отправитель, в свою очередь, должен оплатить услуги перевозчика в соответствии с оговоренными тарифами. Подтверждением заключения договора является транспортная накладная, которая предоставляется второй стороне сделки.
Следует отметить, что на сегодняшний день соглашение подобного рода может подразумевать множество направлений. Например, кроме перевозки различного рода объектов также существует услуга перевозки пассажиров и т.д. Если классифицировать все направления, то можно выделить ключевые категории: перевозка грузов (а также почтовой корреспонденции), пассажиров (а также их багажа) и договор фрахтования.
По сроку действия соглашения бывают длительными, а также разовыми. При этом отношения могут подчиняться территориальным признакам (в таком случае договоры подразделяются на международные и внутригосударственные). Кроме того, соглашения могут различаться по кол-ву транспортных организаций, которые принимают участие в перевозке.
Какие условия договора перевозки груза автомобильным транспортом являются существенными
Существенным условием договора перевозки груза автомобильным транспортом в первую очередь является его предмет. Сюда входят, в частности, описание груза и основные обязанности сторон по доставке груза и внесению платы. Перечень других существенных условий в законе однозначно не указан, на практике определяется по-разному. Избежать споров о заключенности договора поможет оформление транспортной накладной. Это обязательный документ в силу закона, поскольку подтверждает заключение договора перевозки грузов. Но при этом он еще и содержит все существенные условия договора.
Предмет договора перевозки груза автомобилем
Предмет является существенным условием любого договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Это касается и перевозки груза автомобильным транспортом.
Если предмет и другие существенные условия не согласованы, есть риск признания договора незаключенным.
К предмету можно отнести:
- описание груза — его наименование, количество (вес, объем);
- обязанности сторон, указанные в п. 1 ст. 785 ГК РФ: для перевозчика — обязанность доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать управомоченному лицу, для отправителя — уплатить установленную плату.
Иные существенные условия договора перевозки груза автомобилем
К существенным условиям могут относиться:
- срок доставки груза. Однако, если только это условие не согласовано, вряд ли возникнет спор о незаключенности договора, поскольку срок тогда определяется по п. 63 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (в частности, для городского сообщения он будет составлять одни сутки);
- пункты отправления и назначения, сумма договора и порядок расчетов.
В целом нет конкретного перечня условий, которые бы в законе были названы существенными или необходимыми для данного договора. Суды по-разному определяют, какие условия считать существенными.
Если для вас какое-то условие является существенным, вы можете заявить, что его необходимо согласовать (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Например, это можно сделать в преддоговорной переписке, протоколе разногласий.
Но на практике споров о заключенности договора, скорее всего, не возникнет, если вы оформите транспортную накладную, поскольку в ней есть необходимые сведения о предмете и других условиях договора. Рассмотрим далее вопрос о значении накладной.
Согласование существенных условий с помощью транспортной накладной
Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта, п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом). В ней предусмотрены все сведения о перевозке, которые нужны для согласования предмета договора и других условий. Поэтому, если стороны правильно заполнили и подписали накладную, все существенные условия договора можно считать согласованными. Вместе с тем само по себе отсутствие (неправильность, утрата) транспортной накладной не означает, что договор перевозки груза не заключен или недействителен. Наличие договорных отношений может подтверждаться и иными доказательствами (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26).
Сам договор в виде одного документа составлять не обязательно. Для его заключения перевозчику достаточно принять к исполнению заказ грузоотправителя или заявку, если есть договор об организации перевозки грузов (ч. 5 ст. 8 Устава автомобильного транспорта, п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом).
В заказе (заявке) обычно указывают основные сведения: кто отправитель, когда подать автомобиль, какой груз, откуда, куда и когда его нужно доставить. В некоторых случаях заполняют заказ-наряд по специальной форме.
Какие сведения указываются в транспортной накладной
Накладную по общему правилу составляет грузоотправитель, часть сведений в ней заполняет перевозчик при рассмотрении заказа (заявки) и согласовывает с грузоотправителем условия перевозки (п. п. 6, 7 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом).
В накладной указываются, в частности:
- сведения о грузоотправителе и грузополучателе — наименования или Ф.И.О., адреса места нахождения или жительства (п. п. 1, 2 транспортной накладной);
- описание груза — его наименование, количество грузовых мест, вид тары и способ упаковки, вес и размеры (п. 3 транспортной накладной);
- указания грузоотправителя по перевозке. Например, какое транспортное средство необходимо для перевозки (рефрижератор, цистерна для пищевых грузов и т.п.), какие санитарные, таможенные и другие требования нужно соблюсти, рекомендации по температурному режиму, предельным срокам доставки и другое (п. 5 транспортной накладной);
- сведения о приеме и сдаче груза, включая место, дату и время подачи транспортного средства для погрузки и выгрузки (п. п. 6, 7 транспортной накладной);
- условия перевозки. Сюда входят в том числе сроки, по истечении которых вы и перевозчик вправе считать груз утраченным, сроки погрузки и выгрузки и другая информация (п. 8 транспортной накладной);
Если они не указаны, будут применяться условия перевозки, которые предусмотрены Уставом автомобильного транспорта и Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом;
- информация о перевозчике — в частности, его наименование, адрес места нахождения (п. 10 транспортной накладной);
- информация о транспортном средстве — количество, тип, марка, грузоподъемность, вместимость, регистрационные номера (п. 11 транспортной накладной);
- стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы (п. 15 транспортной накладной).
Обратите внимание: сведения о порядке внесения платы (авансом или после получения груза) в накладной не предусмотрены. Стороны могут предварительно согласовать это условие в заказе (заявке) или в договоре (если составляют его в виде отдельного документа).
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить
именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа . Или позвоните нам по телефонам:
+7 (499) 938 55 47 (Москва)
+7 (812) 467 31 19 (Санкт — Петербург)
8 (800) 511 38 53 (Остальные регионы)
Договор перевозки груза
Содержание материала
Понятие договора перевозки груза
Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов). Он наиболее детально урегулирован транспортным законодательством, но это отнюдь не означает, что он занимает центральное место в системе транспортных договоров. Напротив, при наличии долгосрочного договора об организации перевозок грузов перевозка их отдельной партии выглядит скорее в качестве исполнения (в весьма незначительной части) обязательства, вытекающего из договора об организации перевозок.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК; ср. ст. 25 УЖТ, ст. 103 ВК, ст. 67 КВВТ, ст. 18 УАТ).
По своей юридической природе он относится к двусторонним и реальным договорам, заключаемым в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем). Договор перевозки груза является возмездным, причем в тех случаях, когда перевозчик относится к транспорту общего пользования (ст. 789 ГК), плата за перевозку грузов определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Консенсуальным является договор фрахтования (чартер), который используется при морских и воздушных перевозках (ст. 115 КТМ и ст. 104 ВК). По этому договору одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ч. 1 ст. 787 ГК).
Согласно ст. 115 КТМ под чартером понимается договор морской перевозки груза, заключенный с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений. Как правило, с помощью чартера регулируются отношения по перевозке массовых однородных грузов (нефть, зерно, лес и т.п.), количество которых является достаточным для загрузки всего или части судна. В этих целях обычно используются трамповые суда (суда, работающие без расписания).
Форма договора перевозки груза
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза
- транспортной накладной,
- коносамента или
- иного документа на груз,
предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 2 ст. 785 ГК).
Транспортная накладная по общему правилу заполняется грузоотправителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. Она содержит все существенные условия договора и по сути представляет собой его письменную форму.
Оформление договора перевозки груза железнодорожным транспортом
При перевозках грузов железнодорожным транспортом накладная не только представляет собой письменную форму договора, но и является товаросопроводительным документом, т.е. сопровождает груз на протяжении всего пути его следования, а также документом, удостоверяющим ход исполнения перевозчиком обязательств, вытекающих из договора перевозки. Вместе с дорожной ведомостью накладная следует с грузом до станции назначения, где выдается грузополучателю под расписку в дорожной ведомости. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости, который остается на станции отправления.
Грузоотправитель несет имущественную ответственность за достоверность сведений, внесенных в транспортную железнодорожную накладную, а железные дороги вправе выборочно проверять их соответствие данным, внесенным грузоотправителями в накладные (ст. 27 УЖТ).
Аналогично значение транспортной накладной и при внутренних водных перевозках (ст. 67 КВВТ) и грузовой накладной, оформляющей договор воздушной перевозки груза (ст. 105 ВК).
Оформление договора морской перевозки груза
Оформление договора морской перевозки груза зависит от его вида: перевозки по коносаменту или чартерной перевозки.
Коносамент
Коносамент составляется перевозчиком на основании подписанного грузоотправителем документа (погрузочного ордера), в котором содержатся данные об отправителе и получателе груза, порте выгрузки и все необходимые сведения о грузе: наименование, особые свойства, маркировка, число мест, внешнее состояние, упаковка. Коносамент на экспортные грузы выписывается после погрузки грузов на судно на основании штурманской расписки. Отправитель гарантирует перевозчику достоверность данных, предоставленных для включения в коносамент, и несет ответственность за убытки, причиненные перевозчику вследствие недостоверности таких данных (п. 2 ст. 142 КТМ).
Коносамент не только является документом, удостоверяющим факт заключения договора морской перевозки груза, но и свидетельствует о получении груза перевозчиком, а также является товарораспорядительным документом (ценной бумагой) (ст. 143 ГК). В этом качестве он должен иметь ряд обязательных реквизитов, содержащих сведения:
- о перевозчике, отправителе и получателе груза;
- о портах отгрузки и выгрузки;
- о характеристике и состоянии груза и его упаковки;
- о размере фрахта;
- о времени и месте выдачи коносамента и числе его оригиналов.
По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки. Коносамент подписывается перевозчиком или действующим от его имени лицом (например, капитаном судна).
Коносамент как ценная бумага может быть выдан
- на имя определенного получателя (именной коносамент),
- по приказу отправителя или получателя (ордерный коносамент) либо
- на предъявителя (предъявительский коносамент).
В зависимости от вида коносамента права по нему передаются по правилам об уступке требования, по именным или бланковым передаточным надписям либо посредством простого вручения (ст. 148 КТМ). Вместе с передачей коносамента к его новому держателю переходят и права, связанные с распоряжением грузом. Грузоотправитель, заключивший договор с перевозчиком, имеет право распоряжаться грузом до выдачи его получателю либо до передачи коносамента получателю или третьему лицу, о чем отправитель должен уведомить перевозчика (ст. 149 КТМ).
Чартер
Чартер чаще всего заключается с использованием отпечатанных типографским способом проформ (стандартных форм) различных чартеров, разработанных с учетом особенностей перевозки определенных видов грузов и направлений перевозки , т.е. представляет собой договор присоединения . Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также наименование места назначения или направления судна, а по соглашению сторон и иные условия и оговорки (ст. 120 КТМ).
При перевозке груза по чартеру также составляется коносамент, который определяет отношения мевду перевозчиком и получателем, не являющимся стороной договора перевозки груза. Для получателя условия чартера обязательны только в том случае, если на них имеется ссыпка в коносаменте (ст. 119 КТМ). На основании ст. 121 КТМ допускается уступка прав по чартеру: фрахтователь с согласия перевозчика вправе уступить свои права по договору морской перевозки груза третьему лицу, причем оба они несут солидарную ответственность перед перевозчиком за неисполнение обязательств, вытекающих из договора морской перевозки груза.
Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки
Договор транспортной экспедиции и договор перевозки: правовые основы
Договор транспортной экспедиции (далее — договор ТЭ) предполагает осуществление или организацию исполнения на возмездной основе одним участником договора — экспедитором конкретных действий (услуг), сопутствующих транспортировке груза, другому участнику, который обязан данные услуги оплатить. Подробнее о таком договоре — в статье «Образец договора транспортной экспедиции на перевозку грузов».
К таким услугам могут относиться:
- определение схемы транспортировки груза;
- подписание соглашения о перевозке груза;
- отправление и погрузка груза, временное хранение;
- оформление таможенных деклараций и др.
Порядок осуществления ТЭ регламентируется следующими нормативно-правовыми актами (далее — НПА):
- гл. 41 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ);
- законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ (далее — закон 87-ФЗ);
- Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, принятыми постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554.
В договоре перевозки участвуют 2 стороны: грузоотправитель/пассажир и перевозчик. В обязанности последнего входит возмездное осуществление транспортировки имущества (груза) или физического лица из пункта А в пункт Б.
Общие положения договора перевозки определяются гл. 40 ГК РФ, а также специальными актами в зависимости от типа транспорта. Например, Воздушным кодексом РФ, Кодексом торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ), Уставом автотранспорта и городского наземного электрического транспорта и др.
Подробнее о перевозке имущества рассказывается в статье «Договор перевозки груза — существенные условия, образец».
Соотношение договора транспортной экспедиции и договора перевозки
В рамках ГК РФ договор ТЭ и договор перевозки представляют собой два самостоятельных соглашения.
Вместе с тем в правовой доктрине существует точка зрения, согласно которой договор ТЭ признается вспомогательным соглашением, поскольку транспортно-экспедиционная деятельность не может реализовываться отдельно от перевозки.
При этом стороны договора ТЭ могут договориться о том, что функции перевозчика исполняются самим экспедитором. В таком случае будет иметь место смешанный договор: условия соглашения, касающиеся перевозки, будут определяться нормами гл. 40 ГК РФ, а условия, касающиеся порядка оказания экспедиционных услуг, — гл. 41 ГК РФ и специальными НПА.
Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки
Основное различие двух договоров проводится по их предмету. Так, договор перевозки не предполагает оказания перевозчиком каких-либо вспомогательных услуг, помимо фактического перемещения имущества или физического лица. В договоре ТЭ данные услуги относят к существенным условиям, без согласования которых соглашение может быть признано незаключенным.
Различия ТЭ и перевозки также проявляются:
- в правах и обязанностях экспедитора и перевозчика (например, экспедитор обязан собрать все необходимые бумаги и найти перевозчика для реализации транспортировки имущества, а перевозчик обязан лично произвести транспортировку);
- документах, сопровождающих экспедицию и перевозку;
- ответственности экспедитора и перевозчика.
Отличие договора ТЭ от договора перевозки заметно при определении момента заключения договора. Договор ТЭ является консенсуальным и считается заключенным после проставления сторонами подписей, а договор перевозки, как правило, признается реальным и заключается в момент получения перевозчиком имущества.
- на основании доверенности от лица заказчика, который должен оплатить услуги экспедитора и возместить последнему понесенные затраты;
- от своего имени без доверенности, все затраты при этом ложатся на заказчика;
- частично от своего имени (осуществлять такие действия, как, например, ведение переговоров), частично — от имени заказчика по доверенности (например, заключать договор).
Ответственность экспедитора и перевозчика
Экспедитор и перевозчик осуществляют определенные действия с вверенным им имуществом. Однако ответственность перевозчика за невыполнение или недолжное выполнение условий договора перевозки, в том числе за потерю, изменение количества или качества имущества в худшую сторону, имеет ограниченный характер и устанавливается в следующих размерах (ст. 796 ГК РФ):
- цены потерянного имущества или багажа (в том числе при невозможности его восстановления);
- суммы, на которую произошло снижение цены имущества при нанесении ему ущерба;
- суммы объявленной стоимости имущества при его потере.
Ответственность экспедитора больше ответственности перевозчика и устанавливается общими нормами гл. 25 ГК РФ. Вместе с тем при реализации международных перевозок ответственность экспедитора может носить специальный характер, а именно:
- В размере 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, определенную ст. 6 закона 87-ФЗ, за невыполнение условий соглашения, кроме времени осуществления экспедиторских услуг. Данная норма не применяется, если причиной нарушения стали деятельность или бездеятельность экспедитора, выполненная умышленно или по грубой неосторожности.
- В размере 2 расчетных единиц за кг всей массы потерянного, не хватающего или попорченного имущества.
ВАЖНО! Осуществление третьими лицами обязательств экспедитора не избавляет его от ответственности. Однако в том случае, если причинами нарушения условий договора ТЭ являются действия перевозчика, ответственность экспедитора будет определяться по правилам ответственности перевозчика (ч. 2 ст. 6 закона 87-ФЗ).
Документы, прилагаемые к договору транспортной экспедиции и договору перевозки
Документами, подтверждающими заключение договора ТЭ, являются:
- поручение экспедитору с информацией о порядке предоставления экспедиционных услуг и сведениями о перевозимом имуществе (наименовании, массе, количестве и других параметрах);
- расписка экспедитора, которая свидетельствует о принятии экспедитором груза;
- складская расписка, составляющаяся в случае принятия перевозимого имущества на хранение.
Формы данных документов установлены приказом Минтранса РФ «Об утверждении Порядка оформления…» от 11.02.2008 № 23.
Подробнее о том, как составляется экспедиторская расписка, рассказывается в статье «Образец заполнения экспедиторской расписки».
Кроме того, стороны договора ТЭ могут составить:
- акт оказанных услуг;
- отчет экспедитора.
Отчет экспедитора включает сведения о порядке оказания экспедиционных услуг, о полученных финансовых средствах и расходах экспедитора, величине его гонорара. При заключении экспедитором договора перевозки к отчету могут быть приложены транспортная накладная, копия или оригинал договора с перевозчиком и прочие бумаги.
В зависимости от типа транспорта заключение договора перевозки может быть подтверждено одним из следующих документов:
- транспортная накладная;
- коносамент;
- грузовая или почтовая накладная.
Коносамент и накладная, по сути, включают в себя сведения, содержащиеся в экспедиторских документах: информацию о перевозимом имущества и порядке выполнения перевозчиком его обязательств.
Отличие договора фрахтования от договора перевозки
Договор фрахтования (чартер) представляет собой вид договора перевозки. Основным его отличием является предоставление перевозчиком (фрахтовщиком) клиенту (фрахтователю) для перемещения груза или пассажиров все транспортное средство или его некоторые части — кабины и т.д. (ст. 787 ГК РФ).
Необходимыми условиями договора фрахтования обычно являются (ст. 120 КТМ РФ, ч. 2 ст. 127 Устава автомобильного транспорта):
- названия сторон;
- наименование транспортного средства;
- сведения о перевозимом имуществе;
- места погрузки и доставки имущества;
- размер вознаграждения фрахтовщика;
- конкретный или неопределенный круг перевозимых пассажиров;
- срок осуществления транспортировки;
- правила допуска пассажиров на транспорт;
- другие сведения.
Фрахтователь может сам использовать предоставленный ему транспорт или после получения одобрения от перевозчика передать свои права иным лицам, что влечет распределение ответственности между таким лицом и фрахтователем (ст. 121 КТМ РФ).
Подробнее о договоре фрахтования рассказывается в статье «Договор фрахтования транспортного средства (образец)».
Таким образом, договор транспортной экспедиции и договор перевозки являются не зависимыми друг от друга соглашениями, чьи различия проявляются в предмете правоотношений, правах, обязанностях и ответственности участников, а также документах, подтверждающих заключение данных договоров.
Договор перевозки груза — существенные условия, образец
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Какие установлены существенные условия договора перевозки и в чем его отличие от договора об организации перевозок?
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected].
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Видео (кликните для воспроизведения). |
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected]. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Энциклопедия решений. Существенные условия договора перевозки
Существенные условия договора перевозки
Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
— условия о предмете договора;
— условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;
— все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Применительно к перевозке существенные условия зависят от вида договора (договор перевозки грузов, договор перевозки пассажиров, договор об организации перевозок, договор фрахтования и т.д.), а также от вида транспорта, которым осуществляется перевозка.
Так, предметом договора перевозки грузов являются действия перевозчика по доставке вверенного груза в пункт назначения и выдаче его управомоченному лицу, а также действия отправителя по оплате перевозки (п.п. 1, 2 ст. 785 ГК РФ).
Следовательно, существенными условиями договора перевозки груза являются:
— сведения, позволяющие индивидуализировать груз (вид, количество и т.д.);
— пункт назначения (маршрут перевозки);
— наименование получателя груза.
При перевозке груза автомобильным транспортом договором перевозки определяются сроки предоставления перевозчиком транспортных средств, контейнеров, пригодных для перевозок соответствующего груза (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — УАТ).
Суды нередко называют в числе существенных условий договора перевозки срок и цену договора (провозную плату) (постановления ФАС Поволжского округа от 05.04.2012 N Ф06-1683/12, ФАС Центрального округа от 12.09.2011 N Ф10-2997/11, ФАС Уральского округа от 29.01.2009 N Ф09-54/09-С5, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.01.2007 N А69-1076/06-Ф02-7385/2006, Восьмого ААС от 17.02.2012 N 08АП-10055/11).
Что касается срока договора, отметим, что согласно ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Таким образом, закон допускает отсутствие указания в договоре на сроки доставки груза.
Провозная плата, взимаемая за перевозку грузов, пассажиров и багажа, устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 790 ГК РФ). Отсюда следует, что провозная плата является существенным условием договора перевозки в том случае, когда она не установлена законом или иными правовыми актами.
В частности, регулируемыми являются цены (тарифы) на железнодорожные перевозки (п. 1 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях», Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (утверждено постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643). Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками. На договорной основе устанавливается также плата за воздушные перевозки, осуществляемые на основании договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) (п.п. 5, 6 ст. 64 Воздушного кодекса РФ).
Ряд договоров, связанных с осуществлением перевозок, содержит также иные условия. Так, в соответствии со ст. 798 ГК РФ договор об организации перевозок определяет, в частности:
— сроки подачи перевозчиком транспортных средств под погрузку, а также принятия грузов к перевозке;
— сроки предъявления груза к перевозке;
— порядок осуществления расчетов (наличная или безналичная форма, предоплата или оплата по завершении перевозок и т.д.).
Договор морской перевозки груза с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер) предусматривает наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также наименование места назначения или направления судна (пп. 1 п. 2 ст. 115, ст. 120 Кодекса торгового мореплавания РФ, см. также постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.02.2012 N Ф03-8/12).
При несогласованности какого-либо из существенных условий договор перевозки может быть признан судом незаключенным (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.08.2011 N Ф02-3314/11, ФАС Московского округа от 20.11.2007 N КГ-А41/10536-07, ФАС Поволжского округа от 22.05.2007 N А65-11655/06). Вместе с тем, если одна из сторон приняла от другой стороны полное или частичное исполнение по договору (например, перевозчик фактически принял груз и провозную плату за его доставку в определенный пункт назначения) либо иным образом подтвердила действие договора, она не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (п. 3 ст. 1, п. 3 ст. 432 ГК РФ в редакции Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ, вступившего в силу с 01.06.2015).
Договор перевозки грузов
Тип документа: Договор перевозки
Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.
Размер файла документа: 12,7 кб
Договор перевозки грузов заключается между двумя сторонами: отправителем и перевозчиком. Третья сторона (получатель) формально не участвует в данном соглашении. Согласно условиям документа, первая сторона обязуется принять от отправителя какой-либо груз и доставить его получателю. Отправитель при этом обязан оплатить услуги перевозчика в соответствии заявленным тарифам. Отношения первой и второй стороны подтверждаются выдачей соответствующей накладной на руки отправителя.
Следует отметить, что перевозчик должен предоставить второй стороне исправные ТС, подходящие для транспортировки груза. Сделать это он обязан в срок, обозначенный в соглашении. При этом отправитель имеет полное право отказаться от предоставленных транспортных средств в том случае, если они непригодны для перевозки предмета соглашения.
В соответствии с договором перевозки грузов, а также актуальными транспортными кодексами и уставами, обе стороны несут ответственность: отправитель за невыдачу груза или же неиспользование предоставленных ТС, а переводчик за не предоставление ТС после регистрации заявки на транспортировку. При этом существует ряд обстоятельств, освобождающих каждую из сторон от какой бы то ни было ответственности (например, обстоятельства непреодолимой силы и т.п.). Данные факторы в обязательном порядке оговариваются в заключаемом соглашении.
Бланк договора перевозки грузов
Образец договора перевозки грузов (заполненный бланк)
Скачать Договор перевозки грузов
Договор перевозки грузов №
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. По настоящему договору Перевозчик обязуется доставить вверенный ему Отправителем груз в количестве , именуемый в дальнейшем «Груз», в следующий пункт назначения: , выдать груз Получателю, а Отправитель обязуется уплатить за перевозку груза плату, установленную настоящим договором.
1.2. Заключение настоящего договора подтверждается составлением и выдачей Перевозчиком Отправителю транспортной накладной (иного документа на груз).
1.3. Плата за перевозку груза составляет: рублей.
1.4. Перевозка груза оплачивается в следующие сроки и в следующем порядке: .
1.5. Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в срок, определенный транспортными уставами и кодексами, или в разумный срок.
1.6. Работы и услуги, выполняемые Перевозчиком по требованию Отправителя и не предусмотренные настоящим договором, оплачиваются Отправителем по дополнительному соглашению сторон.
1.7. Перевозчик имеет право удерживать переданный ему для перевозки груз в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей по перевозке.
2. ПОДАЧА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ. ПОГРУЗКА И ВЫГРУЗКА ГРУЗА
2.1. Перевозчик обязан подать Отправителю груза под погрузку исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки груза, в следующий срок: .
2.2. Отправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки груза.
2.3. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется Отправителем (Получателем) в следующие сроки и в следующем порядке: , а также с соблюдением положений, установленных транспортными уставами, кодексами и правилами.
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ЗА НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПЕРЕВОЗКЕ
3.1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке Стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, иными правовыми актами, а также следующую ответственность, установленную соглашением Сторон: .
3.2. Соглашения Сторон об ограничении или устранении установленной законом ответственности Перевозчика являются недействительными, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.
3.3. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в срок, предусмотренный п.2.1. настоящего договора, а Отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств несут ответственность, установленную правовыми актами, а также следующую ответственность, предусмотренную соглашением сторон: .
3.4. Перевозчик и Отправитель освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:
- непреодолимой силы, а также вследствие иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
- прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленных в порядке, предусмотренном ;
- в иных случаях, предусмотренных .
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА УТРАТУ, НЕДОСТАЧУ И ПОВРЕЖДЕНИЕ ГРУЗА
4.1. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи Получателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые Перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
4.2. Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается Перевозчиком в следующем размере:
- в случае утраты или недостачи груза – в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
- в случае повреждения груза – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере его стоимости;
- в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости груза.
Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете Продавца, а при отсутствии счета – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
4.3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением груза, возвращает Отправителю провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, поскольку согласно настоящему договору эта плата не входит в стоимость груза.
4.4. Документы о причинах несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные Перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности Перевозчика, Отправителя либо Получателя груза.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. До предъявления к Перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, Отправитель (Получатель) обязан предъявить ему претензию в порядке, предусмотренном .
5.2. Во всем ином, не урегулированном настоящим договором, будут применяться положения ГК РФ, .
5.3. Договор вступает в силу с момента его подписания, составлен в экземплярах.
Договор перевозки груза: существенные условия и образец
Договор оказания перевозки груза – это документ, который обозначает возникновение обязательств. То есть исполнитель обязан в таком случае своевременно и качественно оказать услугу по перевозке пассажиров или грузов. Контрагент берет на себя ответственность и должен обеспечить сохранность предметов, если доставляет товар. А отправитель определенного груза в свою очередь должен оплатить работу по факту выполнения услуги. Ключевым понятием такого договора является возникновение обязательств и условий, которые обе стороны должны выполнить независимо от обстоятельств.
Законодательство о договоре
Отношения в данных договорах не во всех случаях построены на обязательствах. Содержание договора транспортной перевозки груза включает в себя третье лицо, которое называют грузополучателем. К примеру, гражданское законодательство допускает, что при купле-продаже одна сторона может выступать в качестве отправителя груза, а вторая является получателем. Понятия просты, но осложняются тем, что при выполнении договорных обязательств могут возникнуть риски. А также важно, чтобы стороны от проведения сделки получили финансовый результат. И не имели претензий, чтобы не было необходимости оспаривать итоги сделки в судебном порядке. Поэтому главным аспектом является выполнение договора в соответствии с требованиями, которые в нем закреплены.
Существуют определенные правовые нормы, которые регулируют условия по перевозке различного груза. Они прописаны в ГК РФ. Существуют следующие разновидности договоров:
- договор автомобильной перевозки грузов;
- договор перевозки пассажиров.
Перевозка пассажиров может осуществляться разными способами. Не только с помощью автомобиля, но и на поездах, самолетах, кораблях. Каким образом будет доставлен товар, определяется условиями договора.
Характеристика
В Гражданском кодексе, который регулирует договор перевозки грузов транспортом, включены только основные положения. Но главным инструментом, контролирующим своевременное исполнение обязательств, является не только кодекс, но и уставы. Но они принимаются в качестве законов. Таким образом, обеспечивается то, что все условия определяются исключительно положениями соглашения.
Условия – это перечисленные обязанности по договору перевозки грузов. Если отправителю груза выдается накладная или другой документ, то наличие этого факта подтверждает, что правоотношения имеют законную силу. То есть подтверждается, что договор действительно заключался. Среди документов особенно выделяют договор перевозки транспортом, который является общественным. Перевозчиком выступает юридическое лицо. Оно обязуется выполнять работу по перевозке пассажиров. Такая деятельность оформляется в виде публичного договора. Важная черта данных соглашений состоит в том, что обязательства могут оформляться несколькими договорами.
Обязательства не могут возникать сами по себе. Для этого необходимо, чтобы появились соответствующие основания. К ним могут относиться следующие:
- систематическая перевозка;
- долгосрочный договор;
- заявка заказчика.
Когда транспортировка выполнена успешно по договору оказания услуг перевозки грузов, то правовые отношения прекращаются. Они могут действовать дальше, если договором предусмотрена долгосрочная работа. Такие соглашения в свою очередь перестают быть центральным механизмом, регулирующим отношения по доставке грузов. Потому что множество коммерческих организаций, помимо основного соглашения, заключают дополнительные. К примеру, организация, отправляющая грузы на постоянной основе, сотрудничает с другой компанией. Договором предусмотрен объем и периоды доставки. Но когда возникают непредвиденные обстоятельства, заказчик может нанять еще одну фирму по договору перевозки грузов автомобильным транспортом.
Субъект – это лицо, которое эксплуатирует транспортное средство. В таком случае даже неважно, находится ли данный транспорт в собственности или лицо пользуется им по договору. К примеру, по договору, касающемуся воздушного транспорта, судно находится в собственности. Если речь идет о транспортном соглашении на перевозку пассажиров, то субъектом выступает индивидуальный предприниматель, который контролирует доставку людей до места назначения.
Ответственность
Если обязанности выполнены с нарушениями у одной из сторон, то условиями предусмотрено наступление ответственности за такие действия. Если перевозчик доставляет груз в непотребном виде, то избежать штрафов он сможет в случае, если докажет отсутствие вины. То есть если он не выполнил условия договора из-за обстоятельств, которые он не мог контролировать. Лицо должно доказать свою невиновность. Ведь пределы ответственности предусмотрены для каждой из сторон.
Порядок заключения
- сторона предлагает оформить соглашение;
- другая рассматривает предложение;
- сторона соглашается оформить договор.
Соглашение считается действительным в том случае, если стороны выразили желание заключить договор. А также согласны на условия, прописанные в документе. Потому что наличие противоречий делает заключение договора невозможным. Если для оформления его требуется передавать имущество, то соглашение приобретает статус действительного с момента передачи предмета договора. Когда договор подлежит регистрации, то его считают заключенным с момента регистрации. Чтобы определить момент оформления соглашения, необходимо обращаться к Гражданскому кодексу. В соответствии с ним договор перевозки груза (образец далее) должен содержать в себе не только предмет, но и стоимость выполнения услуг, сроки выполнения заказа, штрафы за несвоевременное выполнение условий документа, риски и юридические адреса сторон.
Услуги по договору перевозки грузов выполняются на возмездной основе. Важной составляющей считается размер стоимости. Потому что указанная цена не может меняться в большую сторону. В исключительных случаях это возможно, но это будет уже совершенно другой договор. В основном условия не пересматриваются. И сторона, которая обязана выполнить работу, должна осуществить услугу в срок, который указан в документе. В противном случае сторона заказчика может потребовать выплатить неустойку из-за того, что условия не соблюдены должным образом. Претензии одной из сторон обязательно должны подаваться в письменном виде. Вообще любые договоренности в устном виде потом тяжело доказать в рамках судебного разбирательства. Желательно все фиксировать на бумаге.
Если сторона высказывает свои претензии к выполнению договора, но исполнитель не реагирует, то можно идти подавать заявление в суд. Но сделать это можно в течение одного года. По прошествии этого периода обратиться в суд для защиты своих интересов будет нельзя. Потому что на такие договоры распространяется исковая давность в двенадцать месяцев.
Внесение платы
Интересной особенностью договоров на перевозку грузов считается внесение провозной платы. Размер, который необходимо оплатить, должен быть зафиксирован в соглашении в обязательном порядке. Исключение составляет только договор на перевозку грузов общественным транспортом. Сумма, которую нужно внести, устанавливается законодательными актами. Обязанность по оплате лежит на стороне, которая отправляет груз. В редких случаях по договоренности оплата вносится стороной, которая его получает. При наличии претензии по выполнению услуги перевозчик имеет право даже удержать груз до выяснения обстоятельств. Потому что на нем лежит большая ответственность, так как объект должен быть доставлен в том виде, в котором его отправляли.
Когда груз получен, то должна быть оформлена накладная. Она указывает на окончание договорных отношений и то, что произошел его выкуп. Получателя груза в таком случае необходимо уведомить. Если речь идет об автомобильных перевозках, то здесь не обязательно ставить в известность о прибытии объекта сторону договора. Грузополучатель в свою очередь обязуется принять груз в установленные сроки. А также уведомить отправителя о том, что объект осмотрен и принят.
Если получатель товара не ставит в известность другую сторону, то должен внести денежные средства за хранение. При наличии его вины такая сумма может увеличиваться в несколько раз. Поэтому условия договора всегда нужно исполнять должным образом, чтобы отсутствовали убытки. Ведь штрафы и различные неустойки при доставке больших грузов могут быть внушительных размеров в денежном эквиваленте. Но объект в соответствии с документами должен быть обязательно реализован. Даже если он пришел без сопроводительных документов, он все равно подлежит реализации.
Таким образом, договор перевозки грузов — важный документ, который содержит множество условий и нюансов. Их обязательно нужно учитывать, так как несоблюдение хотя бы одного из них влечет появление претензии от другой стороны по договору. Все стороны при заключении соглашения взаимозависимы друг от друга.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ведь когда они заключают соглашение, взамен они хотят получить выполнение обязательств. Стороны в этом смысле зависят друг от друга. Если отправитель груза вовремя не выполнил свои функции, то убытки несет получатель. И, соответственно, наоборот. Поэтому нарушение условий по договору нежелательно для всех, кто участвует в договоре. Для этого и существуют такие жесткие требования к пунктам соглашения. Стороны должны понимать, могут ли они нести такую ответственность. И если они ее приняли, то при любых обстоятельствах должны все выполнить.
Источники
Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.
Грудцына Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России; Деловой двор — М., 2012. — 352 c.
Неуймин, Я. Г. Вопросы истории и методологии автоматизации промышленного производства / Я.Г. Неуймин. — М.: Главная астрономическая обсерватория АН СССР, 2014. — 160 c.- Трудовое право; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 504 c.
- Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.