Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи

Полная информация на тему: "Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи" в помощь грамотному гражданину.

Минюстом России предложены революционные преобразования рынка профессиональной юридической помощи

Согласно проекту основной задачей разработанной Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи является формирование единой правовой основы предоставления юридических услуг в Российской Федерации, предполагающей:

повышение уровня правовой защиты получателей юридических услуг;

совершенствование института адвокатуры, в том числе путем устранения ограничений, затрудняющих организацию эффективной адвокатской деятельности;

создание условий для недопущения низкоквалифицированных юристов
к оказанию юридических услуг, условий исключения из профессии недобросовестных консультантов;

создание системы профессиональной правовой помощи, отвечающей общепризнанным международным стандартам, и формирование условий для интеграции институциональной среды адвокатуры в мировое правовое пространство.

Предполагается, что реализация концепции будет осуществляться в три этапа.

На первом этапе (2018 год) предусматривается разработка нормативных правовых актов по следующим направлениям:

создание возможностей для выбора адвокатами существующих организационно-правовых форм коммерческих корпоративных организаций для ведения адвокатской деятельности (объединения в адвокатские образования), при этом создание новых организационно-правовых форм коммерческих организаций, не предусмотренных ГК РФ, не предполагается;

обеспечение возможности работы адвокатов по трудовому договору с адвокатскими образованиями;

детализация режима налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от избранной формы адвокатского образования и условий соглашения об оказании юридической помощи;

обеспечение возможности использования адвокатскими образованиями, в том числе являющимися некоммерческими организациями, средств индивидуализации;

обеспечение возможности участия адвокатских образований в государственных закупках;

введение правила о том, что оказание юридической помощи лицами, являющимися адвокатами или юристами иностранных государств и не имеющими статуса адвоката на территории РФ, допускается при условии их регистрации в специальном реестре, который ведется федеральным органом юстиции, и только по вопросам права данного иностранного государства при соблюдении принципа взаимности (то есть иностранное государство, в котором данное лицо является адвокатом или юристом, предоставляет российским адвокатам на своей территории статус, позволяющий оказывать юридическую помощь);

введение правила о том, что иностранные граждане вправе получить статус адвоката в РФ, если они имеют высшее юридическое образование, полученное в РФ или СССР, либо высшее юридическое образование, полученное в иностранном государстве и признаваемое в Российской Федерации, при условии соблюдения принципа взаимности (то есть если в соответствии с законодательством данного иностранного государства гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, вправе получить в данном государстве на тех же условиях статус адвоката или иной аналогичный статус, позволяющий оказывать юридическую помощь по вопросам права этого государства);

введение требований к адвокатским образованиям, устанавливающих запрет на прямой или косвенный контроль иностранных лиц над ними.

В рамках второго этапа (2019 год) предусматривается разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих временный упрощенный порядок перехода лиц, оказывающих юридическую помощь, в адвокатуру, а также осуществление оценки реализации первого этапа концепции в целях прогнозирования готовности перехода к третьему этапу.

Упрощенный порядок приема в адвокатуру предполагает проверку знаний только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, осуществляемую в форме тестирования. При этом упрощенный порядок будет действовать в переходный период до 1 января 2023 года для лиц, соответствующих общим требованиям закона об адвокатуре и одновременно отвечающих ряду дополнительных критериев. Лицам, не отвечающим установленным критериям, необходимо будет сдавать квалификационный экзамен на получение статуса адвоката в общем порядке.

Квалификационные экзамены в упрощенном порядке могут быть предусмотрены для всех лиц, имеющих высшее юридическое образование, полученное в РФ или СССР, либо ученую степень в области юриспруденции, и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет в организациях (либо в качестве индивидуальных предпринимателей по этому виду деятельности), оказывающих юридические услуги на территории РФ. При этом должна допускаться возможность сдачи повторного экзамена для претендентов, не сдавших его в первый раз, в течение всего переходного периода реализации концепции.

Правила предоставления статуса адвоката в упрощенном порядке и порядок сдачи соответствующего квалификационного экзамена должны быть унифицированными, максимально прозрачными и публичными и будут утверждены совместно Федеральной палатой адвокатов РФ и Минюстом России.

На лиц, получивших статус адвоката в упрощенном порядке, в переходный период не должно распространяться требование, предусмотренное пунктом 1 статьи 21 и пунктом 1 статьи 22 закона об адвокатуре, о необходимости наличия стажа адвокатской деятельности не менее пяти лет у адвоката, учреждающего адвокатский кабинет, либо не менее чем у двух адвокатов, учреждающих коллегию адвокатов.

Кроме того, при предоставлении статуса адвоката в упрощенном порядке должны быть отменены взносы (или установлен их необременительный единый размер), уплачиваемые претендентами целевым образом при вступлении в адвокатуру. В настоящий момент размер таких отчислений устанавливается решениями собраний (конференций) адвокатов адвокатских палат субъектов РФ и существенным образом отличается в различных регионах. Установление упрощенного порядка вступления в адвокатуру должно предполагать единообразие в решении данного вопроса.

На третьем этапе реализации концепции (2020 — 2022 гг.) — будет осуществляться прием в адвокатуру лиц, оказывающих юридическую помощь, в том числе в упрощенном порядке в соответствии с переходными правилами, разработанными и принятыми в рамках второго этапа. К моменту окончания третьего этапа должен быть обеспечен переход в адвокатуру всех заинтересованных представителей юридического сообщества.

С 1 января 2023 года представительство во всех судебных инстанциях вправе будут осуществлять только адвокаты, а также лица, указанные в разделе IV концепции (в частности, юристы, осуществляющие профессиональную деятельность по трудовому договору в составе юридических подразделений (иных структурных подразделений) организаций).

Одновременно предусматривается, что с 1 января 2023 года юридическую помощь в Российской Федерации на возмездной основе вправе будут оказывать только адвокаты и адвокатские образования.

Коммерческие организации, осуществлявшие деятельность по оказанию юридических услуг и намеренные продолжить ее в дальнейшем, до 1 января 2023 года должны будут привести свои фирменные наименования, учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами закона об адвокатуре и при соблюдении необходимых требований получить статус адвокатского образования.

Читайте так же:  Как определить размер компенсации морального вреда

Минюст России не отказался от идеи принятия концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи

VitalikRadko / Depositphotos.com

Проект данной концепции, широко обсуждавшийся в юридическом сообществе и определяющий направление разработки нормативных правовых актов для регулирования деятельности по оказанию профессиональной юридической помощи, был опубликован министерством еще в октябре 2017 года. Необходимость принятия концепции, напомним, была предусмотрена первоначальной редакцией государственной программы РФ «Юстиция» (далее – программа «Юстиция»). По итогам обсуждений проект неоднократно, как отмечали представители министерства на различных площадках, дорабатывался, но никакие другие версии, кроме обозначенной выше, опубликованы не были. Тем не менее не исключается обнародование в ближайшее время итогового варианта проекта концепции, так как заместитель Министра юстиции РФ Денис Новак в ходе IX Всероссийского съезда адвокатов сообщил, что работа над ним завершается. Каким будет содержание документа, он не уточнил, отметив лишь, что министерство по-прежнему исходит из того, что площадкой для объединения всех лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь, должно быть адвокатское сообщество.

Такой же подход был у министерства и на начальном этапе разработки концепции, и он не предполагал получения адвокатского статуса абсолютно всеми лицами, оказывающими юридические услуги или представляющими интересы других лиц в силу закона, – на деятельность государственных, муниципальных служащих, нотариусов, штатных юристов организаций, участников государственной системы бесплатной юридической помощи, НКО, оказывающих юридические услуги на безвозмездной основе, предлагаемое концепцией единое регулирование рынка юридических услуг не должно было распространяться. Также предполагалось сохранить право на судебное представительство для родственников и законных представителей граждан, руководителей организаций и иных лиц, имеющих право на представление интересов организаций в суде.

В актуальной редакции программы «Юстиция» – очередные поправки начали действовать 11 апреля текущего года (постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 353-21) – указания на концепцию регулирования рынка профессиональной юридической помощи нет, но содержится положение, согласно которому в декабре 2020 года Минюст России должен направить в Правительство РФ законопроект о внесении в Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» поправок для оптимизации процедуры допуска к деятельности адвоката и стандартизации рынка профессиональной юридической помощи. Каким будет содержание такого законопроекта, и должна помочь определить концепция, полагает вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров, отмечая, что заявление замминистра о завершении работы над ней дает надежду на ее принятие и реализацию на практике, причем в ближайшее время.

Фото: fparf.ru

Геннадий Шаров, вице-президент ФПА РФ:

В целом же, учитывая последние правки, внесенные в программу «Юстиция», сложно предположить, когда будут разработаны нормативные акты, необходимые для создания единого рынка услуг по оказанию квалифицированной юридической помощи. Сроки реализации сдвинуты на шесть лет [до 31 декабря 2026 года. – ГАРАНТ.РУ], и в программе остается все меньше положений, касающихся адвокатуры. В частности, уже не упоминается прямо реформа рынка, которая бы предполагала исключительное право адвокатов на судебное представительство. Между тем множественность субъектов оказания юридической помощи стоило бы сократить еще в конце 90-х годов. Почему государство это до сих пор не сделало? Необъяснимо, хотя юридическая общественность, за исключением незначительной ее части, признала необходимость перемен, закрепленных в проекте концепции.

Мне представляется, что нужно в первоочередном порядке реализовать две новеллы, изложенные в проекте концепции. Это внедрение новых организационно-правовых форм адвокатских образований, что позволит реально формировать жизнеспособные, конкурентные структуры, а также срочное введение исключительного права адвокатов на судебную трибуну, как это практикуется во всех странах с развитой правовой системой, кроме случаев, обозначенных в концепции».

Завершает Минюст России в настоящее время и разработку еще одного крайне важного для адвокатского сообщества нормативного акта – постановления Правительства РФ, определяющего порядок расчета размера вознаграждения адвокатов, которые участвуют в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателя, следователя или суда, в зависимости от сложности уголовного дела. С 1 января этого года, напомним, увеличены минимальные и максимальные размеры вознаграждения таких адвокатов за каждый рабочий день (п. 23 Положения о возмещении процессуальных издержек в редакции постановления Правительства РФ от 2 октября 2018 г. № 1169).

Сложность дела и раньше являлось обязательным учитывающимся при определении размера оплаты труда защитников по назначению критерием, и до 1 января соответствующий расчет производился в порядке, установленном Минюстом России и Минфином России (приказ Минюста России и Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 174/122н). Поскольку при увеличении размера ставок для адвокатов по назначению корреспондирующие поправки в указанный порядок внесены не были, размеры вознаграждения в зависимости от сложности дела были определены ФПА РФ (решение ФПА РФ от 16 января 2019 г. № 1), а МВД России после обращения к нему палаты направило в территориальные органы указание о применении повышенных ставок и до принятия заменяющего совместный приказ министерств нормативного акта (письмо МВД России от 11 марта 2019 г. № 3/197700064354). Что важно, во многих регионах суды также начали применять установленные ФПА РФ размеры вознаграждений, отметил президент палаты Юрий Пилипенко. Тем не менее скоро такая необходимость отпадет – было не только принято решение о замене приказа об определении размера вознаграждения адвокатов в зависимости от сложности уголовного дела постановлением правительства, но и разработан его проект. По словам Дениса Новака, на прошлой неделе он был согласован с Минфином России (а это, как показал весь процесс повышения ставок, – самая сложная стадия), и к началу мая постановление может быть принято.

Концепция регулирования рынка юрпомощи: ограниченная адвокатская монополия, основанная на доверии

Kaspars Grinvalds / Shutterstock.com

В октябре текущего года Минюст России опубликовал на своем официальном сайте проект концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Планируется, что с 1 января 2023 года оказывать юридическую помощь на возмездной основе смогут только адвокаты и адвокатские образования. Они же, по общему правилу, с этой даты будут осуществлять представительство во всех судебных инстанциях.

Читайте так же:  Акт выполненных работ - образец, форма, скачать бланк

Однако, как ранее и указывало министерство, проект концепции может быть доработан с учетом предложений, поступивших в ходе его обсуждения. Как отметил заместитель Министра юстиции России Денис Новак в ходе общественных слушаний в ОП РФ, прошедших вчера, уже сейчас можно сказать, что определенные корректировки концепция претерпит. Он также рассказал об основных направлениях изменений.

Не исключено, что полный переход к новому регулированию состоится не 1 января 2023 года, а позже. По словам эксперта, окончательное решение будет принято только при наличии трех критериев. Во-первых, будет оценена численность адвокатов, то есть начнут ли юристы активно переходить в адвокатуру в соответствии с новыми правилами или нет. В связи с этим планируется провести анализ, насколько юристам будет доступен такой переход.

Во-вторых, планируется выяснить, станут ли услуги адвокатуры доступны для граждан по стоимости. Предположительно, сбором, раскрытием и обобщением сведений о тарифах на услуги займутся непосредственно адвокатские палаты.

В-третьих, предполагается провести социологические исследования, которые покажут, считает ли население страны услуги адвокатов доступными.

Денис Новак подчеркнул, что ключевой особенностью перехода должно стать доверие к реформе, а его необходимо обеспечить за счет прозрачности нововведений. Преимущества от реформы, как ожидается, ощутят именно доверители, которые хотят получать квалифицированную юридическую помощь. Это подтвердил и президент ФПА России Юрий Пилипенко. По его словам, данный проект важен не столько для адвокатуры, сколько для общества и государства.

Отметим, что в полном смысле назвать реформу адвокатской монополией вряд ли получится, по крайней мере, исходя из текущей редакции концепции. Как напомнил советник ФПА РФ Василий Раудин, проект концепции содержит перечень лиц, деятельность которых она не затрагивает. К их числу отнесены государственные и муниципальные служащие, нотариусы, законные представители граждан, юристы-инхаусы и руководители организаций, участники государственной системы бесплатной юридической помощи, а также НКО, оказывающие юридическую помощь в соответствии с целями создания. То есть им, чтобы оказывать юридические услуги и осуществлять судебное представительство, не придется становиться адвокатами. При этом список исключений, по словам Дениса Новака, может быть расширен.

«Появится часть, которая будет говорить, что если лицо обладает иным регулируемым статусом – патентный поверенный, аудитор, арбитражный управляющий, то в рамках осуществления этой деятельности, например, если возникает необходимость представлять интересы в судах, не потребуется приобретения статуса адвоката», – рассказал он. Кроме того, планируется, что оказывать юридическую помощь на безвозмездной основе без необходимости получения статуса адвоката смогут студенты, работающие в юридических клиниках при вузах под руководством наставников. Денис Новак обратил внимание, что реформу можно назвать ограниченной адвокатской монополией.

Также еще планируется обсуждать, в каких организационно-правовых формах будут создаваться адвокатские образования. Пока проект концепции содержит лишь базовый перечень форм – это ООО, непубличные АО, полные товарищества и производственные кооперативы. Денис Новак предположил, что в такие организации можно будет допустить иных лиц, кроме адвокатов, например, инвесторов в качестве сопартнеров. Речь идет о лицах, обладющих специальным статусом, например, аудиторов и патентных поверенных, контроль в управлении при этом останется у адвокатов. Подобное регулирование, по данным эксперта, сегодня применяется в Германии.

Ряд проблем, требующих решения, уже сейчас выявлен в связи в планируемым введением упрощенного порядка приема в адвокатуру. В соответствии с проектом концепции, квалификационные экзамены в упрощенном порядке могут быть предусмотрены для всех лиц, имеющих высшее юридическое образование либо ученую степень в области юриспруденции, а также стаж работы по юридической специальности либо в качестве ИП не менее пяти лет. Причем стаж работы должен быть связан именно с оказанием юридических услуг.

Заместитель Министра юстиции РФ допустил, что это положение изменится, и будет учитываться стаж в качестве юриста-инхауса или работа в госорганах. Как именно планируется проверять наличие стажа – тоже пока неясно. Самым простым эксперты представляют проверку по трудовой книжке.

Тот же упрощенный порядок порождает и другую проблему. По мнению экспертов, недопустимо снижение стандарта оказания юридической помощи по уголовным делам. Напомним, участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если подозреваемый или обвиняемый от него не отказался (п. 1 ч. 1 ст. 51 Уголовно-процессуального кодекса). Но, предположительно, далеко не все адвокаты, которые только получат статус, еще и в упрощенном порядке, смогут квалифицированно оказать такую помощь. Особенно если они не специализировались в этой сфере и даже не сдавали полноценный адвокатский экзамен, включающий вопросы по уголовному процессу.

Однако несколько вариантов решения данного вопроса уже обсуждается. По словам Дениса Новака, сегодня в некоторых регионах и так достаточно адвокатов по назначению, причем наблюдается даже конкуренция между ними. Возможно, те, кто сдавал полноценный экзамен, получат преимущество при назначении адвоката в соответствии с нормами УПК РФ. Адвокаты, получившие статус в упрощенном порядке, тоже смогут осуществлять такую деятельность, но по соглашению с доверителем. Кроме того, возможно, будет введены дополнительное обучение и стажировки для адвокатов, не сдававших квалификационный экзамен.

Как указал эксперт, Минюст России заинтересован в обсуждении проекта концепции и привлечении к этому процессу не только адвокатов, но и практикующих юристов, правозащитные организации, а также тех, кто осуществляет деятельность в юридических клиниках. «Раз мы стремимся объединить профессию, объединение может строиться только на консенсусе», – отметил он.

Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи

Проект концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи

Реформирование рынка юридических услуг, которое обсуждается уже много лет, преследует цель упорядочить данный рынок, только одна часть которого — адвокатура — имеет четкие правила работы: порядок приобретения статуса, квалификационные и дисциплинарные требования и др. аспекты, урегулированные законом и Кодексом профессиональной этики адвоката (КПЭА) (см. подробнее в статье «Адвокатура в РФ — понятие и функции»). Другая существует при отсутствии какого-либо регулирования.

Читайте так же:  Приостановка работы сайта как новый вид административного наказания (законопроект)

Концепция регулирования рынка юридических услуг (рынка профессиональной юридической помощи) (далее — Концепция), проект которой опубликован Минюстом РФ 24.10.2017 для всеобщего обсуждения, состоит из 6 разделов:

  1. Общие положения.
  2. Современное состояние рынка профессиональной юридической помощи в РФ.
  3. Зарубежный опыт регулирования профессиональной юридической помощи.
  4. Задачи Концепции и ограничение предмета регулирования.
  5. Механизмы реализации Концепции.
  6. Этапы реализации реформы и переходные положения.

Концепция предусматривает переход к адвокатской монополии на судебное представительство. Однако общественные объединения юристов, к числу которых относится Ассоциация юристов России (возглавляет П. Крашенинников, председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству), иначе рассматривают вопрос о повышении качества юридических услуг, в первую очередь судебного представительства. Этому посвящен законопроект П. Крашенинникова. Аналогичная тема затрагивается и в законопроекте ВС РФ.

Состояние реформы развития рынка юридических услуг на данный момент: законопроекты на рассмотрении

Видео (кликните для воспроизведения).

На дальнейший процесс реформирования рынка юруслуг, а также Концепцию, которая еще будет дорабатываться Минюстом, повлияют решения, которые будут приняты законодателями при рассмотрении 2 законопроектов, внесенных в Госдуму:

  1. Депутат Госдумы П. Крашенинников в сентябре 2017 года внес на рассмотрение законопроект «Об осуществлении представительства…» № 273154-7, который предполагает введение обязательности российского юридического образования для лиц, представляющих интересы сторон в судопроизводстве, с внесением соответствующих изменений в процессуальные кодексы (см. подробности в сообщении на сайте). Законопроект предложен к 1 чтению, но пока не рассмотрен.
  2. ВС РФ 06.02.2018 внес в Госдуму законопроект № 383208-7, утв. постановлением Пленума от 03.10.2017 (см. сообщение). В числе многочисленных новелл есть и нормы об обязательном высшем юридическом образовании для судебных представителей без детализации, касающейся аккредитации образовательной организации.

Введение обязательного юридического образования для судебных представителей может стать переходным этапом к адвокатской монополии. Но общественные организации юристов могут настаивать на достаточности этой меры для достижения надлежащего качества юруслуг. Несмотря на их значительное влияние, Минюст полагает, что более глубокая реформа с переходом к адвокатской монополии неизбежна.

Почему Минюст считает неизбежной глубокую реформу рынка юридических услуг

Концепция развития рынка юридических услуг разработана в соответствии с госпрограммой «Юстиция», утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 312. Подпрограмма 1 «Обеспечение защиты публичных интересов…» предусматривает в качестве основного мероприятие 1.1 «Совершенствование нормативно-правовой базы…».

[3]

Для его проведения Минюстом РФ проанализировано состояние рынка юридических услуг и разработаны предложения по внесению изменений в закон «Об адвокатской деятельности…» от 31.05.2002 № 63-ФЗ (далее — закон № 63-ФЗ).

Причинами необходимости реформирования рынка юруслуг являются:

  • отсутствие специального правового регулирования юридических услуг, минимальных требований к квалификации, дисциплинарного контроля, что влечет за собой свободный доступ непрофессионалов, дисквалифицированных адвокатов;
  • слабая применимость существующих общих норм при оказании правовых услуг низкого качества, отсутствие юридической возможности санации рынка со стороны государства;
  • свободный доступ на рынок для иностранных агентов при отсутствии подобной ситуации на аналогичных зарубежных рынках;
  • ограниченность и негибкость регулирования адвокатской деятельности (малое число форм работы, невозможность заключения трудовых договоров между адвокатами и др.), что сужает возможность притока новых кадров в адвокатуру и др.

При этом могут быть рассмотрены 2 варианта: создание второй системы юруслуг (наряду с адвокатурой) и введение адвокатской монополии. Минюстом был изучен зарубежный опыт по теме.

Учет зарубежного опыта

В отношении правового регулирования правовых рынков зарубежных стран (ФРГ, Франции, Великобритании, Японии и др.) в Концепции отмечены:

  1. Строгая законодательная регламентация.
  2. Наличие специального статуса у лиц, допущенных к оказанию услуг, чаще всего статуса адвоката (в большинстве стран).
  3. Строгие требования к претендентам на получение специального статуса (полная дееспособность, гражданство государства, в котором получается статус, наличие национального диплома, прохождение стажировки и (или) специального обучения, сдача экзамена, страхование профответственности и др.), наличие в некоторых странах специализированных статусов (солиситор, барристер — в Великобритании) или официально подтвержденной специализации (ФРГ).
  4. Разнообразие и гибкое регулирование форм деятельности адвокатов, возможность работы по трудовому договору, заключенному с адвокатским образованием.
  5. Наличие дисциплинарных норм, предусматривающих максимальное наказание в виде лишения статуса.

В Концепции оценивается отрицательно опыт Польши, где разделены адвокаты и юридические советники при практически одинаковом правовом регулировании.

Почему критикуется вариант саморегулирования юридического рынка

В течение длительного времени альтернативой адвокатской монополии являлось саморегулирование рынка юридических услуг. Однако, по мнению авторов Концепции, время показало недостаточную эффективность подобного подхода.

Данный вывод основан на анализе работы саморегулируемых организаций (СРО), приведенном в Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утв. расп. Правительства РФ от 30.12.2015 № 2776-р, по результатам которого названы такие недостатки, как:

  • неэффективность деятельности по выработке отраслевых стандартов работы;
  • недостаточная эффективность и формальность внутреннего контроля;
  • неэффективность механизмов обеспечения имущественной ответственности перед потребителями.

Более подробно о недостатках модели СРО в строительстве, которые настолько очевидны, что стали обсуждаться предложения о возврате к государственному лицензированию, можно узнать из статьи «Лицензирование строительной деятельности в России».

Таким образом, аргументами против введения СРО являются возможная низкая эффективность работы, введение в заблуждение потребителей уровнем регуляторных режимов СРО и адвокатуры, создание двойных стандартов в одной сфере деятельности, а также увеличение расходов бюджета в связи с необходимостью формирования системы контроля за работой СРО.

Почему окончательный выбор сделан в пользу адвокатуры

Помимо анализа зарубежного права, результатов работы СРО в других отраслях, довода о традиционности института адвокатуры, авторы Концепции приводят в качестве аргументов в пользу предлагаемого решения принятые за последние годы меры по совершенствованию адвокатской работы и самоорганизации:

[2]

  • закон «О внесении изменений…» от 02.06.2016 № 160-ФЗ, предусматривающий создание Комиссии Федеральной палаты адвокатов РФ (ФАП РФ) по этике и стандартам, в состав которой входят представители Минюста РФ, палат Федерального собрания и ФАП РФ, которая будет разрабатывать стандарты адвокатской деятельности и давать разъяснения по вопросам применения КПЭА (см. наше сообщение об одном из разъяснений);
  • приказ Минюста России «Об утверждении требований…» от 14.12.2016 № 288, регулирующий работу по адвокатским запросам, и др. нормативные акты, принятие которых свидетельствует о повышенном внимании государства к вопросам совершенствования работы адвокатских образований и адвокатов.
Читайте так же:  Уровни квалификации в профессиональных стандартах

Таким образом, повышение эффективности и качества работы адвокатуры, экономичность варианта перехода к адвокатской форме работы всех независимых юристов, традиционность и известность данного института как в РФ, так и за рубежом являются вескими основаниями для введения адвокатской монополии. Исходя из этого, отказ от Концепции в этом или несколько измененном виде представляется маловероятным.

Как будет осуществляться переход к адвокатской монополии на судебное представительство

Переход в адвокатуру коммерческого сектора правового рынка, обслуживающего интересы хозяйствующих субъектов и граждан, означает изменение концепции адвокатуры.

Ранее провозглашалось, что адвокат не ведет предпринимательскую деятельность (на этом, в частности, основано лишение адвокатов права применять упрощенную систему налогообложения).

В настоящее время все виды адвокатских образований (бюро, коллегия, юрконсультация) являются некоммерческими организациями (НКО), порядок регистрации и деятельность которых регулируются соответствующими законами (см. подробнее: «Коллегия адвокатов – понятие и цели деятельности»). В этом качестве они лишены возможности участия в госзакупках юруслуг, хотя по своей сути могут соответствовать требованиям, предъявляемым к субъектам малого предпринимательства.

Это создает двоякую проблему: ограничение выбора при закупках госуслуг и необоснованное лишение адвокатских образований доступа на рынок госуслуг.

В будущем ситуация изменится.

Условия работы коммерческих адвокатских образований

Для новой адвокатуры будут созданы следующие условия:

  • Введение возможности заключения адвокатом трудового договора с адвокатским образованием с условием уведомления об этом палаты региона. В этом случае адвокат вправе не выбирать форму адвокатского образования, как при самостоятельном ведении деятельности (п. 6 ст. 15 закона № 63-ФЗ).
  • Расширение числа организационно-правовых форм (ОПФ) ведения адвокатской работы. Предлагается разрешить адвокатам учреждать юрлица корпоративных коммерческих ОПФ, разрешив конфликт между непредпринимательским характером адвокатской деятельности и коммерческой направленностью ОПФ путем установления ограниченной правоспособности. Переход в адвокатуру действующих юрлиц (ООО, АО), оказывающих юруслуги, предлагается облегчить (создать «комфортный транзит», как указано в Концепции) путем допущения их преобразования в адвокатские коммерческие ОПФ (с помощью внесения изменений в учредительные документы).

Из этого будут вытекать такие дополнительные возможности, как право заключить соглашение с доверителем не только от имени конкретного адвоката (как в настоящее время), но и от имени юрлица, право на участие в госзакупках, а также возможность использовать права на средства индивидуализации (фактически во многих случаях продолжить использовать) подобным адвокатским ОПФ.

В качестве других направлений регулирования называются введение специализации адвокатов (как это сделано в Германии, в частности), страхования рисков и др.

Этапы реформы рынка юридических услуг

Предлагаются следующие этапы и сроки нововведений:

Итак, проект Концепции реформирования рынка юридических услуг, разработанный Минюстом, обозначил понимание того, что реформа давно назрела, существующее положение не имеет аналогов с зарубежными правопорядками и не способствует надлежащему обеспечению права граждан на представительство их интересов компетентными лицами, поскольку качество юруслуг никем и никак не контролируется.

Проект и законопроекты об обязательном юридическом образовании судебных представителей широко обсуждаются общественностью, окончательные решения пока не приняты. По мере их принятия статья будет дополняться и изменяться.

Минюст России опубликовал проект концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи

Belenos / Shutterstock.com

Указанным документом планируется проведение трехэтапной реформы рынка юридических услуг. Реформа пройдет в рамках государственной программы РФ «Юстиция», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 312.

Так, на первом этапе (в следующем году) предполагается:

  • предоставить адвокатам возможность выбора существующих организационно-правовых форм коммерческих корпоративных организаций для ведения адвокатской деятельности (объединения в адвокатские образования), но создание новых форм, не указанных в Гражданском кодексе, при этом не планируется;
  • предоставить адвокатам право работать по трудовому договору с адвокатскими образованиями;
  • детализировать режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от избранной формы адвокатского образования и условий соглашения об оказании юридической помощи;
  • предоставить возможность использования адвокатскими образованиями средств индивидуализации;
  • обеспечить возможность участия адвокатских образований в госзакупках;
  • ввести правило, что оказание юридической помощи иностранными адвокатами или юристами возможно только при условии их регистрации в специальном реестре и только по вопросам права данного иностранного государства;
  • установить запрет на прямой или косвенный контроль иностранных лиц над адвокатскими образованиями.

На втором этапе, в 2019 году, планируется разработать НПА, обеспечивающие временный упрощенный порядок перехода лиц, оказывающих юридическую помощь, в адвокатуру. В рамках упрощенного порядка будет осуществляться проверка знаний в форме теста только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. А кроме того – могут быть отменены взносы (или установлен их необременительный единый размер), уплачиваемые претендентами при вступлении в адвокатуру. Для адвокатских образований, оказывающих помощь благотворительным и некоммерческим организациям на безвозмездной основе, планируется предусмотреть дополнительные преференции. К примеру, это может стать обязательным условием при размещении заказов на оказание юридических услуг для госнужд.

А на третьем этапе, с 2020 по 2022 годы, будет осуществляться прием в адвокатуру в упрощенном порядке, а уже с 1 января 2023 года представительство во всех судебных инстанциях смогут осуществлять только адвокаты, а также госслужащие, законные представители, руководители организаций и НКО, и другие участники государственной системы бесплатной юридической помощи.

С этой же даты платную юридическую помощь смогут оказывать только адвокаты и адвокатские образования. При этом коммерческим организациям, оказывавшим юридические услуги и планирующим продолжить их оказание в дальнейшем, до 1 января 2023 года нужно будет привести свои фирменные наименования, учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами и получить статус адвокатского образования.

Как поясняет Минюст России, проект концепции 1 не является окончательным и может быть доработан с учетом предложений, высказанных в ходе обсуждения.

Добавим, что члены адвокатского сообщества ранее отмечали, что у практикующих юристов могут возникнуть определенные сложности с переходом на новую форму работы, так как бывшие юрисконсульты не смогут заниматься практикой в адвокатуре в привычной им форме. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, опытным юрисконсультам для получения пятилетнего стажа работы адвокатом (ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации») придется работать в течение этого срока в каком-либо адвокатском образовании. И в связи с этим они могут оказаться в невыгодном положении, так как будет оцениваться их деятельность в новом статусе, а не прошлый опыт.

Читайте так же:  Особенности правоспособности некоммерческих организаций

В то же время в Госдуме находится законопроект Павла Крашенинникова, устанавливающий, что с 1 июля следующего года представителями по гражданским и административным делам в судах и делам в арбитражных судах смогут выступать только российские граждане, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

Минюстом России разработан проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи

Во исполнение положений государственной программы Российской Федерации «Юстиция» Минюстом России разработан проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи.

Основной целью Концепции является обеспечение гарантий, установленных статьей 48 Конституции Российской Федерации, на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатно, в случаях, предусмотренных законом.

В целях подготовки проекта Концепции, а также во исполнение поручения Президента Российской Федерации Минюстом России создана межведомственная рабочая группа, в состав которой включены представители заинтересованных органов государственной власти, научного и адвокатского сообществ, а также представители корпоративных юристов и представители юридического бизнеса. Учитывая, что положения Концепции носят межотраслевой характер и направлены на совершенствование института оказания квалифицированной юридической помощи, Минюстом России предложено утвердить Концепцию распоряжением Правительства Российской Федерации.

В течение 2015 года состоялось пять заседаний указанной межведомственной рабочей группы, в ходе которых были рассмотрены основные вопросы и выработаны согласованные позиции.

Подготовленный проект Концепции направлен на упорядочение системы оказания квалифицированной юридической помощи и реформирование института адвокатуры, развитие и поддержание конкуренции на рынке профессиональных юридических услуг путем ограничения доступа на рынок для недобросовестных участников, создание механизма регулярного профессионального совершенствования и подтверждения квалификации адвокатов, а также введения в действие эффективного механизма исключения из профессии, развитие механизмов оказания адвокатами бесплатной юридической помощи. Концепция предусматривает совершенствование института адвокатуры в соответствии с современными условиями.

Реформирование рынка квалифицированной юридической помощи не распространяется на сотрудников, имеющих специальные звания, военнослужащих и федеральных государственных гражданских служащих, осуществляющих профессиональную юридическую деятельность в органах государственной власти, на работников органов местного самоуправления, работников государственных юридических бюро, нотариусов, патентных поверенных.

Реформа квалифицированной юридической помощи не затрагивает юрисконсультов, осуществляющих профессиональную деятельность по трудовому договору в составе юридических служб предприятий, учреждений и организаций (юридических лиц), группы компаний, холдингов.

Положения Концепции не распространяются на оказание юридической помощи субъектам предпринимательской деятельности общественными помощниками, на уполномоченных по защите прав предпринимателей, а также лиц, которые на основании трудового или гражданско-правового договора обеспечивают деятельность уполномоченных по защите прав предпринимателей.

Поскольку общее содержание преобразований сводится к объединению всех лиц, оказывающих на профессиональной основе юридические услуги третьим лицам, на базе существующей адвокатуры потребуется соответствующее изменение нормативного регулирования данного института. Помимо изменений Закона об адвокатуре предполагается отдельные нормативные правовые акты дополнить положениями о понятии квалифицированной юридической помощи и условиях ее оказания.

Подготовленным проектом Концепции предусматривается осуществление серии изменений, направленных на постепенное сближение и объединение различных групп субъектов, оказывающих юридические услуги, в единую профессиональную корпорацию. В настоящее время адвокатура представляется наиболее оптимальным институтом для такого объединения.

Основным условием предполагаемого объединения субъектов оказания юридической помощи в первую очередь является принцип добровольности.

[1]

Вопрос об установлении исключительного права адвокатуры на судебное представительство предлагается рассмотреть только при подготовке изменений и дополнений в процессуальное законодательство Российской Федерации. Работу над соответствующими актами предлагается начать после утверждения Концепции и завершить до конца 2017 года и согласовать с заинтересованными органами государственной власти и организациями, а также в рамках общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы разрабатываемых нормативных правовых актов в данной сфере.

Кроме того, среди основных положений реформирования обозначены сохранение непредпринимательского характера деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи, наличие условий для профессиональной специализации юристов, а также условий для качественного повышения эффективности государственного и общественного контроля за деятельностью адвокатов (при условии сохранения принципа независимости адвокатуры).

Со стороны государства в части оказания юридической помощи субъектами контроль предлагается сконцентрировать на том, что все юрисконсульты должны будут отвечать установленным требованиям и стандартам. Концепцией предлагается функции по контролю за лицами, оказывающими юридические услуги, передать адвокатуре.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подготовленный проект Концепции в установленном порядке согласован заинтересованными органами государственной власти и внесен в Правительство Российской Федерации.

Источники


  1. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.

  2. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2001. — 528 c.

  3. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 304 c.
  4. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.
  5. Суд по интеллектуальным правам в системе органов государственной власти Российской Федерации. — М.: Проспект, 2015. — 126 c.
Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here